На основании каких критериев устанавливают квалификационные категории?

Содержание

Общие положения

1.1. Учитель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность учителя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность учителя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Учитель должен знать:

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

— Конвенцию о правах ребенка;

— основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

— педагогику, психологию, возрастную физиологию;

— школьную гигиену;

— методику преподавания предмета;

— программы и учебники по преподаваемому предмету;

— методику воспитательной работы;

— требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;

— средства обучения и их дидактические возможности;

— основы научной организации труда;

— нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

— теорию и методы управления образовательными системами;

— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

— основы экологии, экономики, социологии;

— трудовое законодательство;

— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

— правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

— правила по охране труда и пожарной безопасности;

1.5. Учителю запрещается:

— оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов учителя;

— использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Учитель назначается на должность и освобождается от нее приказом .

Отличия аттестации и подтверждения на соответствие занимаемой должности

Бывает, что человек несколько лет успешно ведет уроки и не хочет аттестоваться. Для таких случаев разработали другую обязательную аттестацию – получение статуса «Соответствие занимаемой должности» (СЗД).

Основные отличия двух процедур заключаются в следующем:

  • получение статуса СЗД проходит на уровне образовательной организации в специально собранных для этого аттестационных комиссиях, тогда как уровень квалификации присваивают на уровне области;
  • при получении статуса СЗД оплата труда гораздо ниже, чем при наличии даже первой категории;
  • проведение тестирования на подтверждение занимаемой должности сильно упрощено по сравнению с оформлением портфолио (индивидуальной папки) и сбором нужных для аттестации документов.

Получение официально подтвержденной квалификации положительно влияет на зарплаты педагогических работников. Постоянно меняются требования к проведению процедуры, которые отличаются в разных регионах. Стоит следить за новшествами в порядке аттестации и всегда быть к ним готовыми.

Порядок получения (подтверждения) высшей категории

Порядок получения высшей категории аналогичен получению первой. Но есть существенные отличия:

  1. В требования к заявителю добавляется активное участие в работе методических объединений работников школы, участие в разработке программно-методического сопровождения обучения и участие в профессиональных конкурсах.
  2. Обязательное условие получения — наличие первой категории, и срок с момента ее получения не меньше двух лет. Без выполнения этого условия претендовать на высшую нельзя.
  3. Если учитель прошел аттестацию – ему присваивают высшую категорию. Если не прошел, за ним остается полученная ранее первая (до срока ее истечения).

«Вышку» учителя подтверждают раз в пять лет.

Где проводится аттестация педагогов для подтверждения квалификации?

Аттестация на установление соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности проводят образовательные организации, которые для этого создают аттестационные комиссии.

В  целях   установления квалификационной категории аттестация  педагогических  работников  школ проводится аттестационными  комиссиями,  формируемыми   уполномоченными     органами государственной  власти  субъектов  Российской   Федерации.

Истечение срока действия высшей квалификационной  категории   не  ограничивает право педагогического работника впоследствии  обращаться   в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

Педработники,  которым  при  проведении   аттестации отказано в установлении квалификационной  категории,  обращаются  по  их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня   принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

Особенности работы педагога начальных классов, о которых важно знать

Дети в младших классах пока не умеют учиться. Ваша задача — научить их анализировать информацию, работать с источниками, трудиться в парах и в группах, планировать время и пр

Важно учить самостоятельности: в отличие от детского сада, в школе не помогают одеваться перед выходом на улицу, не напоминают каждый раз о необходимости мыть руки перед едой

У ребят в начальных классах, особенно у первоклассников, уровень дисциплины может быть далек от идеала. Не всем детям удается быстро переключиться с игр в детском саду на учебу в классе. Именно поэтому учитель должен быть терпеливым и вместе с тем настойчивым

Важно включать в занятия игровой элемент и чаще менять виды деятельности на уроке, чтобы дети не уставали слишком быстро — но не менее важно следить за дисциплиной в классе и добиваться соблюдения школьных правил

Самооценка у детей 7-10 лет еще не развита в полной мере, поэтому ребята формируют мнение о себе, опираясь на слова взрослых. Вы должны тщательно выбирать фразы, общаясь с детьми. Терпение, тактичность и способность сохранять спокойствие помогут вам в этом.

Наконец, вам, скорее всего, придется очень много общаться с родителями учеников. Во-первых, дети в младших классах еще недостаточно ответственны

Например, они могут забыть, что завтра вы идете не на уроки, а на экскурсию, поэтому важно предупредить о мероприятии родителей. Во-вторых, родители будут беспокоиться за своих детей, задавать много вопросов, кто-то даже может попросить разрешения поприсутствовать на уроке

Отнеситесь к этим просьбам с пониманием. Учителю начальных классов очень важно выстроить хорошие отношения с родителями учеников. Вы должны стать союзниками в вопросах воспитания и обучения детей.

Как изменяются требования к высшей категории учителя в 2021 году

В 2021 году в Российской Федерации планируется внесение ряда изменений в действующую систему образования. В частности, это коснется и требований к высшей категории учителя, которые могут измениться. В первую очередь, планируется установление общих и единых для всей страны критериев присвоения высшей категории учителя, чтобы избавить педагогов от влияния различных посторонних факторов на получение ими высшей категории.

Кроме этого, предполагаются масштабные изменения в самой действующей системе мониторинга. Так, для претендентов на высшую и первую категорию необходимо будет предоставлять видеозаписи проводимых уроков, решать задачи по различным вымышленным ситуациям для определения психологических качеств педагога, а также самому сдавать экзамены как по своему предмету в целом, так и для оценки компетенций педагога в качестве методиста.

Иметь значение для получения высшей категории также будут отзывы учеников педагога, мнение его коллег и руководства образовательного учреждения и данные анализа учебных результатов самих учащихся. Кроме того, важным аспектом будет предоставление документов, подтверждающих участие в научной и методической деятельности со стороны учителя.

Преподаватель — борец за справедливость

Борец за справедливость

Это довольно часто встречающийся класс, какие категории учителей бывают. Кроме того, именно из этого типа преподавателя чаще всего мутируют все остальные.

  • Они искренне верят, что их предмет – самый важный в жизни студента, поэтому с выражением читают каждую лекцию, даже если делают это в 100500-ый раз.
  • Несмотря на то, что во время занятия могут отпустить парочку шуток и приколов, часто бывают довольно суровыми. Тем не менее, террор с их стороны недолго длится.
  • Знают свой предмет вдоль и поперек.
  • Голос повышают нечасто – обычно одного их убийственного взгляда студенту достаточно впасть в уныние, особенно если студент – первокурсник.
  • Во время экзамена оценивают не только знания предмета, но и находчивость и креативность.
  • Оставьте любые попытки списать у них на экзамене – уже много лет назад они изучили все возможные способы, и даже придумали несколько своих.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Законодательство

Федеральное законодательство

  • Федеральный закон от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

Региональное законодательство

  • Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 №461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 №225 «О Комитете по образованию»
  • Распоряжение Комитета по образованию от 13.04.2021 №1016-p «О внесении изменений в распоряжение Комитета по образованию от 03.12.2014 №5488-р»

Общее описание

Обращаем ваше внимание, что на Портале доступна подача заявления на получение этой услуги в электронной форме.

Педагогические работники образовательных организаций Санкт‑Петербурга для подтверждения их соответствия занимаемым должностям должны проходить аттестацию один раз в пять лет, для работников первой или высшей категории — не ранее, чем через 2 года после её установления.

С 02.02.2015 аттестация проводится только в электронном виде. Заявление на проведение аттестации можно подать в подразделении Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг.

Дополнительно с заявлением необходимо предоставить портфолио (индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения педагогического работника в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагогического работника в развитие системы образования в межаттестационный период (индивидуальная папка)).

Индивидуальная папка объемом более 15 листов предоставляется заявителем лично в Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение «Центр аттестации и мониторинга Комитета по образованию» (СПб ГКУ «Центр аттестации и мониторинга») по адресу: Московский пр., д. 52 лит. А. (график работы: пн — чт 09.00 — 18.00, пт 09.00 — 17.00, обед 12.30 — 13.30, тел. 8 (812) 246-12-51).

Документы принимаются в период с 15 августа по 15 мая.

Полное наименование:

Организовывать и проводить аттестацию педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, педагогических работников частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Санкт-Петербурга, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации

Какая надбавка к зарплате идет учителям которые имеют 1 категорию

Ранее, заработная плата педагогов не отличалась высокими показателями, в настоящее же время государство всячески стимулирует надбавками и пособиями эту категорию рабочего класса. Важные аспекты В настоящее время для них разработан целый ряд поощрительных надбавок, что существенно увеличивают ежемесячное пособие педагогов.

Квалификация педагога — это уровень соответствия работника определенным профессиональным требованиям. В российском образовании педагогическим работникам устанавливают квалификацию через процедуру аттестации — ее порядок проведения утвержден Приказом Минобрнауки от 7 апреля 2014 г. № 276.

Качества, необходимые для хорошего учителя

Хорошие учителя похожи тем, что имеют ряд качеств, необходимых в этой профессии

Нужно не только уметь хорошо объяснять свой предмет, но и удерживать на себе внимание учеников, которые норовят отвлечься на свои телефоны. К числу необходимых качеств можно отнести:

  • Любознательность и постоянное самообразование,
  • Любовь к своему предмету и свободно в нем ориентироваться,
  • Любить детей и подростков,
  • Уметь слышать и с уважением относится к ученикам,
  • Уметь находить контакт как с группой детей, так и с каждым ребенком по отдельности,
  • Быть лидером и авторитетной фигурой, уметь вести учеников за собой,
  • Иметь представление о психологических особенностях детей разных возрастов,
  • Уметь справляться со стрессом от работы, быть терпеливым,
  • Быть справедливым и максимально объективным,
  • Иметь достаточную гибкость и творческий подход к своему делу,
  • Быть организованным и дисциплинированным,
  • Быть дружелюбным и уметь мотивировать,
  • Иметь опрятный внешний вид и рабочее место.

Большим подспорьем могут оказываться такие книги, как: А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», Я. Корчак «Как любить ребенка» и Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз».

На какие доплаты могут рассчитывать учителя

Общая зарплата педагога по новой системе формируется следующим способом: должностной оклад умножается на сумму коэффициентов всех надбавок и доплат. К компенсационным выплатам относятся:

  • доплаты за опасные условия труда (например, учителям химии и физики);
  • за ночной труд;
  • выплаты за повышенную нагрузку (например, на две ставки);
  • за сверхурочные занятия;
  • за работу в выходные и праздничные дни;
  • за проверку письменных работ;
  • за дополнительную работу — например, проведение внеклассных часов, различных конкурсов, олимпиад, экскурсий.

Порядок, условия и уровень стимулирующих выплат, включая доплаты за категорию воспитателям и педагогам, указывают в типовых положениях об оплате труда, которые принимают учредители образовательных учреждений. Для расчета обычно устанавливают повышающие коэффициенты. Всего типов квалификации три:

  • за соответствие занимаемой должности — в среднем 0,1;
  • за первую категорию — 0,15–0,25;
  • за высшую — 0,3–0,4.

ВАЖНО!

Присваиваемые типы квалификации показывают, насколько работник соответствует профессиональным навыкам и требованиям. Чтобы получить их, учителя проходят аттестацию. Правила утверждены распоряжением Министерства образования и науки № 276 от 07.04.2014. Первый этап на соответствие занимаемой должности обязательный для всех педагогических работников. Остальные виды добровольные.

ВАЖНО!

Почти все коэффициенты утверждаются федеральными или региональными нормативными актами. А персональный — единственный коэффициент, который определяет руководство образовательного учреждения на свое усмотрение.

, чтобы прочитать.

Продолжительность срока действия квалификационной категории

Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит. Это правило распространяется на все без исключения категори работников.

При  переходе  педагогических работников в другую  организацию,  в  том  числе  расположенную  в  другом    субъекте Российской Федерации,  установленные им квалификационные  категории  сохраняются до окончания срока их действия.

В целях социальной защиты педагогических работников, приступивших к работе после нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, соглашения на всех уровнях социального партнерства, а также коллективные договора организаций могут содержать положения, предусматривающие на определенный период (к примеру, на 1 год) сохранение уровня оплаты труда по имевшейся ранее квалификационной категории.

Что делать, если я не согласен с критериями

Если вы базово не согласны с критериями, которые разработаны в Министерстве, то проще не получать квалификационную категорию: вы не сможете доказать аттестационной комиссии, что она должна взглянуть на образовательный процесс вашими глазами. 

Но если вам не нравится какой-то критерий и вы отказываетесь его выполнять, то вы можете набрать баллы за счет остальных пунктов. Например, ваши ученики не участвуют в конкурсах, но при этом вы показываете отличный открытый урок, транслируете педагогический опыт и регулярно проводите воспитательную работу с детьми и родителями. Скорее всего у вас получится аттестоваться на первую категорию. Но на высшую вряд ли — считается, что для этого нужно быть успешным по всем критериям. 

В некоторых регионах появляются дополнительные критерии — например, в Пермском крае педагог должен взаимодействовать с социальными партнерами и родителями. С этим требованием сложно спорить: в каком-то смысле это транслирование опыта и совершенствование воспитательных методов. В Хабаровском крае от педагогов требуют, чтобы их выпускники поступали в учреждения СПО и ВПО по профилю преподаваемого предмета — этот критерий можно оспорить в аттестационной комиссии, потому что ученики могут хорошо аттестоваться по предмету, но не хотеть его изучать дальше. Но не факт, что комиссия будет изменять правила ради одного педагога. Некоторые претензии можно обсуждать в региональных профсоюзах — если наберется достаточно недовольных, то можно и побороться. 

Также в некоторых регионах баллы можно получить за поощрения, например, почетные знаки и грамоты, хотя к критериям они не относятся. Этот критерий тоже можно попробовать оспорить через профсоюз.

Общая информация

Цель присвоения категории — стимулировать рост квалификации педагога, результативности его труда. Это и моральное стимулирование (подтверждают качество его работы), и материальное (зарплата у работников с категорией выше, чем у рядовых сотрудников).

Порядок того, как проходит установление квалификационной категории педагогическим работникам, прописаны в Приказе Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Виды категорий

По уровню профессиональных знаний преподавателям присваиваются статусы:

  • молодой специалист;
  • соответствие занимаемой должности (СЗД);
  • первая квалификационная категория;
  • высшая квалификационная категория.

Молодым педагогам, которые после защиты диплома устроились на работу, присваивают статус молодого специалиста. Учитывается и срок, который прошел с момента выпуска из педагогического вуза, и возраст самого педагога. Статус молодого специалиста сохраняется до трех лет. Его продлевают:

  • если учитель ушел в отпуск по уходу за ребенком;
  • если его призвали на военную службу;
  • если он учится в аспирантуре на очном отделении или проходит стажировку с отрывом от работы.

После того как истекает статус молодого специалиста, преподаватель по желанию проходит аттестацию «преподаватель первой квалификационной категории» по своему предмету.

Если он этого не делает, руководство школы аттестует его на статус «Соответствие занимаемой должности (СЗД)». На комиссии принимают решение, достаточно у педагога знаний и умений, или нет. Если специалист занимаемой должности не соответствует, руководство школы вправе уволить его по статье ч.3 ст. 82 ТК РФ.

В зависимости от уровня профессиональных навыков, преподавателя аттестуют на первую и высшую квалификационные категории. До принятия приказа №276 РФ от 7.04.2014 г. существовала и вторая квалификационная категория педагогических работников, сейчас ее убрали, аттестацию на нее не проводят.

Чем отличается аттестация на категорию от подтверждение соответствия занимаемой должности

Подтверждение соответствия занимаемой должности преподаватели проходят в обязательном порядке. Процедуру проверки назначает руководство школы, чтобы убедиться, что специалист обладает минимальным набором профессиональных качеств для работы с детьми. Процедура проходит в стенах школы. Ее в обязательном порядке проводят каждые пять лет.

Кто ее не проходит:

  • молодые специалисты (проработали в должности меньше двух лет в школе, где проводят аттестацию);
  • беременные женщины и работницы, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;
  • сотрудники, которые отсутствовали на работе дольше 4 месяцев из-за болезни;
  • те преподаватели, у которых есть подтвержденная квалификационная категория.

Получение категории в первый раз или ее повторное подтверждение проходит по желанию преподавателя. Проходить эту процедуру не обязательно. Педагог вправе подать заявку на подтверждение высокого уровня своей профессиональной компетенции или не делать этого. К директору школы эта процедура отношения не имеет. Дату и место проведения назначает комиссия при районном отделе образования.

Какие преимущества дают категории

В первую очередь — это признание качества профессиональной подготовки учителя

На показатель категорийности (первая, высшая) обращают внимание и родители, когда отдают своих детей на обучение, и руководство школы, когда принимает решение взять в штат нового преподавателя

Другие преимущества:

  • в отличие от соответствия занимаемой должности, первая или высшая квалификационная категория учителя дает прибавку к зарплате педагога (размер зависит от конкретного региона);
  • она сохраняется при переходе в другую организацию;
  • статус вписывают в трудовую книжку.

Обязательно ли получать

Получать первую или высшую квалификационку не обязательно. Это делается по желанию и по заявке от преподавателя. Если он не хочет тратить на это силы и время, никто его не заставит.

Но учителю придется тем не менее в обязательном порядке регулярно (раз в 5 лет) проходить аттестацию на подтверждение занимаемой должности.

Сколько действуют

Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276, квалификационные категории педагогическим работникам присваиваются на срок 5 лет. После того как пройдет 5 лет со дня аттестации, она аннулируется. Учитель проходит аттестацию заново каждые 5 лет.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. В период с 15 августа по 15 мая обращается в подразделение МФЦ.
  2. Подает заявление по форме и необходимые документы.
  3. Подает индивидуальную папку:
    • менее 15 листов — в подразделение МФЦ;
    • более 15 листов — в СПб ГКУ «Центр аттестации и мониторинга» (не позднее 30 дней с момента подачи заявления).
  4. Для изменения срока аттестации направляет в аттестационную комиссию заявление в свободной форме с указанием причин. По возможности вместе с заявлением представляет документы, подтверждающие наличие обстоятельств, затрудняющих прохождение аттестации.
  5. Получает письменное уведомление о сроке и месте проведения аттестации.
  6. По желанию присутствует на заседании аттестационной комиссии.
  7. Знакомится с результатами аттестации на сайте Комитета в разделе «Педагогические кадры».

Основания для приостановления, прекращения и (или) отказа в предоставлении государственной услуги не предусмотрены.