Технологический профиль обучения: какие предметы изучаются и кому подойдёт

Содержание

Принципы профильного разделения

Деление на профили происходит соответственно особенностям дисциплин и направлению будущей профессиональной деятельности. Основная разница заключается в увеличении количества часов для профильных предметов, однако некоторые программы также предлагают изучение дополнительных дисциплин. Изначально выделяли четыре основных профиля:

  • Естевеннонаучный профиль;
  • Гуманитарный профиль;
  • Математический профиль;
  • Социально-экономический профиль.

К примеру, если вашему ребенку интересна информатика и математика, тогда он мог смело идти в класс с математическим уклоном, где будет много соответствующих уроков. А если иностранный язык и история, то с гуманитарным.

Сейчас же направлений стало в разы больше. Школьник хочет быть стоматологом? Добро пожаловать в класс с медицинским направлением. Или же переводчиком? Тогда лингвистический класс – это то, что нужно. А что, если дети пока не могут выбрать узкую специальность? И как помочь ребенку сделать правильный выбор?

Конечно, не каждый подросток уже точно знает, чем он будет заниматься спустя несколько лет. Немало школьников, которым сегодня интересен туризм, завтра – дизайн, а послезавтра – психология. За время учебы интересы могут измениться один, а то и несколько раз, что значительно усложняет выбор профильного класса.

Стоит учитывать,что для поступления в профильныйкласс требуется сдатьдостаточно сложные экзамены 

Другая проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – это сложность выбрать одно из двух интересующих направлений. Как поступить, если ребенок хочет углубленно изучать и биологию, и литературу? Или же ему интересна география и информатика? Такие разные, казалось бы, дисциплины не вписываются в рамки одного определенного профиля, а потому предпочтение приходится отдавать только одной из них.

Профили обучения

Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.

Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).

  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • .

Естественно-научный профиль

— ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и т.д. В данном профиле на углубленном уровне изучаются следующие учебные предметы:

  • математика и начала математического анализа;
  • геометрия;
  • химия;
  • биология.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

физика

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

  • основы медицины;
  • биофизика;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • химия и здоровье человека и пр.

Гуманитарный профиль

Профессии гуманитарного профиля — это специальности, связанные с человеком и его жизнедеятельностью. В их основе лежат гуманитарные науки, которые противопоставляют точным. Профиль ориентирован на такие сферы деятельности, как общественные отношения, юриспруденция, международные отношения, педагогика. Профильные предметы для углубленного изучения:

  • русский язык;
  • литература;
  • иностранный язык;
  • обществознание;
  • история;
  • право.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

второй иностранный язык.

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

  • формы художественного мышления в русской литературе 20 века;
  • деловой русский язык;
  • основы журналистики;
  • избранные страницы российской истории и т.д.

Социально-экономический профиль

ориентирован на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, а также с управлением, предпринимательством и др. Предметы, изучаемые на углубленном уровне:

  • математика и начала математического анализа;
  • экономика;
  • право;
  • география;
  • геометрия.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

  • обществознание;
  • география.

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

  1. введение в социологию;
  2. основы философии;
  3. основы финансовой грамотности;
  4. право и жизнь и т.д.

Технологический профиль

ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. Профильные предметы:

  • алгебра и начала математического анализа;
  • геометрия;
  • физика;
  • информатика.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

  • химия;
  • черчение.

Выполнение индивидуального учебного проекта

Элективные курсы:

  • алгоритмизация и программирование;
  • мир кристаллов;
  • графический дизайн;
  • инженерная графика с элементами дизайна и т.д.

Универсальный профиль

— ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения предметов, что даст возможность получить необходимый уровень знаний по всем предметам.

Предметы для углубленного изучения:

отсутствуют.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

все предметы учебного плана.

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

по выбору обучающегося.

Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.

Непосильный труд

Воспитание в условиях профильного обучения всё более сводится к профориентации, а фактически — к профадаптации. Причем «проф-» все более означает не профессию, а профиль обучения, т.е. приспособление ребенка к особенностям изучения соответствующих предметов. 

Среди педагогов такая ситуация приводит к кастовости. Статус педагога определяется уже не его мастерством, а преподаваемым предметом. Классный руководитель подбирается из числа специалистов по профильным предметам, чтобы понимал педагогов из своей «касты» и понуждал к пониманию других предметников. В результате создается атмосфера, в которой ребенок живет с постоянным комплексом «недоосвоения» профильных предметов. 

Большинство старшеклассников (да и учеников средних и даже младших классов) занимаются с репетиторами, причем именно по профильным предметам, по которым они (казалось бы) получают углубленную подготовку в школе, посещая кроме уроков дополнительные занятия (в последние годы даже появился термин «обязательные факультативы»). Такая система приводит к перегрузкам, стрессам, нервным срывам.

Профильное образование: зачем это нужно?

Как правило, выбором дальнейшего направления учебы заняты старшеклассники. В большинстве школ деление происходит в десятом классе, иногда раньше – с восьмого. Принято считать, что к этому возрасту у ребенка уже проявится круг интересов и планы на дальнейшее будущее, а профильное образование поможет ему углубить знания и поступить в нужный университет.

Так профильная система обучения призвана решить несколько важных задач.

Профильная системаобучения призвана улучшатьсамостоятельность,самодисциплину, мотивациюи ответственность 

  • Глубокие знания по профильным дисциплинам. Когда знаний по предметам, необходимым для получения будущей профессии, школьникам бывает недостаточно, им приходиться прибегнуть к услугам репетиторов или записываться на соответствующие курсы. Обойтись такое удовольствие может недешево, да и гарантии наверстать курс даются не всегда. Здесь на помощь и приходит профильное обучение: благодаря увеличению количества часов, посвященных нужным дисциплинам, и углубленному изучению ребенок изучит весь необходимый материал.
  • Ориентация в мире профессий. Поступая в класс с определенным уклоном, школьник не только будет больше изучать профильные предметы, но также сможет узнать больше о своей будущей профессии и окончательно определиться с выбором. К примеру, если ваш сын выбрал изучать естественные науки, он сможет не только углубленно изучить химию и биологию, но и познакомиться с особенностями медицинских, аграрных и других направлений.
  • Самостоятельность и желание учиться. Школьник любит историю, а физику терпеть не может? Выбирая профиль, он выбирает те дисциплины, которые больше приходятся ему более по душе и пригодятся в дальнейшем. Посвящая больше времени изучению любимых предметов, его самостоятельность и желание учиться возрастет. Система профильного образования нацелена на то, чтобы каждый ученик смог найти что-то , за что он действительно будет болеть всей душой.
  • Легкое поступление в ВУЗ. Ваш ребенок видит себя будущим финансистом и собирается поступить на экономический факультет? Или же он хочет стать педиатром и идет в медицинский? Нередко хорошие ВУЗы требует высокого уровня подготовки для поступления, которую не может обеспечить обычная общеобразовательная программа. Профильная система образования, уделяющая много внимания необходимым предметам и улучшающая знания, значительно облегчает поступление в желанный ВУЗ.

Какие бывают профили

Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.

В  федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:

  • естественные и математические науки;
  • гуманитарные науки;
  • технологии;
  • социально-экономические науки.

Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.

ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:

Профиль Предметы
Физико-математический Физика, математика
Информационно-технологический Информатика, математика, физика
Химико-биологический Биология, химия
Лингвистический Русский язык, литература, иностранный язык
Филологический  Русский язык, литература
Гуманитарный Русский язык, литература, история, обществознание
Социально-экономический Обществознание, география

Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.

Профессии гуманитарного профиля

Выше мы привели примеры некоторых востребованных профессий, требующих гуманитарного склада ума. Перечислим ещё несколько направлений гуманитарного профиля с отличными перспективами для трудоустройства.

Юриспруденция

Юрист — одна из самых востребованных гуманитарных профессий с широкими перспективами карьерного роста. Чтобы добиться успеха в юриспруденции, необходимы внимательность, развитые навыки коммуникации и умение работать с большими массивами информации.

Управление (менеджмент)

Проектный менеджер, исполнительный директор, рекрутер — профессии, подразумевающие управление людьми, всегда престижны и высоко оплачиваются. Для этой специализации необходимо умение находить подход к разным людям, проявлять мягкость и твёрдость в зависимости от обстоятельств и не бояться ответственности. 

Продвижение и реклама

С развитием интернета PR-менеджер, бренд-менеджер и маркетолог стали одними из самых популярных и востребованных гуманитарных профессий. Чтобы хорошо выстроить концепцию бренда и правильно преподнести товар покупателям, требуется не только умение чувствовать потребности клиентов, но и хорошая коммуникабельность, фантазия, а порой и чувство юмора.

Педагогика

Принято считать, что преподаватели в России получают мало. Однако это относится только к работникам государственных образовательных учреждений. Множество частных школ готовы предложить классным специалистам достойную зарплату. Ещё более прибыльным делом при должном мастерстве может стать репетиторство. Кроме того, эта работа всегда остаётся востребованной. Помимо отличного знания своего предмета, педагог должен обладать хорошей эмпатией и коммуникативными способностями. 

Психология

Высокая эмпатия, развитый эмоциональный интеллект, умение слушать и анализировать позволят построить карьеру в области психологии. В последнее время всё более востребованной становится профессия конфликтолога — специалиста, занимающегося разрешением сложных ситуаций между сотрудниками компании. 

Переводы

Человек, хорошо владеющий иностранными языками, всегда может найти хорошую работу в компании, имеющей дело с иностранными подрядчиками, импортом или экспортом. Особенно высоко оплачиваются услуги синхронного переводчика на международных встречах. Самыми востребованными языками на настоящий момент являются английский, китайский, испанский, французский и немецкий. 

Дипломатия

Попасть в эту гуманитарную профессию непросто, зато работа в области международных отношений весьма престижна, хорошо оплачивается и может послужить основой отличной карьеры. Дипломатам необходимы проницательность, блестящее знание языков и развитые навыки коммуникации — умение не только говорить, но и слушать. 

Журналистика и копирайтинг

Вся текстовая информация на любом сайте (включая данную статью) создана копирайтерами. Мастера печатного слова всегда могут рассчитывать на должности в интернет-компаниях с достойной оплатой труда. Не менее востребованной профессией в интернете является и журналистика. В условиях жёсткой конкуренции СМИ постоянно требуются люди, способные писать грамотно, осмысленно и интересно. 

Дизайн

Визуальный образ продукта в современной культуре является одним из важнейших факторов популярности. Поэтому люди, способные создавать оригинальные образы и находить изящные и функциональные решения, в наше время востребованы как никогда. Большие перспективы перед творческими людьми открывает направление веб-дизайна. Профессии, связанные с ландшафтным, промышленным и интерьерным дизайном также остаются популярны.

Фото и видео

Человек, у которого есть талант и оборудование, никогда не останется без работы. Популярность визуального контента в интернете сделала фотографа и видеооператора одними из самых востребованных профессий. А ещё это отличная возможность совмещать работу и увлечение. Хорошего специалиста в области фото- и видеосъёмки отличает умение нестандартно мыслить, создавать яркие художественные образы и ответственное отношение к работе. 

«Специалист подобен флюсу»

Однонаправленность воздействий при профильном обучении, когда усилия концентрируются на узком круге предметов, когда и внеурочная работа подчинена специфике этих предметов, когда (спонтанно и осознанно) ребенку навязывается образ «физика», «лирика», «естественника», «технаря», — все это провоцирует разрушение целостности развития ребенка. 

Педагог переходит в режим функциональной подготовки — ребенок для него становится обучаемым, а себя педагог представляет в роли реализатора программы. 
Из всего многообразия педагогической деятельности учитель выбирает лишь одно направление — специалист в предметной области. Недаром для преподавания зачастую в школы стремятся приглашать представителей спецкафедр вузов с научными степенями.

В педагогической науке эту тенденцию провоцирует официальный подход: сведение оценки результативности работы школы к проценту победителей олимпиад и поступивших в вуз выпускников школы.

Профили: как выбрать верное направление?

Чтобы выбрать подходящее направление обучения стоит ориентироваться на способности, желания и перспективу ученика. Чтобы помочь ребенку остановить свой выбор на одном из профилей, в школе можно провести ряд мероприятий.

  • Психологические тесты. Тестирование и анкетирование помогает выявить наклонности учеников и направления, в которых им стоит развиваться. Отличным вариантом станет тест на профориентацию.
  • Собеседование. Беседы с психологами, преподавателями и представителями разных профессий смогут показать, на что способен ученик и к чему он стремится. Цепочка вопросов поможет отсеять неподходящие варианты и наметить перспективные пути развития.
  • Портфолио. Одним из способов определить, гуманитарный профиль подходит ученику, естественнонаучный или какой-то еще, является составление портфолио, где будут отмечены все былые заслуги и награды школьника, его интересы, внешкольная деятельность и дополнительное образование. Сбор всей этой информации вместе поможет выявить общее направление. Ребенок выигрывал на шахматных турнирах и собирает дома компьютеры, то есть преуспевает в областях, где задействована логика? Вероятнее всего, ему подойдет математический профиль. Или же школьник выращивает цветы на окнах и любит ухаживать за животными? Тогда естественнонаучный профиль станет более удачным вариантом.
  • Элективный курс «Будущая карьера». Дополнительные занятия, где будет рассказано о современных профессиях, также помогут определиться с выбором. Пусть на курсах учителя рассказывают о престижной и высокооплачиваемой работе, также можно привлечь представителей различных профессий и родителей для выступления.
  • День карьеры. Мероприятие, посвященное выбору профессии, также станет отличным способом для определения, какой профиль лучше подойдет ученику. На специальных стендах можно разместить всю необходимую о работе информацию, а приглашенные специалисты ответят на все вопросы школьников.
  • Экскурсии. Ничто так не упростит выбор специальности, как экскурсия в место, где ученик захочет работать после обучения. Посетите заводы, больницы, государственные учреждения, офисы и торговые площадки, пусть школьники своими глазами увидят, как проходит работа в различных заведениях. Возможно, кто-то из них, побывав в музее, поймет, что хочет изучать историю. А другой ученик, увидев, как кипит жизнь в рекламном агентстве, решит, что реклама – его призвание.

Недоодаренность

Как это ни парадоксально звучит, профильное обучение провоцирует учителей на применение преимущественно репродуктивных методов обучения, не развивающих, а снижающих уровень способностей учеников. 

Профильное обучение провоцирует учителей на применение репродуктивных методов обучения

В профильных классах учитель предполагает, что в учениках развиты способности, необходимые для освоения соответствующих предметов, поэтому не заботится об использовании развивающих методов обучения. Вместо этого многократно увеличивается объем выполняемых заданий (к примеру, вместо двух задач за урок предлагается решить восемь – десять). Причем этот объем постоянно возрастает, доходя до таких размеров, при которых дети физически не успевают выполнить предлагаемые задания. От учеников требуется, чтобы они выполняли эти задания «как семечки щелкали», а если они не успевают сделать это или затрудняются в выполнении, учитель обвиняет их в неспособности: «Зачем тогда шли в гуманитарный (физико-математический, естественно-научный) класс, если нет способностей?! Тупых понабирали, что мне с вами делать?»

А в непрофильных классах учитель сразу же объявляет учеников неспособными к усвоению своего предмета («Вы же гуманитарии, какая вам математика!»). Если методика углубленного изучения предмета хоть сколько-нибудь разработана, то методика непрофильного преподавания (типа «математики для гуманитариев») остается экзотикой.

Плата за обучение

Минимальная программа, составленная согласно ФГОС, в любом государственном лицее преподается за счет бюджета, а вот дополнительное образование нередко приходится оплачивать родителям. Перечень и условия оказания коммерческих услуг определяет сам лицей, поэтому и разница между учебными заведениями в этом смысле может быть велика. Иногда школа предлагает платные подготовительные занятия для поступающих, но чаще – дополнительные уроки для самих лицеистов, в том числе по профильным предметам. Скажем, Лицей при ТПУ (Томском политехническом университете) проводит целый ряд платных спецкурсов: по геометрии, физике, химии, информатике, экономике, робототехнике, английскому и даже китайскому языкам. Если цикл занятий посвящается одному из базовых предметов, который в любом случае входит в программу, то на дополнительных уроках ребята изучают углубленно уже пройденные темы или рассматривают специфические вопросы, которым учителя в рамках общей программы внимания не уделяют.

В Волгодонском многопрофильном лицее платные программы не менее разнообразны и ориентированы на следующие группы детей и подростков:

  • дошкольников (подготовка к поступлению, робототехника, изобразительное искусство, театр);
  • учеников 3-4 классов (арифметика и математика, чтение, русский язык);
  • десяти- и одиннадцатиклассников (подготовка к Единому экзамену и сочинению).

Актуальный список дополнительных курсов и их стоимость всегда публикуется на сайте учебного заведения. Платные занятия обогащают и без того насыщенную лицейскую программу и помогают каждому школьнику выбрать собственный путь развития даже в условиях стандартизированного образования.

Важность профориентации

Одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни это выбор профессии и карьерного пути, который определит качества всей дальнейшей жизни. К сожалению, очень часто подобный выбор совершается без должного обдумывания, на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечений. Ещё хуже, когда под давлением необходимости определения с необходимыми ЕГЭ основными помощниками в решении проблемы профессиональной ориентации отдельного человека становятся желания окружающих (например, друзей или родителей), настроение или впечатления от недавно увиденной профессии без осознания всех предъявляемых ею требований и слабым представлением о специальности в целом. Подавляющее большинство ошибок при выборе профессии с подробным описанием и путями их решения разобраны в нашем материале «Типичные ошибки выбора профессии», а сейчас давайте сосредоточимся на вопросе актуальности профориентации в целом.

На самом деле проблема выбора профессии и профориентация как таковая возникли относительно недавно. На протяжении многих веков у детей практически не было другого выбора, кроме как продолжать ремесло родителей за исключением, может быть, службы в армии, внезапно сложившихся обстоятельств или социальных потрясений, которые значительно изменяли структуру общества и делали часть профессий устаревшими и ненужными. Классовое и сословное разделение загоняли подавляющую часть населения в узкие рамки, практически не оставляя выбора. Тот факт, что множество родителей стараются сделать выбор за своих детей и сделать их продолжателями своего ремесла, является, вместе с искренним желанием помочь, небольшим отголоском тех времён.

Современное определение профориентации состоит из четырёх основных направлений:

Профессиональная ориентация как источник информации о рынке труда, настоящем и планируемым спросе на те или иные профессии, их требования к знаниям, навыкам и физическим возможностям человека. Сюда же относится информирования о различных программах обучения в средне специальных и высших учебных заведениях.

Профессиональное ориентирование и консультирование, где с использованием обширного инструментария (профориентационные тесты, литература, наблюдение, консультация и прочие) диагностируются наиболее развитые навыки и интересы каждого конкретного человека и сопоставляются с предъявляемыми требованиями к профессиям. Происходит выработка рекомендаций и возможных путей получения подходящего образования и наиболее полной самореализации в трудовой деятельности.

Профессиональный отбор делает окончательные выводы о возможности человека работать на той или иной специальности и его пригодности к осуществлению трудовой деятельности в разных направлениях.

Профессиональная адаптация, в свою очередь, занимается процессами приспособления человека к условиям, требованиям и содержанию выбранной им профессии.

Более подробно о том, что такое профориентация в целом, её функции, виды и краткую историю развития профориентационной работы в России можно ознакомиться в материале «Что такое профориентация».

Кому подходит гуманитарный профиль обучения

Традиционно гуманитарные науки противопоставляются точным (алгебра, геометрия, физика), но это не более чем условность: большинство гуманитарных дисциплин так или иначе используют методы точных наук, а такие специальности, как социология или экономика, охватывают оба профиля. 

Изучение гуманитарных наук невозможно без понимания принципов точных. Это только одна из причин, по которой не стоит навешивать на ребёнка ярлык «технаря» или «гуманитария», внушая ему, что «противоположные» области науки — не для него.

<<Блок перелинковки>>

Тем не менее склонность детей к гуманитарному или техническому мышлению можно проследить уже в начальной школе. Гуманитарный склад ума — это не только предрасположенность к определённым школьным предметам; прежде всего, это особый способ мышления и набор свойств характера. Перечислим некоторые черты, свойственные гуманитариям: 

  • Коммуникабельность. Если ребёнок любит общение, умеет хорошо формулировать свои мысли, вести диалог и аргументировать свою точку зрения — его могут заинтересовать специальности социально-гуманитарного профиля. Умение находить с людьми общий язык — один из ключевых навыков для управленца, политика, телеведущего, бизнес-тренера и многих других профессий.
  • Развитая эмпатия. Умение сочувствовать, выслушивать, понимать потребности окружающих — очень востребованный навык. Ребёнок, внимательный к чувствам других людей, имеет хорошие шансы построить карьеру в области психологии, конфликтологии и торговли. 
  • Богатая фантазия. Смотреть на мир под нестандартным углом, представлять обыденные вещи в непривычном свете — ключевой навык дизайнеров, фотографов, режиссёров, PR-менеджеров и некоторых других гуманитарных профессий. 
  • Творческие способности. Если ваш ребёнок любит петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, занимается литературным творчеством или мечтает стать актёром — перед вами ярко выраженный гуманитарий, таланты которого нужно развивать. Бытует мнение, что творческие профессии — удел избранных, но не стоит спешить с выводами. Если ребёнок серьёзно настроен посвятить жизнь своему увлечению — при вашем участии у него есть все шансы на успех. В любом случае бережное отношение к хобби ребёнка позволит ему вырасти полноценной и уверенной в себе личностью.

Преимущества профильных классов

Плюсов у данного формата обучения намного больше, чем минусов, а именно:

  • Светлые перспективы поступления на бюджет. Некоторые профильные программы обучения подразумевают вручение ее выпускникам соответствующих дипломов. Они дают возможность приравнивания выпускника школы к абитуриенту ВУЗа с целевым направлением с места работы.
  • Расширенный набор дисциплин. Престижные учебные заведения предлагают учащимся углубленное обучение практически по всем возможным предметам. Таким образом родители и ученики могут самостоятельно моделировать направление мышления будущего профессионала. Углубленное обучение профильным дисциплинам помогает сделать правильным выбор не только кафедры, но и программы ВУЗа (бакалавриат, магистратура, аспирантура).
  • Расширенный выбор специализации. Углубленное изучение профильных предметов не означает, что выпускник должен будет поступать на конкретный факультет. Он всегда может выбрать смежную специализацию, так как многие дисциплины переплетаются между собой, как и профессии.
  • Возможность досрочного окончания школы. В некоторых профильных классах обучение идет по ускоренной программе. Учащиеся имеют возможность окончить школьный курс 11 классов за 10 лет. Таким образом они уже в 16-17 лет могут поступить в университет, а в 20-22 года – уже получить востребованную профессию.

Плюсы и минусы профильного образования

Профильная система обучения в школе – достаточно спорная тема, поскольку подходит она далеко не каждому. К примеру, детям, с раннего возраста точно знающих, кем они хотят работать, когда вырастут, она поможет постигнуть все нужные науки в необходимом объеме. А тем же, кто долгие годы не сомневается и не может до конца определиться, такой вариант обучения может оказаться не самым удачным. Рассмотрим, какие же преимущества и недостатки имеет профильная система.

Плюсы:

Углубленное изучениепрофильных предметов облегчаетпоступление в ВУЗ 

  • Лучшая подготовка по профильным предметам и, как следствие, раннее освоение профессии. Если школьник с детства мечтал стать ветеринаром, то углубленное изучение биологии в классе с естественнонаучным профилем даст знания и навыки для работы по этой специальности. Будущий юрист же будет получать больше знаний по истории, обществознанию и праву в социально-экономическом классе.
  • Чувство принадлежности к профессиональному сообществу. Что может быть лучше, чем учиться в компании единомышленников?! При такой системе соревновательный дух будут значительно выше, чем обычно, что станет дополнительной мотивацией для учеников. Кроме того, это лучше подготовит ребенка к профессиональным трудностям и улучшит его конкурентоспособность.
  • Самомотивация и большее желание учиться. Когда в расписании число любимых предметов значительно превышает число нелюбимых, учиться намного приятнее. К примеру, потенциальный программист будет охотнее ходить в школу, если уроков информатики будет больше, чем какой-нибудь нелюбимой истории. Каждый ученик, выбрав профиль, заинтересован в успехе.
  • Легкость перехода к ВУЗовской системе обучения. Профильное образование, при котором проводятся лекции, практические занятия и ведутся элективные курсы, несколько похоже на систему преподавания в ВУЗе. Так, для школьника, закончившего класс с социально-экономическим профилем, математическим или каким-либо другим, обучение в университете не покажется кардинально другим, поэтому он сможет легче адаптироваться.
  • Легкость поступления в ВУЗ. Усиливая знания по необходимым предметам, шанс поступить в желанный университет в разы увеличивается. Особенно это актуально для ряда школ, в которых практикуется система «школа-ВУЗ» и происходит сотрудничество с профессорами.

Минусы:

Профильным предметамвсегда отводится большевремени, а потому, делаявыбор, школьники закрываютсебя от других вариантов 

  • Сложность поступления в профильный класс. Нередко для того, чтобы поступить в класс с естественнонаучным профилем, гуманитарным или любым другим, необходимо сдать специальные вступительные экзамены, что удается не всем желающим. Требования могут быть достаточно велики, к чему следует морально подготовиться.
  • Ранний отказ от возможных вариантов. Выбирая только одно направление обучения, школьник закрывается для остальных вариантов. Так, если ребенок предпочел математический профиль, а потом решил пойти учиться на переводчика, сдать экзамен для поступления будет значительно сложнее. Возможно, придется прибегнуть к услугам репетиторов.
  • Мало часов для изучения непрофильных предметов. Углубляясь в изучение только профильных дисциплин, многие старшеклассники недополучают базовых знаний по другим предметам, которые должна давать средняя школа. Особенно это усложняет учебу тем, кому нравится изучать предметы разных направлений, например, математику и литературу.