Кто такие сироты
- дети-сироты, то есть лица, родители (единственный родитель) которых умер или признан умершим в судебном порядке;
- ребенок, оставшийся без попечения родителей (ситуации, когда родитель жив, но не может или не хочет участвовать в жизни своих детей).
Лишение родительской опеки происходит на следующих основаниях:
- вступление в законную силу судебного решения о признании родителя безвестно пропавшим;
- лишение родительских прав (допускается восстановление материнства/отцовства в будущем);
- недееспособность родителя или наличие заболевания, не позволяющего полноценно участвовать в жизни ребенка;
- добровольный отказ матери/отца от своих родительских прав;
- в отношении родителя ведется досудебное разбирательство по уголовному делу;
- мать/отец находятся в местах лишения свободы за совершение умышленного преступления.
Социальная защита интересов и прав детей-сирот подразумевает применение дополнительных мер социальной поддержки, направленных на компенсацию отсутствия родительского участия.
Чем дети из дома ребенка отличаются от семейных?
Условия пребывания детей в доме ребенка (от рождения и до 4-х лет) характеризуются тем, что главным является удовлетворение физических потребностей детей – за ними присматривают, кормят, умывают, переодевают, помогают делать первые шаги, следят за безопасностью и здоровьем. Но нет близкого контакта с каждым ребенком, дети переходят из рук в руки, они не привыкают к одному взрослому, у них не формируется доверие и привязанность.
В дальнейшем дети, у которых отсутствовали отношения и общение со взрослым замыкаются в себе, предпочитают больше времени проводить в одиночестве, не идут на контакт и не реагируют на слова взрослого. Дети начинают сами себя чем-то занимать – чаще всего это бессмысленное хождение по комнате. У них нет интереса к играм и игрушкам, они отстают в развитии.
Для ребенка важно иметь близкого взрослого рядом, с которым он может иметь постоянный контакт (как мама и папа, например)
Дети, которые попали в дом ребенка через несколько месяцев после пребывания в семье, активно реагируют на речь взрослого, охотно идут на контакт, с удовольствием взаимодействуют со взрослым и привлекают к себе внимание. Но чем больше на ребенка не реагируют (оно и понятно, ведь на одного взрослого в доме ребенка сразу несколько малюток, всем не уделишь должного времени и внимания), тем больше малыш отстраняется
Это легко можно заметить через 3-4 месяца после пребывания малыша в доме ребенка. Кроха из улыбающегося и активного превращается в пассивного апатичного ребенка, не идущего ни с кем на контакт. Ребенок перестает интересоваться играми и игрушками, не привлекает к себе больше внимания, он просто «существует».
К сожалению, работники дома ребенка не имеют возможности заменить каждому маму, как бы они не старались. Игры, которые проводят с детьми, не достаточны для них. По большей части малышей интересуют новые звуки или яркие вещи, но не сам взрослый и не сама игра.
Дети растут закрытыми в себе, не умеют доверять. И если вспомнить стереотип многих о детдомовцах, мол, все они проныры и эгоисты, то отчасти это правда. Чем раньше ребенок попадает в такое учреждение (и в зависимости от того, в каких условиях воспитывался раньше), тем сложнее воспитать из него такого же ребенка, как в условиях семьи.
Детям недостаточно того, чтобы они просто были сыты, здоровы и одеты. Им недостаточно праздников, походов в цирк и театр, им мало подарков от спонсоров и общения с волонтерами. Любому ребенку нужен близкий человек, семья.
Поэтому, когда многие сетуют, что у детдомовцев и так достаточно всего, чего ж они так себя ведут, вспомните, что дети росли без доверия ко взрослому. Они не умеют взаимодействовать с миром, доверять ему. С раннего возраста они привыкли рассчитывать только на себя (сами находят себе занятие, порой бессмысленное времяпрепровождение). И именно поэтому в более взрослом возрасте эта привычка в них только укореняется. У них нет рядом взрослого, на которого можно положиться. У них есть только они сами, дети это знают и привыкли к этому.
А что вы думаете по этому поводу? Как можно воспитать детей из дома ребенка так, чтобы они не росли недоверчивыми и озлобленными?
Источник
4. Побеги из дома
Побеги — серьезная проблема: родители беспокоятся и за ребенка, и за себя, так как несут ответственность перед законом, но, к сожалению, для приемных детей это довольно типичная история.
Почему?
Часто повзрослевший ребенок попадает в семью после длительного пребывания в детдоме, и в семье у него возникает синдром обманутых ожиданий. К сожалению, детские дома никогда не готовили детей к попаданию в приемные семьи, и представления ребенка о семье формируются под влиянием очень специфических факторов. Взрослые, приезжающие в детские дома, — это, чаще всего, спонсоры, которые привозят подарки и устраивают праздник. И дети искренне считают, что такая жизнь у них и будет в приемных семьях — с подарками и праздниками.
И когда дома начинается обычная будничная жизнь, приемные родители накладывают какие-то рутинные обязательства — ходить в школу, делать уроки, помогать по дому, у ребенка случается отвержение, разочарование, вплоть до побега из дома в опеку или детдом со словами «Верните меня обратно».
История:
Семья Васильевых из крупного российского города решила усыновить подростка: у Ольги и Андрея уже были две кровные дочки-дошкольницы, но муж очень хотел взрослого сына. Васильевы прошли курс в школе приемных родителей, и вскоре в их семье появился Саша. Ему было 14 лет.
В детдоме про него говорили «двоечник и хулиган», но, попав в семью, Саша стал учиться на 4 и 5, не прогуливал уроки, помогал родителям с младшими детьми, ходил с отцом на рыбалку — казалось бы, все идеально. А спустя год он сбежал из дома.
Возвращал в семью его сначала детдом, потом, во второй побег, уже органы опеки. Но Саша твердил: «Надоело ходить в школу, учиться, что-то делать по хозяйству. Хочу на свободу в детдом». Однажды он на сутки заперся в своей комнате и не открывал дверь. Тогда родители обратились за помощью к психологу.
И хотя в той ситуации Васильевы были терпеливо настроены, к сожалению, с детьми из детских домов недостаточно «все делать правильно» и «просто их любить».
Весь следующий год с Сашей работали психологи. Сейчас ему 16 лет, поступил в колледж. А Ольга с Андреем взяли под опеку еще двоих детей: 10-летнего мальчика и девочку-подростка. Они очень воодушевились, потому что справились, и поняли, что при поддержке смогут воспитать и других детей.
Воровство
Воровство — это тоже очень частая история у детей-сирот, и причин такого поведения может быть очень много, в каждом случае надо разбираться индивидуально. Но воровство — это в любом случае не проявление плохой генетики, на что обычно указывают неподготовленные люди.
Почему?
Самое очевидное и частое объяснение просто — ребенок не знаком с понятием собственности. В детдоме — коллективное воспитание, все вещи казенные. Дети не понимают, что есть мои вещи, а есть не мои. И, к сожалению, привить это понятие быстро невозможно. Ни один воспитательный процесс никогда не ограничивается одним объяснением. Сказать, что воровать нельзя, мало, — ребенок продолжит это делать, и лишь постепенно он начнет понимать, что чужая собственность неприкосновенна.
Кроме того, воровство и вообще всякое нарочито неправильное поведение — «мама говорит «не воруй», а я буду воровать, мама говорит «не дерись», я буду драться, мама говорит «не хами учителю», а я буду хамить» — объясняется тем, что, попав в семью, ребенок не утрачивает сиротскую тревожность: если один раз взрослые люди его предали, то почему это не может случиться и во второй раз? И ребенок постоянно провоцирует родителей: «А такого меня не сдашь обратно? А такого меня будешь любить?»
Но это все — провокация от тревожности, от внутренней неуверенности в том, что тебя можно любить просто так, а не потому что ты ведешь себя определенным образом.
История:
Детский сад для 8-летних близнецов Наташи и Светы старалась заменять их приемная мама Елена — она не работала и водила девочек к дефектологу и в танцевальную студию. И ее труды не прошли даром — приемные дочки прошли отбор в гимназию. Но в первые же недели учебы случилось непредвиденное. Сначала Елена обнаружила у дочерей в пеналах ластики, которых она не покупала. Тогда девочки сказали, что им подарила одноклассница. Затем дома появились незнакомые ручки, а после этого Воробьевы обнаружили, что девочки покупают себе в школьном буфете еду на неизвестные деньги. При этом дети всегда объясняли происходящее.
А однажды позвонила мама одноклассника и сказала, что после празднования дня рождения мальчик не досчитался одного из подарков — Воробьевы нашли его у близнецов.
Тогда родители попытались объяснить девочкам, что «воровство недопустимо, что никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя брать чужое». Не помогали и наказания в виде лишения мультиков на ночь. Родственники говорили: «Это генетика», в школе злились и не понимали.
В течение полугода с девочками работал психолог, в школе же специалисты попросили набраться терпения и объяснили, что это частая история у детей из детдома. Постепенно близнецы научились различать понятия «мое» и «чужое», а также говорить о своих желаниях родителям. Сейчас Наташа и Света учатся уже в третьем классе, семья уверяет — все хорошо.
Фонд «Правмир» открыл сбор на совместный проект Центра поддержки приемных семей «Найди семью» и Ассоциации приемных родителей Санкт-Петербурга под названием «Родительские каникулы». В рамках программы «Родительские каникулы» родителям оказывается помощь в преодолении кризисных явлений, возникающих в приемных семьях, а также ведется работа с целью предотвращения возвратов приемных детей.
Психосоциальные последствия сиротства
Психосоциальные последствия, которые испытывает ребёнок в результате взросления без одного из родителей, оцениваются по-разному и также сильно зависят от других факторов. Конкретный эффект безотцовщины или материнства зависит от общей психологической устойчивости ребёнка и более широкого окружения фиксированных опорных лиц.
Личность воспитывающего родителя также играет центральную роль. Безотцовщина или материнство рассматривается как проблема развития половой идентичности.
Сироты в учреждениях (подкидыши, детские дома, дома престарелых) страдают от последствий госпитализма и психологической депривации.
В исследовании 2011 года во Франции изучалось школьное, социальное, профессиональное и эмоциональное положение 500 000 детей-сирот в возрасте до 21 года. Исследование показало, сколько детей-сирот действительно страдают от травм и социально-психологических расстройств:
- спустя годы только 50% из них могли без проблем говорить о том, что произошло;
- 18% не смогли подобрать слов;
- 76% заявили, что потеря одного или обоих родителей привела к нарушению семейных отношений;
- 63% заявили, что это имело негативные последствия для их эмоциональной жизни;
- 52% отметили трудности в образовании и карьере.
Сироты реже идут на контакт со своими приёмными собратьями, отстраняются или переключаются в режим психологической защиты.
Если один из родителей умирает, риск самоубийства ребёнка значительно увеличивается. Это подтверждается исследованием датского исследователя Мэй-Бритт Гулдин. Всего были включены данные 7,3 миллиона человек из Дании, Швеции и Финляндии. Учитывались дети и молодые люди, потерявшие родителей до достижения 18-летнего возраста. Контрольная группа использовалась для сравнения с детьми, родители которых ещё не умерли.
Исследователи обнаружили, что потеря родителя в детстве увеличивает риск совершения самоубийства ребёнком. Этот эффект длился до 25 лет после смерти родителя.
Другое наблюдение заключалось в том, что мальчики в два раза чаще совершали самоубийства, чем девочки. Чаще всего страдали мальчики, матери которых покончили жизнь самоубийством, и первенцы, у которых один из родителей умер в возрасте до шести лет.
Эмоциональность детей-сирот
Настал черед перейти к эмоционально-волевым аспектам в жизни деток, оставшимся без попечения родителей.
У многих сирот отмечена проблема в восприятии себя и своей роли в мире, также неумение устанавливать контакт с людьми, неадекватная самооценка (как правило, заниженная), отсутствие какой-либо целеустремленности, несамостоятельность, неумение работать в коллективе и порой полное отсутствие к любому сотрудничеству.
Все перечисленное можно наблюдать по множественным признакам:
- Высокая тревожность;
- Эмоциональная неуравновешенность (преимущественно негативные эмоции);
- Психическая подавленность;
- Высокая чувствительность к различным препятствиям;
- Уход «в себя»;
- Депрессия.
Из-за того, что в детстве дети-сироты, находящихся на попечении государства, были лишены положительных эмоций и должного воспитания впоследствии часть из них теряет всяческий интерес к жизни, становятся апатичными, слабовольными, неэмоциональными, предающими гораздо больше значения вещам, нежели чем людям.
Другая часть, напротив, становится гиперактивной, но в таком случае они подаются в криминал
Существует и другая часть, где выходцы из детского дома любыми способами стараются привлекать к себе внимание, несмотря на общепринятые нормы
Выявление детей оставшихся без попечения родителей
Порядок выявления ребенка, без родительского попечения устанавливается ст. 122 СК РФ.
Он включает:
- Получение сигнала от граждан, сотрудников медицинских или образовательных организаций.
- Проведение проверки в течение 3 дней с момента получения сигнала.
- Проведение обследования жилья, где проживает ребенок.
- Составление акта обследования.
- В случае подтверждения сведений, присвоение статуса.
- Направление информации о ребенке в региональный банк данных.
- В течение 30 дней, специалисты отдела опеки должны принять меры для семейного устройства выявленного ребенка.
Кто и куда должен сообщать?
Обязанностью по сообщению в районный отдел опеки о ребенке, оставшемся без родителей, наделяются все граждане (ст. 122 СК РФ).
В соответствии с законом от 1999 года № 120 дополнительные обязанности возлагаются на органы профилактики безнадзорности и беспризорности детей.
К ним относятся:
- медицинские работники;
- сотрудники образовательных учреждений;
- специалисты социальных служб;
- сотрудники полиции.
Любой гражданин, который узнал о факте отсутствия родительского попечения, должен немедленно сообщить в районный отдел опеки по месту выявления.
Действия органов опеки
Порядок действий специалистов отдела опеки установлен ст. 122 СК РФ:
- В течение 3 дней с момента получения сигнала специалисты обязаны посетить место проживания ребенка.
- В случае подтверждения информации, несовершеннолетний должен быть помещен в безопасное место (в семью родственников, центр реабилитации, центр семейного устройства).
- В течение 3 дней информация о ребенке передается в региональный банк данных.
- В течение 30 дней специалисты принимают меры по семейному устройству несовершеннолетнего.
- Если по истечение месяца отсутствует семья, готовая принять ребенка в семью, то он передается под надзор в центр содействия семейному устройству.
В 2021 году закон не предусматривает ответственность для отдела опеки в случае несвоевременного реагирования на сигнал.
Учет детей
В 2021 году учет детей ведется сразу на 3 уровнях:
- Муниципальный уровень – районный отдел опеки.
- Уровень субъекта РФ – региональный оператор.
- Уровень РФ – федеральный оператор.
Общий порядок предоставления сведений в государственный банк данных о детях-сиротах регулируется ФЗ от 2001 года № 44. Однако каждый регион самостоятельно разрабатывает административные регламенты по оказанию государственной услуги кандидатам в опекуны.
Кто получает статус
Дети, лишившиеся родителей по воле судьбы или случая, попадают под государственную защиту и признаются слабо защищенными категориями граждан, поскольку значительно возрастает риск нарушения их гражданских, конституционных и иных прав действиями третьих лиц.
Закон устанавливает основания, при наличии которых ребенок получает статус сироты или считается оставшимся без попечения родителей. Указанные категории несколько отличаются, но по большому счету влекут одни и те же правовые преференции и льготы.
Осиротевшими признаются дети, чьи законные представители (родители):
- Скончались;
- Погибли;
- По вердикту суда объявлены умершими;
- Пропали без вести;
Оставшимся без попечения родителей считается ребенок, чьи законные представители:
- Утратили родительские права;
- Имеют опасное заболевание, препятствующее совместному проживанию с ребенком;
- В результате медицинского освидетельствования признаны недееспособными;
- Имеют проблемы с законом и находятся в розыске;
- Пребывают в местах лишения свободы.
Чтобы обеспечить ребенку должное развитие и правильную социальную среду, после закрепления за ним статуса сироты, ему (одно из перечисленных):
- назначается опекун или попечитель (первый из названных – если ребенок младше 14 лет, второй – если возраст подопечного от 14 до 18 лет) из числа близких родственников;
- направляют в специализированное учреждение –детский дом для последующего проживания с вероятностью поиска новой семьи.
Дети младшего возраста и не достигшие совершеннолетия, имея статус сироты, получают государственные преференции:
- выплата социальной пенсии или пособия по утрате кормильца (последнее только при наличии у погибших(его) родителя(ей) страхового стажа);
- льготное питание при учебном заведении;
- право на помощь в натуральном виде: одежда, обувь, канцелярские принадлежности, необходимое оборудование;
- решение жилищных проблем (предоставление места в общежитии при ВУЗе, выделение социального жилья для постоянного проживания, помощь в оплате арендуемой жилплощади);
- предоставление бюджетного места или квоты при получении среднего или высшего образования;
- выплата единовременного пособия в размере до 24 тыс. рублей;
- бесплатное пользование муниципальным общественным транспортом;
- выделение путевок в летний лагерь или на санаторно-курортное лечение (при наличии каких-либо заболеваний);
- повышенные стипендиальные выплаты (величина стипендии осиротевших детей может быть выше базовой на 50%).
- Возможность получения 100% заработной платы в период прохождения практики на производстве, которая обязательна по программе профильного обучения.
Максимальный период предоставления большинства из указанных льгот – до наступления совершеннолетия ребенка-сироты, однако есть исключительные основания, наличие которых продлевает срок действия преференций – если осиротевшее лицо после окончания школы начинает профильное обучение по очной форме и не достигло 23-летнего возраста.
Виды социального сиротства
Отдельно можно выделить такое явление как скрытое социальное сиротство. При этом дети могут проживать в семье, однако по факту остаются безнадзорными, поскольку родители не проявляют интереса к их жизни, не занимаются воспитанием. Часто такие дети становятся беспризорниками, занимаются бродяжничеством.
Все несовершеннолетние, лишенные родительского попечения, подлежат семейному устройству. Однако чаще всего сделать это быстро не удается. Государственная система предусматривает различные типы специализированных учреждений, рассчитанные на определенный возраст детей, учитывающие наличие у них заболеваний или длительность пребывания.
Если ученик ВУЗа или проф.учреждения не закончил обучение, но ему исполнилось 23 года, за ним остается право на финансовую поддержку со стороны государства и никто не имеет права его отменить. Вплоть до последнего курса обучения осиротевшие (лишенные родительского попечения) студенты имеют право на денежную поддержку государства.
Идеальным вариантом является распределение малышей в семью или в детские дома, проживание в которых максимально напоминает жизнь в семейном кругу. Когда малолетнего усыновляют (удочеряют), его права приравниваются к правам родного ребенка. Кроме того, он может поменять свою фамилию на фамилию новых родителей, получить новое имя. Новая семья обязуется ухаживать за ребенком, воспитывать, защищать и обучать, как родного.
Порядок и сроки выплаты. Подать заявление можно в любое время после смерти кормильца. Лучше сделать это в течение 12 месяцев — только в этом случае выплатят деньги за все время с момента смерти кормильца. Пенсию назначат с месяца, в котором обратились за ней.
- По уходу за ребенком до полутора лет — 40% от среднего заработка. В 2021 году минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком — 3277,45 Р , за вторым и последующими детьми — 6554,89 Р . Максимальный размер — 26 152,27 Р .
- По уходу за ребенком от полутора до трех лет — 50 Р .
- По уходу за ребенком до трех лет, если отец ребенка служит по призыву. Размер в 2021 году — 11 863,27 Р .
- Дополнительную поддержку, например, путинские выплаты. Размер — величина прожиточного минимума на ребенка в регионе.
1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав,
ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Вас может заинтересовать :: Может Ли Быть Гражданин Выселен Из Жилого Помещения В Административном Порядке
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Физические и психические последствия сиротства
Сиротство имеет глубокие негативные последствия как в физическом, так и психическом плане:
- общее психическое состояние детей, потерявших родителей и находящихся в интернатах, снижено;
- нарушена саморегуляция;
- наблюдается хронически подавленное настроение;
- подавляющее большинство детей теряют волю к жизни, их уверенность в себе падает, они начинают всего бояться;
- эмоциональные и когнитивные стремления снижаются, а интеллектуальное развитие замедляется;
- часто наблюдаются агрессия, тревожность, расстройства личности ребёнка-сироты.
Большинство детей-сирот воспитываются в интернатах органов образования и социальной защиты. После выпуска из детского дома сирота не может решать различные проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться каждый день, без помощи взрослых.
Среди выпускников детских домов гораздо больше преступников и жертв преступлений, они чаще теряют работу, свой дом, они чаще становятся зависимыми от наркотиков или алкоголя, гораздо реже создают семью, также среди сирот чаще распространены самоубийства.
Доля сирот широко и серьёзно описывается в народных пословицах и поговорках («когда сирота ест – каждый видит, но, когда он плачет – никто не видит»; «кто сироту пожалеет, того Бог обогреет», «в сиротстве жить – слёзы лить»). Это свидетельствует об особо трепетном и сочувствующем отношении к детям-сиротам в народе.