Понятие, принципы, цели и задачи дошкольного образования

Содержание

Базовые принципы образования дошкольного уровня

Понятие дошкольного образования также подразумевает наличие определенных принципов его осуществления, к которым относятся:

  • Обеспечение для ребенка полноценного проживания всех этапов детства.
  • Деятельность образовательного направления планируется и реализуется в соответствии с индивидуальными особенностями личности, поощряется активность учащихся в процессе выбора содержания образования.
  • Организация сотрудничества между взрослыми и воспитанниками дошкольного возраста.
  • Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников.
  • Ознакомление дошкольников с нормами социокультурной жизни, традициями семьи и народа, обычаями родного государства.
  • Оказание содействия в формировании познавательного интереса и действий при организации разнообразных видов деятельности.
  • Поддержание принципа соответствия. Когда реализация всех аспектов дошкольного обучения происходит соответственно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.

Таким образом, принципы дошкольной образовательной системы направлены на обеспечения лучших условий жизни и развития ребенка и полностью ориентированы на его потребности в полноценном воспитании.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Прием в дошкольные учреждения и льготы

С 2009 года детские сады не могут принимать детей самостоятельно, для этого формируются специальные комиссии по комплектованию ДОУ. Это правило не касается частных детских садов. Для приема в ДОУ родителям необходимо предоставить комиссии пакет документов, который включает в себя свидетельство о рождении ребенка, паспорт одного из законных представителей, медкарту ребенка, документ, который подтверждает льготу (при ее наличии). Комиссия принимает решение и выдает направление в детский сад. Также в комиссии помогут с выбором ДОУ с учетом особенностей и состояния здоровья ребенка.

Право на внеочередной прием в детские сады имеют:

  • дети-сироты, усыновленные, приемные, находящиеся под опекой;
  • дети, чьи родители в детском возрасте остались без попечения родителей;
  • дети граждан-инвалидов (если инвалидность наступила вследствие аварии на ЧАЭС);
  • дети судей, следователей, прокуроров.

На первоочередной прием в ДОУ имеют право:

  • дети из многодетных семей;
  • дети сотрудников милиции, военных;
  • дети, один из родителей которых имеет инвалидность.

Дети одиноких родителей и педагогических работников имеют преимущественное право приема. Кроме того, на преимущественное право могут рассчитывать дети, чьи родные братья и сестры уже посещают группы данного ДОУ.

Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста » Шпоры для студентов

Шпоры по дошкольной педагогике

Цель. — это осознанное представление конечного результата определенной деятельности.

Целью воспитания является мысленное представление о том, каким в конечном итоге должен стать человек, которого хотят воспитать. Эта цель должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности, выражать требования общества к человеку.

Применительно к детям дошкольного возраста Цель воспитания формулируется как разностороннее развитие и воспитание ребенка в духе гармонии трех начал:

-физическое развитие и воспитание ребенка, формирование у него первоначальных основ здорового образа жизни;

-духовное, личностное развитие и воспитание ребенка;

-интеллектуально-познавательное развитие и воспитание. Основными задачами физического воспитания являются:

-создание условий для эмоционально радостного проживания ребенка, комфортного состояния; формирование желания быть здоровым, сильным, красивым;

-использование содержательной физкультурно-оздоровительной деятельности детей для формирования у них потребности в активных движениях и физическом совершенстве;

-рациональное питание, формирование навыков личной гигиены, закаливание, формирование у детей представлений о своем организме и его охране;

-учет экологических условий, установление режима жизни в зависимости от здоровья каждого ребенка, обеспечение индивидуального подхода к детям, учет своеобразия воспитания мальчиков и девочек.

Основные задачи духовного развития ребенка:

-формирование первоначальных основ гуманистического мировоззрения с ориентацией на общечеловеческие ценности;

-развитие нравственной мотивационнопотребностной и эмоциональной сферы;

-формирование основ национального самосознания;

-воспитание эстетического отношения к жизни.

Задачи интеллектуально-познавательного развития и воспитания

-раннее развитие задатков, дарованных ребенку природой;

-расширение кругозора детей;

-развитие познавательных интересов и потребностей, умений и навыков умственной деят-ти;

-развитие сенсорной культуры;

-развитие речи;

-формирование готовности ребенка к новой внутренней позиции «я — будущий школьник», готовности к совместной деятельности; развитие произвольного и осознанного регулирования умственной деятельности и поведения

Шпаргалки

Подробней shporiforall.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА№5» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯгород НОЯБРЬСК

Версия сайта

Направления развития ребенка в ДОУ

В тексте ФГОС употребляется понятие «занятие», хотя дети дошкольного возраста воспринимают мир через игру, а не занятие в стандартном понимании. Так что в этом случае слово «занятие» употребляется в смысле «занимательное дело». Обучение должно проводиться через игру.

В рамках ДОУ приобретение ценного опыта необходимо обеспечить в таких направлениях:

  1. Физическая активность (спортивные игры, ходьба, лазание, прыжки, катание на самокате, велосипеде, бег и другие виды двигательной активности).
  2. Коммуникативная деятельность (общение, взаимодействие с другими детьми, со взрослыми, владение устной речью).
  3. Познание и исследование (исследование объектов окружающего мира, эксперименты).
  4. Элементарная трудовая деятельность (навыки самообслуживания, бытового труда, труда в природе).
  5. Художественное восприятие (восприятие художественной литературы и устного народного творчества).
  6. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка).
  7. Конструирование из различных материалов (строительство из конструктора, природного материала, бумаги, конструирование различных моделей).
  8. Музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, пение, хореография).

Цели и задачи

— «Художественное творчество» — рисование, лепка, аппликация, ручной труд; — «Физическая культура» — физкультура, развитие движений.

Реализация Учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

В Учебном плане МБДОУ детского сада №7 «Сосенка» соблюдено минимальное количество непрерывной образовательной деятельности на изучение образовательных областей. Учебный год в МБДОУ детскbq сад №7 «Сосенка» установлен с 1 сентября по 30 мая.

Для детей от 1,5 до 3 лет образовательная деятельность осуществляется в первую и вторую половину дня по 8 — 10 минут, как естественное продолжение игровой деятельности. В первой половине дня во II младших и средних группах объём образовательной нагрузки не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старших и подготовительных — 1 час 15 мин и 1,5 часа.

В середине образовательнойдеятельности проводятся физкультминутки. Перерывы между периодами образовательной деятельности — не менее 10 минут.

МБДОУ детский сад №7 «Сосенка» , 2011 — 2015

Ссылка на источник ds7-nkr.edu.yar.ru

Принципы дошкольного образования по ФГОС

Принципы образования по ФГОС

До 2013 года понятия «дошкольное образование» как такового не было. Детские сады, ясельные группы занимались присмотром за детьми без каких-либо государственных программ по развитию. Но с недавнего времени обучение детей и их подготовка до школы считается первой ступенью в образовании. Это регламентирует федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС), вступивший в силу с октября 2014 года. По стандарту среди принципов образования дошкольников можно выделить:

Сохранение атрибутов детства. Воспитанник в саду должен играть, общаться, познавать мир. Педагоги помогут в разнообразии активного времяпровождения.

Учитывание индивидуальности детей. Воспитатели помогают выявить способности и создают необходимые условия для их развития.
Признание самостоятельности малыша и сотрудничество

Ребенку важно самому выбрать род игр, партнера, а педагог призван ему в этом помочь.
Подкрепление инициативы. Дети не любят скучать, они всегда активны

Поэтому взрослым следует поощрять их занятия, но учитывать при этом возраст.
Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Гармоничное развитие детей зависит от согласованности действий родителей и воспитателей.  
Знакомство с традициями, общественными и семейными. В саду закладываются основы морали, нравственности, патриотизма.
Сохранение познавательных интересов. В раннем возрасте важно создать среду, в которой дети сохранят интерес к знаниям и дальнейшему обучению.
Соответствие возрасту. Деятельность в садах должна быть организована с учетом возраста, развития, способностей ребят.
Культурное развитие. Приобщение детей к культурным ценностям, обычаям и традициям способствует гармоничному развитию человека.

Педагогический коллектив дошкольных заведений должен соблюдать принципы ФГОС для грамотного и всестороннего развития воспитанников вне дома.

Принципы дошкольного образования

строится на основе следующих принципов:

  • Каждый ребенок полноценно проживает все этапы детства.
  • Образование соответствует возрасту детей.
  • и ведутся с учетом особенностей каждого ребенка.
  • Ребенок признается полноценным субъектом дошкольного образования.
  • Познавательные интересы и деятельность формируются у детей с помощью разных видов и форм деятельности.
  • Дети знакомятся с традициями и социокультурными нормами семьи, общества и страны.
  • Воспитатель поддерживает инициативу ребенка во всех видах деятельности.
  • ДОУ активно взаимодействует с семьями воспитанников.
  • Учитываются этнокультурные особенности воспитания каждого ребенка.

Структура дошкольного образования

Детский сад — важное звено в воспитании детей

Более 60 % детей посещает детские сады. Дошкольные учреждения, ясли, развивающие центры становятся необходимыми для молодых семей. Пребывание ребенка в руках опытных педагогов позволяет родителям уделять больше времени работе или учебе. В России для этого существует хорошо организованная система дошкольного воспитания. Исходя из особенностей детей, предпочитаемого вида развития выделяют следующие типы заведений:

Общеразвивающие детские сады. Наиболее распространенный вид

Здесь уделяется внимание разным направлениям развития 一 это интеллектуальное, художественное, физическое.
Детские сады компенсирующего вида. Предназначены для работы с детьми с нарушениями развития: психическими, речевыми, физическими и др.
Оздоровительные сады

Ключевая роль в таких учреждениях отводится физическому воспитанию, закаливанию, общеукрепляющим здоровье процедурам.
Комбинированные учреждения. Универсальный детский сад, подходящий детям с разным уровнем развития. На базе таких садов есть обычные группы и группы для детей с отклонениями.
Центр развития ребёнка. В таких учреждениях в одинаковой степени проводятся оздоровительные, интеллектуальные, физические, психические программы. Главная цель 一 р ностороннее воспитание и раскрытие потенциала воспитанников.

Таким образом, выбор детского сада будет зависеть от особенностей здоровья ребенка и целей, которые ставят перед ним родителей.

Обучение детей

ФГОС

  • ФГОС дошкольного образования
  • Подготовка к школе
  • Страх перед домашними заданиями
  • Проблемы в школе у детей
  • Задача воспитателей при подготовке детей к школе
  • Подготовка к школе в детском саду
  • Подготовка к школе в развивающих центрах
  • Что такое ?
  • Что должен уметь ребенок к школе
  • Дошкольное образование

Дети

  • Азбука и алфавит
  • Алфавит для детей
  • Азбука по слогам
  • Русский алфавит для детей
  • Развитие мелкой моторики у детей
  • Знакомство детей с книгой
  • Алфавит с пеленок
  • Английский для детей
  • Методики раннего развития
  • Сенсорное развитие детей
  • Лучше всего для этой цели подойдет методика Марии Монтессори.
  • Физическое развитие детей
  • Подготовка к школе
  • Подготовка к школе летом
  • Воображение детей
  • Развитие внимания у детей
  • Упражнения на внимательность
  • Развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Игры на развитие мышления детей
  • Игры на развитие логическое мышление
  • Развитие логического мышления удетей.
  • Постановка звуков
  • Постановка звука в
  • Постановка звука р
  • Шипящие согласные звуки — постановка звуков у детей дошкольного
  • Постановка звука Щ
  • Как разобрать слово на звуки
  • Слоги для детей дошкольного возраста
  • Игры с буквами для детей
  • Учим буквы. Игра.
  • Обучение грамоте малышей
  • Обучение грамоте уроки
  • Обучение грамоте — программа Гармония
  • Обучение грамоте Журовой
  • Обучение грамоте — методика Перспектива
  • Обучение грамоте УМК Школа России
  • Читаем с персонажами
  • Учимся читать с Лунтиком
  • Фиксики учат читать

Требования к дошкольному образованию

Успешность дошкольного образования определяется в соответствии с разнообразными критериями, среди которых могут быть выделены следующие:

  • достаточный уровень сформированности вычислительных, графических навыков, навыков чтения,
  • понимание смысла учебной задачи, её осознание,
  • умения слушания, запоминания, наблюдения,
  • социально-коммуникативные навыки,
  • высокий уровень самоконтроля и самооценки.

Замечание 2

Дошкольное образование необязательно, но в современной литературе подчёркивается важная его роль в личностном, физическом, интеллектуальном, эмоциональном, коммуникативном развитии ребёнка.

Ты студент любого из вузов России? Приглашаем на платное интервью! Тема интервью — подготовка к сессии и проблемы, возникающие при этом Узнать подробности

Предполагаемые результаты реализации госполитики

Ожидается, что введение ФГОС позволит значительно улучшить образовательное пространство в РФ. Общая государственная политика призвана обеспечить:

  1. Качество образовательно-воспитательного процесса. В результате реализации ФГОС ожидается создание системы, гарантирующей положительные условия для качественного образования на всех уровнях (дошкольное, начальное, среднее и старшее школьное, дополнительное, специальное, высшее и так далее). Также планируется индивидуализировать образовательно-воспитательный процесс за счет вариативности и разнообразия программ, средств и методов обучения, сделать российское образование конкурентоспособным не только по содержанию, но и по качеству образовательных услуг.
  2. Доступность образования. Общедоступное и бесплатное дошкольное, а также основное образование обеспечивается всем гражданам РФ, вне зависимости от национальности, пола, расы, возраста, состояния здоровья, социальной принадлежности, религии, убеждений, языка и других факторов. Высшее и среднее специальное образование граждане РФ могут получать бесплатно на конкурсной основе.
  3. Достойная оплата труда педагогов. Необходимо достичь уровня оплаты, который бы обеспечивал конкурентоспособность сферы образования на рынке труда.
  4. Пенсионное обеспечение. Работникам сферы образования в перспективе должны быть гарантированы не только достойные зарплаты, но и достаточный уровень пенсионного обеспечения. Уже на сегодняшний день работникам, стаж которых насчитывает более 25 лет, вместо пенсии за выслугу лет предоставлено право на надбавку за стаж при продолжении педагогической деятельности.
  5. Социальное обеспечение воспитанников, учащихся, студентов и аспирантов. В рамках этого пункта детям и молодежи, которые учатся в образовательных организациях, гарантируется защита жизни, обеспечение сохранности здоровья, физическое воспитание. Студентам обеспечивается адресная материальная помощь (стипендии, пособия), содействие трудоустройству.
  6. Финансирование образовательной системы. Бюджет на образование должен увеличиваться опережающими темпами по отношению к другим государственным сферам, а средства – расходоваться более эффективно. Между отдельными ДОУ материальное обеспечение должны эффективно распределять местные Управления дошкольного образования.

Характерные черты

Современное частное и государственное дошкольное образование в Российской Федерации имеет основные характерные черты. Во-первых, система обеспечивает целостный характер учебно-воспитательного процесса, его воспитывающий и развивающий характер. Это означает, что в ДОУ обеспечивается целостное медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение ребенка.

Кроме того, именно в дошкольном возрасте начинает формироваться общая культура, условия для сохранения и укрепления здоровья детей, интеллектуальные, нравственные, моральные, физические, творческие, эстетические и личностные качества. Целостность системы также обеспечивается преемственностью дошкольного и начального школьного уровней образования.

Во-вторых, в учреждениях ДОУ обеспечивается комфортная эмоциональная обстановка и образовательная среда, разносторонне развивающая ребенка. Дети могут выбирать, как проявлять самостоятельность в соответствии с собственными склонностями и интересами. Это обеспечивается вариативностью и разнообразием образовательных программ дошкольного образования.

Основы и составные части

Идея сделать образование доступным даже самым маленьким детям родилась в 1918 году, когда свет увидели «Положения о единой трудовой школе». С их принятием


каждый советский ребенок получил гарантию на учебу чуть ли не с рождения. Современные стандарты образования декларирует Конвенции о правах детей, в которой, в частности, утверждается, что:

  • дети должны иметь возможность посещать образовательные институции;
  • взрослым следует создавать ребенку условия для учебной деятельности;
  • образование содержит все необходимое для обеспечения подготовки маленького человека к осознанной жизни в границах общественного пространства;
  • взаимодействие участников образовательного процесса основано на выказывании уважения к ребенку.

Система дошкольного образования в России все время находится «в движении» — она постоянно обновляется, видоизменяется и совершенствуется.

Первые учителя для ребенка его родители. Они обязаны с младенчества развивать детей в физическом, интеллектуальном и нравственном аспектах. Дошкольные обучающие организации призваны помочь семьям на следующем этапе воспитания и обретения знаний.

Некоторые специалисты утверждают, что детские садики не нужны, а дошкольное обучение можно полностью возложить на пап и мам, которые будут решать, где и каким способом готовить своих чад к первому классу. Но статистика свидетельствует, что услугами ДОУ пользуется подавляющее большинство родителей. Поэтому стратегия развития образовательной системы в качестве первостепенной задачи определяет дальнейшую модернизацию дошкольного образования в России.

Согласно Типовым положениям, детские учебные заведения подразделяются на пять видов:

  1. Детские сады, где в приоритете стоит осуществление одной-двух направленностей развития.
  2. Садики компенсирующего типа с главной задачей квалифицированно скорректировать отклонения детской психики.
  3. Детские садики, где под присмотром воспитателей проводятся оздоровительные процедуры.
  4. Комбинированные детсады, на территории которых могут базироваться группы общего развития, оздоровительные и компенсаторные коллективы в разной вариации.
  5. Центры раннего развития детей — детские садики, в которых малыши могут оздоравливаться, осваивать новые знания и умения, получать психологическую поддержку.

Таким образом, система дошкольного образования характеризуется многофункциональностью, разноплановостью, свободой определения приоритетного развивающего направления и полипрограммностью.