Формы внеурочной деятельности в условиях фгос ноо

Содержание

Направление внеурочной работы

На основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта внеурочная деятельность должна быть организована согласно следующим направлениям:

  • Спортивно-оздоровительное.
  • Социальное.
  • Общеинтеллектуальное.
  • Духовно-нравственное.
  • Общекультурное.

Направление общекультурного развития личности на начальном этапе образования продиктовано стремлением преодолеть отчужденность подрастающего поколения от общечеловеческих эстетических эталонов и духовно-нравственных ориентиров. Процесс характеризуется культурой взаимоотношений, которые организуются на основе следующих принципов:

  • Уважение достоинства и личности независимо от возраста, социального положения, уровня интеллекта и т.д.
  • Объединение уважения прав личности с вытекающими из этого требованиями к обязанностям личности перед окружающими.
  • Уважение прав самых старших и самых младших членов общества и культурно-воспитательной среды.

Спортивно-оздоровительное направление внеурочной работы считается одним из главенствующих. Главной целью направления считается создание материально-технической, организационной и кадровой базы для гармоничного физического, социального и нравственного развития личности ученика посредством физической культуры и привитие культуры здорового образа жизни.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Как оплачивается внеурочная деятельность в школе?

В соответствии с актуальными нормативными актами, регулирующими вопросы оплаты труда педработников, исчисление заработной платы учителю осуществляется с учетом установленных норм часов и объема учебной (преподавательской) работы в неделю. Оплата внеурочной деятельности в школе, включенной в план обязательной образовательной работы, оплачивается так же, как и за уроки — согласно ставке заработной платы с учетом объема установленной учебной нагрузки. При этом максимальная продолжительность трудовой активности педагогического работника, получающего одну ставку заработной платы, не может превышать 36 часов в неделю, что закреплено в ч. 1 ст. 333 ТК РФ.

ПЯТЬ РЕКОМЕНДАЦИЙ, ЧТОБЫ ИСКЛЮЧИТЬ ОШИБКИ В ДОКУМЕНТАХ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

Важную информацию о порядке начисления заработной платы педработникам читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:

Во ФГОС, разработанных для разных уровней образования, внеурочная работа включается в комплекс образовательной деятельности, непосредственно выполняемой учителем согласно разработанным учебным планам, поэтому ее обязательно следует включать в учебную (аудиторную) нагрузку.

При расчете оплаты внеурочной деятельности в школе предусматривается возможность реализации двух видов педагогической работы:

  1. Преподавательской, определяемой как нормируемая учебная нагрузка. Это понятие объединяет организацию экскурсионной, проектной, исследовательской, поисковой активности для школьников, организацию других видов содержательного досуга (проведение выставок, организация походов, деловых игр, конкурсов, викторин, предусмотренных учебным планом).
  2. Другой части педагогической работы, которую считают ненормированной нагрузки ввиду необходимости затрат рабочего времени без возможности точного подсчета часов. К ненормируемой части педагогической деятельности относят подготовку внеурочных занятий, ведение отчетности, проектирование планов и другие виды работы, закрепленные в квалификационных характеристиках по занимаемой должности.

Согласно п. 2.1 приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 указывает, что заработная плата педработника проводится не только за часы внеурочной деятельности (преподавательской работы), но и другую (т.е. ненормированную часть). Таким образом, требование доплаты за внеурочную деятельность в той части, для которой не установлены нормы по количеству часов (подготовку внеурочных видов занятости для учащихся), является неправомерным, если иное не предусмотрено трудовым или коллективным договором.

Во ФГОС представлены максимально допустимые объемы нагрузки для всех уровней образования, а именно:

  • начальное общее образование — до 1350 часов (за четыре года);
  • основное общее образование — до 1750 часов (за пять лет);
  • среднее общее образование — до 700 часов (за два года).

В свете этого образовательные организации вправе самостоятельно устанавливать минимальный объем педагогических часов для реализации внеурочной деятельности, исходят из кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов. При этом часы учебной нагрузки, включая программную часть и внеурочную активность, должны быть обязательно отражены в трудовых договорах педработников и локальной документации.

Оплата внеурочной деятельности по ФГОС рассчитывается в ходе подсчета норм часов рабочего времени, установленных за ставку зарплаты. В случаях, когда до полного размера ставки урочной нагрузки не хватает, недостающие часы дополняют за счет внеурочной активности.

Отвечает Маргарита Смирнова, начальник отдела внутреннего контроля и аудита СОШ № 170 имени А.П. Чехова г. Москвы

Что касается практики нормирования, то под нее подпадает только учебной нагрузки. Установление собственных норм неучебной занятости для учителей в локальных постановлениях ОУ, обусловливающее фактическое нормирование всей продолжительности рабочего времени педработника, является неправомерным, но распространенным явлением. Педагогу, чтобы защитить свои права, следует проверить, чтобы в трудовом договоре были все сведения об оплате утра (точный размер должностного оклада, порядок начисления компенсационных и стимулирующих выплат, в том числе за организацию внеурочной деятельности школьников), помня, что работодатель при начислении заработной платы должен ссылаться на договор, а не положение об оплате труда или штатное расписание.

Духовно-нравственное направление

Факультатив по этике «Азбука добра» (для учеников 1–4-х классов)

Автор − учитель начальных классов из Белгорода Татьяна Михайловна Устинова. 

На занятиях ребята учатся взаимодействовать с окружающими, заменять внешний контроль (со стороны родителей и учителей) самоконтролем, изучают и приобщаются к нормам морали и нравственности. Все это − через игры, дискуссии, изучение произведений художественной литературы и фольклора, в индивидуальной и групповой работе над проектами.

Плюсы

  1. Знакомит с правилами поведения в общественных местах (к сожалению, не все родители считают нужным объяснить ребенку правила поведения в социуме).
  2. Учит мирным путем разрешать конфликты.
  3. Развивает привычки оценивать свои поступки с точки зрения морали и нравственности, прогнозировать возможные последствия своих поступков.

Минусы

  1. Программа длительная, рассчитана на четыре года (не все дети проходят ее до конца).

Направления, виды и формы внеурочной деятельности.

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно — ценностное общение
  • Досугово — развлекательная деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

  • Посещение спортивных секций
  • Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
  • Участие в спортивных соревнованиях.
  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Общекультурное:

  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
  • Проектная деятельность;
  • Участие в научно-исследовательских конференциях;
  • Разработка проектов к урокам.

Духовно-нравственное:

  • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества, посещение школьного музея.
  • Выставки рисунков.
  • Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян,
  • Тематические классные часы.
  • Подготовка к участию в военно-спортивной игре «Зарница».
  • Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.

Социальное:

  • Проведение субботников.
  • Работа на пришкольном участке.
  • Разведение комнатных растений и уход за ними.
  • Акция «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и др.

Формы внеурочной деятельности по видам:

Словесно-логические.
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.

  • Беседы на различные темы
  • Дискуссии
  • Собрания
  • Конференции
  • Лекции

Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.

Образно-художественные формы

  • Концерты
  • Спектакли
  • Праздники
  • КТД

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

Трудовые формы внеурочной деятельности

  • Работа на пришкольном участке
  • Работа по оформлению и уборке кабинета
  • Уход за комнатными растениями
  • Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
  • Помощь школьному библиотекарю
  • Трудовые десанты

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

Игровые (досуговые) формы работы

  • Совместные праздники
  • Подготовка концертов, спектаклей
  • Неделя театра, танца, вокала
  • Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
  • Соревнования
  • Конкурсы
  • КВНы
  • Туристические походы
  • Экскурсионные прогулки в парк
  • Экскурсионные поездки

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др

Психологические формы

  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Психологические упражнения
  • Консультации
  • Тренинги

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Общеинтеллектуальное направление

По этому виду внеурочной деятельности существует наибольшее количество программ. Расскажем о двух факультатива по физике: для средней школы, и для начальной.

Элективный курс «Луч света в темном царстве» (для учеников 8–9-х классов)

Его разработала учитель физики из Ростова-на-Дону Ирина Михайловна Локтева. 

Тема курса − световые явления (отражение, преломление, излучение и распространение света, оптические иллюзии, строение глаза и т. д.). Программа рассчитана на 15 часов и состоит из восьми модулей, в рамках которых ребята учатся работать с различными оптическими системами, разбирают механизмы оптических иллюзий, строят изображения в линзах, плоских и сферических зеркалах.

Ирина Михайловна подчеркивает, что речь идет о специфических навыках, умениях и знаниях, получив которые, ученик поймет, хочет ли он и может ли изучать физику на профильном уровне. 

Плюсы.

  1. Развивает метапредметные навыки − программа по физике связана с биологией (изучение анатомической модели глаза), литературой (анализ отрывков из художественных произведений, работа с фольклором), ИЗО (изготовление портрета в технике силуэтной живописи), технологией (моделирование цветов, организация показа мод, создание камеры-обскуры), экономикой (изучение оптической защиты денежных купюр) и т. д.
  2. Включает задания для самостоятельной работы учеников: создание презентаций и проектов, проведение опытов и исследований, выполнение индивидуальных и групповых творческих работ.
  3. Позволяет строить обучение в разных форматах (лекции-диалоги, семинары, фронтальные опыты, викторины).

Минусы.

  1. Чтобы действительно заинтересовать учеников, педагог должен любить свой предмет, уметь творчески подойти к организации процесса изучения материала. Эти качества есть не у каждого учителя.
  2. Не всегда в школе есть все необходимое оборудование. Это означает либо дополнительные расходы, либо реализацию урезанного варианта программы, что снижает ее эффективность.

Программа по физике «Элементы природы» (для начальных классов)

Автор программы − учитель информатики (имеет квалификацию преподавателя физики), из Сургута Павел Станиславович Омельчук. 

Пропедевтический курс объемом 103 часа рассчитан на учеников 1–3-х классов, то есть рассчитан 34 часа в течение каждого учебного года. В первом классе дети изучают воду и воздух, во втором – воздух (продолжение предыдущей программы) и землю, в третьем – огонь и человека. 

Программа включает в себя и теоретический курс, и дискуссии, и объяснения-рассуждения. Но главное в ней – физические и химические опыты. Вот лишь некоторые из тем, с которыми дети познакомятся в начальной школе: поверхностное натяжение, неньютоновская и ферромагнитная жидкости, закон Архимеда и кружка Пифагора, принцип Бернулли, пневматический подъемник, маятники Максвелла, Фуко и Галилея, числа Фибоначчи, атомы, электричество, магнитное поле и индукция, превращения энергия, дифракция, квантовая физика и так далее. 

Ребята узнают, почему лед скользкий, как пользоваться бумажной кастрюлей, почему возможны незадуваемые свечи, как разрезать стекло обычными ножницами, как изогнуть воду и свет, как сделать динамик из пластиковых тарелок и многое другое. Программа опытов немного напоминает мини-версию московского «Экспериментаниума». 

Плюсы

  1. Расширяет кругозор, способствует формированию системного мировоззрения.
  2. Развивает умение анализировать информацию, делать выводы, аргументировать свою точку зрения.
  3. Прививает самостоятельность: дети сами ставят опыты, а не наблюдают за их проведением.
  4. Знакомит с базовыми понятиями в области физики, астрономии, химии, биологии, экологии, истории и географии, а значит в средних классах им будет легче освоить школьную программу по предметам естественно-научного цикла.
  5. Повышает мотивацию к обучению. 

Минусы

  1. Для ведения курса педагог должен иметь знания глубокие знания по физике и химии. 
  2. Не у каждой начальной школы есть соответствующая материальная база для закупки необходимого оборудования. Однако автор курса подчеркивает, что для большинства экспериментов не требуется специальных приспособлений. 

Общекультурное направление

Элективный курс по экологии «Жизнь планеты в наших руках» (для учеников 10-11-х классов)

Этот курс продолжительностью 35 часов разработала учитель из Курской области Галина Борисовна Лагутина. За это время подростки изучают различные аспекты экологической ситуацию района, где они живут: состояние местных рек и озер (рекогносцировочные исследования, определение органолептических показателей, составление экологического паспорта), а также состояние атмосферы. 

В программу включено посещение промышленных предприятий, влияющих на экологическую ситуацию в районе, подготовка презентации, написание эссе на экологические темы. 

Кроме создания проектов, старшеклассники занимаются исправлением ситуации: разыскивают места несанкционированных свалок и ликвидируют их своими силами (естественно, речь идет только о небольших свалках), ведут активную просветительскую работу среди местных жителей, убеждая их не загрязнять природу и переходить на раздельный сбор мусора. В заключение программы для ребят проводят экскурсию в Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В. В. Алехина, расположенный в Курской области. 

Плюсы

  1. Подростки учатся занимать активную гражданскую позицию и осознают, что именно от них самих зависит, какой будет экология района, города, края, страны. 
  2. Курс воспитывает ответственность и учит бережному отношению к природе.
  3. Школьники учатся работать в команде и совершенствуют коммуникативные навыки.

Минусы

  1. Даже в школьных субботниках некоторые старшеклассники участвуют неохотно, поэтому их будет довольно сложно привлечь к уборке свалок.
  2. Участвовать в экологическом элективе смогут только высокомотивированные дети – очевидно, их будет немного.

Принципы внеурочной деятельности

При организации внеурочной деятельности принято руководствоваться следующими принципами:

  • Выбор внеурочных занятий учениками соответственно личных интересов и запросов.
  • Учет возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуального и коллективного подхода к работе.
  • Связь практической и теоритической части деятельности.
  • Доступность и наглядность.
  • Включение в активную жизненную позицию.
  • Целостность и единство партнерских взаимоотношений всех субъектов общества.

При должном соблюдении принципов формирования внеучебной деятельности раскрывается ряд достоинств:

  • Разумное и функциональное применение внеучебных нагрузок учащихся.
  • Организация общей деятельности школы, родителей, общества.
  • Предусматривается вся внеурочная служба классного руководителя.
  • Программа и выбор типов деятельности основывается на многоплановости интересов и нужд школьников, желания родителей.

Таким образом, внеурочная деятельность служит ресурсом, позволяющим образовательному учреждению добиться нового качества воспитательного процесса. Помимо прочего, при помощи внеучебной деятельности решается большое количество принципиально важных задач:

  • Гарантия благоприятной адаптации детей в школе.
  • Оптимизация учебной нагрузки учащихся.
  • Выявление интересов, предрасположенностей, возможностей, способностей учащихся к различным видам деятельности.
  • Создание условий для самостоятельного становления ученика в выбранной сфере внеурочной деятельности.
  • Формирование системы познаний, умений, навыков в выбранном направлении деятельности.
  • Совершенствование опыта творческой деятельности и возможностей.
  • Создание условий для реализации приобретенных знаний, умений, навыков.
  • Совершенствование опыта неформального взаимодействия, общения, коллективной работы.
  • Расширение рамок общения в социуме.

Специализации внеурочной деятельности

Поскольку в большинстве российских школ пять учебных дней в неделю, то и специализаций для внеурочки традиционно выделяется тоже пять. Официально к ним относятся следующие направления: 

общеинтеллектуальное (факультативы, олимпиады, конференции, предметные недели по различным школьным дисциплинам);
общекультурное (экологические проекты, экскурсии на природу, посещение театров и музеев);
духовно-нравственное (духовное краеведение, патриотические мероприятия, знакомство с национальной культурой, организация школьных выставок);
спортивно-оздоровительное (различные спортивные кружки и секции, дни здоровья, шахматы (подробности в этой статье), подготовка к сдаче норм ГТО, олимпиады и соревнования, приобщение к здоровому образу жизни (важно не переусердствовать, об этом мы писали в одной из наших прошлых публикаций);
социальное (психологические тренинги, социальные акции и проекты).

Замысел таков: в каждый новый будний день ребенок осваивает новую сферу деятельности (по понедельникам математика, по вторникам физкультура и так далее). При этом образовательные учреждения могут сами выбирать наполнение для каждого вида дополнительных занятий. 

Для наглядности рассмотрим ниже несколько курсов по отдельным направлениям внеурочной деятельности.

Обзор документа

Согласно ФГОС основная образовательная программа образовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность.

План внеурочной деятельности наряду с учебным планом является частью основной образовательной программы и обязателен к исполнению.

Учащиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, самостоятельно готовиться к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: