Права учителя в школе: категории и гарантии

Содержание

Независимый директор – независимая школа

Мы говорим о педагогах и их правах, но ребёнок в школьной системе – тоже только объект воздействия: школа выполняет роль проводника, который приводит ребёнка в соответствие с требованиями общества. Но на самом деле основной потребитель образовательного продукта – это ребёнок, и действовать надо согласно его интересам, а они выходят за рамки подготовки к тестированиям.

Сегодня ребёнок практически лишён общения с учителем как наставником, взрослым компетентным человеком, редко имеет возможность обсудить с ним свои личные вопросы. Проблема связана с загруженностью учителей, классами по 35 человек, соотношением педагогов и детей 1:20. Хорошо, если у школьника есть заинтересованные родители и он может обсудить волнующие его проблемы дома, но это не всегда так.

Выход из ситуации – независимость школ, большее финансирование, возможность нанимать больше персонала, гибко подходить к организации учебного процесса.

Часто школам приходится выполнять директивы из Москвы, не учитывающее местной специфики. Подчинение школ муниципальным органам позволило бы нейтрализовать заформализованность системы.

Организация работы конкретного учебного заведения напрямую зависит от фигуры руководителя. Если директор заинтересован в команде, защищает педагогов, то ниже текучесть кадров, здоровее обстановка в коллективе, остаются время и силы на решение педагогических задач.

По мнению И. Меньшикова, выборный директор, не зависящий от чиновников, будет работать в интересах всех участников процесса обучения, а не в интересах «сильных мира сего».

Педагог — кто это

Современный учитель — не только педагог, профессионал со специальным, профильным образованием. Если проанализировать, какую работу выполняет учитель в школе, он еще — психолог, ментор, наставник, воспитатель и партнер обучающегося, специалист по семейным отношениям. Учителя современной школы имеют традиционную специализацию, работают:

  • в начальной школе;
  • в средней и старшей;
  • «предметник»;
  • социальный педагог, психолог, тьютор;
  • педагог-дефектолог;
  • педагог девиантного поведения.

Каковы главные обязанности педагога в школе, какие для их выполнения нужны качества:

  • в области обучения — безупречное знание предмета и современных методик преподавания;
  • в воспитании — психологическая грамотность и высокие личностные качества;
  • в саморазвитии — знание значения, основных приемов и практик саморазвития и самообразования.

Дополнительные социальные гарантии

Установление дополнительных социальных гарантий производится по договоренности между работодателем и работником и закрепляется в их совместном документе (коллективном договоре). Этот документ может быть создан не только у одного работодателя для единственного трудового коллектива. Допускается принятие его:

  • для отрасли;
  • групп работников и групп работодателей;
  • отдельных обособленных подразделений одного и того же работодателя.

Что же входит в соцпакет?

ТК РФ, предоставляя сторонам самостоятельно определить форму, состав и содержание коллективного договора, очерчивает круг вопросов, которые могут быть включены в него (ст. 41):

  • применяемые системы оплаты труда и порядок формирования всех составных частей зарплаты;
  • обязательства по выплате дополнительных компенсаций, пособий, по индексации зарплаты;
  • дополнительные условия, материально стимулирующие к систематическому повышению квалификации, получению дополнительного образования;
  • параметры режима труда и отдыха, в т. ч. условия предоставления дополнительных отпусков;
  • дополняющие ТК РФ мероприятия по охране труда;
  • дополнительно предоставляемые работникам и членам их семей льготы.

Работодатель может, например, взять на себя обязательства:

  • по доплате за стаж работы (выслугу лет);
  • выдаче материальной помощи по определенным поводам;
  • оплате подарков работникам к праздничным датам;
  • оплате расходов на личный телефон, транспорт, ГСМ, предоставлению парковочных мест;
  • полной или частичной оплате питания на работе;
  • страхованию жизни, здоровья и дополнительному медицинскому;
  • предоставлению заболевшему сотруднику дополнительных дней оплачиваемого отдыха;
  • оплате медицинского обслуживания;
  • полной или частичной оплате отдыха;
  • бесплатному для работника обеспечению его билетами на культурные мероприятия или возможностью посещения спортзала;
  • оплате мест в детских садах или созданию собственного детского сада (группы);
  • компенсации расходов (полной или частичной) на отдых детей и на подготовку их к школе или обучение в учебных заведениях.

Коллективный договор может также содержать гарантии, предоставляемые молодым специалистам, ветеранам труда или пенсионерам, вышедшим на пенсию от подписавшего этот договор работодателя.

При смене собственника организации может потребоваться замена коллективного договора. Подробнее об этом читайте в материале «Ст. 75 ТК РФ: вопросы и ответы».

Знания и навыки

Чтобы стать квалифицированным преподавателем права, необходимо обладать некоторыми навыками и отвечать определенным требованиям. Так, данный работник учебных заведений обязательно должен иметь высшее профильное профессиональное образование в зависимости от определенной дисциплины.

Преподаватель в этой области обязательно обязан владеть основами педагогики и психологии. Также работник должен уметь быстро работать с информацией, в том числе оперативно анализировать ее, сопоставлять между собой факты. Иногда требуется и знание иностранного языка. Специалист должен иметь высокий уровень знания структуры преподаваемой дисциплины, а также уметь организовывать учебную программу, применять разнообразные педагогические формы по контролю за процессом обучения студентов. Кроме этого, от таких работников часто требуется умение разрабатывать необходимые для учебного процесса методические пособия для проведения семинарских занятий.

Какими правами обладает

Права и обязанности учителя на уроке, в школе, во внеклассной работе определены федеральным законом «Об образовании». Учитель обладает правом на:

  • получение социальных гарантий и льгот по законодательству РФ;
  • внесение предложений по улучшению образовательного процесса;
  • выбор учебных пособий и методик обучения;
  • принятие участия в решениях педсовета, других органов управления;
  • ознакомление с проектами решений руководства школы, касающихся его деятельности;
  • выдвижение своей кандидатуры на выборную должность в педагогическом совете;
  • обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  • защиту чести и достоинства.

Законодательная основа социальных гарантий

Социальные гарантии работникам образуют базу социальной политики в сфере труда, которая может рассматриваться в двух аспектах:

  • с позиции государства, стремящегося установить единые принципы взаимоотношений между работниками и работодателями, сгладить последствия зависимости работника от работодателя;
  • с точки зрения работодателя, создающего у себя условия труда, привлекательные для работников.

Социальные гарантии государственного уровня могут быть:

  • общегосударственными — устанавливаемыми ТК РФ для всех работников;
  • отраслевыми — определяемыми соответствующими законодательными актами в зависимости от особенностей труда в конкретных отраслях;
  • региональными — вводимыми на уровне субъекта его законами.

Отраслевые и региональные гарантии могут существенно расширять гарантии, установленные ТК РФ, и обусловливать наличие принципиальных различий, возникающих как среди отраслей, так и между регионами. Для работодателей, принадлежащих соответствующей отрасли или региону, предоставление работникам социальных гарантий, предусмотренных законодательно на любом из уровней, является обязательным. Однако они вправе расширить их круг, взяв на себя обязательства о дополнительных гарантиях для лиц, которые являются их работниками.

Приказ от 26 августа 2021 года no 761н

В соответствии с пунктом 5.2.52 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 28, ст. 2898; 2021, N 2, ст. 162; 2021, N 19, ст. 2080; 2021, N 11 (1 ч.), ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2021, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33, ст. 4083, 4088; N 43, ст. 5064; N 45, ст. 5350; 2021, N 4, ст. 394; N 11, ст. 1225; N 25, ст. 3167; N 26, ст. 3350; N 31, # 4251), приказываю:

III. Новации в определении требований к квалификации отдельных специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образованияПри проведении в Минюсте России государственной регистрации приказа Минздравсоцразвития России от 11 января 2021 г

№1н было предложено уточнить требования к квалификации по должностям «доцент» и «профессор», предусмотрев следующие требования к квалификации:по должности доцента — высшее профессиональное образование, ученая степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет или ученое звание доцента (старшего научного сотрудника);по должности профессора — высшее профессиональное образование, ученая степень доктора наук и стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет или ученое звание профессора.Следует обратить внимание на то, что квалификационные требования по указанным должностям работников, имеющих ученое звание доцента (старшего научного сотрудника) или ученое звание профессора, не содержат дополнительных требований о наличии стажа научно-педагогической работы, поскольку в соответствии с Положением о порядке присвоения ученых званий, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 29 марта 2021 г. №194 (с последующими изменениями и дополнениями), наличие стажа научно-педагогической (педагогической) работы в высших учебных заведениях или учреждениях повышения квалификации является одним из условий при присвоении ученых званий доцента или профессора.Вместе с тем уточнение квалификационных требований по должностям «доцент» и «профессор» не означает, что отсутствие у претендентов на указанные должности требуемой квалификации может являться прямым основанием для отказа в приеме документов, необходимых для прохождения конкурса на замещение должности доцента или профессора, либо для отказа в заключении трудового договора, либо для признания работника не соответствующим занимаемой должности при прохождении аттестации.Возможность занимать должности доцента или профессора для лиц, у которых отсутствует установленный квалификационными характеристиками уровень квалификации, предусмотрена абзацем вторым пункта 11 раздела «Общие положения» КХ должностей работников вузов.Так, предусмотрено, что на должности доцента или профессора могут быть приняты лица, не имеющие ученой степени кандидата (доктора) наук и ученого звания, но имеющие стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, и избранные в установленном порядке по конкурсу на замещение соответствующей должности, либо без избрания по конкурсу — при приеме на работу по совместительству или в создаваемые образовательные учреждения высшего профессионального образования до начала работы ученого совета на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы, — до выхода этого работника на работу.Ко всем остальным работникам, уровень квалификации которых не соответствует установленным требованиям, но претендующим на соответствующие должности, применяется абзац первый пункта 11 раздела «Общие положения» КХ должностей работников вузов, согласно которому, как уже выше подчеркивалось, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы

Общие положения

В этом разделе принято указывать характеристики должности, место сотрудника в структуре образовательного учреждения и те квалификационные требования, которым он должен соответствовать. Сюда включаются:

  • Полное наименование должности преподавателя с указанием, что она относится к категории педагогических работников.
  • Порядок назначения на должность и увольнения (для этого издается приказ руководителя вуза).
  • Порядок подчиненности: педагог подчиняется непосредственно руководителю вуза или завучу по УВР.
  • Указание лица, на которое возлагаются обязанности преподавателя во время отсутствия сотрудника.
  • Перечень документов, которыми руководствуется в своей работе преподаватель: законами (в частности ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ) и другими нормативными актами, Конвенцией по правам ребенка, уставом вуза и др.
  • Квалификационные требования. Их можно взять из ЕКС, согласно которому преподаватель должен иметь высшее профессиональное или среднее профессиональное образование в области преподаваемого предмета, при этом требования к стажу работы не предъявляются. Если же для преподавателя действует профстандарт, тогда квалификационные требования берутся из него.

В этом разделе могут указываться и те ограничения, которые действуют по отношению к занятию педагогической деятельностью. Речь идет об отсутствии судимости, отдельных заболеваний, наличие которых препятствует общению с детьми, а также о полной дееспособности сотрудника.

Какими нормативными актами закреплены права и обязанности педагогов

Основные права и обязанности школьных педагогов регулируются:

  1. Федеральными, региональными и отраслевыми НПА.
  2. Уставом учебного заведения.

С 2021 года основой организации трудовой деятельности учителей и воспитателей в школах является система профстандартов. В образовании сейчас действуют следующие.

Цель внедрения — регулярные аттестации, контроль качества и направление педагога на допобучение. Одновременно — это и как система квалификационных навыков, которые необходимы для претендентов на вакансии и уже опытных педагогов. С 1 января 2020 года для школьных педагогов ЕКСД больше не используются.

ВАЖНО!

Профстандарты в 2021 году обязательны, если работникам школы для исполнения трудовой функции необходимо наличие определенной квалификации, установленной правовыми актами.

Не должен делать, но пока не запрещено

Случай из чужой практики

Слышала историю, что одна учительница ставила двойки за то, что ребёнок забывал тетрадь или учебник. Ставила в журнал, ручкой. Ребёнок забывчивый и таких «лебедей» накопилось достаточно, что как бы он не старался в дальнейшем хорошо учиться, выше «3» не выходило. Учитель из добрых побуждений хотел искоренить в ребёнке привычку забывать школьные принадлежности, а в итоге напрочь убил в ребёнке интерес к русскому языку.

Не следует сильно винить учителя и обливать нехорошими словами в присутствии ребёнка этого учителя. Стоит попробовать вежливо поговорить с учителем об этой проблеме или обратиться к завучу.

Ответственность учителя за оскорбление ученика

Закон запрещает не только применять физическую силу к ребенку, но и оскорблять его в любой форме. К оскорблению, влекущему ответственность педагога, можно отнести:

  • использование уничижительных характеристик, в том числе в присутствии класса или иных участников образовательного процесса;
  • унижение чести и достоинства ребенка;
  • использование недопустимых выражений при обращении к ребенку – нецензурной брани, грубых высказываний, в том числе в отношении его родителей.

В зависимости от формы и характера оскорблений, педагога можно привлечь к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, уволить с занимаемой должности. Кроме того, допускается взыскание компенсации морального вреда через суд.

Отказ педагогу в устройстве на работу

Для трудоустройства в образовательное учреждение соискатели обращаются непосредственно к работодателю или в службу занятости. Наличие вакансии и направление на собеседование от кадрового агентства не гарантируют получения работы. В этом случае кандидат на вакантную должность имеет право запросить у работодателя отказ в письменном виде.

Если трудоустройство не состоялось по субъективным причинам и с нарушением ТК РФ, это можно обжаловать в суде. Все причины отказа, не связанные с деловыми качествами кандидата, могут быть оспорены.

Правомерными считаются все причины, предусмотренные ст. 331 ТК РФ.

Нельзя отказывать в заключении трудового договора:

  • гражданам при согласованном ранее переводе из другого ОУ;
  • молодым специалистам при наличии заявки в учебном учреждении, которое их распределило;
  • инвалидам, направленным на вакантные места в счет квоты.

Как выжить: найти единомышленников

В стране работает 1,8 млн учителей – огромная группа людей, объединённая общими целями и сложностями, и все они работают в одной системе по общим стандартам. Педагоги и в Калининграде, и в Туапсе одинаково измучены бумажной работой, формальными требованиями, большими нагрузками и низким уровнем оплаты труда. Кроме внешних факторов, есть ещё сложности внутреннего порядка: неудовлетворённость содержанием учебных программ, то, чему приходится учить детей.

Ещё один фактор недовольства – социальная уязвимость, невозможность повлиять на ситуацию.

Учителя остаются наедине со своими проблемами: в классе, во время выполнения формальной работы. Способ поддержать друг друга – создавать сообщества, преодолевая разобщённость. В Петербурге работает профсоюз «Учитель», объединяющий неравнодушных преподавателей.

Рабочее время

Одно из предложений состоит в том, чтобы прямо в ФЗ № 273 закрепить право учителей и преподавателей на 36-часовую рабочую неделю. Сейчас эта норма содержится только в подзаконном акте – приказе Минобрнауки № 1601 от 22.12.2014.

Авторы инициативы предложили закрепить четкое распределение времени, которое отводится для выполнения педагогами своих профессиональных обязанностей:

  • не больше 20 часов – учебная и воспитательная нагрузка;
  • не больше 16 часов – «другая педагогическая работа»: проверка домашних заданий, контрольных работ; подготовка к урокам; заполнение журналов; индивидуальная работа с учениками; общение с родителями, внеклассная работа – спортивные, культурные и другие мероприятия; составление отчетов и т. д. Причем по законопроекту педагоги могут заниматься всей этой работой тогда, когда им это удобно, и в то время, которое выберут сами, – главное, чтобы были достигнуты нужные результаты.

Сейчас «другая педагогическая работа» не нормируется – ее продолжительность школы устанавливают сами согласно шестой части 47-й статьи закона об образовании (ФЗ № 273).

Какие льготы предусмотрены для учителей в селе

Педагогическим сотрудникам, которые задействованы на работе в государственных образовательных учреждениях муниципального уровня – выплаты компенсаций осуществляются посредством бюджетных ассигнований из средств бюджетов субъектов РФ. Предыдущий ФЗ РФ №3266 от 10.07.1992 г. (в редакции ФЗ №439 от 29.12.2010 г.) содержит идентичные действующему ФЗ положения с той лишь разницей, что предыдущая редакция не ставила в зависимость законное право работника на получение льготы от статуса учебного заведения.

Порядок, условия и размер компенсации расходов, направленных на предоставление отмеченных социальных мер поддержки, устанавливаются и осуществляются из разных бюджетов. Педагогическим сотрудникам, которые задействованы на работе в государственных образовательных учреждениях федерального уровня, выплаты осуществляются посредством бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета.

Пошаговая инструкция оформления подъёмных выплат

Шаг 1. На первом этапе молодой специалист заключает трудовой договор с администрацией школы по своей профильной специальности. Перерыв между получением диплома об окончании педагогического колледжа или института и трудоустройством не должен превышать при оформлении подъёмных 12 месяцев.

Образец трудового договора

Шаг 2. Для перечисления денежных средств открывается банковский счёт.

Порядок открытия банковского счёта

Шаг 3. На втором этапе молодой специалист подаёт заявление на имя директора школы о предоставлении подъёмных выплат. В нём указываются реквизиты открытого банковского счёта.

Шаг 4. Администрация школы издаёт приказ о выплатах, в котором указывается целевое назначение выделяемых молодому специалисту денежных средств.

Шаг 5. Молодой специалист знакомиться с приказом под роспись.

Лист ознакомления с приказом

Права на денежные компенсации и социальные льготы

Перечень социальных гарантий учителей определён статьёй 55 ФЗ №273. Основные виды компенсационных выплат определены Письмом Минобразования №20-58-4046/20-4 от 25.11.1998 г. В их число входят ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые учителям, находящимся на должностном окладе, на покупку учебно-методической литературы.

Такой вид компенсационных выплат был предусмотрен ФЗ №3266-1 от 10.07.1992 г. Они выплачиваются даже в период нахождения педагога в декретном отпуске.

Перечень компенсационных выплат учителям за особые условия работы

Нормативы компенсационных выплат применяются государственными и частными учебными заведениями. Их размер, принятый на федеральном уровне, может быть увеличен региональной властью за счёт местного бюджета. Вместе с правом получения компенсационных выплат по затратам на приобретение необходимой для ведения профессиональной деятельности литературы учителям полагаются и другие виды финансовой поддержки.

Среди них доплаты за:

  1. Классное руководство. Выплачиваются из средств регионального бюджета и зависят от количества учеников в классе, нагрузки педагога.
  2. Проверку письменных работ. Размер выплат зависит от наполняемости классов, а также их типа. Доплата учителей подготовительных групп, 1-4 классов составляет не менее 15 %, 5-11 классов – 20%. Максимальный размер доплат 100% полагается учителям школ с наполняемостью классов более 12 человек.

Перечень персональных доплат учителям

Доплаты преподавателей зависят от учебного предмета, который они ведут. Они составляют для учителей:

  • языка и литературы —20%;
  • математике —15%;
  • иностранному языку, черчению — 10%.

Правом на профессиональную добавку к заработной плате размером 18-20% обладают заслуженные педагоги России. Среди иных прав школьных учителей на материальную поддержку — частичная компенсация расходов на оплату услуг ЖКХ. Проживающие в сельской местности педагогические работники имеют право на бесплатную отапливаемую жилую площадь, оснащенную освещением.

Мнение эксперта
Ардашев Владимир

Порядок предоставления бесплатного топлива сохраняется и за пенсионерами. Педагогические работники, проживающие в городах, имеют право на выплату ежемесячных компенсаций по ЖКХ в размере 1200 рублей.

Перечень социальных прав педагогов

Образец типовой должностной инструкции учителя

І. Общие положения

1 Учитель принадлежит к категории специалистов.

2. Руководитель учреждения является лицом, которому непосредственно подчинен учитель.

3. Приказ руководителя учебного заведения является основанием для назначения или освобождения от должности.

4. В период отсутствия учителя его права и функциональные обязанности выполняются другим должностным лицом, что отображается в приказе по учреждению.

5. К занятию должности учителя допускается лицо, полностью соответствующее ряду требований. В перечень таковых входит: наличие высшего педагогического образования и стажа педагогической работы не менее одного года.

6. Учитель должен знать:

  • законодательные, нормативные правовые акты РФ, имеющие отношение к образованию;
  • основы теоретических дисциплин, соответствующих необходимому объему для решения педагогических, методических, организационных, управленческих задач;
  • возрастную физиологию, дидактику, школьную гигиену, педагогику, психологию;
  • методы проведения воспитательной работы и преподавания предмета;
  • способы обучения, закономерности усвоения знаний, умений.

Учитель руководствуется в своей деятельности:

  • законами, правовыми актами Российской Федерации;
  • Правилами внутреннего трудового распорядка, Уставом организации, приказами, распоряжениями руководства, другими нормативными актами учреждения;
  • данной должностной инструкцией.

ІІ. Должностные обязанности учителя

Учитель выполняет следующие функциональные обязанности:

1

Проводит воспитание и обучение, принимая во внимание особенности преподаваемого предмета

2. Содействует вовлечению воспитанников в общественную жизнь, созданию культуры личности, осмысленному выбору и дальнейшему изучению профессиональных образовательных программ.

3. Реализует уровень подготовки обучающихся, соответствующий нормам государственных образовательных стандартов.

4. В коррекционных (специальных) образовательных заведениях проводит работу по воспитанию, обучению. Она должна направляться на наибольшую коррекцию отклонений в развитии с учетом особенностей преподаваемого предмета.

5. Регулярно повышает свои профессиональные знания и квалификацию.

6. Поддерживает коммуникацию с родителями или опекунами.

7. Способствует охране жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

ІІІ. Права

Учитель имеет право:

1. Получать сведения о проектах решений руководства заведения, относящихся к его деятельности.

2. Вносить предложения на рассмотрение руководства (в рамках его компетенции) по совершенствованию деятельности учреждения и улучшению методов работы.

3. Предъявлять требования к руководству заведения по обеспечению организационных, технических условий.

4. Вносить замечания по работе сотрудников учреждения; предлагать способы устранения недостатков в деятельности заведения.

5. Создавать документы, необходимые для исполнения должностных обязанностей.

ІV. Ответственность

Учитель несет ответственность за:

1. Ненадлежащее, несвоевременное, халатное исполнение должностных обязанностей.

2. Несоблюдение норм и правил внутреннего трудового распорядка, рабочей дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

V. Условия работы

1. Условия работы учителя регламентируются Правилами внутреннего трудового распорядка, положениями Трудового кодекса РФ, распоряжениями, приказами руководства учреждения.

Профессия учителя включает различные специализации: педагог-организатор, педагог дополнительного образования, социальный педагог, тренер, учитель начальных классов и ряд других. Функциональные обязанности данных сотрудников в должностной инструкции отличаются. Остальные части этого документа схожи.

Подведем итоги

Современные дети, к сожалению, далеко не безобидны. Об этом лучше всех, пожалуй, знают именно учителя, вынужденные контактировать с учениками очень плотно. Поэтому, именно лицам, представляющим данную профессию, не понаслышке известно, какие проблемы могут возникать во взаимодействии с ними. Кроме того, в последнее время наметилась тенденция принятия родителями стороны своего чада без выяснения обстоятельств возникновения конфликта.

Попав в такую ситуацию, важно помнить, что ваши задачи на данном этапе таковы:

  • обезопасить себя от последствий, сняв юридическую ответственность;
  • постараться ребенку помочь справиться с внутренними психологическими причинами, которые заставляют его вести себя подобным образом.

Учитель не должен решать вопросы административного плана, он является другом каждого своего подопечного, и протянуть руку помощи тому, кому она особенно нужна, даже если это непросто – его первейшая обязанность.