Особенности системы образования
В педагогическом процессе система образования занимает лидирующую позицию, поскольку она обеспечивает не только передачу формальных знаний об окружающей действительности и существующих в окружающем мире законов, правил, закономерностей, но и оказывает влияние на развитие и формирование личности человека. Поэтому базой системы образования является регулирование и направление общения, деятельности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на формирование личностных качеств и свойств, являющихся необходимыми для самореализации каждой личности на конкретном этапе культурно-исторического развития государства и общества в целом.
Любая образовательная система в независимости от времени и места существования подвергалась реформациям. Особенности образования в России и мире определяются несколькими факторами:
- Имеющийся уровень развития общественного производства, совершенствование его научных и технических направлений, что обуславливает возрастание требований к подготовке будущих специалистов и соответствующему уровню развития учебно-воспитательных учреждений страны. Таким образом, в странах с более высоким уровнем развития сеть специализированных учебных заведений больше, постоянно формируются все новые и происходит их развитие.
- Государственная политика относительно образовательной системы, оказывающая непосредственное влияние на развитие всех типов учебно-воспитательных учреждений страны, на их функциональные особенности и интересы различных сословий.
- Исторический опыт, особенности нации и этноса, нашедшие свое отражение в сфере народного образования.
- Педагогические факторы, среди которых выделяют раннее воспитание детей, профессионально-техническое обучение, для подготовки молодежи к будущей профессиональной деятельности.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Каждая образовательная система имеет структуру, в которой выделяют 3 больших раздела.
На схеме представлены структурные компоненты системы образования, которые являются базовыми. Если не учитывать специальное, профессиональное и дополнительное образование, то целостность непрерывного образования была бы разрушена. Именно поэтому в структуру образования включены внешкольные образовательные учреждения и последипломное образование.
Помимо прочего, система образования направлена на создание оптимальных условий для подготовки молодежи к трудовой деятельности, адекватного восприятия окружающей действительности, социума и внутренней жизни государства, поэтому система образования также включает в себя:
- Образовательные организации.
- Государственные образовательные стандарты и планы, которые координируют деятельность образовательных учреждений.
- Органы управления.
На сегодняшний день существует три системы управления образованием: централизованная, децентрализованная и смешанная, которые подробно разобраны в таблице:
Система | Особенности |
централизированная | Управление принадлежит Министерству образования страны и его органам на местах. |
децентрализированная | Управление в руках местных органов власти и положение школ в значительной степени зависит от самостоятельности населения. |
смешанная | Характерно распределение функций между центральными и местными органами власти. |
Принципы
Организация образовательной деятельности базируется на следующих положениях:
- Признание приоритетности обучения.
- Обеспечение прав людей на получение образования, недопустимость дискриминации.
- Гуманистический характер отрасли, приоритет здоровья и жизни человека, свобод личности, взаимоуважения, гражданственности, трудолюбия, правовой культуры, ответственности, бережного отношения к окружающей среде.
- Формирование единого образовательного пространства в России, развитие и защита этнокультурных традиций и особенностей народов страны.
- Создание надлежащих условий для интеграции отечественной и зарубежных систем обучения на взаимовыгодной и равноправной основе.
- Светский характер педагогической деятельности в муниципальных и государственных учреждениях соответствующего профиля.
- Свобода выбора способа обучения с учетом потребностей и склонностей человека, формирование условий для самореализации.
- Обеспечение права на получение образования в течение жизни в соответствии с нуждами субъекта, адаптивность системы к особенностям развития, уровню подготовки, интересам личности.
- Автономия учебных заведений, академические свободы и права работников и обучающихся, публичная отчетность и информационная открытость учреждений.
- Демократичность при управлении образованием.
- Недопустимость устранения или ограничения конкуренции.
- Сочетание договорного и госрегулирования отношений.
Рабочее время (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Оно формируется в соответствии с занимаемой должностью специалиста. В рабочее время сотрудника учебного заведения входит:
- Образовательная педагогическая деятельность.
- Воспитательная работа.
- Индивидуальное взаимодействие с учениками.
- Исследовательская, научная и творческая работа.
- Прочая деятельность, предусмотренная в должностной инструкции или в индивидуальном плане. К ней, например, относится диагностическая, методическая, подготовительная работа и пр.
Конкретные обязанности специалиста устанавливаются в трудовом договоре и должностной инструкции. Соотношение преподавательской и прочей образовательной деятельности в рамках рабочей недели либо учебного года устанавливается соответствующими локальными актами организации. При этом учитываются квалификация и специальность сотрудника, а также число часов по плану.
Похожие термины:
-
метод воссоздания многопозиционно-деятельностных отношений на основе сценического моделирования профессиональной деятельности в проблемной форме коммуникации, рефлексии и мышления (О.С. Аниси
-
Процесс ее системного упорядочения: в целях и мотивации участников, в содержании, средствах и способах ее осуществления, в связях и отношениях участников, во времени и в пространстве. (ТитоваЕ.В. Ес
-
воспроизводящая или конструирующая модель взаимодействия персонажей, участвующих в рамках организации, сообщества и т.п. в постановке проблем с ориентацией на осуществление развития деятельнос
-
деятельность по управлению организацией, характеризуемая отношениями «начальник–подчиненный». Реализуется однократными и в долгосрочной перспективе не планируемыми акциями в форме приказов и
-
Когда педагогическая деятельность осуществляется совместно с обучающимся (обучающимися) – это будут формы совместной деятельности, т. е. формы организации педагогического процесса. Когда же пед
-
способ педагогической организации деятельности детей и содержания образовательной программы. В учреждениях образования детей деятельность осуществляется в разновозрастных и одновозрастных об
-
образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются и
-
можно подразделить на (см. Рис. 28): ‹img width=»609″ height=»330″ src=»/upload/content/1581071365_13.files/image031.jpg»› 1. Формы самостоятельной образовательной деятельности обучающегося (обучающихся) без участия педагога (педагогов
-
1. Определение места творческой задачи в общей системе деятельности учителя, педколлектива: а) какая цель (ожидаемый результат) планируется при решении задач данного типа; б) где и когда будет орган
-
группа методов обучения, направленных на организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, выделенная Ю. К. Бабанским и включающая в себя все существующие по др. классификациям методы обу
-
группа методов обучения, направленных на организацию учебнопознавательной деятельности учащихся, выделенная Ю.К. Бабанским и включающая в себя все существующие по др. классификациям методы обуч
-
отрасль методики преподавания изобразительного искусства. Изучает методы и приемы развития зрительных впечатлений детей-дошкольников, формирование интереса к занятиям изобразительным искусст
-
способы, предполагающие формирование требуемого типа поведения на основе конкретных умений и навыков в практической деятельности воспитанников. Данная группа методов включает в себя упражнение
Структура работы (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Осуществление образовательной деятельности условно разделяется на три части. Они неразрывно связаны общей методикой и содержанием. Этими частями выступают: начало, ход и завершение деятельности. Ключевая задача преподавателя состоит в четком определении цели процесса. Специалист должен установить, какой характер будет носить образовательная деятельность: развивающий или исключительно обучающий. В последнем случае при взаимодействии со взрослым происходит накопление необходимого опыта. При развивающем характере деятельности дети сами добывают знания, используя полученные навыки. В процессе занятия преподаватель привлекает к участию всех детей с учетом индивидуальных особенностей каждого из них. В ходе взаимодействия у детей формируются навыки, способность анализировать и контролировать свое поведение.
Понятие «Система образования»
Система образования – это целенаправленно разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих конкретному обществу, его потребностям и требованиям, предъявляемым к социализированной личности. Для более глубокого понимания структуры системы образования необходимо разобраться в каждом из ее компонентов по отдельности.
Для начала следует понять, какое понятие вкладывается в термин «образование». В узком смысле — это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение. Если брать более широкий смысл определения, то образованием является среда социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия, необходимые для гармоничного развития личности в процессе познания культурных ценностей, норм и моделей поведения. Другая формулировка определяет образование как синтез процессов обучения, учения, воспитания, самовоспитания, развития и социализации. Из чего выходит, что образование – это многоуровневое пространство, способствующее созданию условий для развития и саморазвития личности. На 20 сессии Генеральной конфедерации ЮНЕСКО было сформулировано следующее понятие: образование – это процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, в результате которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. Нередко под определением образования понимают формирование духовного образа человека, происходящее под влиянием нравственных и духовных ценностей, взятых за эталон в конкретном обществе. Образование – это также процесс воспитания и совершенствования личности, в котором играет значимую роль не столько объем приобретенных знаний, навыков и умений, сколько грамотное сочетание их с качествами личности, умением самостоятельно распоряжаться своими знаниями, направляя деятельность на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.
Система образования в России и мире определяется как многообразие конкретных компонентов, находящихся в определенных отношениях и связях и образующих целостную, единую концепцию. Поэтому, рассматривая образование с позиции системы, чаще всего дается определение: «совокупность образовательных учреждений страны, а именно дошкольных, начальных, средних, средне-специальных, высших и послевузовских образовательных организаций, а также внешкольных учреждений». Довольно часто систему образования рассматривают как модель, объединяющая институциональные структуры, основной целью которых является создание оптимальных условий для обучения, как активной деятельности субъектов воспитательного процесса.
Определение 1
Таким образом, система образования – это структура учебно-воспитательных учреждений, существующая в масштабах страны. В систему входят ясли, детские сады, начальные и общеобразовательные учреждения, специализированные и профессиональные школы, колледжи, техникумы, внешкольные организации, ВУЗы. Часто в данную систему также входят образовательные учреждения для взрослых и культобразовательные заведения.
Базой образовательной системы является тип образования, которых существует несколько:
- Дошкольное образование. Его функции выполняют ясли и детские сады.
- Элементарное (начальное) образование, длительность которого, в зависимости от государства, составляет от 5 до 9 лет. В России к начальному образованию относится девятилетнее обучение.
- Среднее. Школы с 4-6 летним сроком обучения.
- Высшее образование. В категорию входят институты, академии, университеты, высшие технические училища, некоторые колледжи. Срок обучения может достигать 7 лет.
Типы и виды образовательных организаций
Разделение образовательных организаций проводится в связи с разным подходом и уровнем подготовки согласно возрасту обучаемых.
Дошкольные
Эти организации отвечают всем надлежащим требованиям к воспитанию и заботе о детях до 7 лет, а также подготовке их к следующей ступени образования (в частности, к школе). Существует несколько видов различных по своей сути учреждений этой категории:
ясли (детский сад для раннего возраста: 1–3 года). Занимаются ранней адаптацией детей в социуме и организуют общеобразовательную подготовку по соответствующей программе;
детский сад. Действует по программе общеразвивающей направленности, воспитанники проходят активную социализацию и приобретают навыки взаимодействия;
детский сад для предшкольного возраста. Необходим для детей в возрасте от 5 до 7 лет для получения необходимых первичных умений и мотивации к дальнейшему обучению в школе;
детский сад для детей с ограниченными возможностями (компенсирующий). Оказывает услуги по общеразвивающим направлениям с обязательной коррекцией одного или нескольких типов физических и психических отклонений здоровья.
Общеобразовательные
Обеспечивается получение образования детьми в возрасте 7–18 лет. При этом каждый ребёнок может проходить отдельные ступени:
начальная школа. Прививает детям первичные навыки к обучению, отрабатывает необходимые навыки (счёт, письмо, чтение), воспитывает основы культуры поведения в обществе, здорового образа жизни и самоконтроля;
средняя общеобразовательная школа. Занимается программами начального, основного и среднего общего образования. По окончании обучающийся получает документ (аттестат), позволяющий претендовать на дальнейшее обучение или устраиваться на работу;
гимназия. Реализует образовательную деятельность в основном и среднем звене с углублённым изучением гуманитарных предметов (иностранные языки, русский язык и литература, культурология, философия и т. д.);
лицей. Основной упор делается на естественно-научные и физико-математические предметы. Именно в лицеях практикуются занятия по специальным индивидуализированным планам и программам.
Профессиональные
В этих учреждениях обучаются выпускники общего и среднего школьного звена. По окончании им выдаётся диплом о среднем профессиональном образовании, разрешающий работу по полученной специальности. Только базовую подготовку осуществляют техникумы, а базовую и углублённую – колледжи.
Высшего образования
Выпускники школ с неполным средним образованием (на базе 11 классов) или средних специальных учебных заведений после сдачи определённых экзаменов могут приступить к получению данного уровня образования. Помимо образовательной функции, вузы в большинстве своём реализуют и научную. Чаще всего выделяют:
университет. Обеспечивает получение высшего образования, либо профессиональной переподготовки кадров по любой выбранной специальности. Позволяет реализовать научный потенциал в широком спектре наук. Выступает в качестве методологического и научного центра;
академию. Отличается от университета более узкой направленностью научных исследований. Также выпускает специалистов (бакалавров, магистров) в различных областях профессиональной деятельности;
институт. Предусматривает подготовку высококвалифицированных кадров, занимается научными и прикладными исследованиями, но при этом не считается методологическим центром.
Юридический статус специалистов (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Под правовым положением педагогического работника следует понимать комплекс его трудовых, социальных гарантий, компенсаций, ограничений, ответственности и обязанностей. Они устанавливаются в законодательстве. В России статус педработников считается особенным в обществе. В соответствии с этим формируются надлежащие условия для осуществления ими своей педагогической деятельности. В России специалистам предоставляются свободы и права, государственные гарантии, социальная поддержка, направленные на обеспечение высокого профессионального уровня сотрудников, повышения их значимости, а также престижа работы.
Классификация
Различают следующие виды работы в зависимости от содержания учебных программ:
- Комбинированная образовательная деятельность – это сочетание различных методов и форм либо дидактических задач, которые не имеют логической связи. К примеру, после рисования проводится подвижная игра.
- Комплексная образовательная деятельность – это работа, предполагающая реализацию задач разными средствами при наличии между ними ассоциативных связей. Например, после беседы о правилах пожарной безопасности начинается рисование тематического плаката. В данном случае одно действие доминирует, а следующее его дополняет.
- Интегрированная образовательная деятельность. Она предполагает соединение знаний из разных дисциплин на равной основе. При этом интеграция не является механической либо произвольной. Программа образовательной деятельности в этом случае должна формироваться так, чтобы знания обогащали и дополняли друг друга в процессе решения дидактических задач.
В настоящее время приоритетной считается комплексная работа. Она позволяет решать несколько задач одновременно.
Юридические возможности
Осуществляя образовательную деятельность, работники организаций пользуются правами на:
- Свободу преподавания, выражения своего мнения, независимость. Под последней следует понимать невмешательство в их работу сторонних субъектов.
- Свободу выбора и применения научно-обоснованных средств, методов и форм воспитания и обучения.
- Творческую инициативу, выработку и использование авторских программ и методик в пределах конкретных предметов, курсов, дисциплин, планов.
- Выбор учебников и методических пособий, материалов и прочих средств в соответствии с образовательной программой в порядке, определенном в законодательстве.
- Участие в выработке учебных планов, календарных графиков, курсов, предметов, дисциплин.
- Осуществление научно-технической, исследовательской, творческой, международной и экспериментальной деятельности, внедрения и разработки инноваций.
- Бесплатное использование информационных ресурсов, посещение библиотек.
- Участие в управлении учебным заведением, в том числе в составе коллегиальных органов, в порядке, предусмотренном в уставе.
- Объединение в общественные профорганизации в формах и по правилам, установленным законом.
- Участие в обсуждении вопросов, касающихся деятельности учебного заведения, в том числе через управляющие органы и общественные объединения.
- Обращение в комиссию, уполномоченную на урегулирование споров между субъектами образовательного процесса.
- Защиту достоинства и чести, справедливое и объективное разбирательство нарушений правил профессиональной этики.
Образовательные организации — что это такое?
Образовательная деятельность осуществляется в специальных организациях, которые могут носить государственный, муниципальный или частный статус. Сегодня на законодательном уровне открывать собственные учреждения могут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Порядок привлечения педагогических работников, заработной платы и оплаты обучения при этом определяет сам учредитель. Естественно, для того чтобы заниматься образовательной и воспитательной деятельностью у организации должна быть соответствующая лицензия.
Также в настоящий момент идёт активное переустройство всех действующих законов и положений на предмет совместного обучения детей с ограниченными возможностями и без таковых. В связи с этим многие учебные заведения занимаются реорганизацией классов и программ, чтобы приспособить их к совместному учебному процессу.
Какие виды образовательной деятельности существуют
Единой и универсальной классификации не существует, так как речь идёт о многогранной и сложной структуре. Например, можно усваивать одну или несколько дисциплин, учитывать или нет уже имеющийся опыт.
Если начинать с основ, то образовательную деятельность можно разделить на уровни:
1. Общее. Сюда относится дошкольное, начальное (с 7 лет, длится 4 года), основное (5 лет); и среднее (2 года).
2. Профессиональное. Относят среднее, его продолжительность полностью зависит от выбранного направления и организации, затем идёт высшее, которое сейчас подразделяется так:
- бакалавриат (4 года),
- специалитет (5 лет),
- магистратура (2-2,5 года).
3. Дополнительное образование, которое выбирается по желанию человека. Им часто выступают курсы по повышению уровню квалификации или перепрофилирование.
По форме обучения подразделяют на два вида:
- В семье, на дому. При такой форме обязательная промежуточная и итоговая аттестация для контроля процесса.
- На общих основаниях в официальном учреждении. Она учитывает личные потребности ученика и занятость педагога.
Образовательная деятельность, в силу многогранности целей, проявляется во множестве форм и воплощений, по сути, это совместный труд ученика и учителя. Процесс должен вовлекать каждого участника, проявляясь в музыке, игре, исследованиях, труде, коммуникациях, творчестве и других формах проведения занятий. Каждая деталь важна для развития личности.
Способы обучения:
- воспитание моральных и духовных ценностей;
- теория;
- исследование и анализ;
- развитие психических процессов.
Ребёнок с самого рождения вовлекается в процессы обучения. Знания копятся всю жизнь, чтобы передаться дальше, следующему поколению.
Похожие термины:
воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними. Направлена на познание окружающей действительности и является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. В процессе игры
социальнопедагогическая деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных ценностей общества.
Пьяному море по колено, а лужа по уши..
Случаи утопания во время купания часто бывают связаны с опьянением: пьяные забывают об осторожности, лезут на глубину, купаются во время шторма. Пьяный плохо
сфера активного досуга и отдыха, восстановление физических, психических и духовных сил, удовлетворение и развитие творческих способностей и интересов
обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию условий для актуализации потенциала самопомощи, реализации мотивов к эффективному тр
согласованное упорядочение различных видов деятельности (педагогической, управленческой, методической, информационной, издательской, рекламной, обслуживающей и других), осуществляемой субъекта
тип учебной деятельности, заключающийся в выявлении и сопоставлении точек зрения, позиций, в подборе и предъявлении аргументации. См. Дискуссия.
целенаправленная активность, отвечающая потребностям и мотивам человека, реализующаяся в системе культуры и досуга.
это деятельность, ориентированная на формирование умений осуществлять: автоматизацию процессов обработки результатов учебного (лабораторного, демонстрационного) эксперимента; выявление основн
в широком смысле — наука о творчестве; в узком, более современном, — теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач.
Functional Activities) — многократно повторяющаяся дятельность по управлению организацией, планируемая в долгосрочной перспективе в виде сформулированной функции для исполнителя. Характеризуется отноше
это проверка и оценка результатов педагогического процесса, анализ его хода и эффективности.
направленная на прочное усвоение знаний. Проводится на всех этапах обучения. В зависимости от класса и специфики уч. материала в одних случаях 3. органически объединяется с изучением нового, в друг
трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся приобретением доходов; рассматривается как предпринимательская деятельность и подлежит регистрации в соответствии с законодательством
общественно полезная самостоятельная личная деятельность граждан, проводимая в целях обеспечения занятости, получения дополнительных доходов, более полного удовлетворения потребностей населе
деятельность, обеспечивающая условия взаимодействия между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами ИКТ, направленная на достижение образовательных целей .
деятельность, основанная на информационном взаимодействии между обучаемым, преподавателем и средствами новых информа- ционных технологий, направленная на достижение учебных целей. Включает сле
деятельность по обеспечению информацией различных групп пользователей.
включение преподавателя в деятельность по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств в практике обучения и воспитания учащихся, создание в образовательном учреждении определен
вид самостоятельной аналитической работы по систематизированному изучению какого-то вопроса или практически актуальной проблемы, заключающийся в постановке проблемы, выдвижении и проверке гип
Основные средства (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Образовательная (педагогическая) деятельность реализуется с использованием различных приемов. Их принято разделять на 5 категорий:
- Информационные и материальные средства. В традиционном понимании к ним относят наглядные пособия, оборудование и прочие предметы, с помощью которых осуществляется познавательная деятельность.
- Языковые средства. Эта категория считается достаточно обширной. В нее входят не только разговорные (родной и иностранные) языки, но и специализированные. К последним, например, относят языки дорожных знаков, электрических схем, чертежей, искусства и так далее.
- Логические средства. Словесно-дискурсивное мышление считается высшей степенью проявления умственных способностей. Логические средства формируются у человека постепенно посредством наглядно-действенного и образного восприятия. Они способствуют формированию умений ставить и понимать вопросы, находить варианты их решения, производить необходимые для этого операции в уме и делать верные выводы.
- Математические средства. Они формируются с появлением у ребенка представлений о числах и счете. Развитие математических средств продолжается в процессе изучения точных наук.
Стоит сказать, что совершенствование указанных выше инструментов является достаточно обширной и почти не изученной проблемой. Ее исследование крайне необходимо в настоящее время. Совершенствование средств будет оказывать влияние на развитие образовательной деятельности в целом.
Структура образовательной системы в России
Структура системы образования – это совокупность взаимодействующих составляющих, среди которых выделяют:
- Преемственные программы образования.
- Федеральные госстандарты и требования.
- Сеть образовательных учреждений и научных организаций, реализующих данные стандарты, требования и программы.
- Лица, осуществляющие педагогическую деятельность, родители, законные представители учащихся, сами учащиеся и т.д.
- Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности.
- Органы, контролирующие реализацию госстандартов, требований планов и производящие оценку качества образования.
- Органы, управляющие образовательной сферой, подведомственными организациями и учреждениями.
- Объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, которые осуществляют свою деятельность в образовательной сфере.
Сегодня Российская образовательная система считается одной из самых лучших и входи в десятку мировых образовательных систем. И если ранее в образовательную систему России входили только государственные учреждения, то сегодня – это также коммерческие и частные учебные организации.
Образовательная система обеспечивает реализацию права на непрерывное обучение для каждого гражданина страны, что позволяют обеспечить разные уровни образования в России. Более подробная их структура представлена в таблице ниже:
Образование | Уровни/виды |
общее |
|
профессиональное |
|
дополнительное |
|
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Специфика занятий
Образовательная деятельность детей имеет определенную специфику. В первую очередь она проявляется в самой структуре занятий. В частности, в раннем возрасте они проводятся в форме игр. Количество детей, принимающих участие в занятии, будет зависеть не только от конкретного их возраста, но и от содержания учебного плана. Работа должна обладать наглядно-действенным характером. В старших группах дети привлекаются к организации обстановки занятия. Это очень способствует усилению познавательного интереса. Между тем ключевое значение будут иметь характер постановки и содержание задач. С течением времени дети приучаются к установленным правилам поведения. Специалист регулярно напоминает о них до и во время занятия. По завершении преподаватель вместе с детьми формирует общий вывод. При этом специалист создает такие условия, при которых итоговый вывод стал бы результатом умственной работы обучающихся.