Айрат Хайруллин: «Покупатели должны четко понимать: вот здесь находится натуральный молочный продукт, а вот здесь - с заменителями»

Росстандарт и Минсельхоз обсуждают новые наименования для молока, сметаны и других продуктов с содержанием пальмового масла, ведь, по сути, ни молоком, ни сметаной они не являются. На этикетках таких товаров планируют писать «крем», «паста», «соус», «коктейль» или «напиток» - в зависимости от консистенции.

Для чего это нужно, и как нововведение может повлиять на молочный рынок, рассказал депутат Госдумы, заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам Айрат Хайруллин.

Парламентарий пояснил, что в настоящее время молокосодержащая продукция входит в категорию молочных продуктов. Согласно техрегламенту, производители могут заменять в их составе до 50% жировой базы на растительные жиры — например, пальмовое, кокосовое или другое масло.

- Айрат Назипович, сразу возникает вопрос: безопасны ли такие заменители для здоровья? Кокосовое масло практически ни у кого сомнений не вызывает, а вот о пальмовом ходят разные слухи…

- На самом деле я не стал бы утверждать, что оно вредно, и наносит ущерб здоровью, хотя есть и такие точки зрения. Вот если производитель использует пальмовое масло низкого качества, так называемое техническое, то его, конечно же, нельзя использовать в пищевой промышленности. Таких производителей необходимо выявлять и наказывать, налицо погоня за ценой. Раньше, во времена СССР, такое пальмовое масло закупали для металлургической промышленности. Им смазывали листы металла, чтобы они не ржавели. Но потом оказалось, что при определенной переработке может быть получен продукт, который по консистенции может заменить сливочное масло, то есть путем различных переработок из него можно получить продукт определенного уровня жирности.

Мы не должны вводить в заблуждение наших потребителей

- Сейчас на этикетках товаров, содержащих растительные масла, указывают: молокосодержащая продукция с ЗМЖ (с заменителем молочного жира). Этого, конечно, мало.

- Совершенно верно, часто покупатели не изучают состав, и такая продукция ассоциируется у них с натуральным молоком, а это заблуждение. На данный момент мы обязали производителей указывать на этикетке, имеет продукт заменители молочных жиров, или не имеет. Используется аббревиатура: БЗМЖ – без заменителей молочных жиров, СЗМЖ – с заменителями молочных жиров. Более того - с июля текущего года магазины начали разделять эту продукцию на полках и указывать на ценниках ту же самую информацию – БЗМЖ и СЗМЖ. Но иногда люди второпях, возвращаясь с работы, не всегда читают, очки могут забыть или просто не обратить внимания, такие нюансы есть. То есть принятых мер недостаточно, мы более четко должны разделить, и ни в коем случае, конечно же, не вводить в заблуждение наших потребителей.

У людей должно быть четкое понимание, что есть натуральные молочные продукты, к которым мы привыкли, которые потреблялись человечеством тысячелетиями, и есть продукты, содержащие в определенном процентном соотношении натуральное сырье и его заменители.

Необходимо понимать, что в продаже может быть сливочное масло, которое нельзя назвать полноценным натуральным продуктом, так как оно имеет в своем составе различные добавки, в том числе то же пальмовое масло. К огромному сожалению, потребление пальмовых масел сильно возросло. В прошлом году, например, мы дожили до такого положения, когда у нас почти половина сыров уже была не сырами, а, по сути, сырным продуктом, где молочные жиры заменялись пальмовым маслом.

- Но если производитель добросовестный, использует только качественное пальмовое масло, это позволяет расширить ассортимент молочной продукции, снизив при этом стоимость на полке. У потребителей появляется выбор – купить дороже, но стопроцентно натуральный, или же сэкономить, и купить продукт дешевле.

- Да, и понятно, что здесь идет конкурентная борьба с целью найти приемлемое ценовое решение, но это совершенно разные продукты. Потребитель должен это осознавать. Наши покупатели, приходя в магазин, должны четко понимать, что вот здесь на полке находится натуральный молочный продукт (масло, сыры и другие молочные товары), а вот здесь лежат продукты с заменителями молочных жиров.

Этим мы повысим доходность наших сельхозпроизводителей без ущерба для кармана наших потребителей

- Принимаются ли какие-то меры для того, чтобы было менее выгодно производить продукцию с добавлением растительных масел?

- С 1 октября этого года на импортируемое пальмовое масло введена ставка НДС 20%. Именно им в процессе переработки часто заменяют относительно дорогой молочный жир, так и получается суррогат. Поэтому отмена льгот на него — хорошее решение для повышения качества продовольственной продукции. Но когда речь идет о том, чтобы обычной ставкой НДС обложить уже готовую продукцию с заменителями молочного жира, встают вопросы: как это администрировать и должно ли отличаться использование других растительных масел, например, подсолнечного или соевого от пальмового размером налогообложения, если льготная ставка НДС принята в целом для продовольственных товаров.

Очень здорово, что мы обложили НДС этот продукт (пальмовое масло), до этого никакой пользы нашему государство его использование не приносило. Это, во-первых. Во-вторых, этим самым мы повысим доходность наших сельхозпроизводителей без ущерба для кармана наших потребителей.

- То есть, в идеале увеличенная ставка налога на пальмовое масло должна перенаправляться на поддержку отечественного сельхозпроизводства?

- Если она будет перенаправляться, то сбудется наша мечта. Сейчас какое-то решение мы должны будем найти, может, это будет поддержка производства детского молочного питания… Самое главное, что сегодня необходимо четко отслеживать, какое количество пальмового масла завозится к нам в Россию, ведь это наносит огромный ущерб нашим сельхозпроизводителям.

Россияне съели на миллион тонн больше натурального молока

        - Айрат Назипович, как повлияло введение ЭВС «Меркурий», на молочный рынок?

- В этом году у нас заработала системы электронной ветеринарной сертификации «Меркурий», и знаете, только за счет этой системы наши производители молочной продукции закупили натурального молока на один миллион тонн больше, чем в прошлом году. И это только по данным за 10 месяцев текущего года, статистических данных за ноябрь-декабрь пока нет. Но уже понятно, что сейчас, к концу года, этот объем еще увеличился. На самом деле это значит, что наши российские граждане съели на миллион тонн больше натурального молока. Это, конечно же, здорово.

- Да, а ведь было время, когда потребление молока очень сильно упало…

- Все началось в 90-е годы… Вспомните, когда полки магазинов были пустые, был низкий уровень жизни, и дошло до того, что наши граждане начали экономить на самых необходимых продуктах, в том числе молочных. И наша молодежь перестала расти. В то время, по данным военкоматов, в год призыва парни не добирали призывного веса. Такая была проблема.

«Мы должны создать такой имидж, что российские продукты самые лучшие в мире»

- Каким Вы видите будущее молочного рынка?

- Переработчики молока ищут, как сэкономить на сырье и получить побольше прибыли, но надо работать и над имиджем. У нас такая огромная территория, мы обречены быть экспортно-ориентированной страной. Российская Федерация способна кормить примерно 1,3 миллиарда человек планеты, а у нас в России проживает 147 миллионов человек. Даже когда наше население дорастет до 300 миллионов - а я очень на это надеюсь - мы можем кормить еще миллиард человек.

И мы должны создать такой имидж, что российские молочные продукты самые лучшие в мире, где нет ни пальмового масла, ни ГМО, ни антибиотиков, то есть должны быть экологически чистые продукты, и мы способны это сделать. Нам очень сложно конкурировать со свиноводами, с птицеводами, потому что там и технологии, и оборудование, благодаря которым они ушли от нас далеко вперед. И, кроме того, у них серьезная скрытая государственная поддержка. В молочном же производстве на каждую корову нужен практически гектар площадей, и у нас такие площади есть.

Вот Европа, например, свои возможности по росту поголовья уже исчерпала. В то же время китайцы все больше и больше потребляют молока, у них растет численность населения, в Индии потребление молока начало расти, а площадей то нет. На самом деле у нас огромный резерв, и мы всегда находимся в диалоге с Правительством РФ, есть серьезные сподвижки, принята госпрограмма по социальному развитию сельских территорий. Я считаю, что это только самые первые шаги, на самом деле надо инвестировать производство молока.

У России будущее – быть крупнейшей державой, производящей молочные продукты и говядину. Именно то, по которому мы сегодня остаемся пока еще крупнейшими импортерами. Это парадокс.

«Мы очень счастливы и рады, что у нас есть такой сосед»

- На сегодняшний день у нас уже есть выход на мировой рынок?

- Мы начали экспортировать молоко и молочные товары, те же самые китайцы с удовольствием покупают нашу продукцию и говорят: «Мы поднимаем перед вами руки, у вас нет никакой химии…». Хит продаж у них это российское мороженое, но постепенно мы начали завоевывать полки и с кефирами, и с йогуртами, и с питьевым молоком…. Пока это понемножку идет, они очень осторожны, они очень серьезно защищают свой рынок.    

- Большое спасибо, Айрат Назипович, желаем успехов и плодотворной работы и в дальнейшем.