Образовательная программа доу

Содержание

Учебный план

Учебный план соответствует ряду требований, имеющих отношение к структуре учебного плана, а именно: наличие пояснительной записки к учебному плану и плана.

Учебный план является составляющим компонентом основной образовательной программы дошкольного образования, входящим в состав организационного раздела, определяет объем нагрузки для  каждой возрастной группы детей на текущий учебный год.

Учебный план:

  1. Определяет максимально допустимый объем нагрузки на воспитанников;
  2. Определяет состав и структуру обязательных разделов примерной программы, а также части, формируемой участниками образовательного процесса;
  3. Предоставляет воспитанникам возможность для реализации индивидуальных образовательных потребностей, развития своих способностей.

Учебный план создан с учетом соответствующих норм, содержания социального заказа, особенностей и интересов потенциальных заказчиков и потребителей образовательных услуг. Социальный заказ отражен в части, формируемой участниками образовательного процесса. 

  Структура образовательного процесса

Учебный план делится на три блока:

  1. Утренний образовательный блок (с 7.00 до 9.00 и с100 до 12.00)

– совместная организованная деятельность воспитателя с детьми (утренний круг, игры, беседы, труд, продуктивная деятельность, экспериментирование, работа над проектами).

— свободная самостоятельная деятельность детей (игры, продуктивная деятельность, экспериментирование, общение и т.д.)

     2. Развивающий блок (с 9.00 до 11.00)

— организованное обучение (совместная деятельность воспитателя с детьми)

     3. Вечерний образовательный блок (с 15.30 до 17.30)

—  совместная организованная деятельность воспитателя с детьми

(вечерний круг, игры, экспериментирование, работа над проектами, факультативы, кружки, секции, досуги, развлечения). 

— свободная самостоятельная деятельность детей (игры, продуктивная деятельность, экспериментирование, общение и т.д.)

Структура учебного года.

Учебный год начинается с 01.09.21 г. заканчивается — 31.05.2022 г.

С 1 сентября по 10 сентября – мониторинг.

С 13 сентября по 24 декабря – воспитательно-образовательный период.

С 27 декабря по 30 декабря – новогодние представления.

С 31 декабря  по 9 января – новогодние каникулы.

С 10 января по 20 мая – воспитательно-образовательный период

С 23 мая по  31 мая – мониторинг

В дни проведения  праздников (сезонных, государственных) занятия с детьми не проводятся.

В период с 01.06. по 31.08. проводится летняя оздоровительная компания. В это время на основе диагностических данных организуется работа в микро группах, занятия по интересам, экскурсии, целевые прогулки, спортивные досуги, закаливающие процедуры, мероприятия познавательно-развлекательного характера.

Праздники.

1. День знаний — 01.09

2. Осеннины – 14.10.

3.День матери – 26.11

4.Новогоднее шоу – 28.12. — 30.12.

5. Каникулы – с 31.12. по 09. 01.

6. «Небезопасные зимние забавы» – 27.01,

7. 23 Февраля – 22.02

8. Проводы Русской Зимы – 18.03.

9. Мамин день – 03.03, 04.03.

10. Экологический праздник «День земли» – 22. 04.

11. День Победы – 06.05

12. Спортивно-интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» — 26.05.

13. Выпуск детей в школу – 27.05.

Развлечения.

1. Эколого-туристический «Мини-поход».

2. «День защиты детей»

3. «Юморина»

4. «Мы будущие покорители космоса».

5. Театральные, музыкальные с приглашением профессиональных коллективов

ПЕРЕЧЕНЬ БЕСПЛАТНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП

(часть, формируемая участниками образовательного процеса)

ФИО педагога Название  группы / студии
   ОТДЕЛЕНИЕ 2
Валиуллина Альбина Ришатовна Спортивная группа «Весёлые старты»
Баранова Ольга Борисовна Творческая группа «Каляка — маляка»
Фёдорова Юлия Анатольевна Творческая группа «Зелёные спасатели»
   ОТДЕЛЕНИЕ 1
Телухова Яна Фёдоровна Творческая группа «Мастерская Самоделкина»
Стаметова Марина Николаевна Творческая группа «Чудеса своими руками»
Прохорова Марина Ивановна Творческая группа «Умелые ручки»
Нестерова Ирина Олеговна Творческая группа «Буковка»
Коннова Евгения Дмитриевна Творческая группа  «Готовим пальчики к письму»
Сарницкая Ирина Александровна / Родькина Ольга Александровна Спортивная группа «Здоровячок»
Халимова Марина Олеговна Творческая группа «Музыкальные ступеньки»
Редина Анастасия Николаевна Творческая группа «Хочу всё знать!»

В организационном разделе прописаны среда, условия, режим дня

Проверьте, что в организационном разделе описана развивающая пространственно-предметная среда и медико-социальные условия

Важно, чтобы режим дня детей соответствовал СанПиН: не был превышен объем непрерывной образовательной деятельности, были соблюдены требования к перерывам между занятиями, рекомендации по распределению нагрузки между повышенной физической активностью и умственным напряжением детей. Детям нужно время для свободной продуктивной, двигательной, спонтанной игровой деятельности – проконтролируйте, что это учтено в режиме дня

Продолжается набор в колледж Анны Муратовой по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов. Успейте подать заявку. Количество мест ограничено.

Специальные предложения:

1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.

2. На коллективные заявки на обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (не участвующих в акциях) предоставляются скидки до 30% на стоимость обучения.

Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске — дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!

Материал из Справочной системы «Образование»

Как написать рабочую программу

Составление рабочей программы вне зависимости от образовательного направления подчинено определённой структуре, установленной ФГОС:

  • титульный лист;
  • содержание документа;
  • раздел целевого компонента;
  • раздел содержания.

Две последние позиции, в свою очередь, также имеют определённый план оформления. С подробным описанием схемы составления рабочей программы можно ознакомиться здесь.

Особенности организации занятий по программам

Поскольку программы определяют лишь содержательную (!) сторону уроков, то есть выбор материала, приёмов работы, – структура их организации будет единой.

Таблица: схема организации занятий в ДОУ

Этап занятия (содержание) Хронометраж (минуты)
Младшая группа Средняя Старшая Подготовительная
Вводный (введение в тему, мотивация малышей) 2 минуты 3 минуты 2 минуты 3 минуты
Основной (разработка теоретической и практической сторон темы с обязательной физкультминуткой) 11 15 20 23
Заключение (оценка педагогом качества работы детей, в средней и старших группах добавляется рефлексия, по программам «Шаг за шагом» и «Вальдорфский детский сад» самооценка начинается с 3 лет). 2 2 3 4
Итог 15 20 25 30

Примеры занятий по программе «Сообщество»

Задачей программы «Сообщество» является формирование личности как субъекта того или иного вида активности. В плане (или «конструкте») занятия это отражается на форме организации практической деятельности основного этапа, когда каждый ребёнок может отработать знания по теме в наиболее близком ему виде активности. Как в примере конструкта по теме «Цветы» педагога О.А. Щербаковой.

Вводный этап может выстраиваться и на основе беседы с детьми, как это проиллюстрировано в конструкте «Вся семья вместе, так и душа на месте!» Ю.В. Поляковой.

На занятиях по программе «Сообщество» дети проявляют себе в том виде деятельности, который им ближе

Программы образовательные, основные и дополнительные — Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Занимательная сенсорика»

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической…»
Пояснительная записка: Настоящая дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Занимательная сенсорика» рассчитана для детей от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа разработана в соответствии со следующими…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Программа кружка для дополнительных занятий по звукопроизношению для детей 5–7 лет
Пояснительная записка. Программа предназначена для дополнительных занятий с детьми 5-7 лет общеразвивающих групп. Основной задачей программы является коррекция неправильного произношения, развитие фонетоко-фонематических процессов, выработка у детей умения контролировать звуки в…

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знаток»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности по формированию начальных естественнонаучных представлений «Знаток». Актуальность данной программы состоит в том, что техническое творчество способствует развитию коммуникативных…

Программа кружка «Юные исследователи»
Актуальность программы Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности. Формирование у…

Анализ рабочей программы

Для анализа рабочей программы, то есть выявления её достоинств и недостатков и определения эффективности в организации взаимодействия с детьми, методисты ДОУ проводят диагностику, которая заключается в оценке успехов, выявлению проблем с указанием путей их решения по таким направлениям:

  • повышение качества образования;
  • совершенствование воспитательного процесса;
  • создание условий для здоровьесбережения;
  • кадровое сопровождение процесса образования (в плане компетентности воспитателя и методических ресурсов);
  • создание условий для обеспечения безопасности детей.

Развёрнутые примеры анализа рабочих программ на основе их диагностики можно найти здесь.

Одним из показателей успешности совершенствования воспитательного процесса является положительный эмоциональный фон в коллективе детей

Рабочая программа, являясь основой для составления планирования работы с детьми конкретного возраста, опирается на образовательную программу, по которой работает весь детский сад. При этом последняя выбирается методическим советом ДОУ на своё усмотрение исходя из особенностей воспитанников, квалификации кадрового состава и социального заказа. Как правило, основной курс комплексной образовательной программы дополняется вариативным, который, в свою очередь, может быть взят из парциальной программы, нацеленной на реализацию целей и задач одного-двух направлений развития дошкольников.

Учтите новые годовые задачи детского сада, чтобы актуализировать ООП

Чтобы образовательная программа в детском саду не была статичным документом, который ничего не меняет в образовательном процессе, ее ежегодно нужно актуализировать и конкретизировать. Для этого необходимо учитывать задачи, которые ставит перед детским садом государство.

Важно

В ООП опирайтесь на государственные задачи, это послужит аргументом в разговоре с учредителем о финансировании материально-технического обеспечения для программы.

В 2019/20 учебном году перед детскими садами стоят новые задачи. Учтите их в ООП: добавьте новые части по работе с детьми раннего возраста, отразите, как вы будете внедрять цифровые технологии в образовательный процесс и новые формы работы с детьми. Таковы требования Президента (Указ Президента от 07.05.2018). Еще один шаг, чтобы актуализировать программу, – проанализировать результаты ее реализации в прошлом году и внести в нее коррективы.

Согласуйте проекты с родителями

 Направьте проекты программы воспитания и календарного плана совету родителей, учтите его мнение

Это важно, так как родители имеют право принимать участие в подготовке (ч. 3 ст

12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Ознакомьте с проектами на родительском собрании или направьте их по электронной почте и в мессенджерах. Организуйте обсуждение, например онлайн по ZOOM, или попросите направить замечания письменно.

 Поручите рабочей группе рассмотреть замечания и доработать проекты, если это не противоречит основным направлениям развития детского сада. При желании направьте доработанные проекты родителям повторно и дождитесь их мнения.

Выбор программы ДОУ

Выбор образовательной программы определяется видом дошкольного учреждения, которое на время будет для крохи вторым домом. Зависит от поставленных задач и целей, выбранных направлений, квалификации персонала и образовательной среды.

При выборе образовательной программы важно следить, чтобы ее редакция отвечала поставленным задачам, прошла соответствующую экспертизу. Она должна утверждаться всеми участниками образовательного процесса

Дошкольное образование и есть исток дальнейшего развития ребенка. Оно должно приносить радость и детям, и родителям. Следует к ее созданию подходить ответственно.

Проведите педсовет

   Новые требования связаны с поправками, которые внесли в Закон об образовании. Чтобы помочь коллегам разобраться в изменениях, обсудите их на педсовете.

   Объясните, что поправки призваны усилить воспитательную миссию каждой образовательной организации, в первую очередь – детских садов. Поставьте задачу на ближайший год – подготовить такую программу воспитания, которая поможет каждому педагогу сосредоточиться на решении воспитательных и развивающих задач в комплексе с обучающими.

   Рассмотрите понятия, которые добавили в Закон. Расскажите, в чем суть изменений и как они повлияют на работу коллектива. Для наглядности раздайте коллегам памятку

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

•Образовательная деятельность и культурные практики, осуществляемые в утренний отрезок времени, включают:

 Пример: 

наблюдения — в уголке природы, за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку);

 индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.); 

создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости ко взрослым и сверстникам; 

трудовые поручения (подготовка рабочего места к организованному виду деятельности,  уход за комнатными растениями и пр.); 

беседы и разговоры с детьми по их интересам;

 … 

•Образовательная деятельность и культурные практики, осуществляемые во время прогулки, включают: …

 •Образовательная деятельность и культурные практики, осуществляемые во второй половине дня, включают: …

 •Примерный перечень и количество видов непрерывной образовательной деятельности в течение недели

Отразите внедрение цифровых технологий

Минпросвещения требует внедрять в образовательный процесс цифровые ресурсы и технологии электронного образования. Пропишите эти изменения в содержательном разделе ООП. Обоснуйте, почему надо ввести цифровые технологии в образовательный процесс, в целевом разделе. Например, потому что современный ребенок с детства окружен техникой, она близка и понятна ему, образовательный процесс с использованием цифровых технологий будет более продуктивен.

Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой предлагает электронные уроки для дошкольников, электронные уроки по иностранным языкам, видео сказки, уроки по ментальной арифметике, каллиграфии, скорочтению, шахматам, робототехнике, электронный образовательный журнал «ЭлектроникУМ».

В организационном разделе ООП опишите материально-техническое обеспечение введения электронного образования. Этот раздел будет важен при разговоре с учредителем о финансировании цифровых ресурсов: покупки компьютеров, интерактивных устройств, компьютерного обеспечения.

Создайте рабочую группу

   Создайте рабочую группу, которая займется подготовкой программы воспитания и календарного плана. Включите в нее заместителя заведующего, старшего воспитателя, воспитателей и методистов, педагога-психолога.

   Состав группы утвердите приказом. Издайте положение о ее работе.

 Составьте проект программы воспитания

 Поручите рабочей группе составить проект программы воспитания в детском саду. Пусть определит ее примерное содержание и структуру. 

Содержание программы воспитания

 Основное требование к содержанию программы – не противоречить ООП. Поэтому поручите членам рабочей группы проанализировать ООП ДО и выделить в ней воспитательные задачи. Затем методом мозгового штурма или с помощью «Корзины идей» определить примерное содержание программы воспитания.

 Попросите привлечь к разработке родителей. Для этого оформите уголок на стенде, куда родители смогут прикреплять свои предложения. Также поручите провести опрос на родительском собрании. Тема опроса – как родители представляют себе воспитательную программу, что хотели бы в ней видеть.

Важные теоретические нюансы

Во многих методических источниках смешиваются понятия «образовательная программа» и «рабочая программа». Однако эти два понятия не являются синонимичными, более того, они находятся в подчинительной связи.

Образовательная программа — модель образовательного процесса, по которой работают все (!) группы того или иного детского сада. Эта модель согласно п. 5, ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» выбирается руководителем и методическим советом ДОУ на своё усмотрение.

Образовательная программа считается фундаментальной основой работы детского сада, однако и она претерпевает изменения год от года, что связано с изменяющимися реалиями жизни. Например, в последние годы в программы вносятся коррективы относительно меры привлечения компьютерных технологий в работу с дошкольниками.

Рабочая программа — это документ, опирающийся на образовательную программу и требования к организации учебно-воспитательного процесса в учреждении образования, то есть на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который отражает особенности работы педагогов разных специализаций с воспитанниками конкретного (!) возраста. Например, рабочая программа по развитию речи в средней группе, рабочая программа преподавателя музыки и т. п.

Рабочие программы составляются ежегодно под особенности развития конкретной группы малышей с опорой на общую образовательную программу ДОУ.

Рабочая программа составляется на основании образовательной с учётом особенностей детей в группе

Особенности составления рабочих программ для детей с ДЦП

Дети, имеющие отклонения в развитии, нуждаются в осуществлении специального подхода в организации учебно-воспитательного процесса. Это, в свою очередь, требует от педагога составления адаптированной рабочей программы, ориентированной на взаимодействие именно с такими детьми в условиях инклюзивного образования — обучения особенных малышей в группах обычных детей

При этом важно помнить, что у 80% ребят с ДЦП этот диагноз носит приобретённую форму, то есть паралич был получен в результате родовых травм, например. От остальных 20% с истинным ДЦП их отличает сохранённый интеллект

При составлении программы это важно учитывать, в частности, при выборе тем и форм реализации задач познавательного развития. Кроме того, в целевой раздел программы обязательно включается пункт о задачах коррекции. Ознакомиться с примером адаптированной рабочей программы для дошкольников с ДЦП можно здесь.

Основой программы для работы с особенными детьми является индивидуальный подход

Способы и направления поддержки детской инициативы

1-е направление. Деятельностные инициативы. 

Способы поддержки:

 Способы поддержки деятельностных инициатив.

 •Способы поддержки игровой инициативы. 

Пример. Игровые инициативы. 

подготовка необходимых атрибутов, способствующих развертыванию игровых сюжетов; 

обогащение представлений детей об особенностях деятельности людей определенных профессий, о трудностях и опасностях, о достижениях в профессиональной деятельности; 

создание проблемно-игровых ситуаций, стимулирующих продолжение игры; 

… 

•Способы поддержки познавательных инициатив.

 — Проектная деятельность. 

Способы поддержки коммуникативной инициативы. 

•Способы поддержки художественно-творческих инициатив.

 — Проектная деятельность. 

•2-е направление. Социальные инициативы. 

Способы поддержки.

 •Ситуации заботы (о малышах, о старших…) 

•Ситуации правило творчества («Мы – дружные ребята» и др.) 

Внесите в ООП коррективы по результатам ее реализации в прошлом году

Чтобы актуализировать образовательную программу, необходимо учесть опыт ее реализации за прошлый год. Вы можете сделать срез за несколько прошлых лет, но это потребует более длительной аналитической работы. Учитывайте положительный и негативный опыт и на его основании корректируйте образовательную программу. Например, в прошлом году одна из годовых задач вашего детского сада состояла в том, чтобы повысить качество педагогической работы по развитию речи детей. В итоге за год вы создали эффективную систему по развитию речи. Внесите описание этой системы в образовательную программу. Это позволит использовать систему и дальше. Если какую-то методику ваши педагоги реализовать не смогли или она не дала того результата, который вы от нее ждали, замените ее на другую. Пропишите ее в образовательной программе.      

Ежедневное планирование

Ежедневный план — это конкретизация видов и приёмов работы по всем образовательным областям на каждый день на этапах актуализации опорных знаний, ознакомления с новым материалом, его освоения и закрепления в рамках конкретной тематики. Составляя ежедневный план, педагог опирается на индивидуальные особенности детей в группе.

Таблица: схема написания ежедневного плана

Этап Цели Принципы работы
Утро Создание эмоционально комфортной атмосферы в группе.
  1. Все виды активности должны быть хорошо знакомы ребятам.
  2. Обязательная проработка комплекса утренней гимнастики.
  3. Виды деятельности планируются исходя из запросов детей (игры, общение, индивидуальная работы и пр.).
  4. Любой вид деятельности не должен длиться дольше 15–20 минут.
  5. Деятельность, требующая длительной подготовки, например, выполнение аппликаций, поделок, на утро не планируется.
  6. Длительные игры (сюжетно-ролевые, строительные) также не включаются в перечень видов работ.
  7. Трудовая деятельность с применением колюще — режущих предметов не включается в перечень видов деятельности с утра.
Занятия
  1. Краткая запись темы занятий.
  2. Развёрнутое описание триединой цели каждого занятия (обучающей, развивающей и воспитательной).
  3. Указание интегрируемых областей: первой пишется основная, а затем в скобках сопутствующие.
  4. Указание средств и оборудования для каждого занятия.
  5. Описание целей дидактических игр.
Прогулка
  • обеспечение активной, разнообразной деятельности;
  • снятие утомления.
  1. Если до прогулки было динамичное занятие (физкультура, хореография), то начинать нужно с наблюдения (за погодой, транспортом, деятельностью людей и пр.). Если перед выходом на улицу было статичное занятие (развитие речи, математика), то начинаем со спортивной игры.
  2. Обязательными элементами прогулки в средней группе являются подвижная игра, наблюдение, труд (в парах или малых группах), беседы по воспитанию нравственных качеств, а также индивидуальная работа.
Чтение художественной литературы
  • расширение кругозора;
  • воспитание литературного вкуса;
  • стимулирование желания научиться читать.
  1. Текст можно сочетать с отрывками из мультфильмов, если по конкретному произведению есть такая возможность.
  2. Отрывки для чтения не должны быть слишком объёмными.
  3. После завершения чтения детям предлагается 3–4 вопроса репродуктивного и проблемного характера.
Воспитание культурно-гигиенических навыков В этот блок входит:
  • мытьё рук;
  • правила поведения за столом;
  • раздевание, одевание;
  • самообслуживание.

Если в детском саду такая практика есть, то в этот блок включаются закаливающие мероприятия.

Вечер Дать положительный эмоциональный заряд на посещение сада завтра. Этот этап планирования включает такие виды деятельности, как:
  • все виды игр (дидактические, подвижные, театрализованные) с привлечением игрушек;
  • праздники и развлечения (проводятся один раз в неделю);
  • разучивание стихотворений, песен;
  • трудовая деятельность (к примеру, полив цветов, уборка игрушек);
  • индивидуальная работа;
  • чтение;
  • взаимодействие с родителями;
  • прогулка (является альтернативой какому-либо другому виду деятельности в вечернее время, так как возможна только в хорошую погоду).

Как оформить ежедневный план

По ФГОС план на каждый день включает:

  • титульный лист (с указанием названия ДОУ, имени воспитателя, а также лица, которое принимает и утверждает план);
  • список малышей группы;
  • перечень видов работы с родителями;
  • расписание занятий на неделю;
  • список занятий по дням с датами;
  • перечень совместной деятельности педагога с детьми;
  • список видов самостоятельной работы ребят;
  • план зарядок и физкультминуток, куда включаются дыхательные и пальчиковые упражнения.

В качестве образца можно использовать следующие планы:

  • для первой младшей группы;
  • для второй младшей группы;
  • для средней группы;
  • для старшей группы;
  • для подготовительной группы.

В ежедневном плане прописываются и планы отдельных занятий в конкретный день