Запреты и ограничения, связанные с гражданской государственной службой
Лицо не может занимать должности гражданской ГС в случае:
- полной или частичной недееспособности по решению суда;
- несения им наказания в виде запрета занимать соответствующие посты или при наличии неснятой/непогашенной судимости;
- наличия определенных заболеваний, перечень которых устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
- отказа от процедуры оформления допуска к информации, которая является государственной тайной, в случаях, когда выполнение его обязанностей по должности, на замещение которой он претендует, или по замещаемому служащим посту гражданской службы связано с использованием такого рода сведений;
- выхода из гражданства России или получением гражданства другого государства;
- предоставления фальсифицированных документов или заведомо ложной информации в момент приема на работу;
- близкого свойства или родства (супруг, родители, дети, сестры, братья, супруги детей или дети супругов) со служащими ГГС, в ситуациях, когда замещение поста связано с непосредственной подконтрольностью или подчиненностью одного из них другому;
- отказа от предоставления или подачи заведомо ложных сведений об имуществе в момент приема на работу;
- утраты доверия со стороны представителя нанимателя, в результате невыполнения запретов и ограничений, требований о пресечении и разрешении конфликта интересов и невыполнения обязанностей, которые установлены в целях противодействия коррупции ФЗ-79 и другими соответствующими законами;
- непрохождения военной службы по призыву без законных на то оснований (кроме граждан, служивших по контракту).
Служащему на посту гражданской ГС запрещено выполнять некоторые действия, подробно описанные в ФЗ-79. Вот некоторые из них:
- запрещено замещать должности ГС, если он выбран или назначен на гос. должность, избран на должность в орган муниципалитета или избран на оплачиваемую должность в орган профсоюза в государственном органе;
- запрещено заниматься предпринимательством, участвовать в управлении хозяйствующего субъекта (кроме жилищного, гаражного или жилищно-строительного кооперативов, садоводческого, дачного, огороднического потребительских кооперативов, профсоюза и товарищества собственников недвижимости);
- запрещено покупать ценные бумаги, по которым возможно получить доход;
- запрещено открывать и иметь счета и хранить ценности в иностранных банках, которые расположены за пределами территории РФ;
- получать вознаграждения, подарки от юридических и физлиц в связи с исполнением своих должностных обязанностей;
- разглашать конфиденциальные сведения, полученные в результате профессиональной деятельности.
Государственная служба — это многогранное, многоаспектное правовое явление, имеющее взаимосвязь с конституционным, административным и трудовым правом. Это неотъемлемая часть, одно из фундаментальных звеньев российской государственности. Поэтому вся система государственной службы и ее виды по отдельности подробнейшим образом регулируются законодательством РФ, а его исполнение контролируется компетентными на то органами власти.
Кто такой государственный служащий
Государственный служащий — это человек, который находится на государственной службе, то есть, фактически обладает особой властью и осуществляет определенные управленческие задачи в рамках функционирования всей вертикали системы власти. В целом, выделяют несколько аспектов и возможных характеристик для того, кем являются государственные служащие. Так, выглядят они следующим образом:
- В соответствии с дефиницией закона зрения государственными служащими называются люди, несущие государственную службу, занимаясь особой служебной деятельностью. При этом государственные служащие несут свою службу в рамках контракта и получают за нее денежное довольствие и определенные социальные гарантии.
- С административно-управленческой точки зрения под госслужащими понимаются непосредственно лица, которые фактически олицетворяют собой государство в тех или иных аспектах его существования и выполняют какую-либо функцию в рамках несения своей службы.
- С уголовно-правовой точки зрения госслужащие являются особыми субъектами, которые несут отдельные дополнительные виды ответственности за преступления против власти и интересов государственной службы как системы.
Государственная служба предполагает, что деятельность госслужащих обеспечивается за счет бюджетных средств в рамках установленного законодательством и контрактом денежного обеспечения. Следует отметить, что денежное содержание служащих государственных органов не считается абсолютно тождественным зарплате понятием, хоть во многом и сходно с ней. Точно так же, как и нахождение на государственной службе во многом похоже на трудовые взаимоотношения, однако, с юридической точки зрения эти понятия отличаются.
Чтобы лучше понимать принципы функционирования системы государственной службы, стоит ознакомиться и с нормативами законодательства, которые регламентируют ее с правовой точки зрения:
- Федеральный закон №58 от 27.05.2003. В этом нормативном документе устанавливаются базовые принципы госслужбы в Российской Федерации, а также указываются конкретные разновидности государственной службы.
- Федеральный закон №53 от 28.03.1998. Означенный закон регулирует военную службу, которая также относится к системе государственной службы в Российской Федерации.
- Федеральный закон №79 от 27.07.2004. Этот закон фиксирует принципы несения непосредственно государственной гражданской службы.
- Указ Президента №1574 от 31.12.2005. В данном документе рассматривается полный список профессий государственных гражданских служащих и иных лиц, имеющих определенный классный чин или входящих в иную группу госслужащих.
На деятельность отдельных государственных служб могут оказывать влияние не только вышеприведенные нормативно-правовые документы и акты, но также широкий перечень иных законов и нормативов, которые регулируют, например, деятельность отдельных служб.
Запреты для служащих на гражданской государственной службе
Когда человека принимают на такую работу, у него появляются ограничения по некоторым действиям. В Законе № 79-ФЗ прописано, что:
- запрещено замещение должностей при некоторых обстоятельствах;
- запрещено заниматься предпринимательской деятельностью или иной, которая предусматривает получение коммерческой составляющей. Данный запрет не распространяется на участие в управлении ЖСК, ГСК, потребительских кооперативов, профсоюзов и прочих некоммерческих организаций;
- нельзя приобретать ценные бумаги, по которым их владелец может получить дополнительный доход;
- нельзя открывать счета в иностранных учреждениях. Если на момент поступления на службу кандидат хранит какие-то ценности в иностранных банках, придётся перевести в российские;
- нельзя получать подарки, презенты и подношения от юридических лиц, если это напрямую связано с несением службы;
- категорически запрещено разглашать сведения, которые относятся к тайне, являются конфиденциальными.
За нарушение этих ограничений, служащего привлекут к ответственности. Его снимут с должности, могут лишить классного чина или спецзвания. При отягчающих обстоятельствах, могут привлечь к уголовной ответственности.
Кто это такой?
Само понятие «госслужащий» в России относится, как ни странно для многих, далеко не ко всем, кто работает в государственных организациях. Так, например, различные представители вооруженных сил и иных силовых структур, дипломаты и занимающие выборные должности лица, а также их помощники, в эту группу в узком смысле слова не попадают. Также не являются в РФ госслужащими и представители вспомогательного, технического персонала госучреждений. Стоит отметить при этом, что в перечне из профильного закона, напротив, в этот разряд относят:
- военнослужащих;
- федеральных государственных служащих;
- федеральных государственных гражданских служащих;
- прочих сотрудников госслужбы, определение состава которых происходит в иных законах;
- административный персонал конкретных регионов.
Классифицирующих признаков всего два: выполнение профессиональных обязанностей на национальном или региональном уровне и получение денежных выплат за эти обязанности из общероссийской или региональной казны. Потому полицейский и клерк в МФЦ считается госслужащим, а депутаты и мэры в данную категорию не входят. Отличием от людей, выполняющих даже вроде бы те же самые функции иногда в общественном или коммерческом секторе, выступает наличие особых полномочий, которые также закрепляют законодательно. Все они решают свои задачи в порядке, необходимом для функционирования всей государственной власти.
Список профессий чиновников очень велик. Он приводится в тематических нормативных документах, прежде всего в указе президента. Но в более простом виде этот перечень таков:
- правительство страны, правительства и администрации всех регионов страны и крупных городов, их министерства и ведомства, локальные подразделения и аппараты управления;
- представители прокуратуры;
- правоохранительные структуры;
- вооруженные силы;
- аппарат Государственной Думы и Совета Федерации;
- администрация президента;
- представители МИД в России и за границей;
- аппарат судов всех уровней;
- аппарат уполномоченного по правам человека.
При этом гарантированно не входят в этот состав:
- персонал муниципалитетов;
- работники предприятий, находящихся в государственной собственности;
- судьи;
- персонал бюджетных учреждений;
- медики;
- педагоги.
Госслужащий работает всегда по контракту. Сотрудники бюджетных учреждений работают по трудовым договорам. Их статус фактически не отличается от статуса персонала коммерческих фирм и нанятых ИП. Служащим назначают денежное довольствие в полном соответствии с нормами общегосударственного или ведомственного характера. Бюджетникам платят зарплату с учетом доступного финансирования, а также по усмотрению бухгалтеров и руководящих сотрудников.
Высокий статус госслужащего недоступен тем, кто:
- признан недееспособным;
- был судим, и судимость не снята или погашена;
- отказался оформлять подписку о неразглашении, если государственная тайна нужна для выполнения задач;
- болеет теми или иными недугами;
- лишился российского гражданства или стал обладателем двойного гражданства;
- не имеет необходимого уровня квалификации для выполнения базовых обязанностей.
Понятие военной службы
Военная служба – это вид федеральной государственной службы, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских и не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в органах, которые осуществляют функции по обеспечению безопасности и обороны государства. Таким гражданам могут быть присвоены воинские звания.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Ранее ФЗ закреплял такой вид государственной службы, как правоохранительный, но с 1 января 2016 года статья утратила силу.
Также можно было бы выделить такой вид государственной службы, как дипломатический, который обладает собственной правовой спецификой.
Особым видом государственной службы А.А. Гришковец называет службу в организациях Центрального банка Российской Федерации. Деятельность некоторых лиц в парламенте, можно также отнести к виду государственной службы.
В статье 3, 6 и 7 Федерального закона N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» уравнены фактически все виды проявления государственной власти по отношению к населению, не смотря на то, что указанный выше закон продолжает разделять единую государственную службу на федеральную, государственную, муниципальную и гражданскую. Также он предписывает гражданам, в некоторых случаях, исполнять иные указания, которые исходят непосредственно от международных организаций и некоторых общественных объединений.
Положительным моментом, так как система является совокупностью элементов, которые находятся в связях, приводящих их к новому качеству, является закрепление в ст. 6 Закона № 79-ФЗ видов взаимосвязи государственной службы РФ иных видов и гражданской службы, специфика и сравнимость видов государственной службы. Взаимосвязь государственной службы иных видов и гражданской службы обеспечивается за счет единства системы государственной службы российского государства, функционирования и принципов ее построения, а также посредством:
- основных государственных социальных гарантий, соотносительности размера оплаты труда и основных условий;
- установление обязательств и ограничений при прохождении различных видов государственной службы Российской Федерации;
- учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
- соотнесения главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили государственную службу.
Вышеуказанные нормы являются принципами государственной службы. Нормы ст. 7 указанного закона являются такими же принципами, которые гласят, что взаимосвязь муниципальной и гражданской службы обеспечивается посредством:
- единства главных квалификационных требований к должностям муниципальной и гражданской службы;
- единства обязательств и ограничений при прохождении муниципальной и гражданской службы;
- единства требований к подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации муниципальных и государственных служащих;
- учета стажа гражданской службы, если исчисляется стаж муниципальной службы и стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы;
- соотносительности главных социальных гарантий и условий оплаты труда муниципальных и гражданских служащих;
- соотносительности главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили муниципальную службу, а также граждан, проходивших гражданскую службу, а также, в случае потери кормильца их семей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что по мысли законодателя, муниципальная служба – это один из видов государственной службы. Государственный аппарат до сих пор нуждается в научных предложениях о самом делении государственной службы Российской Федерации на виды и в целом о системе.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Основные права
Современный служащий наделен целым рядом прав, которые регламентируются трудовым законодательством. ГС могут требовать соответствующих условий работы для исполнения поставленных перед ними задачами. Чтобы выполнять обязательства и полностью соответствовать правовому регламенту, последних должны ознакомиться с документацией, где внесены критерии работы.
Зарплата рассчитывается на основании ФЗ-79, а также других нормативных актов. Все позиции относительно начисления прописываются в контрактных отношениях. В некоторых случаях служба связывается с работой с секретными данными. При взаимодействии с государственной тайной необходимо подписать соответствующий документ о неразглашении
Это гарант получения доступа к важной документации для проработки и принятия к работе
Работники госслужбы имеют право на отдых
Как и в прочих сферах деятельности, работник может знать и должен получать информацию об успехах его деятельности. Для получения должности ГС проводится конкурсный отбор, который предопределяет кандидатуру в соответствии с определенными требованиями. Для повышения в должности также проводится специальный конкурсный отбор, учитываются заслуги прошлых лет.
Если какие-либо условия были нарушены, госслужащий может обратиться в суд
Три вида субъектов РФ
Статьей 5 Конституции РФ зафиксировано 3 вида субъектов:
- Республика (своя конституция и законодательство)
- Область, край, город федерального значения.
- Автономные округа и области. Пункты 2, 3 имеют свои уставы и законодательство.
Государственная служба
Определение 4
Особо отметим, что государственная гражданская служба субъекта РФ — профессиональная служебная деятельность. Граждане, находящиеся на должностях исполняют полномочия субъекта РФ.
Государственная служба субъектов РФ регулирует гражданские отношения Конституцией РФ, Федеральным законом от 27 мая 2003 № 58-ФЗ «О системе госслужбы РФ», указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, конституциями (уставами) субъектов РФ и прочими документами.
Федеральным законом от 27 мая 2003 № 58 определены правовые и организационные основы госслужбы. К ним относятся:
- понятия о государственной службе, разделении ее на федеральную и субъектов РФ.
- должностные подразделения;
- группы и категории;
- соотношение федеральных и типовых должностей.
Порядок переподготовки, повышения квалификации госслужащих описаны в ФЗ №58 от 27.05.2003. Также в этом законе освещены другие вопросы:
- раскрыты понятия о реестрах должностей;
- прописаны общие условия госслужбы;
- закреплены положения о законодательной базе, регулирующей прохождение госслужбы, присвоение чинов, аттестации и прочее.
Система государственной службы в качестве работодателя гарантирует госслужащим защищенность при прохождении государственной службы.
Стаж государственной службы определяется федеральными законами о ее видах. Персональные данные госслужащего вносятся в документы учета, распространяемые на такие должности.
Многие вопросы, относящиеся к местному ведению Российской Федерации и ее субъектов, определены в Федеральном законе от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». К ним относятся:
- взаимосвязи госслужбы с иными службами;
- классификация должностей, чинов гражданской службы;
- правовой статус служащих;
- служебные контракты, кадровые службы;
- время службы и отдыха;
- оплату труда и гарантии от государства;
- награждения, поощрения;
- дисциплинарные вопросы;
- формы рассмотрения служебных споров.
Вывод 1
Определение границ полномочий, совместное ведение РФ и ее субъектов основано на правовом регулировании в большинстве вопросов государственной гражданской службы.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Определения
Ранее, в советские времена, не было разграничений на государственных служащих и просто служащих. Представленные понятия обладали схожим правовым статусом – этому свидетельствовали и специализированные документы, в которых указывалось место работы и социальное положение в качестве рабочего, крестьянина или служащего. Следовательно, в представленную категорию включали всех, кто не подходил в прочие категории. Сюда попадали не только работники госучреждений, но и учителя, военные, врачи и даже некоторые работники других отраслей негосударственных структур.
В отдельные периоды отдельные представители науки пытались дать определение государственным служащим. Особо часто это возникало на фоне реформ конца 50-х годов прошлого столетия. Многочисленные попытки зачастую сводились к необходимости разделения понятия на узкую и широкую трактовку. В общем смысле в представленную категорию служащих относятся работники умственного труда, которые относятся к государственному управлению. Сюда относятся управленческие органы, армия, учреждения образования, медицина и так далее.
В общем смысле государственными служащими ранее считались работники умственного труда, которые находятся на гособеспечении
На текущий момент такого разграничения нет – понятие приобрело четкую трактовку в соответствующем документе 1995 году. Здесь имеется полное определение направления деятельности, содержание функций.
Что касается деления государственной службы, то она делится на три разновидности. В ФЗ No58, статье 13 представлена следующая трактовка: под ГС следует понимать гражданина РФ, который осуществляет узконаправленную деятельность на должности, соответствующей направлению службы. Его значение осуществляется посредством специального акта и сопровождается служебным контрактом. За выполнение обязательств служащему выплачивается заработная плата за счет бюджета. На основании этого можно выделить следующие основные признаки ГС:
- гражданин РФ;
- связывается с деятельностью ГС;
- получает денежное вознаграждение из бюджета.
С гражданскими служащими заключается служебный контракт
В ряде статей ФЗ перечисляются и другие признаки служащего. Если последние обобщить и представить на рассмотрение, то получится следующее определение: это гражданин РФ, который имеет возраст 18-65 лет, владеет государственным языком, имеет соответствующее образование и выполняет гражданский долг за денежное вознаграждение. В представленном понятии раскрыто 6 признаков, но основным из них считается исполнение обязательств, которые вверены должностью. Все остальные считаются вытекающими факторами.
На основании этого можно сделать вывод, что ГС занимает должность в аппарате власти
Важно отметить, что деятельность полит. руководителей, а также депутатов, министров и губернаторов не являются госслужащим
Ныне гражданский служащий занимает должность в аппарате власти
Какие существуют классификации и возможные градации гражданских служащих по различным признакам? Представленный вопрос не имеет четкого представления в законодательных актах, что необходимо связывать с невозможностью представить четкой градации по представленному вопросу. Тем не менее имеются негласное деление по отдельным признакам. Самым старым считается по уровню государственного подчинения и управления.
Это деление возникло с момента существования госслужбы. На территории России появилось еще до советского времени. В период становления СССР градация сохранилась и использовалась.
В середине 19 века появилась другая структура, которая сохранилась до сих пор и позволяет делить служащих. ГС, как и власть, делится на исполнительную, законодательную и судебную
Обратите внимание, что после Октябрьской революции такое деление прекратилось, тогда законодательная была объединена с исполнительной. С 1993 года в России опять возникло деление на три составных элемента
От законодательной отделилась исполнительная.
Выделяют несколько видов гражданских служащих
Следует отметить, что государственное управление выполняется последовательно, в полном соответствии с нормами права. Тем не менее, имеются некоторые перекосы, которые связываются с доминированием той или иной ветви. Это считается неотъемлемой частью властных отношений, и полного баланса не существует. Кроме различий по ветвям власти, существует деление по внутренним и организационным формам.
Кто к ним относится в России
Сегодня государственный служащий – это сотрудник, работающий в федеральных или региональных органах власти. Вся госслужба делится на два вида: гражданскую и военную. Чиновникам заработную плату выплачивают из местного или федерального бюджета, военнослужащим – из бюджета Министерства обороны.
В основном, граждане работают на таких местах:
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
+7 (Москва)
+7 (Санкт-Петербург)
8 (Регионы)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и !
- силовые ведомства;
- государственные компании;
- местные органы управления;
- разнообразные федеральные ведомства;
- Администрация Президента;
- Совет Федерации;
- Правительство;
- Государственная Дума.
Должности для них создаются на основании федерального законодательства, президентских указов или актов субъекта Российской Федерации.
Структура госслужбы
Заработная плата
Профессия «госслужащий» считается престижной и хорошо оплачиваемой, хотя средняя заработная плата государственного служащего по стране составляет от 35 до 45 тысяч рублей в месяц. Но разброс в этом секторе достаточно широк: опытные менеджеры на высоких должностях получают гораздо больше молодых специалистов.
В структуру заработной платы государственных служащих входят:
- официальная зарплата;
- пособие на особые условия труда или работу с государственной тайной;
- финансовая помощь в планировании отпуска.
- приз;
- ежемесячная надбавка за выслугу лет, которая увеличивается в зависимости от выслуги лет;
- бонус за классный чин;
Кроме того, у людей, которые работают на государство, есть ряд преимуществ:
- бесплатная медицинская помощь в специализированных центрах;
- регистрация детей в дошкольных учреждениях без очереди;
- повышение пенсии и сохранение определенных гарантий пенсионерам государственной службы.
- бесплатное повышение квалификации;
- возможность получить субсидию на покупку дома;
- компенсация стоимости бензина, если работа предполагает использование собственного автомобиля;
- оплачиваемый отпуск с увеличением его продолжительности;
Такой подход к мотивации сотрудников обеспечивает низкую текучесть кадров и стабильную работу всей системы.