Приказ минобрнауки рф от 07.04.2014 n 276

Содержание

Содержание профстандарта для педагогов

Профстандарт представляет собой форму, в квалификации которой указаны требования к кандидату на должность педагогического работника. Минтруд РФ Приказом от 12.04.2013 № 147н ввел в действие единообразный формат для документа.

Определяя квалификационные требования по должностям педагогических работников, нужно применять единый макет. Он включает 4 раздела:

  1. Общий (отражается цель и наименование вида профдеятельности, вид экономической деятельности и пр.).
  2. Описание трудовых обязанностей (описывается трудовой функционал, указывается квалификационный уровень).
  3. Обобщенные трудовые функции (установленные к уровню образования и опыту работы).
  4. Информация об учреждениях, принимавших участие в разработке документа.

Приказом Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н введен в действие профстандарт «Педагог», который обновлялся два раза — в 2014 и 2016 годах. Он касается работы педагогов дошкольного и школьного обучения.

Показатели раздела «Должен знать»

          Показатель          
         Характеристика показателя        
1. Общие нормативно-правовые  знания                        
Общие и регулирующие основную деятельностьпо должности документы                    
2. Общие профессиональные     знания                        
Знания, отражающие специфику              (педагогической) области деятельности     
3. Специальные знания         
Предметно-специализированные знания.      Специальные знания методов и средств,     которые работник должен уметь применять   при выполнении должностных обязанностей   

Дифференциация знаний в зависимости от содержания должностных обязанностей и степени самостоятельности их выполнения может производиться на основе определения:

  • глубоких знаний;
  • основ знаний.

Так, для замещения одних должностей или групп должностей обязательны знания технологии производства продукции, экономики и организации труда и управления, а для других достаточно знания их основ.

Принципами отбора материала для раздела «Должен знать» должны быть:

  • целостность и системность знаний;
  • связь теории с педагогической деятельностью;
  • соответствие материала современному уровню развития науки;
  • соответствие Государственному образовательному стандарту.

Квалификация руководящих и педагогических работников (определение уровня образования и стажа работы) при установлении разрядов оплаты труда на основе Единой тарифной сетки и уровень профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории определяются по показателям, предусмотренным требованиями по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам).

На сегодняшний день определены критерии выявления квалификационных различий работников образования. Критерии квалификационных категорий специалистов едины и не зависят от вида образовательного учреждения (общеобразовательная школа, профессиональное училище, профессиональный лицей), и с этой точки зрения аттестация является основанием для профессионального роста специалиста.

Критерии квалификационных категорий управленческого и обучающего персонала образовательных учреждений включают в себя:

  • требования, предъявляемые к специалисту по уровню профессиональной культуры, включая уровень коммуникативной культуры;
  • требования, предъявляемые к специалисту по уровню квалификации и профессиональной компетентности;
  • требования, предъявляемые к специалисту в отношении результативности профессиональной деятельности.

Рассматривая требования к квалификации научно-педагогических работников, ректораты российских вузов, руководство кафедр и отделы кадров по работе с сотрудниками сталкиваются с трудностями по определению соответствия уровня квалификации того или иного научно-педагогического работника его должностному положению. Эти проблемы возникают при оформлении новых сотрудников на работу в вуз, при их аттестации, оценке профессионального мастерства, должностном продвижении и определении разряда тарифной сетки оплаты.

В основном нормативном документе, которым пользуется большинство российских вузов, — Нормативно-правовом справочнике по бухгалтерскому учету в сфере образования и науки — приводятся предельно обобщенные и обезличенные критерии оценки сложности научно-педагогического труда:

  1. Образование (не менее высшего).
  2. Наличие/отсутствие ученой степени.
  3. Наличие/отсутствие ученого звания.
  4. Длительность трудового научно-педагогического стажа.

В таблице 3 приведены структура и показатели квалификационных характеристик с учетом выработанных подходов («Должностные обязанности» и «Должен знать») и на основе проанализированной информации («Требования к квалификации по разрядам оплаты»).

Таблица 3

Функциональные обязанности и требования

Список должностей условно можно разделить на три уровня:

  1. Руководители.
  2. Педагогические работники.
  3. Учебно-вспомогательный персонал.

Каждую из должностей можно поделить по категориям с точки зрения их характеристик, требований и обязанностей, например:

  • обязанности;
  • то, что сотрудник обязан знать;
  • требования к данной квалификации.

Руководители

  1. Видит весь процесс руководства учебным учреждением на основании действующего закона, правового акта и устава.
  2. Гарантирует общественную, образовательную и хозяйственную работу учреждения.
  3. Следит за исполнением государственного образовательного стандарта.
  4. Формирует учебный контингент (в том числе учеников).
  5. Гарантирует охрану жизни и здоровья в процессе обучения и соблюдения прав как рабочих так учащихся.

Обязан знать:

  1. Основные направления развития учебной системы в стране.
  2. Основные положения закона, регулирующие данную отрасль.
  3. Конвенцию о правах детей.
  4. Нормы педагогики.
  5. Как минимум основы психологии.

Требования к данной квалификации:

  1. Высшее образование в сфере педагогики и менеджмента.
  2. Срок работы преподавателем не менее пяти лет.
  3. Желателен стаж работы на других управленческих должностях.

В категорию руководителей могут быть включены:

  • сам руководитель учебного заведения;
  • его заместитель;
  • руководитель одного из имеющихся подразделений;
  • старший мастер.

Педагогические работники

Обязанности:

  1. Обучать учащихся с учетом физического и психологического воспитания.
  2. Влиять на позитивное формирование личности.
  3. Оказывать влияние на социализацию детей.
  4. Стараться заинтересовать учащихся в освоении учебных программ.
  5. Использовать различные методики обучения, в том числе полагаясь на самостоятельно разработанные планы.

Обязан знать:

  1. Основные направления развития учебной системы в стране.
  2. Основные положения закона, регулирующие данную отрасль.
  3. Конвенцию о правах детей.
  4. Нормы педагогики.
  5. Как минимум основы психологии.
  6. Возрастную физиологию и основные понятия школьной гигиены.
  7. Знать основные методики преподавания.

Требования к данной квалификации:

  1. Высшее либо среднее образование в сфере педагогики, связанное с преподаваемым предметом.
  2. Требования к стажу не предъявляются.
  3. Приветствуется опыт работы.

В категорию педагогических работников могут быть включены:

  • учитель;
  • преподаватель;
  • педагог-организатор.
  • социальный педагог;
  • учитель-дефектолог (например, логопед);
  • психолог;
  • воспитатель;
  • тьютор;
  • библиотекарь;
  • вожатый;
  • учитель дополнительного образования;
  • музыкальный учитель;
  • концертмейстер.
  • учитель по физическому воспитанию;
  • методист;
  • педагог по трудовому воспитанию;
  • учитель ОБЖ.

Учебно-вспомогательный персонал

Обязанности:

  1. Наблюдать за тем, как ведут себя воспитанники на территории учебного заведения и вне его.
  2. Не допускать нарушений порядка и дисциплины.
  3. Следить за тем, чтобы воспитанники следовали распорядку дня.
  4. Не допускать побегов.
  5. Отчитываться перед руководством.

Требования к данной квалификации:

  1. Высшее либо среднее образование в сфере педагогики.
  2. Дополнительное профобразование по программе.

Если говорить о старшем дежурном, то кроме образования также должен быть и стаж работы в течение двух лет.

В категорию учебно-вспомогательного персонала могут быть включены:

  • дежурный преподаватель;
  • младший вожатый;
  • помощник воспитателя;
  • секретарь учреждения;
  • диспетчер.

ЕКСД при заключении трудового договора

Под адаптацией ЕКСД к реально существующим трудовым правоотношениям понимается также и включение должностных характеристик в текст трудового договора.

Например, в трудовой договор должны быть включены следующие квалификационные признаки должностей, указанные в ЕКСД:

  • льготы, гарантии или ограничения, предусмотренные законом;
  • право на дополнительный отпуск;
  • право на дополнительный выходной;
  • право на сокращенный рабочий день;
  • право на получение спецодежды, средств индивидуальной защиты;
  • право на льготную пенсию и т.д.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать заключение о том, что ЕКСД является базовым документом для составления индивидуальных трудовых договоров и должностных инструкций. Помимо этого, содержащиеся в ЕКСД квалификационные признаки должностей и специальностей позволят осуществить правильный подбор кадров и унифицировать должностные обязанности.

Структура и показатели квалификационных характеристик

 Структурный элемент квалификационной             характеристики            
 Показатель структурного элемента 
Должностные обязанности               
Трудовые функции:                 главная,                          основные,                         вспомогательные                   
Должен знать                          
Знания (глубокие, основы знаний): общие нормативно-правовые,        общие профессиональные,           специальные                       
Требования к квалификации по разрядам оплаты                                
Образование;                      стаж работы педагогической или    по профилю;                       квалификационная категория        (первая, вторая, высшая);         наличие/отсутствие ученой степени;наличие/отсутствие ученого звания;стаж научно-педагогический        

Необходимо отметить, что на сегодняшний день требования к квалификации по разрядам оплаты труда широко используются не только для тарификации педагогических должностей, но и для аттестации педагогических работников учреждений образования (кроме вузов) на первую, вторую и высшую категории на основе заданных критериев результативности труда. Изменение требований к образованию, стажу, изменение критериев результативности труда, разработка новых уровней сложности труда неизменно приведут к пересмотру разрядов оплаты труда. То же можно сказать и о требованиях к научно-педагогическим работникам, профессиональная квалификация которых подтверждается учеными степенями и научно-педагогическими званиями.

Фиксация государственных требований к содержанию квалификационных и тарифных требований к работникам требует детального рассмотрения принципов, которые лежат в их основе.

На наш взгляд, такими принципами являются:

  • принцип максимальной точности описания функциональных обязанностей должности имеет целью своевременное отслеживание исключения работ, уже не свойственных данной должности в изменившихся условиях, либо расширение круга обязанностей исполнителей за счет включения в перечень новых функций, выполнение которых не требует другой специальности, квалификации или изменения должностного наименования;
  • принцип значимости функций состоит в следующем: при рассмотрении объекта как комплекса выполняемых им функций становится очевидным, что значимость этих функций неодинакова, а, кроме того, выполнение отдельных функций не является обязательным;
  • в соответствии с принципом минимальной достаточности в перечень функций включаются типовые функции работника, которые минимально необходимы для исполнения служебных обязанностей в организациях независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм;
  • принцип соответствия значимости функций затратам на их осуществление и уровню качества, реализующийся через сбалансированность распределения времени между различными по значимости функциями при высоком уровне качества;
  • принцип соответствия перечня знаний по должности содержанию подготовки специалиста, закрепленному в Государственном образовательном стандарте;
  • принцип одновременного проектирования должностных обязанностей и необходимых для их выполнения знаний («бок о бок»).

А.Кибанов

Д. э. н.,

профессор,

заведующий кафедрой

управления персоналом

Государственного университета управления

Т.Лукьянова

К. э. н.,

доцент

кафедры управления персоналом

Государственного университета управления

М.Ловчева

К. э. н.,

доцент

кафедры управления персоналом

Государственного университета управления

Квалификационные требования к работникам вузов

Приказом Минтруда РФ от 08.09.2015 № 608н утвержден стандарт, касающийся педагогов профессионального обучения.

В документ включены требования к работнику, касающиеся:

  • преподавания программ профессионального обучения, в том числе аспирантуры;
  • обеспечения проведения учебно-производственного процесса;
  • сопровождения группы учащихся педагогического и методического (в части реализации программ) характера;
  • обеспечения мероприятий по профориентации.

Научно-методическая работа находится в компетенции сотрудника. К ней отнесены:

  • формирование программ;
  • составление пособий для учебы.

Установленные к соискателю требования находятся в зависимости от той ступени профобразования, на которой он планирует работать.

Ступень обучения

Требование

СПО, ВО

Наличие профессионального образования по предмету, дисциплине.

ДПО

Наличие педагогического образования — профпереподготовка по дисциплине для обучения.

Отсутствие — ДПО в сфере профобразования.

Необходимым является:

  • повышение уровня квалификации не реже 1 раза в 3 года;
  • проверка у сотрудника знаний по охране труда.

При запланированном обучении дисциплинам профессионального цикла у претендента должен иметься трудовой опыт в конкретной сфере (врач, финансист, дизайнер).

Это видео недоступно

Повышение квалификации по программе «Лего-конструирование в дошкольной образовательной организации» (16 часов) предоставляет возможность освоить профессиональные компетенции, необходимые для создания благоприятных условий индивидуального развития личности воспитанников, их познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, а также получить удостоверение установленного образца. Программа разработана с учётом требований: — ФГОС дошкольного образования, утверждённого Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2021г №1155; — Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждённого Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2021г в редакции от 31.05.2021г; — Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утверждённого Приказом Министерства труда и социальной защиты № 544н от 26 октября 2021 г с изменениями на 5 августа 2021 г и в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2021 г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29 июля 2021 года в действующей редакции.

Содержание программы предусматривает изучение вопросов лего-конструирования и организационно-методических аспектов его применения в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, а также основ технического творческого конструирования в дошкольном образовании

Повышение квалификации является важной и неотъемлемой частью деятельности всех категорий педагогических работников образовательных организаций, в том числе педагогов дошкольных образовательных организаций. Курсы повышение квалификации – это процесс углубления и расширения имеющихся знаний на основе базового профессионального образования, приобретения практических навыков и умений, соответствующих современному уровню решаемых профессиональных задач

Справочник на 2018 год

Если основываться на действующий Трудовой кодекс, а именно на его 143 статью, то в 2018 году тарификация всех работ будет проводиться по тем же правилам, как это происходило и раньше.

Возможно, к уже имеющимся добавятся новые профессии, поскольку список постоянно расширяется.

Конференция об итогах года в сфере образования и науки представлена ниже.

Об авторе

Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
  • 2020.07.08Иностранные организацииРезидент и нерезидент РФ: кто это и чем отличаются
  • 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
  • 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
  • 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку

Приказ от 26 августа 2021 г

6. В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

7. При разработке должностных инструкций по должностям работников, относящимся к общеотраслевым должностям служащих, а также по должностям работников, свойственным другим видам экономической деятельности (медицинские работники, работники культуры: художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.), применяются квалификационные характеристики, предусмотренные для соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях.

Общеотраслевые квалификационные характеристики

Ест два основных вида характеристик:

  • типовые;
  • тарифные.

Типовые

Если основываться на дополнении №1 к Постановлению Министерства труда РФ от 11 ноября 1992 года №33, для работников сферы образования должны быть соблюдены следующие тарифы:

Наименование должностей (разрядов) Диапазон
Руководитель (директор, начальник, заведующий) учреждения, организации образования 10-16
Руководитель структурного подразделения (заведующий (начальник) учебно-консультационным пунктом, отделением, отделом, секцией, лабораторией, интернатом, производственной практикой) 8-14
Учитель 7-14
Учитель-дефектолог (учитель-логопед, логопед) 8-14
Преподаватель 7-14
Мастер производственного обучения 8-13
Методист образовательного учреждения, методического, учебно-методического кабинета (центра), фильмотеки 8-13
Концертмейстер 7-14
Воспитатель 7-14
Классный воспитатель 7-14
Социальный педагог 7-14
Педагог-психолог 8-14
Педагог-организатор 7-14
Педагог дополнительного образования 7-14
Старший вожатый 7-13
Инструктор по труду 7-13
Инструктор по физической культуре 7-13
Музыкальный руководитель 7-13
Старший дежурный по режиму специального учебно-воспитательного учреждения для воспитанников с девиантным поведением 9
Дежурный по режиму специального учебно-воспитательного учреждения для воспитанников с девиантным поведением 8

Тарифные

Тарифные характеристики каждой из должностей необходимы для:

  1. Создания рабочих инструкций, в которых указаны права и обязанности, а также ответственность.
  2. Подбора и расстановки кадров, а также контроля за тем, как именно все исполнено.
  3. Проведения своевременной аттестации служащих.

Названия должностей сотрудников должны максимально соответствовать названиям, указанным во приложении 2 Постановления №33. Также там указанно, что заработная плата в пределах одной должности должна быть основана на схожей тарифной сетке. Показателями профессионализма можно считать:

  1. Навык без посторонней помощи разрабатывать метод преподавания.
  2. Пользоваться в процессе работы инновационными идеями, методиками.
  3. Обладать навыком диагностической работы с обучающимися.
  4. Проводить работы в рамках творческих групп.
  5. Гарантировать достижение результатов в ходе обучения.
  6. Уметь проводить творческие семинары.
  7. Создавать новые программы и методы обучения.

Вносить какие-либо дополнения в тарифные характеристики имеет право только Министерство образования или Министерство труда. При создании инструкции могут возникнуть уточнения списка работ, которые требуются для той или иной должности. Весь процесс, по которому учебные организации распределяются по группам оплаты труда, на сегодняшний день устанавливает Министерство образования.

Граждане, которые не обладают специализированной подготовкой либо у которых нет требуемого стажа, но при этом они способны справляться с обязанностями в соответствии со всеми требованиями, могут рассчитывать на оплату по ЕТС либо им может быть присвоена необходимая квалификация.

Общая информация

Цель присвоения категории — стимулировать рост квалификации педагога, результативности его труда. Это и моральное стимулирование (подтверждают качество его работы), и материальное (зарплата у работников с категорией выше, чем у рядовых сотрудников).

Порядок того, как проходит установление квалификационной категории педагогическим работникам, прописаны в Приказе Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Виды категорий

По уровню профессиональных знаний преподавателям присваиваются статусы:

  • молодой специалист;
  • соответствие занимаемой должности (СЗД);
  • первая квалификационная категория;
  • высшая квалификационная категория.

Молодым педагогам, которые после защиты диплома устроились на работу, присваивают статус молодого специалиста. Учитывается и срок, который прошел с момента выпуска из педагогического вуза, и возраст самого педагога. Статус молодого специалиста сохраняется до трех лет. Его продлевают:

  • если учитель ушел в отпуск по уходу за ребенком;
  • если его призвали на военную службу;
  • если он учится в аспирантуре на очном отделении или проходит стажировку с отрывом от работы.

После того как истекает статус молодого специалиста, преподаватель по желанию проходит аттестацию «преподаватель первой квалификационной категории» по своему предмету.

Если он этого не делает, руководство школы аттестует его на статус «Соответствие занимаемой должности (СЗД)». На комиссии принимают решение, достаточно у педагога знаний и умений, или нет. Если специалист занимаемой должности не соответствует, руководство школы вправе уволить его по статье ч.3 ст. 82 ТК РФ.

В зависимости от уровня профессиональных навыков, преподавателя аттестуют на первую и высшую квалификационные категории. До принятия приказа №276 РФ от 7.04.2014 г. существовала и вторая квалификационная категория педагогических работников, сейчас ее убрали, аттестацию на нее не проводят.

Чем отличается аттестация на категорию от подтверждение соответствия занимаемой должности

Подтверждение соответствия занимаемой должности преподаватели проходят в обязательном порядке. Процедуру проверки назначает руководство школы, чтобы убедиться, что специалист обладает минимальным набором профессиональных качеств для работы с детьми. Процедура проходит в стенах школы. Ее в обязательном порядке проводят каждые пять лет.

Кто ее не проходит:

  • молодые специалисты (проработали в должности меньше двух лет в школе, где проводят аттестацию);
  • беременные женщины и работницы, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;
  • сотрудники, которые отсутствовали на работе дольше 4 месяцев из-за болезни;
  • те преподаватели, у которых есть подтвержденная квалификационная категория.

Получение категории в первый раз или ее повторное подтверждение проходит по желанию преподавателя. Проходить эту процедуру не обязательно. Педагог вправе подать заявку на подтверждение высокого уровня своей профессиональной компетенции или не делать этого. К директору школы эта процедура отношения не имеет. Дату и место проведения назначает комиссия при районном отделе образования.

Какие преимущества дают категории

В первую очередь — это признание качества профессиональной подготовки учителя

На показатель категорийности (первая, высшая) обращают внимание и родители, когда отдают своих детей на обучение, и руководство школы, когда принимает решение взять в штат нового преподавателя

Другие преимущества:

  • в отличие от соответствия занимаемой должности, первая или высшая квалификационная категория учителя дает прибавку к зарплате педагога (размер зависит от конкретного региона);
  • она сохраняется при переходе в другую организацию;
  • статус вписывают в трудовую книжку.

Обязательно ли получать

Получать первую или высшую квалификационку не обязательно. Это делается по желанию и по заявке от преподавателя. Если он не хочет тратить на это силы и время, никто его не заставит.

Но учителю придется тем не менее в обязательном порядке регулярно (раз в 5 лет) проходить аттестацию на подтверждение занимаемой должности.

Сколько действуют

Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276, квалификационные категории педагогическим работникам присваиваются на срок 5 лет. После того как пройдет 5 лет со дня аттестации, она аннулируется. Учитель проходит аттестацию заново каждые 5 лет.