Домашнее обучение в школе. обучаем ребенка на дому

Содержание

Сочетание форм и способов обучения

Закон закрепляет возможность сочетания форм и способов обучения. По смыслу закона возможно учиться в школе и изучать отдельный предмет заочно или самостоятельно, и школа должна такую возможность предоставлять по требованию родителя.

Главные препятствия для того, чтобы реализовать законные права и возможности — особенности финансирования и отсутствие локальных актов. Иногда родителям бывает проще перейти в школу, в которой все вопросы решены, чем добиться от своей школы права выбора формы обучения.

Индивидуальный подход в обучении — это дополнительные часы работы педагогов, заочное обучение — это часы работы управленцев по созданию учебных планов и пакета документации. Никто не понимает, сколько должна получать школа на учащегося, который сочетает формы обучения и образования. Не все регионы четко определили особенности финансирования обучения учащихся по индивидуальному плану или в форме заочного обучения.

Все это рождает барьеры и активное сопротивление школы. Тем не менее, запрос со стороны родителей на индивидуализацию в образовании растет. Под давлением родителей школам приходится вводить разные формы обучения и продумывать варианты обучения по индивидуальному учебному плану. Много готовых решений и примеров доступно в интернете. И сегодня школам уже есть на что опереться.

Заочная

Эта форма получения образования удобна тем, кто одновременно работает и учится. Основную теоретическую часть материала студенты-заочники осваивают самостоятельно, уровень знаний учебные заведения контролируют на сессиях каждые 3-4 месяца. В общей сложности за весь курс обучения студенты заочной формы проводят в вузах примерно 30 % учебного времени. 

Установочные сессии – это элемент очной учебы. В этот период (1-2 недели) заочникам интенсивно читают лекции, с ними проводят семинары, практические работы. Еще в это время студентам определяют объем материала, который должен быть изучен самостоятельно. Примерно через два месяца начинается экзаменационная сессия, во время которой заочники сдают контрольные, зачеты и экзамены. На аттестацию отводится 3-4 недели.

Работающие заочники получают из учебного заведения справку-вызов на установочные и экзаменационные сессии. На основании этого документа студентам предоставляют учебный отпуск – как правило, оплачиваемый.

Учиться заочно можно далеко не на всех специальностях: для некоторых (например, медицинских) такая возможность не предусмотрена ФГОС. Кроме того, не все вузы учат своих студентов заочно, даже по тем направлениям, для которых государственные образовательные стандарты допускают такую форму обучения. Например, заочных отделений нет в МГУ, СПбГУ, МГИМО и многих других топовых вузах.

Продолжительность учебы

На заочной форме учиться дольше на год: к нормативным срокам обучения определенной специальности на очном отделении прибавляется от 6 (не меньше) до 12 месяцев, независимо от уровня образования – высшего или СПО.

Исключения:

  • магистратура – срок заочного обучения увеличивается не меньше чем на 3 и не больше чем на 6 месяцев;
  • на некоторых программах среднего профобразования, например «визажист-стилист», ФГОС допускает увеличивать срок обучения на 1,5 года (но не больше) для студентов, поступивших на учебу на базе 9 классов.

Срок заочной учебы увеличивается для того, чтобы студенты могли в полном объеме изучить всю программу.

Зачем детей забирают на заочное

Причины, по которым семья выбирает заочное обучение, у каждого свои. Это может быть состояние здоровья или непростые отношения в классе, подростковый кризис, ситуация, когда человек уже хочет сам управлять своей жизнью, работать, но школа этой возможности не дает, или что-то иное. 

Елена Ельницкая, мама Матвея (8-й класс) и Вениамина (2-й класс), говорит, что от учебы в школе дети эмоционально истощались, начинали болеть. Хотя в целом они были довольны учебой в «Умке», хорошо общались с одноклассниками, Елена заметила, что дома детям спокойнее, они более уверенно осваивают школьную программу. 

«Держу рядом фото класса, чтобы видеть глаза детей». Учителя со всей страны — о жизни и работе в пандемию

Мальчикам нравится, что не нужно рано вставать, далеко ехать в школу ранним утром (семья живет за городом), нет разделения учебы на классную и домашнюю работу. При этом связь со школой не прерывается: Вениамин посещает там кружки и общается с друзьями. С утра мальчики обычно занимаются школьными предметами, которые изучают погружением, один за другим. Так, на предметы вроде ОБЖ у Матвея уходит неделя-две, изучение физики, геометрии, алгебры занимает по месяцу. 

— За тот год, что дети учатся заочно, мы столкнулись только с одной проблемой: моим страхом, — поделилась Елена. — Я боялась, что не смогу что-то объяснить, дети не поймут, не справятся.

Через несколько месяцев учебы я оказалась в жутком стрессе. Мне понадобилось много времени, чтобы адаптироваться к ответственности.

Однако, проанализировав ситуацию, я поняла, что все у нас получается. Нужно просто двигаться дальше. 

К моменту поступления в школу Алиса, дочь Александры Степановой, активно занималась музыкой и танцами, посещала другие кружки. Мама понимала, что в первом классе от чего-то придется отказаться. Делать этого не хотелось, и Александра начала искать варианты. Она общалась со знакомыми и соседями, читала форумы, сходила на семинар Любови Сгонник — и оформила дочь на заочное в «Умку». Сейчас Алиса в шестом классе, ее брат Гриша в первом, также заочно. 

— Мы составили расписание с учетом кружков, которые посещают дети, — рассказала Александра. — Школьную программу Алиса проходит самостоятельно, английский изучает в группе: в этом предмете важны не только учебники, но и общение на языке. С Гришей занимаюсь я. В целом дети настроены на то, чтобы пройти школьную программу, а потом заниматься тем, что им по-настоящему нравится. Порой интерес падает, и мне приходится возрождать мотивацию, подталкивать к освоению обязательных предметов. 

Иммерсивное обучение

Иммерсивное обучение — это обучение через полное погружение в среду, в которой студенту предстоит работать и жить. Примером может служить университет Minerva, чьи студенты с одногруппниками едут в другую страну и выполняют местные проекты в течение полугода.

«Конечно, если строить онлайн-обучение по принципу «смотрим видео и пишем в тетрадку» — ничего не будет работать. Главное — построить учебную программу так, чтобы студенты были мотивированы на учебу: не записывать за преподавателем, а узнавать новое каждый день», — Бен Нельсон, основатель и руководитель интердисциплинарной программы Minerva.

Преимущество иммерсивного обучения — в интерактивности и активной позиции учащегося. Из наблюдателя студент становится действующим лицом образовательного процесса, получает моментальную обратную связь и индивидуальный обучающий опыт.

Потенциал иммерсивного обучения — в VR технологиях, особенно для нестандартных ситуаций, которые сложно и дорого воссоздать. Например, авиакомпании используют VR тренажеры, чтобы научить экипаж действовать в чрезвычайных ситуациях или изучить особенности конструкций разных типов самолетов. А в школах — чтобы «перемещаться» по разным странам.

Образование в VR: урок математики вместо охоты на монстров

Иммерсивное обучение часто используют в корпоративных образовательных программах.

О том, как это работает в «Ростелекоме», рассказала директор по развитию персонала Екатерина Барабанова:

«Не все могут организовать учебный опыт через проживание в технологических столицах мира, как в Minerva, но элементы иммерсивного обучения можно внедрить в каждую образовательную программу.

Например, в обучении SMM-менеджеров, занимающихся продвижением компании в соцсетях, иммерсивной будет среда социальных сетей. Когда мы обучали сммщиков, то выбирали настоящие жалобы клиентов и курьезные ответы техподдержки, а преподавателей просили так реагировать на контент в соцсетях, как обычно реагируют пользователи.

Весь курс проходил в соцсети, а задания повторяли типичные ситуации из практики специалистов. Учащиеся делали посты в соцсетях и отвечали на комментарии в закрытой группе курса.

При этом среда должна быть достаточно безопасной, чтобы учащийся не боялся пробовать новое. Например, на тренинги для команды по продажам в роли клиентов часто приходят экс топ-менеджеры компаний-заказчиков. Они могут воссоздать опыт общения и продажи проекта реальному клиенту».

Способы получения среднего образования

Формально ученик может получить аттестат, не посещая школу, но сдав все экзамены. Перевести школьника на другую форму обучения можно в любое удобное время. Школьное руководство должно пойти навстречу родителям, особенно если у тех есть серьезные основания для такого решения. Однако далеко не каждый директор согласится на такое, потому что не хочет брать на себя ответственность за успеваемость ребенка. Причиной отказа может быть следующее:

  • ребенок учится в классе, и его неудачи отразятся на общих показателях всего коллектива;

  • учителям придется выделять дополнительное время для консультаций и промежуточной аттестации ребенка — чаще всего такая работа не оплачивается дополнительно, и учителя не хотят брать ее на себя;

  • многие директора даже не знают, как грамотно совершить перевод.

Если руководство не согласно пойти родителям навстречу, можно перевести ребенка на семейное образование, которое мало чем отличается от домашнего или заочного. Получая образование в семейной форме, ребенок сдает в школе только экзамены, а все остальные заботы о нем ложатся на родителей. Чаще всего такая форма образования применяется к детям с ограниченными возможностями: учителя ходят к ним домой и дают уроки, которые оплачиваются в полной мере.

Что касается заочного образования, его отличие от домашнего — ребенок здоров, но не посещает школу по определенным причинам. Например, если он загружен дополнительными занятиями в секциях и кружках, а школьную программу усваивает легко. Таким детям нет смысла весь день тратить на школу.

Что важно выяснить до принятия окончательного решения

Если родитель хочет не только перевести ребенка на домашнее обучение, но и зачислить его в онлайн-школу, нужно предварительно разобраться с несколькими нюансами:

Важно не путать семейное образование с заочным. При формате семейного образования ребенок официально отчисляется из учебного заведения и прикрепляется к образовательной организации для аттестаций

В этом случае родители по закону несут ответственность за учебу ребенка и ее результаты. А при заочной форме ребенок остается «на балансе» школы, и за его образование отвечает учебное заведение. Но так или иначе, родителям нужно будет достичь понимания с администрацией школы сроков сдачи аттестаций и формата их проведения.

Также нужно выяснить, где и как будет проводиться ‌сдача‌ ‌ОГЭ‌ ‌и‌ ‌ЕГЭ.‌ ‌Как‌ ‌правило, ‌ онлайн‌-школы закреплены за ‌школами-партнерами, ‌ ‌что‌ ‌упрощает‌ ‌процесс.‌ ‌Находясь‌ ‌на‌ ‌семейной‌ ‌форме‌ ‌обучения‌, ‌можно‌«приписаться»‌ ‌к‌ ‌конкретному учебному заведению города, согласовав этот вопрос с администрацией заведения. Тогда будущие экзамены и аттестации будут проходить именно там, что упрощает решение многих вопросов.

Иногда у «семейников» возникают проблемы со скидками и льготами для школьников, потому что по закону они не привязаны к учебному заведению. Из-за этого не всегда получается купить ребенку железнодорожные билеты, билеты в музеи или кино по детскому тарифу. ‌При‌ ‌заочной‌ ‌форме‌ ‌обучения‌ ‌таких‌ ‌вопросов‌ ‌не‌ ‌возникает.‌ ‌

Семейные и заочные формы получения образования — самые распространенные после традиционного очного. Но кроме них бывают и нетривиальные ‌комбинации, например, очно-заочная форма обучения, дистанционная по отдельным предметам и другие. Однако родители должны понимать: чем нестандартнее формат учебы, тем больше вопросов придется согласовывать с администрацией школы, и к таким дополнительным хлопотам нужно быть готовым.

Нужно ли школьникам прикрепляться к школе?

По закону каждый гражданин России до 18 лет должен проходить обучение. Но благодаря возможности выбрать форму образования, у родителей появляется свобода сделать все именно так, как им и ребенку будет наиболее удобно. Однако совсем избежать контактов с государственным образованием не получится, хотя и появляться в общеобразовательной школе придется не часто.

Прикрепление к конкретному учебному заведению — обязательное условие. При этом учащиеся на семейной форме обучения могут выбрать — сдавать только итоговую аттестацию (за год, ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе) или выбрать экстернат и аттестовываться чаще, имея возможность перепрыгивать через класс.

«Заочка»

Высшее образование включает в себя разные виды обучения. В последнее время огромной популярностью стала пользоваться заочная форма. Правда, молодых студентов довольно часто осуждают за такое решение, особенно родители и бабушки-дедушки.

Учась на «заочке», студент должен посещать занятия и сдавать все экзамены (проще говоря, сессию) в установленные строгие сроки. Все занятия проводятся по вечерам (с 19:00 традиционно) и длятся всего несколько часов. Они ведутся не каждый день, а, скажем, месяца 2 в семестр с перерывами в 2-3 дня. Многие считают, что заочное образование — это плохой выбор. Якобы к студентам там относятся халатно, знаний не дают, а выдают только дипломы. На деле это не так. Во время обучения на «заочке» люди имеют возможность работать, получать опыт и при этом зарабатывать себе на жизнь. Студенты-очники же вынуждены «сидеть на шее» у родителей или пропускать занятия, чтобы заработать.

Обучения детей с ОВЗ

Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у  школ и самих родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа? Попробуем разобраться.

При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:

  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, 
  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

В средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС, в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение:

  • Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.
  • Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении. 
  • Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.

Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет. 

Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:

  • первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
  • второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени; 
  • третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
  • четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.

Заключение ПМПК действует до конца четвёртого класса. После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:

  • диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
  • диагноз продляют;
  • диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.

Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту. 

Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.

<<Перелинковка>> 

Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ:

  • сопровождение тьютора, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ;
  • занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;
  • специальные технические средства, например, пандус для детей на коляске или верботон для детей с нарушением слуха;
  • специальные учебники и дидактические материалы, например, увеличенные картинки для детей с нарушением зрения.

В статье 79 закона «Об образовании в Российской Федерации» выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ: 

  • в инклюзивном классе массовой школы,
  • в коррекционном классе массовой школы, 
  • в коррекционной школе,
  • надомное образование,
  • семейное образование.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Акцент на оформлении, а не решении задач

Особенность преподавания в начальной школе — учителя придают колоссальное значение записи и оформлению работ в тетради. Это замедляет учебный процесс — вместо того, чтобы за несколько минут написать решение, уставшие родители вместе с ребёнком пытаются выяснить, как учительница требовала оформить задачу. Ведь если написать правильное решение, но не соблюсти требования по оформлению — снизят баллы. 

Придираются ко всему — к неверному количеству клеточек в отступе или формуле, которую вспомнил только под конец и приписал не в том месте, где надо. Результат — ребёнок боится написать что-то не то. 


‍Не отсчитал клеточки — получаешь замечание‍

Решение  

Альтернативное образование — это всё, что не вписывается в рамки традиционной школьной системы. Например, в школах Монтессори дети много мастерят руками и развивают мелкую моторику. Куда интересней, чем корпеть над прописями! А в вальдорфской школе нет оценок, можно писать карандашом или сидеть прямо на полу. Всё это сохраняет живой интерес юного школьника к происходящему. Отсутствие бессмысленных требований и формализма — залог успешного обучения. 

Цифровизация

Инфраструктура школ непрерывно обновляется, внедряются современные образовательные технологии. Например, ещё несколько лет назад ученики привычно решали уравнения на меловой доске, а сегодня во многих школах есть интерактивные доски. Педагоги могут выводить на экран любые видео, изображения, слайды презентаций. На многих интерактивных досках можно писать при помощи пальца — во-первых, больше не нужно пачкаться мелом, а во-вторых, детей это забавляет независимо от возраста.

Помимо интерактивных досок, школы оснащаются цифровыми системами пропусков. Они также были внедрены в рамках использования современных технологий. Родители могут отслеживать, во сколько ребёнок вошёл в здание школы и когда вышел. Сейчас школьнику достаточно приложить пропуск к турникету, а через десятилетие это может быть биометрия — отпечатки пальцев, как Touch ID на устройствах Apple, и сканирование сетчатки глаза.

Бумажные дневники уже почти канули в небытие — повсеместно используются электронные. В будущем на смену обычным принтерам придут 3D-гаджеты, ученики смогут распечатать любую нужную 3D-модель для самых разных задач. В Миннеаполисе, США, одна из школ уже обзавелась принтером Dimension BST, с помощью которого ученики создают дизайнерские прототипы. С каждым годом всё активнее развивается применение современных технологий в школе.

Вероятно, перестанет использоваться обычная бумага — учёные уже разрабатывают OLED-дисплеи. Это гибкие, лёгкие и тонкие «листы», которые можно так же, как и бумагу, сворачивать или хранить стопкой. Это решение практичнее, экологичнее и долговечнее обычной бумаги, такие дисплеи не рвутся и являются интерактивными — как гибкий планшет.

Фото — hi-news.ru

Сокращенная (ускоренная)

Хотя для программ любого уровня основного профессионального образования установлены нормативные сроки обучения, учебу по индивидуальному плану для того, чтобы пройти ускоренный курс обучения, неважно в очной, очно-заочной или заочной форме. Сокращенная форма обучения в вузе возможна на программах любого уровня – бакалавриата, специалитета, магистратуры

Пройти ускоренный вузовский курс можно после колледжа (допускается и учась в ссузе) или при наличии выдающихся способностей, если устав учебного заведения предусматривает такую возможность.  

Сокращенная форма обучения в вузе возможна на программах любого уровня – бакалавриата, специалитета, магистратуры. Пройти ускоренный вузовский курс можно после колледжа (допускается и учась в ссузе) или при наличии выдающихся способностей, если устав учебного заведения предусматривает такую возможность.  

Вуз может сократить срок обучения двумя способами:

  • зачесть изученные раньше в колледже, вузе или на курсах дополнительного профобразования модули, спецкурсы, практики и так далее – естественно, для этого надо поступить на смежное направление;
  • ускорить темп обучения.

Срок учебы в ускоренной форме сокращается на 6–12 месяцев. 

Учеба в любой форме: очной, заочной и вечерней (очно-заочной) – может быть бесплатной (бюджетной) или платной – по договору об оказании образовательных услуг (по контракту).

Право выбора формы образования

Форм образования две:

  • в образовательной организации
  • вне образовательной организации — в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) или самообразования (в 10-11 классах).

Ключевое различие между двумя этими формами заключается в том, кто несет ответственность за качество образования и за организацию процесса обучения. В первом случае условия определяет школа. В случае семейного образования за процесс обучения полностью отвечают родители. Нагрузка, методики обучения, место и время — все они решают сами.

И к родителям и к школе государство предъявляет одинаковые требования — ребенок должен как минимум освоить программу в пределах ФГОС. Дети на семейном образовании проходят промежуточную и итоговую аттестацию в школах, которые имеют государственную аккредитацию в качестве экстернов.
Права обучающихся и государственное финансирование распространяется на экстернов. Например, экстерн бесплатно пользуется учебниками, родители могут получать компенсацию. 

Качество заочного обучения

Какую бы форму обучения вы не предпочли нельзя забывать о том, что качество образования напрямую зависит от учащегося

Если вы заинтересованы в получении знаний на заочном обучении, вы будете уделять время самообразованию и поиску важной информации. Если знания не нужны, то ежедневное присутствие в колледже и прямое общение с преподавателями не принесет ничего полезного

Заочное образование отлично подходит учащимся с хорошей мотивацией и высоким уровнем самодисциплины. Заочники самостоятельны, сами распределяют свой график и интенсивность занятий. В течение семестра их никто не контролирует, не заставляет готовится к семинарам и контрольным работам. Они самостоятельно следят за сроками выполнения работ и сдачей промежуточных тестов. Заочники самостоятельно получают вопросы к экзаменам и решают задачи, которые регулируют старосты и кураторы на очном отделении.

Вы сможете совместить учебу с трудовой, спортивной и творческой деятельностью, декретным отпуском

Заочно обучаются как молодёжь, так и старшее поколение. Молодежь имеет четкий жизненный ориентир – совмещать образование и работу. Для большинства представителей старшего поколения заочное образование не первое, люди годами строят карьеру в изучаемой сфере. Поэтому заочники больше заинтересованы в получении знаний, чем студенты-очники, которые, с высокой долей вероятности, не будут работать по полученной специальности.

Преподаватели видят заочников два раза в год и относятся к ним более объективно. Они не успевают сформировать личную оценку учащегося, поэтому во время экзаменационной сессии оцениваются только знания.