Федеральный закон «о муниципальной службе в российской федерации» от 02.03.2007 n 25-фз (ред. от 26.05.2021)

Содержание

Общие положения закона

ФЗ РФ о муниципальной службе был принят Государственной Думой 7 февраля 2007 года, а одобрен Советом Федерации 21 февраля 2007 года. Последние изменения в нем произошли 26 июля 2017 года. 25 ФЗ содержит 10 глав и 38 статей. Этот закон регламентирует, регулирует и контролирует правоотношения и принципы процессов, по которым граждане Российской Федерации, иностранные лица и лица без гражданства поступают на муниципальную службу.

О последних нововведениях в ФЗ №131 читайте тут: 

Краткое содержание закона о муниципальных служащих:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Описаны цели и задачи закона, на какую сферу он влияет. Даны определения особых терминов, включая определение фразы муниципальная служба. Оформлены законы, акты и нормативы, влияющие на эту область кроме описываемого закона. Даны нюансы и принципы работы служащих и работников, а также принципы поступления граждан. Описаны правоотношения муниципальных служащих с другими государственными органами;
  • В главе номер два дан список категорий должностей муниципальных служб, особый реестр, в котором ведется учет работников, принципы классификации. Описаны категории, по которым отбираются лица для поступления на работу;
  • Третья глава описывает статус и систему работы муниципального служащего. Дан список обязанностей, прав и полномочий. Даны также запреты и ограничения. Разъясняется должность и отношения муниципального работника с гражданами и органами власти. Оформлены способы урегулирования конфликтов и спорных ситуаций. Описаны сведения об имущественной отчетности, обязательстве, в котором служащий отчитывается о доходах и расходах;
  • В четвертой гл. оформлен процесс и мероприятия по поступлению гражданина на муниципальную службу. Способы поступления, необходимые документы, конкурсные места. Процесс проведения аттестации лица, необходимые для этого знания и навыки. Описаны ситуации и причины для расторжения договора о работе с поступившим на службу гражданином;
  • В гл. пять всего две статьи. В одной описано рабочее время, трудовые обязанности и предписания. В другой статье оформлена система отпусков и подробное описание получения, сроков и оплаты отдыха;
  • В шестой оформлены нюансы и особенности оплаты труда, стажа и сроков работы. Дан список гарантий, описана пенсия для гражданина и членов его семьи при разных ситуациях;
  • В седьмой всего две статьи. В одной статье описаны способы и причины поощрения муниципального работника, процессы получения премии и предписания для ее получения. В другой оформлена ответственность и способы наказания, штрафы и т. д.;
  • В восьмой главе описана работа кадрового отдела с каждым поступившим на службу гражданином. У каждого работника есть личное дело и персональные данные, а также реестр с учетом, где оформляется вся информация о лице, меняющаяся и дополняющаяся при необходимости;
  • В главе девять описана экономическая сторона работы муниципальных служб, а также программы повышения квалификации и развития работников, процессы, мероприятия, способы и нюансы;
  • В главе номер десять оформлены заключительные и дополнительные положения, требования и условия закона.

Кроме описываемого закона, на область муниципальной службы влияют другие Федеральные законы, Конституция Российской Федерации. Каждый поступивший на работу гражданин подписывает трудовой договор.

Ответ

В соответствии со статьей 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) сторонами трудового договора являются работник и работодатель. Согласно статье 20 Кодекса работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. При этом указывается, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Согласно Федеральному закону от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 25-ФЗ) на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом №. 25-ФЗ. По вопросу определения сторон трудового договора такая особенность предусмотрена. Ее наличие обусловлено тем, что муниципальный служащий, исполняя свои обязанности, обеспечивает деятельность органов местного самоуправления. В свою очередь указанные органы осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Таким образом, конечной целью осуществления муниципальным служащим своих обязанностей также является обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования. Поэтому в статье 2 Федерального закона № 25-ФЗ указывается, что нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование. Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона № 25-ФЗ в отношения с гражданами, поступающими на муниципальную службу, а также с муниципальными служащими вступает не сам наниматель, которым является публично-правовое образование, а его представитель, что является совершенно логичным. Представитель нанимателя – это лицо, наделенное полномочиями по совершению от имени муниципального образования действий, связанных с приемом на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением. То есть указанное лицо осуществляет те же действия, которые совершает работодатель. Об этом свидетельствует также и положение части 9 статьи 16 Федерального закона № 25-ФЗ, согласно которому сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий. Однако Кодексом термины «наниматель» и «представитель нанимателя» не употребляется. Для того, чтобы обеспечить возможность применения положений Кодекса к муниципальным служащим Федеральный закон № 25-ФЗ использует не просто термин «представитель нанимателя», а дает его расшифровку, указывая «представитель нанимателя (работодатель)». Изложенные доводы позволяют рассматривать термин «представитель нанимателя (работодатель)», используемый Федеральным законом № 25-ФЗ, как аналогичный термину «работодатель», используемому в Кодексе. Федеральный закон № 25-ФЗ указывает, что представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя). Таким образом, для муниципальных служащих, замещающих должности в аппарате представительного органа муниципального образования, нанимателем является не указанный орган местного самоуправления, а муниципальное образование; представителем нанимателя (работодателем) – лицо, уполномоченное муниципальными правовыми актами на заключение с ними трудового договора.

Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ

Статья 11. Основные права муниципального служащего

1. Муниципальный служащий имеет право на:
1) ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;
2) обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
3) оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);
4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;
5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;
6) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;
7) получение дополнительного профессионального образования в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;
8) защиту своих персональных данных;
9) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений;
10) объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
11) рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;
12) пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого оставьте комментарий под статьей. Мы его прочитаем, исправим ошибку и расскажем о результате.

Классификация должностей муниципальной службы

1. Должности муниципальной службы в автономном
округе подразделяются на
категории и группы.

2. Должности муниципальной службы подразделяются
на следующие категории:

1) руководители — должности руководителей и
заместителей руководителей органов местного самоуправления (избирательной
комиссии муниципального образования), структурных подразделений органов местного
самоуправления (избирательной комиссии муниципального образования), замещаемые
на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) — должности,
учреждаемые для содействия лицам, замещающим муниципальные должности, а также
лицу, замещающему должность главы местной администрации муниципального
образования, назначенному по результатам конкурса, и должность первого
заместителя главы местной администрации муниципального образования, в реализации
их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий
указанных лиц;

3) специалисты — должности, учреждаемые для
профессионального обеспечения выполнения органом местного самоуправления
(избирательной комиссией муниципального образования) установленных задач и
функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности,
учреждаемые для организационного, информационного, документационного,
финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности органа
местного самоуправления (избирательной комиссии муниципального образования) и
замещаемые без ограничения срока полномочий.

3. Должности муниципальной службы подразделяются
на следующие группы:

1) высшие должности муниципальной службы;

2) главные должности муниципальной службы;

3) ведущие должности муниципальной службы;

4) старшие должности муниципальной службы;

5) младшие должности муниципальной службы.

4. Должности категории «руководители» относятся
к высшей, главной и ведущей группам должностей муниципальной службы.

5. Должности категории «помощники (советники)»
относятся к ведущей и старшей группам должностей муниципальной службы.

6. Должности категории «специалисты» относятся к
ведущей и старшей группам должностей муниципальной службы.

7. Должности категории «обеспечивающие
специалисты» относятся к ведущей, старшей и младшей группам должностей
муниципальной службы.

8. Должности муниципальной службы категории
«руководители» высшей группы должностей (за исключением должности «глава местной
администрации муниципального образования, назначенный по результатам конкурса»),
а также должность муниципальной службы категории «руководители» главной группы
должностей «управляющий делами» замещаются на условиях срочного трудового
договора на срок от одного года до пяти лет, но не более срока полномочий
представителя нанимателя (работодателя).

В случае истечения срока, а также досрочного
прекращения полномочий представителя нанимателя (работодателя), являющегося
главой муниципального образования (главой местной администрации муниципального
образования, назначенным по результатам конкурса), указанные должности
замещаются до дня вступления в должность вновь избранного главы муниципального
образования (до дня принятия представительным органом муниципального образования
решения о назначении нового главы местной администрации муниципального
образования).