Федеральный закон «об основах социального обслуживания граждан в российской федерации» от 28.12.2013 n 442-фз (ред. от 11.06.2021)

Содержание

Заведения полустационарного обслуживания

Относится полустационарное социальное обслуживание к формам и видам услуг, которые также осуществляются в специальных заведениях, но не постоянно, а в определенное время суток. Такое обслуживание распространяется на инвалидов и пенсионеров, способных активно передвигаться и обслуживать себя, на детей, которые пребывают в сложных психологических, физических и материальных обстоятельствах.

В этих заведениях работники социального обслуживания виды услуг гражданам оказывают в такой форме:

  • предоставляют горячее питание, спальное место с чистой постелью и другие бытовые условия, а также элементарные условия для досуга;
  • помогают получать путевки для санаторного лечения, мероприятий лечебно-оздоровительного и реабилитационного характера, добиться протезирования;
  • организовывают условия для санитарно-гигиенических действий;
  • предоставляют помощь психолога;
  • содействуют в получении профподготовки, образования, трудоустройства;
  • помогают получить правовые услуги;
  • оказывают помощь ритуальных услуг.

Также в РФ действуют полустационарные учреждения ночного пребывания. В них предоставляется ночлег, необходимая доврачебная помощь, бесплатное единоразовое питание, средства гигиены и другие социальные виды обслуживания гражданам, не имеющим какой-либо определенной занятости и жилья, а также, освободившимся недавно из мест заключения. Последним работники социальных центров также помогают восстановить документы, социальные связи с родственниками и права на жилье.

Социальный патронаж

Из всех видов обслуживания населения социальный патронаж направлен на контроль особых семей и несовершеннолетних, требующих постоянного и длительного наблюдения со стороны социальных служб, содействия в необходимой материальной, экономической, бытовой, медико-профилактической помощи, а также участии педагогов, психологов и представителей права. Такая работа проводится городскими или районными Центрами поддержки детей и семьи, причем, она считается не социальной услугой, а сопровождением.

Какие семьи и дети подлежат патронажу? Те, которые находятся в социально неблагоприятной и опасной ситуации с тенденцией к снижению возможности самостоятельно обеспечивать основные потребности и условия жизни

Пристальное внимание уделено семьям, где родители или опекуны игнорируют свои обязанности в отношении содержания, воспитания, обучения несовершеннолетних, проявляют жестокость по отношению к ним или своим поведением оказывают отрицательное воздействие на поведение детей

Также в социальном сопровождении нуждаются семьи, попавшие в тяжелые жизненные условия и неспособные самостоятельно справится с ситуацией. Это неполные, многодетные семьи, родители, воспитывающие детей-инвалидов, или сами являющиеся инвалидами. В каждом отдельном случае способы и методы работы патронажа подбираются индивидуально.

В РФ постепенно выстраивается новая система социального обслуживания и обеспечения, которая будет отвечать актуальным общественным потребностям. Такая система должна основываться на реальных доходах граждан, их насущных проблемах. Ведь развитая социальная поддержка наиболее незащищенных и уязвимых слоев населения отражает экономическую стабильность государства.

Стационарное социальное обслуживание

В стационарных учреждениях социальные услуги предоставляются лицам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Им создаются необходимые условия жизнедеятельности, а именно, оказывается медицинская, психологическая и социальная помощь, питание и уход, организуется занятие посильной трудовой деятельностью, проведение отдыха и досуга.

С учетом возраста, состояния здоровья и некоторых других факторов создаются различные типы учреждений: интернаты для престарелых и инвалидов; пансионаты для ветеранов труда; психоневрологические интернаты; детские дома и приюты и пр.

В стационарные учреждения для престарелых и инвалидов принимаются лица пенсионного возраста, а также инвалиды старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. В первоочередном порядке в дома-интернаты принимаются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников войны. При наличии свободных мест разрешается временное проживание указанных лиц сроком от двух до шести месяцев.

Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.

Лица, проживающие в стационарах, имеют право:

  • на условия проживания, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, и уход;
  • первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, бесплатную специализированную медицинскую и протезно-ортопедическую помощь в соответствии с территориальными программами ОМС;
  • добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом медицинских рекомендаций;
  • свободное посещение нотариусом, адвокатом, родственниками и другими лицами;
  • сохранение занимаемого по договору найма или аренды жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда в течение шести месяцев со дня поступления в стационар и др.

Администрация стационара обязана:

  • соблюдать права человека и гражданина;
  • обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность;
  • выделять супругам изолированное жилое помещение для совместного проживании;
  • предоставлять возможность пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами;
  • создавать возможность беспрепятственного приема посетителей в дневное и вечернее время;
  • обеспечивать сохранность личных вещей;
  • предоставлять возможность пользоваться телефонной и почтовой связью и пр.

Печальным и тревожным явлением современной России служит постоянное увеличение числа беспризорных детей и детей-сирот. Для их социальной реабилитации создаются специализированные учреждения (центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и др.).

Право на прием в учреждение имеют следующие категории несовершеннолетних:

  • оставшиеся без попечения родителей;
  • нуждающиеся в социальной реабилитации и экстренной медико-социальной помощи;
  • испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами;
  • проживающие в неблагополучных семьях;
  • подвергшиеся физическому или психологическому насилию;
  • отказавшиеся жить в семье или учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Не допускается помещение в учреждение детей с заболеваниями, требующими активного медицинского вмешательства, а также находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, психически больных, совершивших преступление.

Роль государства

Согласно главе 2 Закона «О социальном обеспечении граждан» как федеральные, так и региональные органы власти обладают рядом важнейших полномочий в социальной сфере

Для начала нужно обратить внимание на функции федеральных органов. Здесь стоит выделить:

  • формирование и установление государственной политики в области социального обслуживания;
  • утверждение методических рекомендаций и примерного перечня услуг;
  • управление необходимой для социального обслуживания собственностью, находящейся в федеральном ведении;
  • реализацию федерального надзора за качеством оказания услуг.

В статье 8 Федерального закона «О социальном обслуживании» рассказывается про полномочия региональных властей. Надо сказать, что функции государственных органов субъектов РФ мало чем отличаются от функций федеральной системы.

Здесь стоит выделить всю ту же работу с собственностью (но уже региональной), разработку планов и контроль за их реализацией.

Финансирование

В главе 8 Закона «О государственном социальном обеспечении» рассказывается про финансовое обеспечение рассматриваемой системы. В законе указываются источники финансирования. Здесь стоит выделить:

  • благотворительные пожертвования и взносы;
  • средства получателей платных услуг;
  • доходы от деятельности предпринимательского характера, которую может реализовывать инстанция по социальному обеспечению;
  • средства из российской бюджетной системы.

Согласно законам в области социального обеспечения, порядок расходования получаемых из бюджета денежных средств устанавливается исполнительным федеральным или уполномоченным региональным органом власти в РФ.

Следующая
Судебные вопросыСрок рассмотрения и подачи апелляционной жалобы по гражданскому делу

Понимание Закона о социальном обеспечении

Ключевой особенностью Закона о социальном обеспечении – и социального обеспечения как социальной программы – является то, как оно финансируется. Налог на социальное обеспечение взимается в форме налога на заработную плату, предусмотренного Федеральным законом о страховых взносах (FICA), или налога на  самозанятость, предусмотренного Законом о взносах самозанятых лиц (SECA). Налог взимается как с работодателей, так и с работников.

Налог на социальное обеспечение используется для Программы страхования по старости, переживанию и инвалидности (OASDI) – официальное название социального обеспечения в США. Социальное обеспечение США. Система является крупнейшей статьей расходов федерального бюджета и, по прогнозам, в 2021 году будет стоить 1,2 триллиона долларов2.

Налог на социальное обеспечение сочетается с налогом на Medicare для формирования FICA или налога на заработную плату. На 2021 год ставка налога на социальное обеспечение составляет 6,2%, а ставка налога на медицинское обслуживание – 1,45%.Общий налог на заработную плату в размере 7,65% вычитается из зарплаты сотрудника.Работодатель должен внести дополнительный взнос в размере 7,65%.Налог на социальное обеспечение также взимается с заработка самозанятых.В 2021 году ставка налога на социальное обеспечение составит 12,4% для самозанятых, которые также платят 2,9% налога на Medicare.

Краткий обзор

В 2021 году работники будут платить налоги на социальное обеспечение только с дохода до 142800 долларов (по сравнению с 137 700 долларов в 2020 году).Любая сумма, заработанная выше 142 800 долларов США, не облагается налогом.Максимального дохода по налогу на Medicare нет.

История Закона о социальном обеспечении

Социальные проблемы, испытанные во время Великой депрессии, послужили толчком для принятия Закона о социальном обеспечении, который является частьюинициативРузвельта « Новый курс», призванных помочь Соединенным Штатам справиться с быстрыми социальными и экономическими изменениями, вызванными индустриализацией и урбанизацией.До появления системы социального обеспечения многие пожилые американцы в старости скатились бы за черту бедности.

За прошедшие годы Закон о социальном обеспечении претерпел множество поправок и обжалований.В 1972 году, например, поправками была создана программа дополнительного дохода по безопасности (SSI). SSI – это программа льгот, основанная на потребностях, которая предоставляет инвалидам, слепым или лицам старше 65 лет и с ограниченным доходом денежные средства для удовлетворения основных потребностей в еде, одежде и жилье.Эти пособия финансируются из общих фондов Казначейства США, а не из налогов на социальное обеспечение.6

В первоначальном виде Закон включал в себя следующие ключевые разделы (из 21 подраздела) :

  • Подраздел I. Предусматривает выделение федеральных денег штатам на выплату пособий по старости.
  • Подраздел III: Предоставляет пособия по безработице в виде субсидий штатам.
  • Подраздел IV: Помощь семьям с детьми-иждивенцами.
  • Подраздел V: Обеспечивает охрану материнства и детства за счет блочного гранта.
  • Подраздел X: Обеспечивает льготы для слепых.

Многие ученые считают Социальное обеспечение одной из наиболее успешных социальных программ в истории США, хотя оно и подвергается некоторой критике за сложность компонента программы по инвалидности.Социальное обеспечение росло в геометрической прогрессии на протяжении десятилетий вместе с населением и экономикой США.В 1940 году пособие по социальному обеспечению получали около 222 000 человек.По состоянию на декабрь 2020 года это число составляло почти 70 миллионов.4

Протезно-ортопедическая помощь

Право инвалидов на протезно-ортопедическую помощь закреплено в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. (ст.27) и в Федеральном законе от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст.28). Постановлением Правительства РФ от 12.12.2004 г. № 771 утверждены Правила обеспечения в 2005 г. инвалидов техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета. Федеральный Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, установлен распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р.

Заявление о предоставлении или замене технического средства реабилитации (протеза, протезно-ортопедического изделия и т.п.) подается в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ (ФСС) по месту жительства вместе с паспортом и индивидуальной программой реабилитации. Это заявление должно быть рассмотрено в 15-дневный срок.

О постановке на учет территориальный орган ФСС уведомляет заявителя и высылает направление на получение (изготовление) необходимого средства (изделия) в организации, отобранной по конкурсу.

Если техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду, а также если он приобрел его за свой счет, то выплачивается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости того изделия, которым должен быть обеспечен инвалид по индивидуальной программе реабилитации. Решение о выплате компенсации принимается территориальным органом ФСС на основании заявления и документов, подтверждающих фактические расходы. Выплата производится путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет.

Отказ инвалида (ветерана) от получения технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, а также приобретение изделия, не рекомендованного индивидуальной программой реабилитации, не дают права на получение компенсации.

Выданные бесплатно изделия не подлежат отчуждению (продаже или дарению) третьим лицам.

Ремонт выданных средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, осуществляется бесплатно на основании поданных заявлений.

Сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями устанавливаются Минзравсоцразвития РФ.

Первичное и сложное протезирование проводится в лечебно-профилактических учреждениях или стационарах протезно-ортопедических предприятий.

Расходы на проезд инвалида и сопровождающего его лица к месту нахождения протезно-ортопедического предприятия, а также на проживание (в случае изготовления протезов в амбулаторных условиях), возмещаются протезно-ортопедическим предприятием за счет средств бюджета ФСС при предъявлении документов.

Оплата расходов на проживание производится не более чем за 7 дней в одну поездку. По решению территориального органа ФСС оплата может производиться не более чем за 14 дней при условии изготовления протеза в течение одной поездки.

Финансирование расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых на эти цели ФСС РФ, а инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, – за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание учреждений и органов, исполняющих наказания.

Трудная жизненная ситуация

Социальная услуга предоставляется при наступлении конкретных юридических фактов, которые в документах называются трудной жизненной ситуацией.

Определение 5

Трудная жизненная ситуация — ряд обстоятельств, нарушающих жизнедеятельность человека, которые он не в состоянии преодолеть сам.

Если обратиться к юридической литературе, то тяжелыми жизненными обстоятельствами называют события, которые значимы для человека и связаны с его потребностями, ценностями. Эти события оказывают влияние на поведение, состояние, мировоззрение человека. Жизненные ситуации бывают устоявшимися и трудными. Трудные ситуации нарушают привычный порядок жизни, ставят перед человеком неразрешимые проблемы. Если такая ситуация наступает, человек чувствует себя беспомощным, его будущее неопределенно, возникает новая система требований к субъекту, а в результате стресс, психологический срыв, психическое расстройство.

Тяжелые обстоятельства могут наступить в связи с болезнью, травмой, частичной или полной утратой способности обслуживать себя, потерей родителей, семейным неблагополучием (жестокое обращение, асоциальное поведение членов семьи), наличием ВИЧ у члена семьи, наркотической , алкогольной зависимостью, наличием в семье инвалидов, в том числе и детей-инвалидов, бедностью, потерей жилья, ущербом в результате ЧП, стихийных бедствий, войн и по другим причинам.

Когда человек не в состоянии справиться с наступившими обстоятельствами, государство оказывает помощь в их преодолении.

Пример 1

Потеря имущества в результате стихийного бедствия требует немедленных социальных действий: размещения пострадавших, организации питания, медицинской помощи, мероприятий по восстановлению документов, обеспечения одеждой и предметами первой необходимости.

В трудной жизненной ситуации может оказаться как отдельный человек, так и семья. Можно выделить несколько категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи государства:

  • граждане, имеющие инвалидность;
  • пожилые граждане, лишенные способности обслуживать себя;
  • дети, потерявшие родителей, безнадзорные и беспризорные дети, подвергшиеся жестокому обращению в семье, находящиеся в социально-опасном положении;
  • малоимущие граждане;
  • граждане, потерявшие жилье;
  • женщины, подвергшиеся физическому и психологическому насилию;
  • граждане, оказавшиеся в эпицентре катастроф, стихийных бедствий, войн, беженцы, вынужденные переселенцы.

Социальные услуги могут быть предоставлены семьям следующих категорий:

  • малоимущие;
  • имеющие в своем составе детей-сирот;
  • состоящие из пожилых людей;
  • оказавшиеся в чрезвычайной ситуации;
  • имеющие детей-инвалидов;
  • имеющие детей с умственными, физическими и психическими отклонениями.

Правовые нормативные акты субъектов Российской Федерации

Мнение эксперта
Куртов Михаил Сергеевич
Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику.

Под социальным обслуживанием в Законе «О социальном обеспечении» понимается деятельность государственных властей по оказанию различных услуг гражданам. Под социальной услугой понимается определенное полезное действие в области народного обеспечения.

Этот вид страхового обеспечения предназначен для компенсации убытков, которые могут понести некоторые категории граждан при определённых обстоятельствах. Наступление периода временной нетрудоспособности вызывает резкое снижение материального благосостояния, поэтому государство берёт на себя заботу о финансовом обеспечении граждан.

Система социального страхования предоставляет денежные выплаты в следующих случаях:

  • беременность и роды;
  • рождение ребёнка;
  • уход за ребёнком до 1,5 лет;
  • погребальные выплаты.

Попробуйте ещё раз.», «B1T_SOIR_CUSTOM_DIALOG_ERROR_SEND_T_SUCCESS» : «Ваше сообщение отправлено.

Под страховым обеспечением подразумевается денежная сумма, которая выплачивается застрахованному лицу в случае наступления страхового случая. В этой ситуации страховое обеспечение является системой возмещения убытков.

Соц. страхование, как единая система включает в себя ряд вторичных подсистем, каждая из которых содержит свой перечень страховых случаев.

Социальное развитие имеет огромное значение для удовлетворения нужд и чаяний людей во всем мире и для выполнения обязанностей правительств и всех секторов гражданского общества.

К ним можно отнести следующие Указы Президента РФ: от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», от 18 февраля 2005 г. № 176 «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров» и другие.

При этом общественный совет по независимой оценке качества привлекает к своей работе представителей общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, общественной палаты для обсуждения и формирования результатов такой оценки. Число членов общественного совета по независимой оценке качества не может быть менее чем пять человек.

Виды социального обслуживания и помощи нуждающимся гражданам в Москве

В соответствии со ст. 16 закона г. Москвы от 9.07.2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в г. Москве» социальное сопровождение предоставляется:

  • несовершеннолетним детям, нуждающимся в социальном обслуживании (детям-инвалидам; детям с ограниченными возможностями здоровья; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; беспризорным детям; несовершеннолетним, подвергшимся насилию);
  • воспитанникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в указанных организациях;
  • семьям с детьми, нуждающимся в социальном обслуживании;
  • одиноким и одиноко проживающим гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и лишенным постороннего ухода, помощи и поддержки;
  • лицам, подвергшимся насилию;
  • многодетным семьям;
  • семьям с детьми-инвалидами;
  • взрослым недееспособным инвалидам с умственной отсталостью и психическими заболеваниями, не требующими лечения в специализированных медицинских организациях, а также лицам с ограниченной дееспособностью.

Такой вид социального обслуживания и помощи нуждающимся гражданам, как предоставление социального сопровождения, осуществляется путем проведения постоянного социального надзора, регулярного посещения, оказания необходимой социальной поддержки во взаимодействии с работниками медицинских организаций, образовательных организаций, органов внутренних дел, органов опеки и попечительства и других организаций. Гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия в соответствии с порядком, определяемым Правительством Москвы. Указанные мероприятия отражаются в индивидуальной программе.

Виды социального обслуживания населения, в том числе инвалидов, в РФ

Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов:

  • обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации;
  • проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания;
  • обучение навыкам поведения в быту и общественных местах;
  • оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности.

Срочные виды услуг гражданам во всех формы социального обслуживания:

  • обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
  • обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
  • содействие в получении временного жилого помещения;
  • содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
  • содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
  • оказание материальной помощи;
  • организация экстренной медико-психологической помощи;
  • содействие в трудоустройстве.

Необходимо отличать виды социально-медицинского обслуживания в РФ, оказываемого в рамках Закона, и набор социальных услуг, о котором идет речь в ст. 6.2 ФЗ РФ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в который включены: обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; предоставление путевок на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Кроме того, от социальных услуг необходимо отличать социальное сопровождение (ст. 22 Закона), под которым понимается содействие гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Такой вид социальных услуг в России, как сопровождение, осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе.