Разбираемся в категориях и должностях госслужбы

Содержание

Что такое гражданская служба

Законодатель определяет это как профессиональную служебную деятельность граждан России, направленную на обеспечение исполнения полномочий федеральных и региональных госорганов, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов. Такое определение содержится в статье 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79. Другими словами, это профессиональная деятельность в органах власти различных уровней. Например, Федеральной налоговой службе или Федеральной службе судебных приставов.

Выделяют два вида гражданской госслужбы: федерального и регионального уровня. Отличаются они друг от друга принадлежностью учреждений к федеральному или региональному органу власти.

У тех, которые относятся к федеральным структурам, более широкие полномочия, круг вопросов для принятия решений носит глобальный характер или затрагивает как федеральные, так и региональные интересы. Если вопрос касается также и региональной деятельности, то по ним решения принимаются совместно со структурами, относящимися к субъектам РФ.

Региональные подразделения полномочны принимать решения, касающиеся деятельности отдельных регионов, или же действовать совместно с вышестоящими органами при решении общих вопросов.

В статье 8 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 говорится, что должности федеральной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом президента, а должности гражданской службы субъектов Российской Федерации учреждаются законодательными актами регионального уровня, которые разрабатываются на основании требований этого закона.

Однако все они, независимо от уровня, делятся следующим образом:

  • категории: руководители, помощники (советники) специалисты, обеспечивающие специалисты;
  • группы: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие;
  • классные чины: действительный государственный советник, государственный советник, советник-референт, секретарь 1, 2 или 3 класса и т. д.

Классификация группы должностей государственной гражданской службы, таблица

Категории и группы должностей государственной гражданской службы также различаются между собой присвоенным классным чином. Классные чины присваиваются госслужащим в пределах группы соответственно занимаемой должности. Если гражданские служащие приняты на определенный срок, то для получения классного чина они должны сдать квалификационный экзамен. Исключением из этого правила являются руководители и помощники (советники), относящиеся к высшей и главной группам. Назначение и освобождение по ним производится напрямую президентом или правительством РФ.

В пределах ведущей старшей и младшей групп классный чин присваивается руководителем организации (представителем нанимателя), к которой относится должность.

Последовательность присвоения классных чинов и их соответствие и сохранение при переходе из одной структуры госвласти в другую на региональном уровне определяется субъектом РФ самостоятельно на основании положений, изложенных в ст 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79.

На федеральном уровне данный порядок, а также соотношение классных чинов госслужащих, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции и прокурорских работников определяется указами президента РФ.

Эти положения также устанавливаются в вышеуказанной статье.

Деление на категории должностей государственной гражданской службы, группы и чины нужно учитывать при составлении штатного расписания и планировании фонда оплаты труда, а также при разработке и внедрении служебного регламента госслужащего.

Полный перечень наименований с указанием кодов и делением на группы содержится в «Реестре должностей государственной гражданской службы», утвержденном Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 23.08.2017).

Что такое классные чины и их зависимость от должностей

Классный чин — присвоенный федеральным госслужащим квалификационный разряд. Госслужащим, относящимся к группе руководителей и советников, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Порядок присвоения классных чинов, их соотношение определяется указом Президента РФ:

  • госслужащим, относящимся к высшей группе, присваивается классный чин действительный государственный советник РФ или действительный государственный советник субъекта РФ 1-3 классов;
  • в главной присваивается классный чин госсоветник РФ или госсоветник субъекта РФ 1-3 классов;
  • в ведущей присваивается советник госслужбы РФ или советник госслужбы субъекта РФ 1, 2 или 3-го класса;
  • в старшей — референт госслужбы РФ или референт госслужбы субъекта РФ 1, 2 или 3-го класса;
  • младшей группе государственных гражданских специалистов присваивается секретарь госслужбы РФ или секретарь госслужбы субъекта РФ 1, 2 или 3-го класса.

Классный чин действительный госсоветник РФ 1-3 классов присваивается Президентом РФ. Госсоветник РФ 1-3 классов присваивается Правительством РФ. Остальные чины присваиваются руководителем федерального госоргана или представителем нанимателя в порядке, установленном законодательством субъекта РФ.

Кто относится к служащим

Служащие: кто к ним относится

Работающие на предприятии или в организации сотрудники, занимающиеся умственным трудом, являются служащими. Эти категории людей заняты практически во всех производственных сферах: в машиностроении, строительстве, образовательных учреждениях и иных организационных структурах. Если гражданин трудится в области обеспечения социальной защиты, то требуется соответствующее образование и непременно творческий подход к выполнению задач.

К служащим также относят государственных служащих, менеджеров и иных чиновников, а на промышленных предприятиях необходимо создание штата инженеров и специалистов.

Деятельность сотрудников, относящихся к служащим, направлена на обеспечение нормального функционирования госаппарата, а также оказание услуг для населения и поддержание государственной экономической структуры.

Безусловно, для такой работы необходима соответствующая квалификация, которая подтверждается образованием. Но далеко не всегда диплома достаточно, бывает и такое, что нужно образование: специалист, бакалавриат или магистратура.

Для того чтобы грамотно решать производственные задачи, необходимо знать законы и нормативные акты, методики по линии педагогии, а также способности организовывать мероприятия. Должность служащего является ответственной, и поэтому требования к кандидатам повышенные.

Для чего нужна классификация и примеры ее использования

Как видите, существует много разных классификаций персонала. Все они помогают вести учет труда, выработки и зарплаты, составлять отчетности и контролировать фонд оплаты работы и социальные выплаты.

Руководитель компании понимает, что развитие компании во многом зависит от ее работников: насколько они квалифицированы и мотивированы. В этом ему помогает разделение штата на группы. 

Например, в рабочем персонале руководитель часто делает кадровые перестановки, чтобы специалисты меняли вид деятельности. Перед ним стоит задача: сделать так, чтобы работники не уставали от одного типа работы.

Служащих и руководителей подразделений постоянно отправляют на курсы повышения квалификации, за достижения назначаются премии и т.д. Это повышает мотивацию персонала. 

Также работодатель, держа перед собой классификационную структуру персонала, видит, в каких кадрах нуждается организация, где есть риски. Риском может быть большое число специалистов-девушек детородного возраста, которые могут внезапно уйти в декрет, а также, например, недостаточная квалификация управленческого звена на предприятии. 

Таким образом, классификация помогает руководителям находить, развивать и удерживать кадры, которые отвечают требованиям.

Категории государственной службы

По действующему законодательству, должности гражданской службы подразделяются на категории:

  1. Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
  2. Помощники (советники). Их основная функция заключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности, и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
  3. Специалисты. Это граждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты (ОС). Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.

Основные признаки персонала

Перед квалификацией нужно понять, кто именно относится к персоналу. Персонал характеризуется этими признаками:

  • Вовлеченность в трудовые отношения. Последние должны быть закреплены документально. В частности, должно быть оформлено трудовое соглашение.
  • Характеристики, на базе которых осуществляется деятельность. К примеру, это может быть квалификация, специальность, образование, наличие опыта.
  • Наличие цели деятельности. Цели работы специалиста должны соотноситься с целями деятельности предприятия.

Управление персоналом отличается такими особенностями, как:

  • Интеграция в общую управленческую структуру.
  • Соответствие имеющейся корпоративной культуре.
  • Наличие планирования должностных мест, подготовки сотрудников.
  • Учет профессиональных качеств и оценка деятельности сотрудников.
  • Централизация управленческих процессов.

Сотрудники, никак не оформленные на предприятии, не будут являться персоналом.

Нарушение трудового законодательства заключается в действиях или бездействии должностных лиц организации, нарушающих нормы Трудового кодекса, других нормативных актов, что повлекло нарушение прав работников. При нарушениях трудового законодательства действуют все виды ответственности: дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная. Посмотреть характеристику видов ответственности

Ведущий и главный специалист: что такое, определение, в чем разница и кто выше

Работа на предприятии всегда предполагает разделение должностных обязанностей. Достигается успех любой компании за счет правильно подобранного персонала. Профессиональная иерархия разделяет сотрудников, чем больше ответственность, тем выше и заработная плата сотрудников.

Кого относят к специалистам

На современном рынке вакансий, предлагается большой ассортимент специальностей, выбрав которую можно иметь место работы, получать заработную плату за ее выполнение. Часто можно встретить такое объявление: «требуется специалист торговли или другой сферы деятельности». Рассмотрим, кого можно отнести к данной категории работников.

Специалисты — работники, занимающиеся разработкой правил действия, подготавливают тактику сотрудничества.

Практически все, они имеют возможность черпать информацию из внутренней документации предприятия.

Используя их труд, можно быстро и качественно решить функциональные, управленческие или производственные вопросы. Кто и чем будет заниматься, зависит от разделения функциональных обязанностей.

Предлагается следующая квалификация:

  • различные категории и классы. Кроме того есть подразделение на главного и ведущего сотрудника;
  • профессионалами в своей сфере деятельности считают инженеров, психологов, экономистов — трудящихся занятых на государственных предприятиях.

Кроме того, может быть использована основная и вспомогательная классификация.

Основные — те, кто работает непосредственно на изготовлении продукции. Вспомогательные — работники, занятые в сфере обслуживания.

Экспертом может быть любой, кто имеет отношение к занятости на инженерно-техническом уровне. Ими считаются агрономы, инспекторы, художники, юристы, ревизоры, администраторы, врачи, социологи и др.

При классификации могут быть использованы различные разделения, для того чтобы понять к какому виду относится сотрудник, требуется изучить его функциональные обязанности.

Особенности разделения специалистов

В любой компании есть иерархия разделения по социальной лестнице.

Согласно ей — одни могут управлять предприятием и подчиненными, а другие — подчиняться вышестоящему руководству.

Те, кто плывут по течению, выполняют поставленные требования, являются большей частью коллектива и находятся в средней части иерархической лестницы предприятия.

Главный Ведущий
Наставник Обычный сотрудник
Устанавливает требования Выполняет то о чем ему сказали
Имеет дополнительные обязанности руководителя Подчиняется правилам, надиктованным вышестоящим руководством

Если на предприятии есть подобное разделение, то компания развиваться лучше и имеет четкий план улучшения работоспособности всех членов коллектива.

При определении уровня экспертности, обращают внимание на следующие аспекты:

  • наличие знаний, профессионализма, возможность развития, получения дополнительного образования;
  • накопление трудового стажа, быстрое выполнение поставленных задач.

Если работник быстро справляется с поставленной задачей, то это дает ему шанс продвижения по карьерной лестнице.

Различие в понятиях ведущий и главный специалист

Каждая занимаемая должность имеет возможность дальнейшего продвижения при выполнении прописанных правил.

Различия в понятиях — минимальные, но при этом стоит о них знать:

  • «главный» — находится на вышестоящей должности, второй на нижестоящей;
  • согласно иерархии выполнения должностных обязанностей, чем больше ответственность, тем выше оплата труда. Соответственно заработная плата выше;
  • часть выполнения обязанностей руководителя лежит на главном сотруднике, в свою очередь ведущий такие требования и задачи не выполняет;
  • статус предполагает возможность выполнения поставленных задач и принятие в нужный момент решений.

Рекомендуем прочитать: чем отличается арбитражный суд от обычного, отличие третейского суда, что такое суды общей юрисдикции?

Прямые и косвенные налоги: в чем различие, примеры. Смотрите информацию здесь.

Чем отличаются банковские дни от рабочих – https://gderaznica.ru/social/bankovskie-dni-i-rabochie.html

Кто из специалистов выше: ведущий или главный

Тот, на ком больше обязанностей и ответственности. Но зато у «ведущего» есть шанс занять вышестоящую должность в случае, если покажет свое стремление и возможность самостоятельного решения задач.

Смотрите видео о том, как преуспеть в работе и стать специалистом в своем деле:

Что такое гражданская служба

Законодатель определяет это как профессиональную служебную деятельность граждан России, направленную на обеспечение исполнения полномочий федеральных и региональных госорганов, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов. Такое определение содержится в статье 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79. Другими словами, это профессиональная деятельность в органах власти различных уровней. Например, Федеральной налоговой службе или Федеральной службе судебных приставов.

Выделяют два вида гражданской госслужбы: федерального и регионального уровня. Отличаются они друг от друга принадлежностью учреждений к федеральному или региональному органу власти.

У тех, которые относятся к федеральным структурам, более широкие полномочия, круг вопросов для принятия решений носит глобальный характер или затрагивает как федеральные, так и региональные интересы. Если вопрос касается также и региональной деятельности, то по ним решения принимаются совместно со структурами, относящимися к субъектам РФ.

Региональные подразделения полномочны принимать решения, касающиеся деятельности отдельных регионов, или же действовать совместно с вышестоящими органами при решении общих вопросов.

Законодательная база

Структура госслужбы включает три основные ветви:

  1. Государственную гражданскую службу.
  2. Военную службу.
  3. Государственную службу иных видов (структуры Генеральной Прокуратуры Федеральной налоговой службы и т. д.).

Ветви госслужбы, указанные во втором и третьем пунктах, являются самостоятельным видом деятельности (ст. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.05.2003 № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Для всех трех видов установлена структура подразделений и должностей, соотношение между которыми учитывается при переходе из одной ветви госслужбы в другую.

Существует множество нормативных актов федерального и регионального уровня, регулирующих сферу госслужбы. Основными среди них являются следующие документы

  • Федеральный закон от 27.05.2003 № 58 (ред от 28.12.2010) «О системе государственной службы Российской Федерации». Этот законодательный акт определяет, что такое госслужба, какова ее структура, определяет порядок поступления и прохождения;
  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 (ред от 29.07.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Это основной закон, касающийся именно вопросов гражданской службы. Он определяет, что это такое, каковы ее виды, а также вводит классификацию и условия поступления на госслужбу, заключения служебного контракта и прохождения службы;
  • Федеральный закон от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции». Определяет правовую основу и принципы борьбы с коррупцией, а также меры противодействия и профилактики данному явлению;
  • Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Устанавливает общие принципы поведения, основы социального поведения и моральные ориентиры госслужащих;
  • Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 32 (ред. от 26.01.2017) «О государственных должностях Российской Федерации». Этот регламентирующий документ вводит в действие общий перечень госдолжностей в России;
  • Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 23.08.2017) «О реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы». Утверждает реестр должностей, который содержит сведения об их наименовании, коде и принадлежности к той или иной группе.

Все они регулируют деятельность, связанную с функционированием структур, классификацией должностей и прохождением госслужбы гражданами.

При разработке положений инструкций и регламентов, касающихся деятельности госучреждения, в первую очередь следует опираться именно на положения и требования, отраженные в этих нормативных актах.

Как проверяют, что кандидаты соответствуют требованиям

Чаще всего при приеме на должность проводится конкурс, который состоит из двух этапов.

Первый этап: объявляется начало приема документов, чаще всего через сообщение в печатном виде или на официальном интернет-ресурсе соответствующего органа госвласти, которому требуется работник. Все соискатели в определенный срок предоставляют отделу кадров запрошенный перечень документов.

На втором этапе отбора конкурсная комиссия оценивает представленные кандидатуры по документам, проверяет соответствие кандидата квалификационным требованиям и определяет наиболее соответствующего кандидата путем голосования.

Тех, кто не прошел персональный конкурс по необходимым качествам, могут зачислить в кадровый резерв и вернуться к рассмотрению его кандидатуры при освобождении иной вакансии.

Какая должность выше ведущий специалист или специалист

Выше по должности, конечно, старший специалист. Ведущий просто ведёт своё направление в группе. Фактически же различия не особо велики. У ведущего даже работы больше, НО, чем выше статус (старший, главный), тем выше вилка оплаты.

У нас в штатной расстановке нет старших, есть только главные специалисты и инженеры (ведущие,1,2,3 категории и б/к). Само понятие «специалист» ввели в штатное когда его даже в ЕКС не было (до изменений), т.е. ~ 2014-2015г.

При реорганизации завода и его производств, предприятий, сокращали должности всех замов начальников цехов, отделов, начальников бюро. Вместо прежних должностей половине предлагали должности главных специалистов при тех же функциях и окладах, а второй половине, что осталось из свободных мест вплоть до рабочих.

Некоторые из «счастливчиков» тогда тянули с переводом именно по той причине, что едином квалификационном справочнике (если дойдёт до реальных сокращений и прочего) должность «специалист» отсутствовала. Были суды и они выигрывались именно на том основании.

Но в конечном результате только время было упущено, позже все вакантные места были заняты и их всех просто сократили уже на законных основаниях(

>Кто имеет более высоки статус по должности — ведущий или старший специалист?> Вопрос

Вопрос про соотношение приставок «ведущий» и «старший» к должностямкто из них главнее — старший или ведущий?

Чем отличается ведущий специалист от главного: описание и отличия

Каждое государственное предприятие предполагает обязательное наличие специальной иерархии должностей.

Это позволяет успешно распределять все рабочие обязанности между представителями коллектива, благодаря чему шансы на достойное сотрудничество повышаются до максимального показателя.

Более того, каждый сотрудник предприятия получает возможность для того, чтобы реализовать имеющийся потенциал и поспособствовать успешному продвижению компании на современном рынке.

Нормативное обоснование

Категории персонала регулируются «Инструкцией численности рабочих на предприятиях» №17-10-0370, утвержденной Госкомстатом 17 сентября 1987 года. Ключевым документом также является Классификатор профессий №367, утвержденный Постановлением Госстандарта от 26 января 1994 года. Минздравсоцразвитием было издано несколько приказов, которые утверждают квалификационные категории:

  • Приказ №525 от 6 августа 2007 года. Устанавливает критерии отнесения представителей персонала к той или иной квалификационной группе.
  • Приказ №248н от 29 мая 2008 года. Устанавливает квалификационные уровни работников.
  • Приказ №247н от 29 мая 2008 года. Также устанавливает квалификационные уровни, но уже относительно руководителей и специалистов.

В нормативных актах выделены эти группы персонала:

  • Должности рабочих и служащих, для работы на которых не нужно профессионального образования.
  • Должности, для устройства на которые нужно начальное или среднее образование.
  • Руководящие должности, для которых нужно начальное профессиональное образование.
  • Специальности, для которых нужно высшее образование (квалификация «бакалавр»).
  • Должности, для устройства на которые нужно иметь высшее образование по квалификации «дипломированный специалист» или «магистр».

Необходимость в образовании определяется в зависимости от специфики деятельности. Сложная интеллектуальная работа предполагает наличие соответствующих знаний и навыков. Для исполнения простой работы достаточно начального образования.

Государственный служащий. Понятие и виды

Государственный служащий — гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральными законами, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета соответствующего субъекта Федерации.

В зависимости от квалификационных разрядов систему должностей можно разделить на следующие группы:

  • высшие государственные должности государственной службы — 5-я;
  • главные — 4-я;
  • ведущие — 3-я;
  • старшие — 2-я;
  • младшие — 1-я.

В зависимости от вида государственной власти, в органах которой замещают должности государственные служащие, можно различить работающих:

  • в представительных органах;
  • в судебных органах;
  • в органах исполнительной власти;
  • в иных органах.

В зависимости от функционального назначения государственные служащие делятся на три категории:

  • служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предприятия, учреждения, организации;
  • служащие, деятельность которых подчинена осуществлению управления предприятием, учреждением, организацией;
  • служащие, совмещающие выполнение данных функций.

В зависимости от характера и объема полномочий:

  • представители административной власти — должностные лица, имеющие право предъявлять юридически-властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (напр., санитарные врачи);
  • оперативный состав (функциональные работники) — государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов государственных органов, наделенных полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически-властные акты в качестве средства управления людьми (напр., юрисконсульт);
  • вспомогательный состав — служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Их обязанности и права определяются задачами обеспечения служебной деятельности должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (напр., технические секретари);
  • граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия (напр., нотариус).

Категории и группы государственных должностей на гражданской службе

Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы. При этом они имеют четкую структуру. Их исключительная особенность заключается в том, что, в отличие от коммерческих структур, в любом направлении деятельности называются одинаково категории должностей государственной гражданской службы. Примеры есть наглядные. Ведущий консультант будет трудиться и в департаменте управления делами президента, и в отделе инфраструктуры регионального министерства.

На данный момент существует четыре категории должностей государственной гражданской службы РФ. Причем каждая из них поделена на несколько групп.

Категории руководителей

Руководители производства подразделяются на эти категории:

  • Линейные. Эти руководители принимают решения, касающиеся всех функциональных направлений деятельности. Примеры: генеральный директор, руководитель технического обслуживания, начальник цеха.
  • Нелинейные. Это функциональные руководители, исполняющие конкретные управленческие функции. Примеры: финансовый директор, управленец, отвечающий за персонал.

Руководители подразделяются по уровням управления:

  • Низовое звено. К примеру, мастер.
  • Среднее звено. Начальники отдела и цеха.
  • Высшее звено. Директор или его заместитель.

Руководители низового звена управляют небольшими отделами, среднего — укрупненными подразделениями, высшего – предприятием в целом.

Категории должностей государственной гражданской службы

Действующее законодательство позволяет выделить следующие категории:

  1. Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
  2. Помощники (советники). Ихосновная функциязаключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
  3. Специалисты.Этограждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты. Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.

Главный и ведущий специалист: отличия.

  1. Главный специалист занимает высшую должность, ведущий – нижнюю.
  2. Главный специалист получает большую зарплату. Единственный способ урегулировать ситуацию для ведущего специалиста – это получение служебных надбавок, премиальных.
  3. Главный специалист берет на себя часть обязанностей руководителя, ведущий – нет.
  4. Главный специалист выполняет больше специфической и профильной работы, ведущий – меньше.

Основные отличия свидетельствуют о том, что ведущий специалист при желании может продолжить карьерный рост.

Приобретая знания в той или иной области и осваивая выбранную специальность, выпускники вузов не всегда получают диплом инженера. В документе о высшем образовании обязательно указывается присвоенная квалификация. Для тех, кто прошел второй уровень обучения по обязательной вузовской программе, она соответствует записи «специалист».

Плюсы и минусы работы госслужащим

Несмотря на высокие цели, работа на государство имеет свои преимущества и недостатки.

Всем известно, что зарплата госслужащих невелика (примерно 20-30 тысяч рублей в зависимости от региона). Мы не говорим о разделении на должности, ведь начальство всегда получает несколько больше рядового служащего. Мы берем лишь среднестатистические значения.

Доходы не складываются из одного лишь оклада. От работы госслужащим получают и другие «плюшки»:

  1. Стабильность. Прием на работу госслужащего никак не зависит от кризисов, экономической или политической ситуации в стране. При этом надо знать, что в любой коммерческой организации всегда будут колебания в зависимости от стабильности курса валют, экономической ситуации в стране, цены на бензин. 
  2. Пенсионные отчисления. Все госслужащие получают «белую» зп, что при любом раскладе обеспечивает их гарантированной пенсией (причем достойной). Ведь отчисления в пенсионный фонд идут при любых условиях.
  3. Карьерный рост. При стабильно хорошей работе госслужащий рано или поздно может рассчитывать на продвижение по карьерной лестнице.
  4. Социальная льготы. Этот пункт считается одним из самых важных мотиваторов, из-за которых устройство на госслужбу считается таким престижным и в то же время нелегким.

Социальные льготы госслужащим бывают нескольких видов:

  • дополнительный отпуск и выплаты: надбавки за выслугу, за особые условия труда, за работу с соблюдением государственной тайны, единовременная оплата перед отпуском (равная двум зарплатам), законные 30 дней отпуска (против 28 дней у обычных гражданских) + дополнительные 10 дней в зависимости от стажа;
  • жилищные льготы госслужащим: предоставление жилья (при отсутствии собственного) или компенсация арендной платы, субсидии чиновникам для приобретения собственной квартиры, скидки на оплату коммунальных услуг;
  • дополнительная пенсия за выслугу лет;
  • оплата проезда (полная/скидка) или компенсация топлива при использовании личного авто;
  • лечение в государственных лечебных учреждениях за счет бюджета;
  • возможность отдыхать в государственных пансионатах и санаториях на льготных условиях.

Все эти льготы предусмотрены Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Согласитесь, стоит того, чтобы подать свое резюме на работу госслужащего.

Но и тут есть подводные камни, которые делают работу на государство не таким безоблачным делом. Часто можно услышать такие требования к госслужащему при приеме на работу, которые многих отталкивают:

  • госслужащий не может вести коммерческую деятельность, каким-либо образом содействовать коммерческим организациям или предпринимателям;
  • нельзя приобретать акции и прочие ценные бумаги с целью получения дополнительного дохода;
  • занимающие должность чиновника не имеют права участвовать в забастовках и других мероприятиях такого типа;
  • госслужащий обязан держать в секрете информацию о своей работе (особенно если речь идет о государственной тайне);
  • законодательно запрещено принимать подарки.

Во всем остальном кажется, что оплата труда госслужащих и другие преимущества намного весомее ее недостатков. И если задуматься о будущем, можно рассчитать следующую многоходовочку: если один из супругов будет работать госслужащим, а другой будет занят в коммерческой структуре, семья будет в существенном выигрыше. Посчитайте только выигрыш от оплаты проезда, аренды жилья и коммунальных услуг!

Не удивительно, что устроиться сюда не так уж и просто.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Профессия «государственный служащий» требует высшего образования по направлению работы чиновника. Однако для того чтобы стать профессиональным госслужащим, можно пройти и обучение чисто управленческим специальностям: «государственное и муниципальное управление», «региональное управление», «муниципальное управление», «государственное регулирование экономики» и др.

В идеале, чтобы стать высококлассным профессионалом и претендовать на высокие должности, сотруднику желательно закончить профильный вуз, а затем еще и получить образование государственного менеджера. Например, получив диплом экономиста, а затем управленца, можно претендовать на работу в профильном министерстве.

Программы подготовки муниципальных и государственных служащих сейчас есть во многих высших учебных заведениях страны. Остановимся на некоторых их них:

  • Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, имеющий целый ряд филиалов по стране (Липецк, Тула, Омск и др.);
  • Государственный университет управления (г. Москва);
  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации имеет Институт государственной службы и управления в Москве и ряд филиалов в регионах страны (Челябинск, Волгоград, Нижний Новгород, Тамбов и др.);
  • Новосибирский государственный университет экономики и управления;
  • Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики.

Направления подготовки управленцев также вводятся в программы региональных вузов с учетом их специфики и потребности в кадрах.