Понятие и виды источников земельного права
Источниках права в юридическом смысле, представляют собой внешнюю форму выражения права, т. е. нормативно-правовой акт, нормативный договор, юридический прецедент, правовой обычай, общие принципы права, идеи и доктрины, религиозные тексты. Не все эти источники права действуют одновременно и с одинаковой силой — на их действие влияют специфические черты правовых систем той или иной страны, периоды развития, традиции. Хотя для России характерно главенствование нормативных актов в большинстве отраслей права, но в последнее время начинают приобретать значение общие принципы, договоры и обычаи.
Так, в ст. 15 Конституции РФ обозначено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В условиях федеративного устройства государства приобретают значение соглашения (договоры) между государственными органами Федерации и ее субъектов.
К настоящему времени такие соглашения заключены между центром и частью субъектов Федерации и во всех присутствуют нормы по вопросам земельных отношений, так как в Конституции РФ эти вопросы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, например, «Соглашение о взаимодействии в рамках реализации подпрограммы “Создание системы кадастра недвижимости (2006–2011 годы)” Федеральной целевой программы “Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002–2007 годы)” между Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и Новосибирской областью» (заключено 6 июля 2006 г. № С-12/50, действует до момента полного выполнения мероприятий Подпрограммы).
Кроме того, примером нормативных договоров в земельном праве являются договоры об общих и специальных земельных сервитутах. Что касается правового обычая, то в земельном праве он занимает наибольшее место по сравнению с другими отраслями права, что можно объяснить наибольшей длительностью, актуальностью и во многом неурегулированностью земельных общественных отношений. Примером включенного в земельное право обычая можно считать правило раздела земельного участка между собственниками расположенного на нем строения не только пропорционально долям права собственности на строение, но и согласно сложившемуся порядку пользования участком, оправдавшему себя обычаю.
Нередко включаются сформировавшиеся и устоявшиеся правила пользования землей в договоры сервитутов, в распределении конкретных земельных долей при акционировании крестьянских коллективных хозяйств, при выделении из них отдельных членов. Наиболее характерным для России способом правового регулирования всегда являлся нормативный акт, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правоприменения. Нормативные акты имеют определенные преимущества перед остальными источниками права и составляют иерархическую систему, или пирамиду соподчиненных звеньев, где их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт. Среди нормативных актов различают законы и подчиняющиеся им подзаконные акты.
Конституция
Это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. На его основе принимаются все остальные законы и правовые акты. В Конституции содержатся и положения, касающиеся земельного права. Так, в ст. 72 указано, что соответствующие отношения регулируются регионами страны. Но есть и вопросы, которые находятся в совместном ведении. К таковым относится:
- Владение и распоряжение природными ресурсами, относящимися к ЗП.
- Разграничение госсобственности.
- Природопользование.
- Охрана внешней среды и нормы, обеспечивающие безопасность экологическую.
- Законодательство.
По этим вопросам принимаются законы федерального и регионального уровня. Если действие первых распространяется на всю страну, то вторых – только в определенном субъекте РФ. Если в отношении вопросов совместного регулирования федерального закона нет, то регионы вправе издавать свои законодательные акты.
Конституция содержит информацию о полномочиях госорганов по земельным отношениям. В ст. 114 говорится о том, что правительство проводит единую политику в экологической сфере, управляет собственностью, принадлежащей государству.
Понятие земельного права. Предмет, система и структура земельного права
Российское право имеет сложную структуру. Оно подразделяется на отрасли, институты, юридические нормы, дефиниции и иные структурные элементы.
Отрасль — наиболее крупное структурное подразделение российского права. Земельное право выступает его традиционной, относительно обособленной частью. Как отрасль права оно представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского государства и направленную на регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования и сбережения земли как национального богатства России.
Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти отношения земельный кодекс именует земельными. В этом понимании объектом использования и охраны выступают земли всех категорий и на значений, относящиеся к территории, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный правопорядок. Ее пределы определены в Конституции Российской Федерации.
Если следовать нормативной концепции, земельное право можно определить как систему юридических норм (и соответственно правовых нормативных актов — законов, указов, постановлений, решений, распоряжений, правил, положений и др.), предназначенных для регулирования земельных отношений. Земельное право — самостоятельное направление правового регулирования, которое сформировалось в связи с выделением интересов по справедливому распределению земель между субъектами права, рациональному использованию и охране земель в процессе общественного развития в самостоятельную категорию. Своей целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения людей, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель для удовлетворения экономических и неэкономических потребностей с учетом сохранения земель как части единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития общества.
Методы регулирования земельных отношений
- Метод правового регулирования земельных отношений с учетом природного происхождения земли и ее общечеловеческой значимости.
- Метод договорного регулирования земельных отношений.
- Метод обязательности государственного контроля и надзора за охраной и рациональным использованием земель.
Система земельного права
Под системой земельного права понимается совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством.
По распространенному правилу в теории права институты земельного права объединяются в общую и особенную части.
Институты общей части содержат нормы, имеющие общее для всей отрасли значение.
Критерием выделения институтов особенной части признается принадлежность земельного участка к той или иной категории земель.
Институты, содержащие отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений, составляют в своей совокупности общую часть земельного права.
Особенная часть земельного права имеет конкретизирующую функцию. В ней группируются правовые институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель.
Многие специалисты различают также специальную часть учебного курса земельного права, которая включает порядок рассмотрения разрешения земельных споров и законодательно предписанные виды юридической ответственности за нарушение сложившегося земельного порядка в Российской Федерации и правила их применения.
Структура отражает вертикальное построение права. Каждая отрасль (подотрасль) права, будучи элементом в системе национального права, обладает внутренней структурой. Земельному праву присуща сложная внутренняя структура. Основной структурной единицей земельного права является правовая норма, или принятое в установленном порядке и обязательное для соблюдения правило поведения соответствующих субъектов по отношению к земле. Совокупности правовых норм объединяются и образуют правовые институты по признаку однородности регулируемых общественных отношений. Однородны, к примеру, отношения землепользования. Соответственно нормы права, устанавливающие виды землепользования, субъектов и объектов землепользования, права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения прав землепользования, образуют институт права землепользования.
Обычай
В российской теории различается обычай как таковой и правовой обычай. Правовыми обычаи становятся лишь тогда, когда законодательством предусматривается ссылка на них. Таким образом, приобретается юридическая сила. В этом случае обычаи – также источники земельного права.
К примеру, в ст. 19 Гражданского кодекса говорится о том, что гражданин пользуется правами и выполняет обязанности под своим именем (ФИО), если другое не предусмотрено законом.
Если правило поведения включается в закон, речь идет уже не о правовом обычае, а о соответствующей норме, которая содержится в акте. К примеру, согласно ст. 11 Лесного кодекса, граждане вправе находиться в лесах и собирать дикорастущие плоды, орехи, грибы и прочие ресурсы не древесного характера (в основном, пригодной для пищи). Схожая норма содержится в ст. 221 Гражданского кодекса.
Подзаконные акты как источники земельного права
На высшей иерархической ступени подзаконных актов находятся указы Президента РФ. Являясь главой государства, Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на территории РФ. Указы не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, они вступают в силу с момента их опубликования. По юридическому содержанию указы Президента РФ могут быть индивидуальными, применяющими норму права к конкретному случаю, и нормативными, устанавливающие новые правовые нормы и являющиеся источниками права. Указы Президента РФ предназначаются для оперативного регулирования, например, акты быстрого реагирования на ситуацию. Хотя указы Президента РФ имеют подзаконный характер, но в определенных случаях они могут принимать силу закона (при чрезвычайных ситуациях).
Значительное влияние на развитие земельных отношений оказали указы, принятые в период 2001–2003 гг. (до принятия нового ЗК РФ). Однако на сегодняшний день большинство из них утратили юридическую силу, так как по данным вопросам были приняты законы, которые в полной мере регулируют соответствующие отношения. Из действующих ныне указов можно назвать следующие: от 24 декабря 1993 г. № 2284 (ред. 7 октября 2013 г., с изм. от 04 июня 2014 г.) «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»; от 16 мая 1997 г. № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами»; от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».
Следующими в иерархии подзаконных актов следуют постановления Правительства РФ, которые предназначены для осуществления исполнительной власти в Российской Федерации. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в Российской Федерации. В ряде случаев в ЗК РФ прямо устанавливается круг отношений, которые должны регулироваться именно нормативными актами Правительства РФ. Так, Правительство РФ обязано определить порядок консервации земель с изъятием их из оборота, порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, вправе установить общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Таким образом, во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании земельного права. Об этом свидетельствует большой объем актов Правительства РФ, принятых на основании и во исполнение законов РФ и указов Президента РФ, например, постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель»; постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 830 «Об утверждении положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»; постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков»; постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 «О государственном земельном контроле» и др.
К числу федеральных подзаконных актов, являющихся источниками земельного права, относятся приказы, инструкции, правила, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым относятся министерства, федеральные службы и агентства. Их акты регулируют отношения внутри системы своего ведомства, но некоторые из них выходят за ее рамки, т. е. имеют надведомственный характер. С 1992 г. введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Государственная регистрация этих актов возложена на Министерство юстиции России. Примером нормативных ведомственных актов, затрагивающих земельные отношения, могут служить: письмо Минэкономразвития РФ от 16.01.2009 № 266-ИМ/Д23 «О многоконтурных земельных участках», письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 27.06.2014 № 10-2050-КЛ «О проверке формы и содержания заявлений о кадастровом учете, межевых и технических планов с 30 июня 2014 г.» и т. п.
Понятие
Источники земельного права – это иерархически выстроенная система нормативных правовых актов, нормы которых призваны регулировать земельные отношения.
Классификация источников земельного права
Конституция РФ;
Основной закон РФ относит вопросы земельного законодательства к совместному ведению центральных органов власти и органов субъектов РФ.
- международные договоры;
- федеральные законы;
Особое место здесь занимает Земельный Кодекс РФ. К его компетенции относятся следующие вопросы: приобретение земли в собственность (как гражданами, так и организациями и государством), охрана земли от вредного вмешательства, санкции для нарушителей. Также можно назвать Закон о землеустройстве и иные действующие акты.
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
конституции и законы субъектов РФ;
Субъекты РФ имеют право самостоятельно издавать земельные законы, но они не должны противоречить Конституции РФ и другим законам.
указы Президента РФ;
Могут приниматься практически по всем вопросам, главное условие – соответствовать иным законам.
постановления Правительства РФ;
Могут быть приняты только тогда, когда в них содержатся ссылки на другие законы или подзаконные акты. В ином случае признаются недействительными.
акты органов местного самоуправления.
ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА.
Источниками земельного права являются нормативно-правовые акты, принятые компетентными органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулирующие отношения, возникающие при использовании земли. Источники земельного права классифицируются: федеральные акты РФ; акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления, а также законы и подзаконные нормативные акты.
Основным нормативным актом, определяющим конституционные основы земельных отношений, является Конституция РФ, в которой выделяют две группы норм:
1) нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения (ст. 9, 36 Конституции РФ);
2) иные статьи Конституции РФ опосредованно регулируют земельные отношения (ст. 42, 58, 2, 17, 18,45). Кодифицированным нормативным актом, регулирующим земельные отношения, является ЗК РФ. В конце октября 2001 г. принят и вступил в силу ЗК РФ.
24 июля 2002 г. принят ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который призван обеспечить реализацию конституционных норм о частной собственности на землю, а также упорядочить отношения в сфере государственного управления земельными ресурсами в части распоряжения землями приоритетных категорий, которыми являются земли сельскохозяйственного назначения.
Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются нормами гражданско-правовых актов (ГК рФ). В гл. 17 ГК РФ предлагаются нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения. Земля и прочно связанные с ней объекты объявлены недвижимым имуществом.
Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются и земельно-правовыми нормативными актами: указами Президента РФ;Указ Президента от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» и др.) и постановлениями Правительства РФ (постановление Правительства РФ от 25 августа 1992 г. «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра» и др.).
К источникам земельного права относятся акты другихотраслей законодательства.
Взаимосвязь земли и других природных ресурсов – недр, лесов, вод, окружающей природной среды в целом – предопределяет наличие норм, которые регулируют отношения, связанные с землей, в источниках водного, лесного, горного, природоохранительного права (в Федеральном законе «О недрах» 1994 г. определено право собственника земельного участка на добычу полезных ископаемых, находящихся в границах данного участка).
Правовые нормы, связанные с регулированием земельных правоотношений, содержатся в источниках административного и уголовного права – меры ответственности за совершение земельных правонарушений; жилищного права – нормы о праве граждан на получение земельного участка под жилищное строительство и др.
Особое место среди источников земельного права занимают международные двусторонние договоры, касающиеся земельных отношений, заключенные в установленном порядке или утвержденные компетентным государственным органом РФ, договоры, заключенные РФ с ее субъектами.
К этой же группе относятся типовые договоры, позволяющие раскрыть содержание земельно-правовых норм, различные санитарные нормы и правила.
Не являются источниками земельного права правовые акты индивидуального значения, т. е. акты применения права (решение местной администрации, адресованное конкретному гражданину либо организации).
Не рассматриваются также принимаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ постановления, содержащие руководящие разъяснения судам по вопросам применения земельного законодательства и разрешения земельных споров.
Источники
Система источников земельного права выглядит следующим образом:
- Конституция.
- Международные договоры.
- Федеральные законы, регулирующие земельные правоотношения.
- Федеральные законы, регулирующие правоотношения в области природопользования и охраны внешней среды.
- Другие ФЗ.
- Указы Президента.
- Акты федеральных исполнительных органов.
- Акты регионов РФ.
- Акты органов местных властей.
Юридическая сила определяется, исходя из компетенции госоргана и роли акта в законодательной системе.
Нормативный правовой договор также может быть отнесен к этой системе. В Конституции сказано, что полномочия между госорганами страны и регионов разграничиваются в соответствии с Конституцией, а также соответствующими договорами федеративного и регионального уровня. Те договоры, которые были заключены до 1992 года, продолжают свое действие и в настоящее время. Сегодня практически не заключаются соответствующие договоры. Единственным примером может являться лишь договор, подписанный в 2007 г., о разграничении полномочий между госорганами России и Республики Татарстан.
Закон как источник земельного права
Закон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Конституция РФ занимает центральное место среди источников права и обладает высшей юридической силой. Ее нормы составляют основу источников земельного права и являются отправной юридической базой для определения основных направлений развития всего отраслевого законодательства.
В Конституции РФ провозглашены использование и охрана земли и других природных ресурсов как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, закреплена частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. 9). В ст. 36 предусмотрены право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами при условии, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Кроме того, в этой же статье закреплено положение об определении условий и порядка использования земли на основе федерального закона. В ст. 72 Конституции РФ отнесено к совместному ведению РФ владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей природной среды. В ст. 42 провозглашено право каждого на благоприятную окружающую среду, а в ст. 58 — обязанность каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам. Положения Конституции РФ развертываются и конкретизируются в законах и иных нормативно-правовых актах.
Отраслевые законодательные источники земельного права подразделяются на кодифицированные законодательные акты и иные законы РФ и субъектов РФ.
Земельный кодекс представляют собой систематизированный законодательный акт, регулирующие земельные отношения, правовые нормы которого располагаются в порядке, отражающем систему земельного права. К кодифицированным источникам земельного права следует также отнести ГК РФ, Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ, Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ, Водный кодекс РФ (ВК РФ) от 3 июля 2006 г. № 74-ФЗ.
Значительное место среди законодательных актов, регулирующих земельные отношения, приобрели отдельные некодифицированные законы. Их можно разделить на специальные законы, регулирующие только земельные отношения и законы других отраслей права, которые содержат нормы по поводу земли или так или иначе связаны с ней. К ним относятся: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации»6; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»7 и другие.
Судебная практика
Важная роль в вопросе отводится и судебной практике. Часто при этом используются Постановления ВС РФ, а также решения ВАС РФ. Соответствующие правовые акты являются указанием для применения судами в конкретных делах. В данном качестве – это такие же источники земельного права РФ. Однако они не могут использоваться как регуляторы правоотношений.
В то же время при рассмотрении дела в суде данные акты имеют юридическую силу. Поэтому судебные органы принимают решения, основываясь на них. Данная система нормативных актов находится в постоянном совершенствовании с целью лучшего исполнения земельных реформ.