Приказ минюста рф от 09.04.2014 n 72

Содержание

Особенности проведения аттестации госслужащих

Порядок проведения аттестации и её особенности выглядят следующим образом:

  • Комиссия имеет право проводить заседание по делу сотрудника только в том случае, если сам оцениваемый находится на заседании. Если он по каким-либо причинам отсутствует на рабочем месте, то заседание нужно перенести на ту дату, когда он появится на предприятии.

  • После того, как все данные рассмотрены и проанализированы, комиссия принимает окончательное решение по каждому сотруднику. Оно может быть, как положительным, с предложением занести работника в кадровый резерв, так и негативным, отмечающим, что человек не отвечает требованиям, которые выдвинуты к нему занимаемой должностью.
  • Пока решение окончательно не принято, комиссия имеет право использовать другие способы добычи информации, кроме собеседования. Это могут быть дополнительные анкеты или даже групповые обсуждения.
  • Если возникает необходимость провести повторную аттестацию, то сделать это можно минимум через полгода после того, как была проведена первичная.
  • После того, как комиссия приняла окончательное решение, она обязана составить специальный протокол и ознакомить с ним работника, который подвергался проверке.
  • Если согласие между комиссией и сотрудником достигнуто, то протокол аттестации подписывается руководством;
  • Лист, где указаны результаты аттестационной комиссии, будет храниться в личном деле сотрудника и может быть использован в будущем.

Сотрудник может не согласиться с решением, которое комиссия прописала в протоколе. В таком случае он имеет право начать трудовой спор по нормам, указанным в законодательстве. Если по окончанию процедуры спора согласие так и не достигнуто, то работник может обратиться за помощью в суд.

Кто должен проходить дополнительные аттестации?

Причин, для проведения внеочередного экзамена на соответствие государственного служащего занимаемой должности, достаточно много. Внеплановые аттестации назначаются:

  • через год после восстановления из отпуска по уходу за ребенком;
  • по неудовлетворительным результатам отчетов;
  • по особым распоряжениям руководства;
  • по соглашению сторон или по собственной инициативе госслужащего;
  • при пропуске планового экзамена без уважительной причины;
  • при изменении системы начисления отплаты труда;
  • при сокращении числа сотрудников в государственном учреждении.

В том случае если экзамен назначен сотруднику по причине низких результатов труда за отчетный период, по итогам аттестации будет решаться вопрос о понижении лица в должности.

При этом не все сотрудники государственных учреждений обязаны проходить подобные тестирования. В плановых и внеочередных экзаменах участие не принимают:

  • беременные женщины;
  • лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
  • сотрудники со стажем на месте трудоустройства до года;
  • госслужащие старше 60 лет;
  • сотрудники, прошедшие аттестацию менее года назад.

Государственные служащие не могут отказаться от прохождения плановой или внеочередной аттестации по собственному желанию без наличия уважительной причины. Такое поведение будет расценено как нарушение трудового порядка, и повлечет за собой дисциплинарное наказание.

Важно. Руководители государственных учреждений также обязаны проходить проверку на профпригодность

Для них сроки прохождения аттестации устанавливаются отдельно.

Успешное прохождение — не гарантия что тебя назначат на должность

Почему я говорю что в первых рядах? Само прохождение конкурса не дает никакой гарантии что тебя возьмут.

После прохождения конкурса человек зачисляется в кадровый резерв на ту группу должностей, на которую он шел. Длится такой резерв три года. И если места так и не нашлось, что бы встать в очередь — нужно снова идти на конкурс.

При том не обязательно что в резерв встанет только 1 из 3 претендентов. Просто примут 1 человека, а двое других будут в запасе, если кто то уволится.

В первую очередь конечно, на более хорошие места при наличии знаний будут продвигаться свои сотрудники, на оставшееся брать тех, кого рекомендовали и уже только после останутся места для людей «с улицы».

На самом деле текучка на гос службе довольно большая, поэтому если пройти конкурс в 2-3 управления, то в 1, в течении полугода точно место будет.

Как получить медицинскую справку

При подаче документов соискатель должен подтвердить, что он здоров и у него нет определенных болезней. Все они прописаны в приказе министерства здравоохранения и едины для всех вакансий госслужбы. В основном это разные расстройства психики и эпилепсия.

Чтобы подтвердить, что вы здоровы, надо пройти медкомиссию на госслужбу. Отдельно на каждое заболевание медицинских тестов нет: врач оценивает общее состояние здоровья соискателя. Если вдруг появятся сомнения — выпишет направление к нужному специалисту и на анализы.

Как проходит медкомиссия. Нужно пройти последовательно трех врачей: психиатра, нарколога и невролога. Анализы сдавать не надо. Пройти можно и в государственной клинике, и в частной. В итоге получите заключение по форме 001-ГС/у.

Каждый врач сидит в отдельном кабинете. Он задаст вопросы по своему профилю и на основании ответов даст заключение, что болезней нет. Вопросы стандартные, чтобы понять общее состояние человека:

  1. Употребляете ли вы алкоголь, табак, наркотические вещества?
  2. Случаются ли резкие перепады настроения от вялого к очень активному?
  3. Есть ли в семье случаи психических или нервных расстройств?
  4. Бывали ли у вас провалы в памяти?
  5. Есть ли у вас диагностированные психические расстройства, нервные расстройства, эпилепсия?

Предполагается, что такие серьезные заболевания человек умышленно скрывать не станет, поэтому вопросы прямые и по делу. Каждый визит к врачу у меня длился не больше 10 минут вместе с подписанием договора и оформлением заключения.

Кадровик в загсе порекомендовала мне получать справку не в частных клиниках, а в госучреждениях, потому что им больше доверяют. Там справки точно не поддельные: на нумерованных бланках и под строгой врачебной отчетностью. Невролога я проходила в районной поликлинике, психиатра — в городской психиатрической больнице, нарколога — в областной наркологической больнице. Итоговое заключение получала снова в поликлинике. Потратила на справки 800 Р и 5 дней.

Итоговое заключение выдает профпатолог. Это врач, который оценивает, насколько здоровье человека соответствует требованиям, обязанностям и условиям труда. Например, больной астмой не может работать в шахте, а человек с плохим зрением не может водить машину.

Для госслужбы профпатолог смотрит на собранные справки, задает свои вопросы и выдает итоговое заключение «об отсутствии заболеваний, препятствующих поступлению на госслужбу». Мне задал два вопроса: «На госслужбу? Как себя чувствуете?»

Если вы одновременно хотите подать заявку на несколько вакансий, нужно попросить у врача несколько бланков заключений. Врачей проходят по одному, и каждый выдает свое заключение на руки пациенту. В коммерческих медцентрах можно пройти всех специалистов разом и получить только одно заключение — итоговое от профпатолога. Поэтому, когда вы записываетесь на прием в медцентр, сразу объясните регистратору, что вам нужны все бланки в таком-то количестве

Стоимость заключения. Минздрав говорит, что заключение на госслужбу делают по полису ОМС бесплатно. На деле и у больниц, и у медцентров обычно есть отдельный прайс на эту услугу — видимо, потому, что для заключения нужно обойти несколько специалистов и получить несколько справок.

Результаты аттестации

По результатам прохождения экзамена госслужащими комиссия создает аттестационный лист и добавляет его в протокол проверки профессионализма госслужащих. Аттестационный лист должен содержать сведения о том насколько сотрудник соответствует той должности, которую он занимает. Возможные формулировки по итогам экзамена:

  • госслужащий соответствует или не соответствует должности;
  • работник соответствует должности при условии прохождения дополнительного обучения (курсов повышения квалификации);
  • сотрудник соответствует должности и является ценным специалистом в данном государственном учреждении.

Документ с итогами аттестации должен быть подписан госслужащим. Таким образом подтверждается факт ознакомления лица с личным уровнем соответствия должности. Аттестационный лист подлежит хранению в личном деле каждого работника государственного органа.

После того, как результаты экзамена зафиксированы и донесены до сведения госслужащего, они подлежат обработке. Не более чем через месяц после аттестации работодатель или его представитель должны создать специальный акт. Этот документ должен отражать решение нанимателя о направлении сотрудника на курсы по повышению квалификации, понижении в должности или включение работника в список ценных работников для карьерного роста лица.

Подготовлены поправки в порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих

Минтрудом России разработан соответствующий проект Указа Президента РФ; он содержит изменения в Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 110.

Предлагается расширить перечень целей аттестации госслужащих. Наряду с подтверждением соответствия служащего замещаемой должности указываются такие цели, как:

• оценка профессионализма и компетентности госслужащего с учетом должностного положения;

• стимулирование гражданских служащих к должностному росту и профессиональному развитию.

Кроме того, планируется установить возможность дополнительного проведения внеочередной аттестации по инициативе представителя нанимателя в случае неудовлетворительных результатов ежегодной оценки профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а также принятия решения о возможности назначения служащего на равнозначную или вышестоящую вакантную должность или включения в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста. При этом служащему могут предоставить право предложить представителю нанимателя провести в отношении него внеочередную аттестацию для назначения на равнозначную или вышестоящую вакантную должность или включения в кадровый резерв.

Одновременно предусматривается возможность проведения ежегодной оценки профессиональной служебной деятельности гражданского служащего в межаттестационный период. Речь идет об оценке результатов исполнения гражданским служащим должностных обязанностей и соблюдения должностного регламента, достаточности знаний и умений гражданского служащего для исполнения должностных обязанностей. Предполагается, что результаты ежегодной оценки будут отражаться в отзыве непосредственного руководителя, в котором может быть сделан вывод о необходимости проведения внеочередной аттестации. Отзыв будет поступать в кадровую службу для использования при проведении аттестации.

В числе нововведений также утверждение Правительством РФ единой методики проведения аттестации и ежегодной оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих РФ. В ней намерены закрепить порядок проведения аттестации и ежегодной оценки профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.

Для физических лиц
Для юридического лица
Подписка на эл.версию

27.08.2019, 09:48

Как проводится внеочередная проверка профессионализма госслужащего?

При подготовке к проведению экзамена наниматель обязан указать конкретное место, где будет проходить тестирование сотрудников

Это важно ввиду того, что при проверке профессионализма в закрытом помещении не должны находиться посторонние слушатели и третьи лица. Экзамен проводится в присутствии комиссии и только одного отвечающего в формате вопрос-ответ

Лицу задают вопросы касательно его трудовых обязанностей и должностных инструкций, на которые работник должен дать максимально развернутые и точные ответы. При проведении экзамена члены комиссии не только оценивают уровень профессионализма государственного служащего, но и фиксируют все нюансы тестирования в специальном протоколе.

Проведение аттестации

По завершении всей необходимой подготовительной работы аттестационная комиссия в соответствии с принятым представителем нанимателя правовым актом и утвержденным графиком аттестации гражданских служащих приступает к ее проведению, руководствуясь при этом прежде всего Законом о государственной гражданской службе и Положением о проведении аттестации гражданских служащих.

Отметим, что основным документом, содержащим информацию о ходе и результатах аттестации, является протокол заседания аттестационной комиссии. Протокол ведет в установленном порядке секретарь этой комиссии. В протоколе указывается:

  • дата заседания комиссии;
  • присутствующие члены аттестационной комиссии;
  • фамилия, имя, отчество, занимаемая должность и место работы (подразделения) аттестуемого гражданского служащего.

В протокол заседания комиссии также вносится краткое содержание сообщения аттестуемого о гражданской службе по замещаемой должности, заданные ему вопросы и ответы на них.

В обязательном порядке в протоколе отражается оценка деятельности аттестуемого гражданского служащего и результаты голосования: количество голосов «за» и «против» конкретной оценки работы аттестуемого, а также рекомендации аттестационной комиссии в его адрес. Надлежаще оформленный протокол подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии, присутствующие на заседании. После их подписи в протокол не допускается вносить дополнения и изменения. Не допускаются также подчистки и помарки.

Обсуждение профессиональных и личных качеств аттестуемого гражданского служащего применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным. Вместе с тем обсуждение и обмен мнениями членов аттестационной комиссии относительно аттестуемого должны проходить в обстановке объективной требовательности и принципиальности. Вопросы членов аттестационной комиссии аттестуемому гражданскому служащему должны относиться главным образом к его профессиональной деятельности. Это способствует более объективной оценке служебных обязанностей аттестуемого и степени соответствия его занимаемой должности.

В помощь руководителю подразделения при составлении отзыва на аттестуемого можно предложить примерный перечень показателей для оценки квалификации служащего (см. таблицу):

N

Показатели, характеризующие

квалификацию гражданского

служащего

Категории должностей гражданских

служащих

Руководители

Специалисты

Обеспечивающие

специалисты

1

Образование

+

+

+

2

Стаж работы по специальности

+

+

+

3

Профессиональная

компетентность

+

+

+

4

Знание нормативных актов,

регламентирующих установленную

сферу профессиональной

служебной деятельности

+

+

5

Знание отечественного опыта

по профилю профессиональной

служебной деятельности

+

6

Умение оперативно принимать

решения по достижению

поставленных целей

+

+

7

Качество выполненной работы

+

+

+

8

Способность адаптироваться

к новой ситуации и принимать

новые подходы к решению

возникающих проблем

+

+

9

Своевременность выполнения

должностных обязанностей,

ответственность за результаты

служебной деятельности

+

+

+

10

Умение работать с документами

+

+

+

11

Способность прогнозировать

и планировать, организовывать,

координировать и регулировать,

а также контролировать

и анализировать работу

подчиненных

+

12

Способность в короткие сроки

осваивать технические

средства, обеспечивающие

повышение производительности

труда и качества работы

+

+

+

13

Служебная этика, стиль общения

+

+

+

14

Способность к творчеству,

введению инновационных

технологий

+

+

+

15

Участие в управленческом

процессе принятия решений

+

+

16

Способность к самооценке

+

+

+

Кадровая служба может разработать и другие критерии оценки результатов труда и порядок их учета, выбрать те навыки и личностные качества, которые являются профессионально важными для каждой должности (типа должностей), и построить так называемые профили успешности. Можно определить порядок проведения самой процедуры оценки.

По мнению автора, разработка современных методик оценки результатов деятельности государственных служащих на аттестациях имеет свое дальнейшее развитие, так как это заложено в мероприятиях по внедрению на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы в рамках одного из направлений Программы Президента РФ, утвержденной Указом от 10.03.2009 N 261 «О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013)».

Заключительный этап

Завершающим этапом проведения аттестации является реализация решений, принятых аттестационной комиссией. Аттестационная комиссия обобщает рекомендации и предложения, принятые в отношении аттестуемых гражданских служащих по улучшению их работы, повышению квалификации или прохождения профессиональной переподготовки, целесообразность которых была выявлена в процессе проведения аттестации.

Аттестационная комиссия может принять один из четырех вариантов решения, предусмотренных Законом:

  1. соответствует замещаемой должности гражданской службы;
  2. соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  3. соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
  4. не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В последних двух случаях в течение одного месяца издается правовой акт с формулировкой: а) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации; б) понижается в должности.

Заключение аттестационной комиссии о том, что гражданский служащий по уровню своей фактической квалификации не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе, порождает у представителя нанимателя право расторгнуть служебный контракт с данным гражданским служащим. В данном случае, когда гражданский служащий отказался от направления его для прохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы, представитель нанимателя получает законное право уволить гражданского служащего по собственной инициативе на основании пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона.

Официальный статус аттестации позволяет использовать ее результаты в целях увольнения работника.

Однако, решая вопрос по существу, следует иметь в виду, что работник может пойти в суд и что судебная практика исходит из недопустимости расторжения служебного контракта по мотивам недостаточной квалификации с гражданским служащим.

В этом случае придется доказывать, что увольнение было произведено законно и правильно. О правомерности увольнения могут свидетельствовать следующие доказательства.

Порядок проведения аттестации предполагает соблюдение следующих правил:

а) наличие нормативной основы (положения об аттестации в организации);

б) осуществление процедуры проведения аттестации комиссией, создаваемой в порядке, устанавливаемом соответствующим положением;

в) выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника будут подлежать оценке в совокупности с другими доказательствами. Здесь необходимо помнить, что прописано в должностном регламенте сотрудника, поскольку в результате может выйти так, что комиссия проверяла навыки работника, которые не входили в его обязанности;

г) работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что служащий отказался от направления его для прохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы.

Поэтому кадровым службам необходимо позаботиться о том, чтобы присутствовали все документы, которые вместе с аттестационным листом отражают ход аттестации, а также содержат сведения о квалификации работника.

В любом случае четкое соблюдение всех этапов проведения процедуры, своевременность принятия решений по итогам аттестации, юридическая обоснованность (легитимность) таких решений никогда не приведут к проигрышу работодателя.

В заключение хочется напомнить, что аттестация не должна проводиться ради самой процедуры. Она может быть эффективной, только если будет лишена признаков формальности, будет объективной. В ходе аттестации оцениваются знания работника, профессиональные навыки, опыт, качество работы (эффективность трудовой деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п.). В результате проведенной проверки делается вывод о соответствии (несоответствии) работника занимаемой должности (выполняемой работе).

С.А.Заварихина

Главный специалист

юридического отдела УФК

по Хабаровскому краю

Как проходит аттестация госслужащих

Основная законодательная норма, утверждающая статус этих специалистов — это Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 ФЗ, аттестация госслужащих тоже частично подчиняется ему. Законодательство различает два основных вида государственных служащих:

  • Служащий, работающий в федеральном органе;
  • Служащий, занимающий должность в гражданском органе субъекта РФ.

Аттестация госслужащих проводится для того, чтобы определить, соответствует ли специалист занимаемой должности

Она проводится достаточно тщательно и под пристальным вниманием со стороны правительства. Государственным служащие должны соответствовать множеству критериев и требований, чтобы хорошо выполнять свою работу

А учитывая цену ошибки, которую могут допустить эти люди, не удивительно, что правительство уделяет столько внимание их подготовке и проверке профессиональных знаний и навыков.

Аттестация работников государственных учреждений – не единственный существующий вид проверки знаний. Также подобную оценку навыков должны проходить все специалисты, должности которых имеют большое влияние на жизнь внутри государства. В этот список входят:

  • Судьи;
  • Исполнительный руководитель предприятия или производства;
  • Специалист, отвечающий за безопасность и охрану труда;
  • Педагогический персонал учебных заведений;

Это далеко не полный список всех профессий, которые должны проходить периодическую проверку профессиональных знаний.

Проведение аттестации государственных служащих состоит из таких процедур:

  • Перед началом аттестации орган, ответственный за начало проверки, занимается составлением целей и задач;
  • Ответственные служащие берутся за разработку мероприятий, которые должны подготовить предприятие к проверке;
  • Аттестационная комиссия составляет список всех сотрудников, которые должны пройти аттестацию. Потом они начинают собирать всю доступную информацию по каждому из проверяемых служащих. Они изучают её, полностью разбирают, анализируют и в итоге получают обобщенные данные о сотруднике;
  • Аттестационная комиссия начинает официальную процедуру проверки знаний. Во время неё служащий должен продемонстрировать, что он до сих пор соответствует требованиям, которые выдвигаются к его должности;
  • После того, как проверка знаний закончилась, аттестационная комиссия занимается подготовкой общих рекомендаций по каждому из проверенных сотрудников;
  • Комиссия занимается определением порядка, в котором будут приниматься решения по каждому из сотрудников. На этом этапе специалисты определяют, какой разряд будет присвоен служащему, стоит ли выделить материальные поощрения работникам;
  • Составляется список мероприятий, которые нужно провести, чтобы улучшить качество показателей государственных служащих. Также на этом этапе комиссия занимается определением возможных рисков и последствий для каждого из принятых решений.

На процедуру проведения аттестации, и то, в каком порядке она должна проводиться, влияют несколько нормативных актов, кроме Федерального закона, который указан выше. Это ФЗ №119 от 31.07.1995 и указ Президента №353 от 09.03.1996. Эти законодательные акты следует изучить, чтобы лучше понимать, по каким процессам проходит проверка знаний государственных служащих Российской Федерации.

Порядок проведения

В государственных структурах вся процедура аттестации государственного служащего прописывается в специальном нормативном акте — положении, порядке, регламенте (в статье мы будем использовать термин «Положение»). Независимо от названия документа, его суть одна — представить полную информацию о графике проверки, аттестационной комиссии, необходимых документах, списке государственных гражданских служащих, подлежащих аттестации, и иных подробностях.

Для проведения очередной проверки госорган издает приказ по форме, рекомендуемой правительством. Основные моменты, которые в нем прописывают:

  • состав комиссии, сроки и порядок ее работы;
  • график проведения аттестации и списки сотрудников, которые приглашаются на нее;
  • порядок ознакомления с документами каждого аттестуемого;
  • необходимость подготовки и представления в комиссию отзыва об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей, материалов, необходимых для работы комиссии;
  • методы оценки профессиональной служебной деятельности;
  • иные подробности.

Решение комиссии

В силу ст. 18 Закона № 25-ФЗ по результатам аттестации комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности или нет. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, а в случае необходимости рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых. Также комиссия может рекомендовать направить отдельных служащих для получения дополнительного профессионального образования.

В свою очередь, представитель нанимателя (работодатель) по результатам аттестации принимает решение о поощрении муниципального служащего за достигнутые им успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации вправе понизить служащего в должности с его согласия. В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или при невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, – по п. 3 ТК РФ.

Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке. При этом любое нарушение процедуры аттестации будет основанием для признания результатов аттестации незаконными.

Так, Д. Г. А., ведущий специалист Управления образования администрации Шебаркульского района Омской области (далее – Управление), обратилась с иском о признании незаконным решения аттестационной комиссии Управления, поскольку в ее состав не был включен представитель первичной профсоюзной организации Управления.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции признал результаты аттестации недействительными в связи с отсутствием в составе аттестационной комиссии представителя первичной профсоюзной организации Управления. Доводы о том, что на момент проведения аттестации работодатель не знал о существовании первичной профсоюзной организации, были признаны необоснованными. Апелляционная инстанция оставила решение суда без изменения (Апелляционное определение Омского областного суда от 26.06.2013 по делу № 33-4087/13).

Тюменским судом также были удовлетворены исковые требования К. А. к администрации муниципального образования п. Винзили Тюменской области (далее – Администрация) о признании результатов аттестации незаконными.

Решением комиссии главный специалист К. А. была признана не соответствующей занимаемой должности.

К. А. мотивировала требования тем, что процедура аттестации не соответствовала законодательству, поскольку комиссия не учла результаты исполнения К. А. должностных обязанностей, уровень ее профессиональных знаний, опыт работы, отсутствие замечаний, положительный отзыв руководителя. Оформление результатов аттестации было произведено ненадлежащим образом, в недельный срок ни протокол, ни аттестационный лист не были подписаны председателем, его заместителем и членами комиссии, подписанные протокол и аттестационный лист были получены К. А. с нарушением срока. Кроме того, состав комиссии был сформирован с нарушением положений нормативных актов.

Удовлетворяя требования К. А. и признавая решение аттестационной комиссии незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что оно действительно было принято неправомочным составом аттестационной комиссии. Последняя была сформирована с нарушением порядка, установленного утвержденным Администрацией Положением об аттестационной комиссии. Количественный и персональный состав аттестационной комиссии, утвержденный распоряжением главы Администрации, не соответствовал фактическому составу.

Также оценив свидетельские показания членов аттестационной комиссии, суд посчитал, что необходимые критерии оценки, которые должны учитываться в соответствии с п. 4.1 Положения о порядке проведения аттестации, учтены не были.

Проанализировав данные, содержащиеся в аттестационном листе, протоколе заседания аттестационной комиссии, письменных ответах К. А., суд поставил под сомнение объективность оценки аттестационной комиссией профессиональных знаний истца, поскольку из представленных суду доказательств вывод о неполноте и неправильности ответов К. А., в том числе дополнительно заданных ей членами комиссии, не следует.

Решение суда о признании решения аттестационной комиссии незаконным апелляционной инстанцией было оставлено без изменений (Апелляционное определение Тюменского областного суда от 26.05.2014 по делу № 33-2480/2014).

Что спрашивает комиссия гос службы и как оценивает

Комиссия напоминает гос экзамен. Перед тобой сидит 6-10 человек (от зам руководителя до юриста). Перед тобой нет никаких шпаргалок или диплома, куда можно подсмотреть.

Ты садишься напротив, комиссия просматривает твою анкету и задает вопросы. Вопросы так же идут про гос службу, про учебу, предыдущую работу. Длится комиссия от 10 минут и до 1 часа. Конечно если вы идете без опыта работы, у вас только спросят основные понятия и понимание куда вы собрались устраиваться.

Если же вы работали по аналогичной тематике — то вопросы будут касаться уже вашей компетенции и знаний конкретно по работе.

Моя первая комиссия проходила ужасно — зам руководителя не знал, что у него вообще есть должности на среднее образование, поэтому сначала она отчитала представителя отдела кадров, который допустил ошибку и принял меня. Потом меня. Колледж я заканчивала при академии, и мало того что мне говорили зачем я пришла, меня еще и отчитали, что диплом у меня купленный — так как от академии быть не может.

В итоге за меня вступился юрист, но само окончание процесса далось очень тяжело, так как весь боевой настрой и такое отношение просто сбило все напрочь.

Как проходит аттестация

Аттестация муниципальных служащих (на примере администрации Московской области) состоит из набора определенных шагов.

Шаг 1. Законом субъекта Российской Федерации утверждается типовое положение о проведении проверки.

Шаг 2. Порядок проведения должен быть утвержден администрацией населенного пункта на основании закона.

Шаг 3. Глава администрации издает распорядительный акт, в котором предусмотрены положения:

  • о формировании аттестационной комиссии и ее составе;
  • о графике проведения, который необходимо довести до сведения аттестуемого не менее чем за месяц до мероприятия;
  • о составе сотрудников, подлежащих аттестации;
  • о подготовке документов, которые необходимы для работы аттестационной комиссии.

Шаг 4. Не позднее чем за две недели до начала мероприятия в комиссию должны быть направлены:

  • должностная инструкция по соответствующей должности;
  • отзыв на муниципального служащего, подлежащего аттестации (образец документа и его форма строго не установлены);
  • аттестационный лист с данными по предыдущей проверке.

Шаг 5. Не позднее чем за неделю кадровая служба должна ознакомить сотрудника с представленным отзывом. Сотрудник вправе до дня проведения процедуры дать дополнительную информацию о своей деятельности или направить несогласие с отзывом.

Шаг 6. Процедура проводится очно в присутствии не менее 2/3 членов аттестационной комиссии. Комиссия рассматривает имеющиеся документы, заслушивает отчет работника о решении поставленных перед ним задач, если нужно — заслушивает его непосредственного руководителя. Аттестация муниципальных служащих (вопросы и ответы 2020 года составляются по определенным требованиям) может проходить по тестовым вопросам, рекомендации по составлению которых можно найти на официальном сайте Минтруда.

Шаг 7. По итогам аттестации комиссия в отсутствие работника решает, соответствует ли он замещаемой должности или нет. Решение оформляется в аттестационном листе, который подписывают члены комиссии и сам аттестуемый сотрудник.

Комиссия может рекомендовать поощрить работника, в том числе повысив в должности, направить для получения дополнительного профессионального образования, а также рекомендовать повысить эффективность деятельности.

Шаг 8. Результат аттестации оглашается сотруднику сразу после подведения итогов голосования.

Ход мероприятия фиксируется в протоколе, который ведет секретарь комиссии. Протокол должен быть подписан членами комиссии.

Материалы передаются работодателю. По результатам работодатель решает, соответствует ли человек занимаемой должности или нет, комиссия также может принять решение о:

  • поощрении работника;
  • понижении сотрудника в должности с его согласия в срок не более одного месяца со дня проверки. Решение работодателя оформляется приказом.