Эффективный контракт с учителем, его понятие и особенности

Содержание

Алгоритм перехода

При переводе учителей на новое трудовое соглашение руководствуются статьей 74 ТК. Согласно этому пункту Кодекса изменения, связанные с внутренними организационными вопросами, осуществляются по инициативе только одного человека – работодателя. Однако дирекции нужно предварительно согласовать все нововведения со своим коллективом.

Алгоритм действий для работодателя:

  • при первичном трудоустройстве – подписать трудовой договор с преподавателем, соблюдая статьи ТК
  • для работающих педагогов – разработать еще одно трудовое соглашение и перевести учителей на новый метод оценивания труда

Когда человек впервые устраивается на работу, с ним подписывается трудовой договор, в котором прописываются его обязанности согласно занимаемой должности. Всевозможные стимулирующие доплаты, являющиеся дополнительным подвидом заработка, обычно указываются в локальном документе организации. Чтобы не происходило путаницы, лучше сразу в трудовом договоре отдельным пунктом написать, какие существуют поощрительные доплаты, и сколько преподаватель будет получать за более эффективный труд. Всю информацию о видах заработка нужно оформить одним документом.

Прежде чем перейти на новый вид оценивания труда, необходимо:

Улучшение качества обучения

  • исключить из списка стимулирующих доплат показатели, имеющие неопределенный характер
  • не оценивать гарантированную зарплату преподавателям по шкале эффективности труда
  • ФОТ разделить на 2 части – гарантированный оклад и дополнительные выплаты
  • разработать показатели, на основании которых педагогам будут начисляться премиальные

Основные этапы перехода:

  • изучить нормативно-правовую базу
  • выдать распоряжение о переходе на новую методику оценивания труда
  • создать комиссию, члены которой проведут мероприятия по внедрению нововведений в жизнь
  • руководствуясь законодательством разработать критерии поощрения работников своей организации за выдающиеся достижения, качественную работу и высокие результаты их труда
  • создать свою методику оценивания за качественную работу, руководствуясь разработками центрального ведомства
  • изменить существующее в организации положение о зарплате учителей
  • разработать саму форму дополнительного соглашения к трудовому договору
  • ознакомить всех преподавателей с нововведениями, отослать им уведомления
  • выслушать предложения работников, обсудить на профсоюзном собрании все пункты предстоящих изменений по зарплате в своем коллективе
  • подписать дополнительное соглашение с работающими педагогами

При переходе на новый режим необходимо проследить, чтобы не увеличивалась нагрузка на преподавателя, должно лишь увеличиваться качество их труда.

Предпосылки для введения эффективного контракта

Повышение заработной платы преподавателей стало одной из целей реализуемых с 2011 г. проектов модернизации региональных систем общего образования. Рост зарплаты педагогов актуализирует введение эффективного контракта с ними, учитывающего современные стандарты профессиональной деятельности и соответствующую оценку качества работы педагогов.

Система образования сегодня концентрирует внимание на развитии профессиональных компетенций учителя, выстраивая систему стимулов, обеспечивающих его заинтересованность в постоянном совершенствовании образовательного процесса. Система аттестации и оплаты труда педагогов должна быть ориентирована на повышение качества преподавания, непрерывное профессиональное развитие, должна создавать пространство для карьерного роста

Модернизация профессионального образования не произойдет без качественного обновления преподавательского корпуса, что потребует наряду с мерами по повышению квалификации преподавателей привлечения талантливых молодых специалистов в сферу профессионального образования, перехода на эффективный контракт между преподавателями и организациями профессионального образования. Основой эффективного контракта должен стать конкурентоспособный уровень заработной платы преподавателей. С этой целью к 2018 г. планируется довести средний заработок преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования до средней заработной платы в соответствующем регионе, а преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования — до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе (Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»).

Введение эффективного контракта предполагает активное участие преподавателей в исследованиях и разработках, повышение ответственности за результаты работы в связи с перестройкой системы повышения квалификации научно-педагогических кадров, повышением качества управления, переподготовкой руководителей системы профессионального образования.

Одним из ключевых долгосрочных приоритетов для развития системы высшего образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования, разработки для конкретных потребителей. Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации, а плата за выполнение этих работ — частью эффективного контракта, что потребует обеспечения учета соответствующих видов работ при расчете и оптимизации учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава.

Нормативная база

Начало проекта «эффективного контракта» заложили еще в середине 2012 года, когда было принято первое решение о кардинальном изменении подхода к мотивации педагогических кадров.

Нормативная база, регулирующая это вопрос, состоит из таких базовых документов:

  1. Президентского Указа, датированного 07.05.2012 № 597.
  2. Правительственных распоряжений от 15.05.2013 № 792-р и от 26.11.2012 № 2190-р, которыми утверждались долгосрочные программы развития образовательных учреждений и мотивации педагогических кадров.
  3. Приказа Минтруда от 26.04.2013 № 167н.
  4. Разъяснений компетентных подразделений исполнительной власти по части практического применения таких нововведений.
  5. Нормативных документов местного значения.

Целью этих новшеств является изменение подходов в процессе заключения трудовых соглашений с учителями, вне зависимости от отрасли, где они работают. Обновленные контракты должны:

  • исключать обозначения учета работы педагога, не имеющие конкретных измеримых значений («добросовестное выполнение функциональных обязанностей»);
  • разделить выплаты на обязательные и стимулирующие, четко нормативно разграничить эти понятия;
  • в процессе формирования зарплатного фонда разбить его на две составляющие – обязательную заработную плату (оклад), а также выплаты стимулирующего плана (поощрения за конкретные достижения);
  • предусмотреть для каждого педагога конкретные показатели эффективности его труда.

Как заключить эффективный контракт

Оформление трудовых отношений путем заключения трудового договора призвано стабилизировать их посредством установления четких правовых связей между его сторонами, поэтому его содержанием являются определенные условия, которые подразделяются на:

  • информационные (наименование сторон (работника и работодателя); сведения о документах, удостоверяющих личность сторон; сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор; место и дата заключения трудового договора и др);
  • обязательные;
  • дополнительные.

После того как все условия включены в трудовой договор и он подписан сторонами, они становятся обязательными для обеих сторон и могут быть изменены только по взаимному соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных статьей 72 ТК РФ.

Приказом Минтруда России от 26.04.2013 N 167н утверждены Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта (далее — Рекомендации).

Пунктом 2 Рекомендаций предусмотрено, что изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

В отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования.

Согласно п. 5 Рекомендаций с работником учреждения, состоящим в трудовых отношениях с работодателем, рекомендуется оформлять дополнительное соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ.

На основании статьи 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

Согласно статье 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменениями в технике и технологии производства, структурной реорганизацией производства, другими причинами), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у него работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

В связи с тем что введение системы эффективного контракта в бюджетном учреждении является необходимым для реализации п. 17 Приложения № 2 к Программе, подобное дополнительное соглашение признается изменением организационных условий труда, определенных сторонами трудового договора, которые не могут быть сохранены. Следовательно, в случае отказа работника от заключения эффективного контракта ему должна быть предложена другая имеющаяся в учреждении работа (как вакантная должность или работа, соответствующая квалификации работника, так и вакантная нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор с ним подлежит прекращению в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Статья написана и размещена 23 июня 2021 года.

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Оформление эффективного контракта

При составлении договора нужно ориентироваться на статью 57 ТК РФ.

Если уже составленный трудовой договор не отвечает требованиям статьи, все дополнительные условия вписываются в соглашение. Оно является приложением к основному договору.

Работодатель должен указать трудовые функции сотрудника, критерии оценки его продуктивности, размеры стимулирующих выплат. Все нормы определяются на основании нормативных актов и коллективных договоров.

В эффективном контракте обязательно должны быть следующие пункты:

  • Трудовая функция, наименование специальности согласно квалификационным справочникам, одобренным Правительством РФ.
  • Условия начисления компенсаций, стимулирующих выплат. Условия прописываются для каждого типа выплат. К примеру, нужно указать, за что начисляется компенсация. По другим критериям происходит выплата поощрений.
  • Если режим работы и отдыха сотрудника отличается от общепринятого в организации, нужно отдельно прояснить и этот момент.
  • Оговаривается размер и порядок начисления компенсаций за вредную или опасную работу.

В трудовом договоре могут содержаться дополнительные условия, если они не нарушают прав и интересов сотрудника.

Порядок введения эффективного контракта в организации

Грамотное внедрение ЭК обеспечивает снижение затрат компании и соблюдение ТК РФ. Рассмотрим порядок данной операции:

  1. Создание специальной комиссии по внедрению ЭК.
  2. Разработка критериев продуктивности сотрудника.
  3. Ознакомление с системой мониторинга показателей эффективности штата.
  4. Разъяснительная работа с сотрудниками, касающаяся внедрения нового типа контрактов.
  5. Создание на официальном ресурсе организации раздела об оценке деятельности компании. Это нужно для публикации различных нормативных документов.
  6. Анализ уже имеющихся договоров служащих на предмет соответствия статье 57 ТК РФ.
  7. Внесение корректировок во внутренние нормативные акты предприятия: положения об оплате труда, стимулирующих выплатах.
  8. Разработка дополнительных соглашений к основному договору с учетом всех новых требований.
  9. Утверждение новых должностных инструкций.
  10. Заключение дополнительных соглашений.

ВАЖНО! Особое внимание нужно уделить разъяснительной работе. Работники должны понимать, что новая система начисления зарплаты улучшит, а не ухудшит их жизнь. Принцип начисления стимулирующих выплат должен быть прозрачным, иначе в коллективе возникнут разногласия по поводу разных размеров зарплат

Сотрудник ясно должен понимать, от чего зависит размер его зарплаты. Если работники не будут уверены в справедливости новой системы, никакого толка от эффективного контракта не будет тоже. Без полноценной разъяснительной работы не получится повысить продуктивность

Принцип начисления стимулирующих выплат должен быть прозрачным, иначе в коллективе возникнут разногласия по поводу разных размеров зарплат. Сотрудник ясно должен понимать, от чего зависит размер его зарплаты. Если работники не будут уверены в справедливости новой системы, никакого толка от эффективного контракта не будет тоже. Без полноценной разъяснительной работы не получится повысить продуктивность.

Возможность заключения эффективного контракта на испытательный срок

ЭК вполне может заключаться на испытательный период. Закон никак этому не препятствует. Заключение именно такого контракта отличается рядом преимуществ:

  • Получением объективной картины эффективности сотрудника.
  • Ознакомлением нового работника с системой начисления зарплаты на предприятии.
  • Уменьшением расходов на оплату труда нерадивого сотрудника.

Важно подробно ознакомить новичка со всеми принципами работы по контракту. Данный тип трудового договора – новинка для России, а потому так важно разъяснить все его нюансы

Цели внедрения эффективного контракта.

Напомним, что эффективный контракт – это трудовой договор с работником государственного (муниципального) учреждения, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, меры социальной поддержки.

Таким образом, под эффективным контрактом понимаются трудовые отношения между работодателем и работниками, основанные:

  • на наличии у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем;
  • на системе оценки эффективности деятельности работников учреждений (совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденной работодателем в установленном порядке;
  • на системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, количество и качество затраченного труда, утвержденной работодателем в установленном порядке;
  • на системе нормирования труда работников учреждения, утвержденной работодателем;
  • на подробной конкретизации с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.

Главной задачей эффективного контракта в сфере образования является повышение зарплаты различных категорий работников образовательных организаций на основании оценки эффективности их профессиональной деятельности, а также обеспечение эффективности расходования средств в образовательной организации и в системе образования в целом. Однако поскольку заработная плата большинства педагогов к сегодняшнему моменту была повышена, сейчас самое значимое во введении эффективного контракта с педагогами – обеспечение качественного образования.

Помимо основной Программы, для каждой сферы деятельности существуют свои базовые документы, разработанные в целях повышения эффективности и качества оказания услуг при переходе на систему эффективного контракта. Например, для сферы образования это План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р (далее – План мероприятий), Госпрограмма РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы.

В Плане мероприятий, в частности, обозначены мероприятия, показатели и результаты по повышению эффективности и качества услуг в сфере образования. Свои планы мероприятий также разрабатываются на региональных и муниципальных уровнях.

Согласно Плану мероприятий введение эффективного контракта в дошкольном образовании включает в себя следующие мероприятия.

Введение эффективного контракта

Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей систему оплаты труда в дошкольных образовательных организациях

Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования

Разработка и внедрение мероприятий по проведению аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт

Внедрение показателей эффективности деятельности руководителей организаций дошкольного образования и педагогических работников

Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями организаций дошкольного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя этой организации

Информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта

В результате этих мероприятий ожидается улучшение качества услуг дошкольного образования, которое предусматривает обновление основных образовательных программ дошкольного образования с учетом требований государственного стандарта, обеспечение открытости результатов деятельности организаций дошкольного образования с учетом показателей эффективности их деятельности, а также обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых педагогов для работы в дошкольном образовании с учетом эффективного контракта и внедрения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Эффективный контракт в образовании — образец заполнения

Внедрение контракта в дошкольных заведениях вводится в несколько этапов:
1. Информирование о предстоящих новшествах на педсовете дошкольного учреждения.
2. Письменное уведомление педагогов.
3. Разработка показателей и критериев и их утверждение актами, составленными дошкольным заведением.
4. Разработка положения, соглашения и дополнительного соглашения:

  • Образец заполнения дополнительного соглашения в дошкольном образовании скачать здесь:

5. Отменяются прежние стимулирующие выплаты, если в их формировании не учитывались показатели эффективности.
6. Изменения в положение об оплате труда дошкольного заведения.
7. Заключение соглашений с педагогами.

Какие можно ввести дополнительные выплаты

В новом соглашении должно быть написано, за что конкретно педагог получит надбавку и каков размер будущих премий. Стимулирующие премии зависят только от результатов труда сотрудников организации. Все существующие в организации критерии эффективности обязательно прописываются в контракте.

Ключевой момент в переходе на новое соглашение – это разработка оценки качества труда и расчет дополнительных стимулирующих выплат. Новые критерии должны отображать вклад педагога в выполнение государственного или общественного задания. Труд человека должен характеризоваться качественными показателями. Затем их нужно перевести в количественные критерии. Оплачиваться работа должна согласно разработанным в новом дополнительном соглашении оценкам.

Все критерии прописываются в контракте в пункте «Оплата труда». Список положений для оценки работы в сфере образования разрабатывается центральным ведомством, но в каждой организации утверждается свой порядок премирования сотрудников. Необходимо учитывать специфику труда преподавателей в том или ином учреждении.

Примерный список показателей эффективности труда педагогов:

Надбавка учителям

  • организация экскурсий и турпоходов
  • преподавание в кружках и секциях
  • новые проекты в области обучения, социальной сфере
  • организация исследований с учениками
  • личные научные разработки педагогов
  • выдающиеся достижения учеников
  • работа с детьми из неблагополучных семей
  • участие учащихся в конкурсах и олимпиадах
  • коллективные педагогические проекты
  • оборудование кабинета для улучшения качества образования
  • мероприятия с привлечением родителей учеников
  • организация спортивных состязаний
  • оздоровительная работа

Подобрать показатели эффективности труда педагогов помогут рекомендации Минобразования (письмо № АП-1073/02). В конечном итоге зарплата педагога будет зависеть от его стажа, умений, квалификации.

Прежде чем перейти на новую форму оценивания труда педагогов, нужно внимательно изучить все принятые законы, касающиеся этой проблемы, и прочитать рекомендации по этому вопросу.

Чем ЭК отличается от трудового договора?

ЭК — это тот же самый эффективный трудовой договор, но более подробный и детализированный, как следует из Распоряжения № 2190-р. ЭК должен содержать следующие условия:

  • конкретизированная трудовая функция и подробный перечень должностных обязанностей;
  • условия оплаты труда, в т.ч. стимулирующие выплаты;
  • показатели и критерии оценки эффективности деятельности в привязке к стимулирующим выплатам;
  • размер поощрения за коллективные результаты труда;
  • меры социальной поддержки.

Не стоит использовать и размытые формулировки вроде «добросовестное исполнение обязанностей», «интенсивность труда», «качественное выполнение работы» и т.п. Эффективный контракт с научными сотрудниками (2017), а также с медперсоналом, учителями и прочими госслужащими должен быть максимально конкретным, иначе он будет противоречить Распоряжению № 2190-р.

Эффективный контракт.

В эффективном контракте, в отличие от трудового договора, в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы:

1. Трудовая функция.

2. Показатели и критерии оценки эффективности деятельности.

3. Размер и условия стимулирующих выплат, определенные с учетом рекомендуемых показателей.

Имейте в виду, что условия получения выплат должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. Если какие-то выплаты установлены в абсолютном размере (в рублях), рекомендуется указывать этот размер, а если размер выплат устанавливается в баллах, процентах или других единицах, следует указывать их в таких единицах с указанием условий, при достижении которых они осуществляются.

Должностные обязанности работника необходимо отразить непосредственно в тексте трудового договора с учетом обязанностей, предусмотренных действующей должностной инструкцией.

Обязательны для включения в трудовые договоры и условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). Эффективный контракт предполагает также установление норм труда.

С работниками, состоящими в трудовых отношениях с работодателем, оформление эффективного контракта осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору в порядке, установленном ТК РФ. При этом требуется предупреждение работника об изменении условий трудового договора в письменном виде не менее чем за два месяца (ст. 74 ТК РФ).

При приеме на работу новичка работодатель заключает с ним трудовой договор в соответствии с Трудовым кодексом, содержащий все необходимые условия эффективного контракта. При этом используется примерная форма трудового договора с работником учреждения, приведенная в приложении 3 к Программе.

* * *

В заключение отметим, что в настоящее время в системе дошкольного образования уже созданы финансово-экономические условия для перехода на эффективный контракт, в большинстве субъектов РФ подготовлена и принята необходимая нормативная правовая база для работы педагогических кадров на условиях эффективного контракта в дошкольных учреждениях, а в самих учреждениях приняты локальные акты, регламентирующие введение эффективного контракта, в том числе критерии эффективности, и даже заключены такие контракты.

Однако часто подобные локальные акты принимались в спешке и являются типовыми, не учитывающими специфику организации. Кроме того, и критерии эффективности, и сам механизм распределения стимулирующих надбавок не всегда прозрачны.

Поэтому до окончания периода исполнения Программы работодателям необходимо осуществлять мониторинг влияния внедрения эффективных контрактов на качество услуг дошкольного образования. А чтобы установить, насколько отвечают целям и функциям дошкольного учреждения критерии оценки и повышается ли качество образования, периодически их следует пересматривать и корректировать. 

Письмо Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02 «О разработке показателей эффективности» (вместе с Методическими рекомендациями Минобрнауки России по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников, утв. Минобрнауки 18.06.2013).

«Об утверждении показателей эффективности деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Федеральному агентству научных организаций, и критериев оценки эффективности работы их руководителей, условий осуществления выплат стимулирующего характера руководителям федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Федеральному агентству научных организаций».

«Об утверждении примерных направлений и показателей эффективности и результативности деятельности педагогических работников государственных образовательных организаций, подведомственных комитету общего и профессионального образования Ленинградской области».