ЛЕКЦИЯ № 27. Учебные планы и программы.
Содержание образования конкретизируется с помощью учебных планов и программ. Учебный план – это нормативный документ, включающий:
1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;
2) перечень изучаемых предметов;
3) распределение перечня предметов по годам обучения;
4) деление предметов на обязательные и факультативные;
5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.
Виды учебных планов:
1) базисный;
2) типовой;
3) учебный план школы.
Базисный учебный план – это часть государственного образовательного стандарта. Он предусматривает следующие пункты:
1) продолжительность обучения;
2) перечень предметов;
3) недельную нагрузку;
4) максимальную обязательную нагрузку;
5) нагрузку учителя;
6) вариативный компонент, учитывающий национальные и региональные особенности школы.
Типовой учебный план создается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.
Учебный план школы составляется на основе базисного и типового планов и содержит:
1) перечень обязательных предметов;
2) обязательные предметы по выбору;
3) факультативные предметы;
4) распределение предметов по годам обучения;
5) недельное и годовое количество времени, отводимое на прохождение каждого предмета.
Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.
Учебная программа – это нормативный документ, определяющий:
1) содержание основных знаний и умений по каждому учебному предмету;
2) логику и последовательность изучения тем;
3) общее количество времени на изучение определенных тем.
Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:
1) типовые программы;
2) рабочие программы;
3) авторские программы.
Типовая учебная программа составляется на основе государственных стандартов и утверждается Министерством образования.
Рабочая учебная программа составляется учителем на основе типовой. Она учитывает:
1) методические и технические возможности школы;
2) уровень подготовки учащихся;
3) национально-региональный компонент;
4) специфику школы.
Авторская программа составляется опытными педагогами и содержит авторские методики изучения предмета.
Учебные программы с точки зрения структуры подразделяются на:
1) линейные – материал располагается в непрерывной последовательности, изучается только один раз за все время обучения;
2) концентрические – учебный материал делится на две части. Сначала изучаются более простые вопросы, затем – более сложные. При изучении второй части кратко повторяется материал первой;
3) ступенчатые – материал разделен на две части. Некоторые темы проходят только на первой ступени, другие – только на второй, есть разделы, материал которых проходят на обеих ступенях;
4) смешанные – сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.
В содержании учебной программы выделяют три части:
1) объяснительную записку, где излагаются цели и задачи изучения предмета;
2) содержательную часть, включающую перечень тем, ориентировочное распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;
3) методические указания по оценке знаний, умений и навыков, перечень наглядных и технических средств обучения, список рекомендуемой литературы.
«Школа России»
Традиционная программа обучения для начальных классов
«Школа России» — самая популярная программа обучения. Соответствует ФГОС и применяется в большинстве школ. Главная цель — духовно-нравственное развитие, которое формируется в специально созданных условиях. Основной вектор направлен на адаптацию ребёнка в коллективе.
Обучение по программе направлено на адаптацию в коллективе, накопление знаний и умений для дальнейшего обучения. Но отзывы родителей не всегда позитивные. Многие отмечают, что окружающий мир можно сильно сократить, а четырёхлетняя программа слишком растянута.
<<Перелинковка2>>
Виды высших учебных заведений
В России вузы представлены 3 основными видами – университетами, академиями, институтами. Конкретный вид определяется каждые 5 лет по результатам государственной аккредитации. Учитываются следующие характеристики:
- спектр реализуемых образовательных программ;
- наличие возможности продолжать послевузовское образование в аспирантуре, докторантуре;
- проведение научных исследований;
- выполнение научно-методической работы;
- качественный состав научно-педагогических кадров.
Наивысшую позицию на рассматриваемой ступени профессионального образования в России занимают университеты. Это более развитые образовательные организации. Вторая позиция принадлежит академиям, а третья – институтам.
Похожие термины:
-
(The main educational programs) высшего профессионального образования (основные профессиональные образовательные программы; профессиональные образовательные программы; образовательные профессиональные пр
-
установление соответствия образовательных программ требованиям нормативных документов, являющихся составной частью государственного стандарта в соответствующей области образования.
-
составная часть программно-методического обеспечения образовательного процесса в школе. В отличие от типовых и модифицированных учебных и воспитательных программ, авторские образовательные пр
-
ключевые элементы образовательного (педагогического) процесса. Образовательная программа устанавливает содержание образования определенного уровня и направленности. В России реализуются обра
-
официальная экспертиза, (система контроля качества) с целью установления соответствия данной программы принятым образовательным стандартам и потребностям образовательных услуг.
-
обобщенное, идеальное определение результата – итога (цели) реализации образовательной программы, от которого зависит содержание, методы, технологии, формы организации образовательного процесс
-
образовательные программы различной направленности, реализуемые в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их ст
-
документы, определяющие содержание образования, направленного на последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалифик
-
комплект указаний, программ и требований, из которых состоит структура образовательных программ: состав программ, рамочное описание базовых компонентов образовательных программ начального обще
-
образовательные программы, реализация которых позволяет получить дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское образование.
-
образовательные учебные программы, разработанные с учетом непрерывности и преемственности уровней и содержания образования;
-
платные образовательные услуги населению, предприятиям, учреждениям, организациям, такие, как обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов ди
-
реализация образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в том числе инос
-
образовательные программы, реализация которых позволяет получить специальное образование.
Как выбрать образовательную программу на семейном обучении
Форма семейного образования предоставляет родителям свободу: можно ориентироваться на примерную основную программу обучения, можно следовать рабочей программе какой-нибудь школы или авторским методикам, можно вовсе не придерживаться программы обучения, изучая лишь то, что в данный момент интересно ребёнку, как делают анскулеры.
Программа обучения, по которой ребёнок занимается на семейном образовании, не обязана совпадать с программой, которая используется в школе прикрепления.
Однако при расхождении образовательных программ лучше заранее взять в школе пробные версии аттестационных работ. Ведь любая контрольная или экзамен — это, прежде всего, формат, к которому даже хорошо подготовленный ребёнок может оказаться не готов.
Ещё один вариант: согласовать со школой прикрепления свой вариант аттестации по выбранной образовательной программе. Например, по каким темам или в каком виде будут проходить проверочные работы. Главное, чтобы всё это было в рамках ФГОС. Это возможно при наличии договора об аттестациях. Но крайне сложно найти учебное заведение, готовое согласовывать темы с хоумскулерами.
Нетрадиционные системы образования и их особенности
В некоторых школах преподавателями одновременно используются разные учебные программы. Если учитель хорошо в них ориентируется, а также обладает качествами, необходимыми для реализации плана, то это принесет ребятам массу пользы. Такая практика требует от детей подключения всего их потенциала, раннего запуска заложенных навыков, активного усвоения новых знаний. Развивающие обучающие программы для школьников младших классов могут выступать в качестве основных или дополнять традиционный подход.
Система образования Занкова
С 1995 года система-программа Занкова для начальной школы стала применяться параллельно традиционному подходу. Ее целью является общее развитие ученика за счет получения умений, навыков и знаний посредством стимуляции ума и воли.
Школьные программы для начальных классов по системе Занкова отвечают таким характеристикам:
- задачи – младший школьник воспитывается так, чтобы он мог осознавать свою ценность. Это достигается путем обучения детей с упором на индивидуальное развитие, а не коллективное. Работа по этой системе направлена на раскрытие потенциала каждого ребенка, а не попытки подтянуть «слабых» до уровня «сильных»;
- принципы – учащегося учат быть самостоятельным. Ему не просто выдают готовый материал, а побуждают искать ответы на возникающие вопросы. В отличие от традиционной схемы обучения здесь изначально даются практические примеры, чтобы ученик самостоятельно мог прийти к их теоретической основе. Обучение направлено на работу с материалом повышенной сложности, его быстрое освоение, упор на изучение теории для понимания взаимосвязей;
- содержание – каждое учебное пособие расширено по сравнению с традиционной системой. Его содержание подобрано так, чтобы обеспечить ученикам разнообразие видов деятельности;
- особенности – для успешной работы по системе ребенок должен быть готов к высокому темпу обучения. Ему необходимы способность к рефлексии, умение самостоятельно искать и быстро усваивать информацию, а также творчески подходить к решению задач.
Система образования Эльконина-Давыдова
Первые школьные программы начальной школы по этой системе появились более сорока лет назад. Они довольно быстро доказали свою эффективность и сегодня официально признаны в качестве одного из трех подходов к обучению детей, одобренных государством. В отличие от системы Занкова, этот вариант не терпит спешки, а призывает к обдумыванию каждого шага. Его цель – привить ребенку самостоятельность и инициативность, развить склонность к глубокому и нестандартному мышлению.
Учитель может использовать одновременно разные учебные программы.
Программы начального образования по системе Эльконина-Давыдова отвечают таким характеристикам:
задачи – развить у представителей младших классов рефлексию, которая в будущем проявится в виде умения выделять недостающие знания и навыки, оценивать себя со стороны, относится ко всему критично, а не категорично. Развить у ребенка аналитические способности, научить его основам планирования. Это активизирует воображение и творческий потенциал ученика, научит его выстраивать оптимальную последовательность действий и выполнять их;
принципы – работа направлена на то, чтобы ученик не заучивал материал, а пытался сам дойти до сути вопроса. Сначала ребенка учат решать задачи конкретного типа, после этого начинается разбор частных случаев
Особое внимание уделяется поиску учащимся нестандартных подходов к выполнению задания. Его учат, что, отступая от общепринятых методик, он не совершает ошибку;
содержание – образовательная система подразумевает наличие учебного пособия по каждому предмету, изучаемому в школе;
Структура образовательной системы в России
Структура системы образования – это совокупность взаимодействующих составляющих, среди которых выделяют:
- Преемственные программы образования.
- Федеральные госстандарты и требования.
- Сеть образовательных учреждений и научных организаций, реализующих данные стандарты, требования и программы.
- Лица, осуществляющие педагогическую деятельность, родители, законные представители учащихся, сами учащиеся и т.д.
- Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности.
- Органы, контролирующие реализацию госстандартов, требований планов и производящие оценку качества образования.
- Органы, управляющие образовательной сферой, подведомственными организациями и учреждениями.
- Объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, которые осуществляют свою деятельность в образовательной сфере.
Сегодня Российская образовательная система считается одной из самых лучших и входи в десятку мировых образовательных систем. И если ранее в образовательную систему России входили только государственные учреждения, то сегодня – это также коммерческие и частные учебные организации.
Образовательная система обеспечивает реализацию права на непрерывное обучение для каждого гражданина страны, что позволяют обеспечить разные уровни образования в России. Более подробная их структура представлена в таблице ниже:
Образование | Уровни/виды |
общее |
|
профессиональное |
|
дополнительное |
|
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Требования к педагогической программе
Образовательные и познавательные импульсы заложены в базу работы с детьми. Они должны понимать цели учебного материала. У педагогов должна быть возможность распределять, держать под контролем и расценивать образовательную ступень работы и её итоги.
Сформированная познавательная мотивация и диапазон интересов студентов, их готовность и умение трудится совместно и сотрудничать с учителями и одноклассниками — почва нравственного поведения, которое направляет деятельность человека и помогает в общении с окружающими людьми. В результате основная совместная образовательная программа должна иметь последовательность и может содержать как один, так и несколько методических направлений различного профиля.
Общеобразовательный проект учреждения должен:
- быть создан с учётом выполнения санитарно-эпидемиологических требований и норм по условиям и подготовке работников в образовательных учреждениях;
- гарантировать вероятность изучения и овладения государственным языком;
- квалифицировать количество предоставленных уроков и усвоение информации из учебников с годами обучения;
- предугадать учебные курсы, обеспечивающие образовательные нужды учащихся.
В документе может быть изложение нескольких характеристик планирования для различных профилей изучения. Они определяют базу для становления образовательной работы, создают систему познавательной мотивации студента, его возможности исполнять учебные цели
Проект должен принимать во внимание способы прогноза и оценки итогов образовательной работы, рассредотачивания часов, помогать делать универсальные учебные события, развивать способность студентов к командному и самостоятельному труду.
Главной составляющей базисной программы будет содержание, которое гарантирует выполнение весомых задач передового образования:
- обучение учащихся гражданской позиции;
- ознакомление с общекультурными и государственными ценностями, информативными методологиями;
- мотивацию продолжить в дальнейшнем обучение;
- следование здоровому образу жизни, ведущих общепризнанных стандартов поведения в чрезвычайных ситуациях;
- личное становление учащихся в согласовании с их особенностями.
Варианты классификации
В настоящее время принято подразделять программы по виду на следующие группы:
- познавательные, дающие углубленные знания по определенной учебной дисциплине, способствующие развитию интеллектуальных способностей школьников;
- прикладной направленности, связанные с выявлением и последующим развитием творческих способностей школьников;
- проектного вида, связанные с формированием навыков проектной и исследовательской работы;
- социальной адаптации, позволяющие осваивать и формировать положительный социальный опыт;
- спортивные и оздоровительные, пропагандирующие здоровый образ жизни;
- развития художественной одаренности, позволяющие формировать творческое воображение, фантазию, наблюдения, умения изображать, описывать окружающий мир.
Специфика образования
Это единый направленный процесс обучения и воспитания, который является общественно важным благом. Организация профессионального образования проводится в интересах семьи, человека, государства, способствует приобретению конкретных навыков, умений, ценностных установок.
В рамках образовательного процесса человеком приобретается опыт работы, формируются компетенции конкретного объема.
В нашей стране право на получение образования гарантировано Конституцией РФ. Развитие профессионального образования — это важная задача, от успешности реализации которой напрямую зависит экономическая и политическая стабильность страны.
Высшее профессиональное образование (ВПО)
В перечень основных ступеней профессионального образования входит высшее образование. В вузы могут поступить не все выпускники школ. Дорога в эти учебные заведения открыта только лицам, имеющим среднее (полное) общее образование или среднее профобразование. В вузы также могут поступать те люди, которые уже имеют высшее образование и желают получить еще одну специальность, усилить в будущем свои конкурентные преимущества на рынке труда.
Данная ступень профессионального образования решает несколько очень важных задач. Каждый вуз:
- удовлетворяет потребности людей в разностороннем развитии личности посредством получения образования;
- обеспечивает общество квалифицированными специалистами, научно-педагогическими кадрами высшей квалификации;
- развивает науку и искусство путем выполнения научных исследований и осуществления творческой деятельности;
- работает в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и руководящих работников.
Программа клуба «Поиск»
Она предполагает выявление, работу с одаренными школьниками, направлена на максимальное раскрытие и формирование будущей научной элиты с учетом индивидуально-топологических особенностей личности. Ребята, вовлеченные в данную дополнительную образовательную программу, получают навыки работы с научными материалами, учатся формулировать проблемы исследования, определять задачи работы, выявлять оптимальные методики для работы, разрабатывать собственные проекты. В рамках деятельности в клубе «Поиск» школьники получают также навыки ведения научной дискуссии.
Учитывая, что работа по данной дополнительной программе ведется в индивидуальной и групповой форме, наполняемость группы не превышает 15 человек.
Курс рассчитан на 69 часов, предназначен для обучающихся 9-11-х классов. В программе предполагается три основных этапа:
- подготовительный;
- основной;
- заключительный.
Среди отличительных особенностей курса можно отметить:
- большой научный диапазон;
- обеспечивает развитие индивидуальности для каждого ребенка;
- допускает применение различных видов информационных источников: справочников, пособий, журналов, статей;
- приоритетной в программе является самостоятельная исследовательская работа, преподаватель выступает в роли консультанта;
- возможность предоставления результатов исследования на конференциях и конкурсах регионального и федерального уровня.
Основной целью программы является создание условий в рамках дополнительного образования для формирования всесторонне развитой личности, адаптированной к информационным возможностям ИКТ, а также развитие коммуникативных навыков.
Среди требований, которые предъявляются к членам клуба «Поиск»:
- умение самостоятельной организации, проектирования исследования или проекта;
- обработка и систематизация результатов;
- формулирование выводов по результатам проведенной работы;
- овладение навыками экспериментальной деятельности.
На подготовительном этапе школьники знакомятся с теоретическими аспектами научной и исследовательской работы в области естественных наук: выбором и постановкой проблемы, методики сбора и обработки результатов.
Основной этап программы посвящен изучению конструирования исследования, выдвижению гипотезы, определению программы работы. Участники клуба сначала изучают теоретические аспекты, касающиеся проектной и исследовательской работы, затем отрабатывают их на практике, занимаясь собственными работами.
Преимуществом данной дополнительной образовательной программы является создание оптимальных условий для формирования личности, обладающей активной гражданской позицией.
Понятие образования
Образование — инструмент для становления личности при помощи получения знаний, освоения навыков развития (познавательных и творческих) через систему социальных институтов (семья, школа, СМИ). |
Другими словами, это целенаправленный организованный процесс передачи знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении.
Цель образования — приобщить человека к достижениям цивилизации, а также передать и сохранить культурное достояние.
Компоненты образования:
-
Совокупность образовательных стандартов и программ.
-
Органы управления образованием.
-
Комплекс принципов, которые определяют функционирование системы образования.
Основные пути получения:
-
Обучение в учебных заведениях.
-
Образование в семье.
-
Самообразование — когда человек приобретает знания, умения и навыки без помощи других лиц.
Образование можно разделить на два уровня:
-
Общее — это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают родной язык и литературу, биологию, физику и другие предметы, которые формируют основу мировоззрения.
-
Профессиональное — это специализированный вид образования, который реализуется в школах со специальным уклоном, кружках, секциях, лицеях, колледжах, институтах. В этом случае человек проходит обучение, чтобы стать специалистом в определенной сфере, то есть получает профессию.
Человека называют образованным, когда он усвоил достаточно знаний и опыта, которые необходимы в конкретном обществе для реализации в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.
Программа на основе методики Занкова
Учит ребенка развивать мышление, силу волю и разбираться в своих эмоциях. Много заданий дано на самостоятельное изучение. В 2020-2021 учебном году не использовалась (пока неизвестно, вернется ли).
УМК по системе Занкова
Плюсы программы:
- упор делается на отношения между учеником и учителем;
- учит ребенка анализировать полученную информацию;
- развивает творческие навыки детей;
- много времени уделяется обсуждению полученных знаний;
- учит ребят принимать нестандартные решения.
Минусы:
- программа не всем подходит;
- у ребенка должна быть хорошая подготовка к школе;
- мало теории в учебниках, а практических заданий много;
- специфичная образовательная система.
Отзывы о программе не однозначные. Одни родители в восторге, а другие переводят детей в другие школы.
И.П., 40 лет, мама: «Вторая дочка учится в первом классе по методике Занкова. Иногда бывает сложно решить задачу по математике. Приходится подключать папу, дедушку. Программа рассчитана на самостоятельное изучение. Много практических заданий. Педагог не имеет право решать задачи за ученика, только подсказывать и советовать. Учителей интересует мнение детей по всем предметам«.
А.М., 45 лет, учительница начальных классов: «Нравится программа по методике Знакова, но нет продолжения для средней школы. Детям сложно перестроится. В начальной школе учитываются любые мнения детей. В средних классах ученики просто выполняют домашние задания. Отличается нагрузка. Дети, которые обучались по программе Занкова, привыкают к расслабленной обстановке«.
«Школа 2100»
Традиционная программа обучения для начальных классов
Эту программу начального образования называют «концепцией образовательной системы», потому что у неё не один, а целый коллектив авторов: Ш.А. Амонашвили, А.А. Леонтьев, Л.Г. Петерсон, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и другие. В основе лежит «педагогика здравого смысла» А.А. Леонтьева. Особенностями программы называют преемственность на всех этапах обучения от детского сада до вуза, системность в использовании полученных знаний и непрерывность в последовательности учебных задач. Работа по программе продолжается в среднем звене. На выходе авторы видят ребёнка, способного к саморазвитию, владеющего картиной мира и несущего ответственность за себя и своё образование.
Школа XXI века
Информация по предметам дана так, чтобы научить детей логически мыслить.
УМК «Школа 21 века»
У программы следующие плюсы:
- по «Математике» есть простые и сложные задания;
- подойдет Школа XXI века детям, которые быстро воспринимают новую информацию;
- каждый урок – это новая тема;
- задания для первоклассников хорошо продуманы;
- программа помогает поднять самооценку и сделать самостоятельным;
- в «Литературном чтении» хорошо подобраны все произведения;
- по всем предметам есть материалы не только для начальной, но и средней школы.
Но есть и ряд минусов:
- нет четкой подачи материалов по «Русскому языку» и «Математике»;
- мало практических заданий с устным счетом;
- таблицу умножения изучают уже в конце 1 класса;
- в предмете «Окружающий мир» нет заданий на развитие ребенка;
- программа не подходит для медлительных детей;
- в «Литературном чтении» много больших текстов.
Если почитать отзывы мам и учителей о программе, то большинство из них отрицательные. Не нравится подача материала, уровень сложности заданий.
Н.А., 30 лет, мама: «В учебниках мало теории. Программа не подойдет для неподготовленных детей к школе. Если ребенок заболеет, то родителям будет сложно объяснить материал. В учебнике по «Русскому языку» нет четких правил. Во втором классе ребенок должен практически каждое занятие по «Окружающему миру» проводить опыты. В «Литературном чтении» много кроссвордов, с которыми без помощи родителей будет сложно справиться. Самостоятельно понять программу без мамы или учителя ребенок не сможет».
Встречаются и положительные. В.С., 28 лет, мама: «Программа Школа «XXI века» понравилась. Ребенок стал более самостоятельным. Научился рассуждать и находить свои ошибки. С программой скучно не будет, придется уделять много времени урокам. Ребенок получит много знаний не только из начальной школы, но и средней».