Как установить испытательный срок государственному служащему?

Содержание

Для кого нельзя устанавливать испытание

Испытательный срок не назначают следующим категориям граждан:

  • лицам, приступившим к гражданской службе по направлению учебного заведения;
  • гражданским служащим, переведенным на должность из упраздненного госоргана или на основе сокращения должности;
  • гражданским служащим с гарантированным сохранением должности;
  • лицам, принятым на службу в прокуратуру в течение первого года после окончания ВУЗа;
  • лицам, принятым на службу в ОВД по распределению, по конкурсу или по назначению на должности высшего начальствующего состава;
  • гражданам, окончившим учебные учреждения ФТС или получившим должность по итогам конкурса;
  • гражданам, поступающим на службу в органы наркоконтроля по конкурсу или по назначению на должности высшего начальствующего состава;
  • гражданам, приступившим к несению военной службы в период ЧС, боевых действий;
  • гражданам, приступившим к несению военной службы с целью участия в поддержании мира и порядка в мировом сообществе либо пресечении международного терроризма за пределами РФ;
  • лицам, проходящим обучение в военных профессиональных образовательных учреждениях.

Методика испытания.

Единая методика прохождения испытания на государственной гражданской службе Российской Федерации в федеральных органах исполнительной власти утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.01.2020 № 9 (далее – Методика). В ней обозначены цели установления испытательный срок служащего, порядок его оформления, порядок принятия решения об установлении испытания, а также указано, как проходит само испытание и как оцениваются результаты его прохождения. Рассмотрим все по порядку.

Цели испытания

Если по Закону № 79‑ФЗ целью испытания является установление соответствия гражданского служащего занимаемой должности, то Методика относит к таким целям и подтверждение способности применить при исполнении должностных обязанностей имеющиеся у служащего знания и умения, и оценку его профессиональных и личностных качеств.

Кто принимает решение о сроке испытания?

Поскольку назначение на должность гражданской службы осуществляется сначала по акту представителя нанимателя, на основании которого заключается служебный контракт, Методикой установлено, что основанием для испытания считается условие о нем, предусмотренное в акте федерального органа исполнительной власти о назначении гражданина РФ или гражданского служащего на должность гражданской службы.

В отличие от установления испытания в соответствии с Трудовым кодексом, когда основным документом, регламентирующим прохождение испытательного срока работником, является трудовой договор, для гражданских служащих таким основным документом является акт представителя нанимателя о назначении на должность. Можно сделать вывод: если прохождение испытания установлено таким актом, но не служебным контрактом, то служащий будет рассматриваться как назначенный на должность с испытательный срок служащего.

Решение об установлении испытания в отношении гражданского служащего принимает представитель нанимателя, в том числе по представлению непосредственного руководителя в лице руководителя структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, в котором служащий замещает должность гражданской службы. Если гражданский служащий возглавляет структурное подразделение федерального органа исполнительной власти или его территориального органа либо замещает должность вне указанного структурного подразделения, непосредственным руководителем для него является гражданский служащий, осуществляющий непосредственное руководство его профессиональной служебной деятельностью.

Срок испытания начинает исчисляться с даты назначения на должность гражданской службы.

Как проходит испытание?

В период испытания:

  1. Непосредственный руководитель обеспечивает:

  • координацию профессиональной служебной деятельности гражданского служащего так, чтобы результаты исполнения им поручений позволяли всесторонне оценить его знания и умения, а также профессиональные и личностные качества;

  • проведение на регулярной основе собеседований с гражданским служащим, его наставником (при наличии) в целях оценки профессиональной служебной деятельности служащего.

  1. Гражданский служащий:

ведет в таблице учет результатов исполнения им должностных обязанностей в период испытания. Форма таблицы установлена приложением 1 к Методике (и используется, если в рамках электронного делопроизводства не применяется система автоматического учета поручений).

  1. Кадровая служба федерального органа исполнительной власти совместно с непосредственным руководителем в целях адаптации гражданского служащего к условиям профессиональной служебной деятельности и обеспечения эффективного исполнения им должностных обязанностей:

  • знакомят служащего с документами, регламентирующими деятельность органа власти, его структурой и функциями структурных подразделений;

  • представляют его коллективу;

  • консультируют служащего по вопросам организации исполнения должностных обязанностей;

  • организуют профессиональное развитие и (или) наставничество (при необходимости).

Когда не устанавливается испытательный срок на госслужбе

В перечисленных ниже случаях испытательный срок не может быть назначен:

для госслужащих, которым на законодательном уровне дана гарантия сохранения рабочего места (матери, на попечении которых имеется ребенок до полутора лет, беременные);

новоприбывшие с соответствующими условиям работы квалификацией и опытом, которые получили место благодаря сокращению предыдущей должности;

лица, окончившие среднее специальное или высшее учебное заведение по подготовке к государственной службе;

служащие, претендующие на временное замещение руководящей или второстепенной должности.

В каких случаях устанавливается испытательный срок на госслужбе

При поступлении на службу с физическим лицом заключают контракт. В нем, а также в акте о назначении на должность, имеется пункт об испытании служащего с целью определения на соответствие занимаемой должности, проверки деловых качеств и профессиональной подготовки. При отсутствии в контракте фразы об испытательном сроке считается, что служащий принят на работу без него.

Испытательный срок может быть назначен в следующих случаях:

  • лицо заступает на гражданскую службу, назначение и освобождение с которой происходит согласно указа Президента или Правительства (его продолжительность может быть от одного до двенадцати месяцев);
  • лицо, заступающее на службу, уже ранее ее проходило (срок испытания от одного до шести месяцев);
  • лицо было переведено на должность из другого государственного органа (срок испытания от одного до шести месяцев);
  • в иных ситуациях, предусмотренных действующим законодательством.

При прохождении испытательного срока служащий имеет права и обязанности, которые предусмотрены действующим законодательством для госслужащих.

Срок испытания продлевается на то количество дней, которое служащий не находился на рабочем месте и не исполнял свои обязанности по уважительной причине.

Любопытные факты
В некоторых зарубежных странах испытательный срок для госслужащих имеет установленные пределы. Так, например в Австрии и Швейцарии он составляет от 1 года до 5 лет; в Польше от 2 до 5 лет; в Дании и Исландии до 5 лет.

Служащего могут уволить еще до окончания испытательного срока, если будет определено, что он не справляется со своими обязанностями. Об этом его должны предупредить в письменном виде не позже, чем за три дня до освобождения от занимаемой должности. В документе обязательно указывается причина увольнения. При несогласии с таким решением руководства гражданин может обжаловать его в судебном порядке.

Если до прохождения конкурса лицо занимало другую должность на госслужбе, при непрохождении испытательного срока, он может быть возвращен на позицию, занимаемую ранее.

Госслужащий может завершить службу по собственному желанию при условии письменного предупреждения руководителя об этом за три дня.

Если после окончания испытательного срока служащий продолжает работать и ему не озвучивают факт несоответствия занимаемой должности, то считается, что он прошел испытание.

После окончания испытания гражданскому служащему по результатам квалификационного экзамена присваивается классный чин, за что выплачивается соответствующая ежемесячная надбавка.

При каких обстоятельствах не устанавливается испытательный срок для госслужащего

Изменение условий прохождения государственной службы и служебного контракта. В силу ст. 30 Закона N 79-ФЗ представитель нанимателя вправе: Закон N 79ФЗ не предусматривает гарантий гражданским служащим, переведенным по состоянию здоровья на нижеоплачиваемую гражданскую должность.

В связи с этим к таким служащим должны применяться правила ст. 182 Трудового Кодекса Российской Федерации.

О конфликте интересов на госслужбе. Решение комиссии должно быть получено руководителем учреждения, а затем и гражданским служащим в письменной форме, и приобщено к личному делу служащего, поскольку это напрямую связано с представлением впоследствии декларации о доходах за отчетный период.

При этом в трудовом договоре обязательно делается ссылка на наличие испытательного .

В то время пока госслужащий будет выдерживать испытательный срок он должен изучить и в полном объеме обладать навыками и знаниями, которые ему необходимы для исполнения государственных задач . Article is devoted the analysis of legal regulation of public service, from the point of view of social protection of civil servants. Вопрос: Я впервые поступаю на государственную гражданскую службу.

В отделе кадров мне сказали, что я буду принят на работу с условием об испытательном сроке. Правомерны ли такие действия? Отвечает помощник Курчатовского межрайонного прокурора Красникова А.В.

Федеральным законом от 31.12.2014 N 509-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон

. В Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79 — ФЗ

внесены изменения, касающиеся установления срока для граждан, поступающих на гражданскую службу.

Предварительное испытание при приеме на работу не является обязательным условием трудового договора, без которого трудовой договор не может быть действительным. Испытательный срок для госслужащего и муниципального служащего, избранного по конкурсу Статья: Конкурс на замещение вакантной должности как основание заключения трудового договора с госслужащими (Давыдова Е.В.) (

, 2012, N 3) Нужно ли устанавливать испытательный срок государственному гражданскому или муниципальному служащему, заключившему трудовой договор (контракт) в результате избрания по конкурсу?

  • Граждане, которые получили средне-специальное образование в рамках программы подготовки госслужащих или высшее
  • Служащие, которые были назначены на новую должность в связи с сокращением предыдущей, при условии соответствия его квалификации и опыта работы новой должности.
  • Для всех служащих, которым гарантировано законодательством сохранность рабочего места (например, беременные женщины или женщинам, имеющими детей до 1,5 года).
  • Лица, заступающие на позиции «руководитель» и «помощник» временно.

Посмотрите ролик который расскажет подробно о поступлении на госслужбу в РФ

Продолжительность

Длительность проверки профессионализма госслужащего зависит от вида занимаемой им должности и имеющихся у него навыков. В целом испытательный срок для отдельных категорий граждан выглядит следующим образом:

  1. Граждане, впервые принятые на гражданскую службу, должны пройти испытание сроком от 1 до 12 месяцев.
  2. Для гражданских служащих, ранее проходивших госслужбу в РФ или переведенных из других госорганов, этот срок может составлять от 1 до 6 месяцев;
  3. Гражданским служащим, назначенным Президентом РФ, может быть установлен испытательный срок от 1 до 12 месяцев.
  4. Молодые служащие ОВД, проходят испытательный срок от 3 до 12 месяцев.
  5. Лица на службе в таможенных органах стажируются до 6 месяцев.
  6. Служащие в органах наркоконтроля – от 3 до 6 месяцев.
  7. военнослужащие по контракту – 3 месяца.

Вконтакте

sovetnik36.ru

Профессиональные и деловые качества госслужащего оцениваются специально организованной комиссией, делающей выводы о соответствии претендента желаемой должности и присваивающей классный чин.

Успешное прохождение аттестации предполагает знание ответов на задаваемые комиссией вопросы относительно работы на госслужбе. Вопрос № 2: Что делать, если госслужащий не согласен с решением руководителя и комиссии о его непригодности для должности, которую он хотел бы занимать? Ответ: Если кандидат уверен в успешном прохождении испытательного срока и в своей пригодности для того, чтобы занять желаемую должность, он вправе обжаловать решение комиссии в суде.

Возможно, он сможет доказать свою правоту, и для него будет назначена переаттестация. Федерального закона; 4. Для замещения должностей гражданской службы, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, гражданским служащим,

При каких обстоятельствах не устанавливается испытательный срок для госслужащего

Существует ряд категорий граждан, поступающих на государственную службу, которым испытательный срок не устанавливается:

  • Граждане, которые получили средне-специальное образование в рамках программы подготовки госслужащих или высшее
  • Служащие, которые были назначены на новую должность в связи с сокращением предыдущей, при условии соответствия его квалификации и опыта работы новой должности.
  • Для всех служащих, которым гарантировано законодательством сохранность рабочего места (например, беременные женщины или женщинам, имеющими детей до 1,5 года).
  • Лица, заступающие на позиции «руководитель» и «помощник» временно.

Посмотрите ролик который расскажет подробно о поступлении на госслужбу в РФ

Оплата работы на испытательном сроке

Это поможет оценить степень соответствия кандидата к должности, считают парламентарии.

Среди принципов урегулирования трудовых правоотношений, установленных ст.2, фигурируют:

  1. невозможность выплачивать трудоустроенному на условиях полной занятости зарплату, меньшую, чем минимально установленная (ст. 2);
  2. справедливые условия труда и равенство возможностей всех сотрудников;
  3. полная и своевременная оплата труда, гарантирующая достойный жизненный уровень;
  4. запрещение дискриминации (ст. 3).

Каждому наемному работнику гарантировано право на:

  1. заработную плату, соответствующую уровню его квалификации, сложности деятельности, объему и качеству исполненных работ;
  2. обязательное социальное страхование;
  3. защиту трудовых прав и интересов (ст. 21).

Не подлежит сомнению тот факт, что труд во время пробного периода подлежит оплате.

Конечно, работодатель может обосновать пониженную зарплату на испытательный срок и иными способами.

Например, установить, что по истечении такового происходит первая индексация заработной платы (Трудовой кодекс прямо устанавливает Обязанность работодателя индексировать зарплату сотрудников) , либо перевести работника на другую позицию штатного расписания. Наконец, можно просто повысить работнику зарплату, не обуславливая это прохождением испытательного срока (для «штучных» должностей, присутствующих в штатном расписании в единственном экземпляре) .

Это следует из . К таким гарантиям относится и оплата работы на испытательном сроке, т.к.:

  1. право работника на оплату труда и соответствующая этому праву обязанность работодателя выплачивать заработную плату закреплены в Трудовом кодексе РФ ();
  2. в содержится положение, запрещающее какую-либо дискриминацию по обстоятельствам, не относящимся к деловым качествам работника.
  3. трудовой договор должен содержать условие об оплате труда ();

Следовательно, работодатель не вправе самостоятельно определять, будет он выплачивать работнику заработную плату в период испытательного срока или нет, а также ставить такую выплату в зависимость от каких-либо обстоятельств, т.к. соответствующая обязанность прямо предусмотрена трудовым законодательством.

При отсутствии в контракте фразы об испытательном сроке считается, что служащий принят на работу без него.

Испытательный срок может быть назначен в следующих случаях:

  1. в иных ситуациях, предусмотренных действующим законодательством.
  2. лицо заступает на гражданскую службу, назначение и освобождение с которой происходит согласно указа Президента или Правительства (его продолжительность может быть от одного до двенадцати месяцев);
  3. лицо было переведено на должность из другого государственного органа (срок испытания от одного до шести месяцев);
  4. лицо, заступающее на службу, уже ранее ее проходило (срок испытания от одного до шести месяцев);

Предлагаем ознакомиться: Методы измерения производительности труда

При прохождении испытательного срока служащий имеет права и обязанности, которые предусмотрены действующим законодательством для госслужащих.

Поиск

ВажноДалее, издается приказ и доводится до ведома работника не позднее трехдневного срока. На основании приказа и трудового договора, в отделе кадров заводят личное дело на сотрудника, при необходимости трудовую книжку, если ранее ее у работника не было

Запись в трудовую книжку делается на основании трудового договора и должна содержать информацию о принятии на должность или специальность с указанием временных рамок, но без приписки «с испытательным сроком».А каким образом оформляется сокращение испытательного срока при приеме на работу, если в этом руководитель видит необходимость?

Как устанавливается испытательный срок на государственной гражданской службе

Несмотря на то, что большинство аспектов трудового права в полной мере распространяется на государственных служащих, есть несколько существенных аспектов, которые необходимо учитывать именно при поступлении на работу в государственные организации. К таковым нюансам следует относить:

  • Продолжительность испытательного срока. Когда в обычных трудовых взаимоотношениях длительность испытания при приеме на работу составляет не более 3 месяцев, в отношении госслужащих испытательный срок может продолжаться строго от одного месяца до года в общих случаях, и до шести месяцев — при условии работы на государственной службе ранее или при переводе из иных государственных органов.
  • Порядок вступления в чин. На время исполнения обязанностей во время испытательного срока, государственный гражданский служащий не считается вступившим в соответствующий классный чин — он присваивается ему лишь по окончании испытательного срока.
  • Испытание оценивается более строго. Закон о государственной службе регламентирует полноценное вступление в должность и устанавливает определенные требования к аттестационной комиссии, которая принимает решение о прохождении испытания.
  • К государственным служащим предусматриваются более строгие требования. В частности, поступки, за которых госслужащий может быть уволен или признан не прошедшим испытательный срок, включает в себя более широкий перечень действий, чем при обычном трудоустройстве.

В остальных аспектах, испытательный срок при приеме на государственную службу регламентируется так же, как и при трудоустройстве в негосударственной сфере деятельности, предполагая следующие основные принципы правового регулирования:

По истечении испытательного срока служащий считается прошедшим его успешно.

Испытательный срок на госслужбе не включает в себя периодов временной нетрудоспособности и иные временные промежутки, когда работник не исполнял свои должностные обязанности.

Если в контракте нет упоминания о наличии испытательного срока, то вне зависимости от обстоятельств, считается что этот срок отсутствует — и он не может быть назначен впоследствии после подписания документов.

Испытательный срок на муниципальной службе не имеет каких-либо особенностей, отраженных в отдельном законе о ней. Однако на муниципальных служащих в полной мере распространяются кадровые нормативы законодательства о государственной службе, в том числе и в вопросах применения испытательного срока.

Ограничения при поступлении на госслужбу

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае:

1. Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2. Осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3. Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

4. Наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации;

5. Близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6. Выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7. Наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8. Представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9. Непредставления установленных Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10. Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

11. Признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) — в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а если указанное заключение и (или) решение призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение были обжалованы в суд, — в течение 10 лет со дня вступления в законную силу решения суда, которым признано, что права гражданина при вынесении указанного заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение не были нарушены;