Правоохранительные органы и судебная система

Содержание

Условия изменения контракта или прекращения его действия

Изменить условия контракта сотрудника, находящегося на постоянной службе в правоохранительных органах (например, перевести на другое место службы или на другую должность), возможно только с его согласия. Согласие сторон на изменение контракта не требуется, если сотрудник является временно исполняющим обязанности на данной должности. В этом случаев ротация кадров осуществляется в установленном порядке.

Служба в правоохранительных органах может быть прекращена в случае, если:

  • сотрудник исключён из списков органа или его подразделения по причине увольнения (расторжения контракта по обоюдному соглашению сторон), либо его гибели, либо признания его в судебном порядке пропавшим без вести или умершим;
  • сотрудник уволен из органов правоохранительной службы;
  • истёк срок контракта, который не может быть продлён в связи с достижением сотрудником предельного возраста, допустимого для занятия соответствующей должности.

Существует множество иных причин, по которым контракт может быть расторгнут. Наиболее распространёнными причинами является увольнение (расторжение контракта):

  • по собственному желанию;
  • из-за отказа сотрудника продолжать службу в органах в связи со значительными изменениями в условиях контракта;
  • по выслуге лет с правом выхода на пенсию;
  • по состоянию здоровья;
  • за регулярное нарушение дисциплины, а также совершение действий или поступков, несовместимых со службой в правоохранительных органах;
  • в связи с несоответствием занимаемой должности, в т. ч. на основании заключения аттестационной комиссии;
  • на основании сокращения численности сотрудников органа (отдела) либо ликвидации должности;
  • в связи с восстановлением в должности работника, ранее занимавшего данную должность;
  • в связи с нежеланием сотрудника занять нижестоящую должность, перевод на которую вызван дисциплинарным взысканием;
  • по причине несоблюдения условий контракта.

Контракт между сотрудником (с его увольнением) и правоохранительным органом должен быть расторгнут в обязательном порядке в случаях, если:

  • состояние здоровье работника не позволяет выполнять возложенные государством правоохранительные функции;
  • сотрудник признан полностью или частично недееспособным;
  • сотрудник отказывается проходить курсы переподготовки или повышения квалификации, необходимые для дальнейшего прохождения службы или перевода на другую должность;
  • сотрудник отказывается от гражданства РФ или приобретает гражданство иного государства (даже с условием сохранения гражданства РФ);
  • результаты аттестационных испытаний признаны неудовлетворительными;
  • сотрудник достиг пенсионного возраста либо предельного возраста, допустимого для занятия данной должности (обычно 65 лет).

Основные законы, регламентирующие организацию правоохранительных органов

Организация каждой из систем правоохранительных органов (суда, прокуратуры, ФСБ и др.) регулируется специальными законами федерального уровня. Важнейшими законами, регламентирующими организацию судебной системы, основные начала ее деятельности, являются, помимо Конституции РФ, Закон “О статусе судей в Российской Федерации”, Закон “О судоустройстве РСФСР”, Федеральный закон “О судебной системе Российской Федерации”. Два последних закона взаимодополняют друг друга, поскольку, хотя Закон о судебной системе был принят в 1996 году, а Закон о судоустройстве — в 1981 году, часть положений, закрепленных Законом о судоустройстве, не вошла в новый закон, не была им изменена и, следовательно, продолжает действовать в настоящее время.

Закон “О судебной системе РФ” закрепил понятие “судебная власть”, раскрыл его содержание, дал понятие и содержание основных принципов правосудия. В Законе определена судебная система Российской Федерации, компетенция судов, входящих в эту систему, их структура. В нем также указано, как, в каком порядке назначаются судьи и на кого возлагается организационное обеспечение деятельности судов.

Как уже указывалось, часть норм Закона “О судоустройстве РСФСР” продолжает действовать и в настоящее время. Это прежде всего относится к разделу 5 Закона, посвященному присяжным заседателям. В нем определяются требования, предъявляемые к присяжным заседателям, их правовой статус. Действует и часть норм, подробно регламентирующих структуру судов общей юрисдикции, организацию их работы.

Закон “О статусе судей в РФ” закрепляет требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности, порядок отбора кандидатов, права и обязанности судей, гарантии их независимости и неприкосновенности. В нем также определены органы судейского сообщества, их задачи, предусмотрены меры социальной защиты судей.

Помимо названных законов следует указать Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” и Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации”. Первый определяет задачи, полномочия Конституционного Суда РФ, принципы деятельности, статус судей Конституционного Суда РФ. В нем закреплен порядок образования Конституционного Суда РФ, его структура, особенности производства по отдельным категориям дел. Второй определяет компетенцию арбитражных судов, их систему, устанавливает структуру арбитражных судов всех звеньев, порядок работы, их организационное обеспечение.

Организация и деятельность прокуратуры регламентируется Законом “О прокуратуре Российской Федерации”. Следует учесть, что в 1995 году в него были внесены настолько серьезные изменения и дополнения, что, пo существу, был принят новый закон. В Законе определены задачи и роль прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, закреплена система органов прокуратуры РФ, структура каждого органа, установлен порядок назначения прокуроров, их компетенция, правовой статус, меры материального и социального обеспечения работников прокуратуры.

Организация органов безопасности определяется федеральными законами: “О безопасности”, который дает понятие безопасности, перечисляет объекты безопасности и органы, которые обеспечивают безопасность, “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации”, “О внешней разведке”, “О федеральных органах правительственной связи и информации”, “О государственной охране”. Каждый из этих законов определяет цели и задачи, стоящие перед соответствующим правоохранительным органом, его структуру и компетенцию.

Задачи, компетенция, система и структура органов налоговой службы и налоговой полиции определяются законами “О государственной налоговой службе в РСФСР” и “О федеральных органах налоговой полиции”. Таможенный кодекс Российской Федерации устанавливает понятие таможенного дела, систему таможенных органов, их структуру, полномочия.

Нет специальных законов, регламентирующих организацию органов предварительного расследования. Эти органы наделяются полномочиями Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР.

Организация и деятельность органов внутренних дел и входящих в них подразделений регулируется рядом законов. В первую очередь это Закон “О милиции”, определяющий ее задачи, разделение на милицию общественной безопасности и криминальную, подразделения, входящие в каждую из них, права и обязанности работников милиции. Организация, задачи и компетенция других подразделений регламентируется законами “О пожарной безопасности”, “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации” и некоторыми другими.

показать содержание

Органы суда

На судебную систему возложена основная функция – это осуществление правосудия. Данная структура является независимым и самостоятельным органом, который действует в соответствии с конституционными, международными и федеральными законами.

Система включает в себя разные инстанции, которые представлены (по иерархии):

  1. Верховным судом. Ему подчиняются все территориальные и военные суды. Любые решения низших судов можно обжаловать в высшем органе, решения которого являются окончательными, немедленно подлежащими к исполнению. Данный орган занимается всеми делами, дает разъяснения, следит за деятельностью нижестоящих структур, с 2014 г. частично имеет полномочия Высшего Арбитражного суда.
  2. Конституционным судом. Это независимый орган, который наделен полномочиями самостоятельно решать любые вопросы, связанные с конституционным контролем, законотворческой деятельностью, осуществление полномочий Высшего руководства страны. Суд дает пояснения по Конституции, проверяет соответствие издаваемых нормативных актов положениям Основного Закона, решает нестандартные ситуации и проводит судебные заседания по вопросам, относящихся к их ведению.
  3. Федеральными судами общей юрисдикции.

К последней группе относятся:

  • система общего судопроизводства (субъектов, и районные);
  • мировые суды;
  • военные.

Данные органы выполняют ряд полномочий, определенных законодательством. Они решают любые вопросы, связанные с отраслями права, основываясь в своей деятельности на процессуальную практику. Судебные решения выносятся на основании Конституции, ФЗ и Кодексов (Уголовного, Семейного, Трудового, Налогового и т.д.).

Такие суды решают дела, связанные с жизнью и деятельностью человека. Круг их полномочий очень обширный. Чтобы обратиться в судебные органы, человек должен написать заявление и оплатить установленную государственную пошлину. На руки ему выдается повестка о начале заседания, когда начинается судопроизводство. Если решение судебного органа не устраивает, всегда можно подать апелляционный иск в инстанцию следующего уровня или кассационную жалобу в вышестоящий суд (Верховный).

Судебная власть осуществляет контроль за соблюдением законности, в подведомственных судах, дает разъяснения по юридическим документам, участвует в создании корпуса судей, реализуется посредством 5 судопроизводств. Согласно действующему законодательству, в заседаниях имеют право принимать представители из народа, которые называются заседателями. Все судьи приносят присягу, и должны быть непредвзятыми, честными и высокоморальными людьми.

Право

  • 15 сложных планов по блоку «Право»
  • Базовые термины по праву, которые проверяют на экзамене
  • Система и отрасли российского права
  • Права, свободы и обязанности человека

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Функции правоохранительных органов:

  • конституционный контроль;
  • осуществление правосудия;
  • прокурорский надзор;
  • расследование правонарушений;
  • обеспечение безопасности;
  • исполнение судебных решений;
  • оперативно-розыскная деятельность;
  • охрана общественного порядка;
  • оказание юридической помощи;
  • профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

Признаки правоохранительных органов

  • Уполномочиваются законом для осуществления правоохранительной деятельности.
  • Осуществляют свою деятельность с соблюдением установленных законом правил и процедур.
  • Имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушение.
  • Принятые ими законные и обоснованные решения подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами.

Задачи правоохранительной деятельности

Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее понятии и содержании, в целом пока что в законодательном порядке четко не решен.Однако о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной степени решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов. К таким актам можно отнести, например, Закон о безопасности, Закон о милиции, Закон о судебной системе, Закон о судоустройстве, ГПК, УПК и некоторые другие. На основании анализа этих законов вполне допустим вывод о том, что задачи правоохранительной деятельности целесообразно подразделять на две группы:

  1. задачи общие, характерные для всех ее направлений;
  2. задачи конкретные, специфические для отдельных направлений.

Основное содержание общих задач — то, что сказано в ст. 1 Закона о безопасности, где подчеркнуто, в частности, что основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов, в том числе правоохранительных, являются: “личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность”.

Для конкретных видов правоохранительных органов и реализации возложенных на них полномочий законодательство предусматривает свои, специфические задачи: для Конституционного Суда РФ — одни, для судов общей юрисдикции — другие, для арбитражных судов — третьи, для прокуратуры — четвертые, для милиции — пятые и т. д. Существуют свои задачи и у конкретных направлений (функций) правоохранительной деятельности.

Основные принципы работы прокуратуры и Следственного комитета РФ

Регламент деятельности прокуратуры Российской Федерации прописан в Федеральном законе №2202-1 «О прокуратуре РФ», который действует с 17 января 1992 года. Ее основная цель — надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, которые действуют на территории страны.

К остальным функциям прокуратуры относят:

  • надзор за тем, как исполняются законы, а также за тем, чтобы им соответствовали издающиеся правовые акты;
  • надзор за должным соблюдением гражданских и человеческих прав/свобод;
  • надзор за тем, как исполняют законы органы, которые выполняют оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие, как исполняются законы судебными приставами, администрацией исполнительных органов/организаций и мест заключения;
  • уголовное преследование;
  • координирование действий правоохранительных органов, направленных на борьбу с преступностью;
  • возбуждение дел и проведение расследований административного характера.

К основным принципам, которыми руководствуется прокуратура Российской Федерации относятся следующие.

  1. Независимость. Этот принцип подразумевает исполнение полномочий независимо от федеральных государственных органов власти (включая субъектов РФ и местного самоуправления) в соответствии с законами, действующими на территории страны.
  2. Гласность. Этот принцип заключается в гласном действии в тех случаях, когда это не нарушает законодательные требования.
  3. Открытость. Этот принцип включает в себя информирование граждан и органов власти о состоянии законности в постоянном режиме.

В систему прокуратуры Российской Федерации входят Генпрокуратура, прокуратуры субъектов государства (включая приравненные к ним специализированные и военные прокуратуры), учреждения науки и образования, редакции печатных изданий, которые относятся к юрлицам. Помимо этого в нее входят прочие специализированные прокуратуры.

Определение 2

Следственный комитет Российской Федерации — это федеральный государственный орган, который выполняет полномочия в области уголовного судопроизводства согласно российскому законодательству и находится в подчинении Президента Российской Федерации.

Этот комитет стал функционировать с 15.01.2001, заменив собой Следственный комитет при прокуратуре РФ. Его деятельность основывается на Федеральном законе №403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» (действует с 28 декабря 2010 года).

К основным задачам этой организации относят:

  • оперативное расследование правонарушений согласно установленному порядку;
  • обеспечение законности в процессе обработки поступивших сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, предварительного расследования, также сюда входит защита гражданских и человеческих прав/свобод;
  • процессуальный контроль работы следственных органов и должностных лиц;
  • выявление обстоятельств, которые способствовали правонарушению и принятие мер, направленных на их устранение;
  • международное сотрудничество в области уголовного судопроизводства;
  • разработка мер, направленных на реализацию политики государства в области законодательного исполнения уголовного судопроизводства;
  • внесение улучшений в нормативно-правовое регулирование в установленной сфере;
  • определение алгоритма формирования/представления отчетов со статистическими данными и прочих типов отчетности.

Следственный комитет РФ функционирует, опираясь на следующие принципы:

  • независимость — этот комитет работает вне зависимости от любых органов публичной власти;
  • гласность — комитет работает гласно в тех случаях, когда это не нарушает гражданские/человеческие права и свободы, а также не противоречит российскому законодательству об уголовном судопроизводстве и об государственной (и любой иной) тайне, находящейся под охраной закона;
  • открытость — комитет направляет информацию в органы власти государства и оповещает население о результатах проделанной работы.

В систему Следственного комитета Российской Федерации включены центральный аппарат Следственного комитета, следственные главуправления и управления Следственного комитета по субъектам РФ, а также приравненные к ним специализированные следственные управления и отделы, прочие следственные отделы и отделения (городские и районные), включая специализированные и военные следственные подразделения.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Детективные и охранные агентства

Эта группа негосударственных правоохранительных органов РФ имеет особое значение в юридической практике. Вся особенность их работы состоит в том, что представители указанных структур ведут охранную деятельность на частной основе, по специальным договорам.

В современной практике встречаются несколько видов организаций рассматриваемого типа. Наиболее часто среди них встречаются объединения частных детективных предприятий и ассоциации охранных организаций. Кроме этого, представители данной системы правоохранительных органов зачастую функционируют в виде обособленных организаций

Отдельное внимание в данной группе следует уделить образовательным учреждениям, которые занимаются профессиональной подготовкой специалистов для данной структуры. Все они функционируют на частной основе

Для осуществления профессиональной деятельности в сфере охраны или частного сыска специалист обязательно должен иметь лицензию. Законодатель отмечает, что такие лицензии не могут быть выданы лицам, которые страдают психическими заболеваниями, а также различными зависимостями. Данная лицензия выдается на пять лет. За месяц до истечения назначенного срока сыщик или охранник, при желании продолжать заниматься прежней деятельностью, обязан подать ходатайство об ее продлении. Для того, чтобы лицо, имеющее лицензию на ведение охранной деятельности, могло выполнять свои обязанности, оно должно заключить временный контракт с предприятием или организацией. В случае с частными детективами это могут быть отдельные лица.

Что касается обязанностей, то частные охранники должны обеспечивать сохранность имущества, материальных ценностей на предприятии, с которым они заключили контракт. Также в число их обязанностей входит и поддержание надлежащего порядка по месту осуществления своей деятельности. В некоторых случаях на представителей данной группы негосударственных правоохранительных органов, выполняющих правоохранительную деятельность в отношении частных лиц возлагается обязанность оберегать жизнь и здоровье конкретных личностей.

На лиц, которые являются представителями рассматриваемой группы негосударственных органов, не распространяются многие привилегии, которыми могут пользоваться государственные служащие. В частности, они не имеют права производить допросы или личные досмотры, требовать у третьих лиц какие-либо объяснения в отношении конкретной ситуации, досматривать транспортные средства, проникать в жилые или частные помещения и т. п. Кроме всего этого, частные охранники и детективы не имеют права совмещать свою деятельность с государственной службой — работа, на которую дает им право полученная лицензия и заключенный с клиентом договор, должна быть основной.

Суть деятельности правоохранительных органов

Так как в статье 2 Конституции России провозглашается приоритет прав и свобод личности, а государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, то правоохранительная деятельность, прежде всего, ориентирована на обеспечение прав личности. Однако конкретизированная законодательная регламентация отношений, образующихся между государством, с одной стороны, и личностью/обществом – с другой, порождает необходимость соблюдать и охранять соответствующие правовые положения.

Потому правоохрана в России протекает по 2-м направлениям:

  • охрана прав личности;
  • охрана закрепленных в законодательстве правовых предписаний.

Причем 1-е направление находится в приоритете, а 2-е обладает социальной значимостью только тогда, когда эта деятельность не нарушает права и свободы человека и гражданина.

Деятельность правоохранительных органов осуществляется не только правоохранительными органами в общем, но и их руководителями, которые в процессе правовых отношений образуют весь орган, а также подчиненными им должностными лицами, обладающими определенными полномочиями. В случае нарушений, допускаемых при осуществлении деятельности правоохранительных органов, ущерб возмещается лицу в полной мере вне зависимости от вины конкретного должностного лица, а в дальнейшем это должностное лицо привлекается к различной юридической ответственности.

Вывод 1

Так, несмотря на то что под правоохранительным органом понимается коллективное образование, в случае нарушения законодательных положений несет ответственность как орган в целом, так и конкретные должностные лица, виновные в нарушении личностных прав.

Отсюда вытекает следующее определение.

Определение 3

Правоохранительные органы являются государственными органами или негосударственными образованиями, осуществляющими правоохранительную деятельность с целью охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе общества и страны от противоправных посягательств и остальных правонарушений.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Основные направления (функции) правоохранительной деятельности

По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии конкретных направлений (функций), из которых она слагается.

Направления (функции) правоохранительной деятельности:

  • конституционный контроль (устранение нарушений предписаний Конституции РФ);
  • правосудие (разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях);
  • организационное обеспечение деятельности судов (создание условий для нормальной деятельности судов);
  • прокурорский надзор (выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования);
  • выявление и расследование преступлений (раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде);
  • оказание юридической помощи (предоставление всем, кому это необходимо, возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности, а равно оказание других юридических услуг).

Все названные направления (функции) взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Правосудие — функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к защите, восстановлению, обеспечению реализации, осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Реализации задач, стоящих перед ним, так или иначе подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций.

Конституционный контроль в не меньшей мере оказывает активное влияние на осуществление других направлений (функций) правоохранительной деятельности. Его реализация — это прежде всего обеспечение претворения в жизнь конституционных предписаний, в том числе тех, что напрямую связаны с надлежащим осуществлением как правосудия, гарантиями его законности, обоснованности и справедливости, так и прокурорского надзора, организационного обеспечения деятельности судов, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи.Поэтому о правосудии и конституционном контроле, не умаляя ни в коей мере значения других правоохранительных функций, можно говорить как о сердцевине, центральном звене их системы в целом и т.п.

Функции (направления) правоохранительной деятельности

Общая характеристика

Основными функциями (направлениями) правоохранительной деятельности являются:

  1. конституционный контроль;
  2. правосудие;
  3. организационное обеспечение деятельности судов;
  4. прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры;
  5. выявление и расследование преступлений:
    • предварительное следствие;
    • дознание;
    • оперативно-розыскная деятельность;
  6. уголовно-исполнительная деятельность;
  7. нотариальная деятельность;
  8. юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг).

В литературе упоминается и об иных направлениях правоохранительной деятельности:

  • судопроизводство (уголовный процесс);
  • обеспечение безопасности;
  • охрана общественного порядка;
  • производство по делам о нарушении таможенных правил;
  • производство по делам о налоговых правонарушениях;
  • контрразведывательная деятельность;
  • внешняя разведка.

Некоторые из них в определенной степени дублируют ряд вышеприведенных направлений правоохранительной деятельности (к примеру, правосудие — это составная часть судопроизводства, само судопроизводство осуществляется в целях решения задач стоящих перед правосудием). Другие же направления деятельности не вошли в содержание рекомендованной Советом по правоведению УМО университетов РФ Программе дисциплины «Правоохранительные органы», на основе которой подготовлен настоящий учебник.

Ключевые направления правоохранительной деятельности взаимосвязаны друг с другом. Так, разновидностью правосудия является правосудие, осуществляемое в рамках конституционного производства. Конституционное же производство — это основной вид конституционного контроля.

Правосудию по уголовным делам предшествуют выявление и расследование преступлений с одновременным осуществлением защиты (юридической помощи) и прокурорского надзора, после же свершения акта правосудия по уголовному делу осуществляется уголовно-исполнительная деятельность. Аналогичным образом взаимосвязаны направления правоохранительной деятельности, реализуемые вне функции, обусловленной выявлением признаков преступления.

Особое место конституционного контроля и правосудия в системе правоохранительных функций

Наиболее же важными направлениями правоохранительной деятельности государства являются правосудие и конституционный контроль. Недаром на этапе своего зарождения данная дисциплина именовалась «Суд и правосудие в СССР».

Они имеют общий элемент — правосудие, осуществляемое конституционным судом. В то же время они являются наивысшей ступенью отстаивания прав и законных интересов всех возможных субъектов общественных отношений. Причем конституционный контроль служит выяснению соответствия (несоответствия) различных юридических фактов нормам Конституции РФ. А в ходе реализации правосудия разрешаются по существу подведомственные судам дела (устанавливается виновность лица, к виновному применяется наказание, либо оправдывается невиновный). Все остальные правоохранительные органы либо осуществляют свою деятельность до суда и для суда, либо имеют возможность использовать правосудие, а в определенных случаях и конституционный контроль, как одно из последних, наиболее действенных средств восстановления нарушенных прав (свобод и т.п.).

Органы по защите прав потребителей

Отдельное место среди видов государственных и негосударственных правоохранительных органов занимают и те организации, которые занимаются защитой прав потребителей. Это негосударственные организации, которые, чаще всего, создаются на уровне местного самоуправления. Они функционируют наряду с теми органами, которые создаются на государственном уровне (например, Роспотребнадзор), а также имеют функции, схожие с теми, которые выполняют ранее упомянутые образования. Однако на деле финансирование их работы производится не из средств бюджета, а исключительно из собственных фондов.

Ярким примером таких организаций являются общественные органы, которые создаются для проведения контрольных действий в определенной потребительской сфере. На деле такие организации имеют особые права и полномочия, которые заключаются в возможности проведения надзорных функций, а также контроля. В пределах своих полномочий они также имеют право разрабатывать и вносить новые требования относительно качества продукции и уровня предоставления услуг. Представители данных органов имеют право на проведение экспертиз независимого характера, а также осуществлять проверку фактических качеств продукции, предложенной продавцами тем, которые заявлены в инструкции по ее изготовлению. Представители таких негосударственных правоохранительных органов нередко выступают в судах в роли защитников прав гражданской стороны, в качестве которой могут выступать как отдельные лица, так и целые их группы.

Практика показывает, что правозащитная деятельность данными специалистами осуществляется вполне добросовестно, так как они заинтересованы в качестве выполненной ими работы. Возможно, именно поэтому услуги общественных организаций, которые представляют собой негосударственные органы по защите прав потребителей, пользуются огромной популярностью по всей России.

Принципы деятельности органов судебной власти:

  • осуществление правосудия только судом;
  • законность, равенство всех перед законом и судом;
  • независимость судей;
  • состязательность и равноправие сторон;
  • недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина;
  • презумпция невиновности;
  • истолкование сомнений в пользу обвиняемого;
  • освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины;
  • гласность.

Судебная система Российской Федерации представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия  в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.

В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции и Закона о судебной системе.

В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.

Федеральные суды :

  • Конституционный Суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализированные суды; федеральные арбитражные суды.

Конституционный Суд (статья 125 Конституции РФ)

  • является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
  • проверяет соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров и др.;
  • разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции;
  • выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
  • даёт заключение по запросу Совета Федерации о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Основные принципы деятельности Конституционного Суда:

  • независимость
  • коллегиальность
  • гласность
  • состязательность
  • равноправие сторон.

Правом обращения в Конституционный Суд обладают все граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.

Конституционный Суд состоит из 19 судей.

Верховный суд РФ( статья 126 Конституции)

  • является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ;
  • дает разъяснения по вопросам судебной практики, обладает правом законодательной инициативы, вправе пересмотреть в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу.
  • судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.

Суды общей юрисдикции.

Данная система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на

  • общие (гражданские) суды
  • военные суды.

Среднее звено представляют Верховные суды республик в составе федерального значения, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения и т. д.

Низшее звено представлено районными судами.

Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ.

Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции.

Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций.

Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Особенностью мировых судов является то, что они относятся к числу возглавляемых Верховным Судом судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

Статья 124 Конституции РФ: финансирование судов производится только из федерального бюджета.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна