Первоначальная постановка на воинский учет

Содержание

Что нужно контролировать

при найме сотрудников на работу

  • Проверить у призывников и военнообязанных документы воинского учета. Соответственно для призывников это удостоверения призывников, для военнообязанных — военные билеты
  • Установить, состоят ли граждане, принимаемые на работу, на воинском учете по месту жительства.
  • Завести на каждого работника, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, личную карточку воинского учета, являющуюся документом основного учета призывников и военнообязанных в организации.
  • Сообщить в срок 1 месяц в военные комиссариаты (обособленные подразделения) районов (городов) о каждом призывнике и военнообязанном, принятом на работу.

в процессе работы

  • Осуществлять учет изменений, касающихся семейного положения, состава семьи, уровня основного образования, должности (специальности) и места жительства граждан, подлежащих воинскому учету. Данная информация в недельный срок предоставляется в военкомат!
  • Ежегодно сверять личные карточки призывников и военнообязанных с записями в удостоверениях призывников и военных билетах, а также представлять эти карточки по требованию для сверки с учетными данными военкоматов районов.
  • По требованию военкомата оповещать работников, состоящих на воинском учете, о вызовах в военкомат, а также обеспечивать им возможность своевременной явки по повесткам в военкоматы.
  • Направлять по запросам военного комиссара военкомата района сведения о численности работников организаций (призывников и военнообязанных), в том числе забронированных за организацией на период мобилизации и военного времени.

при увольнении сотрудников?

  • Внести запись об увольнении в личную карточку воинского учета военнообязанного и передать ее в архив.
  • Сообщить об увольнении таких работников в срок 1 месяц в орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства работников.

ВАЖНО! В организации необходимо вести персонально-первичный воинский учет граждан по личным карточкам, на основании которых формируется картотека военнообязанных, которая состоит из нескольких разделов:

  • личные карточки на офицеров запаса;
  • личные карточки на прапорщиков, сержантов и солдат запаса;
  • призывники;
  • военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания;
  • военные карточки на лиц женского пола.

В каких случаях надо становиться на воинский учет

Воинскому учету подлежат две категории граждан РФ:

  • мужчины от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе (они являются призывниками);
  • граждане, пребывающие в запасе (они все являются военнообязанными), в том числе не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу или прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Есть категория граждан, которые воинскому учету не подлежат. К ним относятся граждане:

  • освобожденные от воинской обязанности в связи с негодностью их к военной службе по состоянию здоровья;
  • проходящие военную службу;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женщины, не имеющие военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами РФ.

В чем же состоят обязанности граждан в связи с воинским учетом? Такие граждане обязаны: 1) состоять на воинском учете в военкомате по месту жительства и (или) пребывания. Например, обязанность гражданина состоять на воинском учете в военкомате по месту его жительства означает, что гражданин не просто обязан являться по соответствующей повестке, но и, изменив свое место жительства, добровольно (без вызова по повестке) обязан сообщить соответствующую информацию военкомату по месту выбытия (снятия с регистрационного учета); 2) явиться в указанные в повестке военкомата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления;  3) явиться в военкомат для постановки на учет в двухнедельный срок со дня увольнения с военной службы в запас, освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы, получения военно-учетной специальности (женщиной), приобретения гражданства РФ; 4) сообщить в двухнедельный срок об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности; 5) явиться в двухнедельный срок в военкомат для постановки на учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, либо выезде из РФ на срок более шести месяцев или въезде в РФ. Информация о перемене места жительства либо пребывания может быть донесена до военкомата или органа местного самоуправления только лично гражданином; 6) бережно хранить приписное свидетельство, военный билет, справку взамен военного билета, также персональную электронную карту. В случае их утраты в двухнедельный срок обратиться в военкомат для получения документов взамен утраченных; 7) в случае выезда в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства и (или) места пребывания, лично сообщить об этом в военкомат. Отметим еще раз отдельно, что такая обязанность лежит на гражданах, подлежащих призыву на военную службу, только в случае, когда оставление ими своего места жительства или места пребывания на срок более трех месяцев, осуществляется в период проведения призыва.

Подробная пошаговая инструкция: как организовать воинский учет в организации в 2021 году

Шаг 1. Назначение ответственных лиц

В зависимости от численности сотрудников, состоящих на ВУ, определяется количество специалистов, которые будут вести эту деятельность. В соответствии с пунктом 19 постановления правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется количество военнообязанных работников на 31 декабря предшествующего года. Затем, опираясь на нормативы пункта 12 постановления правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется количество ответственных сотрудников из числа отдела кадров или руководящего состава, главный бухгалтер в воинском учете не участвует.

Количество военнообязанных работников

Количество работников, ведущих ВУ

До 499 граждан (включительно)

1 работник, выполняющий обязанности по совместительству

От 500 до 1999 граждан (включительно)

1 освобожденный работник

От 2000 до 3999 граждан (включительно)

2 освобожденных работника

На каждые последующие полные 3000 граждан

1 освобожденный работник

На крупных предприятиях, где имеются два и более сотрудника, ответственных за работу с военнообязанными и взаимодействие с военкоматом, создается отдельное подразделение, называемое военно-учетный стол в организации. Такое подразделение размещается в отдельном помещении, оснащенном металлическими шкафами для хранения документов.

Шаг 2. Определение круга военнообязанных

Согласно пункту 14 постановления, обязательному контролю подлежат:

  • призывники;
  • военнообязанные.

К призывникам относятся лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, годные к службе и не пребывающие в запасе. Что касается военнообязанных, то круг таких лиц достаточно широкий. К ним относятся:

  • все категории военных в запасе;
  • лица, получившие отсрочку от службы в армии;
  • лица, освобожденные от службы в армии;
  • лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • граждане, прошедшие службу на военных кафедрах;
  • женщины, имеющие военно-учетные специальности.

Не подлежат военному учету, согласно пункту 15 постановления:

  • лица, постоянно проживающие за пределами РФ;
  • женщины, не имеющие военно-учетную специальность;
  • офицеры запаса СВР или ФСБ.

Шаг 3. Получение документов

По закону, воинский учет и бронирование в организации производится на основании следующих документов:

  • удостоверение гражданина, подлежащего призыву на срочную службу, — для призывников;
  • военный билет или справка взамен него — для военнообязанных.

Шаг 4. Согласование в местном военном комиссариате

Согласно пункту 22 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организации», проект приказа о назначении ответственных лиц согласовывается с местным ВК. Кроме согласования, сотрудники ведомства проводят вводный инструктаж по ведению учета, предоставляют образцы бланков и т. д.

Шаг 5. Исполнение и контролирование ведения учета

После того как все перечисленные шаги выполнены, ответственный сотрудник или подразделение приступает непосредственно к выполнению своих обязанностей. В законодательстве не указано, как заполнить акт проверки состояния воинского учета и бронирования граждан в организации в 2021 году — это делают в произвольной форме, не реже чем раз в год, по договоренности с сотрудниками военкомата.

Организация должна предоставлять в военкомат следующие сведения:

  • сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, которые являются военнообязанными;
  • списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет, и раз в год (в сентябре) списки мужчин 15 и 16 лет.

На основании военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву, вносятся необходимые сведения в личную карточку по форме Т-2.

Кроме того, компания должна вести следующие документы:

  • план работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе в 2021 г.;
  • приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок состояния бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • картотеку личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • расписки о приеме документов и корешки от них;
  • карточка учета организации (КУО форма № 18).

Представленный список не является исчерпывающим. В разных регионах и на разных предприятиях ведут и другие дополнительные документы. Стоит сказать, что ответственные сотрудники должны проводить методическую работу. В их функции входит вести журнал проверок воинского учета 2021 г. и сверяться с военкоматом.

Порядок постановки граждан России на воинский учет

Закон предусматривает обязательное прохождение процедуры постановки на ВУ для следующих граждан:

  • молодые люди призывного возраста: с 18-ти до 27-ми включительно;
  • все военнообязанные, находящиеся в запасе, включая уволенных;
  • офицеры запаса, получившие высшее образование в ВУЗах, имеющих военную кафедру;
  • мужчины старше 27-ми лет, освобожденные от армии по определенным причинам, а также не служившие в связи с предоставлением законной отсрочки;
  • призывники, прошедшие в установленном порядке альтернативную гражданскую службу;
  • лица, получившие российское гражданство или освободившиеся из заключения;
  • женщины, имеющие специальность, которая входит в установленный перечень военно-учетных.

Перечисленные категории могут явиться в военкомат в любой рабочий день, написав заявление по определенному образцу и представив необходимые документы для постановки на учет: паспорт, характеристику, медицинскую карту, документы об имеющемся образовании, включая дополнительное, а также 6 фотографий (3х4).

Состоящие на воинском учете граждане получают военный билет, входящий в перечень обязательных документов, которые понадобятся при получении загранпаспорта, водительских прав, во время трудоустройства.

При утере документа, необходимо незамедлительно явиться в военкомат для восстановления военного билета.

Также военнообязанный гражданин обязан незамедлительно предоставлять комиссариат сведения о любых обстоятельствах:

  • погашении/окончании судимости;
  • получение официального статуса гражданина РФ;
  • переезде, смене места проживания, как зафиксированного, так и фактического.

В обязанности граждан входит явка, предоставление достоверной информации о произошедших изменениях и дальнейшая постановка на ВУ.

Обязательная подготовка граждан к военной службе

Подготовка граждан к военной службе регламентирована Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Им установлены обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.

Обязательная подготовка к военной службе предусматривает:• получение начальных знаний в области обороны;
• подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;
• военно-патриотическое воспитание;
• подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
• медицинское освидетельствование.

С целью обеспечения соответствия индивидуально-психологических качеств граждан, призываемых на военную службу, современным требованиям в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляется профессиональный психологический отбор. Он представляет собой комплекс мер, направленных на качественное комплектование войск, конкретных воинских должностей.

Профессиональный психологический отбор позволяет решить следующие задачи:• определить профессиональную пригодность граждан, поступающих на военную службу, и военнослужащих к подготовке и военной службе на воинских должностях;
• отобрать кандидатов для обучения в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации;
• обеспечить правильное распределение граждан, поступающих на военную службу, по профилям подготовки и воинским должностям;
• отобрать кандидатов для подготовки прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов — специалистов в учебных частях;
• осуществить углубленное психологическое изучение военнослужащих с признаками затрудненной адаптации к военной службе и обучению в целях разработки предложений командованию по проведению индивидуальной работы с ними;
• обеспечить комплектование экипажей, расчетов, команд, подразделений с учетом психологической совместимости;
• выявить лиц с нервно-психической неустойчивостью.

Профессиональный психологический отбор проводят специалисты. В своей работе они используют методы социально-психологического изучения и психофизиологического обследования.

Соответствие или несоответствие конкретного лица определенной должности, специальности и роду войск устанавливают при помощи специально разработанной классификации . 

По результатам профессионального психологического отбора выносят оценку о профессиональной пригодности гражданина к исполнению обязанностей в сфере военной деятельности. Оценка заключается в одной из следующих формулировок:• рекомендуется в первую очередь — первая категория профессиональной пригодности (полностью соответствует требованиям воинских должностей);
• рекомендуется — вторая категория профессиональной пригодности (в основном соответствует требованиям воинских должностей);
• рекомендуется условно — третья категория профессиональной пригодности (минимально соответствует требованиям воинских должностей, допускается обучение профессиональной деятельности при недостатке кандидатов);
• не рекомендуется — четвертая категория профессиональной пригодности (не соответствует требованиям воинских должностей).

Серьезные требования предъявляют сегодня к физическому развитию призывников, так как в армии они с первых дней сталкиваются со значительными физическими нагрузками.

Для нового пополнения воинских частей установлены нормативы по физической подготовке, которые указаны в таблице 3.

Вопросы

1. Какие виды подготовки граждан к военной службе установлены Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»?

2. Что включает в себя обязательная подготовка гражданина к военной службе?

3. С какой целью проводят профессиональный психологический отбор?

4. Какие мероприятия предусмотрены в рамках профессионального психологического отбора?

5. Какие существуют оценки профессиональной пригодности граждан к исполнению обязанностей в сфере военной деятельности?

6. Молодой солдат в кроссе на 3 км показал результат 13 мин 7 с. Какую оценку он получит?

Категории граждан, подлежащие и не подлежащие постановке на воинский учет

Какие категории граждан подлежат постановке на воинский учет?

Воинскому учету подлежат граждане: — мужского пола в возрасте от 16 до 60 лет, годные по состоянию здоровья к военной службе;

— женского пола, достигшие 18-летнего возраста, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет, а также граждане женского пола, имеющие воинские звания офицеров и не достигшие возраста 50 лет, не имеющие таких званий — 45 лет (ст. 3 «Положения о воинском учете», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.

03. 95 г.

№ 292).

Какие категории граждан не подлежат постановке на воинский учет?

В соответствии с российским законодательством не подлежат воинскому учету граждане:

— освобожденные от воинской обязанности;

— женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

— проходящие военную службу;

— проходящие службу в органах внутренних дел;

— отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы;

— достигшие предельного возраста пребывания в запасе;

— убывшие на постоянное место жительства за границу (ст. 4 «Положения о воинском учете»).

При наличии каких специальностей граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет?

Все граждане женского пола, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, министерствах и ведомствах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, зачисляются на воинский учет по соответствующим военно-учетным специальностям.

На воинский учет зачисляются граждане женского пола, получившие подготовку в образовательных учреждениях профессионального образования, других учреждениях, а также в организациях или в ходе практической работы по следующим специальностям:

а) в области связи — телефонисты, телеграфисты, радисты, радиотелефонисты, радиотелеграфисты, радиометристы, радиомеханики, радиооператоры, телеграфные механики, фототелеграфисты, фоторадиотелеграфисты;

б) в области оптических и звукометрических средств Измерения и метеорологии — мастера, механики, метеонаблюдатели, гидрометеонаблюдатели;

в) в области картографии, топогеодезии, фотограмметрии и аэрофотослужбы — фотограмметристы, фотолаборанты, операторы, мастера, граверы, топогеодезисты, цинкографы, теодолитчики;

г) в области вычислительной техники — мастера, Механики, операторы;

д) в области полиграфии — граверы, цинкографы, Мастера и наладчики полиграфических машин;

е) в области медицины — врачи, фельдшеры, фельдшеры-лаборанты, акушерки, лаборанты, рештенолаборангы, рентгенотехники, зубные техники, инструкторы по лечебной физкультуре, медицинские сестры (операционные, анестезисты, участковые, патронажные, по массажу, неотложной медицинской помощи, гражданской обороны);

ж) кинорадиомеханики (ст. 1, 2 Приложения к «Положению о воинском учете»).

Ставятся ли на воинский учет лица, приобретшие гражданство Российской Федерации?

Первоначальная постановка на воинский учет лиц мужского пола в возрасте от 17 до 27 лет включительно, приобретших гражданство Российской Федерации, производится районной или городской (в городе без районного деления) комиссией по постановке граждан на воинский учет в период с 1 января по 31 марта.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола, приобретших гражданство Российской Федерации и имеющих военно-учетную специальность, осуществляется военным комиссариатом района или города (без районного деления).

Снятие с воинского учета сотрудников органов внутренних дел

Граждане Российской Федерации, назначенные на должность рядового или начальствующего состава, а также стажеры, курсанты и слушатели учебных заведений МВД РФ не подлежат призыву на военную службу, снимаются с воинского учета и состоят на учете в Министерстве внутренних дел РФ (ст. 21 «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» в ред.

Указа Президента РФ от 24. 12.

93 г. № 2288).

Следующая
Призыв в армиюКогда ставят на воинский учет

Порядок действий в военкомате

Важно: при постановке на первичный воинский учет юношу, при его желании, могут сопровождать его родители или другие законные представители

  • Явившись в отдел военного комиссариата по повестке, молодой человек, либо его родитель (представитель), подает в отдел производства заявление (образец прилагается) о приобщении к личному делу заверенных копий медицинских заключений и прочих документов.
  • Проходящий постановку на воинский учет получает направление от военкомата на сдачу  анализов:
    • флюорографического (рентгенологического) исследования органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев);
    • крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов);
    • мочи (удельный вес, белок).
    • в день обследования проводится измерение роста и массы тела.
  • После сдачи анализов молодой человек проходит медицинское освидетельствование у врачей-специалистов военного комиссариата.
  • До и после медицинского освидетельствования юноша проходит психолого-профессиональный отбор, тесты и беседу с сотрудником военкомата, в ходе чего выясняется:
    • Желание юноши обучаться в ДОСААФ или военном ВУЗе, училище;
    • его отношение к прохождению военной службы, желание проходить альтернативную гражданскую службу (АГС);
    • семейное положение;
    • состояние здоровья.

По итогам теста определяются личные качества молодого человека, составляется его психологический портрет. Это позволяет принять решение о том, какие войска рекомендовать призывнику, может ли он быть направлен на военную службу по контракту.

Так же по результатам теста молодого человека могут повторно направить на психиатрическое освидетельствование.

После  всех этих процедур юноше выдают прописное свидетельство  (удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу), в котором указывают  его категорию годности. Если у призывника есть несовместимые с прохождением военной службы заболевания, в прописном обычно ставят категорию  «Г» — временно негоден. Впоследствии, в ходе призывных мероприятий, данную категорию нужно  поменять на «В», освобождающую от службы в армии в мирное время.

При несогласии с присвоенной категорией годности  следует  сразу подать заявление о выдаче решения комиссии по постановке на воинский учет и об ознакомлении с личным делом призывника.

Решение комиссии можно обжаловать в суд.

В день получения прописного юношам, чьи убеждения противоречат прохождению военной службы, стоит подать заявление (образец прилагается) о желании в дальнейшем заменить военную службу на альтернативную гражданскую. Данное заявление обязаны приложить к личному делу призывника.

Приложение:

1. заявление-о-приобщении-медицинских-документов(1)

2. заявление-о-желании-АГС

 Нормативно-правовые акты, регулирующие постановку на воинский учет:

  • Статьи 5.1, 5.2, 8, 9, 10 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. № 565 (Расписание болезней);
  • Порядок организации работы призывного пункта при первоначальной постановке граждан на воинский учет, утв. Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 г. № 400 (ред. от 29.06.2012) «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663»;
  • Приказ Министра обороны РФ № 240, Минздрава РФ № 168 от 23.05.2001 г. (ред. от 11.10.2010) «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе».