Когда был введен фгос ноо

Содержание

Стандарты для малышей

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,  утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования и, помимо прочего, учитывает также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

центральные психологические новообразования, формируемые на данномуровне образования: словесно­логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково­символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно­познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, независимо от формы получения образования и формы обучения, устанавливает сроки обучения: четыре года, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, срок обучения может быть увеличен, но  не более чем на два года.

При этом, начальное общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в очной, очно-заочной или заочной форме, так и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Допускается также сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Что еще вызывает недоумение в новом ФГОС

  1. Глава III, п. 24.3: «Информационно-образовательная среда Организации должна обеспечивать: доступ к <…> информации о ходе образовательного процесса, результатах промежуточной и итоговой аттестации попрограмме начального общего образования». Слова «итоговая аттестация» прочно ассоциируются с ГИА, ОГЭ, ЕГЭ. Хотят ли разработчики сказать, что на выходе из начальной школы дети должны сдавать экзамены?
  2. Предметные результаты, подлежащие промежуточной аттестации, вынесены в Приложения. В Приложении 7 речь идет о предметных результатах ОРКСЭ. На данный момент обучение этому предмету безотметочное. А теперь знания по ОРКСЭ будут контролироваться и оцениваться? 
  3. Глава II, п. 21.4. «Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ОВЗ и оказание им помощи в освоении программы начального общего образования… осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ». Как школа может корректировать физическое развитие ребенка-инвалида, например? Ограничить занятия физкультурой соответственно группе здоровья – да. А еще как? Как осуществить помощь в части «медико», если в некоторых школах медсестра бывает раз в неделю?
  4. «Структура новых ФГОС позволяет существенно снизить нагрузку по отчетности, которая ранее ложилась на педагогов»*. Я не нашла ни слов про снижение нагрузки, ни перечня отчетных документов.

Уверена, что коллеги добавят в мой список и пятое, и шестое, и седьмое…

«Работа над обновлением шла более полутора лет, и по ее итогам получено более ста официальных заключений экспертных организаций, а также отзывы всех регионов страны, выводы которых положительно характеризуют содержание образовательных стандартов»*.

Ни слова о том, что отрицательных отзывов было в несколько раз больше. А если бы пригласили для обсуждения учителей-практиков, проект ФГОС пошел бы на дно. Потому и не пригласили?

«Это ключевой документ, отображающий суть школьной программы, на который ориентируются все школы и педагоги страны»*. 

Документ принят с последующей доработкой и утверждением. Педагоги должны ориентироваться на недоработанный документ? На полуфабрикат? «Я угощаю тебя супом, правда, он требует варки. Это нестрашно. Ты ешь, я потом доварю». Так?С чем связана такая спешка? 

Надежда 3. Индивидуальная образовательная траектория

Это полезная вещь для человека, не желающего терять время. Глава I, пункт 8 нового ФГОС: «Для развития потенциала обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения». Пункт 11: «Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам освоения программы начального общего образования, срок получения образования может быть сокращен».

Но как это осуществить в начальной школе? 

Во-первых, какая должна быть голова у ребенка, изучающего перегруженную программу в ускоренном темпе?

Во-вторых, в начальной школе слишком мал процент детей абсолютно здоровых и зрелых, быстро усваивающих материал, прекрасно мотивированных и самостоятельных. Это единицы, «звезды». Но, согласна, они вполне могут учиться по отдельному плану. Но как и кем должно организовываться и осуществляться сопровождение ученика при такой работе? Это делает основной учитель (он же классный руководитель) или отдельный педагог? Ребенок учится по своей программе в классе или отдельно от класса – после уроков (тогда у учителя двойная нагрузка каждый день)? Или ребенок учится дома, а в школе только сдает зачеты? 

Где числится этот ученик? Если он в составе класса, то как его индивидуальный план отражается в электронном журнале, куда закачивается планирование на весь год? Как записывать темы для этого конкретного ученика и как его аттестовывать? Можно ли переводить его из 2-го класса в 3-й в середине года? Куда выставлять его итоговые отметки?

Еще вопрос: переводить на индивидуальное ускоренное обучение можно всех желающих? Достаточно заявления родителей (не всегда адекватно оценивающих возможности своего ребенка) или нужно заключение медико-психолого-педагогического консилиума?

На сколько можно сокращать срок обучения в начальной школе? Можно пройти 4 класса за год, два, три? Есть ли ограничения?

А если ребенок отучился три года вместо четырех, пришел в пятый класс и физически и психологически не справился с нагрузкой средней школы? Возрастные особенности развития ведь никто не отменял. У вундеркиндов часто печальная судьба. Тогда что, назад в четвертый класс? 

Непонятно…

ФГОС НОО

Федеральный уровень

  • Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)
  • Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
  • Приказ Минобрнауки России  от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
  • Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
  • Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.02.2011 N 19676)
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений
  • СанПиН 2.4.2. 2821– 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993)

Региональный уровень

  • Письмо Департамента образования и науки ХМАО-Югры №356 от 23.01.2010г. «О переходе на федеральный государственный стандарт начального общего образования».
  • Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры №508 от 16.07.2010г. «О создании Координационного Совета при Департаменте образования и науки ХМАО-Югры по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».
  • Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры №481 от 30.06.2010г. «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях ХМАО-Югры».
  • Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры №944 от 09.12.2010г. «О внесении изменений в приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры от 16.07.2010 г. № 508».
  • Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры №945 от 09.12.2010г. «О проведении заседания Координационного совета по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования». 

Муниципальный уровень

Приказ управления образования администрации г.Радужный от 27.01.2011 № 41 «О подготовке введения в действие  Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования  в образовательных учреждениях города»

Уровень общеобразовательной организации

Кому подойдёт программа

«Школа России» — это современный вариант классической школьной программы, по которой учились большинство советских и российских детей. Она подходит всем, кто хочет дать своему ребёнку традиционное школьное образование.  

Данный УМК рассчитан на детей с любым уровнем подготовки к школе: занятия в первом классе начинаются с обучения счёту и чтению «с нуля».

Благодаря тому, что «Школа России» — наиболее распространённая в нашей стране учебная программа, она подойдёт детям, вынужденным часто переезжать: в каждом городе России есть школы, работающие по этому УМК.  

В «Домашней школе Фоксфорда» математика программы «Школа России» (на базе УМК Моро М.И.) представлена в 3–4 классах (первый поток). Русский язык программы «Школа России» представлен в 1–4 классах (все потоки); литературное чтение — в 1–2 классах во всех потоках. Окружающий мир программы «Школа России» представлен в 1–4 классах (1 класс — первый и второй потоки, 2–4 классы — все потоки).

Новый ФГОС 2020

Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС будут утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020 года завершится работа по обновлению основных школьных программ. Окончательный переход на новые ФГОС запланирован на сентябрь 2021 года. Чем они отличаются от предыдущих? 

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС 2020 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

                                                      Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева

Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:

  • Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
  • Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
  • Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
  • Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
  • Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).
  • Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось). 
  • Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.

ФГОС НОО

Федеральный уровень

  • Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)
  • Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
  • Приказ Минобрнауки России  от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
  • Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
  • Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.02.2011 N 19676)
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений
  • СанПиН 2.4.2. 2821– 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993)

Региональный уровень

  • Письмо Департамента образования и науки ХМАО-Югры №356 от 23.01.2010г. «О переходе на федеральный государственный стандарт начального общего образования».
  • Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры №508 от 16.07.2010г. «О создании Координационного Совета при Департаменте образования и науки ХМАО-Югры по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».
  • Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры №481 от 30.06.2010г. «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях ХМАО-Югры».
  • Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры №944 от 09.12.2010г. «О внесении изменений в приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры от 16.07.2010 г. № 508».
  • Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры №945 от 09.12.2010г. «О проведении заседания Координационного совета по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования». 

Муниципальный уровень

Приказ управления образования администрации г.Радужный от 27.01.2011 № 41 «О подготовке введения в действие  Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования  в образовательных учреждениях города»

Уровень общеобразовательной организации

Надежда 1. Разгрузка детей

Разработчики новых ФГОС определили «конкретное содержание каждой предметной области, что делает их (ФГОС) понятными и для педагогов, и для родительского и ученического сообщества»*. Читаю и считаю предметные результаты по русскому языку, третий год обучения. Насчитала в подробностях 65 разных позиций-тем: устная речь, письменная речь, тип текстов, состав слов, морфология, синтаксис…

Смотрю свое планирование: 165 уроков русского языка в учебном году. Отбрасываем 10 уроков с контрольными работами. Остается 155. Делим 155 на 65. Получаем 2,5 урока на изучение каждой темы. 

Возникает вопрос: как можно усвоить правописание непроизносимых согласных за 2,5 урока на всю оставшуюся жизнь? В предметных результатах 4-го года обучения вообще эта тема не упоминается. Как можно усвоить склонение существительных за 2,5 урока? При таком объеме информации, чтобы сохранить качество обучения, нужно сокращать количество учеников в классе в 2-3 раза! 

О том, что головы детей перегружены информацией, что слишком много знаний нужно усвоить (хотя бы до ЕГЭ), что язык учебников не всегда соответствует возрасту ученика, говорят учителя-практики, родители и сами дети. Школьники за знания платят здоровьем: севшим зрением, испорченным желудком, искривленным позвоночником, неврозами и депрессией.

Еще вопросы: все эти предметные знания, внесенные в стандарт, – это базовый минимум? За усвоение этой базы какая отметка должна ставиться – тройка или пятерка? Останутся ли в программных разделах «Предметные результаты» пункты «Ученик получит возможность узнать (научиться)…»*, дающие возможность углубить свои знания, если хочется пятерку?

«Новые стандарты не содержат нововведений, увеличивающих учебную нагрузку»*. Да. Но и сокращения объема предметных знаний не произошло. Не будет никакой разгрузки. 

Особенности программы

Основные принципы программы:

  • обеспечение учащихся знаниями в соответствии с требованием ФГОС,
  • формирование у школьников необходимых для учёбы навыков,
  • создание мотивации к изучению всех школьных предметов,
  • ориентирование работы на результат,
  • духовно-нравственное развитие учащихся,
  • привитие школьникам уважения к родной культуре и традициям,
  • воспитание бережного отношения к природе,
  • формирование целостной картины мира.

Ведущим принципом «Школы России» является применение в обучении проблемно-поискового метода, который позволяет сформировать у школьников навыки коммуникации, работы с информацией, планирования и рефлексии.  

Программа построена на достижениях традиционной русской педагогики и уделяет большое внимание патриотическому воспитанию учащихся. Материалы УМК призваны сформировать у школьников преданность Отечеству и малой Родине, интерес к родному языку и культуре, а также уважительное отношение к национальным ценностям всех народов России

Помимо этого, УМК ориентирован на развитие у детей качеств, соответствующих понятиям о человечности: доброты, эмпатии и отзывчивости.     

Поколения ФГОС

Система образования регулярно дорабатывается. При этом через определенные периоды времени школьные регламенты претерпевали серьезные изменения, которые разделили ФГОС на три поколения.

Первое поколение

Изначальные стандарты школьного образования в РФ были приняты еще в 2004 году. Тогда понятия ФГОС еще не существовало. Регламенты того года были направлены на предметное обучение школьников, без учета психолого-педагогических аспектов и личностных особенностей учащихся. Из-за отсутствия многих факторов такие стандарты быстро устарели.

В основе регламента были учтены лишь следующие факторы:

  • обязательные дидактические единицы;

  • комплекс изучаемой информации по предметам;

  • компоненты федерального, регионального или школьного образования.

Второе поколение

В 2009 году было принято решение о неэффективности действующих регламентов. Минпросвещения решило разработать новые стандарты образования. На создание регламентов ушло 3 года и в 2012 году появились ФГОС школьного образования, которые действуют до этого момента.

В основе регламентов лежит частичное самообучение школьников. Они должны не только получать одобренный комплекс информации на уроках, но и уметь искать дополнительные сведения. Это условие сместило акцент образования на личностные качества учеников.

Во втором поколении ФГОС учитывались:

  • только компоненты федерального образования;

  • требования к развитию универсальных навыков у детей;

  • ориентированность на улучшение результатов обучение;

  • необходимость усиления воспитательной функции взамен предметного акцента.

Несмотря на более расширенный объем требований при создании учебных программ и методов обучения школьников, ФГОС образца 2012 года не имели четких условий. Дальнейшая доработка регламентов ситуацию не улучшила.

По этой причине Минпросвещения решило внести кардинальные изменения в ФГОС. На решение также повлияла пандемия 2020 года, которая показала бреши в образовании.

Третье поколение

На данный момент это лишь условное обозначение новых школьных стандартов 2021 года. Обсуждение планируемых стандартов началось еще в 2018 году и только сейчас появились первые представления о грядущих изменениях в системе школьного образования.