Меры социальной поддержки и льготы безработным гражданам в 2021 году

Содержание

Гарантии социальной поддержки безработных

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании.

Безработными не могут быть признаны граждане:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
  • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Государство гарантирует безработным:

  • выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Не прерывает трудового стажа:

  • время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах;
  • время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей.

Пособие по беременности и родам

Юридического понятия декретный отпуск не существует. В законодательстве предусмотрены отпуск по беременности и родам (БиР) и отпуск по уходу за ребенком до 1,5 и 3 лет.

Смотрите подробнее о документах, необходимых для оформления отпусков.

В совокупности их принято называть декретным отпуском, а пособия, положенные родителям при рождении детей – декретными выплатами. Какие же выплаты положены при уходе в декретный отпуск?

На 30 неделе беременности, а в некоторых случаях и раньше, мама оформляет отпуск по беременности и родам, или декретный отпуск. Он оформляется на основании больничного листа.

Ещё одна важная особенность: только мама родившая, или усыновившая малыша меньше трёх месяцев от роду может получить этот вид финансовой помощи.Папе он не положен. Зато муж и отец может получить прочие декретные выплаты. Какие именно и как их оформить смотрите здесь.

Сумма декретного пособия при этом будет зависеть от продолжительности отпуска и размера зарплаты.

Как правило может быть несколько вариантов продолжительности отпуска:

  1. Стандартный 140-дневный отпуск.
  2. 70 дней до и 86 дней после при осложненных родах.
  3. 84 дня и 110 после родов – при появлении на свет двух и более отпрысков.

От количества дней больничного зависят нюансы оплаты декретного отпуска. За дни отпуска женщина получит соответствующие денежные начисления – средний заработок в полном размере. Для исчисления суммы декретных берется расчетный период в 2 календарных года предшествующих декрету.

Зная правила расчета, совсем несложно узнать размер декретных выплат.

Даже если сотрудница уже находится в декрете и снова собирается в декрет она получит финансовую помощь.

Если готовящаяся к материнству работница трудится на неполном дне, средний заработок устанавливается, исходя из ее фактического рабочего времени.

Максимальная сумма декретных зависит от продолжительности отпуска:

  1. 282 тысячи 106 руб. 70 коп. за 140 дневный .
  2. 314 тысячи 347 руб. 47 коп. — за 156 дневный.
  3. 390919 руб. 29 коп. — за 194 дневный.

Подробная информация в статье “О декретных выплаты работающим мамам”.

Пособие по БИР выплачивается единой суммой, после предоставления пакета документов работодателю в ближайший день перечисления заработной платы.

Помимо пособия по БИР работающие мамы могут получить единовременную выплату, вставшим на учет в ранние сроки беременности.

Она составляет 628,47 рублей. Выплачивается вместе с пособием по беременности и родам.

Неработающим эти пособия не положены по общему правилу. Исключения составляют:

  1. Студентки-очницы высших и средних специальных учебных заведений.
  2. Служащие в Вооруженных Силах РФ.
  3. Потерявшие работу в результате банкротства и ликвидации фирмы.
  4. Индивидуальные предприниматели, а также нотариусы и адвокаты, отчисляющие страховые взносы в ФСС.

Смотрите подробнее о декретных выплатах неработающим мамам.

Смотрите подробнее о декретных выплатах индивидуальным предпринимателям.

Стоит отметить, что при ликвидации предприятия все декретные выплаты, положенные сотрудницам сохраняются в полном объёме. Подробнее смотрите здесь.

Размер пособий с 1 января ежегодно индексируется с учетом увеличения среднего заработка в стране.

Если работница была оформлена по гражданско-правовому договору, декретные выплаты ей не положены, равно как и пособие при ликвидации фирмы.

К тому же директор вправе в любой момент ее уволить, отказавшись от возмездных услуг, причем на любой стадии беременности.

Запрет Трудового кодекса на этот вид отношений не распространяется.

Это обязательно следует учитывать при трудоустройстве, соглашаясь на предлагаемую вакансию, если в тексте условий стоит “оформление по договору ГПХ”.

Также не может рассчитывать на пособие женщина, добровольно написавшая заявление об уходе по собственному желанию при ликвидации фирмы.

Теоретически можно, конечно, попробовать признать, что этот шаг был сделан под давлением или обманом руководства, но судебная практика неутешительна: случаи удовлетворения таких исков единичны.

Выплаты из-за самоизоляции

Такие компенсации были введены мэром Москвы в самом начале самоизоляции в марте в размере 4 000 рублей. Они предназначались пенсионерам, в том числе осуществляющим трудовую деятельность. В связи с новым введением режима самоизоляции на рекомендательном уровне в Москве вновь заработали службы социального обеспечения товарами и продуктами, вопрос о возобновлении компенсаций пока не поднимался.

Опыт столицы переняли другие регионы, ХМАО, Тюменская область, Санкт-Петербург. Вопрос, как получить компенсацию за самоизоляцию неработающим, регулировался местными нормативными актами, в Москве начисления производились автоматически, без заявлений. На федеральном уровне такие пособия для нетрудоустроенных граждан не вводились.

Безработные в России

Уровень безработицы в РФ в 21 столетии традиционно довольно низок, на фоне даже, казалось бы, благополучных европейских стран. В последние «допандемийные» годы этот показатель колебался в пределах 4,3%- 5,6%. Пришествие «короны» повысило число безработных россиян и их трудоустройство стало одним из важнейших вопросов. Поговорим немного про трудоустройство безработных граждан и принимаемые исполнительной властью меры.

Правительство РФ продолжает осуществлять действия, направленные на ликвидацию последствий коронавируса. Кстати, во властных кругах даже звучат заявления о том, что нужно ввести понятие «ликвидатор последствий коронавирусной инфекции», по аналогии с ликвидаторами аварии на ЧАЭС.

В целом, ничего удивительного тут нет. Безработные давно изучаются государственными структурами и даже был составлен «коллективный портрет» человека, оставшегося без работы. Здесь стоит сделать небольшую оговорку — это портрет официального безработного. А официальные данные в нашей стране не всегда совпадают с действительностью. Так вот, по мнению Минтруда и ВНИИ труда, «усреднённый» образ в 2020 году представляет собой довольно молодого городского жителя, зачастую без профобразования. А это масса реакционная, с которой обязательно нужно работать, только не по заветам дедушки Ленина, а наоборот. И работают ведь.

В частности, предлагаются всё новые и новые меры поддержки со стороны государства. Так, Правительство РФ издало два постановления, касающихся проблемы. Рассмотрим каждое из них и расскажем, какие именно меры предлагаются.

Как сняться с учета в центре занятости

Нашедшим работу необходимо сняться с учета на бирже труда. Сделать это можно следующими способами:

  1. По собственному желанию путем обращения в ЦЗН. Для этого необходимо предоставить справку с места работы, подтверждающую трудоустройство и получение заработной платы. Предоставление документа инициирует прекращение статуса безработного — сотрудники биржи удалят данные гражданина из базы.
  2. Онлайн через сайт “Госуслуг”. Для этого потребуется найти соответствующую услугу (в поиске наберите “снятие с учета по безработице”) и выполнить все указанные в инструкции действия.

Также соискатель вправе отказаться от статуса безработного в любое время, оформив заявление об отказе в содействии ЦЗН при поиске работы. Основанием для прекращения статуса безработного со стороны биржи труда могут послужить 2 отказа соискателя от предложенных вакансий.

Кроме этого, снятие с учета осуществляется автоматически при:

  • нахождении официальной работы;
  • переезде в другой город или населенный пункт;
  • назначении пенсии;
  • выявлении предоставления поддельных документов;
  • уголовном заключении соискателя.

Социальные гарантии для людей оставшихся без работы

Люди, оставшиеся без работы, требуют особенного внимания общества, так как им необходимо приспособиться к новым жизненным условиям и найти свое место в этой жизни. На это требуется время и средства существования. Меры социальной поддержки безработных в подобном случае предусмотрены и на государственном уровне. Согласно действующему закону о занятости населения люди, оставшиеся без работы, могут получить следующие социальные гарантии:

  • выплата государственного пособия по безработице;
  • сохранение стажа в период безработицы, а также в том случае, если гражданин работает на временных оплачиваемых работах, предоставленных государством;
  • выплата стипендий тем безработным, которые проходят профессиональное обучение или переподготовку.

Социальные гарантии людям, оставшимся без работы, могут быть назначены в службе занятости населения, для этого необходимо стать там на учет. Только после этого будет начислено денежное пособие в установленном размере. Главным критерием размера пособия считают средний заработок за последние 3 месяца. Именно из этой суммы будут исходить сотрудники службы занятости. Меры социальной поддержки безработных граждан в России

Кому не присвоят статус безработного?

Особенность нашего законодательства в том, что безработными не могут быть признаны граждане, которые попадают в определенные категории. Кому же в Центре занятости откажут?

  • Лицам, которые не достигли 16 лет. Если гражданин раньше обратиться в структуру для постановки на учет, он получит отказ, т. к. трудоустройство в раннем возрасте не считается необходимостью. Но при достижении 16 лет лицо уже заканчивает школьное учреждение и вполне может найти работу с низкой квалификацией.
  • Людям пенсионного возраста. В 2019 году вступают поправки в пенсионное законодательство, и возраст граждан для выхода на пенсию увеличился, теперь это 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. С этого момента обязательное трудоустройство не является необходимым. В этом случае гражданам могут предложить определенный перечень государственных социальных пособий и льгот. К той категории также относится назначение пенсионных выплат за выслугу лет.

Еще какие граждане не могут быть признаны безработными?

Если человек отказался от предложенных вакансий на протяжении 10 дней больше 2 раз. Когда лицо зарегистрировали в службе занятости для поиска необходимой работы, ему подбирают вакансии, согласно его образованию и квалификации. Дальше ему предлагают варианты трудоустройства, причем в списке могут быть и временные вакансии. Если гражданин отказывается от предложенных вариантов больше двух раз, то с него снимают статус безработного.

  • Если на биржу труда обратился человек без образования и опыта работы, то ему подбирают варианты трудоустройства или профессиональную переподготовку. В случае двух отказов его также перестают считать безработным. Лицу, обратившемуся за работой, не могут предложить одну и ту же должность, переподготовку или повышение квалификации по одинаковым специальностям или должностям. Лучше не отказываться даже от временного места работы.
  • Если он не является без уважительной причины в течение десяти дней со дня регистрации, а также пропускает установленный срок для присуждения статуса безработного, то он лишается этой возможности. Поскольку постановка на учет обязывает постоянно посещать специалистов Центра занятости населения.
  • Если человеку по решению суда вынесен приговор, согласно которому он должен выполнять исправительные работы, при этом он может быть как лишен свободы, так и свободен.
  • В случае представления документов, в которых содержалась заведомо ложная информация об отсутствии работы и получении денежных средств, а также другие сомнительные сведения для признания гражданина безработным.
  • Когда гражданин выполняет работы по трудовому договору, в том числе, за материальные выплаты за полный рабочий день или 0,5 ставки, а также имеет другую спонсируемую работу (сезонная или временная). Общественные работы не являются поводом для присуждения статуса безработного.
  • Наличие предпринимательской деятельности не позволит посчитать гражданина безработным.
  • В случае привлечения лица к работе в подсобном промысле и к реализации продукции по договору.

  • Выполняет работу по договору оказания услуг, где предметом является выполнение определенного вида работ (в том числе и заключенное соглашение с индивидуальным предпринимателем, различные авторские договоры, а также если он если является членом производственного кооператива).
  • В ситуации, когда гражданина избрали, назначили или утвердили на оплачиваемую должность.
  • Людям, которые проходят воинскую службу, альтернативную гражданскую службу, а также состоят на службе в ОВД, противопожарных структурах, УФСИН.
  • Гражданину, который проходит очное обучение в различных учреждениях общеобразовательных, профессиональных, включая обучение специальности федеральной государственной службы занятости населения.
  • Временно отсутствующему гражданину на рабочем месте, по причине нетрудоспособности; отпуска; переподготовки или повышения квалификации; приостановки производства, вызванной забастовкой; призыва на военные сборы; привлечения к мероприятию, связанного с подготовкой к военной службе; исполнения других государственных обязанностей или иные уважительные причины.
  • Гражданину, который является учредителем организации. К этой категории не относятся: общественные и религиозные организации или объединения, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц, а также ассоциации и союзы, которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Социально-психологическая поддержка безработных граждан

Психологическая поддержка — система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптивности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди, как правило, испытывают определённые трудности в общении как с близкими людьми и знакомыми, так и с потенциальными работодателями. Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей .

Основными направлениями психологической поддержки являются:

  • 1) психологическая профилактика — содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихся социально-экономических отношений;
  • 2) психологическое консультирование — оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая консультации руководителей по вопросам работы с персоналом и семейные консультации;
  • 3) психологическая коррекция — активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений .

Психологическая поддержка осуществляется в целях:

психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации; предупреждения развития негативных тенденций в психологии людей, преодоления трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях.

Психологическая поддержка включает в себя три этапа:

  • 1) коррекция психического состояния безработных — снятие эмоционального напряжения для обеспечения эффективности профконсультации;
  • 2) социально-психологическая адаптация граждан (переоценка жизненной ситуации и формирование у клиентов позитивной жизненной перспективы);
  • 3) обучение умениям и навыкам эффективного поведения на рынке труда. Практическая необходимость следования данным этапам обусловлена психическим состоянием и особой жизненной позицией, характерной для российских безработных.

Основные методы психологической поддержки:

  • — психологическое просвещение;
  • — психологическое и психотерапевтическое консультирование;
  • — психологическая диагностика;
  • — психологический тренинг;
  • — психологическая коррекция;
  • — другие индивидуальные и групповые методы психологической работы . Таким образом, психологическая поддержка позволяет остановить личностную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.

Вы здесь

Гарантии социальной поддержки безработных

-A +A

опубликовано: 06.07.2018 — 14:35
последнее изменение: 06.07.2018 — 14:35

Проблема занятости и безработицы — одна из основных социально-экономических проблем современного общества. Безработица влияет на качество жизни населения, криминогенную обстановку, способствует росту социальной напряженности. Факт потери работы оказывает негативное влияние на человека, влечет за собой социальные, психологические, экономические последствия, как для самого безработного, так и для членов его семьи и общества в целом. Часть незанятого населения не может оперативно адаптироваться в условиях современного рынка труда.

В этих условиях государство предоставляет безработным гражданам гарантии социальной поддержки. Согласно ст. 28 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности. Кроме того, время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.

За 6 месяцев 2018 года в ГКУ «ЦЗН города Калуга» государственной гарантией воспользовались:

  • 948 человек в части получения пособия по безработице;
  • 47 человек в части получения стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.

На выполнение социальных гарантий центром занятости населения было израсходовано 10,1 млн. рублей средств федерального бюджета, в том числе на выплату пособия по безработице – 9,94 млн. рублей, на выплату стипендии – 159,9 тыс. рублей.

Центр занятости населения города Калуги

Понятие и законодательные основы

Государство обязано заботиться о наиболее уязвимой категории своих граждан, гарантировать свою поддержку.

Ведь безработица оказывает очень сильное негативное влияние на человека (и в целом на общество), попавшего в тяжелую социальную и экономическую ситуацию.

Такой человек часто становится конфликтным, неуверенным в себе, появляется неадекватная самооценка, потому что у него резко меняется привычный образ жизни. Могут даже появиться психические нарушения и возникнуть мысли о самоубийстве. Вот поэтому очень важна социальная поддержка людям, которые оказались в ситуации безработицы.

Регулируется такая поддержка следующими документами:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон «О занятости населения в РФ» №1032-1 от 29.07.2017 г.
  • Трудовой Кодекс РФ.

Компенсация безработным. Какие выплаты можно получить от государства?

Количество безработных в стране превысило 2 млн человек, свидетельствуют данные Росстата. При этом неофициальная безработица может быть в несколько раз больше. Мы выяснили, какие выплаты и пособия положены потерявшим работу россиянам.

Власти готовятся к росту сокращений на предприятиях. Недавно Минфин выделил 56,2 млрд рублей на выплату пособий по безработице, а Минтруд продлил выплату повышенных пособий до октября.

Напомним, что на повышенное пособие могут претендовать россияне, которых уволили после 1 марта. Сумма выплаты равна прожиточному минимуму – 12 130 рублей. Подать заявление на пособие можно через сайт «Работа в России». С недавнего времени на повышенную ставку пособия могут рассчитывать индивидуальные предприниматели.

Минимальный размер выплат тоже подняли – в три раза. Теперь работники с минимальным стажем будут получать 4,5 тысяч рублей в месяц.

А семьи с детьми могут оформить доплату – по 3 тысячи рублей на ребенка. Подать заявку можно через сайт госуслуг. Если у вас нет учетной записи на портале – зарегистрируйтесь. Подтвердить аккаунт нужно будет через банк: как это сделать, узнавайте в колл-центре своей кредитной организации.

Дополнительное пособие также полагается детям, оставшимся без попечения родителей, а также сиротам, если они впервые ищут работу и зарегистрированы на бирже труда. Размер выплаты равен средней зарплате по региону.

Вдобавок безработные могут рассчитывать на региональные льготы и доплаты. К примеру, в Москве потерявшим работу гражданам компенсируют проезд на общественном транспорте, выплачивают по 19,5 тысяч рублей в месяц и выделяют специальное пособие, если у человека есть иждивенцы (80% от местного прожиточного минимума).

Определение, порядок и условия признания безработным

Как отмечают специалисты, трудовое право уделяет большое значение урегулированию и решению проблем занятости и трудоустройства граждан. Однако в современном обществе наряду с занятыми лицами, имеющими постоянную и временную работу, которых большинство, существует немало граждан, не имеющих работу, но являющихся трудоспособными. Их называют безработными.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Исходя из законодательно закрепленного определения, можно выделить следующие условия признания граждан безработными:

  • достижение 16 летнего возраста;
  • отсутствие работы и заработка;
  • регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
  • отсутствие подходящей работы;
  • поиск работы самим безработным и готовность приступить к ней.

Как отмечают А. Долгова и И. Жукова, безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, достигшие 16 летнего возраста, которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ не назначена трудовая пенсия по старости (по возрасту) или за выслугу лет. Не относятся к трудоспособным граждане, являющиеся инвалидами 1-ой группы.

Безработным может быть признан только гражданин, не имеющий работы и заработка. Статус безработного не присваивается гражданам, занимающимся деятельностью, указанной в ст. 2 Закона о занятости, то есть, работающим по трудовому, гражданско-правовому, авторскому договору, в кооперативе на основании членства, обучающимся на очном отделении в профессиональном учебном заведении и т. д.

В качестве заработка не учитывается выплата выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций либо с военной службы в связи с ликвидацией, сокращением численности и штата.

Однако не считаются безработными лица:

  • не достигшие шестнадцатилетнего возраста; пенсионеры по старости (возрасту), в том числе досрочно, либо получающие пенсию за выслугу лет;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов предложенной подходящей работы, а впервые ищущие работу – в случае двух отказов от профессионального обучения или предложенной оплачиваемой работы;
  • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска работы в службу занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный службой занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • осужденные по приговору суда, вступившего в законную силу к исправительным работам без лишения свободы, и наказанные в виде лишения свободы;
  • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

По мнению В.А. Павленкова, готовность приступить к работе — такое условие, которое носит чисто субъективный характер и определяет отношение гражданина к труду, его желание трудиться. Если гражданин обращается в службу занятости не с целью поиска работы, а с одним лишь намерением получать пособие по безработице, то это четко проявляется в многократных отказах от подходящей работы, что дает право службе занятости отказать в регистрации данному гражданину или применить соответствующие санкции.

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 10 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы; для впервые ищущих и не имеющих профессии — паспорта и документа об образовании.

Таким образом, государственная политика в области занятости основывается на принципах обеспечения равных возможностей всем трудоспособным гражданам в реализации права на труд, обеспечении мер, направленных на предотвращение безработицы и т.д. Федеральная служба занятости выступает посредником между безработными и работодателями, а основанием возникновения правоотношений между государственной службой занятости и безработным является решение службы занятости о признании гражданина безработным.

Первое — гранты на образование


Часть граждан сможет получить образование или повысить свою квалификацию за счёт государства

ПП № 369 от 13.03.2021 г. обещает субсидии из федбюджета для НКО. Выдаваться они будут по специальным правилам трём юрлицам — АНО «Ворлдскиллс Россия», ФГБУ ВО «РАНХиГС», ФГАОУ ВО «НИ ТГУ», что в Томске. Субсидировать будут профессиональное образование (не высшее). Профобразование предполагает работу с конкретным оборудованием, аппаратурой, техникой и т.п., согласно закона об образовании.

Кого будут учить?

Указанные учреждения смогут получать гранты федерального бюджета, на которые будут обучать безработных граждан, планирующих трудоустройство. Помимо зарегистрированных безработных, на обучение смогут рассчитывать также:

  • предпенсионеры, а также граждане 50ти лет и старше
  • нетрудоустроенные женщины с детьми-дошколятами, а также женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком до 3 лет

Прогнозы результатов программы

Всего за период с 2021 года по 2024 годы планируется обучить более полумиллиона человек. Оценивать эффективность будут по числу новых работников, ИП и самозанятых из числа обученных — их должно стать на 127 тысяч больше. 370 тысяч останутся просто обученными, по всей видимости, но это, как говорится, издержки.

Тут уместно привести немного демографической статистики. Женщины, имеющие детей в возрасте до 7 лет находятся в явном численном меньшинстве. Такой вывод можно сделать, учитывая демографическую яму 90х, а также растущую (вопреки всему) продолжительность жизни. Так, число граждан старше 50 лет (куда входит и группа предпенсионеров) составляет порядка 35 миллионов человек. Плюс, в эту группу входят оба пола.

Вот и непонятно, обучение предлагается, преимущественно, для старших граждан, несмотря на то, что портрет безработного довольно молод. В связи с чем, возникает вопрос — действительно ли гранты будут направлены на снижение безработицы? Но это, как говорится, лирика.

Вместо вывода

Итак, будут учить. Денег на трудоустройство 127 тысяч человек потратят порядка 32,4 млрд. рублей. Такая цифра получается исходя из прогнозной стоимости обучения (59 580 руб. за 1 человека) и планируемого числа «студентов». Ссылка на документ — Постановление Правительства РФ № 369 от 13.03.2021 г.

Социальная поддержка безработных

Под социальной поддержкой безработных следует понимать систему мер, принимаемых государством с целью предоставить безработным гражданам помощь в преодолении трудной жизненной ситуации, вызванной отсутствием работы.

По своему характеру эти меры могут быть двух видов:

1) направленные на предоставление работы;

2) направленные на предоставление средств, необходимых для существования безработного и находящихся на его иждивении нетрудоспособных членов его семьи.

К мерам первого вида относятся помимо содействия в трудоустройстве, организация общественных работ, обучение безработных граждан, а также содействие безработному в организации собственного дела.

Второй вид мер составляют выплата пособия по безработице и стипендии в период обучения по направлению учреждений службы занятости, предоставление средств для отдыха и лечения детей безработных граждан, компенсации расходов в связи с переездом по направлению учреждений службы занятости, материальная поддержка безработным.

Согласно п. 1 ст. 24 Закона о занятости под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Общественные работы преследуют три цели:

1) удовлетворение экономических потребностей территорий и организаций в выполнении работ временного или сезонного характера, а также работ по выполнению федеральных целевых и региональных программ социально-экономического развития;

2) предоставление безработным гражданам материальной поддержки в виде временного заработка;

3) сохранения у лиц, длительно не работающих или не имеющих опыта работы, мотивации к труду.