Лицензирование образовательной деятельности в 2021: необходимые документы и действия

Содержание

Образовательные организации — что это такое?

Образовательная деятельность осуществляется в специальных организациях, которые могут носить государственный, муниципальный или частный статус. Сегодня на законодательном уровне открывать собственные учреждения могут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Порядок привлечения педагогических работников, заработной платы и оплаты обучения при этом определяет сам учредитель. Естественно, для того чтобы заниматься образовательной и воспитательной деятельностью у организации должна быть соответствующая лицензия.

Также в настоящий момент идёт активное переустройство всех действующих законов и положений на предмет совместного обучения детей с ограниченными возможностями и без таковых. В связи с этим многие учебные заведения занимаются реорганизацией классов и программ, чтобы приспособить их к совместному учебному процессу.

Принципы

Политика образовательной деятельности включает в себя следующие положения об образовании в РФ:

  • получить образование может каждый человек;
  • образование должно носить гуманный характер и объединять в себе свободное совершенствование личности и воспитание любви к родине, ответственности, трудолюбия, разумного отношения к природе;
  • каждый может получить образование, соответствующее его склонностям и потребностям, выбирая форму обучения и образовательное учреждение в зависимости от личных предпочтений;
  • образовательные организации обязаны носить открытый информационный характер и формировать публичную отчетность, однако они сохраняют право на автономию и демократичный характер управления образованием;
  • все отношения в области образования регулируются государственным путем и с помощью договоров;
  • педагогические работники вольны самостоятельно выбирать методы обучения и воспитания;
  • недопустимы какие-либо ограничения или отсутствие конкуренции между обучающими организациями.

Как изменить форму обучения

Для очного обучения обычно документы подаются в школу по месту регистрации. Если ребёнок прописан в другом месте, и возможности сделать регистрацию по месту жительства нет, можно подать документы в другую школу

Но важно помнить, что в приоритете — дети, прописанные на территории, закреплённой за школой. Придётся надеяться на места в желанной школе, которые останутся после окончания приёма по прописке. 

Если вы выбрали очно-заочное обучение, нужно обговорить с администрацией школы график её посещения и аттестаций. Обычно очно-заочники появляются в школе несколько раз в неделю или реже. 

На заочном обучении тоже нужно быть в контингенте школы и знать график аттестаций

А также важно продумать, как осваивать программу — своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-школы. . Для перехода на семейное обучение воспользуйтесь нашей пошаговой инструкцией

Вкратце — потребуется уведомить органы власти, подобрать школу для промежуточных аттестаций и организовать учебный процесс. 

Для перехода на семейное обучение воспользуйтесь нашей пошаговой инструкцией. Вкратце — потребуется уведомить органы власти, подобрать школу для промежуточных аттестаций и организовать учебный процесс. 

Особенности наименования

В названии учебного заведения могут присутствовать указания на специфику работы. Например, «общеобразовательная школа с математическим уклоном». В наименовании может присутствовать указание на интеграцию учебных планов разного типа. Программа деятельности образовательной организации может предусматривать дополнительные задачи. Например, это может быть коррекция, содержание, реабилитация, психолого-педагогическое сопровождение, технологическая, научно-исследовательская и прочая работа. Указание на это также может присутствовать в названии учебного заведения.

Что такое образовательная лицензия

Лицензия на образовательную деятельность — это документ, дающий право организации осуществлять образовательную деятельность на территории Российской Федерации. 

Лицензия необходима организациям и учебным заведениям, которые реализуют образовательные программы в любом формате: дистанционно или очно. В наше время тематика образовательных программ очень широка: от курсов иностранных языков до йоги. 

Не стоит путать лицензию на право ведения образовательной деятельности с государственной аккредитацией. Последняя подтверждает соответствие образовательных программ организации федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности. Лицензия же является подтверждением законности осуществления образовательной деятельности.

Почему наличие лицензии образовательного учреждения — это важно для родителей

Наличие образовательной лицензии даёт право организации выдавать обучающимся документ собственного образца о прослушанных программах. Лицензирование образовательной деятельности является залогом спокойствия для родителей школьников, и вот почему:

  • Получение лицензии на ведение образовательной деятельности и соблюдение лицензионных требований — непростая задача. Позволить себе сфокусироваться на ней могут только школы, которые уверенно «стоят на ногах» и работают на долгосрочную перспективу.
  • Наличие лицензии школы на образовательную деятельность обязывает публиковать большое количество информации, которую вы можете найти на сайте — о преподавателях, программах, условиях обучения. Такая подробная информация позволит принять более взвешенное решение при выборе школы.
  • Платя за образование организации, у которой есть лицензия на осуществление образовательной деятельности, вы можете получить налоговые вычеты, а также оплатить обучение ребёнка материнским капиталом. С 2018 года им можно оплачивать не только основное образование, но и дополнительное, при условии, что у организации, которой вы платите, есть действующая лицензия.

Обучающиеся

Образовательная деятельность – это процесс, в который вовлечены не только педагогические работники, но и обучающиеся — физические лица, занимающиеся освоением образовательной программы. В зависимости от выбранной организации, уровня получаемого образования и формы обучения, обучающиеся могут называться:

  • воспитанниками, обучающимися в ДОУ или получающими общее образование с одновременным проживанием в организации;
  • учащимися – лицами, получающими общее образование;
  • студентами, осваивающими профессиональное или высшее образование;
  • аспирантами и ординаторами – лицами, обучающимися в аспирантуре и ординатуре;
  • экстернами, зачисленными в организацию для прохождения аттестации.

Каждый обучающийся имеет право на:

  • самостоятельный выбор организации и формы обучения, в том числе и сразу нескольких при желании;
  • отсрочку от призыва в армию;
  • каникулы – перерывы, запланированные для отдыха и других целей;
  • получение бесплатного образования в порядке, установленном ФЗ № 273 об образовании;
  • участие в управлении организацией;
  • пользование всеми информационными и библиотечными ресурсами, объектами культуры и спорта и прочими возможностями, предоставляемыми организацией;
  • совмещение учебы с работой.

Обучающиеся должны:

  • соблюдать дисциплину, выполнять внутренние правила распорядка и требования устава;
  • аккуратно относиться к имуществу учреждения;
  • добросовестно изучать образовательную программу;
  • заботиться о своем нравственном, физическом и умственном самосовершенствовании;
  • с уважением относиться к другим обучающимся и работникам организации.

Специфика работы индивидуальных предпринимателей

Граждане могут осуществлять образовательную деятельность как самостоятельно, так и привлекая наемных преподавателей. Статьей 32 ФЗ №273 предписано обязательное прохождение госрегистрации индивидуального предпринимателя в ФНС либо ее территориальном подразделении. При этом налоговая служба должна уведомить исполнительный орган соответствующего уровня о постановке на учет такого субъекта. До начала оказания образовательных услуг на платной основе, индивидуальный предприниматель должен предоставить родителям и обучающемуся сведения о:

  1. Госрегистрации в качестве ИП.
  2. Уровне профоподготовки, общем стаже работы, продолжительности индивидуальной деятельности в области образования. Аналогичные данные предоставляются и в отношении наемных преподавателей.

По смыслу гражданского законодательства, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области образования на платной основе, должны заключать соответствующие договоры. Они могут быть в простой письменной форме. Договор должен отражать основные условия предоставления услуг, обязанности и права, а также ответственность сторон. Кроме этого, в документе определяется срок, порядок и размер оплаты.

Реорганизация и ликвидация

Мероприятия, связанные с изменением организационно-правового статуса учебных заведений, проводятся по решению исполнительного органа регионального, федерального или местного уровня. Реорганизация и ликвидация учреждений выполняется в соответствии с положениями гражданского законодательства с учетом специфики, предусмотренной в ФЗ №273. Формирование образовательных организаций осуществляется аналогичным образом. При принятии решения исполнительным органом соответствующего уровня должна быть проведена оценка его последствий. Анализ результатов проводит специальная комиссия

При реорганизации или ликвидации образовательного учреждения, расположенного в сельской местности, во внимание принимается мнение местных жителей. В соответствии со ст

22 (части 13 и 14), порядок, в соответствии с которым выполняется оценка последствий решения, а также формируется специальная комиссия и подготавливается заключение, определяется Правительством РФ либо компетентной региональной структурой.

Структура образовательной системы в России

Структура системы образования – это совокупность взаимодействующих составляющих, среди которых выделяют:

  • Преемственные программы образования.
  • Федеральные госстандарты и требования.
  • Сеть образовательных учреждений и научных организаций, реализующих данные стандарты, требования и программы.
  • Лица, осуществляющие педагогическую деятельность, родители, законные представители учащихся, сами учащиеся и т.д.
  • Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности.
  • Органы, контролирующие реализацию госстандартов, требований планов и производящие оценку качества образования.
  • Органы, управляющие образовательной сферой, подведомственными организациями и учреждениями.
  • Объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, которые осуществляют свою деятельность в образовательной сфере.

Сегодня Российская образовательная система считается одной из самых лучших и входи в десятку мировых образовательных систем. И если ранее в образовательную систему России входили только государственные учреждения, то сегодня – это также коммерческие и частные учебные организации.

Образовательная система обеспечивает реализацию права на непрерывное обучение для каждого гражданина страны, что позволяют обеспечить разные уровни образования в России. Более подробная их структура представлена в таблице ниже:

Образование Уровни/виды
общее
  • дошкольное;
  • начальное общее;
  • основное общее;
  • среднее общее.
профессиональное
  • среднее профессиональное;
  • высшее (бакалавриат);
  • высшее (специалитет и магистратура);
  • высшее (подготовка кадров высшей квалификации).
дополнительное
  • дополнительное образование детей;
  • дополнительное образование взрослых;
  • дополнительное профессиональное образование.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Организации

Образовательная деятельность – это процесс, который могут осуществлять индивидуальные предприниматели, образовательные и обучающие учреждения.

В наименовании каждой организации обязательно указывается ее тип и организационно-правовая форма. Дополнительно в названии можно использовать указания на особенности предоставляемого образования и дополнительные функции, применяемые для ведения образовательной деятельности.

В зависимости от реализуемой программы образования, выделяются следующие типы организаций:

  1. ДОУ. Осуществляют дошкольное образование, присмотр за детьми и их воспитание.
  2. Общеобразовательные. Для их работы используется программа образовательной деятельности начального уровня, основного и/или среднего.
  3. Профессиональные. Проводят профобучение и образование.
  4. Вузы. Готовят кадры высшего образования, ведут научную деятельность.

Спорные ситуации из судебной практики

Когда Рособрнадзор находит нарушение, компанию наказывают по 14.1 КоАП. ИП штрафуют на 4-5 тыс. ₽, ООО — на 40-50 тыс. ₽.  Затем инспекторы приходят второй раз, чтобы проверить исправления. Значит, компании заодно придётся обязательно получить лицензию и соответствовать лицензионным требованиям. А это довольно сложно и дорого, а некоторые помещения вообще нельзя адаптировать под требования санпинов. 

Поэтому предприниматели обращаются в суд и пытаются доказать, что они не занимаются образовательной деятельностью. Судебная практика очень неоднозначна, особенно на уровне районных судов.

Покажем на двух примерах:

Напомним, что суды ориентируются на Верховный суд, но не всегда принимают аналогичные решения. Есть шанс, что языковая школа или детский центр получат решение, как в первом случае, — и им не придётся платить штраф и возиться с лицензией. 

Педагогические работники

Право на преподавание имеют лица, обладающие высшим или средним профобразованием и отвечающие профстандартам и требованиям квалификационных справочников. Каждый специалист получает некоторые свободы и права, соцподдержку, государственные гарантии, направленные на повышение значимости преподавательской работы.

Для ведения основной образовательной деятельности педагогическим работникам предоставляются определенные полномочия:

  • свободный выбор форм и методов преподавания;
  • самостоятельный подбор методических пособий и информационных материалов;
  • сопричастность к управлению образовательным учреждением, вхождение в состав коллегий;
  • осуществление научной, экспериментальной, творческой, исследовательской и других видов деятельности;
  • защита чести и достоинства, обращение в комиссию по спорным вопросам, участие в деятельности общественных профорганизаций;
  • участие в выработке календарных графиков и учебных планов.

Педагогические работники обязаны:

  • относиться с уважением к другим работникам и обучающимся;
  • воспитывать и давать образование, развивать у обучающихся творческие способности, инициативность, самостоятельность, патриотизм, трудолюбие;
  • повышать свой профуровень;
  • периодически проходить проверки на соответствие занимаемой должности;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения и его устав.

Лицензионные требования

Положение о лицензировании устанавливает в 2021 году следующие требования к соискателям:

  • собственное или арендованное здание (помещение), соответствующее заявленным образовательным программам;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение на это помещение;
  • печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы по этим программам;
  • штатные или привлеченные по гражданско-правовому договору педагогические работники, имеющие профессиональное образование и стаж работы.

В нормативных актах, регулирующих лицензирование образовательной деятельности, не совсем чётко рассмотрен вопрос об организационно-правовой форме лицензиата. В законе об образовании № 273-ФЗ даётся следующее понятие образовательной организации: «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности». Понятие «организация, осуществляющая обучение» означает юридическое лицо, которое ведёт эту деятельность в качестве дополнительной.

Далее приводится ещё одно толкование: «организации, осуществляющие образовательную деятельность», под которыми понимают:

  • образовательные организации;
  • организации, осуществляющие обучение;
  • индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности может быть получена независимо от правовой формы и коммерческой направленности лицензиата. При этом ООО получить лицензию на образовательную деятельность может, если это направление бизнеса будет дополнительным, а не основным.

Лицензирование образовательной деятельности

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

                                      Статья 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Получение лицензии на образовательную деятельность —  трудоёмкий и энергозатратный процесс. Чтобы принять решение, органы власти рассматривают документы на протяжении 60 дней. Тем, кто нуждается в лицензировании, понадобится ещё и получить ряд разрешений других государственных органов. И, разумеется, составить необходимые образовательные программы. 

Статья 23 (ч. 1)

Типы образовательных организаций различаются в зависимости от учебных планов, которые они реализуют. В них могут включаться основные или дополнительные дисциплины. В соответствии с этим, выделяют:

  1. Дошкольные организации.
  2. Профессиональные учебные заведения.
  3. Общеобразовательные организации.
  4. Вузы.

В ДОУ реализуются учебные планы дошкольной направленности. Кроме этого, в задачи этих учреждений входит уход и присмотр за детьми. Профессиональные учебные заведения представлены техникумами, колледжами и пр. В них реализуются программы среднего профобразования. В вузах, как правило, предусматривается бакалавриат и магистратура. Кроме этого, в таких учебных заведениях ведется научная работа. Общеобразовательная школа реализует учебные планы в начальных, средних и старших классах. Учреждение принимает детей, окончивших ДОУ и подготавливает их в течение 10 лет к поступлению в вуз.

Кому нужна лицензия

Для начала выясним, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. В постановлении Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966, утвердившего положение о лицензировании образовательной деятельности, указана только одна такая возможность. Лицензия не нужна, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель. Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.

Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей – если вы нанимаете других педагогических работников, то лицензия на образовательную деятельность ИП необходима. При этом работников другого профиля, которые не предоставляют непосредственно образовательные услуги, нанимать можно без лицензии

В предыдущей редакции положение о лицензировании образовательной деятельности допускало еще одну возможность работать без лицензии – если по итогам обучения не проводилась итоговая аттестация и не выдавался документ об образовании. Проводить без лицензии тренинги, семинары, лекции, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, можно и теперь, но такая деятельность не называется образовательной, а культурной или досуговой.

Перечень услуг, для которых нужна лицензия, включает в себя такие виды образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное общеобразовательное, дополнительное профессиональное и образование религиозного персонала религиозных организаций.

Получение лицензии на образовательную деятельность – сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдачи лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней. А до этого надо подготовить ещё ряд разрешений других государственных органов и разработать собственные образовательные программы. И всё же, бизнес в сфере образования можно назвать доходным, поэтому если вы хотите заниматься этим направлением, то надо один раз пройти процедуру лицензирования.

Лицензия выдаётся бессрочно, и если вы не будете её переоформлять, то обращаться к чиновникам по этому вопросу уже не придётся.

Методы

Образовательная деятельность может осуществляться по-разному, каждый ее аспект имеет свои особенности. В зависимости от поставленных задач и преследуемых целей выделяются несколько способов обучения:

  1. Методы воспитательной деятельности. Они направлены на формирование нравственных и духовных ценностей обучающихся. Это могут быть, например: самооценка, раскаяние, подражание, поступок, побуждение. Эти действия можно подразделить на две группы: теоретические и практические. Теоретическая деятельность применяется для нахождения и обоснования практической деятельности, которая, в свою очередь, позволяет сознательно менять элементы мира.
  2. Методы учебной деятельности. Они по своей природе близки к научно-исследовательской деятельности ученого. Подразделяются на теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы используются для осуществления различных мыслительных операций (например, анализ, сравнение, индукция, фантазия) и позволяют на их основе выстраивать гипотезы, заниматься постановкой проблем, выявлять противоречия, выдвигать научные теории. Эмпирические методы направлены на ведение практической деятельности (написание сочинений, проведение опытов и экспериментов, конспектирование, выполнение упражнений).
  3. Метод развития обучающегося. Используется для совершенствования психических процессов. Развитие происходит либо целенаправленно с помощью тренировок памяти, эмоций, внимания и т. д., либо попутно при воспитании и обучении.