Приказ минпросвещения рф от 11.12.2020 n 712

Содержание

Требования к результатам освоения образовательной программы

Раньше было как? По окончании начальной школы, ученик должен был показать определенные результаты. Этими результатами был определенный набор знаний и умений по школьным предметам. Если, например, взять математику, то ребенок должен был знать таблицу умножения и уметь решать задачки в три действия.

Теперь все по-другому. Стандарт взял и разделил эти требования еще на три группы:

  1. личные результаты;
  2. метапредметные результаты;
  3. предметные результаты.

Личные результаты

О них можно судить по портрету выпускника начальной школы, который описан в ФГОС:

  • ученик готов и способен к саморазвитию;
  • ученик понимает, зачем он учится и стремится к познанию, способен организовать свою деятельность;
  • школьник доброжелателен, умеет слышать чужое мнение и высказывать свое собственное;
  • у ученика выработана своя система ценностей (семья, родина, спорт, дружба и т.д.), которая соответствует личным качествам ребенка и его индивидуальной позиции;
  • ученик понимает, что он гражданин своей страны и патриот родины.

В прошлом стандарте об этом не было ни слова сказано.

Метапредметные результаты

Эти результаты включают в себя освоение обучающимся универсальных учебных действий. Или УУД. Запомните эти три веселых буквы. О них речь пойдет ниже.

Предметные результаты

Школьные предметы никто не отменял. Математика, русский язык, литературное чтение и другие уроки присутствуют в жизни школьника. И он должен усвоить основы. То есть получить предметный фундамент, твердую опору, чтобы было от чего оттолкнуться и «взлететь».

Только учителя теперь стали хитрее. Они не отдают детям свои знания в готовом виде, как раньше. Они учат детей эти знания добывать, находить, перерабатывать и потом применять.

Предметные результаты учеников оцениваются. В смысле, за них ставят оценки. Установлена стандартом нижняя граница предметных результатов. Она выражается в фразе:

Не достижение этой нижней границы препятствует переводу ребенка в пятый класс. Верхняя же граница предметных результатов выражается фразой:

То есть если ребенок хочет знать больше, то школа не вправе ему в этом отказать.

Деятельностный метод обучения

Объяснительный метод обучения остался в прошлом. «Разжевали и в рот положили» — это не про современную школу.

В чем это проявляется? В активном применении проектной и научно-исследовательской деятельности уже с первого класса. Я не понимаю родителей, которые жалуются на то, что детям постоянно задают какие-то проекты. Ведь, во-первых, это очень интересно. А во-вторых, полезно. В жизни навык поиска нужной информации и ее переработки обязательно пригодится.

Так же частенько работа над этими проектами ведется не индивидуально, а в парах или даже в группах. Тоже очень полезно, ведь для того, чтобы получить результат, детям сначала нужно разобраться с тем, кто что делать будет, то есть договориться.

Мне кажется, так учиться намного интересней.

Требования к структуре образовательной программы

Включайте воображение, друзья. Сейчас будем представлять. Представим образовательную программу в виде эдакой солнечной системы, где есть огромная звезда и планеты, которые вокруг звезды вращаются.

Большая звезда – это и есть УУД. Да, да, те самые три веселых буквы! Универсальные учебные действия. По сути, УУД – это умение учиться, добывать необходимую информацию и применять ее. Знать все невозможно, да и вряд ли нужно. Главное знать, где и как добыть информацию. То есть, если сказать образно, школа снабжает ребенка не ограниченным количеством «рыбы», а дает ребенку «удочку» и учит ею пользоваться.

У нашей «УУДэшной» звезды сложная структура, поэтому предлагаю рассмотреть ее подробнее в отдельной статье, а пока займемся планетами.

Воспитательная деятельность

В прежнем стандарте образования данный вопрос не рассматривался вообще. Учителя по своей инициативе проводили занятия по таким темам как: здоровье, активный образ жизни, патриотизм и т.п.

А теперь это обязательно!

Как это выглядит на практике? В первом классе у моей дочки был введен предмет «Правила питания». Даже был учебник и рабочая тетрадь. Название предмета говорит само за себя. Рассматривались вопросы о здоровом образе жизни и правильном питании.

А в прошлом году был введен предмет ОРК и СЭ. Основы религиозной культуры и светской этики. Это для того, чтобы поближе познакомится с культурой своей страны, почувствовать себя ее частью.

Здесь же можно упомянуть и портфолио школьника. Это личный документ ученика. Он нужен для фиксирования его индивидуальных достижений. Жестких требований к портфолио на данный момент не существует. Так что можно применить творческий подход к его созданию.

Так что, друзья, школа уже не та, что была раньше! На мой взгляд, учиться стало интереснее. Конечно, и от учителя многое зависит.

А вы помните свою первую учительницу? Я помню. Ее звали Елизавета Христиановна. Заслуженный учитель Республики Коми, супер педагог! Мы у нее по струнке ходили, и лишний раз рот боялись раскрыть. Конечно, она вбила в наши головы знания, за что ей большое спасибо. Но о таких уроках, как на видео, мы и не мечтали.

Желаю вам всего самого доброго!

Как всегда детишкам привет передавайте)

До новых встреч на страницах блога!

Новый ФГОС 2020

Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС будут утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020 года завершится работа по обновлению основных школьных программ. Окончательный переход на новые ФГОС запланирован на сентябрь 2021 года. Чем они отличаются от предыдущих? 

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС 2020 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

                                                      Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева

Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:

  • Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
  • Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
  • Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
  • Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
  • Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).
  • Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось). 
  • Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.

Когда будут введены новые ФГОС 2021 года?

Указанные изменения уже были одобрены и на данный момент актуализируются межведомственными инстанциями. Полноценное введение новых ФГОС для школ с 2021 года планируется на начало учебного года — с сентября.  Однако на рассмотрении находятся и другие проекты, которые пока остаются на стадии голосования. Среди них можно выделить нововведения из списка ниже.

Увеличение количества школ с обязательной дисциплиной — шахматы

В ряде учебных заведений могут отдать 33–34 академических часа физкультуры на обучение шахматам. Условие рассматривается только для учеников начальных классов. Для преподавания предмета педагогам потребуется получить дополнительное образование.

Второй иностранный язык

Сейчас в школах изучают только один иностранный язык на выбор. Новые проекты ФГОС могут ввести дополнительную дисциплину для учеников с 5 класса. Пока планируется вводить требование поэтапно в разных школах.

Обязательное ЕГЭ по иностранному языку

Проект тоже находится на рассмотрении и может быть принят в этом году. Однако планируется ввести требование с 2022 года в отношении английского языка.

Современные технологии

Из-за быстрого развития техники введение новых предметов в школах было лишь вопросом времени. Сейчас планируется создать к 2022 году свыше 2000 классов с 3D-принтерами, интерактивными панелями, средствами для создания робототехники и так далее. Пока в планах оборудовать школы из 50 регионов, однако в 2024 году число школ должно достигнуть 16000.

ФГОС СОО

Уровень общеобразовательной организации

Приказ МБОУ СОШ № 8 от 31.01.2020 № 54 «О разработке рабочих программ отдельных учебных предметов»(копия165.71 KB)

Приказ МБОУ СОШ № 8 от 31.01.2020 № 53 «О внесении изменений в Положение о рабочей программе отдельных учебных предметов, курсов педагога, реализующего ФГОС ООО и ФГОС СОО» (копия227.49 КБ)

Приказ МБОУ СОШ № 8 от 31.01.2020 № 52 «О разработке основной образовательной программы среднего общего образования на 2020 –2025 гг.» (копия251.92 KB)

Приказ МБОУ СОШ № 8 от 31.01.2020 № 51 «О подготовке введения в действие федерального государственного образовательного стандарта   среднего общего образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №8» (копия188.19 KB)

ФГОС ООО

Федеральный уровень

ПРИКАЗ МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ от 05 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

Муниципальный уровень

  • Приказ управления образования администрации г.Радужный от 29.03.2015 № 681 «Об утверждении плана поэтапного введения ФГОС ООО в образовательных организациях города Радужный» (копия198.76 КБ)

  • Приказ управления образования администрации г.Радужный от 04.03.2014 № 119 «Об организации работы по введению ФГОС ООО в общеобразовательных организациях города Радужный» (копия176.74 КБ)

Уровень общеобразовательной организации  

ФГОС НОО

Федеральный уровень

  • Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)
  • Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
  • Приказ Минобрнауки России  от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
  • Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
  • Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.02.2011 N 19676)
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений
  • СанПиН 2.4.2. 2821– 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993)

Региональный уровень

  • Письмо Департамента образования и науки ХМАО-Югры №356 от 23.01.2010г. «О переходе на федеральный государственный стандарт начального общего образования».
  • Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры №508 от 16.07.2010г. «О создании Координационного Совета при Департаменте образования и науки ХМАО-Югры по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».
  • Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры №481 от 30.06.2010г. «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях ХМАО-Югры».
  • Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры №944 от 09.12.2010г. «О внесении изменений в приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры от 16.07.2010 г. № 508».
  • Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры №945 от 09.12.2010г. «О проведении заседания Координационного совета по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования». 

Муниципальный уровень

Приказ управления образования администрации г.Радужный от 27.01.2011 № 41 «О подготовке введения в действие  Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования  в образовательных учреждениях города»

Уровень общеобразовательной организации

ИКТ

Информационные и коммуникативные технологии. В наше время, школа уже не может закрывать глаза на то, что даже первоклашки прекрасно знают, что такое компьютер, что такое интернет. И поэтому ФГОС определил, что ученики должны стать компетентными в данной области.

Наряду с письмом в школе они начинают изучать и компьютер. Уроки информатики вводят в школах уже со второго класса. Но не только о компьютерах здесь идет речь. Например, при изучении окружающего мира, применяются такие приспособления как видеокамеры, микроскопы, цифровые фотоаппараты и т.п.

В нашей школе в кабинетах начальных классов размещены электронные доски. И их активно используют на каждом уроке. Если на дом задают какой-нибудь проект, то по результатам нужно сделать на компьютере презентацию и потом с помощью электронной доски представить ее классу.

Электронные дневники. Тоже новинка в школах. Это современная версия старых добрых бумажных дневников, которые, кстати, пока никто еще не отменял. В этих дневниках можно обнаружить не только информацию об успеваемости, но и различные сообщения организационного характера. О родительских собраниях, например. А также домашние задания по всем предметам.

Поколения ФГОС

Система образования регулярно дорабатывается. При этом через определенные периоды времени школьные регламенты претерпевали серьезные изменения, которые разделили ФГОС на три поколения.

Первое поколение

Изначальные стандарты школьного образования в РФ были приняты еще в 2004 году. Тогда понятия ФГОС еще не существовало. Регламенты того года были направлены на предметное обучение школьников, без учета психолого-педагогических аспектов и личностных особенностей учащихся. Из-за отсутствия многих факторов такие стандарты быстро устарели.

В основе регламента были учтены лишь следующие факторы:

  • обязательные дидактические единицы;

  • комплекс изучаемой информации по предметам;

  • компоненты федерального, регионального или школьного образования.

Второе поколение

В 2009 году было принято решение о неэффективности действующих регламентов. Минпросвещения решило разработать новые стандарты образования. На создание регламентов ушло 3 года и в 2012 году появились ФГОС школьного образования, которые действуют до этого момента.

В основе регламентов лежит частичное самообучение школьников. Они должны не только получать одобренный комплекс информации на уроках, но и уметь искать дополнительные сведения. Это условие сместило акцент образования на личностные качества учеников.

Во втором поколении ФГОС учитывались:

  • только компоненты федерального образования;

  • требования к развитию универсальных навыков у детей;

  • ориентированность на улучшение результатов обучение;

  • необходимость усиления воспитательной функции взамен предметного акцента.

Несмотря на более расширенный объем требований при создании учебных программ и методов обучения школьников, ФГОС образца 2012 года не имели четких условий. Дальнейшая доработка регламентов ситуацию не улучшила.

По этой причине Минпросвещения решило внести кардинальные изменения в ФГОС. На решение также повлияла пандемия 2020 года, которая показала бреши в образовании.

Третье поколение

На данный момент это лишь условное обозначение новых школьных стандартов 2021 года. Обсуждение планируемых стандартов началось еще в 2018 году и только сейчас появились первые представления о грядущих изменениях в системе школьного образования.

Рабочие программы НОО обучающихся с ЗПР (7.1, 7.2) в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Учебный предмет Класс освоения программы Рабочая программа
Учебные предметы
Русский язык 1-4 просмотр
Литературное чтение 1-4 просмотр
Иностранный (английский) язык  3-4 просмотр
Математика 1-4 просмотр
Окружающий мир 1-4 просмотр
Музыка 1-4 просмотр (7.1)
11, 1-4 просмотр (7.2)
Изобразительное искусство 1-4 просмотр
Технология 1-4 просмотр
Физическая культура 1-4 просмотр (7.1)
просмотр (7.2)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Курс «Страна мастеров» 1-4 просмотр (7.2)
Курс «Школа безопасности» 1-4 просмотр (7.2)
Внеурочная деятельность
Логопедические занятия 1-4 просмотр
«Учись учиться» (психолог) 1-5 просмотр
Психокоррекционные занятия 1-4 просмотр
Математика и конструирование 1-4 просмотр
Человек и природа 1-4 просмотр

Рабочие программы НОО обучающихся с УО 8.2 в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Учебный предмет Класс Рабочая программа
Учебные предметы
Речь и альтернативная коммуникация 11, 1-4 просмотр
Математические преставления 11, 1-4 просмотр
Окружающий природный мир 11, 1-4 просмотр
Человек 11, 1-4 просмотр
Домоводство 3-4 просмотр
Окружающий социальный мир 11, 1-4 просмотр
Музыка и движение 11, 1-4 просмотр
Изобразительная деятельность 11, 1-4 просмотр
Адаптивная физкультура 11, 1-4 просмотр
Коррекционно-развивающие занятия 11, 1-4 просмотр
Коррекционные курсы
Сенсорное развитие 11, 1-4 просмотр
Предметно-практические действия 11, 1-4 просмотр
Двигательное развитие 11, 1-4 просмотр
Альтернативная коммуникация 11, 1-4 просмотр

Вы здесь: Главная
Сведения об образовательной организации Образование Рабочие программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Требования стандарта к начальному общему образованию

В перечне требований всего три пункта:

  1. Требования к результатам освоения программы учениками. То есть, дети в конце четвертого класса должны показать определенные стандартом результаты.
  2. Требования к структуре образовательной программы. Видимо, речь о том, кто, как и какими способами должен обучать детей, чтобы они достигли результатов из пункта номер один.
  3. Требования к условиям реализации образовательной программы. Профессиональная подготовка учителей, наличие методических материалов, компьютерное оснащение школ, санитарно – гигиенические условия и т.п.

Ну и теперь о первых двух пунктах подробнее.

Рабочие программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО:

Учебный предмет Класс освоения программы Рабочая программа
Учебные предметы
Русский язык 1-4 просмотр
Литературное чтение 1-4 просмотр
Родной язык 1-4 просмотр
Литературное чтение на родном языке 2-4 просмотр
Иностранный (английский) язык  2-4 просмотр
Математика 1-4 просмотр
Окружающий мир 1-4 просмотр
Основы религиозных культур и светской этики 4 просмотр
Музыка 1-4 просмотр
Изобразительное искусство 1-4 просмотр
Технология 1-4 просмотр
Физическая культура 1-4 просмотр
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
     
Внеурочная деятельность
«Читающий росток» 1 просмотр
«Занимательная математика» 1-4 просмотр
«Чистописание» 2-4 просмотр
Внеклассное чтение 2-4 просмотр
«Математика и конструирование» 4 просмотр

Что такое ФГОС и какой он бывает?

Итак, мое краткое определение! ФГОС – это стандарт!

ГОСТ – это тоже стандарт. ГОСТы устанавливают определенные требования на продукты или группы товаров.

А ФГОС предъявляет требования к образованию. Причем у каждой ступеньки образования свой стандарт:

  • ФГОС ДО – дошкольное образование;
  • ФГОС НОО – начальное общее образование;
  • ФГОС ООО – основное общее образование;
  • ФГОС  СОО – среднее общее образование;

и так далее вплоть до ВУЗов.

Все программы обучения должны соответствовать ФГОС.

Стандарты обеспечивают преемственность основных программ обучения. То есть дошкольники готовы к обучению в первом классе. Выпускники начальной школы готовы к средней школе. Девятиклассники к дальнейшему обучению в 10 классе и т.д.