Что такое программа воспитания и зачем она нужна
В образовательных организациях детей должны не только обучать, но и воспитывать. Это давно прописано в законе «Об образовании», но теперь появилось уточнение: в каждой образовательной организации должен быть документ, который регламентирует воспитательный процесс. И это не существующие календарные планы воспитательной работы. Планы останутся, но теперь они будут подчинены программе.
В чем разница? Планируется, что программа воспитания будет помогать школам и другим образовательным организациям воспитывать учеников. Для этого в ней есть четыре раздела:
Особенности воспитательного процесса. В этом разделе описываются ученики, которые посещают образовательную организацию, значимые социальные партнеры, обстановка в районе, важные воспитательные традиции в школе. Например, школа № 100 находится в спальном районе, треть семей, посещающих школу, относятся к группе риска, но при этом школа несколько лет подряд проводит вместе с волонтерскими организациями ежеквартальные сборы для учеников. На этих сборах волонтеры занимаются с детьми, учат их работать в команде, мотивируют на учебу и этого заряда хватает на целую четверть.
Цели и задачи воспитания. В этом разделе указываются, к чему стремится школа, организуя воспитательный процесс. При этом цели и задачи воспитания должны отличаться для детей разного возраста. Младшеклассникам помогают в усвоении основных норм и традиций общества, подростков ориентируют на развитие жизненных ценностей, старшеклассникам — на участие в социально значимых делах школы, района и города.
Виды, формы и содержание деятельности. По сути, тот самый план воспитательной работы, который есть сейчас: в разделе прописываются воспитательные мероприятия. Они разбиваются по модулям, инвариантным и вариативным. Инвариантные должны быть в каждой образовательной организации — это «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями» и . Вариативные зависят от конкретной школы, но в примерной программе воспитания названы такие, как «Школьные медиа», «Детские общественные объединения», «Ключевые общешкольные дела» и другие.
В модуле могут быть объединены мероприятия разного уровня, например, классный руководитель может работать со всем классом, отдельными учениками, родителями и учителями, преподающими в классе. Ключевые общешкольные дела также проводятся на разных уровнях: классы готовят свои выступления ко Дню Победы, школа проводит все мероприятие целиком, а лучшие номера показывают на внешкольном уровне.
Также к программе должен прилагаться календарный план воспитательной работы с названиями мероприятий, сроками проведения и ответственными.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”
18 ноября 2015
Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее — Департамент) в связи с участившимися обращениями из субъектов Российской Федерации по вопросам составления рабочих программ учебных предметов сообщает.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации.
Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
В соответствии ФГОС рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Педагогическими работниками, как показывает практика, при составлении своей рабочей программы копируется в полном объеме примерная основная образовательная программа (примерная рабочая программа учебного предмета) и объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Документ такого объема, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально является документом, составленным для администрации образовательной организации.
В целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:
1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование.
Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.
В настоящее время Минобрнауки России также подготовлены изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников (далее — Порядок), в том числе в части расширения требований к учебникам. Предполагается, что в федеральный перечень учебников будут включаться учебники, имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания; в том числе примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС.
До вступления в силу указанных изменений во ФГОС и Порядок с Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Российской Федерации.
Департамент просит довести указанную информацию до сведения руководителей общеобразовательных организаций.
Директор Департамента | А.В. Зырянова |
«Велика инерция»
Формально использовать предлагаемые министерством программы можно было и ранее, подтверждает оргсекретарь межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Ольга Мирясова, но в действительности учителя часто сталкивались с необходимостью дополнять их собственными элементами вне зависимости от того, была ли в этом реальная необходимость.
По типовому плану3
Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович
— Сейчас велика инерция, и чаще всего от учителей требовали программу переделать. Часто это был просто перевод бумаги, потому что в некоторых случаях нужно было просто изобразить методическую работу, — рассказывает собеседница издания.
Неважно, является ли программа авторской, адаптированной или типовой, учитель всё равно не следует программе дословно, отмечает Ольга Мирясова. Свои коррективы в учебные планы вносят каникулы, праздники или карантин, многое также зависит от уровня того или иного класса, говорит она
В результате написанная даже самостоятельно программа в реальности «ложится в папочку» и служит для учителя скорее ориентиром, обращает внимание она. Кроме того, программа должна сохранять определенную последовательность при переходе между классами — если ребенок перешел в следующий класс, логично будет, если он сможет начать учиться с тех тем, на которых он завершил обучение в предыдущем году
Если же программы будут переписываться из года в год, достичь этого будет сложнее, обращает внимание собеседница издания
Кроме того, программа должна сохранять определенную последовательность при переходе между классами — если ребенок перешел в следующий класс, логично будет, если он сможет начать учиться с тех тем, на которых он завершил обучение в предыдущем году
Если же программы будут переписываться из года в год, достичь этого будет сложнее, обращает внимание собеседница издания
Стандартизированные программы
Поправки, которые касаются работы школ, были предложены в рамках законопроекта, который изначально касался только действующего закона «О Московском государственном университете М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» — в соответствии с этим документом, вузам должны были предоставить право самостоятельно распоряжаться собственным имуществом, а также имуществом других относящихся к ним юрлиц.
Законопроект был одобрен Госдумой в первом чтении 18 мая. Ко второму чтению его предложили дополнить поправками в закон «Об образовании». Согласно им, общеобразовательные учреждения теперь смогут следовать типовым учебным планам, предложенным Министерством просвещения. А при желании — создавать собственные программы, но с учетом изложенного в типовых документах. Оба документа в Госдуме приняли во втором и третьем чтении на заседании 15 июня.
Поправки в закон «Об образовании» дадут школам возможность выбора, полагают в профильном комитете нижней палаты парламента.
По типовому плану4
Фото: ТАСС/URA.RU/Вова Жабриков
— Если кто-то захочет иметь свои программы, продвинутые или многопрофильные, то они имеют на это полное право. Мы предлагаем дать школе возможность выбора. Если она работает по типовому документу, тогда учителям не надо ничего писать по большому счету. А если школа предпочтет работать по своей программе, в этом случае надо будет ее разработать, — пояснил глава комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.
Порядок использования типовых образовательных программ как в высших, так и в профессиональных или общеобразовательных учебных заведениях определяется статьей 12 «Закона об образовании».
Прошедшие экспертизу образовательные программы должны быть включены в реестр примерных образовательных программ, который является общедоступным.
— В соответствии с законом об образовании, каждая школа разрабатывает свою конкретную программу с учетом примерных образовательных программ, зарегистрированных министерством. К этой фразе в законе об образовании я отношусь крайне положительно и считаю, что наличие многих примерных образовательных программ и обязанность школ на их основе разработать свою собственную программу, является позитивным фактором, — рассказал «Известиям» заместитель председателя экспертной комиссии РАН по анализу и оценке научного содержания ФГОС и учебной литературы для начальной, средней и высшей школы, бывший ректор МПГУ Алексей Семенов.
Использование уже существующих стандартизированных программ он считает более эффективным с точки зрения образовательного процесса. При этом, отмечает собеседник издания, для этого уже сегодня не существует никаких препятствий.
Похожие термины:
-
(The main educational programs) высшего профессионального образования (основные профессиональные образовательные программы; профессиональные образовательные программы; образовательные профессиональные пр
-
установление соответствия образовательных программ требованиям нормативных документов, являющихся составной частью государственного стандарта в соответствующей области образования.
-
составная часть программно-методического обеспечения образовательного процесса в школе. В отличие от типовых и модифицированных учебных и воспитательных программ, авторские образовательные пр
-
ключевые элементы образовательного (педагогического) процесса. Образовательная программа устанавливает содержание образования определенного уровня и направленности. В России реализуются обра
-
официальная экспертиза, (система контроля качества) с целью установления соответствия данной программы принятым образовательным стандартам и потребностям образовательных услуг.
-
обобщенное, идеальное определение результата – итога (цели) реализации образовательной программы, от которого зависит содержание, методы, технологии, формы организации образовательного процесс
-
образовательные программы различной направленности, реализуемые в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их ст
-
документы, определяющие содержание образования, направленного на последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалифик
-
комплект указаний, программ и требований, из которых состоит структура образовательных программ: состав программ, рамочное описание базовых компонентов образовательных программ начального обще
-
образовательные программы, реализация которых позволяет получить дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское образование.
-
образовательные учебные программы, разработанные с учетом непрерывности и преемственности уровней и содержания образования;
-
платные образовательные услуги населению, предприятиям, учреждениям, организациям, такие, как обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов ди
-
реализация образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в том числе инос
-
образовательные программы, реализация которых позволяет получить специальное образование.
Как разработать программу воспитания
разработали примерную программу воспитания и методические рекомендации по разработке конкретных программ. В примерной программе как раз указано как заполнять каждый раздел программы. В методических рекомендациях сказано примерно следующее:
Сначала нужно собрать команду. вряд ли составит программу сам, ему нужна помощь. Можно взять в команду коллег из администрации или самых толковых классных руководителей, можно подключить глав родительского и ученического совета.
Сосредоточиться на целях и задачах. Со структурой программы разобраться не сложно, проще брать ту, что есть в примерной программе. А вот и цели и задачи нужно пропустить через себя: решить, какие ценности важны для детей, обучающихся в вашей школе, как школа может участвовать в их формировании
Если вы хотите воспитывать в детях любовь к родному городу, для этого недостаточно выставки рисунков, важно проводить мероприятия регулярно, проводить после них рефлексию.
Формировать банк педагогических идей. База для него дана в методических рекомендациях. Но его нужно расширять — будет здорово, если каждый классный руководитель придумает 5-10 мероприятий на год. Это не значит, что вы должны проводить все и сразу— у вас будет запас, который поможет в трудную минуту.
Использовать примерную программу как конструктор. В примерной программе даны модули, которые можно спокойно использовать, как инвариантные, так и вариативные. Разработчики предполагают, что на основе этих модулей, каждая сделает свою уникальную программу. Уникальной она станет, в том числе, из-за конкретных мероприятий и тех модулей, что придумает сама школа.
Делать программу применимой
Важно, чтобы в программе были отражены те мероприятия, которые школа проводит сейчас. Плохо, если в документе будет одно, а на практике другое
Не так важно, что у вас будет плохо и некрасиво называться модуль, важно, чтобы он был полезным и значимым для учеников. Программа это документ, только карта для преобразований — все основное будет реализовано в жизни.