Инструменты выявления и поддержки талантов
Одним из основных инструментов поиска талантливых детей остается проведение олимпиад для школьников по всей стране. Ребята, которые уже добились определенных успехов в той или иной области, могут попробовать свои силы в международных формах состязаний и олимпиад.
Если же говорить об инструментах поддержки, то, конечно же, наиболее эффективным является поощрение победителей соревнований и олимпиад денежными премиями. Студентам же высших учебных заведений предоставляются стипендии и гранты.
Например, на следующие 5 лет только в федеральный бюджет заложены средства для выплаты премий молодежи от 14 до 25 лет в размере:
- 60 тыс. рублей победителям международных состязаний (1250 единиц);
- 30 тыс. рублей победителям олимпиад, проводимых на региональном уровне (4155 единиц).
Региональные власти также не стоят в стороне и выделяют средства для поддержки «своей» талантливой молодежи.
Как выглядит рецензия
Перед тем как готовая образовательная программа ДО попадет на подпись к руководителю учебного учреждения, она должна пройти экспертную проверку. Чаще всего достаточно одобрения замдиректора, иногда требуется оценка профильного специалиста. В этом случае пишется рецензия, которая включает:
Заголовок.
Характеристику рецензируемой работы.
Актуальность.
Описание новаторских в системе дополнительного образования идей.
Краткий анализ частей документа.
Оценку завершенности программы с указанием недостающих частей и компонентов.
Целостность — согласованность способов достижения результатов.
Главную идею и пути ее осуществления, оригинальные составляющие методики, целесообразность для использования в конкретном заведении и для массового тиражирования.
Педагогическую целесообразность программы дополнительного образования для определенной организации.
Характеристику добавочного материала из приложений — их важность и содержательность.
Выводы о профессионализме и умениях преподавателя — составителя программы.
Рецензия завершается указанием достоинств и недочетов, замечаниями. Эксперт аргументирует оценку программе, высказывает рекомендации по ликвидации недоработок и делает вывод о целесообразности использования материала при дополнительном обучении детей. Главный результат рецензии — закрепление за программой ДО авторского, модифицированного или экспериментального статуса.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2011 г. N 12-532 «О профилях и специализациях ООП высшего профессионального образования»
3 июня 2011
Департамент профессионального образования разъясняет, что решением Коллегии Минобрнауки России от 25 января 2011 года (протокол N ПК-2вн) вузам дано право самостоятельно устанавливать профили основных образовательных программ (ООП) бакалавриата и специализации ООП подготовки специалистов, если в структуре соответствующих ФГОС ВПО профили (специализации) не определены.
В настоящее время Департамент профессионального образования осуществляет процедуру внесения соответствующих изменений в пункт 7.1 всех ФГОС по направлениям подготовки (специальностям) для программ бакалавриата и программ подготовки специалиста, а также в пункт 1 и пункт 2 Письма Департамента государственной политики в сфере образования от 13 мая 2010 года N 03-956.
Порядок реализации вузами профилей (специализаций) ООП бакалавриата (подготовки специалиста) приведен в .
Порядок формирования реестра профилей и специализаций ООП ВПО, правила учета профилей (специализаций) в государственной образовательной статистике, порядок мониторинга качества реализации вузами профилей (специализаций) и взаимодействия вузов в рамках государственно-общественных объединений будет доведен до вузов до 1 июня 2011 года.
Директор Департаментапрофессионального образования | Т.М. Давыденко |
Приложениек Министерстваобразования и науки РФот 31 марта 2011 г. N 12-532
1. Общие положения
1.1. Профили (специализации) основных образовательных программ (ООП) являются частью направления подготовки (специальности) высшего профессионального образования, в рамках которого (которой) они реализуются, и предполагают получение обучающимся более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности.
1.2. Профиль (специализация) отражает направленность основной образовательной программы (далее — ООП) высшего учебного заведения на конкретный вид, объект и(или) задачи профессиональной деятельности, определенные федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (далее — ФГОС ВПО) или самостоятельно установленным высшим учебным заведением образовательным стандартом.
Профили (специализации) по наименованию и содержательному наполнению должны развивать наименование и содержание соответствующего направления (специальности). Наименование профиля (специализации) не должно совпадать с наименованием других направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования.
1.3. Вузы самостоятельно устанавливают правила распределения (в отдельных случаях — зачисления) студентов по профилям (специализациям) подготовки.
1.4. Профили (специализации) ООП указываются в приложении к диплому о высшем профессиональном образовании.
Классификация
Все виды образовательных программ делят на основные и дополнительные. Основным отличием между ними являются образовательные стандарты. Любые виды дошкольных образовательных программ направлены на удовлетворение различных образовательных стремлений личности. Именно такие программы взаимосвязаны с образовательными услугами.
В настоящее время в отечественной системе образования существует множество разновидностей учебных программ. Их содержание определяется учебным заведением, педагогическими работниками, учитывая примерные планы и программы, рекомендованные министерством образования и науки РФ.
Есть и определенные виды адаптированных образовательных программ, предназначенных для детей, имеющих ограничения по здоровью.
Помимо традиционных (классических) программ и методик, в настоящее время в российских школах педагоги используют в работе авторские экспериментальные программы. Учителя имеют право самостоятельно выбирать темы, содержание, объемы подобных программ, разрабатывать новые методики работы, которые будут соответствовать по содержанию ФГОС по конкретной учебной дисциплине.
В пояснительной записке указываются основные виды деятельности образовательной программы, варианты проверки знаний и навыков, требования к выпускникам.
В основном подобные программы применяются во внеурочной деятельности. Они предназначены для углубленного изучения каких-то отдельных тем.
Среди новых веяний в системе образования – виды образовательных программ для детей, направленные на вовлечение подрастающего поколения в проектную и исследовательскую деятельность.
Поступление
Правила набора в профильный 10 класс разрабатывают региональные министерства образования. Обычно отбор проходит с учетом результатов ОГЭ по профилирующим предметам – именно их надо выбрать в дополнение к обязательным русскому и математике, записываясь в 9 классе на выпускной экзамен.
ФИПИ рекомендовал (не в ультимативном порядке) уровень проходных баллов для зачисления в профильные 10 классы. В целом школы придерживаются уровня этих отметок.
Предмет ОГЭ |
Проходной балл в профильный 10 класс |
Максимум за экзамен |
На тройку |
Русский |
26 |
33 |
15 |
Математика |
19 – на физико-математический 7 из них – за геометрию |
32 |
8 |
18 – на экономику 5 из них – за геометрию |
|||
18 – на естественные науки 6 из них – за геометрию |
|||
Информатика |
14 |
19 |
4 |
Химия |
27 |
40 |
10 |
Биология |
23 |
31 |
12 |
Физика |
30 |
43 |
11 |
Обществознание |
28 |
35 |
14 |
Иностранные языки |
55 |
68 |
29 |
География |
23 |
31 |
12 |
Литература |
26 |
39 |
14 |
История |
24 |
34 |
10 |
В пятибалльной системе проходной балл в профильный класс – это примерно твердая четверка с плюсом, то есть 4,5. Также при отборе учитывается портфолио ученика – все его достижения: аттестат за 9-й класс с отличием, похвальные грамоты, победы в олимпиадах, конкурсах.
В течение учебного года в 10 классе можно изменить профиль обучения. Для этого надо, чтобы не было задолженностей на уже пройденной программе, и придется досдать разницу по предметам нового профиля. В 11 классе можно перейти на универсальный профиль – тоже если за прошлый год нет академических задолженностей.
Похожие термины:
-
динамическая система отношений личности, группы или общества к чтению произведений печати; определяет избирательность читательской активности и проявляется в потребности в чтении, читательских
-
направленность чувств и переживаний человека. Рассматривается альтруистическая Э. н. л. (потребность в содействии и помощи, покровительстве др. людям); коммуникативная (потребность в общении, друж
-
нравственное качество личности, определяющее ее поведение согласно идеям гуманизма – признания самоценности человека, его прав на личностное развитие и благополучную жизнь. Данное качество про
-
ответственна за формирование приемов учебной деятельности с использованием средств ИТ в следующих областях: 1. построение графиков различных функций с предварительным созданием таблиц значений
-
совокупность устойчивых мотивов, организующих деятельность личности.
-
обобщенное, идеальное определение результата – итога (цели) реализации образовательной программы, от которого зависит содержание, методы, технологии, формы организации образовательного процесс
-
стремление личности стать, быть и оставаться учителем, помогающее ей преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Н. п. проявляется во всей профессиональной жизнедеятельности учителя и в
-
Характеристика обучения, имеющего своей целью практическое овладение иностранным языком.
-
причинно-следственная цепь, ведущая кратчайшим путем к изменению живого от простого к сложному, от мало приспособленного к более приспособленному и отсекающая («запрещающая») развитие в большинс
-
переживаемое человеком избирательное отношение к действительности в связи с избранной профессией; характеризуется совокупностью доминирующих мотивов деятельности.
-
целевая ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной деятель
-
принцип воспитания, ориентированный на подчинение деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания, направленность деят
-
направленность личности на определенный вид профессиональной деятельности и на конкретную профессию.
-
Обучение иностранному языку с учетом будущей профессии, например, преподаватель иностранного (русского языка), исследователь языка, переводчик. См. профессиональная компетенция, профессиональна
-
в качестве интегральной характеристики личности педагога представляет собой систему ценностных ориентаций на здоровьесбереженне и здоровьеформирование, задающих иерархическую структуру доми
-
вектор развертывания педагогического потенциала личности. Стадии профессионально-педагогического становления личности (по Э. Ф. Зееру): 1) оптация – формирование профессиональнопедагогических н
-
система отношений, определяющая избирательность и активность специалиста по чтению в читательском поведении, общении, деятельности в целях продвижения чтения и развития читателей на основе осоз
-
стратегия развития образования, нацеленная на воспитание демократической гражданственности и образование в области прав человека, что поощряет взаимопонимание, межкультурный диалог, солидарно
-
Формы направленности личности можно классифицировать на воззренческие и побудительные. Основание классификации – два атрибута психики: сознательность (воззренческие формы) и активность (побуди
-
Дидактический принцип, проявляющийся в учете на занятиях по языку интересов слушателей и их будущей специальности. На занятиях со студентами-филологами П. п. н. находит выражение в педагогизации и
Два в одном
В России исторически закрепилось два направления работы с талантливой молодежью: школы и клубы.
Школы. Сюда относятся спортивные, художественные, музыкальные и театральные течения. Здесь четко распределен режим работы (тренировок) и система оценивания накопленных знаний. Цель этого направления заключается в достижении желаемого результата, признанного определенным стандартом в обществе.
Клуб. Имеет пестрое сочетание интересов. Поэтому здесь можно встретить практически полный спектр предпочтений: от необычных до самых распространенных. Детский коллектив сам определяет ход и содержание занятий. Причем от детей не требуется, чтобы они достигали совершенного владениями всеми премудростями направления, поскольку отношение к знаниям в клубах достаточно либеральное.
Несмотря на диаметрально противоположный подход к организации занятий и оценке достигнутых результатов, клубы и школы преследуют одну цель — поддержка талантливой молодежи.
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы
Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др
Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
- приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Структура внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:
- учебный план образовательного учреждения;
- дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
- классное руководство.
Кем можно работать
В первую очередь, естественно-научный профиль открывает двери в профессию медика. Здесь много направлений и возможностей. Согласно исследованию «Работа.ру» и «СберИндекс», медработник (в частности, фармацевт) станет одной из самых востребованных профессий в 2021 году.
Но естественно-научный профиль — не только про медицину. Можно стать специалистом в сфере геодезии и землеустройства, экологии и природоустройства, геологии и разработки полезных ископаемых, биоинженерии, реконструкции и реставрации объектов культурного наследия, ландшафтной архитектуры и других направлений.
Вот несколько профессий, куда можно попасть после естественно-научного профиля:
- биолог/биохимик в качестве специалиста по технической поддержке и биоаналитике — ездит в командировки, отвечает за установку и обучение пользованию оборудованием, которое продаёт его компания;
- биомедицинский инженер — конструирует медицинское оборудование и протезы;
- биоинформатик — исследует крупномасштабные биологические проблемы с учётом больших объёмов данных, разбирается в молекулярной биологии, генетике, компьютерных науках, математике и статистике;
- иммунолог — оценивает состояние защитных сил человека, создаёт вакцины и лекарства, лечит патологии и реабилитирует;
- урбанист-эколог — проектирует новые города на основе экологических биотехнологий. Уже сейчас высокотехнологичные зелёные города строят в Китае, Арабских Эмиратах и странах Европы;
- биохимический инженер — занимается созданием нового оборудования, роботизированных систем и программного обеспечения для биотехнологических и медицинских лабораторий;
- молекулярный диетолог — разрабатывает индивидуальные схемы питания, основанные на данных о молекулярном составе пищи с учётом результатов генетического анализа человека и особенностей его физиологических процессов;
- биофармаколог — создаёт новые биопрепараты с заданными свойствами. Уже сегодня ряд важных лекарств — например, пенициллин и инсулин — производится при помощи генномодифицированных бактерий.
Появляются и смежные профессии будущего. Вот лишь некоторые из «Атласа новых профессий». Многие существуют на рынке уже сейчас:
- ИТ-генетик — занимается программированием генома под заданные параметры, в частности, предотвращение развития наследственных заболеваний;
- эколог-логист — отвечает за снижение экологического следа, вызванного транспортировкой товаров (выбросы CO₂), разрабатывает логистические решения, оптимизирует маршруты и цепочки поставок, чтобы снизить выбросы;
- архитектор живых систем — проектирует технологии замкнутого цикла с участием генетически модифицированных организмов и микроорганизмов, например, рассчитает необходимую мощность биореакторов или тщательно продумает систему переработки мусора;
- ветеринар-реабилитолог — реабилитирует диких животных, пострадавших из-за разливов нефти, и занимается программами «отпугивания» от зон загрязнения, чтобы предотвращать гибель животных;
- специалист по преодолению системных экологических катастроф — работает с катастрофами, которые растянуты во времени и осознаются людьми постепенно. Например, тихоокеанская пластиковая свалка или тающая вечная мерзлота.
Преподаватель – как субъект педагогической деятельности
Определение 1
Учитель – профессионал, обладающий компетенцией в осуществлении деятельности педагогического направления в рамках образовательного учреждения.
Определение 2
Компетентная деятельность педагога – это труд, при котором на высоком уровне обеспечивается профессиональная деятельность, общение, реализуются личностные качества преподавателя и достигаются высокие результаты при передаче знаний к младшему поколению.
Основными свойствами субъективности являются:
- Психофизиологические.
- Профессионально-педагогические и предметные знания.
- Направленность личности.
Помимо перечисленных свойств, основным требованием современного профессионального педагога является четкость его социально-профессиональной позиции, в которой он выражает себя, как субъект педагогической деятельности.
Определение 3
Позиция преподавателя – совокупность интеллектуальной, волевой, эмоционально-оценочной точки зрения на мир в профессиональной деятельности, представляющей источник активности педагога.
Данная позиция представляется социальным и профессиональным компонентом. В основе социальной позиции заложены взгляды, ценности и убеждения, сформировавшиеся в процессе становления личности. При выборе направления профессиональной деятельности важнейшими регулирующими факторами становятся профессиональные установки, индивидуальные особенности личности, темперамента, характера.
В рамках данной темы стоит рассмотреть и такие понятия как «педагогический талант» и «педагогическая квалификация».
Определение 4
Под понятием «педагогический талант» подразумевается высокий уровень индивидуальных способностей создающих условия для успешного, творческого выполнения профессиональных обязанностей.
Определение 5
Термин «педагогическая квалификация» определяется как особенность подготовленности кадра к осуществлению профессиональной деятельности, а именно комплекс полученных знаний, умений и навыков.
Таким образом, педагогический талант, подкрепленный профильными знаниями, умениями и навыками, является основой формирования образа высококвалифицированного современного педагога.
Наиболее популярные программы дополнительного образования
Наибольшей популярностью среди детей младшего школьного возраста и подростков сегодня пользуются такие программы дополнительного образования, как:
физкультурно-спортивная – направлена на приобщение детей к физкультуре и здоровому образу жизни, воспитание силы воли, приобретение навыков командной работы
Реализация осуществляется через занятия в различных секциях и тренажерных залах, лечебную физкультуру и активные формы игр;
экология – направлена на осознание взаимосвязи человека с природой и важности сохранения природных ресурсов. Реализация осуществляется через занятия по краеведению, практические занятия на природе и т.д.;
робототехника и конструирование – направлена на глобальное изучение программирования и информатики, а также использование современных цифровых и информационных технологий на практике
Реализация осуществляется через занятия на компьютерных курсах, в кружках авто-, радио-, робототехники и т.д.;
естествознание – направлена на приобретение школьниками навыков исследовательской работы, воспитание глобального мышления и развитие представлений о применении теоретических навыков на практике. Реализация осуществляется через занятия в кружках занимательной химии, физики, математики, астрономии, географии и т.д.;
культурология – направлена на приобщение школьников к мировой культуре, адаптацию в социуме и реализацию собственного потенциала в разных слоях общества. Реализация осуществляется через занятия в искусствоведческих и языковых клубах, театральных кружках и кружках народного промысла, обучение в ходе экскурсий и т.д.
Подчеркнем, что в одной школе могут быть использованы программы дополнительного образования сразу по нескольким направлениям. Это открывает большие возможности не только для самоидентификации каждого школьника, но и для проявления творческого и личностного потенциала всего педагогического состава общеобразовательной организации.
Естественнонаучная направленность
Дополнительное естественнонаучное образование детей это:
— формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области естественных наук;
— развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними;
— экологическое воспитание подрастающего поколения;
— приобретение практических умений, навыков в области охраны природы и рационального природопользования.
Современный формат дополнительного естественнонаучного образования детей объединяет в себе содержание двух ранее самостоятельных направленностей: эколого-биологической и естественнонаучной и включает три тематических цикла:
- эколого-биологический;
- физико-географический;
- физико-химический.
Положительные и отрицательные качества в личности современного учителя
Личность учителя – это сложное социально-психологическое образование, формирующееся из подструктур. В истории педагогики требования к этой личности были сформулированы многими деятелями своего времени, но и современное общество обозначило ряд критериев, которым должен отвечать педагог сегодня. К таким требованиям относится:
- Корректность, любознательность, гибкость, неординарность, чувство юмора, терпеливость, реформаторство, мудрость, тактичность, энергичность, грамотность.
- Устойчивость к раздражителям, работоспособность, концентрация в стрессовых ситуациях, доброта, активность, умение сохранять тонус на протяжении всего рабочего дня.
- Сдержанность в выражении чувств и эмоций, терпеливость, уравновешенность, собранность, четкая дикция и умение грамотно излагать мысли.
- Высокая работоспособность, многозадачность, импровизация, непринужденность, легкость общения, способность подстраиваться под ситуацию и окружающую обстановку.
В педагогической практике существуют обозначенные качества, которые не должны сопровождать личность современного учителя, а именно:
- Корысть, эгоизм.
- Равнодушие к учащимся.
- Низкий уровень убеждений и идеалов.
- Низкий уровень интеллектуального развития.
- Безынициативность, безволие, несобранность, отсутствие выдержки, целеустремленности, находчивости.
- Наличие психических заболеваний.
- Серьезные нарушения работы опорно-двигательного аппарата.
- Ярко выраженные дефекты слуха и речи.
В процессе профессионального отбора и медицинских освидетельствований выявляется степень готовности гражданина к профессии педагога. Таким образом, личность учителя начинает свое становление еще до начала освоения профессии как таковой.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание