Аттестация государственных служащих

Содержание

Кто проходит аттестацию

Проходить аттестацию обязаны все государственные гражданские служащие. Но есть и исключения. Законодательством предусмотрено, что аттестации не подлежат гражданские служащие, которые подпадают под один из критериев:

  • проработали на занимаемой должности менее одного года;
  • достигли 60 лет;
  • беременные женщины;
  • работницы, находящиеся в отпуске по беременности и родам или отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
  • прошли аттестацию менее одного года назад;
  • замещают должности руководителей, помощников и советников, с которыми заключен срочный трудовой контракт (за исключением должностей, назначение на которые производится президентом или правительством).

Решение комиссии

В силу ст. 18 Закона № 25-ФЗ по результатам аттестации комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности или нет. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, а в случае необходимости рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых. Также комиссия может рекомендовать направить отдельных служащих для получения дополнительного профессионального образования.

В свою очередь, представитель нанимателя (работодатель) по результатам аттестации принимает решение о поощрении муниципального служащего за достигнутые им успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации вправе понизить служащего в должности с его согласия. В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или при невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, – по п. 3 ТК РФ.

Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке. При этом любое нарушение процедуры аттестации будет основанием для признания результатов аттестации незаконными.

Так, Д. Г. А., ведущий специалист Управления образования администрации Шебаркульского района Омской области (далее – Управление), обратилась с иском о признании незаконным решения аттестационной комиссии Управления, поскольку в ее состав не был включен представитель первичной профсоюзной организации Управления.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции признал результаты аттестации недействительными в связи с отсутствием в составе аттестационной комиссии представителя первичной профсоюзной организации Управления. Доводы о том, что на момент проведения аттестации работодатель не знал о существовании первичной профсоюзной организации, были признаны необоснованными. Апелляционная инстанция оставила решение суда без изменения (Апелляционное определение Омского областного суда от 26.06.2013 по делу № 33-4087/13).

Тюменским судом также были удовлетворены исковые требования К. А. к администрации муниципального образования п. Винзили Тюменской области (далее – Администрация) о признании результатов аттестации незаконными.

Решением комиссии главный специалист К. А. была признана не соответствующей занимаемой должности.

К. А. мотивировала требования тем, что процедура аттестации не соответствовала законодательству, поскольку комиссия не учла результаты исполнения К. А. должностных обязанностей, уровень ее профессиональных знаний, опыт работы, отсутствие замечаний, положительный отзыв руководителя. Оформление результатов аттестации было произведено ненадлежащим образом, в недельный срок ни протокол, ни аттестационный лист не были подписаны председателем, его заместителем и членами комиссии, подписанные протокол и аттестационный лист были получены К. А. с нарушением срока. Кроме того, состав комиссии был сформирован с нарушением положений нормативных актов.

Удовлетворяя требования К. А. и признавая решение аттестационной комиссии незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что оно действительно было принято неправомочным составом аттестационной комиссии. Последняя была сформирована с нарушением порядка, установленного утвержденным Администрацией Положением об аттестационной комиссии. Количественный и персональный состав аттестационной комиссии, утвержденный распоряжением главы Администрации, не соответствовал фактическому составу.

Также оценив свидетельские показания членов аттестационной комиссии, суд посчитал, что необходимые критерии оценки, которые должны учитываться в соответствии с п. 4.1 Положения о порядке проведения аттестации, учтены не были.

Проанализировав данные, содержащиеся в аттестационном листе, протоколе заседания аттестационной комиссии, письменных ответах К. А., суд поставил под сомнение объективность оценки аттестационной комиссией профессиональных знаний истца, поскольку из представленных суду доказательств вывод о неполноте и неправильности ответов К. А., в том числе дополнительно заданных ей членами комиссии, не следует.

Решение суда о признании решения аттестационной комиссии незаконным апелляционной инстанцией было оставлено без изменений (Апелляционное определение Тюменского областного суда от 26.05.2014 по делу № 33-2480/2014).

Нахождение на государственной службе: аттестация госслужащих и квалификационный экзамен

Обратите внимание! Помимо аттестации ФЗ-79 предусматривает еще одно мероприятие, направленное на оценку соответствия того или иного работника определенной должности. Оно именуется «квалификационный экзамен» и назначается для разрешения вопроса о присвоении определенного классного чина по инициативе самого госслужащего (п. 2 ст. 49 закона 79-ФЗ)

Оно именуется «квалификационный экзамен» и назначается для разрешения вопроса о присвоении определенного классного чина по инициативе самого госслужащего (п. 2 ст. 49 закона 79-ФЗ).

Порядок сдачи такого экзамена регламентирован Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 111.

Такой экзамен не может быть назначен госслужащим, чья должность относится к (см. п. 2 упомянутого выше указа):

  • категории «руководители» высшей группы должностей госслужбы;
  • категории «помощники (советники)», назначение/освобождение которых производится Президентом РФ;
  • главной группе должностей госслужбы, назначение/освобождение которых производится Правительством РФ.

***

Итак, порядок аттестации госслужащих строго регламентирован на законодательном уровне. По общему правилу, аттестация проводится 1 раз в 3 года.

Перед аттестацией непосредственный начальник аттестуемого готовит отзыв на него с приложением необходимой документации. 

О классных чинах и стаже работы

Госслужащие подвергаются квалификационной проверке с целью определить необходимо ли им присуждать последующий, более высокий классный чин или нет.

Классный чин — это ранг сотрудника, трудящегося в российских органах государственной или муниципальной власти. Чины играют большую роль в государственной системе. Они показывают положение работников в иерархии органа, в котором служат. Являются показателем статусности и дохода сотрудника.

Звания госслужащих разделяют на две группы:

  • первичные — присуждается людям, которые в первый раз поступили на работу в государственный орган;
  • очередные — назначаются спустя определенное время трудовой деятельности, установленного для конкретного ранга.

Очередной классный чин присваивается только после того, как работник отслужил положенное количество лет и хорошо сдал квалификационную экзаменационную проверку. Это правило введено для того, чтобы стимулировать работников как можно лучше выполнять свои должностные обязанности и мотивировать их продвигаться по карьерной лестнице на одном и том же месте работы.

Очередной ранг не может быть присужден лицу:

  • у которого действительны непогашенные дисциплинарные взыскания;
  • в отношении которого назначена проверка;
  • против которого заведено уголовное дело.

Очередное звание не присуждается госслужащим, на которых открыто уголовное дело

Требования 79-ФЗ о госслужбе к аттестации государственных гражданских служащих в 2020 году

Основные правила организации, проведения и оформления итогов аттестации государственных служащих закреплены:

  • законом «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (в дальнейшем — закон 79-ФЗ);
  • Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 110 (далее — Указ 110).

Эти нормативные акты в отдельных случаях дополняются соответствующими актами уполномоченных органов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Обратите внимание! Аттестация государственного служащего проводится специально созданной комиссией, состоящей из председателя и его заместителя, секретаря и членов комиссии (пп. 9–13 ст

48 закона 79-ФЗ, п. 9 Указа 110).

Аттестацию не проходят лица, перечисленные в п. 3 ст. 48 закона 79-ФЗ и п. 3 Указа 110, например:

  • беременные женщины;
  • сдавшие квалификационный экзамен менее 1 года назад;
  • другие лица.

О том кто еще кроме госслужащих проходит обязательную аттестацию, читайте в статье Какие работники подлежат обязательной аттестации?

Обжалование результатов аттестации

У сотрудника есть полное право обжаловать любое решение, принятое на его счет. Это касается как заключения, составленного аттестационной комиссией на последнем этапе тестирования, так и решения, принятого работодателем уже по итогам пройденной проверки. Работник может начать обжалование как во внутрислужебных органах, через трудовой спор, так и сразу в судовом порядке.

Обе процедуры нужно проводить в тех порядках, которые установлены для них законодательством Российской Федерации и Трудовым Кодексом. Там говорится о том, что обжаловать решение комиссии можно при помощи назначения трудового спора, во время которого будет проходить заседание и слушание всех участников конфликта.

И если трудовой спор закончился, а согласие между сторонами не настигло, то в таком случае сотрудник имеет полное право обратиться к соответствующим организациям, чтобы те занялись решением вопроса в судебном порядке.

Как проходит аттестация госслужащих

Основная законодательная норма, утверждающая статус этих специалистов — это Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 ФЗ, аттестация госслужащих тоже частично подчиняется ему. Законодательство различает два основных вида государственных служащих:

  • Служащий, работающий в федеральном органе;
  • Служащий, занимающий должность в гражданском органе субъекта РФ.

Аттестация госслужащих проводится для того, чтобы определить, соответствует ли специалист занимаемой должности

Она проводится достаточно тщательно и под пристальным вниманием со стороны правительства. Государственным служащие должны соответствовать множеству критериев и требований, чтобы хорошо выполнять свою работу

А учитывая цену ошибки, которую могут допустить эти люди, не удивительно, что правительство уделяет столько внимание их подготовке и проверке профессиональных знаний и навыков.

Аттестация работников государственных учреждений – не единственный существующий вид проверки знаний. Также подобную оценку навыков должны проходить все специалисты, должности которых имеют большое влияние на жизнь внутри государства. В этот список входят:

  • Судьи;
  • Исполнительный руководитель предприятия или производства;
  • Специалист, отвечающий за безопасность и охрану труда;
  • Педагогический персонал учебных заведений;

Это далеко не полный список всех профессий, которые должны проходить периодическую проверку профессиональных знаний.

Проведение аттестации государственных служащих состоит из таких процедур:

  • Перед началом аттестации орган, ответственный за начало проверки, занимается составлением целей и задач;
  • Ответственные служащие берутся за разработку мероприятий, которые должны подготовить предприятие к проверке;
  • Аттестационная комиссия составляет список всех сотрудников, которые должны пройти аттестацию. Потом они начинают собирать всю доступную информацию по каждому из проверяемых служащих. Они изучают её, полностью разбирают, анализируют и в итоге получают обобщенные данные о сотруднике;
  • Аттестационная комиссия начинает официальную процедуру проверки знаний. Во время неё служащий должен продемонстрировать, что он до сих пор соответствует требованиям, которые выдвигаются к его должности;
  • После того, как проверка знаний закончилась, аттестационная комиссия занимается подготовкой общих рекомендаций по каждому из проверенных сотрудников;
  • Комиссия занимается определением порядка, в котором будут приниматься решения по каждому из сотрудников. На этом этапе специалисты определяют, какой разряд будет присвоен служащему, стоит ли выделить материальные поощрения работникам;
  • Составляется список мероприятий, которые нужно провести, чтобы улучшить качество показателей государственных служащих. Также на этом этапе комиссия занимается определением возможных рисков и последствий для каждого из принятых решений.

На процедуру проведения аттестации, и то, в каком порядке она должна проводиться, влияют несколько нормативных актов, кроме Федерального закона, который указан выше. Это ФЗ №119 от 31.07.1995 и указ Президента №353 от 09.03.1996. Эти законодательные акты следует изучить, чтобы лучше понимать, по каким процессам проходит проверка знаний государственных служащих Российской Федерации.

Аттестация и цели ее проведения

Согласно ст. 18 Закона № 25-ФЗ аттестация служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Таким образом, если в результате будет установлено, что служащий не соответствует занимаемой должности, то есть его квалификация, в частности практические и профессиональные знания и навыки, не соответствуют требованиям по данной должности, он может быть уволен по основанию, пре­дусмотренному Трудовым кодексом, а именно по п. 3 ч. 1 ст. 81.

Установление соответствия занимаемой должности – основная цель проведения аттестации. Однако в более широком смысле аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава муниципальной службы, повышению профессионального уровня муниципальных служащих.

Отметим, что приоритетными направлениями формирования кадрового состава муниципальной службы в силу ст. 32 Закона № 25-ФЗ являются:

  • назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности;
  • содействие продвижению по службе муниципальных служащих;
  • подготовка кадров для муниципальной службы и дополнительное профессиональное образование муниципальных служащих;
  • создание кадрового резерва и его эффективное использование;
  • оценка результатов работы муниципальных служащих посредством аттестации;
  • применение современных технологий подбора кадров при поступлении граждан на муниципальную службу и работы с кадрами при ее прохождении.

Кроме этого, некоторыми субъектами РФ установлено, что аттестация способствует решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности при сокращении должностей муниципальной службы (Областной закон Ленинградской области от 11.03.2008 № 14-оз «О правовом регулировании муниципальной службы в Ленинградской области»).

В ходе аттестации также могут решаться вопросы о применении к служащему мер ответственности и стимулирования.

Законом № 25-ФЗ предусмотрено проведение обязательной плановой аттестации один раз в три года. Однако нормативными правовыми актами субъектов могут предусматриваться и внеочередные аттестации (см., в частности, Типовое положение о проведении аттестации муниципальных служащих, утвержденное Законом Нижегородской области от 03.08.2007 № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области»).

При проведении аттестации следует помнить, что проходить ее должны не все служащие. В части 2 ст. 18 Закона № 25-ФЗ определен перечень муниципальных служащих, которые не подлежат аттестации. К ним относятся служащие:

  • замещающие должности муниципальной службы менее одного года;
  • достигшие возраста 60 лет;
  • беременные женщины;
  • находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация при этом возможна не ранее чем через один год после выхода из отпуска;
  • замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).

Данный перечень может быть расширен законами субъектов РФ. Так, Типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих органов местного самоуправления, муниципальных органов внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее – Положение), утвержденным Законом г. Москвы от 22.10.2008 № 50 «О муниципальной службе в городе Москве», введена еще одна категория, не подлежащая аттестации, – служащие, замещающие должность в течение одного года после присвоения им классного чина.

Порядок проведения аттестации, общий для всех муниципальных образований, законодательством не установлен. Типовые положения о проведении аттестации устанавливаются законами субъектов РФ. Конкретное положение о проведении аттестации утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым (ч. 7 ст. 18 Закона № 25-ФЗ).

Как правило, аттестация включает в себя следующие этапы:

  • предварительная подготовка;
  • заседание аттестационной комиссии;
  • принятие и утверждение решения.

Подготовка документов

Абсолютно на каждого служащего, подлежащего аттестации, готовится пакет документов, указанный в положении. Обязательные среди них:

  • аттестационный лист с результатами предыдущей аттестации (допустимо представлять в электронном виде);
  • отзыв об исполнении сотрудниками обязанностей, подписанный руководителями и самим служащим (разрешено представлять в электронном виде);
  • отчеты о проделанной работе;
  • выписка из личного дела с информацией о специальности, стаже службы, включении в кадровый резерв государственного органа, наличии поощрений и награждений, имеющихся дисциплинарных взысканиях, иными важными сведениями. Этот документ готовит кадровая служба.

Отзыв об исполнении служащим обязанностей готовят и передают в аттестационную комиссию не позднее, чем за две недели до даты проверки.

Как проходит тестирование?

Проведение аттестации начинается с подготовки, ответственность за которую несет работодатель на месте трудоустройства. Во время подготовки утверждается график прохождения теста для всех сотрудников, создается специальная комиссия по контролю мероприятия и выпускается документ, с указанием всех нюансов проведения аттестации (времени, даты, места и участников комиссии).

Комиссия должна представлять собой объединение непредвзятых членов трудового коллектива. Чаще всего в составе комиссии по аттестации сотрудников присутствуют руководителя отдела кадров, заместитель руководителя, секретарь, бухгалтер и рядовые члены коллектива.

Важно. В том случае, если при проведении аттестации в состав комиссии входят коллеги лица, проходящего экзамен, во избежание конфликта интересов, независимых членов комиссии должно быть не менее 25%.. Когда подготовительные моменты решены, работодатель должен выпустить акт о проведении экзамена для трудового коллектива

Документ должен содержать следующие данные:

Когда подготовительные моменты решены, работодатель должен выпустить акт о проведении экзамена для трудового коллектива. Документ должен содержать следующие данные:

  • информация о созыве комиссии;
  • график проведения аттестации для всех работников;
  • список сотрудников, подлежащих тестированию.

Важно. Каждый госслужащий должен быть уведомлен заранее о предстоящей аттестации.
Скачать бланк аттестационного листа Скачать бланк отзыва об аттестуемом служащем

Результаты аттестации

Работнику, прошедшему проверку, выдают аттестационный лист — итоговый документ контроля. Он не унифицирован, поэтому составляется в свободной форме. В документе необходимо указать:

  • дату проведения оценки;
  • данные работника: Ф.И.О., образование, должность в соответствии со штатным расписанием, стаж работы в этой должности, общий стаж;
  • контрольные вопросы, которые были заданы во время проверки;
  • ответы на вопросы;
  • итог испытания;
  • подписи членов комиссии;
  • подпись работника, подтверждающая ознакомление с документом.

Если есть какие-то дополнения или примечания, они тоже фиксируются в результирующем листе.

Проведение аттестации

По завершении всей необходимой подготовительной работы аттестационная комиссия в соответствии с принятым представителем нанимателя правовым актом и утвержденным графиком аттестации гражданских служащих приступает к ее проведению, руководствуясь при этом прежде всего Законом о государственной гражданской службе и Положением о проведении аттестации гражданских служащих.

Отметим, что основным документом, содержащим информацию о ходе и результатах аттестации, является протокол заседания аттестационной комиссии. Протокол ведет в установленном порядке секретарь этой комиссии. В протоколе указывается:

  • дата заседания комиссии;
  • присутствующие члены аттестационной комиссии;
  • фамилия, имя, отчество, занимаемая должность и место работы (подразделения) аттестуемого гражданского служащего.

В протокол заседания комиссии также вносится краткое содержание сообщения аттестуемого о гражданской службе по замещаемой должности, заданные ему вопросы и ответы на них.

В обязательном порядке в протоколе отражается оценка деятельности аттестуемого гражданского служащего и результаты голосования: количество голосов «за» и «против» конкретной оценки работы аттестуемого, а также рекомендации аттестационной комиссии в его адрес. Надлежаще оформленный протокол подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии, присутствующие на заседании. После их подписи в протокол не допускается вносить дополнения и изменения. Не допускаются также подчистки и помарки.

Обсуждение профессиональных и личных качеств аттестуемого гражданского служащего применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным. Вместе с тем обсуждение и обмен мнениями членов аттестационной комиссии относительно аттестуемого должны проходить в обстановке объективной требовательности и принципиальности. Вопросы членов аттестационной комиссии аттестуемому гражданскому служащему должны относиться главным образом к его профессиональной деятельности. Это способствует более объективной оценке служебных обязанностей аттестуемого и степени соответствия его занимаемой должности.

В помощь руководителю подразделения при составлении отзыва на аттестуемого можно предложить примерный перечень показателей для оценки квалификации служащего (см. таблицу):

N

Показатели, характеризующие

квалификацию гражданского

служащего

Категории должностей гражданских

служащих

Руководители

Специалисты

Обеспечивающие

специалисты

1

Образование

+

+

+

2

Стаж работы по специальности

+

+

+

3

Профессиональная

компетентность

+

+

+

4

Знание нормативных актов,

регламентирующих установленную

сферу профессиональной

служебной деятельности

+

+

5

Знание отечественного опыта

по профилю профессиональной

служебной деятельности

+

6

Умение оперативно принимать

решения по достижению

поставленных целей

+

+

7

Качество выполненной работы

+

+

+

8

Способность адаптироваться

к новой ситуации и принимать

новые подходы к решению

возникающих проблем

+

+

9

Своевременность выполнения

должностных обязанностей,

ответственность за результаты

служебной деятельности

+

+

+

10

Умение работать с документами

+

+

+

11

Способность прогнозировать

и планировать, организовывать,

координировать и регулировать,

а также контролировать

и анализировать работу

подчиненных

+

12

Способность в короткие сроки

осваивать технические

средства, обеспечивающие

повышение производительности

труда и качества работы

+

+

+

13

Служебная этика, стиль общения

+

+

+

14

Способность к творчеству,

введению инновационных

технологий

+

+

+

15

Участие в управленческом

процессе принятия решений

+

+

16

Способность к самооценке

+

+

+

Кадровая служба может разработать и другие критерии оценки результатов труда и порядок их учета, выбрать те навыки и личностные качества, которые являются профессионально важными для каждой должности (типа должностей), и построить так называемые профили успешности. Можно определить порядок проведения самой процедуры оценки.

По мнению автора, разработка современных методик оценки результатов деятельности государственных служащих на аттестациях имеет свое дальнейшее развитие, так как это заложено в мероприятиях по внедрению на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы в рамках одного из направлений Программы Президента РФ, утвержденной Указом от 10.03.2009 N 261 «О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013)».

Внеочередная аттестация гражданских служащих

Вместе с тем, существуют и причины для проведения аттестации госслужащих вне утвержденного графика. Они определены в законе о госслужбе и положении об аттестации:

  • через год после выхода сотрудника из декретного отпуска;
  • при неудовлетворительных результатах работы чиновника, по итогам годового отчета;
  • в случае отказа от прохождения плановой аттестации без уважительной причины;
  • при сокращении штата госоргана;
  • при существенном изменении системы оплаты труда;
  • по соглашению сторон.

В случае, если работа госслужащего будет признана неудовлетворительной, комиссия изучает причины этого и выносит решение о соответствии должности или необходимости понижения сотрудника. Кроме того, по результатам оценки работодатель может получить рекомендацию о необходимости повышения квалификации аттестуемого чиновника и последующей оценки его профессионализма. После прохождения рекомендованного обучения оценку соответствия должности проводят еще раз. Она может как совпасть по времени с очередной аттестацией, так и быть назначена вне плана.

Когда работник после получения уведомления об аттестации отказывается ее проходить, его ждет дисциплинарное наказание и назначение внеочередной процедуры оценки его соответствия должности. Если он повторно откажется, его увольняют.

В случае оптимизации структуры госоргана необходимо выявить работников, чьи профессиональные качества позволят им рассчитывать на первоочередное оставление в штате организации. Для этого проводят внеплановую аттестацию по тем должностям, где планируется сокращение численности работников.

Внеочередная аттестация по соглашению сторон может проводиться как в случае сомнений в профессиональном соответствии чиновника, занимаемой им должности, так и для его повышения по службе.

Инициировать внеплановую аттестацию может и сам гражданский служащий.

Для этого ему необходимо до 15 февраля написать заявление на имя руководителя госоргана и направить его в кадровое подразделение. Непосредственный начальник такого служащего либо соглашается с ним и визирует заявление, либо в течение 5 дней предоставляет аргументированные возражения.

Проведение внеочередной аттестации возможно после издания соответствующего распоряжения руководителя госоргана.

Помимо запланированной аттестации на соответствие занимаемой должности, гражданским служащим может быть назначена и внеочередная проверка их профессионализма. Причин для этого много — от неудовлетворительных результатов работы чиновника по итогам года до предоставления возможности повышения в должности до срока прохождения плановой аттестации. Отказаться от прохождения оценки госслужащий не может — его ждет дисциплинарное взыскание, а повторный отказ будет являться основанием для его увольнения.