Права и обязанности несовершеннолетних

Содержание

Функции и права института уполномоченного по правам ребенка в России

Для того чтобы понять, какую деятельность осуществляет Институт уполномоченного по правам ребенка в России, следует знать его функции и права.

Перечислим, какие функции должен выполнять уполномоченный по детским правам:

Контролировать соблюдение правовых актов и законов (неважно международных или российских), касающихся детей.
Содействовать восстановлению нарушенных прав.
Контролировать деятельность местных органов власти, которые должны устранять нарушения, связанные с ущемлением прав и интересов детей. Он может давать рекомендации по исполнению тех или иных требований.
Обобщать и анализировать имеющуюся практику

В решение данной задачи могут привлекаться специалисты или учреждения.
Оказывать помощь родителям, чьи дети находятся в трудной ситуации. Например, регулировать взаимоотношения.
Обеспечить взаимодействие инстанций, которые могут быть задействованы в решении проблемы с ребенком.
Просвещать детей и их родителей об их правах и обязанностях, а также защите этих прав.
Обеспечить охрану и защиту ребенка всеми возможными способами от любого рода насилия. Например, от жестокого обращения, либо отсутствия должного ухода.

Можно сделать вывод, что уполномоченный по правам ребенка должен обеспечить несовершеннолетнему гражданину полную защиту, а также проследить за тем, чтобы он гармонично развивался, жил и воспитывался в семье без ущемления его достоинства, интересов и прав.

Права Института уполномоченного расширены.

Представитель Института или сам Уполномоченный имеет право:

  1. Рассматривать обращения и жалобы, которые поступают в Институт.
  2. Принимать жалобы на органы власти или организации.
  3. Оказывать бесплатную юридическую помощь детям и их родителям, законным представителям.
  4. Осуществлять защиту прав в судебной инстанции.
  5. Проводить проверку по фактам нарушений.
  6. Сообщать в правоохранительные органы о совершенных деяниях.
  7. Рекомендовать власти или организациям, как устранить нарушения.
  8. Проводить беседы и переговоры, которые будут способствовать разрешению проблемы.
  9. Доносить до органов власти свои рекомендации по поводу улучшения деятельности, касающейся защиты детских прав и интересов. Это могут быть советы по утверждению какого-либо проекта.
  10. Освещать, собирать, изучать и анализировать информацию, связанную с вопросом создания защиты прав детей.
  11. По собственной инициативе заниматься решением вопроса, в случае возникновения грубого нарушения прав детей.
  12. Не разглашать информацию без согласия обратившегося лица.
  13. Запрашивать различные данные и посещать организации, которые могут помочь доказать факт нарушения и разрешить конфликт.

Уполномоченный не может заменить другие органы и инстанции. Он может, наоборот, обратиться в суд, чтобы привлечь к ответственности за бездействие или действие тот или иной орган.

Например, опеку, правоохранительные органы, школьную организацию, местную администрацию и т.п.

Права детей в школе

Право на получение образования – одно из основополагающих прав детей в нашей стране. Оно должно предоставляться каждому ребенку независимо от его национальности, вероисповедания, пола и других факторов. Каждый гражданин Российской Федерации вправе получить среднее образование. После окончания школы выпускник имеет право поступать в вуз или другое образовательное учреждение (колледж, училище).

Находясь в стенах школы, ребенок обладает следующими правами:

  • перевестись в другую школу по уважительной причине, в том числе во время учебного года;
  • находиться в условиях, которые не представляют опасности для его здоровья и жизни;
  • учиться в чистом, хорошо освещенном помещении, во время занятий уровень шума не должен превышать допустимые нормы;
  • заниматься при комфортной температуре воздуха – она не должна отклоняться от положенных стандартов;
  • принимать пищу в течение как минимум 20 минут;
  • при посещении туалета пользоваться предоставленными ему предметами личной гигиены: полотенцем, туалетной бумагой, мылом;
  • получать квалифицированную медицинскую помощь при необходимости;
  • посещать дополнительные занятия, секции, кружки;
  • получать все необходимые знания от преподавателей;
  • знать свои оценки по всем предметам;
  • пользоваться туалетом во время урока, при этом не отпрашиваться, а только предупредив своего преподавателя;
  • на уважение собственной личности, недопустимо унизительное и грубое отношение со стороны учителей;
  • независимое, непредвзятое мнение относительно его знаний предметов и других сфер жизни;
  • школьник может свободно высказывать собственное видение вопроса по школьной программе, излагать свои мысли;
  • посещать общешкольные мероприятия (выставки, концерты, экскурсии, спектакли);
  • полноценно отдыхать между уроками: во время перемены ученик должен восстанавливать силы и свободно передвигаться, поэтому педагог не может продолжать урок после звонка;
  • участвовать в благоустройстве школы по добровольному согласию;
  • на неприкосновенность личных вещей: ни одноклассники, ни педагоги не вправе забирать телефоны, гаджеты или иные предметы, принадлежащие школьнику;
  • пользоваться учебными и другими изданиями, находящимися в школьной библиотеке;
  • обращаться при необходимости за консультацией или помощью школьного психолога;
  • получать знания по школьным предметам по ускоренной программе.

Одной из задач образовательного учреждения является информирование несовершеннолетних об их правах. Данная информация должна доводиться до ребенка на специальных уроках или в рамках классного часа. Педагог может использовать наглядный (плакаты, презентации) и раздаточный материал (брошюры, буклеты, памятки).

Каждая образовательная организация обязана оборудовать правовой стенд. На нем размещается информация о правах детей и контакты должностных лиц и специализированных органов, обеспечивающих защиту несовершеннолетних. Среди них:

  • администрация школы (директор, завуч, социальный педагог);
  • органы опеки и попечительства;
  • районный отдел полиции;
  • уполномоченный по правам ребенка в муниципалитете и регионе.

Кроме контактов компетентных органов, стенд должен содержать номер анонимного телефона доверия. Памятка с номером должна быть выдана каждому ученику.

На инспектора по делам несовершеннолетних возлагается обязанность по проведению правовых уроков для учеников школ закрепленного за ним района. Такие занятия прописываются в плане совместных мероприятий.

Семейное воспитание

Мать и отец должны обеспечить ребенку возможность семейного воспитания, заботы и защиты. Собственные родители и круг родственников – идеальные условия для его проживания. Исключение составляет ситуация, когда мать/отец нарушают права малолетнего.

Политика государства направлена на сохранение и поддержку кровных семей. Если мама и папа не могут/не хотят дать несовершеннолетнему воспитание, обучение и совместное проживание – эту возможность обеспечат специализированные органы.

Если родители умерли/лишены прав в отношении малолетнего, его передадут под ответственность органов опеки. После этого специалисты должны принять все необходимые меры, чтобы он не был передан в организацию для детей-сирот. Первоочередно рассматривается возможность усыновления. При отсутствии кандидатов, ребенку ищут опекуна/приемного родителя. В случае если граждане, желающие принять его в семью, не подобраны, несовершеннолетний передается в учреждение для детей-сирот. Но даже после этого, до его восемнадцатилетия будут приниматься все меры для его семейного устройства.

Права несовершеннолетнего гражданина в России

У несовершеннолетнего ребенка есть определенные права, соблюдение которых гарантирует государства. Каждое право защищается законодательно. В список прав ребенка входят следующие права на:

  1. Фамилию, имя и отчество, а также на получение гражданства. Данное право возникает у малыша при рождении. Родители выбирают любое имя, а фамилия указывается по взаимному согласию супругов (матери или отца). Если консенсуса по данному вопросу не достигнуто, то вопрос разрешает служба опеки. Изменение данных возможно только с 14 лет по личному пожеланию ребенка, а до этого возраста только при наличии согласия службы опеки и попечительства.Проживание и воспитание в семье, совместно с родителями, которые обязаны обеспечить условия полноценного и всестороннего развития несовершеннолетнего гражданина. Ребенок вправе общаться с каждым родителем и другими родственниками, поэтому при расторжении брака или при раздельном проживание граждан, это не должно оказывать влияния на порядок встреч ребенка с другим родителем. В отдельных случаях встречи и общение может быть запрещено компетентными органами – службой опеки и попечительства, в качестве защиты прав и свобод ребенка.
  2. Гарантии соблюдения прав и интересов. Родителя обязаны защищать права несовершеннолетнего до достижения им совершеннолетнего возраста.
  3. Защиту от жестокого обращения родителей или опекунов. Здесь ребенок получает возможность лично подать заявление в органы опеки и попечительства в случае жестокого обращения, а также в результате насилия.
  4. Свободно выражать свои мысли и взгляды относительно его самого и отношений в семье. Именно по этой причине очень часто в суде заслушивается мнение 10-летнего ребенка по тому или иному поводу. Дополнительно, ребенок может выражать свое мнение в письменном или устном виде.
  5. Выражать свое мнение и мысли, а также выступать автором литературных или научных изысканий.
  6. На доступ к информации. Здесь речь идет о получении сведений, которые несут в себе благоприятную, нравственную способность и наоборот, запрещено предоставлять детям информацию, пагубно влияющую на их нравственное развитие.
  7. Личную, семейную жизнь, включая неприкосновенность жилого помещения, тайну переписки, сведений личного характера и телефонных переговоров.
  8. Помощь со стороны государства при лишении родителей несовершеннолетнего, родительских прав.
  9. Достойный уровень проживания. Родители должны предоставить малолетнему ребенку по мере возможностей нормальное физическое и финансовое проживание, а также условия для полноценного развития и роста.
  10. Медобслуживание и охрану здоровья. Несовершеннолетний гражданин может проходить бесплатное обслуживание в государственных поликлиниках.
  11. Образование. Ребенок должен посещать детский сад и школу, чтобы в результате полученного образования стать всесторонне развитой личностью.
  12. Отдых и развлечения, соответственно возрасту ребенка.
  13. Защиту от принуждения к вредной работе.
  14. Имущественные права. Здесь речь идет о наследовании и получении содержания от своих родителей.

Что такое комитет по защите: основные задачи

Комитет состоит из 18 независимых экспертов, которые обычно набираются из разных стран. Они работают на постоянной основе, причем с периодичностью не реже раза в 3 года комитет проводит специальные отчетные сессии для анализа своей работы. К основным задачам организации относится создание и поддержание условий для нормальной жизни ребенка:

  • обеспечение едой и чистой водой;
  • создание условия для нормального воспитания, обучения и развития;
  • обеспечение социальных потребностей ребенка;
  • создание психологически комфортных условий жизни.

Комитет обязан фиксировать обращения граждан и проводить проверки по выявлению фактов нарушений прав детей. В каждой стране этими конкретными задачами занимаются свои органы или уполномоченные лица. Что касается РФ, то основные функции комитета выполняет Уполномоченный по правам ребенка. В настоящий момент эту должность занимает Анна Кузнецова.

К тому же уполномоченные по правам есть и в каждом регионе России. Например, в Москве это Бунимович Евгений, а в Санкт-Петербурге – Агапитова Светлана.

Должность уполномоченного (его также называют детским омбудсменом) создается на общественных началах или в рамках структур исполнительной власти (при Правительстве, при Президенте и т.п.). Уполномоченный не является органом власти как таковым, однако он может инициировать проверку, принять срочные меры по защите детей, обратиться в правоохранительные структуры, суды и другие инстанции, решения которых обязательны к исполнению.

Как обратиться в комитет: пошаговая инструкция

Обратиться к омбудсмену может любое лицо, гражданин РФ. Причем составить обращения вправе как взрослый человек, так и несовершеннолетний гражданин. Заявления составляются любыми лицами, которые обнаружили или подозревают факт нарушения прав ребенка. Это могут быть:

  • учителя;
  • соседи;
  • знакомые семьи;
  • представители организаций (детский сад, школа);
  • должностные лица;
  • врачи и многие другие.

Регламент предусматривает, что в первый раз заявитель должен обращаться в правоохранительные органы или непосредственно к представителям местной Администрации. Если же заявление осталось без ответа или гражданин не согласен с решением, он может обжаловать его любыми законными способами:

  1. Через вышестоящую инстанцию.
  2. Через суд.
  3. Через прокуратуру.
  4. Через Уполномоченного по правам ребенка и др.

Обращение на имя детского омбудсмена составляется в произвольной форме. Оно должно содержать:

  1. ФИО, контактные данные отправителя.
  2. Суть претензии.
  3. Дату, подпись.

К претензии можно приложить документы, видеозаписи, фото и другие материалы, которые связаны с инцидентом. Однако заявитель не обязан обосновывать свою позицию

– достаточно просто сообщить о факте нарушения прав ребенка. Также гражданину желательно прописать, какие именно меры он уже принял для защиты прав детей, куда обращался, какие ответы получил (приложить копии соответствующих документов).

Подать жалобу можно всеми доступными способами:

  1. Лично на приеме у Уполномоченного (информацию о приемных днях/часах нужно уточнять на сайте).
  2. По обычной или электронной почте.
  3. С помощью онлайн-обращения, в чате или на форуме (если такая возможность есть на сайте).

По регламенту Уполномоченный должен ответить на заявление в течение 30 календарных дней, в некоторых случаях срок увеличивается в связи с необходимостью проведения дополнительных проверок. Омбудсмен обязан организовать проверки всех описанных фактов. При необходимости для этого привлекаются должностные лица, правоохранительные органы, представители органов опеки и другие лица. По результату заявителю предоставляется ответ, который при необходимости можно обжаловать в судебном порядке.

Защищают различные организации, в том числе наделенные специальными полномочиями комитеты по . Такие органы выполняют разнообразные функции, направленные на организацию и поддержание мероприятий по защите прав детей.

В России такое учреждение существует, более того, в каждом регионе есть специальные отделы, которые занимаются работой с населением. Одной из основных задач такой организации является оказание помощи нуждающемуся ребенку и привлечение к ответственности людей, совершивших преступные деяния в отношении несовершеннолетнего.

В данной статье мы подробно рассмотрим аспекты работы такой организации и расскажем о том, куда обратиться в случае возникновения проблемной ситуации.

Данная организация осуществляет свою деятельность на государственном уровне и отвечает за исполнение всех положений , ранее принятой большинством государств. В состав комитета входят независимые эксперты, которые несут ответственность за правильное и своевременное исполнение своих обязанностей. Не реже трех раз за год в Женеве проводится специальные сессии, которые необходимы для правильной организации работы отдельных представительств организации по всему миру.

На территории РФ механизм был разработан в 1998 году, инициатором этого стал Минздравсоцразвития. Участие в разработке также принял Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Именно эта организация была призвана координировать внедрение каждой программы в интересах детей.

Право ребенка: учиться по месту жительства

Нормативно-правовая база:
,

Родители могут выбрать сад рядом с домом или рядом с работой

Важно только то, чтобы учреждение находилось в том же муниципальном образовании, где живет ребенок.  Для школ у нас действует территориальный принцип: для каждой школы определены дома, которые к ней относятся. Дети, которые в них живут, имеют право поступить в первый класс именно в эту школу.

В детский сад принимают без конкурса, но нужно дождаться своей очереди. Для первоклассников также нельзя проводить конкурс или какой-то иной отбор. Это возможно только для среднего и старшего звена.

Принимать по конкурсу могут только школы, лицеи и гимназии с углубленным или профильным изучением предметов. Это правило регулирует законодательство субъектов РФ, поэтому по регионам что-то может различаться

Обратите внимание! Рядом с таким профильным учреждением обязательно должна быть альтернативная обычная школа, куда можно поступить без конкурса.

Восстановление нарушенных прав

К сожалению, практика показывает, что права ребенка в РФ достаточно часто подвергаются ущемлению. Часто это происходит со стороны родственников малолетних пострадавших. В каждом случае нарушения есть способы добиться помощи.

Если нарушены права в сфере трудового права следует писать:

  • в комиссию по трудовым спорам;
  • в суд.

Если нарушены права в семье следует писать:

  • в суд;
  • в органы опеки и попечительства с просьбой о лишении нерадивых родителей их прав и определении пострадавшего в социальный приют.

Если права ущемляются в сфере образования, следует обращаться:

  • в вышестоящее образовательное учреждение;
  • в суд.

Административная и уголовная ответственность

Закон о защите детей гарантирует, что гражданам, признанным по суду виновными в ущемлении прав несовершеннолетних, грозит ответственность. Тяжесть этой ответственности зависит от проступка и может быть как административной, так и уголовной.

Административная ответственность будет грозить тем членам семьи, которые не исполняют соответствующим образом свои обязательства перед малолетними подопечными. К таким случаям можно отнести нежелание тратить на них денежные средства.

Уголовная ответственность наступает для граждан, которые занимались вовлечением детей в уголовную деятельность. Наказание за этот вид правонарушения – лишение свободы.

Уголовная ответственность может наступить в следующих случаях:

  • вовлечение детей в преступную деятельность;
  • принуждение к аморальным занятиям;
  • принуждение к занятиям, вредным для их жизнедеятельности;
  • за вовлечение к употреблению наркотиков;
  • за продажу спиртосодержащей продукции.

Человек, появившийся на свет, с рождения получает собственные права. Каждый ребенок имеет право на защиту от неправильного, несправедливого обращения и причинения вреда со стороны нерадивых взрослых. Казалось бы, для успешной защиты сделано все, что можно было желать. К сожалению, часто этого бывает недостаточно, чтобы сделать детство каждого счастливым и гармоничным.

В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН приняла основополагающий документ, охраняющий права несовершеннолетних – Конвенцию о правах ребенка. Этот документ впоследствии был подписан практически всеми странами мира, в том числе Россией. Для контроля реализации Конвенции на практике создан специальный Комитет по защите прав детей. В этот орган может обратиться гражданин любой страны, чтобы сообщить о возможном нарушении прав и принятии соответствующих мер.

Как защищаются права несовершеннолетних в РФ

В случае нарушения своих прав и законных интересов ребенок может принимать определенные меры в целях их защиты. Он вправе пожаловаться на своих родителей, которые не выполняют свои обязанности или выполняют их ненадлежащим образом, нарушают его законные интересы, злоупотребляют доверием.

Семейное законодательство обязывает граждан и уполномоченные лица обратиться в контролирующие инстанции, если им стало известно о нарушении прав ребенка (в особенности, если есть угроза жизни и здоровью). Сообщить о жестоком обращении могут соседи, близкие родственники, школьный учитель и пр.

Пожаловаться на нерадивых родителей также можно:

  • в судебные инстанции (сам ребенок вправе сделать это с 14 лет);
  • в органы опеки и попечительства по месту жительства;
  • в прокуратуру или полицию;
  • уполномоченному по правам ребенка;
  • в общественные правозащитные организации.

В органах опеки обязаны принять меры по результатам обращения и навестить семью. При необходимости сотрудники обращаются за помощью к полиции.

При обращении в суд ребенок в возрасте 14-18 лет может самостоятельно защищать свои интересы. Несовершеннолетние освобождены от уплаты госпошлины при подаче искового заявления. На основании ст. 23, 24 Гражданского процессуального кодекса дела по защите прав и интересов детей входят в подсудность мировых и районных судов. В частности, в юрисдикцию мирового суда входит рассмотрение дел об оспаривании отцовства, ограничении родительских прав, усыновлении и пр.

К нему нужно приложить документы о рождении детей и подтверждающие изложенные в заявления обстоятельства, например, характеристику с места работы родителя или от участкового.

Выявление фактов

Первым и самым ответственным шагом по отношению к сохранению прав ребенка и защите его интересов считается выявление творящегося беззакония. В большинстве случаев именно из-за несвоевременного обнаружения нарушений и происходят те негативные примеры, о которых мы регулярно узнаем из прессы и телевидения.

Заявить о факте выявленного нарушения может:

  1. Сам несовершеннолетний.
  2. Родители, опекуны, попечители.
  3. Иные родственники.
  4. Друзья, соседи.
  5. Воспитатели, преподаватели, медицинские работники.
  6. Иные лица.

Заявление подается в органы опеки или полицию. И в том, и в другом случае компетентные органы должны не позднее трех дней навестить семью и разобраться в том, насколько поступившая жалоба основательна. Не всегда удается выявить истину, очень часто с виду благополучные семьи могут годами угнетать ребенка, а он, боясь наказания, молчит об этом.

Важно!

Только после сбора доказательств к виновным может применяться та или иная мера ответственности, которую назначает суд. Родители, при выявлении их виновности в совершенных деяниях, могут быть ограничены в родительских правах, а затем и лишиться их вовсе.

Законодательные основы

Период, проводимый несовершеннолетним в школе, достаточно велик. В среднем, в год ученик проводит в образовательной организации 960 часов. Все это время он находится в контакте с другими людьми: педагогами, администрацией школы и учениками. Теоретически, каждый из них может подвергать опасности законные интересы несовершеннолетнего.

Законодательство Российской Федерации уделяет особое внимание защите образовательных прав несовершеннолетних. Существует большое количество нормативных актов, регулирующих данный вопрос

Основные из них:

  • Конвенция по правам ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Гражданский кодекс;
  • Семейный кодекс;
  • закон об образовании.

Одним из важных моментов является правовая грамотность. Каждый ученик и его родители должны знать все права и обязанности детей в школе.

Какими правами обладает ребенок и с какого возраста

Дети в возрасте 6-14 лет обладают гражданской правоспособностью и имеют право:

Приобретать покупать товары в магазинах.

Получать подарки.

Распоряжаться денежными средствами, выданными на карманные расходы.

Пока ребенку не исполнится 14 лет, в случае правонарушений различного рода к ответственности привлекают его родителей или опекунов.

Гражданские права ребенка даются при рождении, но полностью дееспособным его можно будет назвать только по достижению 18 лет.

В 14 лет дети уже получают паспорта и с разрешения попечителей могут заработать свои первые деньги, совмещая работу с учебой.

Кроме того, несовершеннолетний может сам отстаивать свои права в судебных органах и прокуратуре.

С 14 лет можно открывать счет в банке, вносить туда деньги и распоряжаться ими. Также получить право авторства на произведение, которое он сделал.

Если ребенок самостоятельно зарабатывает деньги, то в случае нарушений или причиненного ущерба несет материальную ответственность.

Также за воровство, побои, и другие проступки подростка могут привлечь к уголовной ответственности.

Шестнадцатилетние дети помимо вышеперечисленных возможностей, уже смогут ездить на мотоцикле и стать членом кооператива. В этом возрасте ребенка нельзя назвать полностью дееспособным, но в случае если он вступил в брак или стал предпринимателем, до достижения совершеннолетия, он получает это право полностью. Кроме того, такие дети уже могут быть привлечены к УК РФ и административной ответственности, наравне со взрослыми.

В 18 лет ребенок является полностью дееспособным, может нести ответственность наравне со взрослыми и работать по ТК РФ на общих основаниях.

Право ребенка: отказаться от факультативов и олимпиад

Нормативно-правовая база:

В каждой школе есть образовательная программа, по которой учат детей и с которой родители имеют право познакомиться. Для родителей это бесплатно, платит за всё, что необходимо для усвоения этой программы — государство. При этом по закону любая школа может
— с ценами, которые утверждает местная администрация. Список и стоимость услуг обязаны быть в открытом доступе: официально публиковаться на сайте школы.

Иногда детям и родителям навязывают дополнительные занятия по отдельным предметам или обучение за рамками школьной программы. А еще проводят олимпиады, где нужно платить за участие и бланки. Все платные занятия, услуги, факультативы и олимпиады — только добровольно и с вашего согласия.

Способы и средства защиты прав ребенка

Права ребенка устанавливает федеральное законодательства, уставы учебных заведений могут лишь их расширить, не ухудшая положение самого ребенка-школьника. Защита всех прав осуществляется в строгом соответствии с законодательством, а также посредством способов и средств, сформулированных в уставе школы.

Родители и школьники самостоятельно вправе защищать свои интересы следующими способами:

  • разрешение возникшей ситуации в устной форме с привлечением классного руководителя и руководства школы;
  • при невозможности решения проблемы посредством беседы следует подготовить заявление на руководителя школы и копию направить в отдел образования районной администрации;
  • если указанные выше способы не повлекли ожидаемого результата, то следует обращаться в прокуратуру и в полицию. При этом следует обеспечить наличие доказательств (проведение экспертизы в случае физического или психического насилия) и свидетельских показаний.

В заявлении указать все обстоятельства произошедшего со слов ребенка с учетом имеющихся доказательств. После проведения внутреннего расследования в зависимости от степени вины педагога в отношении него может быть вынесено дисциплинарное взыскание либо решение об увольнении и невозможности заниматься педагогической деятельностью в будущем.