Чем отличается очная, заочная и очно-заочная форма обучения

Содержание

Что собой представляет очно-дистанционная форма обучения

Очно-дистанционное обучение — учеба без личного посещения выбранного учебно-образовательного заведения с использованием интернет-технологий. В нашем Университете она реализована на собственной программной платформе MegaCampus.

Процесс подготовки выглядит так:

  • Зачисленный студент получает доступ к личному кабинету, где хранится вся необходимая информация по учебе — ссылки/доступы на вебинары, график лекций/консультаций, методические рекомендации, теоретический материал.
  • По мере прохождения учеником очередной части (освоения), он получает новую информацию.
  • В распоряжении студента — целый комплекс инструментов активного взаимодействия с другими учащимися факультета, преподавателями.

Программы выстроены так, чтобы максимально вовлекать, поддерживать интерес, воспитывать самодисциплину.

Очно заочная (или вечерняя) форма

Очно-заочная форма обучения, иначе говоря, вечерняя, проходит по общим правилам, только время учёбы студента выбирается таким образом, чтобы не затрагивать саму работу. Обычно трудится он днём, а учёба проходит вечером или в выходные.

Поскольку занятия регулярные, то можно ожидать более высокую подготовку, чем при заочной форме. В то же время, это тяжело для человека по физическим причинам. Поэтому программа здесь будет отличаться от программы для очников, чтобы не перегружать студента.

Эта форма предполагает стабильную работу. Именно в этом случае можно говорить о каком-то графике учёбы. В то же время, это даёт возможность и для хобби.

Чтобы стимулировать студента к самостоятельной работе и развить его творческие данные, нередко, при данной форме обучения, студенты готовят доклады. Время обучения в этом случае на год длиннее, чем при очной форме.

Если вы уже нашли работу, то должны выбрать заочное или вечернее обучение. Поэтому далее будут перечислены плюсы и минусы вечерней формы.

Плюсы:

  • совмещение работы и учёбы,
  • предполагается стабильный график занятий,
  • более качественная подготовка, чем при заочной форме,
  • знакомство с людьми, которые уже работают.

Минусы:

  • менее качественная подготовка, чем при очном обучении,
  • обучение длится дольше, чем при очной форме.

Внимание! Студенты часто делают доклады. Диплом вечерней формы ценится так же, как и остальные

А что лучше выбрать, человек решает сам, в зависимости от обстоятельств

Диплом вечерней формы ценится так же, как и остальные. А что лучше выбрать, человек решает сам, в зависимости от обстоятельств.

Вечерняя форма обучения это отличная возможность получить диплом, одновременно работая по выбранной специальности.

Заочное обучение в колледже, кому оно подходит?

Обучение в колледже на заочной форме основано на самообразовании. Это значит, что 70% знаний учащийся осваивает самостоятельно. Студенты очного и заочного отделений имеют общий учебный план и одинаковый диплом об образовании. Информация о форме обучения указывается только в приложении к диплому.

Сегодня востребованность заочного образования обусловлена удобством и низкой стоимостью в сравнении с очным.

Вы можете поступить в колледж заочно после 9 и 11 класса, СПО и высшего образования. Этот вариант вам пойдет, если вы хотите совместить учебу с работой, уходом за ребенком, спортивной и творческой деятельностью.

Заочное обучение базируется на самоподготовке и дисциплине

Особенности заочного обучения. Какой колледж выбрать?

Далеко не в каждом колледже вы сможете учиться заочно. На начальном этапе убедитесь, что в этом формате можно освоить нужную вам специальность. Не все специальности предполагают заочное отделение. В большинстве государственных колледжей заочное обучение доступно после 11 классов по очень узкому перечню направлений. Например, медицина, изучение иностранных языков доступны только на очном отделении.

Более широкий перечень специальностей доступен в негосударственных колледжах. Перед выбором заочного отделения следует изучить информацию о колледже на официальном сайте

Обратите внимание на квалификацию преподавательского состава, техническое оснащение, стоимость обучения

Сущность и структура обучения

Преимущества лекции:

творческое общение лектора с аудиторией, со-творчество, эмоциональное взаимодействие;
Лекция — это очень экономичный способ получить основы знаний в общем виде;
Лекция активизирует умственную деятельность, когда ее хорошо понимают и внимательно слушают, поэтому задача лектора — развить активное внимание студентов и спровоцировать движение их мысли вслед за мыслями лектора.

В последнее время наблюдается тенденция к свободному выбору преподавателя студентами, что актуализирует проблему квалификации преподавателя. Максимальное использование потенциала этой ведущей формы высшего образования зависит от мастерства лектора. Но процесс обучения, который начинается с лекции, продолжается на практических занятиях и углубляется самостоятельной работой.

Многие преподаватели считают, что работа лектора заключается в том, чтобы хорошо знать предмет и ясно его излагать. Но что означает «ясность изложения»? Это самая сложная педагогическая проблема: речь идет как о последовательности и ясности изложения, так и о сознательном активном усвоении слушателями излагаемого, а значит, и о понимании.

Недостатки чтения лекций

В настоящее время, помимо сторонников, есть и противники представления учебных материалов. В их аргументах есть доля правды. Каковы их аргументы?

1.Лекция побуждает к пассивному принятию мнения других, она подавляет самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем выше вероятность.

2) Лекция препятствует самостоятельному изучению.

Если учебники отсутствуют или их мало, необходимо читать лекции. 4.

У одних студентов есть время, чтобы понять, у других — только механически записывать то, что говорит лектор.

Однако опыт показывает, что пропуск лекций снижает академический уровень студентов и нарушает последовательность и регулярность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему остается ведущей формой организации учебного процесса в вузах. Указанные недостатки могут быть в значительной степени преодолены правильной методологией и рациональной структурой материала.Систематические основы активного обучения были заложены в конце 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению в школьном контексте, что осложнило внедрение проблемного обучения в процесс дидактики высшего образования. Многолетняя дискуссия «Проблемное обучение — концепция и содержание» в Вестнике высшей школы помогла осветить специфику проблемного обучения в высшем образовании. Особенно интересны в этом отношении работы А. М. Матюшкина, который ввел понятие диалогического проблемного обучения, что привело к появлению «субъективно-объективных отношений» и установило необходимость включения проблемных методов во все виды и связи учащихся.

Независимо от того, какие методы обучения — активные, интенсивные или проблемные — используются, для повышения эффективности высшего образования важно создать такие психолого-педагогические условия, при которых студент может занять активную личностную позицию и полностью проявить себя как субъект учебной деятельности. Нет необходимости противопоставлять понятия «активный» и «пассивный»

Речь должна идти об уровне и содержании деятельности учащихся, обусловленной тем или иным методом обучения. Дидактический принцип активности личности в обучении и профессиональном самоопределении определяет систему требований к учебной деятельности ученика и педагогической деятельности учителя в едином учебном процессе.

Преимущества заочной формы обучения

Заочная форма обучения менее популярна, чем очная. Тем не менее, она имеет право на существование и полезна многим. Благодаря заочной форме вы:

  • получите диплом государственного образца, который ничем не отличается от выданного на очном отделении;
  • сможете получить тот же объем знаний и заниматься по учебному плану, что и очники. При заочной форме большую часть придется осваивать самостоятельно — преподаватель лишь направляет студентов и контролирует процесс на экзаменах;
  • сэкономите массу времени. Учиться можно в оптимальном темпе и режиме, в удобное время. Посещать лекции и затем снова перечитывать их при подготовке к экзаменам не нужно. Вы не тратите время на дорогу, организационные моменты, пары;
  • сможете учиться в удобном режиме, если живете в другом городе, имеете семью, постоянную работу. Заочная форма — единственный вариант для людей, у которых уже есть финансовые и семейные обязанности;
  • сэкономите: заочное обучение дешевле, а работодатель обязан предоставлять оплачиваемый отпуск на время сессий;
  • успеете пройти стажировку и получить реальный опыт работы по профессии. Устроиться на работу заочникам намного проще, чем студентам очного отделения. К моменту окончания вуза у вас уже будет реальный опыт и больше возможностей для трудоустройства и карьерного роста.

Какие бывают формы обучения

разрешить проблему совместимости работы и учёбы

Заочная

Заочка предполагает перерыв в работе на время учёбы, который составляет примерно месяц в полгода. То есть, в течение месяца человек ходит не на работу, а на учёбу (сессия). В остальное время он трудится на предприятии и делает задания у себя дома.

Вечерняя

Вечерняя форма вообще не предполагает перерывов в трудовой деятельности. Студент посещает занятия регулярно, но в свободное от работы время (в основном вечером). Отсюда и название, но также такой вид образования имеет и другие наименования – очно заочное или сменное обучение.

Дистанционная

В последнее время появилась ещё один вид учебы – дистанционный. Это когда студент не посещает ВУЗ, а занимается дома. Все занятия проводятся посредством Интернета.

Далее будут рассмотрены эти системы более подробно, кроме последней. Форма обучения в ВУЗе выбирается человеком самостоятельно. Сменить одну на другую в дальнейшем возможно, но обычно возникает трудность совмещения пройденного материала. То есть, надо будет досдавать какие-то предметы.

Плюсы в решении работать, обучаясь очно

Если трудоустройство осуществляется по специальности, то несомненным плюсом является практический опыт и возможность применить полученные знания в жизни. Это повышает мотивацию обучения, делает понятным, с какой целью нужно получать образование. Очная форма обучения дает максимум профессиональных знаний, выгодно их использовать для освоения квалификации помогают стажировка и трудоустройство на профильных предприятиях.

Если прием на работу студентов очной формы обучения производится не по специальности, то можно говорить о материальной заинтересованности. В этом случае возможность самостоятельно оплачивать обучение, иметь независимый бюджет становятся неоспоримыми преимуществами.

Выгоды работодателей и выгоды студентов

Трудовой договор между студентом и работодателем имеет ряд особенностей. К выгодам компании относятся:

  • Возможность брать сотрудника на неполный рабочий день
  • Платить неполную ставку, что в ряде случаев оптимизирует операционные издержки
  • Стажировка по специальности помогает фирме подобрать квалифицированные кадры, найти амбициозных и мотивированных ребят.

Работа для студентов очной формы обучения предполагает:

Получение важного жизненного опыта на этапе обучения, что способствует переоценке и постановлению новых целей
Плавающую рабочую неделю. Что есть реальная возможность попробовать силы во взрослой жизни.

Всевозможные нюансы

  • Социальные гарантии работающим студентам обеспечиваются на общих основаниях
  • Объем денежного вознаграждения рассчитывается пропорционально количеству рабочих часов, зависит от общего времени, объема выполненных работ
  • В случае болезни сотрудник оформляет больничный лист на общих основаниях, заработная плата сохраняется в размере половины оклада
  • По прошествии определенного периода трудоустройства студенту положен отпуск, размер высчитывается согласно действующим законодательным нормам.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Что значит заочная форма обучения, как устроен учебный процесс?

Заочное обучение – вузовское образование по выбранной программе, которое предполагает самостоятельное изучение 70-85 процентов учебного материала. Содержание учебного плана, квалификационные требования, методы контроля знаний студентов заочной и очной формы обучения равнозначны. Заочное дает возможность получать образование всем, кто не может посещать дневные занятия и способен эффективно самостоятельно организовывать время.

Есть учебный план – это документ, где описывается: сколько дисциплин, каких, в каком объеме должен изучить выпускник специальности, последовательность предметов, форма получения и аттестации знаний (теория, практика, контроль). По часам расписано все, что студент должен пройти за курс.

Учебный план, как и время изучения каждого предмета, одинаковые для очников и заочников. Разница только в аудиторных часах и форме изучения материала. Например, в аудиторной нагрузке очника 720 часов экономической теории: лекции, семинары, практики; у заочника будет 90: лекции и практики на установочной сессии. Но в учебном плане в обоих случаях будет значиться 720 часов, просто 630 часов заочник должен изучать материал самостоятельно по рекомендациям преподавателя.

Процесс обучения на классическом заочном отделении по шагам

  • Установочная сессия

    Базовый теоретический курс и блок инструкций для самостоятельного изучения материала.

    Студент каждый день, в течение 20-25 дней, приходит на занятия в вузе. Проводятся вводные лекции по основным дисциплинам семестра, введению в профессию. Даются рекомендации по организации самостоятельного учебного процесса: литература, ресурсы, методические указания; практика для тренировки и выполнения, задания на контрольные и самостоятельные. Проходит один раз за все время обучения.

  • Самостоятельная работа

    Теория, регулярное выполнение практических заданий  удаленно. Практика – на предприятии (по месту работы).

    Студент учится самостоятельно в удобном режиме по рекомендациям каждого преподавателя, совмещая учебу с работой или другими делами. Есть обязательный перечень работ по каждому предмету, которые нужно регулярно выполнять и отправлять на проверку преподавателю. Это контрольные, рефераты, эссе, тестовые задания. За работы ставятся оценки. Положительные оценки – допуск к экзамену или зачету.

  • Экзаменационная сессия

    Итоговый контроль усвоенных знаний и навыков.

    Таких сессий две в год – зимой и летом. В это время проводятся практические занятия, семинары, лабораторные. Затем зачеты и экзамены. И новый блок лекций и консультаций на следующий период самостоятельного обучения. Сессия длится от 20 дней до месяца.

На период сессии работающие студенты имеют право на учебный отпуск. Первые курсы – до 40 дней, старшие – до 50 дней. Вуз присылает справку-вызов на место работы.

Второй и третий этапы чередуются весь учебный период. Раз в год студенты пишут курсовые работы и защищают во время летней сессии, на последнем курсе – дипломные. Раз в год проходят практику (ознакомительная, производственная, преддипломная). В конце учебы защищают квалификационную работу и сдают государственный экзамен.

Выпускники очной и заочной форм обучения получают одинаковые дипломы: государственного образца в вузах с аккредитованными программами обучения; установленного образца в вузах, где есть лицензия, но нет аккредитации. В дипломе указывается: ступень образования (бакалавриат, специалитет, магистратура); специальность или квалификация. К диплому выдается приложение, где указаны пройденные предметы с оценками. В приложении может быть указана форма обучения, обычно, по согласованию с выпускником.

Какие льготы положены работающему студенту-заочнику

Список льгот, которые работодатель обязан предоставлять студентам-заочникам, перечислен в 173 статье Трудового кодекса, и он довольно обширен. Это:

  • оплачиваемые учебные отпуска на время сессий (40 дней в год на 1-2 курсе, 50 дней — начиная с третьего курса);
  • оплачиваемый отпуск на срок до 4 месяцев для подготовки к итоговой аттестации (сдачи госэкзаменов и защите диплома);
  • раз в учебный год — оплата работодателем проезда до места учебы и обратно;
  • на последнем курсе — сокращенная на 7 часов рабочая неделя, причем освобожденное от работы время оплачивается в половинном размере.

Все предусмотренные законом льготы предоставляются только в том случае, если вуз имеет государственную аккредитацию, а студент успешно осваивает программу (то есть не имеет «хвостов»).

Однако на практике заочники редко пользуются трудовыми льготами в полном объеме, ведь это снижает их конкурентоспособность на рынке труда. Исключение составляет разве что ситуации, когда на учебу их направил сам работодатель, заинтересованный в данном человеке и готовый мириться с неудобствами, вызванными отсутствием сотрудника на работе в течение довольно долгого времени.

Переход с одной формы на другую

Перейти с очной формы на очно-заочную или заочную обычно не составляет проблем. Если в силу определенных обстоятельств необходимо сменить форму обучения, то это можно сделать после окончания сессии.

При переходе на платную основу сложностей возникнуть не должно. Но если есть желание занять немногочисленные бюджетные места, то придется потрудиться. Чаще всего заочные группы уже сформированы, и места на бюджетной основе занимаются в первую очередь. В случае отсутствия таких мест стоит подождать до следующей сессии и оставить заявку на перевод. Некоторых студентов могут отчислить после сдачи экзаменов, и в этом случае есть шансы попасть на их место, если успеваемость отличная и нет проблем с дисциплиной.

Стоит отметить, что переход на дневную форму с других отделений осуществляется в крайне редких случаях.

Классические типы и формы проведения уроков

К классическим типам проведения уроков на сегодняшний день относят:

  • комбинированный. Это самый распространенный тип урока, который состоит из нескольких частей: организационный момент (2-3 минуты); проверка и разбор домашнего задания (10 минут); обучение новому материалу (около 20 минут); освоение нового материала, выполнение практических упражнений (15 минут); учитель задает домашнее задание и подводит итог (5-8 минут);
  • изучение нового материала. Такой тип урока практикуют в основном старших классах. Возможно использование иллюстративного материала. Урок может проходить как в форме лекции, так и форме исследования. Результативность урока зависит от уровня освоения новой информации учащимися;
  • обобщение и систематизация пройденного материала. Данный тип урока направлен на усовершенствование знаний и повторение основных блоков пройденного материала для полного овладения предметом. Учитель оценивает знания учащихся сразу по нескольким темам, дает им различные задачи и творческие задания, указывает на проблемы и способы их решения;
  • закрепление знаний. Во время такого урока большую часть времени ученики повторяют и закрепляют весь материал, формируют навыки и умения, углубляют и расширяют свои знания. Урок закрепления знаний может проводиться в виде семинара, лекции, самостоятельных и лабораторных работ, практикума.

К классическим формам урока можно отнести открытый урок и урок в форме зачета. И тот, и другой широко распространены во всех школах Российской Федерации. Открытый урок направлен на повышение культуры общения, развитие исследовательских навыков и умений работать в команде.

У открытым урокам и учитель, и ученики готовятся заранее

Такую форму урока также могут посетить другие учителя и ученики для обсуждения рассматриваемой проблемы. Дату и время открытого урока педагог назначает заранее. Ученикам дается задание, которое они должны выполнить в нужные сроки и потом продемонстрировать результат.

В начале урока учитель выступает со вступительной речью, затем оглашает тему и вопросы для обсуждения. После этого ученики выступают с заранее подготовленным материалом и начинают дискуссию.

Урок в форме зачета у учеников можно смело назвать одним из самых нелюбимых. Во время такого урока учитель проводит срез знаний в виде самостоятельной или контрольной работы, диктанта, изложения и т.д.. Об итоговой проверке знаний пройденного материала учитель всегда предупреждает заранее.

У учащихся всегда есть шанс подготовиться и получить отличную оценку. Перед началом урока педагог заранее пишет на доске тему и задания, если это требуется. После звонка ученики принимаются за работу. После такой контрольной обязательно проводится работа над ошибками и полный разбор темы. Обычно это происходит на следующем уроке.

Куда поступать: ступени, профили

На заочном можно получать среднее и высшее образование. Среднее – только дистанционно. Высшее – бакалавриат, специалитет и магистратура. После окончания курса выпускник получает квалификационную степень.

Средне-профессиональное образование

Это колледж или другое учреждение СПО. Заочные колледжи чаще всего удаленные, например, Московский международный колледж. Поступать можно после 9 и 11 класса. Обучение длится 3-4 года.

Бакалавриат

Это высшее вузовское образование первой ступени. Поступать на бакалавриат можно после одиннадцатого класса. Обучение длится от 4,5 лет, после СПО или высшего возможно сокращение сроков. Бакалавриат в РФ – это базовое образование по выбранному профилю, выпускники сдают госэкзамены, квалификационную работу, могут поступать в магистратуру. На бакалавриате специальности общего профиля, не узкого.

Специалитет

Специалитет – высшее образование с присвоением специальности, это углубленное образование. Например, в бакалавриате вы получите общее юридическое, а в специалитете освоите узкий профиль, например, по уголовному делу. Обучение длится 5-6 лет. На специалитете доступны не все профили.

Магистратура

Это вторая ступень высшего образования. Поступать можно после бакалавриата и специалитета. Обучение обычно длится 2-2,5 года. После магистратуры можно поступать в аспирантуру.

Аспирантура

Это послевузовская ступень обучения, которая дает возможность развиваться в научном направлении, претендовать на звание кандидата наук. Заочное обучение длится три года, можно учиться на бюджете.

Дипломы гособразца любого уровня выглядят почти одинаково

Профили

  • После любой специальности СПО, можно продолжать обучение на любой специальности бакалавриата, но срок обучения будет полным. То же с магистратурой после бакалавриата и специалитета – можно продолжать обучение по более узкому и углубленному профилю своего направления, можно выбрать профиль, совершенно не связанный с предыдущим образованием. Это значит, что заочная форма обучения в вузе дает возможность учиться по горизонтали и осваивать новую профессию, и по вертикали, повышая глубину и уровень образования в одной сфере.
  • Интерактивные и интернет-технологии обучения позволяют изучать заочно и заочно-дистанционно огромное количество направлений, например, любые технические: строительство, электронику, машиностроение, робототехнику. Студенты не ограничены в практической составляющей, благодаря тренажерам, симуляторам, программному обеспечению. Те профили, где больше теории – юриспруденция, гуманитарные, экономические, управленческие, преподаются без ограничений уже много десятилетий.
  • Образование по профилям, обучение на которых прямо связано с практикой: военные, медицинские, фармакологические, творческие специальности (хореография, музыка) – невозможно получить заочно.

Как выбрать форму обучения для ребенка

Решая, как учить свое чадо, родителям необходимо не только выяснить, какие существуют формы обучения в школе или вне школьной системы, но и взвесить все «за» и «против» выбранного ими пути.

Подумать о переходе на очно-заочное или заочное обучение имеет смысл, если:

  • ребенок отстает от сверстников или, наоборот, значительно опережает их в развитии, и общая учебная программа для него слишком тесна;
  • у школьника проблемы в общении с одноклассниками, постоянные конфликты и т. д.;
  • учебу невозможно сочетать с занятиями спортом или творчеством;
  • родителей устраивают школа и программа, но семья часто переезжает с места на место, подолгу живет за границей.

На семейное образование своих детей переводят родители, если их не устраивает школа как таковая: система обучения, программы, необходимость находиться в коллективе и т. д. Но и в этом случае ФГОСы никто не отменял: среднее образование в России обязательное, и оценивается оно по единым стандартам аттестации.

Сочетание различных форм образования допускается. Если вы перевели свое чадо на заочное обучение, но поняли, что ошиблись, всегда есть возможность вернуться в обычный класс. К сожалению, подобные эксперименты не всегда проходят бесследно. Упущенное время, утерянный контакт друзьями-одноклассниками, психологические проблемы из-за того, что «не получилось, не сумел» — безусловно, опыт, но опыт непростой. Прежде чем принять решение, честно ответьте себе: это необходимо ребенку или вашим родительским амбициям.