Должностной регламент

Содержание

Структура и содержание регламента

Информация, которая обязательно присутствуют в регламенте, обозначена в ч.2. ст. 47 ФЗ № 79:

  • общие сведения — название должности, рабочего подразделения, обозначение лица, утверждающего приказ о принятии на вакантное место и кому сотрудник будет подчиняться;
  • требования к профкачествам, образованию, квалификации;
  • права и функции сотрудника, меры ответственности за их игнорирование или ненадлежащую деятельность;
  • список моментов, которые служащему допустимо разрешать самостоятельно;
  • вопросы, по которым сотрудник участвует в подготовке нормативной базы, принятии управленческих и иных решений;
  • сроки, правила принятия, согласования задач;
  • профессиональные взаимоотношения между сотрудником и иными гражданскими служащими (того же или другого госоргана), со сторонними лицами и организациями;
  • список и правила предоставления госуслуг населению и предприятиям;
  • параметры оценки эффективности работы служащего.

Статья 47. Должностной регламент (ФЗ № 79)

Требования к создаваемому регламенту

Основные требования к построению, содержанию и изложению должностного регламента могут быть сведены к следующему:

  • название регламента должно содержать точное наименование должности, на которую он разработан. В «Общих положениях» следует предусматривать отдельную графу для указания количества служащих в данной должности;
  • состав регламента должен быть разбит на разделы и включать в себя как обязательные разделы, наличие которых законодательно определено, так и дополнительных по усмотрению самого государственного органа;
  • разделы должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Разделы можно при необходимости разбивать на подразделы, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела;
  • содержание текста регламента должно быть по возможности кратким, но четким и достаточным для единообразного понимания сути изложенного, то есть не допускать возможностей различного толкования содержащихся в документе норм;
  • при изложении обязательных для должности характеристик и требований в тексте регламента предпочтительно применять слова «должен», «обязан», «имеет право», «следует», «необходимо» и производные от них;
  • в выходных данных регламента должны содержаться сведения о том, кто составил, согласовал и утвердил конкретный должностной регламент, должна быть указана дата ввода в действие должностного регламента;
  • в конце регламента желательно предусматривать раздел под названием «Изменения, вносимые в должностной регламент», где они в последующем будут отражаться (табл. 1);
  • регламент должен завершаться указанием на ознакомление с ним должностных лиц, для кого этот регламент разработан, по следующей форме (табл. 2).

Таблица 1

 N п/п
Содержание изменения
    Основание    
    Дата    
     Подпись        руководителя  

Таблица 2

 N п/п
         Ф.И.О.         
Дата ознакомления
      Личная подпись      

И.Марченко

Д. с. н.

Сибирская академия

государственной службы

Основные требования

Существует понятие должностной инструкции. Должностной регламент составляется в соответствие с перечнем определенных требований и указаний, многие из которых находятся именно в ней.

Общий набор главных указаний и норм документа сводится к тому, что:

наименование регламента обязано содержать в себе точное указание на должность, для которой он был разрабатывался;
такие документы следует разбивать на некоторое количество разделов, включающих в себя разделы обязательного порядка, а также дополнительные, предусматриваемые органами гос. власти;
обязательной является нумерация, которая должна быть выполнена при помощи арабских цифр

(если раздел необходимо разделить, то можно создать ряд подразделов, однако они тоже должны иметь порядковые номера, заключенные в предел определенного раздела);
необходимо определить меры наказания за нарушение должностного регламента;
текст регламента должен быть максимально лаконичным, но понятным для общего толкования всеми субъектами;
изложение ряда обязательств для должностных лиц, следует составлять с использованием таких слов, как: должен, обязан, имеет права, следует выполнить, необходимо сделать и т.п.;
важно указать лицо, составившее этот документ, а также необходимо упомянуть всех, кто участвовал в утверждении данного документа;
завершение указаний должно оканчиваться изучением лиц, для которых он разрабатывался.

Обобщая позиции

Перечислив и рассмотрев эти позиции, можно сказать, что должностной регламент – это документ, обладающий значительной юридической силой и полномочиями. Его указания являются набором разделов, которые нужно выполнять в обязательном порядке. Следование данным установкам позволит отразить порядок внутри различных организаций, сделать выводы о ходе службы граждан, конкретно и точно распределять меры поощрения или наказания.

Согласно нормам действующей законодательной силы, было создано понятие примерного должностного регламента. Он утверждается определенным органом управления гос. службами. Этот документ является формой и примером того, как следует выполнять свои обязанности всем служащим. До момента внесения на обозрение такой информации, ее функцию выполняет существующий орган гос. власти, входящий в федеральные уровни.

Составленный типовой регламент, применяемый к набору групп должностных служб, не исключает наличия разработок других, конкретных по теме документов, актов, применимых к определенным должностям. Однако все они должны базироваться на основе типовой разработки.

Порядок разработки и утверждения

Общей формы должностного регламента для предприятий госслужбы не разработано. Отдельные ведомства создают и утверждают его самостоятельно на основании стандартной документации.

Таблица. Нормативная база для разработки должностного регламента

Документ Описание
ФЗ № 79 от 27.07.04 (ред. 11.12.18 г.) Разъясняет назначение, структуру, содержание регламента
Документация о госоргане Указывает функции, описывает рабочий процесс, список услуг и правила их предоставления
Штатное расписание Предоставляет информацию о должностях и подразделениях
Документация о внутреннем подразделении Описывается место службы, к которому причисляется рассматриваемая должность
Должностные функции и права сотрудника Составляются совместно с начальником
Примерная форма (утвержденная) В ней обозначены требуемые разделы, при необходимости их дополняют

За образец принимают типовой регламент, например, представленный ниже. На основании примерной формы разрабатывают собственный документ, который затем необходимо согласовать.

Типовая форма должностного регламента, стр. 1

Типовая форма должностного регламента, стр. 2

Типовая форма должностного регламента, стр. 3

Подготовленный регламент утверждается отделом кадров, юридической службой и непосредственно начальником госсотрудника. Сведения о согласователе, его замечаниях, изменениях вносятся в специальный лист. Каждый участник ставит дату и свою подпись.

Лист согласования

Готовый документ утверждается руководителем органа госслужбы и приобретает силу после оформления приказа. При подписании последнего (если не оговорено иное) регламент считается действительным.

Функции

ДИ характеризуется этими функциями:

  • Определение требований к квалификации, к конкретной должности. В числе этих требований может быть образование, необходимость в специальной подготовке, опыт работы на той же должности.
  • Установление обязанностей. В числе обязанностей может быть перечень исполняемых работ, объем работы, степень ответственности сотрудника.

Цели формирования инструкции:

  • Документ является основанием для отказа в приеме на должность. В частности, работодатель может отказать соискателю, если тот не отвечает квалификационным требованиям.
  • Распределение профессиональных функций между штатом сотрудников.
  • Оценка качества деятельности работника на протяжении испытательного срока.
  • Оценка качества исполнения сотрудником своей работы.
  • Установление несоответствия сотрудника занимаемой им должности.

На основании положений должностной инструкции работодатель может накладывать на сотрудника дисциплинарное взыскание. Основание для его наложения – невыполнение или ненадлежащее выполнение своих рабочих функций.

Формы должностной инструкции

Существует 2 формы должностных инструкций:

  • Типовая. Касается определенной должности. Такая инструкция является универсальной. То есть, она относится ко всем сотрудникам, работающим на одной и той же должности. С документом нужно ознакомить работников под роспись. Должностные обязанности в инструкции и трудовом договоре должны совпадать.
  • Отдельная. Оформляется отдельным документом. В нем прописываются должностные инструкции, особенности взаимодействия, подчиненность. Бумага является приложением к трудовому соглашению. В этом соглашении также указываются обязанности сотрудника. Но они должны быть прописаны со ссылкой на должностную инструкцию.

Типовая форма более удобна. Позволяет уменьшить документооборот.

Разделы инструкции

Инструкция подразделяется на различные разделы. Рассмотрим их особенности.

Общие положения

В этом разделе прописывается основная информация:

  • Должность сотрудника.
  • Наименование подразделения.
  • Подчиненность сотрудника.
  • Порядок назначения на должность и отстранения от нее.
  • Особенности замещения основного сотрудника временным.
  • Требования к подготовке и знаниям: образование, опыт.

Необходимо также указать перечень нормативных актов, на основании которых работает сотрудник (ТК, внутренние акты, приказы и прочее).

Задачи

В этом разделе фиксируются задачи сотрудника, работающего на определенной должности. Указывается участок работы.

Обязанности

Указываются обязанности работника на определенной должности. Они могут быть специфическими и типовыми, универсальными. Рассмотрим универсальные обязанности:

  • Соблюдение сроков подготовки документации.
  • Следование правилам взаимодействия в коллективе.
  • Соблюдение внутреннего распорядка.

Для некоторых должностей принципиальным является обязанность по соблюдению конфиденциальности информации.

Права

Здесь перечисляются права сотрудника, необходимые для исполнения должностных обязанностей. К примеру, это могут быть следующие права:

  • Принятие решений в установленных рамках полномочий.
  • Получение конфиденциальных сведений, если они нужны для исполнения должностных функций.
  • Согласование и утверждение документации.

В этом разделе имеет смысл зафиксировать порядок реализации этих прав.

Ответственность

Здесь фиксируются формы ответственности сотрудника за неисполнение должностных требований и положений. На работника могут накладываться различные виды ответственности: материальная, административная и прочее.

Главные проблемы

Должностной регламент – это документ, который довольно сложно составить. При его создании, как правило, в конечном итоге обнаруживается множество ошибок, среди которых самые частые:

  • неполная трактовка и перечень ряда прав и обязанностей, которые лежат на плечах гражданского служащего, что в конечном итоге может привести к их общей несбалансированной и несогласованной деятельности, создавая тем самым большое количество проблем;
  • нечеткое отражение всех услуг, которые может предоставить гражданину государство;
  • наличие слишком общего отражения требований к квалификационным параметрам;
  • слабый показатель результативности деятельности профессионального характера.

Несовершенный тип регламента не сможет выполнить свою роль во всей мере и ввиду этого был создан некоторый список рекомендаций:

необходимо максимально точно разграничить и закрепить юридическим путем все типы выполняемых действий гражданскими служащими для каждой категории;
необходимо иметь научное обоснование или эмпирически проанализированные перечни распределения прав, в соответствие с уровнями иерархии управления;
важно составить квалифицированную формулировку всех подразделов регламента о несении ответственности определенного субъекта за несоблюдение собственных обязанностей;
следует составлять ясную и понятную систему, в соответствие с которой общие показатели будут четко конкретизироваться и, следовательно, выполняться;
повысить показатели полезного действия регламентов можно путем внесения разделов, предусматривающих отражение вопросов об обязанностях этико-психологического характера служащего.

Принцип последовательности

Рекомендация первого условия заключена в целесообразном следовании принципа последовательности, который используется в ходе составления и разработки любого нормативно-правового акта. Согласно этому, начинать «движение» лучше от более общего ряда положений к детерминированным типам нормы.

Во-первых, целесообразно следовать принципу последовательности при разработке нормативно-правовых актов, согласно которому всегда надо двигаться от более общих (первичных) положений к детерминированным (вторичным) нормам, то есть от более общих к конкретным актам.

Первый шаг начинается с составления положений о структурных элементах цепи. Далее, основываясь на этом, образуется модель должностей или их положение. Последним в этом списке является сам регламент.

Понятие и цели составления должностного регламента

Согласно ст. 47 ФЗ № 79 от 27.07.04 (ред. 11.12.18 г.), работа гражданского служащего регламентирована должностным регламентом, который выступает составляющей административного документа госоргана. Он определяет требования к квалификации, права, функции, ответственность сотрудника, взаимоотношения с коллегами и иными предприятиями. Помимо этого, регламент содержит список госуслуг, правила их предоставления. Он также выступает непременной составляющей служебного контракта (ст.24 ФЗ №79). Похожей документацией считаются должностные регламент муниципального сотрудника и инструкция.

Статья 24. Содержание и форма служебного контракта (Фз № 79)

Положения документа опираются на действующее законодательство РФ, при его составлении важно соблюдать определенные правила. Должностной регламент применяется в сфере госслужбы для оптимального подбора кадров, оценки уровня их профессиональных качеств

То есть основными целями документа выступают:

  • организация нормативно-правовой основы работы служащих;
  • усиление ответственности сотрудников за выполнение поставленных задач с опорой на контракт о прохождении госслужбы;
  • гарантия объективной оценки при конкурсном отборе на замещение вакантной должности или причислении сотрудника в кадровый резерв, при аттестационных мероприятиях, квалификационном экзамене, премировании.

Должностной регламент

В современной модели гражданской службы признаками должности, помимо ее учреждения органами государственной власти и включения ее в Реестр должностей гражданской службы, является должностной регламент.

Должностной регламент это новация закона о гражданской службе. Он основывается на принципах:

  • законности;
  • соответствия полномочиям государственного органа;
  • эффективности;
  • стимулирования самостоятельности и инициативы государственных служащих;
  • персональной ответственности государственного гражданского служащего за порученное дело;
  • стабильности должностных функций;
  • ориентации на прогрессивные технологии служебной деятельности.

Должностной регламент является существенным условием служебного контракта и составной частью административного регламента. Он утверждается представителем нанимателя. В должностной регламент включены:

  1. квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
  2. должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, с задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
  3. перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
  4. перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
  5. сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
  6. порядок взаимодействия с гражданскими служащими того же государственного органа. гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
  7. перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
  8. показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Федеральным законом № 79-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 47) установлено, что в должностной регламент в качестве его обязательной составляющей включаются квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы.

Должностным регламентом устанавливаются не только правила и процедуры юридически значимых действий, совершаемых гражданским служащим по должности, но и определяются показатели результативности исполнения должности гражданской службы, т.е. в соответствии с должностным регламентом осуществляется вся профессиональная служебная деятельность гражданского служащего, и, как определено в ч. 2 ст. 47 Закона № 79-ФЗ, к государственному служащему не могут предъявляться требования, не закрепленные в должностном регламенте конкретной должности гражданской службы.

Качество выполнения условий должностного регламента учитывается при планировании должностного роста служащего, при осуществлении необходимых кадровых технологий, формировании кадрового резерва, решении вопросов о поощрении и наказании служащего.

Возможные трудности и распространенные ошибки при составлении

При разработке регламента возникновение сложностей и неточностей обусловлено отсутствием общей формы документа, наличием у отдельных должностей нюансов и особенностей. К распространенным ошибкам составления акта относятся:

  • недостаточная трактовка или неполный список должностных функций и прав — становятся причиной разногласий, неорганизованной и несогласованной деятельности;
  • урезанный перечень госуслуг, нечеткая формулировка их объема;
  • наличие только общих требований к квалификации без пояснений и уточнений.

Во избежание ошибок и неточностей при составлении регламента целесообразно воспользоваться рекомендациями:

  • максимально разграничить типы действий, выполняемых служащими разных должностей;
  • точно распределить функции и права, опираясь на иерархическую структуру организации;
  • обозначить меры ответственности со ссылками на нормативную документацию;
  • конкретизировать показатели, по которым будет оцениваться деятельность служащего;
  • для уточнения и пояснения информации допустимо введение дополнительных положений (например, об обязанностях этико-психологического характера).

Должностной регламент обладает весомой правовой силой и полномочиями. Внедрение документа в организациях выступает важным направлением административной реформы в РФ. Регламентация деятельности госслужащих позволяет повысить ее эффективность за счет увеличения требовательности к результату деятельности, ответственности за нее, связывания показателей труда с его оплатой и премированием.

ТИПОВОЙ ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ДОЛЖНОСТНОГО РЕГЛАМЕНТА

(в ред. Распоряжения ФТС РФ )

Должности гражданской службы Должностное лицо (структурное подразделение), ответственное за разработку должностной инструкции Должностное лицо (структурное подразделение), с которым согласовывается должностной регламент Должностное лицо, утверждающее должностной регламент
1 2 3 4
ФТС России
Должности федеральных государственных гражданских служащих, предусмотренные штатным расписанием ФТС России Непосредственный начальник (начальник службы, отдела) в отношении подчиненных им федеральных государственных гражданских служащих. Начальник главного управления (управления) (или по его решению заместитель начальника главного управления (управления) в отношении федеральных государственных гражданских служащих, непосредственно им подчиненных Главное организационно-инспекторское управление (аппарат руководителя ФТС России)   Руководитель ФТС России; заместитель руководителя ФТС России
(в ред. Распоряжения ФТС РФ )
Региональные таможенные управления (в том числе специализированные)
Должности федеральных государственных гражданских служащих, предусмотренные штатным расписанием соответствующего регионального таможенного управления Непосредственный начальник (начальник службы, отдела и т.д.) в отношении подчиненных ему федеральных государственных гражданских служащих. Начальник РТУ (или по его решению заместитель начальника РТУ) в отношении федеральных государственных гражданских служащих, непосредственно ему подчиненных. В отношении начальников структурных подразделений заместитель начальника РТУ, курирующий соответствующее структурное подразделение Правовая служба (правовой отдел) регионального таможенного управления Начальник соответствующего регионального таможенного управления
Таможни (в том числе непосредственно подчиненные ФТС России)
Должности федеральных государственных гражданских служащих, предусмотренные штатным расписанием соответствующей таможни Заместитель начальника таможни в отношении курируемых им начальников структурных подразделений. Начальники структурных подразделений в отношении подчиненных им федеральных государственных гражданских служащих. Правовой отдел таможни Начальник таможни
Таможенный пост (со статусом юридического лица)
Должности федеральных государственных гражданских служащих, предусмотренные штатным расписанием соответствующего таможенного поста Заместитель начальника таможенного поста в отношении курируемых им начальников отделов. Начальники отделов в отношении подчиненных им федеральных государственных гражданских служащих Правовой отдел (юрисконсульт) таможенного поста Начальник таможенного поста
Таможенный пост (без статуса юридического лица)
Должности федеральных государственных гражданских служащих, предусмотренные штатным расписанием соответствующей таможни Начальник таможенного поста Правовой отдел соответствующей таможни Начальник соответствующей таможни в порядке подчиненности

Определение значения и содержания

Должностной регламент государственного служащего, а также представителя муниципальных структур определяется федеральным законом, введенным в силу с 27 июля. В нем содержится информация о гос

гражданской службе РФ, в соответствии с которой важность и содержательность рассматриваемого документа можно повысить и оценить при помощи наличия выполнения некоторых условий

Деятельность профессионального типа, для гражданского ряда лиц, может осуществляться лишь при полном соответствии с конкретным документом. Все указания и нормы должны утверждаться представителем организации-нанимателя.Должностной регламент обязан включать в себя ряд квалификационных требований, которым должен соответствовать уровень и характеристика знаний и умений нанимающегося гражданского лица. Необходимо указывать набор прав, обязанностей, а также возможную ответственность за отсутствие исполнения тех или иных полномочий. Подобная информация должна сопоставляться с административной формой регламента для государственных служащих.

Обязательно необходимо составить перечень явлений, ввиду которых могут возникнуть вопросы. Их необходимо разделить на самостоятельно решаемые и те, которые может решить только высшее управление.

Следует составить ответы для вопросов о правах и обязанностях гражданского лица, участвовать в процессе подготовки проектов нормативно-правовых актов

Важно точно указывать срок и даты, в течение которых будут подготовлены и рассмотрены проекты, которые необходимо изучить и принять или отклонить

Оценивается также составление перечня услуг, которые будут оказаны гражданину или организации в соответствие с данными регламента гос. органа.

Одинаковое заполнение

Поскольку должностной регламент – это нормативный документ, то второе условие рекомендует при достижении целей пользоваться единообразным подходом к заполнению и оформлению документации. Необходимо обеспечить максимальную содержательность и сопоставимость проектируемой нормы для любой организации.

Реализация последнего требования тесно связана с рядом трудностей по причине того, что в современном законодательстве РФ нет четкой и понятной, легко воспринимаемой и качественной, методической рекомендации, позволяющей максимально точно и правильно разработать такие документы. Ввиду этого, государственные служащие часто вынуждены отрабатывать структурные фрагменты указаний акта, регламента самостоятельно. Это может приводить к снижению полноты и конкретизации различных норм.

При составлении рассматриваемого документа важно знать о его связи с особым статутом. Это — ряд прав и норм, которые позволяют использовать себя как самостоятельный источник информации, посредством которого можно определять разнообразие жизненных отношений между субъектами структуры