Права детей, оставшихся без попечения родителей

Виды сиротства[ | ]

Сиротами считаются дети до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей. Выделяют круглых

(которые лишились двух или единственного родителя) иполусирот (лишились одного из родителей).

Для России характерно разделение сиротства на биологическое

исоциальное . У биологических не осталось в живых обоих или единственного родителя, их доля от общего количества детей-сирот составляет 10—12 %. Социальными называют детей-сирот, оставшихся без попечения при живых биологических родителей. Причинами могут послужить лишение родительских прав, отказ от ребёнка, признание родителей недееспособными или безвестно отсутствующими.

Социальное сиротство остаётся одной из главных проблем постсоветского пространства. Рост преступности среди подростков связан с ростом детей, проживающих в детдомах, большая часть которых — социальные сироты. Психологи отмечают, что пребывание детей в интернатных учреждениях отрицательно сказывается на состоянии их здоровья: внутри закрытых заведений происходит рост хронических заболеваний, подопечные домов отстают от своих сверстников в физическом и нервно-психическом развитии. Согласно исследованию Игоря Болотникова, около 30 % детей-сирот имеют эмоциональные расстройства и расстройства поведения, которые могут выражаться синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Некоторые специалисты в категории «социальное сиротство» также выделяют скрытых или «домашних» сирот — это несовершеннолетние, которые лишены воспитания со стороны родителей, несмотря на то, что семья относится к экономически благополучным. Такие сироты часто становятся беспризорниками, что может привести к развитию асоциального поведения.

Начиная с 2012 года исследователи отмечают рост так называемого «вторичного сиротства» — феномен отказа опекунов, приёмных родителей или патронатных воспитателей от детей. Согласно данным фонда «Арифметика добра», ежегодно возвращаются в детские дома около 5000 детей-сирот.

Причины социального сиротства

Основная статья: Отказ от воспитания ребёнка

Основными причинами социального сиротства являются экономические. Наиболее частые виды отказа от воспитания:

  • добровольный отказ родителей от несовершеннолетнего ребёнка, который чаще всего происходит в родильном доме;
  • принудительное изъятие детей из семьи, чтобы защитить ребёнка, обычно такое случается с неблагополучными семьями, где родители ведут асоциальный образ жизни;
  • тяжёлое экономическое положение семьи.

На транспорт

Сироты в максимальной степени защищаются государством. Поэтому им помимо перечисленных льгот полагаются еще преференции, связанные с передвижением на общественном транспорте. Это касается тех разновидностей средств, которые действуют в пределах муниципалитета.

Если сирота принимает решение воспользоваться услугами частных извозчиков или такси, то он должен понимать, что в этой ситуации оплата в полной мере ложиться на его плечи.

Если у ребенка есть медицинские показания, то ему выдается путевка. Она дает право поехать на курортное лечение. В данной ситуации все затраты берут на себя органы государства.

В России число детей-сирот сократилось вдвое за шесть лет

Государство прикладывает все усилия, чтобы адаптация сирот в социальных учреждениях проходила безболезненно. При помощи педагогов они учатся активно взаимодействовать с окружающим миром, усваивать нормы и ценности общества. Только 10% выходцев из детских домов способно самостоятельно адаптироваться к жизни среди людей. Поэтому меры господдержки нацелены на повышение социализации детей сирот.

С 2005 года количество записей в базе данных уменьшилось в 3,7 раза. Количество детей сирот по статистике на 01.09.2018 года составляет менее 47,8 тыс. Причина – усыновление/удочерение и разные формы устройства малышей в семьи.

Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб., в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно. По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.

Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета. А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%. Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.

По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.

Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.

Еще одним обстоятельством, которое затрудняет для детей-сирот получение квартир, является отсутствие на рынке предложений, которые соответствовали бы необходимым требованиям. При этом большинство регионов формируют специальный жилой фонд, из которого помещения переходят детям-сиротам, приобретая квартиры на первичном и вторичном рынках жилья.

В 52 регионах существует практика, при которой власти компенсируют сиротам затраты за аренду жилья или предоставляют во временное пользование место в общежитии до момента получения основной квартиры. Однако всего по России подобную дополнительную поддержку получают лишь 8,5 тыс. сирот с правом получения жилья.

Госаудиторы отмечают, что в России есть свободный жилой фонд, который может быть использован для обеспечения квартирами детей-сирот. В частности, Счетная палата нашла 508 жилых помещений Минобороны, которые не используются ведомством.

В итоге Счетная палата считает, что невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам. Ведомство отмечает, что ситуация практически не меняется с 2015 года. Кроме того, темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот.

Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.

«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий. Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.

Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.

Материальные права

Материальные права включают в себя проживание в специальных государственных учреждениях, обеспечение необходимыми вещами, предоставление социальных выплат и льгот и решение жилищных вопросов.

Льготы и выплаты

Любой ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на получение льгот от государства. Сюда входят:

  1. Получение высшего или среднего специального образования.
  2. Питание в образовательных учреждениях (по решению регионов).
  3. Проезд на общественном транспорте.
  4. Обеспечение одеждой и предметами первой необходимости или денежная компенсация за них (по желанию получателя льготы).
  5. Скидки на оплату коммунальных услуг (по решению регионов).

Помимо предоставления льгот, государство оказывает сиротам материальную поддержку.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до наступления совершеннолетия выплачивается социальная пенсия. При условии получения образования на очной форме – до достижения 23 лет.

При оформлении детей-сирот в приемные семьи все льготы и социальные пособия для них сохраняются.

Государством также предусмотрено досрочное прекращение выплат в случае:

  • устройства на работу и появления постоянного заработка;
  • постоянного проживания за пределами страны;
  • получения иных выплат;
  • переезда на другое место жительства.

Право на получение жилья: условия и порядок обращения

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей или находящиеся под опекой, имеющие жилое помещение, сохраняют за собой право владения им на неограниченный срок. Право сохраняется вне зависимости от нахождения в специальном учреждении, проживания в общежитии учебного заведения или прочих условий.

Ни опекуны, ни попечители не вправе сдавать, продавать или совершать иные действия с жилым помещением, принадлежащим ребенку-сироте, без разрешения местных органов опеки и попечительства.

Если дети-сироты не имеют жилплощади, то органы местного самоуправления обязаны вне очереди предоставить жилье на условиях социального найма сроком на пять лет.

Для получения жилья должны быть соблюдены условия:

  • возраст до 23 лет;
  • отсутствие другого жилья, включая жилье по договору социального найма;
  • непригодность для проживания имеющегося жилья;
  • проживание в одной квартире с лицами, которые были лишены прав воспитания;
  • отсутствие прописки в другом жилом помещении.

Жилое помещение предоставляется в порядке очередности, поэтому нередки случаи, когда сирота получает жилье не сразу после выхода из детского дома, а по истечении большого количества времени. В некоторых регионах для разрешения сложившейся ситуации введена практика денежной компенсации, достаточной для приобретения жилплощади.

Куда обращаться для получения жилья?

Вопросами предоставления жилья детям-сиротам занимаются местные органы опеки и попечительства. Для получения квартиры нужно обратиться в органы опеки по месту жительства с заявлением и пакетом документов, который включает в себя:

  • заявление;
  • копию паспорта;
  • справку об отсутствии недвижимого имущества;
  • справку из детского дома;
  • справку из органов опеки и попечительства о сиротстве.

Кроме вышеназванных документов, могут потребоваться дополнительные, о которых нужно уточнить в органах опеки.

После подачи документов будет принято решение о постановке или отказе в постановке в очередь на получение жилья по социальному найму.

Государственные программы по поддержке детей-сирот направлены на создание условий для развития полноценной личности и подготовки ее к самостоятельной жизни. В ряде регионов действуют собственные программы по оказанию помощи детям-сиротам. Информацию о них могут предоставить местные органы опеки и попечительства или органы социальной защиты.

Условия для получения квартиры

Получить жилье можно на следующих условиях:

  • заявителю не должно быть больше 23 лет, так как если он достигает данного возраста, то рассчитывать на поддержку можно только при условии, если уже гражданин стоит в очереди на получение жилья;
  • первоначально предоставляется квартира на основании договора соцнайма, составленного на 5 лет, а если отсутствуют какие-либо проблемы и незаконные действия со стороны жильца, то переходит объект в его бессрочное пользование;
  • предоставляется жилье только в порядке очереди.

Кроме жилого объекта, государством предлагаются денежные компенсации, размер которых равен стоимости оптимальной жилой недвижимости.

Кто получает статус

Дети, лишившиеся родителей по воле судьбы или случая, попадают под государственную защиту и признаются слабо защищенными категориями граждан, поскольку значительно возрастает риск нарушения их гражданских, конституционных и иных прав действиями третьих лиц.

Закон устанавливает основания, при наличии которых ребенок получает статус сироты или считается оставшимся без попечения родителей. Указанные категории несколько отличаются, но по большому счету влекут одни и те же правовые преференции и льготы.

Осиротевшими признаются дети, чьи законные представители (родители):

  1. Скончались;
  2. Погибли;
  3. По вердикту суда объявлены умершими;
  4. Пропали без вести;

Оставшимся без попечения родителей считается ребенок, чьи законные представители:

  • Утратили родительские права;
  • Имеют опасное заболевание, препятствующее совместному проживанию с ребенком;
  • В результате медицинского освидетельствования признаны недееспособными;
  • Имеют проблемы с законом и находятся в розыске;
  • Пребывают в местах лишения свободы.

Чтобы обеспечить ребенку должное развитие и правильную социальную среду, после закрепления за ним статуса сироты, ему (одно из перечисленных):

  1. назначается опекун или попечитель (первый из названных – если ребенок младше 14 лет, второй – если возраст подопечного от 14 до 18 лет) из числа близких родственников;
  2. направляют в специализированное учреждение –детский дом для последующего проживания с вероятностью поиска новой семьи.

Дети младшего возраста и не достигшие совершеннолетия, имея статус сироты, получают государственные преференции:

  • выплата социальной пенсии или пособия по утрате кормильца (последнее только при наличии у погибших(его) родителя(ей) страхового стажа);
  • льготное питание при учебном заведении;
  • право на помощь в натуральном виде: одежда, обувь, канцелярские принадлежности, необходимое оборудование;
  • решение жилищных проблем (предоставление места в общежитии при ВУЗе, выделение социального жилья для постоянного проживания, помощь в оплате арендуемой жилплощади);
  • предоставление бюджетного места или квоты при получении среднего или высшего образования;
  • выплата единовременного пособия в размере до 24 тыс. рублей;
  • бесплатное пользование муниципальным общественным транспортом;
  • выделение путевок в летний лагерь или на санаторно-курортное лечение (при наличии каких-либо заболеваний);
  • повышенные стипендиальные выплаты (величина стипендии осиротевших детей может быть выше базовой на 50%).
  • Возможность получения 100% заработной платы в период прохождения практики на производстве, которая обязательна по программе профильного обучения.

Максимальный период предоставления большинства из указанных льгот – до наступления совершеннолетия ребенка-сироты, однако есть исключительные основания, наличие которых продлевает срок действия преференций – если осиротевшее лицо после окончания школы начинает профильное обучение по очной форме и не достигло 23-летнего возраста.

Социальное сиротство

Сиротами считаются несовершеннолетние, лишенные семьи, которым требуется государственная помощь. Причиной утраты родительской опеки может быть смерть родителей (прямые сироты) либо уклонение ими от выполнения своих обязанностей.

Социальные сироты – дети безнадзорные, чьи биологические родители живы, но не занимаются их воспитанием по различным причинам:

  • из-за лишения прав (вследствие алкоголизма, наркомании, наличия психических заболеваний, жестокого обращения и т.д.);
  • при отказе от детей;
  • в случае длительного нахождения на лечении;
  • при лишении свободы, отбывании наказания;
  • если их местонахождение не определено (безвестно отсутствующие).

Родители могут сохранять свои юридические права, однако группа детей, из-за лишения или ограничения тех в родительских правах, является наиболее многочисленной. По статистике лишение родительских прав чаще всего происходит по причине тяжелого алкоголизма родителей. Нередко также поводом становится жестокое обращение или вовлечение детей в противоправные действия.

Социализация детей-сирот

Пробуждение у ребёнка желания социализироваться и получать радость от жизни зависит от окружающей среды: родителей, воспитателей, сверстников и их повседневной деятельности. Семья – это социальный институт, призванный воспроизводить поколения, в котором удовлетворяются потребности детей, происходит первичная социализация и их комплексная подготовка к жизни.

Для государства очень важно, чтобы каждый ребёнок, лишённый родительской опеки, воспитывался в семье. Причина в том, что тогда дети обязательно повторят жизнь своих родителей и в будущем они тоже станут родителями

Социализация – это естественный процесс личностного развития ребёнка. Основной задачей любого детского дома или школы-интерната для детей-сирот является социализация детей, их интеграция в современное общество, активное участие ребёнка в процессе воспитания и образования, формирование духовно-нравственных ценностей.

Теоретическое и практическое описание проблемы социализации детей-сирот, основанное на исследованиях и опыте зарубежных и отечественных учёных, поможет решить столь актуальную проблему современной педагогики.

При анализе множества теоретических данных можно выделить несколько направлений работы в системе помощи детям-сиротам в сложившейся ситуации:

  • социальное;
  • медицинское;
  • психологическое;
  • организационное;
  • образовательное.

Адаптация школьников к социальной среде не соответствует социальному статусу ребёнка. С медицинской точки зрения, этот тип детей является наследственным, раздражительным. Всё это, в свою очередь, мешает их социализации и снижает её эффективность. Это значит, что дети не подготовлены к реальной жизни.

Готовя их к общественной жизни, взрослые должны сопровождать их. Этим занимаются, прежде всего, социальные педагоги, психологи, воспитатели и обычные учителя. Их задача состоит в оказании социально-педагогической помощи детям-сиротам, обучению их жизненным навыкам, сопровождению их даже в первые годы взрослой жизни.

Сопровождение детей-сирот зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Актуальным вопросом является создание и педагогическая систематизация методов, направленных на личностную социализацию детей-сирот, чёткий методологический подход.

Дети в детских домах живут в замкнутой системе социальных отношений в рамках ограниченных отношений. Социализирующий эффект семьи и системы образования сводится к минимуму, сужается круг общения с друзьями и сверстниками.

Общество исключает ребёнка из системы социальных институтов, а ребёнок дистанцируется от культурных ценностей и законов. В условиях социальной изоляции сложно передать социокультурный опыт ребёнку. Этот опыт остаётся невосполнимым дефицитом даже во взрослом возрасте.

Позитивным и внушающим надежду остаётся процедура усыновления. Снова и снова сенсацию вызывает усыновление детей-сирот различными мировыми знаменитостями. Процедуры усыновления детей-сирот в настоящее время регулируются по-разному в отдельных странах или иногда могут применяться произвольно.

Выявление детей оставшихся без попечения родителей

Порядок выявления ребенка, без родительского попечения устанавливается ст. 122 СК РФ.

Он включает:

  1. Получение сигнала от граждан, сотрудников медицинских или образовательных организаций.
  2. Проведение проверки в течение 3 дней с момента получения сигнала.
  3. Проведение обследования жилья, где проживает ребенок.
  4. Составление акта обследования.
  5. В случае подтверждения сведений, присвоение статуса.
  6. Направление информации о ребенке в региональный банк данных.
  7. В течение 30 дней, специалисты отдела опеки должны принять меры для семейного устройства выявленного ребенка.

Кто и куда должен сообщать?

Обязанностью по сообщению в районный отдел опеки о ребенке, оставшемся без родителей, наделяются все граждане (ст. 122 СК РФ).

В соответствии с законом от 1999 года № 120 дополнительные обязанности возлагаются на органы профилактики безнадзорности и беспризорности детей.

К ним относятся:

  • медицинские работники;
  • сотрудники образовательных учреждений;
  • специалисты социальных служб;
  • сотрудники полиции.

Любой гражданин, который узнал о факте отсутствия родительского попечения, должен немедленно сообщить в районный отдел опеки по месту выявления.

Действия органов опеки

Порядок действий специалистов отдела опеки установлен ст. 122 СК РФ:

  1. В течение 3 дней с момента получения сигнала специалисты обязаны посетить место проживания ребенка.
  2. В случае подтверждения информации, несовершеннолетний должен быть помещен в безопасное место (в семью родственников, центр реабилитации, центр семейного устройства).
  3. В течение 3 дней информация о ребенке передается в региональный банк данных.
  4. В течение 30 дней специалисты принимают меры по семейному устройству несовершеннолетнего.
  5. Если по истечение месяца отсутствует семья, готовая принять ребенка в семью, то он передается под надзор в центр содействия семейному устройству.

В 2021 году закон не предусматривает ответственность для отдела опеки в случае несвоевременного реагирования на сигнал.

Учет детей

В 2021 году учет детей ведется сразу на 3 уровнях:

  1. Муниципальный уровень – районный отдел опеки.
  2. Уровень субъекта РФ – региональный оператор.
  3. Уровень РФ – федеральный оператор.

Общий порядок предоставления сведений в государственный банк данных о детях-сиротах регулируется ФЗ от 2001 года № 44. Однако каждый регион самостоятельно разрабатывает административные регламенты по оказанию государственной услуги кандидатам в опекуны.

Основные обязательства органов опеки

Ответственность по содержанию сирот принадлежит конкретным органам, а именно опеки и попечительства. В их задачу входить их устройство в семью или же государственную организацию характерного типа. Относительно участия властей, то они стремятся защищать их права, создать достойный уровень жизни и развития в обществе.

Согласно Семейному Кодексу, перед отмеченными органами ставится задача обеспечить достойное определение ребенка на протяжении одного месяца с даты определения факта потери попечительства родителей. Если отсутствует возможность устроить в семью, органы перенаправляют информацию о нем в отдел исполнительной власти РФ, чтобы поставить на учет в банке данных о детях, которые лишились попечения родителей.

Относительно банковского учреждения регионального типа, то это некая часть государственного банка, где содержится информация о детях без попечения родителей, которые живут на территории России, а также они не определены в семью для воспитания. Кроме этого, фиксируется и документируется вся информация, касающаяся граждан, обратившихся в банк, чтобы взять детей в собственную семью.

Льготы детям

Родители, которые принимают в семью ребенка-сироту, нередко сталкиваются с финансовыми трудностями и не могут обеспечить малыша необходимыми товарами.

Поэтому государство предполагает льготы детям, находящимся под опекой.

Для оформления льготы, попечитель должен обратиться в местное отделение органа социальной защиты граждан. Стоит заметить, что в Москве установлена наибольшая в стране сумма материальной помощи. Но зависит величина пособия от состояния здоровья малыша и количества детей в семье.

Например, группа инвалидности является веским основанием для увеличения размера выплат. Детям под опекой предоставляется бесплатное лечение в санаториях, дается скидка на питание в школьных столовых. Воспитанники имеют право на бесплатный проезд в транспорте, получение алиментов, а также пенсии по потере кормильца.

Жилье после 18 лет

Воспитанникам приемной семьи после 18 лет по закону выдается жилье. А если жилплощадь уже есть, подопечные получают полное право ею пользоваться и распоряжаться. Причем, согласно Жилищному кодексу, квартира детям-сиротам должна предоставляться вне очереди.

Чтобы понять имеет ли право воспитанник на получение жилья, опекун должен:

  • узнать, закреплена ли квартира за подопечным (он является собственником жилья или имеет помещение по договору социального найма). Подобная информация содержится в личном деле воспитанника;
  • если отсутствует информация по жилищной ситуации, тогда лучше обращаться в органы опеки по месту жительства и требовать защитить право на жилплощадь. Ребенок в любом случае должен по достижении 18-летнего возраста иметь квартиру;
  • если жилье закреплено, следует оценить его состояние. Если оно не подходит для проживания, тогда ребенка ставят в очередь на получение нормальной жилплощади.

Лучше заранее узнать о закреплении за ребенком квартиры, чтобы решить этот вопрос до 18-летнего возраста.

Бесплатное курортное лечение и путевки в детские лагеря

Органам местного самоуправления выделяются финансы на покупку путевок в детские лагеря, базы отдыха, санаторно-курортные учреждения тем детям, которые находятся под опекой.

Оплачивается также и проезд. Но расчет производится только на основании предъявленных билетов.

Выдается такая путевка, если имеются показания к лечению в санатории. Чтобы ее оформить, следует написать заявление на бесплатное лечение в санаторно-курортном заведении и подать его в органы местного самоуправления. К заявлению обычно еще прилагают справку о состоянии здоровья воспитанника.

Бесплатное питание в школах

Законодательство не устанавливает точного перечня категорий детей, которые имеют право на бесплатное питание в школьных учреждениях.

Список формируется на региональном уровне. В зависимости от территории размер льгот и условия их получения могут отличаться.

Но, проведя небольшое исследование, можно сделать вывод, что воспитанники приемных родителей имеют возможность питаться в школьных столовых бесплатно.

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • документы, которые удостоверяют наличие опекуна;
  • справка о присвоении малышу группы инвалидности;
  • копии удостоверений личности опекунов;
  • заявление о предоставлении бесплатного питания.

Возможно, потребуется и ряд других документов. Полный перечень следует узнавать у администрации учебного учреждения.

Бюджетные места в высших учебных заведениях

Ребенок под опекой имеет право на зачисление в высшее учебное заведение на бюджетное место.

Правда, это касается только государственных вузов. Для зачисления на экзамене необходимо набрать минимально возможное количество балов.

Как правило, 10% от общего числа бюджетных мест выделяется лицам, находящимся под опекой. Еще 2-3% рассчитано на детей-инвалидов.

Поэтому воспитанники приемных семей имеют большие шансы получить высшее образование. Они зачисляются на бюджетное отделение без конкурса. Причем это касается любого факультета.

Виды социального сиротства

Отдельно можно выделить такое явление как скрытое социальное сиротство. При этом дети могут проживать в семье, однако по факту остаются безнадзорными, поскольку родители не проявляют интереса к их жизни, не занимаются воспитанием. Часто такие дети становятся беспризорниками, занимаются бродяжничеством.

Все несовершеннолетние, лишенные родительского попечения, подлежат семейному устройству. Однако чаще всего сделать это быстро не удается. Государственная система предусматривает различные типы специализированных учреждений, рассчитанные на определенный возраст детей, учитывающие наличие у них заболеваний или длительность пребывания.

Если ученик ВУЗа или проф.учреждения не закончил обучение, но ему исполнилось 23 года, за ним остается право на финансовую поддержку со стороны государства и никто не имеет права его отменить. Вплоть до последнего курса обучения осиротевшие (лишенные родительского попечения) студенты имеют право на денежную поддержку государства.

Идеальным вариантом является распределение малышей в семью или в детские дома, проживание в которых максимально напоминает жизнь в семейном кругу. Когда малолетнего усыновляют (удочеряют), его права приравниваются к правам родного ребенка. Кроме того, он может поменять свою фамилию на фамилию новых родителей, получить новое имя. Новая семья обязуется ухаживать за ребенком, воспитывать, защищать и обучать, как родного.

Порядок и сроки выплаты. Подать заявление можно в любое время после смерти кормильца. Лучше сделать это в течение 12 месяцев — только в этом случае выплатят деньги за все время с момента смерти кормильца. Пенсию назначат с месяца, в котором обратились за ней.

  1. По уходу за ребенком до полутора лет — 40% от среднего заработка. В 2021 году минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком — 3277,45 Р , за вторым и последующими детьми — 6554,89 Р . Максимальный размер — 26 152,27 Р .
  2. По уходу за ребенком от полутора до трех лет — 50 Р .
  3. По уходу за ребенком до трех лет, если отец ребенка служит по призыву. Размер в 2021 году — 11 863,27 Р .
  4. Дополнительную поддержку, например, путинские выплаты. Размер — величина прожиточного минимума на ребенка в регионе.

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав,

ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Вас может заинтересовать :: Льготы Пенсионерам В Оренбургской Области В 2021году

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Денежные выплаты

Государственные органы уделяют много внимания на вопросы, связанные с несовершеннолетними гражданами. Это связано с тем, что они становятся полностью дееспособными с того момента, как достигают совершеннолетия. Решения, имеющие юридическую значимость за них принимаются законными представителями.

Если родители погибают, то государством на этот случай предусмотрены выплаты ребенку, связанные с утратой кормильцев. Кроме того, выплаты могут носить социальный характер.

Назначение пособия по утрате кормильца может назначаться при условии, что у погибших имеется страховой стаж. Указанная разновидность выплат включает две составляющие.