Фгос. начальная школа

Содержание

Требования к структуре образовательной программы

Включайте воображение, друзья. Сейчас будем представлять. Представим образовательную программу в виде эдакой солнечной системы, где есть огромная звезда и планеты, которые вокруг звезды вращаются.

Большая звезда – это и есть УУД. Да, да, те самые три веселых буквы! Универсальные учебные действия. По сути, УУД – это умение учиться, добывать необходимую информацию и применять ее. Знать все невозможно, да и вряд ли нужно. Главное знать, где и как добыть информацию. То есть, если сказать образно, школа снабжает ребенка не ограниченным количеством «рыбы», а дает ребенку «удочку» и учит ею пользоваться.

У нашей «УУДэшной» звезды сложная структура, поэтому предлагаю рассмотреть ее подробнее в отдельной статье, а пока займемся планетами.

Стандарты для малышей

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,  утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования и, помимо прочего, учитывает также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

центральные психологические новообразования, формируемые на данномуровне образования: словесно­логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково­символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно­познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, независимо от формы получения образования и формы обучения, устанавливает сроки обучения: четыре года, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, срок обучения может быть увеличен, но  не более чем на два года.

При этом, начальное общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в очной, очно-заочной или заочной форме, так и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Допускается также сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Чем новые стандарты отличаются от нынешних

Сейчас в документах, которые действуют с 2010-го, содержатся достаточно общие и даже размытые положения. А в новой редакции подробно прописано, какой минимум знаний и навыков должны освоить учащиеся. При этом основной фокус направлен на практическое применение знаний.
Оба ФГОС должны, в частности, обеспечивать:

  • единство образовательного пространства России;
  • вариативность содержания образовательных программ;
  • применение методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и психического развития, а также на сохранение и укрепление здоровья;
  • развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач для адекватной ориентации в окружающем мире;
  • благоприятные условия воспитания и обучения;
  • единство учебной и воспитательной деятельности;
  • формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении всей жизни;
  • разумное и безопасное использование цифровых технологий;
  • формирование российской гражданской идентичности;
  • личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание;
  • формирование у школьников системных знаний о месте РФ в мире, а также о её исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, вкладе в мировое научное наследие и формирование представлений о современной России.

Чему учить самых маленьких?

08 апреля 2015 года решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию при Минорбнауки России одобрена Примерная основная образовательная программа начального общего образования (далее — ПООП НОО), которая определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при полученииначального общего образования. При разработке учтены материалы, полученные в ходе реализации Федеральных целевых программ развития образования последних лет.

На основе ПООП НОО разрабатывается основная образовательная программа начального общего образования образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, с учётом типа этой организации, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений. При этом разработка основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет организации,  попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно­общественный характер управления образовательной организацией.

Стандарт предусматривает обучение ребенка 6-11 лет филологии (русский язык

родной язык, литературное чтение, литературное чтение на родном языке, иностранный язык в части приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей), математике и информатике (использованию начальных математических знаний, овладению основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, записи и выполнению алгоритмов, приобретению начального опыта применения математических знаний для решения учебных задач, умению выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи, умению действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, приобретению первоначальных представлений о компьютерной грамотности), обществознанию и естествознанию (обучение пониманию особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы, уважительному отношению к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе и современной жизни, осознанию целостности окружающего мира, освоению основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, освоению доступных способов изучения природы и общества, развитие у ребенка  навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире), основам религиозных культур и светской этики (обучение пониманию значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества, осознанию ценности человеческой жизни, формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России), искусству (изобразительное искусство и музыка), технологии (получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии, приобретение навыков самообслуживания; обучение овладению технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности), физической культуре

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

ФГОС НОО

Федеральный уровень

  • Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)
  • Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
  • Приказ Минобрнауки России  от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
  • Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
  • Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.02.2011 N 19676)
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений
  • СанПиН 2.4.2. 2821– 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993)

Региональный уровень

  • Письмо Департамента образования и науки ХМАО-Югры №356 от 23.01.2010г. «О переходе на федеральный государственный стандарт начального общего образования».
  • Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры №508 от 16.07.2010г. «О создании Координационного Совета при Департаменте образования и науки ХМАО-Югры по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».
  • Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры №481 от 30.06.2010г. «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях ХМАО-Югры».
  • Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры №944 от 09.12.2010г. «О внесении изменений в приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры от 16.07.2010 г. № 508».
  • Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры №945 от 09.12.2010г. «О проведении заседания Координационного совета по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования». 

Муниципальный уровень

Приказ управления образования администрации г.Радужный от 27.01.2011 № 41 «О подготовке введения в действие  Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования  в образовательных учреждениях города»

Уровень общеобразовательной организации

Рабочие программы НОО обучающихся с ЗПР (7.1, 7.2) в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Учебный предмет Класс освоения программы Рабочая программа
Учебные предметы
Русский язык 1-4 просмотр
Литературное чтение 1-4 просмотр
Иностранный (английский) язык  3-4 просмотр
Математика 1-4 просмотр
Окружающий мир 1-4 просмотр
Музыка 1-4 просмотр (7.1)
11, 1-4 просмотр (7.2)
Изобразительное искусство 1-4 просмотр
Технология 1-4 просмотр
Физическая культура 1-4 просмотр (7.1)
просмотр (7.2)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Курс «Страна мастеров» 1-4 просмотр (7.2)
Курс «Школа безопасности» 1-4 просмотр (7.2)
Внеурочная деятельность
Логопедические занятия 1-4 просмотр
«Учись учиться» (психолог) 1-5 просмотр
Психокоррекционные занятия 1-4 просмотр
Математика и конструирование 1-4 просмотр
Человек и природа 1-4 просмотр

Деятельностный метод обучения

Объяснительный метод обучения остался в прошлом. «Разжевали и в рот положили» — это не про современную школу.

В чем это проявляется? В активном применении проектной и научно-исследовательской деятельности уже с первого класса. Я не понимаю родителей, которые жалуются на то, что детям постоянно задают какие-то проекты. Ведь, во-первых, это очень интересно. А во-вторых, полезно. В жизни навык поиска нужной информации и ее переработки обязательно пригодится.

Так же частенько работа над этими проектами ведется не индивидуально, а в парах или даже в группах. Тоже очень полезно, ведь для того, чтобы получить результат, детям сначала нужно разобраться с тем, кто что делать будет, то есть договориться.

Мне кажется, так учиться намного интересней.

Виды современных школьных программ

Учебные программы различаются по принципам преподавания и по системам проверки знаний. Можно условно выделить три вида:

  1. Традиционные программы. Это универсальные учебно-методические комплексы (УМК), соответствующие потребностям и базовым навыкам школьников. Материал излагается последовательно в доступной для всех форме.
  2. Экспериментальные или развивающие. Основной принцип – развитие умений и навыков учеников. Информация подается так, чтобы школьники старались извлекать ее самостоятельно. В комплексы включаются задания повышенной сложности, требующие логического или нестандартного мышления.
  3. Авторские. Это программы, которые разрабатываются отдельными авторами и могут сочетать в себе традиционные принципы подачи материала и экспериментальные, инновационные.

Все программы, разрешенные к применению в государственных общеобразовательных учреждениях, должны соответствовать стандартам и общим требованиям, предъявляемым к образованию в России.

Воспитательная деятельность

В прежнем стандарте образования данный вопрос не рассматривался вообще. Учителя по своей инициативе проводили занятия по таким темам как: здоровье, активный образ жизни, патриотизм и т.п.

А теперь это обязательно!

Как это выглядит на практике? В первом классе у моей дочки был введен предмет «Правила питания». Даже был учебник и рабочая тетрадь. Название предмета говорит само за себя. Рассматривались вопросы о здоровом образе жизни и правильном питании.

А в прошлом году был введен предмет ОРК и СЭ. Основы религиозной культуры и светской этики. Это для того, чтобы поближе познакомится с культурой своей страны, почувствовать себя ее частью.

Здесь же можно упомянуть и портфолио школьника. Это личный документ ученика. Он нужен для фиксирования его индивидуальных достижений. Жестких требований к портфолио на данный момент не существует. Так что можно применить творческий подход к его созданию.

Так что, друзья, школа уже не та, что была раньше! На мой взгляд, учиться стало интереснее. Конечно, и от учителя многое зависит.

А вы помните свою первую учительницу? Я помню. Ее звали Елизавета Христиановна. Заслуженный учитель Республики Коми, супер педагог! Мы у нее по струнке ходили, и лишний раз рот боялись раскрыть. Конечно, она вбила в наши головы знания, за что ей большое спасибо. Но о таких уроках, как на видео, мы и не мечтали.

Желаю вам всего самого доброго!

Как всегда детишкам привет передавайте)

До новых встреч на страницах блога!

Когда будут введены новые ФГОС 2021 года?

Указанные изменения уже были одобрены и на данный момент актуализируются межведомственными инстанциями. Полноценное введение новых ФГОС для школ с 2021 года планируется на начало учебного года — с сентября.  Однако на рассмотрении находятся и другие проекты, которые пока остаются на стадии голосования. Среди них можно выделить нововведения из списка ниже.

Увеличение количества школ с обязательной дисциплиной — шахматы

В ряде учебных заведений могут отдать 33–34 академических часа физкультуры на обучение шахматам. Условие рассматривается только для учеников начальных классов. Для преподавания предмета педагогам потребуется получить дополнительное образование.

Второй иностранный язык

Сейчас в школах изучают только один иностранный язык на выбор. Новые проекты ФГОС могут ввести дополнительную дисциплину для учеников с 5 класса. Пока планируется вводить требование поэтапно в разных школах.

Обязательное ЕГЭ по иностранному языку

Проект тоже находится на рассмотрении и может быть принят в этом году. Однако планируется ввести требование с 2022 года в отношении английского языка.

Современные технологии

Из-за быстрого развития техники введение новых предметов в школах было лишь вопросом времени. Сейчас планируется создать к 2022 году свыше 2000 классов с 3D-принтерами, интерактивными панелями, средствами для создания робототехники и так далее. Пока в планах оборудовать школы из 50 регионов, однако в 2024 году число школ должно достигнуть 16000.

Форма обучения

Форма получения начального общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения начального общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (см. ч. 4 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Стандарт также, помимо прочего,  устанавливает единые требования к основной образовательной программе начального общего образования и к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования.

ФГОС СОО

Уровень общеобразовательной организации

Приказ МБОУ СОШ № 8 от 31.01.2020 № 54 «О разработке рабочих программ отдельных учебных предметов»(копия165.71 KB)

Приказ МБОУ СОШ № 8 от 31.01.2020 № 53 «О внесении изменений в Положение о рабочей программе отдельных учебных предметов, курсов педагога, реализующего ФГОС ООО и ФГОС СОО» (копия227.49 КБ)

Приказ МБОУ СОШ № 8 от 31.01.2020 № 52 «О разработке основной образовательной программы среднего общего образования на 2020 –2025 гг.» (копия251.92 KB)

Приказ МБОУ СОШ № 8 от 31.01.2020 № 51 «О подготовке введения в действие федерального государственного образовательного стандарта   среднего общего образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №8» (копия188.19 KB)

Как школы будут выбирать учебные программы в 2021-2022 учебном году

Школа вправе самостоятельно выбирать УМК, разрешенный Министерством образования. Процесс обучения проходит по учебной литературе, включенной в федеральный перечень. Этот список утверждается изданным в декабре 2018-го года приказом Минпросвещения под номером 345. Причем федеральный перечень – это не хаотичный набор разных учебников, а завершенные сформированные предметные линии, входящие в состав учебно-методических комплексов. И сочетать разные УМК нельзя.

Абсолютно все учебные программы, которые могут использоваться в школах, должны входить в федеральный перечень, а также соответствовать ФГОС – федеральным государственным образовательным стандартам. Если УМК в перечень не входит и стандартам не соответствует, ее применение в образовательном госучреждении недопустимо (но в частных школах оно возможно).

Что такое ФГОС и какой он бывает?

Итак, мое краткое определение! ФГОС – это стандарт!

ГОСТ – это тоже стандарт. ГОСТы устанавливают определенные требования на продукты или группы товаров.

А ФГОС предъявляет требования к образованию. Причем у каждой ступеньки образования свой стандарт:

  • ФГОС ДО – дошкольное образование;
  • ФГОС НОО – начальное общее образование;
  • ФГОС ООО – основное общее образование;
  • ФГОС  СОО – среднее общее образование;

и так далее вплоть до ВУЗов.

Все программы обучения должны соответствовать ФГОС.

Стандарты обеспечивают преемственность основных программ обучения. То есть дошкольники готовы к обучению в первом классе. Выпускники начальной школы готовы к средней школе. Девятиклассники к дальнейшему обучению в 10 классе и т.д.

Новости

17.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru размещен проект документа «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

17.09.2021
Дмитрий Чернышенко сообщил, что 340 российских вузов и учреждений среднего профессионального образования адаптировали свои программы под требования цифровой экономики

17.09.2021
На сайте fgosvo.ru размещена новая редакция профессионального стандарта «Радиоинженер в ракетно-космической промышленности»

16.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru в разделе «Утвержденные ФГОС ВО с учетом проф.стандартов (3++)» добавлен федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 19.04.01 Биотехнология (магистратура).

16.09.2021
С 24 по 27 ноября 2021 года на факультете вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова пройдет ежегодный международный конгресс «Современные проблемы компьютерных и информационных наук».

16.09.2021
Университеты готовы развивать науку и экономику регионов

16.09.2021
Стартовала олимпиада для иностранных абитуриентов магистратуры и аспирантуры, желающих учиться в вузах России

16.09.2021
29 сентября 2021 г. Национальное агентство развития квалификаций проводит HR Форум «Национальная система квалификаций – 2021». Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы выступает соорганизатором Форума.

15.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru размещен Приказ Минобрнауки России от 13.08.2021 г. № 753 «О внесении изменений в приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2020 года № 1076 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»

15.09.2021
Принимать в вузы на основе образовательных сертификатов могут начать в 2022 году

15.09.2021
25 и 26 сентября на ВДНХ в Москве пройдет одно из самых ярких событий Года науки и технологий — фестиваль «Техносреда», главным организатором которого выступает Минобрнауки России.

14.09.2021
13 сентября 2021 года прошло заседание круглого стола на тему: «Высшее образование в условиях пандемии: вызовы и решения».

14.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru размещен проект документа «О проведении в 2022-2024 годах эксперимента по приему на обучение и обучению студентов по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на основе предоставления образовательных сертификатов»

13.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru в разделе «Координационные Советы и федеральные УМО» в подразделе «Координационные советы по областям образования: Науки об обществе» на странице ФУМО в системе высшего образования по УГСН «38.00.00 Экономика и управление» размещена информация о новом составе секций федерального УМО

10.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru в разделе «Утвержденные ФГОС ВО с учетом проф.стандартов (3++)» добавлен федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 15.04.03 Прикладная механика (магистратура).

10.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru в разделе «Утвержденные ФГОС ВО с учетом проф.стандартов (3++)» добавлен федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 15.05.01 Проектирование технологических машин и комплексов (специалитет).

10.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru размещен проект документа «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы»

09.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru в разделе «Утвержденные ФГОС ВО с учетом проф.стандартов (3++)» добавлен федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 15.03.03 Прикладная механика (бакалавриат)

09.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru в разделе «Утвержденные ФГОС ВО с учетом проф.стандартов (3++)» добавлен федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 15.03.02 Технологические машины и оборудование (бакалавриат)

09.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru размещен Приказ Минобрнауки России от 05.08.2021 г. № 715 «Об утверждении перечня должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядка проведения указанного конкурса»

Перейти на страницу:

  • >
  • >>