Управление образованием

Содержание

Управление образованием – муниципальный уровень: соответствие закону

В муниципальной образовательной системе управление предполагает защиту ее интересов, обеспечение согласования с образовательными потребностями и запросами населения и требованиями государства. Поэтому система управления образованием, её инфраструктура должны быть такими, чтобы они способствовали развитию образовательных учреждений, образования в целом.

В своем Послании Федеральному собранию в 2013 г. Президент России В.В.Путин отметил, что «местная власть должна быть устроена так — а ведь это самая близкая власть к людям, — чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой». И далее: «считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. И такую работу мы должны начать и в основном законодательно обеспечить уже в следующем, 2014 году — в год 150-летия знаменитой Земской реформы», — сказал В.В.Путин.

Уважаемые родители!

В Березовском городском округе с 2019 года внедрена система персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО).

Главная роль сертификата — это система учета в дополнительном образовании, которая теперь является обязательной для образовательных организаций и контролируется Министерством просвещения. Если ребенок посещает дополнительную программу в садике, школе, ДШИ, Центре детского творчества, «Олимпе», его попросят предоставить этот номер, даже если за обучение платят родители. Убедительно просим родителей оформить сертификат ребенку, если еще этого не сделали

Для образовательных организаций очень важно, чтобы в систему ПФДО были занесены все их обучающиеся

В первые рабочие дни 2021 года в управление образования поступает множество обращений от родителей с одним вопросом «Где деньги на сертификате?»

Система ПФДО работает по определенным правилам, не всегда легким для понимания. Постараемся ответить простыми словами.

Деньги на сертификаты ПФДО выделяются на календарный год в определенном количестве, предназначаются для оплаты обучения по сертифицированной программе, то есть прошедшей определенную проверку. Такие программы в навигаторе ПФДО https://66.pfdo.ru/ отмечены специальным значком, похожим на медальку. Если ребенок записывается на такую программу, то деньги за ним закрепляются до конца года.

С 01 января 2021 года было выделено 7 603 650 рублей на 554 сертификата. Если в 2020 году «денежные» сертификаты закончились в начале марта, то этом году за период 02-04 января все они оказались «разобраны» детьми. Видимо, родители оказались более осведомленными, поработали специалисты в образовательных организациях, поэтому и сложилась такая ситуация. Сейчас 554 ребенка обучаются в 7 организациях, в том числе в двух негосударственных.

К 01 сентября запланировано еще выделение «денежных» сертификатов. В этот момент в личном кабинете ребенка на сайте ПФДО снова появится денежная сумма, и можно будет записать ребенка на сертифицированную программу. Возможно, до этого времени из бюджета будут выделены дополнительные средства, поэтому советуем родителям периодически проверять личный кабинет.

Просмотров: всего 0, сегодня 0

История развития образования в XX веке

Разрушение существовавшей на тот момент системы образования началось после революции 1917 года. Была уничтожена структура школьного управления, закрыты частные и духовные учреждения образования, начался отсев «неблагонадежных» наук и учителей.

Идея советской школы заключалась в единой системе бесплатного и совместного общего образования. Преимущества на зачисление в классы отдавалось крестьянам и рабочим, развивалась система социалистического воспитания, и школы были отделены от церквей.

Законы, принятые в 40-х годах об образовании в России, фактически сохранились и до сих пор: обучение детей в школе начиная с 7 лет, введение пятибалльной оценочной системы, выпускные экзамены по окончании школы и награждение отличников медалями (серебряными и золотыми).

Управление образованием в России

Управление системой образования происходит в рамках нескольких уровней: федеральном, региональном и муниципальном.

На федеральном уровне управление осуществляется Министерством образования и науки РФ, в функции которого входят выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в образовательной сфере. Документы принимаются на уровне Президента и Правительства РФ.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) занимается лицензированием, аттестацией учреждений образования, аттестацией научных работников и педагогов ВУЗов, аттестацией выпускников, подтверждением документов об образовании.

Управление образованием на региональном уровне находится в ведении министерств, департаментов образования, образованных в субъектах РФ. Контролирует исполнение федерального и регионального законодательств в сфере образования Рособрнадзор.

На муниципальном уровне управлением образованием, а также исполнением федеральных, региональных и муниципальных законов и требований занимаются департаменты, управления и отделы образования, находящихся на территории муниципальных образований.

Тенденции в развитии мирового образования

В рамках курса по обществознанию школьники должны знать направления образования в современном мире. Расскажем про некоторые из них.

Демократизация системы образования. Созданы условия для удовлетворения потребностей всех представителей общества. Образование доступно широким слоям населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.

Рост продолжительности образования. Современному обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, из-за чего срок обучения может удлиняться.

Непрерывность образования. В условиях научно-технической революции сотрудник должен уметь быстро переключаться на новые или смежные виды работ, на новые технологии.

Гуманизация образования

Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям

Гуманитаризация образования. Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, например, экономической теории, социологии, политологии, основ правовых знаний.

Интернационализация процесса образования. Создание единой системы образования для разных стран.

Компьютеризация процесса образования. Использование современных технологий обучения.

Современные предпосылки развития управления системой образования

В настоящее время в РФ идет становление новой системы образования – совокупности образовательных программ и стандартов, сети образовательных организаций и органов управления, а также комплекса принципов, определяющих функционирование системы, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. 1). Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. 2). Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. 3). Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. 4). Особая роль отводится духовному-нравственному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. 5). Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. 6).  Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. 7). В Российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам образовательных организаций выбирать и конструировать процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важен своего рода диалог различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.

Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим, политическим строем, культурно-историческими, национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики.  В настоящее время в основу модернизации системы образования РФ положены такие принципы:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;
  • единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
  • общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
  • светский характер образования в государственных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.

Эти принципы определяют основные направления, приоритеты образовательной политики и, следовательно, характер образования и специфику образовательных организаций в стране.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Профобразование

Развитие системы образования в России невозможно представить без полноценного формирования личности, которое достигается при овладении глубокими знаниями, профессиональными умениями, навыками и солидными компетенциями по одной или нескольким профессиям. Реформирование профобразования призвано обеспечить прогресс каждому обучающемуся.

К основным направлениям совершенствования профобразования относятся:

  • укрепление и расширение материальной основы профобразования;
  • создание на предприятиях центров практики;
  • привлечение к подготовке кадров профессионалов-производственников;
  • повышение качества обучения специалистов.

Современная система образования в РФ подразумевает расширение профессиональной составляющей.

Как правильно управление образованием или управление образования

Координирует деятельность по организации государственной итоговой аттестации выпускников 11 классов. Осуществляет сбор и оформление статистических данных по различным направлениям деятельности системы образования, необходимые для процесса управления. Координирует деятельность по работе в Краевой информационно-аналитической системе управления образованием (КИАСУО) по сбору, хранению и обработке данных об участниках учебного процесса. Организация и проведение муниципального этапа ВсОШ.

Организационно-технологическое и информационное обеспечение проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9- х классов. Организационно-технологическое и информационное обеспечение проведения федеральных, региональных, районных процедур оценки учебных достижений: краевые диагностические работы (КДР) по читательской грамотности и методике «Групповой проект» в 4 классе, краевые контрольные работы по читательской грамотности, математике, физике (6 ,7, 8 классы); Всероссийские проверочные работы (ВПР). Районный мониторинг уровня обученности и качества образования. Прохождение ОУ района процедур лицензирования и аккредитации.

↑ Тенденции развития образования в России

Основные принципы современного российского образования:

В России существует ряд направлений развития системы образования. Одной из таких тенденций является развитие сети образовательных учреждений и обеспечение возможности непрерывного образования, те. возможности постоянного пополнения и расширения знаний у людей разного возраста и положения, повышение квалификации. Таким образом, человек при желании может повышать свой уровень образованности всю жизнь.

Современное образование приобретает гуманистический характер (гуманизация образования). В соответствии с принципом гуманизма обучающийся — это центр всего учебного процесса. Вся система образования построена для него и вокруг него

Гуманистический принцип предполагает также индивидуальный подход к каждому обучающемуся, другими словами, преподаватель должен уделить внимание каждому ученику. Система образования становится стимулом и основной поддержкой в развитии и становлении личности

Для свободного развития каждого создается большая сеть учреждений дополнительного образования.

Наравне с гуманизацией в современном обществе осуществляется также демократизация всей системы образования (ликвидация неграмотности, массовое распространение среднего и высшего образования; доступность образования для широких слоёв населения), которая ставит своей целью признание человека высшей ценностью, отстаивание его неотъемлемого права на образование. Процесс демократизации предусматривает необходимость создания каждому равных возможностей получения образования независимо от пола, расы, возраста, национальности и вероисповедания.

Еще одной тенденцией развития современного образования является его гуманитаризация. Это означает, что от уровня освоения гуманитарных наук зависит степень приобщения личности к культурным ценностям и к культуре в целом. Поэтому возрастает роль таких наук как история, социология, культурология, обществоведение, психология, политология, право и т. д.

Информационное общество предполагает также интернационализацию образования — создание единой системы образования для разных стран (например, Болонский процесс, переход на единую систему подготовки специалистов -бакалавр-магистр), интеграцию образовательных систем, а также информатизацию и компьютеризацию всего образовательного процесса — использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей) и др.

Все это призвано обеспечить высокий уровень образованности населения России.

Структура

Система образования в России состоит из нескольких компонентов:

  • Государственные требования и стандарты образования, разрабатываемые на федеральном уровне.
  • Программы образования, состоящие из разных видов, направлений и уровней.
  • Учреждения в сфере образования, а также педагогический состав, непосредственно сами ученики и их законные представители.
  • Органы управления образованием (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях) и созданные при них органы совещательного или консультативного характера.
  • Организации, призванные обеспечивать образовательную деятельность и проводить оценку ее качества.
  • Различные объединения, работающие в образовательной сфере (юридические лица, работодатели, общественные структуры).

Реформа российского образования

В современной истории Российской Федерации реформа образования началась в 2010 году с подписания законопроекта о комплексе мероприятий по модернизации системы образования. Официальный старт был дан в 2011 году 1 января.

К основным мерам, предпринятым по реформированию образования, относятся:

  • Введение единого государственного экзамена (ЕЭГ) взамен «несправедливой», по мнению законодателей, экзаменационной системы действовавшей в России долгие десятилетия.
  • Внедрение и дальнейшее развитие высшего образования нескольких уровней – бакалавриата и магистратуры, направленных на сближение российского образования с европейским. Некоторые ВУЗы сохранили пятилетнее обучение по некоторым специальностям, но их на сегодняшний день осталось совсем немного.
  • Постепенное сокращение численности учителей и педагогов.
  • Сокращение числа высших учебных заведений путем их полного закрытия или реорганизации, в результате которой они присоединяться к более сильным ВУЗам. Такую оценку им дала специальная комиссия, созданная Министерством образования.

Итоги реформы еще будут подведены нескоро, но мнения уже разделились. Одни говорят о том, что вследствие этих изменений развалилась одна их самых качественных и фундаментальных образовательных систем в мире. Поскольку государственных дотаций стало гораздо меньше, все свелось к коммерциализации образования во всех уровнях учебных заведений. Другие же говорят о том, что благодаря европейской стандартизации российские студенты получили шанс работать за границей, а в школах снизилась количество подтасовок результатов экзаменов.

Как функционирует

Российская система образования — это мощная совокупность четырех сотрудничающих структур.

  1. Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные и дополнительные.

К основным общеобразовательным программам относят:

  • дошкольные;
  • начальные;
  • основные;
  • средние (полные).

Основные профессиональные программы подразделяются следующим образом:

  • средние профессиональные;
  • высшие профессиональные (бакалавриат, специалитет, магистратура);
  • послевузовское профессиональное обучение.

Современная система образования в России предполагает несколько форм обучения:

  • в стенах аудиторий (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная);
  • внутрисемейное;
  • самообразование;
  • экстернат.

Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.

  1. Научные и образовательные институции. Они функционируют для реализации учебных программ.

Образовательное учреждение — это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Учебное учреждение также обеспечивает содержание и воспитание учащихся.

Схема системы образования в РФ выглядит так:

  • Первое звено — дошкольное обучение (детские садики, ясли-садики, центры раннего детского развития, прогимназии).
  • Второе звено — общеобразовательные заведения (школы, лицеи, гимназии), предлагающие начальное, основное и среднее образование.
  • Третье звено — среднее профобразование (училища, техникумы, лицеи, колледжи).
  • Четвертое звено — высшее образование (университеты, институты, академии).
  • Пятое звено — послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры).

Учреждения образования бывают:

  • государственными (регионального и федерального подчинения);
  • муниципальными;
  • негосударственными, то есть частными.

Все они являются юридическими лицами.

Типы образовательных заведений:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные;
  • начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;
  • военного высшего профобразования;
  • дополнительного образования;
  • специального и корректирующего обучения санаторного типа.

ІІІ. Структуры, осуществляющие управленческие и контрольные функции.

ІV. Объединения юридических лиц, общественных групп и общественно-государственных компаний, работающих в системе образования РФ. 

Управление образованием

Управление школой — система планирования, организации и руководства деятельностью школы. Различают внутреннее и внешнее У.ш. две взаимосвязанные стороны управления школой как социальной организацией. Внутреннее У.ш. или внутришкольное управление это управление,… … Педагогический терминологический словарь

Управление состоянием горного массива — (a. control of rock mass conditions; н. Gebirgsbeherschung; ф. controle de l etat du massif; и. control de macizo) совокупность мероприятий по целенаправленному переводу массива в заведомо устойчивое, близкое к предельному или… … Геологическая энциклопедия

КАК ОФОРМИТЬ СЕРТИФИКАТ ПФДО?

Сертификат – это номер в информационной системе персонифицированного дополнительного образования (ПФДО), который может получить каждый ребенок в возрасте от 5 до 18 лет, проживающий или обучающийся на территории Березовского городского округа. Номер сертификата необходимо сообщать при обучении ребенка по любым дополнительным образовательным программам в секциях и кружках в школах, детских садах, спортивных и музыкальных школах, центрах детского творчества и пр. на территории Свердловской области.

Получить сертификат может родитель ребенка или сам ребенок, достигший возраста 14 лет двумя способами:

Способ 1. Самостоятельно через сайт http://66.pfdo.ru  (потребуется ДЕЙСТВУЮЩИЙ адрес электронной почты).  На электронную почту придут письма с сертификатом и с заявлением. Заявление необходимо распечатать, заполнить и принести в один из центров приема.

Способ 2. Лично обратиться к специалистам в одном из центров приема.

Необходимые документы для оформления сертификата: свидетельство о рождении или паспорт ребенка, паспорт родителя (оригинал или копии).

Адреса центров приема заявлений:

— управление образования БГО, г. Березовский, ул. Маяковского, д. 5 .  Просьба предварительно звонить по тел. (34369) 4-30-55.

       В период ограничительных мер по профилактике коронавирусной инфекции можно оставить заполненное и подписанное заявление, согласие на обработку персональных данных и КОПИЮ (!) свидетельства о рождении в специальном ящике на вахте управления образования. Обязательно указывайте в заявлении контактный номер телефона.

     С 28 июня по 18 июля специалист в отпуске, личный прием будет возобновлен с 19 июля 2021 года по графику: понедельник-четверг 8.00-17.00, пятница 8.00-16.00, перерыв 12.30-13.30.

— Центр детского творчества, г. Березовский, ул. Ленина, д. 22. Специалист принимает по понедельникам, средам и пятницам с 10.00 до 16.00 Тел. (34369) 4-73-23

        По всем вопросам – надо активировать сертификат, восстановить сертификат и заявление, можно обращаться письменно по электронной почте pfdo-bgo@mail.ru

    Ответственный по ПФДО в БГО — старший методист управления образования Квиленкова Яна Михайловна, тел. (34369) 4-30-55

Информация актуальна по состоянию на 25 июня 2021 года.

Просмотров: всего 0, сегодня 0

Обязательные коллегиальные органы управления образовательной организации

Педагогический совет

Педсовет как постоянно функционирующий обязательный коллегиальный орган управления создается для решения основных вопросов в воспитательной и учебной работе образовательной организации. Деятельность его регламентируется уставом и положением о педагогическом совете. В состав педсовета входят только педагогические работники ОО и руководитель. Представители родителей и учредителя могут быть приглашены на заседание педсовета и участвовать в нем по какому-то отдельному вопросу, их голос носит рекомендательный характер.

Основные задачи и направления работы педсовета:

  • разработка и утверждение основных направлений педагогической работы организации;
  • утверждение основного нормативного документа – устава организации;
  • определение организационной структуры коллектива;
  • рассмотрение и утверждение основных направлений образовательного процесса;
  • внедрение и разработка новых методик образования;
  • распределение функциональных и должностных обязанностей между администрацией и педагогами в соответствии с уставом;
  • выборы и утверждение состава методического совета;
  • обеспечение взаимодействия между коллегиальными органами управления образовательной организации и администрацией.

Решения педсовета, утвержденные приказом по образовательной организации, подлежат обязательному исполнению. Если на заседании педсовета присутствуют более половины его членов, то вынесенные им решения считаются правомочными.

Общее собрание трудового коллектива

Основной формой участия работников в управлении образовательной организацией является общее собрание. Как было сказано выше, эта форма коллегиального органа управления обязательна. По умолчанию членами общего собрания является весь коллектив сотрудников. В организациях среднего профессионального и высшего образования в состав общего собрания также входят учащиеся или студенты. Функционирует общее собрание в рамках устава и положения об общем собрании. Основные функции общего собрания:

  • рассмотрение устава организации и локальных актов;
  • внесение изменений и дополнений в нормативные акты организации;
  • рассмотрение основных вопросов функционирования трудового коллектива;
  • разработка и утверждение коллективного договора и правил внутреннего распорядка;
  • контроль над соблюдением правил коллективного договора;
  • утверждение комиссии по распределению средств для стимулирующих выплат и надбавок сотрудникам;
  • утверждение перечня социальных льготных выплат сотрудникам из собственных средств;
  • формирование состава первичной профсоюзной ячейки.

Общее собрание работников образовательной организации (для ссузов и вузов – конференция) оказывает содействие полноценному развитию и функционированию коллектива. Орган действует бессрочно, на постоянной основе.

Системный подход к управлению образованием

Система образования призвана осуществлять свои преобразовательные функции по отношению к широко понимаемой социальной практике. Все звенья системы образования находятся во взаимодействии и во взаимосвязи друг с другом. Это объективно способствует целостности системы, её единству, что, однако, не означает единообразия в работе образовательных организаций. Целостность образовательной системы означает, что в её структуре нет более или менее важных звеньев. Все они вносят свой вклад в решение общих задач воспитания, обучения, развития подрастающего поколения и всего народа.

Целостность системы образовательных организаций подтверждается тем, что возможные «сбои» в функционировании любого компонента системы неизбежно сказываются на работе других компонентов системы в целом. Например, несовершенство профориентационной работы в общеобразовательной школе – одна из причин диспропорции в подготовке разных профессий. Ошибки в прогностических расчетах количества выпускников образовательных организаций и рынка труда может привести нарушению реальной престижности профессий и специальностей, нарушению преемственности ступеней профессионального образования и безработице и т.п.

В современных условиях особое значение приобретает внутренне ориентированная адаптивность системы, её удовлетворение развивающимся запросам не только общества, но и личности, также имеет место некоторый разрыв между разработанностью методологических проблем управления и конкретной системой управления в обществе. Для его преодоления необходим специальный инструмент, метод построения таких систем, их составных элементов: организационной структуры управления, функций отдельных составляющих органов, способов их взаимодействия и т.п., наиболее полно удовлетворяющих задаваемым целям. В качестве такового инструмента выступает системный подход к управлению образовательными системами. Системный подход позволяет установить уровень целостности адаптивной образовательной системы, степень взаимосвязи и взаимодействия её целесодержащих элементов, соподчиненность целевых ориентиров в деятельности подсистем различного уровня. В общую схему системного подхода необходимо вложить конструктивность, аналитичность, обозримость  и сравнимость вариантов и функций органов управления .

В нынешних условиях возникает необходимость новых подходов к управлению образованием, они становятся той движущей силой, которая может перевести педагогическую систему из функционирующей в развивающую и развивающуюся. Направленность всей системы педагогического менеджмента на модернизацию предполагает не только особую мотивационно-целевую ориентацию руководителей образования, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности. При этом развивающая и развивающаяся система должна постоянно работать в поисковом режиме. Управление в этом случае носит инновационный характер, здесь преобладают процессы принятия оперативных решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам. Переход к ситуационному управлению по результатам означает радикальное изменение подходов к управлению образовательным процессом, и прежде всего его участниками. Иначе говоря, процесс управления должен быть не чем иным, как развертывание механизма управления в динамике по своим технологическим параметрам . Он замыкает в одно целое процессы функционирования и развития педагогических систем и таким образом, интегрирует действия всех механизмов управления на конечные цели.

Выводы

Именно такая ориентация управления образовательной деятельности позволяет выделить ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе многоплановой, длительной и трудоемкой перестройки всех звеньев управления образовательной организацией. К числу наиболее важных следует отнести:

  • принцип гуманизации, основывающийся на переориентации учебно-воспитательного процесса на личность, её гармоничное развитие, усиление внимания к жизненным интересам, мотивам поведения человека как высшей ценности общества;
  • принцип индивидуализации, требующий учета различий в интеллектуальной, эмоциональной, потребностно-волевой сферах личности, особенностей физического состояния, уровня психического развития каждого учащегося, возможностей его включения в групповые и коллективные формы учебно-воспитательной работы, в систему межличностных отношений;
  • принцип дифференциации, ориентированный на создание необходимых условий для наиболее полного проявления способностей каждого учащегося и обеспечивающий возможность и свободу выбора индивидуального пути развития каждой личности с учетом её интересов, мотивов, ценностных установок;
  • принцип гуманитаризации, предполагающий усиление внимания к учебным дисциплинам гуманитарного цикла, обогащение естественнонаучных и технических дисциплин материалом, раскрывающим борьбу научных идей, человеческие судьбы ученых-первооткрывателей, зависимость социально-экономического и научно-технического прогресса от личностных, нравственных качеств человека, его творческих способностей, профессиональной компетенции;
  • принцип демократизации, создающий предпосылки для развития активности, инициативы, творчества педагогов и учащихся, широкого участия общественности в управлении образованием;
  • принцип интеграции, основывающийся на объединении всех воспитательных сил общества, органическом единстве школы, семьи, общественности, культуры, средств массовой коммуникации .