Система образования в россии

Содержание

Дошкольное образование

В России достаточно давно уже используется расширенная система обеспечения знаниями детей дошкольного возраста

На данный момент управление образовательными системами уделяет ей достаточно большое внимание, поэтому она по-прежнему играет огромную роль в процессе решения различных вопросов раннего воспитания и образования детей. Сегодня система построена таким образом, чтобы полностью соответствовать запросам детей в возрасте 3-7 лет, при этом ясли могут посещаться малышами возрастом от 1 до 3 лет, а в редких случаях допускается даже уход за детьми в возрасте от двух месяцев до года

В преимущественном большинстве детские сады финансируются государством, а также муниципальными или ведомственными органами.

Законодательная база

Согласно части 2

статьи
10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ

«Об образовании в Российской
Федерации», в нашей стране существуют такие виды образования:

  1. Общее

    . Под
    этим понятием скрываются дошкольное (детский сад), начальное общее (с 1 по 4
    класс), основное общее (до 9 класса) и среднее общее (до 11 класса)
    образование.

  2. Профессиональное

    .
    Оно подразделяется на среднее профессиональное и высшее профессиональное.

  3. Дополнительное

    .
    Сюда относят и общеразвивающее (для детей и взрослых) и дополнительное
    профессиональное (для взрослых, имеющих диплом).

Отдельно в законе
рассматривается профессиональное обучение — получение знаний и навыков, не
предполагающее изменения уровня образования. Так можно овладеть одной из
профессий или должностей, приведенных в

Приказе
Минобрнауки России от 02.07.2013 №513

.

Проблема 5. Низкая эффективность занятий

Классический школьный урок длится 45 минут. Из них 10–15 уходит на организационные вопросы (все ли на месте, кто дежурный и так далее), ещё 10–15 на проверку и разъяснение домашнего задания. На подачу нового материала остаётся 15–20 минут, при условии, что класс спокойный и никто из учеников не саботирует. Такой режим негативно сказывается на качестве школьного образования.

Елена Янышина перешла в «Домашнюю школу Фоксфорда» потому, что каждый урок в её прежней школе походил на зоопарк. Дети стояли на ушах, а учителя вместо того, чтобы объяснять материал, пытались их успокоить. Получать знания в такой обстановке стало проблемой, и Лена решила попробовать онлайн-школу.

«В “Фоксфорде” я чувствую себя более ответственной. Сама встаю утром, сама сажусь за уроки, сама делаю ДЗ или читаю учебник. Никто тебя не заставляет: либо учишься, либо нет — это твой выбор».

Что такое формы организации обучения

Формы организации обучения — типы проведения занятий с целью осуществления учебно-познавательного процесса.

Формы организации обучения существуют и меняются в зависимости от потребностей общества, социальных заказов и развития людей. Вариативность форм обучения вносит коррективы в процесс и содержание образовательной деятельности, специфику общественных запросов и влияет на конечный результат учебы.

Использование и сочетание различных форм обучения позволяет учитывать психологические особенности обучаемых, способствовать комфортному процессу получения знаний и поднимать уровень успеваемости.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

История развития форм обучения

На протяжении тысячелетий формы обучения менялись и трансформировались.

  1. Поначалу учитель или мастер передавал знания ученику или подмастерью путем практических уроков.
  2. В Древней Греции, Китае и Египте поначалу использовали только индивидуальные занятия. Функция и обязанность учителя заключалась в том, чтобы напрямую работать с одним учеником, добиваясь усвоения необходимого материала. При таком способе взаимодействия процесс обучения был успешен в том случае, если совпадали интересы ученика и учителя. Если учитель был не способен донести нужный материал, а ученик не готов его воспринимать, процесс затягивался, и желаемого результата достичь было сложно. Если же ученик впитывал знания, старался заниматься самостоятельно, а учитель всячески стимулировал обучаемого и помогал теоретически и практически, итог обучения был блестящим.
  3. Когда желающих обучаться стало больше, чем учителей, стала внедряться индивидуально-групповая обучающая система. В современной науке эта форма занимает низшую ступень классификации. Отрицательными сторонами подобного образовательного процесса считают разновозрастный состав учеников, непостоянство групп и разное развитие обучаемых. При такой организации обучения максимум, чего добивались учителя — научить воспитанников читать, писать и считать. На изучение каких-то наук и дополнительных дисциплин не было ни возможностей, ни времени.
  4. Следующей ступенью в истории форм обучения считается появление коллективного или группового способа. Зарождение его приписывают к XVI веку, а автором методики считают педагога Я. Коменского. Он дал теоретическое описание классно-урочной системы, применяемой в большинстве учебных заведений по сей день.
  5. На рубеже XVIII-XIX веков в некоторых европейских странах получила распространение ступенчатая система обучения. Сущность ее в том, что одновременно в процессе учебы принимало участие большое количество учеников. Учитель отбирал самых способных и смекалистых, первую половину учебного дня занимался с ними, а затем отправлял их к остальной группе учащихся. Подобная методика известна в педагогике еще и как «взаимообучение», и вскоре она показала свою несостоятельность.
  6. В ХХ веке в образовательную систему многих стран стали вводить больше элементов индивидуального и самостоятельного обучения. Однако и этот способ себя не оправдал: отстранение от главного процесса учителя дал резкое снижение успеваемости, уровня знаний и общее недовольство процессом.
  7. Работа над усовершенствованием форм и методов обучения привела к тому, что большинство стран остановились на групповой методике с комплексным применением разных типов и приемов обучения теории и практике.

Основная школа

Современная система школьного образования в России основному курсу отводит 5 лет обучения — до 9 класса включительно. За это время ученики приобретают базисные знания по программным дисциплинам. Почти во всех школах учебный процесс примерно одинаков и проводится по предметно-кабинетной методике: урок за уроком дети перемещаются из одной аудитории в другую.

У каждого класса есть свой классный руководитель. Это преподаватель, освобожденный от педагогической практики или ведущий свой предмет, но по совместительству отвечающий за вверенный ему коллектив и способный оперативно решать организационные и административные вопросы.

По окончании этапа обучения в основной школе ученики проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА) в форме основного государственного экзамена — ОГЭ. В случае удовлетворительной сдачи выпускники получают аттестат об основном общем образовании.

После окончания основной школы ученики могут перейти в старшие классы или продолжить обучение в ссузах (средних специальных учебных заведениях).

Классификация форм обучения

В дидактике (разделе педагогики и теории образования, посвященном проблемам обучения) нет общепринятой типологии форм организации обучения, однако на практике принято выделять следующие категории и виды:

По количеству учащихся

Индивидуальная. Подразумевает занятия преподавателя с одним учеником (репетиторство, гувернерство)

Преподаватель уделяет все время и внимание единственному ученику, что позволяет осваивать более глубокие, чем во время групповых занятий, знания за тот же период времени. Групповая

Обучение в группах, создаваемых на основе различных критериев и состоящих, как правило, из 6-8 человек

Групповая. Обучение в группах, создаваемых на основе различных критериев и состоящих, как правило, из 6-8 человек

Данная форма обучения широко применяется как комплементарная ввиду того, что позволяет преподавателю гибко подстраивать сложность и объем заданий в зависимости от состава группы. Кроме того, групповая работа выполняет функцию социализации учащихся, мотивирует их к взаимодействию и совместному поиску решения поставленной задачи.

Фронтальная. Данный вид является наиболее распространенным в большинстве образовательных организаций, так как позволяет эффективно реализовывать задачу государства по обеспечению всеобщего среднего образования. При этом глубина и объем знаний учащихся могут разниться в зависимости от их желания и способностей – во время групповых занятий у преподавателей зачастую нет возможности искать индивидуальный подход к каждому ученику.

По месту обучения

  1. Классная. Подразумевает нахождение учащегося (-ихся) в одном и том же месте: в классе, школе, аудитории, колледже, вузе и т.д.
  2. Внеклассная. Учащимся предоставляется возможность осваивать теоретические знания или практические навыки за пределами образовательного учреждения: на экскурсиях, предприятиях, мастер-классах, в учебных лагерях, выездных школах и т.д.

Каждая из представленных форм имеет свои достоинства и недостатки. Так, находясь в классе, учащиеся в спокойной обстановке имеют возможность получать теоретические знания и понимание, как работают, например, физические законы в лабораторной среде. Однако внеклассные мероприятия позволяют не только применить полученные знания, но также развить практические навыки и увидеть, где и как в действительности применяются те или иные объекты изучения. Данные формы обучения являются комплементарными относительно друг друга – теория без практики бесполезна, а практика без теории невозможна.

По содержательно-процессуальным характеристикам

  1. Урок – наиболее распространенная форма организации фронтальных занятий. Применяется в классной системе обучения и проводится для относительного устоявшегося коллектива (класса).
  2. Лекция – учебное занятие, подразумевающее устное изложением материала преподавателем, а также в некоторых случаях ответы на вопросы учащихся. 
  3. Лабораторная работа – общее название для практических занятий по тому или иному изучаемому курсу. Наиболее характерна для естественно-научных дисциплин: физики, химии, биологии и прочих.
  4. Мастер-класс (творческая мастерская, воркшоп) – формат обучения, в рамках которого проводится занятие по обучению тому или иному профессиональному навыку или его совершенствованию. Преподавателями, как правило, выступают специалисты в своей области. Мастер-классы практически не имеют ограничений по тематике.
  5. Семинар – в рамках учебно-практических занятий учащиеся обсуждают результаты выполненных ими работ. В большей мере речь идет о докладах, рефератах и иных исследовательских работах. Учащийся презентует свою работу – преподаватель и другие учащиеся дают комментарии и задают вопросы – формат вопрос-ответ перерастает в живую дискуссию освещаемой докладчиком проблематики.
  6. Экскурсия – коллективное посещение достопримечательностей,  музеев и прочих важных с культурно-исторической точки зрения мест с учебными или просветительскими целями. В школьной среде наиболее популярны классные походы в исторические музеи и театры.

Преимущества того или иного формата организации образовательного процесса выделить достаточно сложно, так как они применяются на разных уровнях получения образования: уроки и экскурсии более характерны для школы, в то время как лекции, семинары и лабораторные работы – для вузов, а мастер-классы зачастую и вовсе являются способом самообразования. Так, мы не можем объективно оценить эффективность лекций в средней школе и классических уроков в университете.  

Законодательство и правовое регулирование образования

Право на получение образование гражданам нашей страны гарантировано Конституцией Российской Федерации (ст. 43), а все вопросы, связанные с этим, находятся в ведении государства и его субъектов.

Основным документом, регулирующим систему образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно документу, указы, распоряжения, постановления и прочие документы в образовательной сфере могут приниматься не только на федеральном, но также и на региональном и муниципальном уровнях, как дополнения к основным общегосударственным законам.

Реформа российского образования

В современной истории Российской Федерации реформа образования началась в 2010 году с подписания законопроекта о комплексе мероприятий по модернизации системы образования. Официальный старт был дан в 2011 году 1 января.

К основным мерам, предпринятым по реформированию образования, относятся:

  • Введение единого государственного экзамена (ЕЭГ) взамен «несправедливой», по мнению законодателей, экзаменационной системы действовавшей в России долгие десятилетия.
  • Внедрение и дальнейшее развитие высшего образования нескольких уровней – бакалавриата и магистратуры, направленных на сближение российского образования с европейским. Некоторые ВУЗы сохранили пятилетнее обучение по некоторым специальностям, но их на сегодняшний день осталось совсем немного.
  • Постепенное сокращение численности учителей и педагогов.
  • Сокращение числа высших учебных заведений путем их полного закрытия или реорганизации, в результате которой они присоединяться к более сильным ВУЗам. Такую оценку им дала специальная комиссия, созданная Министерством образования.

Итоги реформы еще будут подведены нескоро, но мнения уже разделились. Одни говорят о том, что вследствие этих изменений развалилась одна их самых качественных и фундаментальных образовательных систем в мире. Поскольку государственных дотаций стало гораздо меньше, все свелось к коммерциализации образования во всех уровнях учебных заведений. Другие же говорят о том, что благодаря европейской стандартизации российские студенты получили шанс работать за границей, а в школах снизилась количество подтасовок результатов экзаменов.

Общее среднее образование

Развитие образовательной системы привело к тому, что общее среднее образование включает в себя начальное, пять классов общей средней школы, а также два старших класса. Таким образом, уже в возрасте десяти лет, то есть после полного завершения начальной школы, ребенок переходит на младшую ступень средней, где получает знания на протяжении пяти лет. В соответствии с действующим законодательством, данная ступень должна заканчиваться в пятнадцать лет, после чего ребенку выдается аттестат о неполном среднем образовании. После этого он может или продолжить свое обучение в школе, или же поступить в средние или начальные профессиональные училища.

Постепенно в РФ установился обновленный алгоритм получения знаний, существенно трансформировалось и само образование (образовательные системы, конечно же, изменились со времен СССР). Обязательное образование на протяжении одиннадцати лет вводилось в Москве, с течением времени данная практика распространилась и на другие области. Ранее в качестве обязательного воспринимался исключительно девятилетний курс школьного образования. Обучаются школьники совместно шесть дней в неделю, и дифференциация в данном случае затрагивает только уроки труда и физкультуры в старших классах. Общее количество часов в неделю составляет от 30 до 36.

За последние несколько лет система образовательных учреждений претерпела массу изменений, что привело к значительному расширению доступных школ на базовом уровне среднего образования. Все современные школы полностью отвечают за освоение базовых программ, а аттестат, который получает ученик, впоследствии признается всеми регионами России, а также различными республиками СНГ.

Виды систем образования и формы обучения

Современная система образования в России подразделяется на несколько видов.

  • Система дошкольного образования (ясли, детский сад).
  • Начального (детский сад, школа).
  • Основного (школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса).
  • Среднего (школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса) .

Профессиональное:

  • Система среднего специального образования (профессиональные училища, колледжи, техникумы);
  • Система высшего образования – бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации (ВУЗы, академии).

Дополнительное подразумевает:

  • Специализированное обучение для взрослых и детей (дворцы детского творчества, школы искусств для взрослых и детей).
  • Профессиональное образование (институты повышения квалификации). Осуществляется, как правило, научными организациями, учреждениями.

Образование подразделяется на 3 основные формы обучения: очная, или дневная форма; очно-заочная (вечерняя) и заочная.

Помимо этого, образование возможно получить по форме экстерната, то есть самообучения и самообразования, и семейного образования. Эти формы также дают право обучающимся на прохождение итоговых аттестаций в учреждениях образования.

К новым формам обучения, появившимся вследствие реформ, относятся: сетевая система образования (получение образования с помощью сразу нескольких учебных заведений), электронное и дистанционное обучение, которое возможно с использованием удаленного доступа к учебным материалам и прохождению итоговых аттестаций.

Положение бакалавриата в структуре СО

Что предшествует

: Это первый уровень высшего образования. К нему допускаются абитуриенты,
либо закончившие полный курс школы (11 классов), либо колледж или техникум.
Первые представляют результаты сдачи ЕГЭ. Вторые сдают вступительные испытания
по программе вуза.

Сколько учиться

: В общем порядке обучение длится 4 года. Это распространяется на
студентов, пришедших сразу после школы или получивших СПО по другому
направлению. Если есть возможность зачесть часть дисциплин, освоенных в
техникуме или колледже, длительность учебы сокращается на полгода или год (в
зависимости от числа таких дисциплин).

Куда поступать

: Подходит любой вуз, реализующий программы бакалавриата

При этом не
важно, университет это,
академия или институт.. Куда дальше

: Бакалавр имеет право продолжить обучение и поступать в магистратуру

При
этом можно выбрать как то же направление подготовки и углубить знания (получить
узкую специализацию), так и другое. В аспирантуру бакалавру ход закрыт. При
необходимости он может окончить курсы повышения квалификации или
профпереподготовки.

Куда дальше

: Бакалавр имеет право продолжить обучение и поступать в магистратуру. При
этом можно выбрать как то же направление подготовки и углубить знания (получить
узкую специализацию), так и другое. В аспирантуру бакалавру ход закрыт. При
необходимости он может окончить курсы повышения квалификации или
профпереподготовки.

Российское школьное дополнительное образование

Система дополнительно образования в школе направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание устойчивого интереса к познавательному процессу, достижение высокого уровня саморегуляции и развитие творческих навыков. Дополнительное образование выступает как средство непрерывного познания нового и формирования цельной личности. В процессе воспитания детей мотивируют к образовательной деятельности и помогают определиться с будущей профессией.

В школе система дополнительного образования решает ряд специфических задач:

  • прививает ребенку желание целенаправленно использовать свое свободное время;
  • обогащает рутинное преподавание творческим образовательным процессом, основанным на нестандартных учебных программах;
  • дает подготовку для начала профессиональной деятельности;

служит почвой для расширения взаимодействия с педагогами.

Образование — Уровни образования

  • Образование

  • Уровни образования

  • О языках, на которых осуществляется образование (обучение)

  • Об учебных предметах, курсах, дисциплин (модулей), предусмотренных соответствующей образовательной программой. Образовательные программы

  • Учебные планы

  • Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы с приложением их копий (при наличии)

  • Календарный учебный график

  • Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, в виде электронного документооборота

  • Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов Российской федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических или юридических лиц

  • Выписка из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности

  • Все страницы

Страница 2 из 10

Уровни образования

I уровень (прогимназия) — начальное общее образование (1-4 классы, нормативный срок обучения 4 года) обеспечивает развитие обучающихся, овладение чтением, письмом, счетом, основными умениями, навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

В прогимназии вводятся развивающие программы, которые позволяют подготовить обучающихся к успешному освоению учебных программ на последующих ступенях.

Начальное образование является базой для получения основного общего образования.

Основные результаты обучения и воспитания обучающихся прогимназии:

  • личностные — готовность и способность обучающихся к саморазвитию
  • метапредметные — освоение обучающимися УУД (познавательными, регулятивными, коммуникативными),
  • предметные — освоенный в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению новых знаний.

II уровень — основное общее образование (5-9 классы, нормативный срок обучения 5 лет) обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.

Основное общее образование включает два блока:

  1. 5-6 классы, основная цель — адаптация обучающихся к новым организационным формам обучения;
  2. 7-9  классы, основная цель — предпрофильная подготовка обучающихся.

Цели обучения на втором уровне образования:

  • формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук;
  • повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, диагностика и развитие общих и специальных способностей;
  • выявление детей с высоким уровнем познавательных способностей и возможностей для последующего обучения в профильных классах за счет обучения по углубленным программам, сопровождаемого диагностикой и тестированием;
  • определение профиля последующего обучения, наиболее соответствующего личным качествам обучающегося.

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования.

III уровень — среднее общее образование — (10-11 классы, профильное обучение, нормативный срок обучения 2 года) является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающее дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам социально-гуманитарного, физико-математического, информационно-технологического, химико-биологического профилей, освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развития устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

Цели обучения на третьем уровне образования:

  • развитие оптимальных условий для получения полноценного среднего (полного) общего образования с углубленным изучением ряда профильных предметов и освоением навыков поисково-исследовательского характера;
  • профильная ориентация обучающихся; реализация индивидуальных образовательных программ.

Среднее общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования

В дополнение к обязательным предметам в рамках государственного образовательного стандарта вводятся предметы по выбору самих обучающихся (элективные курсы, факультативы) в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности. 

  • << Назад
  • Вперёд >>

Дошкольное образование

Дошкольное образование — это первая ступень в системе образования, которую предоставляют ясли и детские сады, реже — другие образовательные организации, которые присматривают за детьми и проводят обучение по дошкольной программе. Каждый родитель имеет возможность отдать ребенка туда, куда посчитает нужным.

В ясли детей можно отдавать с 1 года, там они находятся до 3 лет и далее идут в детский сад. В детском саду малыши заканчивают свое обучение в 6-7 лет. В России дошкольное образование является необязательным, поэтому родители сами решают отдавать своих детей в ясли и детский сад или нет.

Также относительно недавно появились предшколы, в которые детей отдают с 5 лет. В таких школах детей обучают базовым знаниям чтения и письма.

Докторантура

Раньше докторантура
вместе с аспирантурой образовывала пласт послевузовского профессионального
образования. Теперь аспирантура выведена в структуру высшего образования, а докторантура
сохранила свой прежний статус.

В Законе об образовании докторантура
не упоминается вовсе. Никакого диплома по ее окончании не выдают. Поэтому можно
сделать вывод, что в структуру СО на данный момент она не входит.

Согласно

Постановлению
Правительства РФ от 24.09.2013 №842

«О порядке присуждения ученых
степеней», обучение в ней необязательно. Так что фактически в докторантуру
поступают, чтобы стать «своим» для кафедры и в дальнейшем для диссертационного
совета.

Что предшествует

: Докторантом может стать только кандидат наук

При этом неважно,
заканчивал ли он аспирантуру или был соискателем. Ну а поскольку кандидатом
наук без высшего образования не стать, оно подразумевается по умолчанию.

Сколько учиться

: На законодательном уровне утвержден максимальный срок — 3 года. Если для
подготовки докторской диссертации достаточно меньшего времени, учиться все 3
года необязательно. Главное — прописать необходимый период в договоре с
принимающей организацией.

Куда поступать

: Поскольку докторантура — не уровень образования, аккредитация для
реализации соответствующих программ не предусмотрена. Однако при вузе,
обучающем докторантов, должен быть действующий диссертационный совет по
аналогичным направлениям подготовки.

Куда дальше

: Защита докторской диссертации — это логическое завершение длительного
образовательного процесса.

Также рекомендуем:

Зачем писать докторскую диссертацию