Социальная защита населения в россии

Содержание

Понятие социальной работы

Объект социальной работы – люди, которые нуждаются в посторонней помощи и поддержке:

  • пожилые;
  • инвалиды;
  • пенсионеры;
  • дети;
  • люди с тяжёлыми заболеваниями;
  • люди, находящиеся в тяжёлых жизненных обстоятельствах;
  • наркотически зависимые;
  • безработные;
  • подростки, оказавшиеся в дурных компаниях;
  • беженцы;
  • неполные семьи;
  • переселенцы;
  • отбывшие наказание в местах заключения под стражу;
  • осуждённые и др.

Субъектом социальной работы выступают люди и организации, ведущие социальную работу:

  • государство, которое осуществляет социальную политику посредством собственных органов социальной защиты;
  • общественные ассоциации и организации (Ассоциация социальных педагогов и социальных работников, Российская ассоциация социальных служб и другие);
  • организации благотворительного профиля;
  • общества милосердия (Красный Крест и другие).

Главными субъектами, осуществляющими социальную работу как на общественных или добровольных началах, так и профессионально, являются люди. Во всём мире насчитывается порядка полумиллиона профессионально подготовленных социальных работников, то есть тех людей, кто имеет образование и диплом подтверждающий необходимую квалификацию.

В Российской Федерации число таких людей составляет около нескольких десятков тысяч. Основная часть задач социальной работы выполняется непрофессиональными сотрудниками из чувства долга, убеждений, либо в силу сложившихся обстоятельств.

Источники финансирования социальной защиты населения

Без денежных средств ни один институт функционировать не сможет. В России существуют накопительные счета, активы которых предназначены, чтобы государственные органы для социальной защиты населения оказывали материальную помощь малообеспеченной категории граждан.

В руках государства социально незащищенная категория людей

Фонд социального страхования

Источник соцстраха — накопления на спец. счетах, созданных Правительством РФ. Целью финансирования служит предоставление государственных гарантий, когда наступят следующие ситуации:

  • временная нетрудоспособность;
  • беременность, роды;
  • рождение детей;
  • уход за ребенком;
  • похороны;
  • оздоровление при санитарно-курортном лечении.

Из фонда социального страхования компенсируются риски, из-за чего потеряна трудоспособность, заработная плата. Формируется капитал страховыми взносами, начисленными работодателями работникам. Обязательное страхование поддерживается государством. Добровольное, как коллективная взаимопомощь, служит дополнением к обязательному соцстраху.

Пенсионный фонд

Раньше старики за разъяснением по пенсиям ходили в такое учреждение, как собес. Сейчас обращаются в ПФР — самостоятельную финансово-кредитную структуру, контролируемую Правительством РФ.

В ПФР готовы принять граждан, дать ответы на вопросы

Заполняют счета ПФР взносы страхователей:

  • владельцы крупных и мелких компаний;
  • индивидуальные предприниматели;
  • самозанятые граждане;
  • бюджет страны.

Размеры перечислений устанавливаются законодательством РФ.

Государственный фонд занятости населения

Эти средства принадлежат к государственной структуре, внебюджетно образованной, которая финансирует мероприятия, связанные с поддержкой безработных граждан, претворяет в жизнь политику России по обеспечению работой населения.

Сотрудники службы занятости принимают граждан

Счет заполняют обязательные страховые взносы, которые перечисляют:

  • работодатели;
  • работники;
  • федеральный бюджет России.

За счет этих средств:

  • выплачиваются пособия;
  • оказывается материальная помощь;
  • организуются общественные работы;
  • осуществляется профессиональная подготовка людей.

Оперативно управляют и распоряжаются фондом органы службы занятости, которые не принадлежат к юридическому лицу.

Фонд обязательного медицинского страхования

Финансирует ОМС система, куда входят федеральный и территориальные фонды субъектов федерации.

ТФОМС — территориальный фонд по обязательному медицинскому страхованию, во всех субъектах РФ создает исполнительная власть.

Логотип Федерального фонда ОМС

ФФОМС — государственный внебюджетный фонд, который создан, чтобы материально обеспечивать медицинское обслуживание жителей России. Регулятор его деятельности — Бюджетный кодекс и Федеральные законы, нормативные акты, которые относятся к ОМС.

Обеспечивают государственную политику медицинского страхования взносы плательщиков, уплачиваемые работодателями по тарифам.

Вопрос благотворительности

Для начала необходимо заметить, что регулирование благотворительности в правовом аспекте реализуется на основе закона от 11 августа 1995 года номер 135-ФЗ «О благотворительности и соответствующих организациях», а также Закона города Москвы от 5 июля 1995 года № 11-46 «О благотворительности». Под благотворительной деятельностью следует понимать деятельность добровольного характера, совершаемую гражданами и юридическими лицами, в плане бескорыстной (на льготных условиях или безвозмездной) передачи физическим или юридическим лицам имущественных комплексов, куда необходимо относить и денежные средства. Кроме того, аналогичные виды социального обеспечения подразумевают бескорыстное выполнение определенных видов работ, предоставление некоторых услуг, а также оказание других разновидностей поддержки. Основной целью данным мероприятиям служит не только социальная поддержка (хотя в первую очередь именно она), но и защита граждан.

Что же необходимо включить в число соответствующих мер? В соответствии с правилами благотворительности люди, имеющие право на социальное обеспечение, наделяются возможностью улучшения собственного материального положения (касается малоимущих граждан), а также социальной реабилитации (в первую очередь относится к безработным, инвалидам и иным людям, не способным самостоятельным образом реализовывать собственные права и интересы на законных условиях в силу особенностей физического, интеллектуального характера, а также иных серьезных обстоятельств).

Меры социальной поддержки узникам концлагерей

Меры социальной поддержки узникам концлагерей были определены еще со времен советского союза. Современные дети страдают от отсутствия новых гаджетов или немодной, по их мнению, одежды. Мало кто задумывается о том, что во времена ВОВ были дети, которые попали в концентрационные лагеря и на тяжелые работы в фашистской Германии. Конечно, большинство из этих детей погибло, так и не дождавшись Великой Победы, но были и такие, кто выжил и сегодня нуждается в помощи государства.

Меры социальной поддержки узникам концлагерей предусмотрены следующие:

  • ежемесячные денежные выплаты;
  • обеспечение жильем;
  • ежегодные выплаты к знаменательным датам;
  • протезно-ортопедическое обслуживание;
  • медицинское обслуживание;
  • полный социальный пакет услуг и другие, предусмотренные в конкретном регионе.

К сожалению, это далеко не все категории граждан, которые нуждаются в особенном внимании со стороны государства и общества. Главная мысль, которую мы хотели донести до наших читателей, заключается в том, что многие из нас имеют право на разные льготы и доплаты от государства, но не пользуются ими. Меры социальной поддержки граждан существуют для многих категорий, просто не все об этом знают.

Как регулируется законом

Самым главным регулятором соцобеспечения, нуждающихся граждан в России, является Конституция РФ.  В статье 39.1 предусмотрены все ситуации, которые могут возникнуть с человеком, когда он может просить помощи и правомочные структуры обязаны ему помочь.

А статьей 7 признано, что РФ принадлежит к социальному государству, с политикой, направленной на обеспечение достойной жизни граждан. Только на основании основного закона страны создаются и корректируются под влиянием времени федеральные законы, указы, различные распоряжения от высокопоставленных должностных лиц министерств и ведомств.

К примеру:

  • ФЗ-178, принятый в 1999 году и отредактированный в конце 2020 года – об государственной социальной помощи;
  • ФЗ-181 – регулирует социальную защиту инвалидов РФ;
  • ФЗ-442 – утвердил основы в социальном обслуживании населения с полномочиями государственных институтов;
  • №164-р – этим правительственным распоряжением определена стратегия действий федеральными органами, субъектами государственной власти, обеспечивающих интересы старшего поколения.

Всего в стране законодателями разработано и принято около 37 федеральных норм и правовых положений, на основании этих законодательных документов:

  • оказывают социальную поддержку малоимущим;
  • назначают пособия;
  • предоставляют компенсации;
  • утверждают льготы.

Внимание! Список законов, указов и постановлений, которые регулируют соц. обеспечение льготной категории граждан, регулярно составляет и публикует Минтруд совместно с соцзащитой РФ.

Основные виды социального обеспечения и их характеристики

Виды социального обеспечения выделяют независимо от источников их финансирования. Исследователи подчеркивают, что социальное обеспечение, которое осуществляется в следующих формах, может помочь обществу измениться, стереть те грубые границы, которые существуют между обеспеченными и бедными категориями населения. Таким образом, целесообразно говорить о следующих основных видах:

  • Денежные выплаты, которые могут представать в виде пенсионных выплат и пособий, а также в качестве материальной помощи, которая носит адресный характер и предоставляется отдельным категориям граждан;
  • Натуральный вид помощи – медикаменты, продукты питания первой необходимости, детское питание, технические приспособления, предназначенные для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • Льготы и некоторые виды услуг, к которым относится содержание индивидов в домах и интернатах для престарелых и лиц с ограниченным возможностями здоровья; детские дома; возможности социального обслуживания граждан на дому;
  • Компенсация дополнительных расходов, которые напрямую связаны с оказанием медицинской помощи индивидам, их последующей реабилитацией, а также с оздоровлением, которое производится в специальных стационарах, амбулаторно в санаториях и домах интернатах.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Виды социального обеспечения 420 руб.
  • Реферат Виды социального обеспечения 240 руб.
  • Контрольная работа Виды социального обеспечения 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1

Также к видам социального обеспечения относятся некоторые единовременные денежные и неденежные виды поддержки, которые государство или социальные институты оказывают в качестве адресной помощи отдельным категориям граждан, оказавшимся в затруднительной ситуации и предоставившим все документы о том, что они не в состоянии самостоятельно обеспечить себя продуктами, медикаментами и услугами первой необходимости. После тщательной проверки заявителей, органы соцобеспечения предоставляют им помощь (если все сведения подтвердились).

Виды социального обеспечения выделяются также на основании того, каким категориям граждан предоставляются вышеуказанные социальные услуги. Нам следует выделить следующие категории:

  • граждане, которые не относятся к трудоспособному возрасту (дети и подростки, а также пенсионеры и инвалиды);
  • граждане, относящиеся к трудоспособному возрасту, но по тем или иным причинам не имеющие возможность осуществлять свою полноценную трудовую деятельность (безработные, временно нетрудоспособные и нетрудоустроенные граждане, лица с ограниченными возможностями здоровья, многодетные семьи, дети, малообеспеченные семьи или граждане).

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Дифференциация условий, определяющих право на социальное обеспечение

Система общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, является сложной и многообразной. Социальное обеспечение не может игнорировать такие факторы, как пол, возраст, условия прошлого труда, состояние здоровья и прочие обстоятельства, влияющие на трудоспособность и во многих случаях приводящие к утрате источника средств существования. Они непосредственно отражаются в содержании конкретных институтов и норм, обусловливают их дифференциацию. Критерии дифференциации могут не иметь никакой связи с субъектом отношений, т.е. носить объективный характер: природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия прошлого труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей и состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Нормы, освобождающие от исполнения части материальных обязанностей или устанавливающие дополнительные права для отдельных категорий населения, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством, являются специальными нормами (льготами). В юридической литературе льготы обычно рассматривают как исключение из общих правил, отклонение от единых требований, способ юридической дифференциации либо в качестве средства наиболее полного удовлетворения потребностей субъектов-получателей.

С помощью льгот физические лица, являющиеся субъектами права социального обеспечения, получают дополнительные права или освобождаются от исполнения части обязанностей (например, бесплатный проезд на городском транспорте, бесплатная выдача лекарств и т.п.).

Льготы можно классифицировать по:

  • субъектам (пенсионеры, инвалиды, Герои СССР и РФ, ликвидаторы аварии на ЧАЭС и пр.);
  • содержанию (досрочная трудовая пенсия, 50% оплата жилья и коммунальных услуг, внеочередная установка телефона и др.);
  • источникам финансирования (страховые взносы, бюджеты различных уровней) и другим признакам.

Дифференциация объективно необходима в целях выравнивания материального положения различных групп социально незащищенных граждан и восстановления их статуса как полноценных членов общества. Однако дифференциация не должна быть чрезмерной, не должна возлагать на систему социального обеспечения слишком большую финансовую нагрузку.

Вместе с тем, досрочное пенсионное обеспечение должно быть сохранено для работников тех отраслей экономики, в которых улучшение условий труда невозможно по объективным причинам. В дальнейшем дифференциация пенсионного обеспечения в связи с условиями труда будет осуществляться с помощью профессионального пенсионного страхования, законопроект о котором находится в стадии разработки.

Условия предоставления социальной помощи дифференцируются в зависимости от среднедушевого дохода, возраста, состояния здоровья и других факторов.

В 2004 г. на основе мониторинга системы льгот произведено их упорядочение. Вместо предоставления льгот в натуральной форме правительство осуществило их монетизацию. Основным направлением оказания социальной помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и некоторым другим категориям населения становится предоставление набора социальных услуг. При этом разрешено заменять набор социальных услуг денежной компенсацией установленного размера по заявлению получателя.

Финансирование большинства прежних льгот и введение новых передано на уровень субъектов РФ и муниципальных образований (ФЗ от 22.08.2004 г. № 122).

Основные принципы

Систему соц. защиты создавали в России, чтобы в ее основу легли основные принципы:

  • соблюдение честного партнерства при взаимоотношении частных организаций с государственными структурами;
  • экономической справедливости, каждый гражданин должен сам себя и свою семью обеспечить, а государство выравнивает их возможности, справедливым распределением средств;
  • адаптивности, система должна усовершенствоваться;
  • приоритета государственных программ, государство помогает людям достичь материального уровня для нормальной жизни, если они сами не способны себя обеспечить.

Справка! В соц. обеспечении присутствуют превентивные меры соцзащиты, когда региональные учреждения определяют факторы риска общественного направления, организуют предоставление услуг.

Заключительный аккорд

В заключение данному вопросу необходимо обобщить все методы социального обеспечения, которые так или иначе касаются Российской Федерации. Таким образом, на сегодняшний день не теряют актуальности:

  • Пенсии трудового и социального характера.
  • Страховые пособия в связи с безработицей, нетрудоспособностью временного типа, беременностью и родами, а также выплаты в направлении граждан, имеющих детей.
  • Услуги в сфере социальной поддержки и обслуживания инвалидов и престарелых.
  • Оказание медицинской помощи на бесплатных условиях в соответствии с программами обязательного страхования в области медицины.

Меры социальной поддержки для переселенцев и беженцев

Меры социальной поддержки для переселенцев и беженцев, так же предусмотрены на государственном уровне

Но тут важно учитывать, что переселенцами считаются граждане РФ, которые были вынуждены покинуть предыдущее место жительства на территории РФ или за ее пределами, так как подверглись преследованиям по религиозным, расовым, политическим или другим убеждениям. Такой статус выдают на 5 лет, и он дает вынужденному переселенцу право на получение жилья, одноразовой денежной выплаты и компенсации расходов на переезд и транспортировку вещей

Статус беженца можно получить, подав соответствующее ходатайство в органы социальной защиты. Данный статус позволяет получить следующие меры социальной поддержки граждан данной категории:

  • бесплатные услуги переводчика;
  • право на получение места в детском саду;
  • право на предоставление временного жилья или комнаты в специальных центрах временного размещения;
  • бесплатное питание в центрах временного размещения и бесплатные коммунальные услуги;
  • бесплатное медицинское обслуживание и медикаменты;
  • социальное обеспечение;
  • получение содействия в трудоустройстве или обучении;
  • содействие в получении сведений о родственниках, оставшихся на родине и другие.

Какие категории граждан могут рассчитывать на помощь государства?

Категории граждан, которые могут рассчитывать на помощь государства довольно много. Но в большинстве случаев меры социальной поддержки выражаются в льготах и часто не имеют денежного эквивалента. Только некоторые категории нуждающихся могут рассчитывать на материальные выплаты от государства или местных властей. К таким категориям относятся:

  • пенсионеры;
  • ветераны и инвалиды боевых действий;
  • люди, отмеченные за заслуги перед Отечеством;
  • учащиеся;
  • льготники;
  • молодые семьи;
  • семьи с детьми;
  • инвалиды;
  • малоимущие;
  • студенты и некоторые другие.

Эти люди могут рассчитывать на реальную помощь денежными средствами, которые выплачиваются органами социальной защиты по месту постоянного проживания. Некоторые выплаты, такие как пенсия, имеют постоянный характер, а другие – периодический. Это означает, что многие выплаты зависят от дохода, который может изменяться, а потому нужно быть готовым к тому, что придется регулярно предоставлять в органы социальной защиты населения достаточно большое количество документов. Впрочем, меры социальной поддержки граждан – это не только денежные доплаты, но и другие виды социального обеспечения, такие как предоставление тех или иных социальных услуг на льготных условиях.

Кто еще может рассчитывать на поддержку государства?

Рассчитывать на поддержку государства могут некоторые льготники, которые даже не подозревают о том, что имеют право на какие либо «поблажки». Так мало кому известно, что на различные виды помощи могут рассчитывать такие категории граждан как:

  • доноры;
  • жители Крайнего Севера;
  • переселенцы и беженцы;
  • предпенсионеры;
  • дети войны и т.д.

Если молодые люди, недавно создавшие семью, чаще осведомлены о своих правах и получают все положенные социальные выплаты, то есть категории граждан, которые и понятия не имеют о том, что им положены те или иные привилегии. Это не означает, что льготы для таких категорий граждан не предусмотрены законодательством Российской Федерации.

*Это важно! Кроме общих льгот, которые предоставляются всем без исключения гражданам РФ, есть еще и такие виды помощи, которые установлены органами местного самоуправления в различных регионах. Размер такой помощи устанавливают для каждого региона в индивидуальном порядке

Узнать о наличии таких льгот и пособий в вашем регионе вы можете в органах социальной защиты и опеки, где гражданам просто обязаны предоставить подобную информацию.

Меры социальной поддержки для людей старшего возраста

Меры социальной поддержки для людей старшего возраста предусмотрены законодательством нашей страны. Хоть многие пенсионеры и смирились с тем, что получают мизерную пенсию и учатся выживать на гроши как умеют. Мало кому известно, что старики имеют право на доплату к пенсии, если ее размер ниже прожиточного минимума и пенсионер признан малоимущим. Для того чтобы получить такую помощь, нужно предоставить документы о доходах, подтверждающие статус малоимущего.

Кроме денежной помощи, малоимущие лица пожилого возраста могут рассчитывать:

  • на льготы на оплату коммунальных услуг;
  • налоговые льготы;
  • социальное обслуживание пожилых людей на дому в случае утраты способности самостоятельно себя обслуживать;
  • увеличение размера пенсии после 80 лет;
  • индексация пенсий и другие.

Понятие принципов права социального обеспечения

Принципы права – это основополагающие идеи, руководящие начала, определяющие сущность и направление развития правовых норм в конкретной сфере общественных отношений, которые либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания.

Студентам не следует путать принципы права с принципами правотворчества, принципами правоприменения и др. Как справедливо указывает И.К.Дмитриева, позиции ученых в определении указанных принципов не всегда совпадают, а порой значительно различаются. К принципам правотворчества относятся: законность, демократизм, гуманизм, научность, профессионализм, своевременность, исполнимость и др. В качестве принципов правоприменения в юридической литературе выделяют: законность, обоснованность, целесообразность, справедливость, эффективность.

По сфере действия принципы права принято классифицировать на: общеправовые, свойственные всем отраслям права; межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей; отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли; внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов.

Общеправовые принципы представляют собой основные начала, определяющие наиболее существенные черты права конкретной страны. К их числу обычно относят принципы социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности и др. Эти принципы формируются под воздействием общепризнанных принципов и норм международного права.

Отраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Через них преломляются общеправовые и межотраслевые принципы права.

Обобщенное выражение принципов советского права социального обеспечения содержится в трудах В.С.Андреева, А.Н.Егорова, А.Д.Зайкина, Р.И.Ивановой, В.А.Тарасовой. В качестве отраслевых принципов права социального обеспечения они указывали: всеобщность социального обеспечения; всесторонность и многообразие видов социального обеспечения; обеспечение за счет государственных и общественных средств; высокий уровень обеспечения; единство и дифференциация условий и правовых норм о социальном обеспечении; участие трудящихся в осуществлении социального обеспечения.

В постсоветский период формулировка принципов стала одним из направлений законотворческой деятельности в сфере социального обеспечения. В частности, в Федеральном Законе от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания в РФ» закреплены принципы предоставления социальных услуг. В нем указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность. До принятия названного закона перечисленные принципы формулировались в виде основных прав граждан пожилого возраста и инвалидов при получении социальных услуг (ст.5-8 ФЗ от 02.08.1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы права социального обеспечения.

Анализ различных позиций позволяет отнести к отраслевым принципам права социального обеспечения:

  • всеобщность социального обеспечения;
  • дифференциацию правового регулирования в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • гарантированность социального обеспечения при наступлении социальных рисков, установленных законом;
  • ориентацию социального обеспечения на достойный уровень жизни.

Кроме общих принципов, есть принципы, специфические для разных организационно-правовых форм социального обеспечения – социального страхования и социальной помощи. В частности, в ст.4 Федерального Закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» закреплены основные принципы его осуществления, большинство из которых отражает особенности финансирования и управления обязательным социальным страхованием. К принципам права социального обеспечения можно отнести лишь всеобщий обязательный характер социального страхования и государственную гарантию исполнения обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.

Студенты должны разграничивать принципы права, принципы правотворчества и правоприменения, понимать сущность принципов права, уметь раскрыть содержание каждого принципа.