Как осуществляется управление образовательными системами

Содержание

Демократизация и гуманизация управления образовательными системами

Ориентация внутришкольного управления предполагает, прежде всего, развитие дилетантизма и инициативы руководителей, учителей, учеников и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Выборы руководителей школ, введение конкурсной выборной и контрактной системы при подборе педагогических кадров — одно из проявлений демократических принципов в школьной жизни.

Прозрачность в управлении школой основана на открытости и доступности информации. Когда каждый учитель знает о делах и проблемах всей школы, он не остается к ним равнодушным. Регулярные отчеты администрации, школьного совета перед сообществом и общественностью, предоставление возможности учителям и ученикам участвовать в их обсуждении и выражать свое мнение по вопросам школьной жизни направлены на установление демократизации школы.

Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на первый план ценность личности, богатство ее духовного мира.
Гуманизация управления в образовании означает отношение общества к личности, уважение достоинства человека и доверие к нему. Понимание системного характера педагогического процесса создает реальные условия для его эффективного управления. Методология системного подхода к управлению школой побуждает руководителя иметь четкое представление о школе как системе, ее основных характеристиках.

Системный подход и целостность в управлении школой также подразумевают взаимодействие и переплетение управленческих функций в деятельности руководства школы и педагогического коллектива. Реализация этого принципа исключает односторонность в управлении, когда главная и принимающая решения функции признаются за одним из них. Этот принцип подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции одинаково важны.

Сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для убеждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, устраняет дублирование и повышает координацию работы всех структурных подразделений системы.

Единство единоначалия и коллегиальности в управлении.
Реализация этого принципа направлена на преодоление субъективизма и авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом. Коллегиальность не исключает личной ответственности каждого члена команды за поставленную задачу. Индивидуальность и коллегиальность в управлении — это проявление единства противоположностей.

Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Если коллегиальность имеет приоритет на этапе обсуждения и принятия решений, то необходимость в безраздельной власти наблюдается в первую очередь на этапе реализации принятых решений. Реализация принципа единоначалия и коллегиальности в управлении образовательным процессом осуществляется в различных комиссиях и советах, работающих на общественных началах; на съездах, собраниях, конференциях, где требуется коллективный поиск и персональная ответственность за принятые решения. Государственно-общественный характер управления образованием создает реальные возможности в центре и на местах для принятия на практике принципа единства единоначалия и коллегиальности.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Закономерности и принципы воспитания
  2. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
  3. Научно-исследовательская практика
  4. Главное направление модернизации российского образования
  5. Подготовка к школе детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
  6. Концепция гуманной педагогики в современном дошкольном образовании
  7. Воспитание детей несовершеннолетними родителями
  8. Нетрадиционные формы уроков в начальной школе
  9. Методика преподавания русского языка и литературного чтения
  10. Методическая работа по организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах детского сада

2004—2018 годы[править | править код]

Министерство образования и науки Российской Федерации (2004—2018)править | править код

Минобрнауки РФ унаследовало все функции Минобразования РФ, частично (в области науки) — Минпромнауки РФ и включило в свой состав реорганизованный Роспатент, сосредоточив, таким образом, в своих руках функции по правоприменению, управлению и контролю в сферах образования, науки и интеллектуальной собственности. В подчинении министерства с 2004 года находились два федеральных агентства: Федеральное агентство по образованию (Рособразование) (упразднено в 2010 году) и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) (упразднено в 2010 году), и две федеральных службы: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) (выведена из подчинения министерству в 2011 году) и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Из них непосредственно проблемами образования занимались Рособразование и Рособрназдор. В настоящее время в структуре Минобрнауки осталась только одна федеральная служба — Рособрандзор.

Министр образования и науки РФ:

  1. Фурсенко, Андрей Александрович (9 марта  — 21 мая );
  2. Ливанов, Дмитрий Викторович (21 мая  — 19 августа ).
  3. Васильева, Ольга Юрьевна (19 августа  — 15 мая )

Федеральное агентство по образованиюправить | править код

  • Образовано 9 марта 2004 года как подведомственное Минобранауки РФ.
  • Упразднено 10 марта 2010 года с передачей функций Министерству образования и науки РФ.

Осуществляло управление деятельностью образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по оказанию государственных услуг в области образования; повышением квалификации и переподготовкой научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования.

Руководители Рособразования:

  1. Балыхин, Григорий Артёмович (13 марта  — 4 октября )
  2. Булаев, Николай Иванович (4 октября  — 10 марта ).

Федеральная служба по надзору в сфере образования и наукиправить | править код

Осуществляет функции по контролю и надзору в области образования и науки, в частности лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных учреждений; аттестацию научных и педагогических работников вузов; аттестацию выпускников образовательных учреждений; подтверждение и нострификацию документов об образовании.

Руководители Рособрнадзора:

  1. Болотов, Виктор Александрович (13 марта  — 28 марта ).
  2. Глебова, Любовь Николаевна (28 марта  — 1 ноября ).
  3. Муравьёв, Иван Александрович (с 3 ноября —)
  4. Кравцов, Сергей Сергеевич (1 августа  — 21 января )
  5. Музаев, Анзор Ахмедович (временно с 21 января , постоянно с 18 августа )

Педагогический анализ во внутришкольном управлении

Роль педагогического анализа в управлении целостным педагогическим процессом. Одной из функций управления целостным педагогическим процессом является педагогический анализ. Функция педагогического анализа в его современном понимании была введена и развита в теории управления школой Й. А. Конаржевский внедрил и разработал. Педагогический анализ занимает особое место в структуре управленческого цикла: он находится в начале и в конце каждого управленческого цикла, который состоит из последовательно взаимосвязанных функций. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, если функции планирования, организации, контроля и регулирования не получают логического обоснования и дополнения в своем развитии.

Определяя место и роль педагогического анализа, необходимо учитывать тот факт, что управление педагогическим процессом осуществляется не прямо, а опосредованно, через учебные и воспитательные ситуации. Поэтому, прежде чем спланировать и провести урок, воспитательное мероприятие или коллективную творческую деятельность учащихся, учитель изучает, анализирует и учитывает основные элементы педагогической ситуации и организует ту или иную деятельность.

Эффективность управленческой и педагогической деятельности во многом определяется тем, как директор, учитель владеют методом педагогического анализа, насколько глубоко они могут изучить установленные факты, выявить наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проведенный анализ в деятельности директора школы приводит к неконкретности, нечеткости, а иногда и необоснованности решений, принимаемых на этапе выработки цели и формирования задач. Незнание истинного состояния педагогического коллектива или учащихся создает трудности в определении правильной системы отношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса.

Основной целью педагогического анализа как функции управления школой, по мнению Я.А. Конаржевского, является изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективная оценка его результатов с последующей разработкой на этой основе рекомендаций по рационализации управляемой системы . Это одна из наиболее трудоемких функций в структуре управленческого цикла, поскольку анализ предполагает выделение части исследуемого объекта, оценку роли и места каждой части, интеграцию частей в единое целое и установление связей между системообразующими факторами. В теории и практике внутришкольного управления (Ю.А.Конаржевский, Т.И.Шамова и др.) определены основные виды педагогического анализа. Существуют различные классификации в зависимости от предмета анализа (что анализируется), цели анализа (для чего анализируется) и т.д. Далее мы обратимся к классификации и характеристике видов педагогического анализа в зависимости от их содержания, т.е. каков вид анализа во временном, пространственном, фактическом отношениях. Принятая классификация выделяет три типа анализа: параметрический, тематический и итоговый.

Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса и выявление причин, нарушающих его. Как правило, в результате параметрического анализа вносятся дополнения и изменения в ходе регулирования целостного образовательного процесса. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, состояние дисциплины в классах и в школе за день и за неделю, анализ посещаемости уроков и внеклассных мероприятий, санитарное состояние школы, соблюдение расписания и так далее.

Найдено научных статей по теме — 15

Кризис управления в системе образования

Владимир Дунаев

Диспропорции белорусской образовательной системы и низкое качестве человеческого капитала не являлись новостью и раньше, но лишь в последнее время представители власти вслед за независимыми экспертами начали говорить об этом вслух

Системное управление педагогическим образованием

Жилина Алла Ивановна

В статье исследуются понятия системного управления педагогическим образо-ванием с современных позиций теории систем.

О роли рейтингов в управлении системой образования

Тарасенко Феликс Петрович

На примере образовательных систем обсуждаются трудности, возникающие в практике управления социальными системами на основе рейтингового оценивания состояний управляемых объектов.

Управление качеством в системе высшего образования

Семченко Анжелика Ахмеджановна

The article defines the basics of quality management in higher education in our country, given the opinions of scholars about the definition of quality in higher education, analyzes the main trends in the development in the area.

Вопросы инноваций в системе управления образованием

Шендерей Павел Эдуардович, Романова Ираида Николаевна, Шендерей Евгений Эдуардович, Климова Ольга Владимировна

В настоящей работе рассматриваются вопросы, возникающие в процессе реализации систем управления инновационным образованием.

Системный подход к управлению качеством образования

Бегимкулова Вилоят Каландаровна

В данной статье рассматривается системный подход к управлению качеством образования.

Проблемы управления системой образования Азербайджана

Алиева Севиндж Надир Кызы

Перемены, происходящие в нашей республике, в том числе и в системе образования, заставляют по-новому взглянуть на задачи социологии образования.

Корпоративная система управления качеством образования

Поляков Владимир Михайлович

Представлены основные методологические принципы создания интегрированной системы управления университетом и качеством образовательных услуг.

Управление качеством в системе высшего образования США

Гугелев Александр Владимирович, Семченко Анжелика Ахмеджановна

В научной статье рассмотрены основные современные теории и проблемы, связанные с управлением качеством в системе высшего профессионального образования США.

Социальные технологии в управлении системой образования

Дусенко Светлана Викторовна

Рассматриваются актуальность и значимость использования в образовательном процессе соци-альных технологий, способствующих изменению социальных ситуаций или социальных систем, азначит, совершенствованию управления системой российск

Модели управления многоуровневыми системами образования

Алпатов Юрий Михайлович, Молчанов Сергей Валерьевич, Грудцына Людмила Юрьевна

В статье приводится анализ моделей управления многоуровневыми системами образования в современном российском законодательстве об образовании

Регулирование деятельности образовательного учреждения

Органами управления образованием осуществляются процессы выдачи лицензий, аккредитация и аттестация образовательных учреждений (рис. 3).

Рисунок 3. Процессы в работе образовательных учреждений

Право на осуществление образовательной деятельности и льготы в соответствии с законодательством РФ, могут возникнуть у учреждений образования с момента его лицензирования (выдача разрешения или лицензии). Лицензия на осуществление образовательной деятельности может быть выдана органом управления образованием государства или органом местного самоуправления, который наделен этими полномочиями. Это происходит на основе заключения экспертных комиссий. Лицензия на право вести образовательную деятельность религиозных организаций (объединений) выдается по представлению руководства определенной конфессии.

Содержание и предмет экспертизы состоит в определении соответствия между условиями ведения процесса образования и местными требованиями в области строительных правил и норм, нормами санитарии и гигиены, охраны здоровья, степенью оснащенности учебного процесса, образовательным цензом педагогов и укомплектованностью штата.

Предметом экспертизы не считается содержание, организация и методика процесса образования, а лицензия, выдаваемая образовательному учреждению, фиксирует контрольные нормативы, предельную численность контингента обучающихся лиц, сроки действия лицензии. Контроль соблюдения условий работы образовательного учреждения, вне зависимости от его организационно-правовой формы, должен обеспечиваться государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, который выдает лицензии. При нарушении данных условий лицензия изымается.

С помощью свидетельства о государственной аккредитации подтверждается государственный статус образовательных учреждений, включая реализуемые образовательные программы, соответствующие содержание и качество подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов государства, а также право выдавать выпускникам документов государственного образца о полученном образовании и право организации на включение в систему централизованного финансирования государства.

Государственную аккредитацию проводят ведомственные и федеральные государственные органы управления образованием, основываясь на заявление образовательного учреждения и заключение его аттестации. Осуществление государственной аккредитации высших учебных заведений происходит с помощью аттестации и в порядке, который установлен Правительством России.

Проведение аттестации учреждений образования осуществляется на основе их заявлений в адрес государственной аттестационной службы, по ее поручению или в соответствии с доверенностью органами государственной власти. Для этой цели могут быть привлечены ведущие образовательные организации и общественность. Аттестацию проводят раз в 5 лет, если другое не предусматривает законодательство, при этом все издержки по ее осуществлению ложатся на образовательное учреждение.

Цель и содержание аттестации состоит в установке соответствия между содержанием, уровнем и качеством подготовки учащихся и требованиями государственных образовательных стандартов. Важнейшее условие аттестации представляет собой положительный результат завершающего этапа аттестации не менее чем половиной выпускников в течение 3 лет последовательно. Лишение образовательного учреждения государственной аккредитации может осуществляться в соответствии с результатами аттестации. Учреждение имеет право запросить повторную аттестацию не раньше, чем через год с момента отказа.

Система и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования и науки

Государственное управление в области науки и образования осуществляют Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, а также Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральное агентство по делам молодежи, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах:

  • общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования;
  • профессионального обучения;
  • дополнительного образования детей и взрослых;
  • воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан;
  • социальной поддержки и социальной защиты обучающихся.

Министерство также осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах:

  • высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования;
  • научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности;
  • социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики.

Министерство также осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регламентации образовательной деятельности, функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, а также функции по признанию образования и квалификации, полученных в иностранном государстве.

Государственное управление в данной сфере также осуществляет Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей.

Контрольные вопросы

  1. Правовые основы государственного управления в области образования и науки.
  2. Система и компетенция положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования и науки.

показать содержание