Среднее образование в россии

Содержание

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 165-ФЗ “О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (документ не вступил в силу)

8 июня 2020

Принят Государственной Думой 27 мая 2020 года

Одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 6, ст. 562; N 19, ст. 2289; 2015, N 1, ст. 53; N 29, ст. 4364; 2016, N 1, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289; 2018, N 53, ст. 8423; 2019, N 52, ст. 7796) следующие изменения:

1) в статье 46:

а) часть 1 дополнить словами «, если иное не установлено настоящим Федеральным законом»;

б) дополнить частями 3 — 5 следующего содержания:

«3. Лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам.

4. К занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем.

5. Порядок допуска лиц, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, к занятию педагогической деятельностью устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.»;

2) статью 108 дополнить частью 18 следующего содержания:

«18. На педагогических работников, принятых на работу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежащих аттестации и признанных аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности, не распространяется требование части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона о наличии среднего профессионального образования или высшего образования.».

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль8 июня 2020 года№ 165-ФЗ

Статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых»

Глава 10 Федерального закона № 273 рассматривает вопрос о дополнительном образовании в целом. Наиболее пристального внимания заслуживает статья 75 настоящего закона. В ней описываются основные моменты этого вопроса, включая задачу дополнительного образования, классификацию программ и требования к участникам.

Теперь о каждом пункте подробнее.

Пункт 1

Первый пункт статьи 75 ФЗ 273 описывает цели и особенности дополнительного образования. Это включает раскрытие имеющегося потенциала, развитие человека на интеллектуальном, нравственном и физическом уровне. В случае с творческими профессиями, развиваются не только профессиональные навыки, но и фантазия ученика.

Всегда должен учитываться возраст последнего, наряду с его физическими и психологическими особенностями

Ребенок, взрослый, интроверт, экстраверт — педагоги обязаны принимать во внимание все эти моменты

Пункт 2

Второй пункт статьи 75 ФЗ 273 классифицирует программы дополнительного образования, подразделяя их на общеразвивающие и предпрофессиональные. Каждая — со своими особенностями и допустимыми категориями учащихся.

Общеразвивающие программы не имеют ярко выраженной специфики, но способствуют лучшей интеграции человека в общество, помогают ему расширить свой кругозор и улучшают физическую форму учащегося. Участвовать в подобных учебных программах могут как дети, так и взрослые (разумеется, при разделении на разные группы).

Предпрофессиональные группы нацелены исключительно на несовершеннолетних учеников. Основные направления этого вида дополнительного образования: сфера искусств, физическая культура и спорт.

Пункт 3

В этом пункте статьи 75 ФЗ 273 указываются требования к участникам общеобразовательных программ. Или — в большинстве случаев — их отсутствие. Особые требования возможны только если обучение достаточно специфическое, и ученик должен соответствовать особым критериям в плане физического и/или интеллектуального уровня развития.

Пункт 4

Важная составляющая ст. 75 федерального закона № 273, которая регулирует содержание и сроки дополнительных учебных программ.

Содержание должно быть утверждено организацией, осуществляющей образовательную деятельность. При этом, как правило, планируемый курс проверяется официальными органами на соответствие федеральным государственным требованиям.

Сроки так же утверждаются организатором, но неоправданно затянутые или короткие программы дополнительного образования могут быть закрыты, если их неэффективность будет подтверждена.

Пункт 5

Данный пункт 75 статьи федерального закона № 273 определяет особенности и критерии проведения дополнительных предпрофессиональных курсов. При этом он ссылается на другие статьи настоящего ФЗ.

Ссылки относятся к следующим пунктам:

  • Ст. 83, п. 3-7. В них описываются особенности предпрофессиональных программ в области искусств:
    • № 3 — цели программ, места проведения;
    • № 4 — инстанции, устанавливающие перечень программ;
    • № 5 — инстанции, устанавливающие требования к содержанию, структуре и реализации;
    • № 6 — принципы отбора участников в предпрофессиональных программах в области искусств;
    • № 7 — форма и порядок проведения итоговой аттестации.
  • Ст. 84, п. 4 и 5. В них описываются особенности предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта:
    • № 4 — требования к содержанию, структуре и принципам реализации;
    • № 5 — принципы отбора участников (в первую очередь, в отношении физической подготовки).

Изменения в ФЗ «О дополнительном образовании»

Федеральный закон № 273 вступил в силу в 2012 году, и на сегодняшний день в него были внесены многочисленные поправки и изменения. Это коснулось и главы 10 «О дополнительном образовании».

Последняя редакция настоящего Федерального закона дополнила статью № 76 пояснениями по вопросу контроля за дополнительными профессиональными программами образования. Теперь курсы, связанные с кадастровым учетом или оценкой контрольно-кассовой техники, регулируют соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

Статья № 75 Федерального закона об образовании не претерпела изменений ни в последней редакции, ни в более ранних.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Хронология внедрения

1800-е годы

  • 1805 : Лихтенштейн
  • 1814 : Дания
  • 1817 : Траванкор
  • 1824 : Турция ,
  • 1834 : Греция
  • 1842 : Швеция
  • 1844 : Португалия
  • 1852 : Массачусетс
  • 1857 : Испания
  • 1864 : Вашингтон, округ Колумбия , Румыния
  • 1867 : Вермонт
  • 1868 : Черногория
  • 1869 : Словения , Италия , Коста-Рика
  • 1870 : Колумбия
  • 1871 : Мичиган , Нью-Гэмпшир , Вашингтон , Онтарио , Западная Австралия
  • 1872 г . : Япония , Шотландия , Коннектикут (де-факто не имеет исковой силы), Виктория.
  • 1873 г . : Невада , Британская Колумбия
  • 1874 г . : Швейцария , Канзас , Нью-Йорк , Калифорния
  • 1875 : Нью-Джерси , Мэн , Южная Австралия
  • 1876 : Вайоминг , Гайана , Суринам
  • 1877 : Новая Зеландия , Уругвай , Огайо , остров Принца Эдуарда
  • 1878 : Болгария
  • 1879 : Висконсин
  • 1880 : Англия , Уэльс , Новый Южный Уэльс , Венесуэла
  • 1882 : Франция , Сербия
  • 1883 г . : Монтана , Иллинойс , Северная Дакота , Южная Дакота , Род-Айленд , Новая Шотландия.
  • 1884 : Аргентина
  • 1885 : Миннесота
  • 1886 : Колумбия (упразднена)
  • 1887 г . : Айдахо , Небраска
  • 1889 : Норвегия , Орегон , Колорадо
  • 1890 : Барбадос , Юта
  • 1891 : Нью-Мексико
  • 1892 : Ирландия
  • 1895 : Пенсильвания
  • 1896 : Кентукки , Гавайи
  • 1897 : Эквадор , Индиана , Западная Вирджиния
  • 1899 : Аризона , Пуэрто-Рико

1900-е годы

  • 1900 : Нидерланды , Квинсленд
  • 1902 : Айова , Мэриленд
  • 1904 : Гуам
  • 1905 : Перу , Теннесси , Миссури , Нью-Брансуик
  • 1906 : Намибия (белые дети, расстояние до ближайшей школы которых составляет менее 4 км)
  • 1907 : Исландия , Делавэр , Северная Каролина , Оклахома
  • 1908 : Вирджиния
  • 1909 : Парагвай , Арканзас , Саскачеван
  • 1910 : Луизиана , Альберта
  • 1912 : Люксембург
  • 1913 : Албания
  • 1915 : Алабама , Южная Каролина , Флорида , Техас
  • 1916 : Джорджия (штат США) , Манитоба , Тасмания
  • 1917 : Мексика , Гибралтар
  • 1918 : Миссисипи
  • 1919 : Бельгия , Польша (только для детей, находящихся на расстоянии менее 3 км от ближайшей школы), Латвия.
  • 1920 : Чили , Эстония , Эсватини (только белые дети)
  • 1921 : Финляндия , Таиланд
  • 1923 : Науру
  • 1924 : Украинская ССР
  • 1925 : Монголия
  • 1926 : Белорусская ССР
  • 1927 : Колумбия (повторно)
  • 1929 : Аляска
  • 1930 : Индия , Советский Союз
  • 1935 : Афганистан
  • 1942 : Ньюфаундленд
  • 1943 : Квебек , Иран
  • 1946 : Мальта
  • 1949 : Израиль
  • 1951 : Ливия
  • 1952 : Иордания
  • 1953 : Египет , Южная Корея
  • 1956 : Польша (все дети)
  • 1960 : Чад
  • 1961 : Гана
  • 1962 год : Кипр , Мали
  • 1963 год : Алжир , Марокко
  • 1964 : Мозамбик (дети, которым до ближайшей школы менее трех миль)
  • 1965 : Кувейт
  • 1968 : Китайская Республика
  • 1971 : Объединенные Арабские Эмираты
  • 1973 : Индонезия
  • 1975 : Сомали
  • 1976 : Ирак , Нигерия
  • 1981 : Сейшельские острова , Сирия
  • 1986 : Китайская Народная Республика
  • 1988 : Бразилия , Филиппины
  • 1990 : Бангладеш , Йемен , Намибия (все дети)
  • 1991 : Тунис
  • 1994 год : Самоа
  • 1996 : Лаос , Афганистан (отменено для женщин)
  • 1998 год : Ливан , Судан

2000-е

  • 2000 : Сингапур
  • 2001 : Афганистан (вновь для женщин), Мавритания
  • 2003 год : Либерия , Малайзия , Сьерра-Леоне
  • 2005 : Бахрейн
  • 2007 : Бруней
  • 2008 год : Уганда
  • 2009 : Коннектикут (правонарушение, не имеющее исковой силы до 2009 года)
  • 2010 год : Лесото

Какую специальность для получения высшего образования выбрать

Как известно, профессиональное образование бывает средним и высшим.

Получение среднего профессионального образования имеет свои плюсы:

  • можно поступить после 9-го класса;
  • легче поступить;
  • учеба занимает меньше времени;
  • можно начать работать в более раннем возрасте;
  • на начальных этапах карьеры специалисты со средним образованием могут зарабатывать не меньше, а то и больше, чем обладатели вузовских дипломов.

Но человек, который серьезно настроен добиться успеха, высоких заработков и должностей, выбирает высшее образование, потому что понимает, что оно необходимо.

Важно!

Наше общество стремительно движется в постиндустриальный этап развития. В то время как некоторые страны все еще являются аграрными, развитые страны Европы, например, ФРГ, уже вступили в постиндустрильный этап. Это означает, что в аграрном и промышленном секторах занято все меньше людей. Акцент смещается на высокие технологии и сферу услуг. Рутинный труд людей заменяется работой машин и роботов, и этот процесс захватывает все больше отраслей, развиваясь в геометрической прогрессии, то есть, постоянно ускоряясь. В такой ситуации «на плаву» останутся те специалисты, которых невозможно заменить машинами. А это, в основном, представители специальностей с большой долей интеллектуального труда.

Лучшие перспективы у тех, кто потрудился получить высшее образование. Но не любое, а по востребованной специальности.

Структура общего образования

Дошкольное образование

Дошкольное образование — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка возраста от 2 до 7 лет.
В зависимости от законодательства, традиций и культур подход к дошкольному образованию различен — перед ним могут ставиться различные основные и частные задачи, оно может быть обязательным или нет, реализуется через различные традиционные институты. Дошкольное образование в России осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важнейших задач молодёжной семейной политики.

Начальное общее образование

Начальное общее образование (1-4 классы) — это первая ступень общего образования у детей в России и многих других странах. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка.

Основное общее образование

Основное общее образование (5-9 классы) — вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, целями которого является создание условий для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов. Основное общее образование является необходимым этапом для получения среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.
В развитых странах основное общее образование является обязательным для всех, в большинстве развитых стран оно обязано быть общедоступным, то есть бесплатным. И то и другое прямо декларируется в конституциях.
В большинстве развитых стран основное общее образование подразумевает 9-летнее обучение в средней школе. В конце последнего 9-го года школьники сдают тесты (в России — ОГЭ), результаты которых определяют возможность каждого ученика получить либо полное среднее образование, либо среднее профессиональное. В XX веке в СССР, в период с 1920-х по 1980-е, имелся статус «неполного среднего образования» (НСО): в 1920-х — 1960-х это было полностью оконченных 7 классов (ФЗС и семилетка) из 10 классов средней школы. В 1960-х — 1980-х — это 8 классов из 10 классов средней школы. При переходе на 11-летнее среднее образование НСО соответствует 9 классам общеобразовательной школы.

Среднее общее образование

Среднее общее образование (10-11 классы) — третья, завершающая ступень общего образования в России и некоторых других странах, целями которого являются развитие творческих способностей обучающегося и формирования навыков самостоятельного обучения. В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона Российской Федерации «Об образовании» среднее общее образование является обязательным до достижения обучающимся восемнадцатилетнего возраста, если данное образование не было получено ранее. Среднее общее образование является необходимым этапом для получения высшего образования. Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в высшее учебное заведение. В старшие классы ученики проходят после отсевочных экзаменов, которыми заканчивается основное общее образование. В России среднее общее образование подразумевает начальное, основное общее образование и 2 года обучения в старших классах (10 и 11 классы). В большинстве развитых стран это не 2, а 3 года (в некоторых странах, например, в Германии, 4). По этой причине российские аттестаты признаются на Западе лишь частично, а российские абитуриенты лишаются возможности прямого зачисления в большинство зарубежных вузов. Среднее общее образование заканчивается сдачей государственных экзаменов (ЕГЭ), результаты которых определяют возможность поступления в вуз. Кроме средних общеобразовательных школ, среднее общее образование существует и в средних специальных учебных заведениях СПО, как и в вечерних средних школах, гимназиях и лицеях.

Во Франции — «лицей» (10-12 классы)

Какие конкретные преимущества получат учащиеся, родители и вся система образования от вступления в силу нового Закона?

  1. Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных
    формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно
    обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу.

  2. Расширяются возможности получения знаний. В законодательстве впервые
    закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение.

  3. Расширится выбор образовательных организаций, в которых можно получить
    образование на бесплатной основе: бюджетноефинансирование получат граждане,
    обучающиеся в негосударственных образовательных организациях.

  4. Студенты и школьники получат возможность выбирать учебные курсы, причем
    не только в своем образовательном учреждении, но и за его пределами.

  5. Среднее профессиональное образование станет общедоступным.

  6. Повышен уровень начального профессионального образования: оно включено в
    систему среднего профессионального образования.

  7. Родители, работодатели и учащиеся получат больше возможностей для влияния на
    образовательный процесс и его организацию за счет расширения полномочий
    общественных советов.

  8. Студенты получат возможность заниматься научной деятельностью под
    руководством научных работников. Будут расширены возможности прохождения
    практики на предприятиях реального сектора экономики, ведения преподавательской
    деятельности специалистами предприятий-работодателей.

  9. Расширятся возможности для реализации уникальных образовательных
    программ. В законе учтены особенности получения образования для детей
    с ограниченными возможностями, образования в сфере культуры и искусства и т. п.

Вернется ли распределение выпускников?

Обязательное распределение выпускников нарушает право на свободу
выбора профессии и рода занятий, гарантированное Конституцией РФ.

В качестве альтернативы и гарантии трудоустройства законопроектом вводится
институт целевого приема, предусматривающий заключение договора о целевом
приеме между вузом и организацией­работодателем и договора о целевом обучении
между гражданином, направленным на обучение в рамках целевого приема,
и организацией-работодателем.

В новом законе будет отдельная статья, регулирующая правоотношения всех
заинтересованных сторон. В частности, закрепляются существенные условия
договора о целевом обучении, которые включают меры социальной поддержки
учащегося. Среди них могут быть материальное стимулирование, оплата
дополнительных образовательных услуг, предоставление в пользование или оплата жилья в период
обучения, обязательства по организации производственной практики и, конечно,
по трудоустройству.

Наряду с правами и гарантиями предусмотрена и ответственность сторон за
неисполнение взятых на себя обязательств. Так, выпускник, который откажется
работать в организации, с которой был заключен договор, будет обязан возместить
расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки в полном
объеме, а также выплатить штраф в двукратном размере этих затрат.

Какую форму обучения выбрать

Следующие ориентиры помогут понять, какая форма обучения подойдёт вашему ребёнку:

  • Очное обучение подойдёт, если ребёнку нравится ходить в массовую школу, отсутствуют конфликты или претензии к образовательному процессу, вас устраивает качество обучения. 
  • Очно-заочное обучение подойдёт, если у ребёнка есть дополнительные занятия (например, профессиональный спорт или творческая карьера), и нужно больше свободного времени. 
  • Заочное обучение подойдёт, если вас устраивает школьная программа, но вы хотите, чтобы ребёнок осваивал её самостоятельно. 
  • Семейное обучение и самообразование подойдут, если вас не устраивает качество обучения в массовой школе, ребёнку не нравится туда ходить, у него есть дополнительные хобби (любительские или профессиональные), нужен индивидуальный подход или вы часто переезжаете. 

Как исправить ошибочную запись

Если на титульном листе указаны ошибочные сведения, то их обязательно следует исправить. Для этого некорректные данные перечеркивают аккуратной прямой линией, затем рядом записывают верную информацию без помарок. Затем указывают номер, дату диплома или аттестата, предоставленного работником.

Ответ на вопрос, если изначально у человека всего 9 классов, какое образование считается для трудовой, — основное общее. Но если он продолжал учебу и позже предоставил диплом из лицея или ПТУ, то вносятся корректировки. Вот пример записи, как указывать исправления: «Образование изменено с основного общего на среднее профессиональное. Основание — аттестат № … от…». Ниже ставится название компании, в которой исправления внесены, подпись сотрудника и кадрового работника.

Процедура получения высшего образования

Независимо от того, какое высшее образование вы решили получить, сама процедура его получения похожа в разных странах. С тех пока, как Россия и другие страны СНГ присоединились к Болонскому процессу, система обучения в вузах стала приближенной к образовательным системам европейских стран.

Вам нужно выбрать, в какой форме получать высшее образование:

  • очной,
  • заочной,
  • очно-заочной,
  • дистанционной.

Каждая форма имеет свои достоинства и недостатки, но очевидно, что очное образование всегда лучше, ведь общение с преподавателями происходит вживую. Немаловажен и тот факт, что студенты-очники погружаются в особую субкультуру, обретают собственный круг общения.

С другой стороны, заочные и дистанционные формы обучения помогают экономить время и, в некоторых случаях, деньги, позволяя обучаться из дома.

Важно!

В российских вузах заочное и дистанционное платное обучение всегда значительно дешевле очного. В Германии ситуация прямо противоположная: очно можно учиться бесплатно, а дистанционно — платно. Для студентов из СНГ важен и тот факт, что очное обучение в вузе дает право на проживание и работу в Германии, а также на продление учебной визы на 1,5 года по окончании вуза специально, чтобы выпускник мог найти работу. Дистанционная учеба в немецких вузах таких привилегий не обеспечивает.

Процедура поступления для разных стран различна.

В СНГ в вузы поступают по результатам государственных экзаменов. Те, кто проходит по конкурсу, могут рассчитывать на получение бесплатного высшего образования.

В Германии бесплатно учатся в вузах на очной форме все, в том числе, студенты из-за рубежа. Конкурсный отбор осуществляется на основании среднего балла школьного аттестата (или оценок, полученных в подготовительном колледже), также необходимо предоставить международный сертификат о знании языка, на котором планируется обучение (немецкий или английский).

Сам процесс обучения тоже имеет отличия. Для немецких вузов характерны:

  • «академическая свобода» и гибкое расписание;
  • большое количество практики, начиная с первого курса.

Какое высшее образование получить

Современное высшее образование имеет двухступенчатую структуру, которая включает бакалавриат и магистратуру. На первой ступени обучаются 3–4 года, и полученное образование считается завершенным.

На вторую ступень (в магистратуру) можно поступить только по окончании бакалавриата. Учеба в магистратуре длится 1–2 года. Теоретически, это не обязательная ступень, но те, кто настроен на карьеру, высокие должности и соответствующие доходы, не должны пренебрегать магистратурой. На этой ступени образование углубляется. В некоторых случаях можно учиться в магистратуре не по той специальности, которая изучалась во время учебы на бакалавриате.

Справка

Если вы уже получили диплом бакалавра на родине, магистратура в Германии — отличный способ получить высшее образование в немецком вузе со всеми вытекающими благоприятными для будущей карьеры последствиями.

Какое образование лучше получить? Для человека с амбициями ответ однозначен: высшее и желательно очное. Учитывая относительную доступность вузов, желательно выбрать максимально престижное учебное заведение, чтобы выделиться на рынке труда. Немецкие вузы позволяют получить очное высшее образование бесплатно и сделать карьеру в Германии, а поступить в них зачастую проще, чем в российские университеты. Сложность может представлять оформление и своевременная отправка документов по требованиям каждого конкретного вуза. Успешно справиться с этим вопросом вам поможет консультация специалиста.

Где прочитать о правилах заполнения трудовой книжки

Чтобы правильно заполнить ТК, необходимо обратиться к нормативно-правовой базе в этой сфере. О том, какова процедура внесения записи в трудовую книжку об образовании, оговорено в нескольких законодательных актах:

  • ;
  • ;
  • .

В пункте 2.1 инструкции № 69 и в пункте 9 правил № 225 подробно сказано о профессии, специальности в трудовой книжке, что писать — образовательный уровень, указанный в оригиналах дипломов и аттестатов о получении профессии или их заверенных дубликатах. Эти данные следует написать на титульном листе после личных данных работника. Реквизиты (номер, дату выдачи и др.) этих документов вносить не требуется.

Иногда отметку о завершении учебы ставят и внутри книжки, в разделе о рабочей деятельности. Этот вариант допускается, если человек получил новую специальность уже в период выполнения обязанностей в организации. После завершения учебы или курсов по повышению квалификации следует дополнить информацию на первом листе.