Указ Президента № 1316
Указ Президента 1316 — правовой акт, в котором отражены вопросы деятельности судебных приставов. В документе отражены общие положения, организация деятельности и полномочия ФССП.
Общие положения
Согласно п. 1 документа, целью деятельности ФССП РФ является выполнение следующих обязанностей:
- исполнение постановлений (определений) суда и решений иных госорганов (должностных лиц);
- надзор за гражданами-должниками (правонарушителями);
- ведение госреестра юрлиц, отвечающих за возврат просроченных долгов физлиц (компаний);
- обеспечение порядка работы судов.
Полномочия
Указ Президента об органах принудительного исполнения наделяет ФССП РФ следующими законными полномочиями (п. 6 Указа 1316):
- возбуждение исполнительного производства на должника (правонарушителя), оценка стоимости и учет квартир (домов, автомобилей), конфискованных у правонарушителей (должников) и продажа изъятой у граждан недвижимости (автомобилей) на торгах;
- исполнение актов (решений), оформленных комиссией по трудовым спорам;
- руководство, анализ и контроль деятельности региональных подразделений Федеральной службы, обобщение практики применения законов РФ приставами-исполнителями и предоставление Минюсту России рекомендаций по совершенствованию законодательства РФ по работе приставов;
- осуществление полномочий в качестве распорядителя бюджетных средств, выделенных на текущую деятельность и содержание ведомства, организация мобилизации личного состава, кадровое обеспечение ведомства;
- оказание юридической помощи и обеспечение соцзащиты сотрудников Федеральной службы, техническое и материальное гособеспечение ведомства;
- контроль за соблюдением правил ношения оружия приставами и иные вопросы деятельности судебных приставов, приведенные в Указе Президента № 1316.
Организация деятельности
ФССП находится под управлением судебного главного пристава РФ — директора организации. Он назначается на должность и увольняется с руководящего поста Путиным В. В. Главный пристав несет личную ответственность за работу своих сотрудников и всего ведомства (п. 9 Указа Президента о ФССП в последней редакции 2019 года).
Статьи:
Указ №596 «Организация деятельности судебных приставов по ОУПДС» – основные положения и изменения
Организация привода судебными приставами по ОУПДС – порядок работы и бланк журнала приводов
Обзор документа
В 2015 г. вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ). Он установил новый вид административного судопроизводства, в рамках которого судами обеспечивается защита нарушенных или оспариваемых прав, законных интересов граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В целом порядок судебного разбирательства по административным делам в рамках КАС РФ об оспаривании решений, действий (бездействия) ФССП России и ее должностных лиц не является принципиально новым.
Большинство процессуальных положений КАС РФ, начиная с предъявления административного искового заявления и заканчивая исполнением судебных актов, заимствованы из ГПК РФ.
Вместе с тем КАС РФ закрепил ряд процессуальных новелл. Например, изменилось наименование сторон в административных делах, возникающих из публичных правоотношений. Так, в настоящее время сторонами в административных делах являются административный истец и административный ответчик.
Рассмотрены некоторые процессуальные институты, введенные КАС РФ, в т. ч. подсудность административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России.
В настоящее время административные исковые заявления об оспаривании таких постановлений, действий (бездействия) подаются в суды общей юрисдикции по месту нахождения территориального органа или самой Службы соответственно. Аналогичные правила подсудности содержатся в АПК РФ.
В то же время суды определяют подсудность указанной категории дел по месту исполнения судебным приставом-исполнителем должностных обязанностей. Так как при несовпадении места нахождения органа госвласти и территории, на которую распространяются полномочия должностного лица, исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов.
При этом, как следует из положений Закона об исполнительном производстве, территория, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, может не совпадать с местом нахождения территориального органа ФССП России.
Таким образом, подсудность указанной категории дел будет определяться судами общей юрисдикции по месту исполнения должностных обязанностей лица, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются в суде.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: