Отпуск для госслужащих. что нового?

Содержание

Особенности предоставления отпуска госслужащим

Отпуск у госслужащих (федеральных, гражданских, муниципальных) и условия его оформления всегда имели особые отличия. Помимо основного существуют еще несколько типов отдыха – по выслуге лет, за переработки (ненормированные трудовые дни), другие. Чтобы воспользоваться льготами и привилегиями, необходимо в деталях разобрать возможности и законные основания.

Правовое регулирование

Гос отпуск – это освобождение работника от исполнения им обязанностей на основаниях, предусмотренных Федеральным законом и правовыми актами субъектов РФ. Право на отдых установлено Конституцией.

Отпуск госслужащих, его возможность, длительность и другие аспекты закреплены ст. 46 ФЗ № 79 от 27 июля 2004г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Понятия служебного времени и отдыха закреплены ст.45 Закона о госслужбе № 79. Согласно указанным статьям, за работником сохраняется должность и соответствующее денежное содержание (заработная плата).

Условия предоставления

Отпуск на госслужбе предоставляется при соблюдении ряда условий. Основания – общие, регулируются нормами трудового законодательства. Первый полагается не ранее чем через 11 месяцев после официального устройства. Заявление подается руководителю на двенадцатом.

Некоторым категориям граждан может быть предоставлен внеочередной отдых. В соответствии со ст. 122 ТК РФ к ним относят:

  • женщины, которые находятся «в положении» с первым ребенком;
  • служащие, прошедшие процедуру усыновления детей возрастом до трех месяцев;
  • иной персонал (некоторые не являются сотрудниками госорганов, например супруги военнослужащих).

В конце каждого календарного года – не позднее, чем за четырнадцать дней до начала следующего – составляется план отпускных периодов. График учитывает время и продолжительность отдыха сотрудников, это относится только к очередным вариантам.

Дополнительные гарантии

Государственная служба предусматривает не только разного рода привилегии и дополнительные возможности, но и устанавливает немало издержек для представителей такового вида деятельности. Проявляются таковые в запретах и ограничениях, которые впоследствии приводят к необходимости установления компенсаций.

Дополнительные гарантии и компенсации, устанавливаемые для госслужащих, носят не материальный характер, и предполагают улучшение условий прохождения службы.

Говоря о конкретных вариантах компенсаций издержек, которые вынуждены претерпевать представители данного вида деятельности, можно определить следующие варианты таковых:

  1. Повышение уровня мотивации госслужащих за счёт дополнительных средств стимулирования таковых.
  2. Усиление кадрового состава конкретного подразделения государственной службы.
  3. Обеспечение социальной и юридической защиты представителей госслужбы.
  4. Снижение показателей коррупционных проявлений за счёт применения принудительных мер воздействия и реализации превентивных мероприятий.
  5. Проведение мероприятий по оптимизации порядка и условий прохождения службы, независимо, какая отрасль таковой задействована.
  6. Внесение поправок и издание новых обоснованных с правовой точки зрения норм, регламентирующих рассматриваемый вид трудовой деятельности.
  7. Обеспечение безопасности при осуществлении трудовой деятельности, соблюдение норм охраны труда.
  8. Мероприятия, направленные на улучшение и оптимизацию времени отдыха и труда.
  9. Определение точных границ рабочего дня, а именно не превышение предела в сорок часов за неделю.
  10. Выделение праздничных и нерабочих выходных дней, обеспечение таковых для сотрудников без нарушения нормативов трудового распорядка.

Соответственно, реализация программы по предоставлению отпусков как основных, так и дополнительных также будет считаться видом гарантий для государственных и муниципальных служащих.

https://youtube.com/watch?v=BkRkHu0iQpM

Подобные привилегии могут затронуть аспекты установления возраста для выхода на пенсию, повлиять на размер пенсионных отчислений, помочь получить различные путёвки и право участия в субсидиарных программах и так далее. При этом несоблюдение со стороны служащих, возложенных обязанностей, в равно степени может повлечь и упразднение предложенных послаблений.

Таким образом, госслужащий может признаваться специальной категорией лиц, осуществляющих трудовую деятельность, поскольку законодатель присваивает таковым отдельный статус, конкретно обозначенные полномочия и предполагает точный свод правил и ограничений для регулирования работы служащих. Ввиду особого статуса такие лица могут претендовать на дополнительный отпуск, оплату такового, а также получить гарантии, дающие возможность на безопасную трудовую деятельность.

Надбавка за выслугу лет госслужащим

Часто лица, которые проходят службу в государственных органах, задаются вопросом о том, полагается ли им надбавка, связанная с выслугой. В настоящее время установлено, что граждане, проходящие военную службу и работники силовых структур, наделены правомочием на получение прибавок. Эти суммы имеют связь с выслугой лет. Аналогичные положения распространяются в отношении гражданских государственных служащих. 

Это отражено в законе, принятом на федеральном уровне под №50. Данный акт указывает, что правом на рассматриваемую надбавку наделены госслужащие всех органов. Предусматривается, что возможность оформления доплаты есть только у тех лиц, кто накопил определенное количество выслуги. 

Выплаты производятся при использовании средств того ведомства, где проходит службу гражданин. Действующие положения правовых актов не предусматривают возможности перечисления указанной суммы при использовании других источников. Величина доплаты находится в зависимости от того, на протяжении какого периода гражданин проходил службу в государственных органах. 

В том числе: 

  • если этот период составляет от года до пяти лет, то сумма равна 10 процентам; 
  • когда выслуга составляет от пяти до десяти лет – 15%; 
  • при наличии выслуги в размере от 10 до 15 лет, надбавка равняется 20 процентам; 
  • если данный показатель более 15 лет, то сумма составляет 30 процентов. 

Важным моментом, который связывается с использованием дополнительного отпуска, выступает то, что гражданин может им воспользоваться только при условии, что у него есть право на основное время отдыха в текущем году. 

Для граждан, проходящих службу, предусматриваются гарантии социального типа, в том числе выраженные в предоставлении отпусков. Если время отдыха не подлежит оплате, то использование этого периода происходит на основании заявления. При этом, гражданин потребуется подтвердить наличие уважительных причин для ухода в отпуск. 

В законодательных актах указано, что лица, ведущие трудовую деятельность в северной местности, имеют правомочие на использование дополнительного времени отдыха. Когда гражданин работает непосредственно на севере, то длительность дополнительного периода равняется 24 дням. Если местность имеет приравненное значение, то срок сокращается до 16 дней. 

Удержание из денежного довольствия сумм излишне начисленных отпускных

На практике нередко возникают случаи, когда отпуск гражданскому служащему предоставлен авансом, а после выхода из отпуска служащий увольняется. При увольнении может сложиться ситуация, что суммы денежного довольствия недостаточно и удержать излишне выплаченную сумму отпускных за неотработанные дни отпуска невозможно ввиду недостаточности средств на лицевом счете гражданина. Может ли наниматель вернуть излишне выплаченные служащему денежные средства посредством обращения в суд?

Если наниматель не может удержать излишне выплаченную сумму за неотработанные дни отпуска в связи с отсутствием или недостаточностью суммы выплаты, причитающейся бывшему служащему при увольнении, последний может возместить ее в добровольном порядке. Основания для взыскания образовавшейся задолженности в судебном порядке у нанимателя отсутствуют в силу ч. 4 ст. 137 ТК РФ, поскольку недобросовестности в действиях работника или счетной ошибки нет. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Определение ВС РФ от 14.03.2014 N 19-КГ13-18, Апелляционные определения Нижегородского областного суда от 14.03.2017 по делу N 33-2578/2017, Верховного суда Республики Башкортостан от 09.11.2016 по делу N 33-22500/2016).

Следовательно, орган государственной власти РФ, субъекта РФ после увольнения гражданского служащего не вправе обратиться в суд для взыскания суммы, подлежащей удержанию из его заработной платы.

Расчет отпускных выплат госслужащим

Порядок расчета отпускных госслужащим определяет Постановление Правительства РФ № 562. Сама формула расчета отпускных аналогична принятой в других профессиональных сферах методике:

Среднемесячное денежное содержание делят на 29,3 и умножают на количество дней отпуска.

При расчете денежного содержания, в него включают:

  • оклады по должности и чину;
  • надбавки за стаж, особые условия и гостайну;
  • премии;
  • матпомощь.

В расчет входят суммы разовых премий и материальной помощи от нанимателя в размере 1/12 от их суммы за год, предшествующий планируемому отпускному периоду.

Дополнительная материальная помощь выплачивается в двукратном размере ежемесячных окладов за должность и чин. Премиальные выплаты и надбавки в расчет суммы не включают.

Такую же методику расчета используют при исчислении компенсации за неиспользованные дни отпуска, например, при увольнении работника.

Суть изменений 2016 года

Изменения коснулись 45-й и 46-й статьи упомянутого федерального закона. В частности, был издан отдельный ФЗ под номером 418 в декабре 2015 года, и ФЗ под номером 176 в начале июня 2016 года.

Согласно последним поправкам пересмотрена длительность отпускных периодов для всех без исключения категорий служащих.

Дополнительный отпускной период, предоставляемый за выслугу, теперь рассчитывается по-новому. До 2016 года при его оформлении учитывалось три основных параметра, соответственно, продолжительность зависела:

  • от занимаемой чиновником или служащим (текущей) должности;
  • от общего количества лет, отданных государственной службе (от выслуги);
  • от наличия ненормированного графика работы (например, необходимости присутствия на рабочем месте в праздничные и выходные дни).

Дополнительные дни оплачиваемого отдыха теперь зависят от длительности службы или выслуги и рассчитываются следующим образом:

  • работа на государство в течение одного-пяти лет позволяет получить дополнительно один день отдыха;
  • стаж от пяти до десяти лет является основанием для начисления пяти дополнительных дней;
  • работа в течение десяти-пятнадцати лет «оценена» государством в дополнительные семь дней отдыха;
  • при солидном стаже более пятнадцати лет сотрудник может рассчитывать на получение десяти дополнительных дней.

Что касается отпускных дней за работу по ненормированному графику, государство не устанавливает их максимальное количество для разных категорий служащих. Но минимальное количество составляет 3 дня.

По результатам внесённых поправок в федеральное законодательство суммарная продолжительность отпускных периодов в течение одного года для служащих теперь составляет от 30 до 43 дней (учитываются календарные, а не рабочие дни).

  • работники Крайнего Севера могут рассчитывать на 24 дополнительных дня отдыха;
  • лица, занятые трудовой деятельностью на территориях, близких по климатическим условиям к Северу, получают дополнительно 16 дней отдыха;
  • лица, работающие в северных регионах с установленной надбавкой к окладу (районным коэффициентом), могут дополнительно к основному отпускному периоду оформить ещё восемь дней.

График отпусков

Как уже было сказано ранее, ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя. В статье 123 ТК РФ говорится, что очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. При этом о времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.

Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время. По желанию мужа ежегодный отпуск ему предоставляется в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его непрерывной работы у данного работодателя.

Кроме этого, при составлении графика отпусков необходимо учитывать положения ст. 122 ТК РФ, которой установлен порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков. В ней сказано, что оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. При этом право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя.

Обращаем ваше внимание на то, что до истечения шести месяцев непрерывной работы оплачиваемый отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен:

— женщинам — перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;

— работникам в возрасте до 18 лет;

— работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев;

— в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Напомним, кому отпуск должен быть представлен в удобное для них время, так как это установлено федеральными законами:

— Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы (ст. 6 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»);

— Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы (ст. 8 Закона РФ от 15.01.1993 N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»);

— инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах в пределах тыловых границ действующих фронтов (ст. 14-19 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах»);

— супруги военнослужащих — им отпуск по их желанию предоставляется одновременно с отпуском военнослужащих (ст. 11 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);

— граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»);

— граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»);

— лица, награжденные знаком «Почетный донор России» (ст. 11 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов»);

— женщины, имеющие двух и более детей в возрасте до 12 лет (п. 3 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 N 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей»).

Обзор документа

Минтруд России разъясняет, что с 10 января 2016 г. вступили в силу поправки, согласно которым устанавливается императивная норма об использовании госслужащим в каждом служебном году минимального отпуска продолжительностью 28 календарных дней.

По инициативе представителя нанимателя в исключительных случаях остальная часть отпуска может быть перенесена на следующий служебный год с согласия служащего. Она также может быть заменена денежной компенсацией при наличии письменного заявления госслужащего с учетом финансовых возможностей госоргана и анализа причин неиспользования госслужащим отпуска в полном объеме. Причина указывается в заявлении. Его следует представлять в срок, наиболее близкий к окончанию очередного календарного года, в целях оценки наличия в фонде оплаты труда средств на указанные цели.

Если остальная часть отпуска не использована госслужащим «в натуре» и не заменена денежной компенсацией, то последняя выплачивается госслужащему при увольнении.

Вышеизложенное также касается отпусков, не использованных до вступления в силу поправок.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СЛУЖЕБНОГО РАСПОРЯДКА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

(в ред. Приказа ФССП РФ )

В соответствии с статьи 56 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151, N 16, ст. 1828, N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 52 (ч. 1), ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3597, ст. 3624, N 48, ст. 5719, N 51, ст. 6150, ст. 6159; 2010, N 5, ст. 459, N 7, ст. 704, N 49, ст. 6413, N 51 (ч. 3), ст. 6810; 2011, N 1, ст. 31, N 27, ст. 3866, N 29, ст. 4295, N 48, ст. 6730, N 49 (ч. 5), ст. 7333, N 50, ст. 7337; 2012, N 48, ст. 6744, N 50 (ч. 4), ст. 6954, N 52, ст. 7571, N 53 (ч. 1), ст. 7620, ст. 7652; 2013, N 14, ст. 1665, N 19, ст. 2326, ст. 2329, N 23, ст. 2874, N 27, ст. 3441, ст. 3462, ст. 3477, N 43, ст. 5454, N 48, ст. 6165, N 49 (ч. 7), ст. 6351, N 52 (ч. 1), ст. 6961; 2014, N 14, ст. 1545, N 49 (ч. 6), ст. 6905, N 52 (ч. 1), ст. 7542; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 62, ст. 63, N 14, ст. 2008, N 24, ст. 3374, N 29 (ч. 1), ст. 4388, N 41 (ч. 2), ст. 5639; 2016, N 1 (ч. 1), ст. 15, ст. 38, N 22, ст. 3091, N 23, ст. 3300, N 27 (ч. 1), ст. 4157, ст. 4209, N 52 (ч. 5), ст. 7504) и Трудовым Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3, N 30, ст. 3014, ст. 3033; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 27, N 13, ст. 1209, N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878, N 41, ст. 4285, N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 34, N 17, ст. 1930, N 30, ст. 3808, N 41, ст. 4844, N 43, ст. 5084, N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812, N 30 (ч. 1), ст. 3613, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 52 (ч. 1), ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21, N 19, ст. 2270, N 29, ст. 3604, N 30, ст. 3732, ст. 3739, N 46, ст. 5419, N 48, ст. 5717, N 50, ст. 6146; 2010, N 31, ст. 4196, N 52 (ч. 1), ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49, N 25, ст. 3539, N 27, ст. 3880, N 30 (ч. 1), ст. 4586, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596, N 45, ст. 6333, ст. 6335, N 48, ст. 6730, ст. 6735, N 49 (ч. 1), ст. 7015, ст. 7031, N 50, ст. 7359, N 52, ст. 7639; 2012, N 10, ст. 1164, N м, ст. 1553, N 18, ст. 2127, N 31, ст. 4325, N 47, ст. 6399, N 50 (ч. 4), ст. 6954, N 50 (ч. 5), ст. 6957, ст. 6959, N 53 (ч. 1), ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666, ст. 1668, N 19, ст. 2322, ст. 2326, ст. 2329, N 23, ст. 2866, ст. 2883, N 27, ст. 3449, ст. 3454, ст. 3477, N 30 (ч. 1), ст. 4037, N 48, ст. 6165, N 52 (ч. 1), ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1542, ст. 1547, ст. 1548, N 19, ст. 2321, N 23, ст. 2930, N 26 (ч. 1), ст. 3405, N 30 (ч. 1), ст. 4217, N 45, ст. 6143, N 48, ст. 6639, N 49 (ч. 6), ст. 6918, N 52 (ч. 1), ст. 7543, ст. 7554; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 10, ст. 42, ст. 72, N 14, ст. 2022, N 18, ст. 2625, N 24, ст. 3379, N 27, ст. 3991, ст. 3992, N 29 (ч. 1), ст. 4356, ст. 4359, ст. 4363, ст. 4368, N 41 (ч. 2), ст. 5639; 2016, N 1 (ч. 1), ст. 11, ст. 54, N 18, ст. 2508, N 27 (ч. 1), ст. 4169, ст. 4172, ст. 4205, N 27 (ч. 2), ст. 4238, ст. 4280, ст. 4281) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Служебный распорядок Федеральной службы судебных приставов.

2. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы судебных приставов «Об утверждении Служебного распорядка Федеральной службы судебных приставов» (зарегистрирован Минюстом России 15.09.2006, регистрационный N 8272).

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы судебных приставов — заместителя главного судебного пристава Российской Федерации Мулова В.Н.

Директор Д.В. АРИСТОВ

Приложение

УТВЕРЖДЕН приказом ФССП России от 13.06.2017 N 297

Законодательные акты

Отпуска граждан на госслужбе определяются Законом № 79-ФЗ от 27.07.04. В 2021 году в него были внесены изменения. Длительность отдыха и начисления дополнены Законом № 176-ФЗ от 2.06.16.

Согласно законодательным актам отпуск оформляется на следующих условиях:

  • Время отдыха определяется графиком, составляемому в организации за 2 недели до начала календарного года.
  • Отпуск может быть разбит на несколько частей. При этом одна из них не может быть короче двух недель.
  • Госслужащий должен отдохнуть не менее, чем 4 недели за календарный год. При возникновении необходимости он имеет возможность перенести часть, превышающую это время, на следующий год или получить вместо нее денежную компенсацию.

Чиновник имеет право взять отпуск не по графику, если на это имеются особые основания. Например, при нахождении жены госслужащего в декретном отпуске.

Согласно законодательным актам помимо основного отпуска работники, задействованные на государственной службе, могут получить и дополнительные дни отдыха. На их количество влияет:

  • выслуга;
  • выполнение должностных обязанностей в опасных условиях;
  • ненормированный рабочий день;
  • служба в нестандартных климатических условиях.

Расчет длительности времени отдыха должен проводиться каждый год, так как могут измениться выслуга или другие обстоятельства.

Дополнительный отпуск госслужащим

Важнейшим нюансом, связанным с предоставлением дополнительных отпускных дней, является возможность их использования только в том случае, если сотрудник в текущем году располагает правом на очередной отпуск.

Российские госслужащие имеют социальную гарантию в виде как оплачиваемого, так и неоплачиваемого дополнительного отпуска. При этом отпуска, не подлежащие оплате, оформляются на основании заявлений сотрудников в случае уважительной причины. Наличие таких причин определяют работодатели, однако традиционно к ним относится:

  • курортное лечение;
  • исполнение общественных обязанностей;
  • семейные обстоятельства;
  • наличие оснований, предусмотренных ч.2 ст.128ТК РФ.

Помимо предоставляемого ежегодно основного оплачиваемого отпуска, госслужащие пользуются правом на оплачиваемые дополнительные отпуска. Так, в силу ст.116ТК РФ предусмотрена обязанность по предоставлению дополнительных оплачиваемых отпусков для следующих категорий сотрудников:

  • занятых на работах, для которых характерны вредные условия труда;
  • имеющих особенный характер трудовой деятельности;
  • работающих в зоне Крайнего Севера и приравненных к ней районов.

В частности, ст.321ТК РФ определено, что работникам, осуществляющим трудовую деятельность на Крайнем Севере, дополнительно предоставляются оплачиваемые отпуска. Их длительность составляет: 24 дня (для Крайнего Севера), 16 дней (для приравненных к Крайнему Северу регионов). Вместе с тем, ст.14 Закона №4520-1 от 19.02.1993 года регламентировано, что для специалистов, работающих в иных районах Севера, установлены дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 8 суток. Ст.2 этого же закона определен список регионов Крайнего Севера и приравненных к ним районов, который должен использоваться при реализации механизма компенсаций и гарантий.

Порядок предоставления ежегодных отпусков

Оплачиваемый отпуск предоставляется не всем.

В соответствии с действующим трудовым законодательством оплачиваемый отпуск выделяется каждому государственному служащему обязательно, но не более одного раза за год. Сотрудник становится обладателем возможности его использования по истечении полугода с момента официального трудоустройства на правительственную службу.

Также предусматриваются случаи, в которых разрешается выходить в отпуск раньше установленной законодательством даты. Они применимы к следующим категориям граждан:

  1. Лица, не достигшие возраста совершеннолетия;
  2. Женщины перед декретным отпуском или при возникновении осложнений после его отбытия;
  3. Граждане, оформившие опекунство на младенцев младше трех месяцев;
  4. Прочие лица, попадающие под категории, закрепленные в федеральном законодательстве.

В государственных и частных учреждениях порядок предоставления отпуска аналогичен.

Выплаты к отпуску

Основанием для расчета отпускных является Постановление Правительства № 562 от 6.09.07. Дополнительно финансовые обязательства работодателя оговариваются в Законе № 79-ФЗ от 27.07.04.

Отпускные выплаты начисляются с учетом:

  • установленного оклада в соответствии с классом службы;
  • заработной плате по замещающей должности;
  • полученных дополнительных выплат.

Госслужащим к окладу полагаются выплаты, формирующие заработную плату. Они могут назначаться на различных основаниях:

  • за стаж работы;
  • в качестве материальной помощи;
  • премиальные выплаты;
  • за особые или вредные условия труда.

Выплата делается единой суммой. Сотрудник должен получить отпускные не позднее, чем за 10 дней до начала отдыха. При нарушении этого момента работодателя могут привлечь к административной ответственности. Именно поэтому, если сотрудник хочет взять отпуск вне очереди, то ему могут предложить оформить перед этим отпуск за свой счет.

Для некоторых категорий госслужащих в порядок начисления отпускных включают материальную помощь и единовременные выплаты. В целом размер денежных средств исчисляется по формуле: денежное содержание делится на 29,3 средних дней и умножается на количество дней отпуска.

Отпуск госслужащих

Ежегодный оплачиваемый отдых государственных специалистов отличается от общепринятого порядка его исчисления и предоставления (ст. 46, закон № 79-ФЗ).

  • Во-первых, основная часть отпуска длиннее установленного ТК РФ на два дня. Вне зависимости от стажа госслужбы, работник имеет право на 30 календарных дней отдыха каждый год.
  • Во-вторых, стаж работы на государственных должностях «добавляет» к основной части отдыха дополнительные дни. При выслуге в один год общая продолжительность ежегодного трудового отпуска будет равна 31 календарному дню, а стаж госслужбы в 15 лет увеличивает его до 40 календарных дней.

Ненормированный рабочий день также добавляет к отпуску 3 дня.

К предусмотренной законом № 79-ФЗ продолжительности трудового отпуска, прибавляют дополнительные дни, указанные в ТК РФ или иных нормативных актах.

Например, работа в условиях повышенной опасности для здоровья или районах с неблагоприятными погодными условиями является основанием для увеличения продолжительности отдыха.

В-третьих, еще одной особенностью отпуска госслужащих становится то, что они ограничены в возможности переноса или получения оплаты за неиспользованные дни отдыха. Как и любой другой наемный работник, государственный сотрудник может разделить годовой отпуск на части, но если в рабочем году суммарная продолжительность отдыха была меньше 4 недель, то часть дней «теряется».

Перенести или взять компенсацию можно за часть отпуска, превышающую 28 календарных дней.

Например, сотрудник использует только 20 дней отпуска из возможных 35. Перенести на следующий рабочий год он может только 7 дней, а 8 суток — «потеряются».

В-четвертых, госслужащие получают отпускные выплаты раньше, чем это предусмотрено в ТК РФ. Им обязаны насчитать и перечислить деньги за отпуск не менее чем за 10 дней до его начала.

В-пятых, сотрудники госорганов получают к отпуску дополнительную денежную помощь, размер которой зависит от статуса ведомства. Закон № 79-ФЗ устанавливает ее для федеральных служащих в размере двукратного месячного оклада, для местных органов власти регионы самостоятельно определяют суммы помощи к ежегодному отпуску для госслужащих.

Сколько дней отпуска положено за выслугу

Говоря о выслуге, стоит отметить, что под ней понимается время, на протяжении которого лицо на непрерывной основе трудилось в государственных структурах и обладало правом на использование специальных льгот, надбавок и гарантий. Перечисленные положения находятся в полной зависимости от того, сколько лет лицо отработало в указанной системе. Если рассматривать дополнительный отдых, то он урегулирован положениями трудового законодательства. Кроме того, в этом направлении применимы акты, изданные конкретным ведомством. 

На сегодняшний день применим такой порядок назначения дополнительных дней отдыха: 

  • когда лицо отработало от года до пяти лет, то прибавляется 1 день; 
  • если стаж равняется от пяти до десяти лет, то отпуск станет больше на пять дней;
  • при продолжительности от 10 до 15 лет отпуск увеличивается на семь дней; 
  • более 15 лет выслуги предусматривают использование дополнительно десяти дней для отдыха. 

Использовать при расчете требуется показатели стажа отдельно взятого сотрудника. Если человек работал в другой отрасли – это время не учитывается при вычислении выслуги. Кроме того, многие государственные служащие трудятся в условиях ненормированного дня. Это говорит о том, что они также наделены возможностью использовать дополнительные дни отдыха. 

Перечень должностей, по которым предусматриваются такие условия труда, отражается в документации, разработанной на локальном уровне. За это устанавливается дополнительное время отдыха в размере трех дней. 

Как правильно уйти в ежегодный отпуск сотрудникам МВД, смотрите в этом сюжете:

https://youtube.com/watch?v=wTZJyCtiiMY

Форма для приема вопроса, напишите свой