Направления государственной службы
Деление государственной службы в общем осуществляется на основании ФЗ-58, в котором имеется три составных элемента.
Вид службы | Описание |
---|---|
Гражданская служба | Разделена на федеральную или по отдельным субъектам. |
Служба военнообязанных | Осуществляется только на федеральном уровне. Основной задачей считается сохранение достаточного уровня безопасности, оборона государства. |
Прочие виды служб | — |
Выделяют несколько отраслей государственной службы
Как отмечалось ранее, в законодательных актах имеется деление на федеральный уровень и по субъектам. Что касается денежного вознаграждения, то выплаты осуществляются из местного или федерального бюджета.
У каждого предприятия имеются собственные органы законодательного и исполнительного плана. Сюда попадают ведомства, министерства, комитеты и органы административного аппарата. Также во всех регионах имеется учреждения судебной власти.
Статья 3 Федерального закона №79
Государственный служащий. Понятие и виды
Государственный служащий — гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральными законами, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета соответствующего субъекта Федерации.
В зависимости от квалификационных разрядов систему должностей можно разделить на следующие группы:
- высшие государственные должности государственной службы — 5-я;
- главные — 4-я;
- ведущие — 3-я;
- старшие — 2-я;
- младшие — 1-я.
В зависимости от вида государственной власти, в органах которой замещают должности государственные служащие, можно различить работающих:
- в представительных органах;
- в судебных органах;
- в органах исполнительной власти;
- в иных органах.
В зависимости от функционального назначения государственные служащие делятся на три категории:
- служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предприятия, учреждения, организации;
- служащие, деятельность которых подчинена осуществлению управления предприятием, учреждением, организацией;
- служащие, совмещающие выполнение данных функций.
В зависимости от характера и объема полномочий:
- представители административной власти — должностные лица, имеющие право предъявлять юридически-властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (напр., санитарные врачи);
- оперативный состав (функциональные работники) — государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов государственных органов, наделенных полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически-властные акты в качестве средства управления людьми (напр., юрисконсульт);
- вспомогательный состав — служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Их обязанности и права определяются задачами обеспечения служебной деятельности должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (напр., технические секретари);
- граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия (напр., нотариус).
Категории должностей государственной гражданской службы
Действующее законодательство позволяет выделить следующие категории:
- Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
- Помощники (советники). Их основная функция заключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
- Специалисты. Это граждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
- Обеспечивающие специалисты. Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.
Читать дальше: Как выглядит нотариально заверенная доверенность
Права
Государственная служба привлекает многих людей теми самыми полномочиями, которые ей даны. Но они сильно различаются в зависимости от замены:
- адекватные административные должности;
- посты полиции;
- некоторые должности в прокуратуре, таможне и Министерстве юстиции.
- воинские и морские звания;
Этот субъект, однако, имеет право знать действующее законодательство и другие документы, определяющие его функции, задачи и требования, важные критерии эффективности. Вы также имеете право узнать об оценке их деятельности руководством, контролерами и другими лицами, уполномоченными законом давать отзывы. Это также включает право знакомиться с личным делом, добавлять к этому делу свои собственные объяснения по различным случаям и событиям и другие материалы. В отдельную группу выделены те полномочия, которые позволяют более эффективно и быстро выполнять профессиональные задачи. Мы говорим о:
- поддержание технических и организационных условий;
- запрашивать любую информацию у руководства, других сотрудников, частных лиц и организаций;
- получить доступ к государственной тайне и другим конфиденциальным данным, необходимым для выполнения поставленной задачи.
- вносить предложения по совершенствованию работы государственного органа;
Должностные лица имеют полное право присоединиться к профсоюзу, представляющему их интересы, или отказаться от участия в таком союзе. Нет никакого принуждения к участию, выходу или голосованию на профсоюзном собрании определенным образом. Чиновник имеет полное право защищать свои интересы, предусмотренные законом.
Он может сделать это:
обращение к иерархическому руководителю;
подача жалоб вышестоящему руководству;
привлекать внимание общественности (но только без ущерба для репутации службы в целом, ее организации и ее руководителей в частности).
подавать жалобы в суд и выступать против них в суде;
Неотъемлемыми защищенными правами являются также медицинское страхование и получение государственной пенсии по крайней мере в том же размере, что и обычным гражданам в аналогичных условиях. Однако обычно различные департаменты предоставляют своим сотрудникам расширенные гарантии как медицинского, так и социального характера.
Государственные служащие имеют право выполнять другую работу на возмездной основе, за исключением случаев, когда возможен конфликт интересов или когда становится невозможным выполнение основных функций. Работодатели — как отдел, так и сторонняя организация или индивидуальные предприниматели — должны быть уведомлены об этой комбинации, уведомив их на соответствующей форме.
Работа госслужащего: плюсы и минусы, требования, оплата, льготы и другие особенности
Доверьте работу кандидату наук!
В чем разница между профессией государственного служащего и профессией всех остальных? Его представители работают не только на свое благо, но и на благо всей страны.
В работе государственного служащего много особенностей, но главная из них — от такого сотрудника зависит социальное благополучие граждан страны.
Если вас интересуют хорошо оплачиваемые, но не очень стабильные профессии, читайте их в нашем Telegram-канале.
Если вам все еще интересно, почему стоит выбрать профессию госслужащего, оставайтесь и читайте, кто такой госслужащий, каковы плюсы и минусы работы на государство и где учиться, чтобы получить хорошую работу.
Налоговые
Налоговые льготы для государственных служащих заключаются в том, что они могут тратить свой налоговый вычет на медицинское обслуживание или образование, а пенсионные выплаты рассчитываются из их заработной платы без вычета 13%.
Ограничения и запреты
Существуют запреты, которые ограничивают деятельность гражданских служащих. К примеру, последние не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять обязательства по управлению компаниями коммерческого типа.
Кого нельзя принимать на службу в государственном аппарате?
Устроиться на работу в государственное управление смогут далеко не каждые служащие. Существуют серьезные ограничения.
- По решению суда. Если человек признан недееспособным или получил судимость. Все это препятствует прохождению службы, поэтому потенциальные сотрудники обязаны предоставить справки от МВД, где указываются отсутствие судимостей или ограничений.
- Не станут служащими и люди, которые отказываются от хранения государственной тайны. В случае выявления неправильного исполнения обязательств в этом направлении ГС также снимается с должности.
-
Существуют ограничения по здоровью. Последние выявляются во время прохождения медицинского осмотра. Существует специальный перечень недугов, которые предопределяют возможность или ограничения на вступление в должность.
Не каждый человек может стать госслужащим
- Родственные связи считаются барьером для входа в разряд гражданских служащих. Устроиться на службу невозможно, если родственники являются прямым управленцем предприятия, целью которого считается извлечение прибыли.
- Нельзя стать служащим при отсутствии гражданства РФ. Согласно закону, существуют ограничения для жителей других стран, которые не имеют гражданства.
- Отмечается факт выявления ложных сведений или неполного предоставления информации. Ярким примером считается сокрытие доходов и так далее.
- Появление подозрений относительно конфликтов интересов. Такие же ограничения накладываются при отсутствии прохождения воинской службы без уважительных причин.
Госслужащим может стать только гражданин РФ
Должности государственной службы
Государственная служба осуществляется на соответствующих должностях, учреждаемых федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Под должностью
понимается комплекс обязанностей и прав, а также ответственность, определяющие содержание деятельности служащего, его место и роль в системе государственных структур.
Должности государственной службы подразделяются на:
— должности федеральной государственной службы;
— должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
— воинские должности;
— должности правоохранительной службы.
Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов РФ о государственной гражданской службы субъектов РФ.
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.
Закон предусматривает следующие категории должностей гражданской службы:
1) руководители
– должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений. Должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничений срока полномочий;
2) помощники (советники)
– должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителе\ям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
3) специалисты
– должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
4) обеспечивающие специалисты
– должности, учреждаемые для организационного, информационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие;
2) главные;
3) ведущие;
4) старшие;
5) младшие.
Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.
Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.
Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.
Действующее законодательство закрепило еще такой формальный признак государственной должности: она должна быть включена в Реестр должностей государственной службы РФ, который утверждается указом Президента РФ. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют: перечни должностей федеральной государственной гражданской службы; перечни типовых воинских должностей; перечни типовых должностей правоохранительной службы.
Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.
Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ образуют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.
Гражданским служащим в соответствии с занимаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы присваиваются классные чины.
Преимущества и недостатки работы в госслужбе
Вопреки всеобщему мнению, зарплата в госорганах невелика. В зависимости от региона средняя зарплата госслужащего 20 000 – 30 000 рублей. Есть руководящие должности, на которых зарплата выше, но на них сложнее устроиться. Но всё же у службы в государственных органах есть свои преимущества:
1. Стабильность. Ни кризисы, ни сложная экономическая ситуация не повлияют на вашу работу. В то время как любая коммерческая структура зависит от стабильности в экономике, курса валют, роста цен на бензин, у госслужащего всегда будет работа со стабильной зарплатой.
2. Пенсионные отчисления. Конечно, у всех госслужащий «белая» зарплата и соответственно отчисления в пенсионный фонд высоки-е, что гарантирует достойную пенсию в будущем.
3. Карьерный рост. Если вы хорошо выполняете свою работу, то вам практически гарантировано повышение по службе со временем.
4. Социальные льготы. Это один из самых приятных пунктов. Льготы госслужащих делятся на:
Дополнительные выплаты и отпуск:
• Надбавка за выслугу лет;
• Надбавка за особые условия службы;
• Надбавка за работу с государственной тайной;
• Единовременная выплата к отпуску в размере двух зарплат;
• Помимо законных 30 (вместо 28 дней у гражданских лиц) отпускных дней в году, госслужащие имеют право на дополнительный отпуск до 10 дней в зависимости от стажа.
Жилищные льготы:
• Госслужащим предоставляют жилье, если у него нет собственного, или компенсируют арендную плату;
• Чиновник может рассчитывать на субсидию от государства для приобретения собственной квартиры;
• Скидка на коммунальные услуги;
- Дополнительная пенсия за выслугу лет
- Скидка на проезд либо компенсация за использование личного автомобиля
- Бесплатное лечение в ведомственных лечебных учреждениях
- Отдых в ведомственных санаториях и пансионатах со скидкой.
Помимо всех привилегий, работа в госслужбе накладывает также свои ограничения. К ним относятся:
- Госслужащим не разрешается заниматься коммерческой деятельностью, не должны каким-либо образом содействовать предпринимателям и коммерческим организациям.
- Нельзя покупать акции или прочие ценные бумаги для дополнительного дохода.
- Чиновники не могут участвовать в забастовках и других мероприятиях подобного характера.
- Человеку на госслужбе запрещено разглашать информацию о своей работе, особенно если это касается государственной тайны.
- Госслужащие не имеют права брать какие-либо ценные подарки, это преследуется законом.
Несмотря на все вышеперечисленные недостатки, преимущества в государственной службе существенно весомее. Поэтому работа в органах государственной власти достойна того, чтобы поступить в академию государственной службы и трудиться ради благосостояния своей страны.
Как видите, в государственной службе есть масса преимуществ, ради которых стоит пытаться устроиться в гос. учреждения. Невысокая зарплата может быть компенсирована дополнительными выплатами, и ваш средний доход будет намного выше, плюс экономия на аренде, транспорте и коммунальных услугах.
Виды государственной службы
Закон № 58-ФЗ обозначает следующие виды:
- общефедеральную – деятельность лиц, которые реализуют государственный и правовой статус. Их полномочия устанавливаются Конституцией РФ и одинаковы на территории всего государства. К данному виду, например, относится Президент или Уполномоченный по правам детей;
- службу субъектов РФ. Данная деятельность подчиняется региональным и местным законам. Полномочия исполнителей действительны на территории конкретного региона.
Также выделяют:
- гражданскую;
- военную;
- правоохранительную службы.
Военная служба также относится к федеральной, представляет собой исполнение полномочий на воинских должностях. По мере успешного исполнения, таким лицам присваивают воинские звания.
Правоохранительная служба входит в этот же вид. Представляет собой исполнение полномочий в сфере правоохранительной системы. По мере успешного ведения присваиваются классные чины и спецзвания. Например, работники прокуратуры находятся на данном виде госслужбы.
Классификация органов госслужбы
Государственная гражданская служба
Данному виду посвящена ст. 3 Закона № 79-ФЗ. Государственная гражданская служба это подвид федеральной. Лица её осуществляющие, реализуют полномочия органов власти федерального и регионального уровня. При необходимости, могут выполнять функции тех, кто замещают госдолжности на тех же уровнях власти.
Также делится на несколько видов, которые определяются, исходя из принятых уровней власти – федеральная и региональная.
Государственная военная служба
Регулируется отдельным законодательным актом – Законом № 53-ФЗ. Лица, проходящие такую службу, не могут иметь гражданства или подданства другой страны. Может вестись по призыву или в добровольном порядке. Для иностранных граждан предусмотрено прохождение службы только в рядах ВС РФ и в воинских формированиях. В иных подразделениях служить не могут.
Граждане других стран, прежде чем поступить в ряды ВС РФ, должны в обязательном порядке пройти дактилоскопию. Это необходимо для формирования личного дела и ведения воинского учёта.
Государственная федеральная служба
Это служба по исполнению полномочий государства в целом. То есть, лицу, наделённому такими обязанностями, придётся их выполнять на территории всей страны, от имени своей страны и ради своей страны. Например, Президент – это государственная должность федерального уровня.
Также к такому подвиду относятся учреждения, исполняющие свои функции в рамках государства. Например, государственная служба кадастра. Она уполномочена проводить работы по кадастровому мониторингу на территории всей страны. Также – ПФР, Министерство образования и прочее.
Государственная правоохранительная служба
Правоохранительная система РФ состоит из множества учреждений и организаций, в которых работают люди. Они исполняют свои обязанности по осуществлению порядка в стране, безопасности и законности. Эти люди ведут борьбу с преступностью, защищают права всех граждан РФ.
За успешное исполнение этих обязанностей, служащие награждаются классными чинами и спецзваниями. К данному подвиду относятся:
- система прокуратуры всех уровней;
- МВД;
- система юстиции;
- система правопорядка;
- система органов, следящих за оборотом наркотиков и прочих запрещённых средств;
- служба миграции.
Все данные учреждения работают в рамках страны и её субъектов, исполняют одинаковые функции. Деятельность каждого органа регулируется отдельным законодательным актом. Общее понятие обозначено в ст. 7 Закона № 58-ФЗ.
Принципы гражданского служащего
Существует несколько основополагающих принципов, которыми должен руководствовать ГС. Каждый из них описан в ФЗ-79.
Конституция считается основным законом отечественного государства. Именно поэтому служащий должен ставить свободы граждан в качестве высшего приоритета.
Все субъекты объединены в единую систему, регулирование и построение ее должно быть одинаковой для каждого региона.
Граждане РФ, который разговаривают на государственном языке, имеют соответствующий опыт и образование, должны обладать равным доступом к представленной деятельности
Важно, чтобы при назначении не придавалось значению национальная, половая принадлежность или иные обстоятельства, которые носят дискриминационный характер.
Все деятели должны быть профессионалами в соответствующей сфере активности.
Стабильность считается ключевым фактором, которым должна отличаться служба. Это касается как бесперебойной работы аппарата госуправления, так и выбора специалистов
Представленный принцип также связывается с ликвидацией соответствующего органа.
Информационная поддержка населения, которая предполагает предоставление данных для ознакомления посредством различных способов связи.
Обязательное взаимодействие с гражданами по регионам, где осуществляется деятельность.
Со стороны государства должны быть обеспечены соответствующие меры, которые препятствуют появлению вмешательства в деятельность специалистов.
Служащие должны взаимодействовать с гражданами
Должности и ранги гражданской службы
Федеральная государственная служба гражданской направленности отличается от военной и правоохранительной не только целями и задачами, но еще и наличием должностных рангов, а не званий. Что касается должностей, то они делятся на основные категории, а они, в свою очередь, на группы. Подобная структура позволяет наиболее точно распределять обязанности между сотрудниками гражданской службы. Всего выделяют четыре должностных категории:
1. Руководители – осуществляют непосредственную координацию деятельности того или иного государственного ведомства.
2. Помощники – специально учрежденная должность для всевозможного содействия руководителям тех или иных подразделений.
3. Специалисты – это ряд должностей, на которые возложена функция непосредственной реализации государственных задач.
4. Обеспечивающий персонал – совокупность должностей, которые учреждаются для организационного, информационного или хозяйственного обеспечения государственных органов и ведомств.
Классные чины гражданской государственной службы – это альтернатива званиям. Они присваиваются в соответствии с должностью по результатам сдаваемых экзаменов каждым госслужащим. Классные чины (ранги) сохраняются за госслужащим пожизненно. Плюс ко всему ранги обеспечивают выплату дополнительного вознаграждения, сумма которого регламентируется указами президента Российской Федерации.
Чтобы более детально разобраться в сущности гражданской службы, необходимо рассмотреть деятельность конкретного органа, который относится к этой форме аппарата управления. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является идеальным примером гражданской формы управленческого аппарата.
Нормативная документация и законодательные акты
На текущий момент в РФ существует целый перечень документов, которые определяют деятельность служащих. Рассмотрим 2 основных закона:
- 79-ФЗ. Законодательный акт регулирует вопросы относительно организации службы, где работают государственные служащие, определяют экономические, финансовые и социальные аспекты;
- 58-ФЗ. Считается вторым законом федерального значения, из которого разрабатывался 79-ФЗ. Здесь представлен порядок осуществления деятельности ГС по всем видам деятельности. В представленном документе разобраны вопросы управления системой.
Статья 13 Федерального закона №79