Приказ минобрнауки рф от 14.06.2013 n 464

Специфика среднего профессионального образования в РФ

В нее входит порядка 2 600 муниципальных и государственных специальных средних заведений, а также подразделений вузов, которые реализуют программы профессионального среднего образования.

Среднее количество слушателей на данной ступени составляет 261 млн человек, а количество педагогов, занятых в данной образовательной отрасли, оценивается 2,1 миллионами человек.

В 2005 году учреждения среднего и начального профессионального образования были переданы на региональный уровень, что способствовало созданию интегрированных учреждений, функционирующих на основе программ разного уровня сложности.

Колледжи представляют собой государственные образовательные организации профессионального среднего образования, которые реализуют интегрированные и преемственные программы общего, полного, профессионального базового и повышенного уровней.

Они гарантируют обучающимся постепенное повышение образования, профессиональный рост, конкурентоспособность на современном экономическом рынке.

Организуются колледжи по отраслевому принципу, который предусматривает организацию обучения по специальностям и программам, необходимым для конкретных отраслей производства.

Важные моменты

Выпускники данной программы получают квалификацию «техник с дополнительной подготовкой в конкретной области».

Регламентируется содержание образовательных программ профессионального среднего образования Государственными образовательными стандартами (сокращенно ГОС СПО). Документ состоит из двух частей: федерального компонента, который определяет государственные требования к минимальному уровню подготовки, а также национально-регионального компонента.

Реализуется данный вариант обучения в нескольких формах: очной, заочной, очно-заочной на основе девятилетнего общего образования.

Поступление в учебные заведения среднего специального образования осуществляется на конкурсной основе (учитывается средний балл в аттестате).

Срок обучения составляет 2-3 года с учетом профиля подготовки учебного заведения.

Педагог профессионального образования данной ступени — это преподаватель колледжа или техникума (училища).

В техникуме осуществляется реализация основных образовательных программ базового уровня. Колледж функционирует не только на базовых, но и на обучающих схемах повышенного уровня.

Деятельность всех учебных заведений данного звена осуществляется на основе Типового положения об образовательном учреждении профессионального среднего образования (2001 г.)

В РФ данная ступень представлена 300 специальностями в социальной, информационной, туристической сферах.

Лица, которые получили такое образование, имеют право на прохождение дальнейшего обучения того же профиля по ускоренным (сокращенным) программам (год при базовом профессиональном среднем образовании, 2 года при повышенном уровне).

Кому нужно профессиональное обучение

Технологии развиваются в быстром темпе, постоянно создается нечто новое в рамках каждой профессии, поэтому дополнительное периодическое профессиональное образование может понадобиться любому специалисту:

  • Педагогу или психологу – появляются новые эффективные методики, которые дают хороший результат при работе с людьми.
  • Программисту – они вообще постоянно учатся и получают новые знания, чтобы удерживаться в профессии. Пойти на курсы какого-то нового языка кодирования информации означает пройти профессиональное обучение.
  • Врачу для освоения новых методов лечения.
  • Инженеру – для знакомства с новым оборудованием, которое в несколько раз эффективнее предыдущего старого.
  • Бухгалтеру или юристу в связи с выходом новых законов, с которыми придется работать в дальнейшем.

В экономически развитых странах есть программы непрерывного обучения специалистов. В их рамках человек любой профессии может раз в год подавать заявление для повышения квалификации, которая оплачивается государством или предприятием. Это позволяет постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки практической работы.

Профессиональная переподготовка – это тоже вид профессионального обучения, при котором человек с дипломом среднего специального или высшего образования имеет право получить другую профессию, затратив на это меньше времени, чем потребовалось бы для окончания вуза. Здесь играет роль мотивация – дополнительный заработок, смена места работы по определенным причинам. В этом случае слушатель учебных программ получает только самые необходимые теоретические знания и практические навыки, которые пригодятся для работы.

Диплом о присвоении квалификации не выдается, только свидетельство о прохождении профпереподготовки, дающее право работать по новой профессии. В интересах слушателя хорошо усвоить материал и сдать экзамены. Как сложится в дальнейшем его карьера – зависит от него самого.

Повышение квалификации в рамках профессии также можно отнести к профессиональному обучению. В этом случае человек не меняет профессию полностью, но нарабатывает новые навыки. Например, для работы на более высокой должности, с новым оборудованием. Часто данным видом обучения пользуются юристы, имеющие диплом о высшем образовании, но которые хотят сменить направление деятельности – с гражданского права на уголовное или хозяйственное, на адвокатскую деятельность или нотариальные услуги.

Люди, имеющие высшее или среднее специальное медицинское образование, могут получить дополнительную профессию фармацевта и открыть собственную аптеку. Врач-физиолог может пройти курсы для получения специальности техника по обслуживанию медицинской аппаратуры и получать больше зарплату, работая на двух должностях.

Специфика высшего образования

Согласно законодательству РФ, в стране функционируют следующие типы подобных учебных заведений: институты, академии, университеты.

Само учебное заведение, а также его филиалы имеют право по ФЗ «Об образовании» реализовывать программы общего начального, среднего, полного, начального и среднего профессионального обучения. Также у образовательных учреждений этого типа есть право на реализацию дополнительного профессионального обучения (при наличии государственной лицензии).

Все три типа учреждений предлагают студентам переподготовку либо повышение квалификации после завершения обучения, возможности для ведения прикладных и фундаментальных научных исследований.

Учебная нагрузка по отдельным дисциплинам, содержание программ, требования к уровню подготовки — все это указано в новых образовательных федеральных стандартах, специально разработанных для данной ступени.

Образовательный процесс организуется в дневной, дистанционной, заочной, очно-заочной формах обучения. Для каждого варианта разрабатываются специальные программы на основе ФГОС.

Выпускники этой ступени обучения получают один из следующих вариантов квалификации: дипломированный специалист, бакалавр, магистр по конкретной специальности.

Для того чтобы стать обладателем документа о завершении высшего образования, необходимо пройти итоговую госаттестацию (сдать государственные экзамены).

Функционирование учебных заведений высшей ступени в РФ регламентируется Законом о высшем профессиональном образовании.

Профессии, по которым проводится обучение в нашем Центре:

 
п/п
Наименование профессии Код профессии Квалификационные разряды и сроки обучения
программа
подготовки
программа
переподготовки
программа
повышения

квалификации
1. Аккумуляторщик 10047 3, 4 разряд 184 часа 4 разряд 184 часа 4, 5 разряд 128 часов
2. Вальщик леса 11359 4 разряд 140 часов
3. Лаборант химического анализа 13321 5 разряд 176 часов
4. Маляр 13450 3 разряд 160 часов 3 разряд 140 часов
5. Машинист технологических компрессоров 14257 4, 5, 6 разряд 320 часов 4, 5, 6 разряд 256 часов 5, 6 разряд 176 часов
6. Машинист насосных установок 13910 3, 4 разряд 320 часов 4 разряд 256 часов 5, 6 разряд 176 часов
7. Машинист технологических насосов 14259 4, 5, 6 разряд 320 часов 4, 5, 6 разряд 256 часов 5, 6 разряд 176 часов
8. Машинист котлов 13785 5, 6 разряд 280 часов
9. Машинист центрального теплового щита управления котлами 13785 6 разряд 280 часов
10. Машинист-обходчик по котельному оборудованию 13929 5 разряд 280 часов
11. Машинист-обходчик по турбинному оборудованию 13931 6 разряд 280 часов
12. Машинист центрального теплового щита управления паровыми турбинами 14349 6, 7 разряд 280 часов
13. Оператор котельной 15643 4, 5, 6 разряд 320 часов 4, 5, 6 разряд 256 часов 5, 6 разряд 176 часов
14. Оператор по добыче нефти и газа 15824 4, 5, 6 разряд 320 часов 4, 5, 6 разряд 256 часов 5, 6 разряд 176 часов
15. Оператор по исследованию скважин 15832 4, 5, 6 разряд 320 часов 4, 5, 6 разряд 256 часов 5, 6 разряд 176 часов
16. Оператор технологических установок 16081 4 разряд 320 часов 4 разряд 256 часов 5, 6 разряд 176 часов
17. Оператор товарный 16085 4 разряд 320 часов 4 разряд 256 часов 5, 6 разряд 176 часов
18. Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике 18494 4 разряд 320 часов
19. Слесарь по обслуживанию тепловых сетей 18505 4 разряд 272 часа 4 разряд 212 часов 5, 6 разряд 140 часов
20. Слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов 18531 4, 5, 6 разряд 320 часов 4, 5, 6 разряд 256 часов 5, 6 разряд 176 часов
21. Слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей 18535 4 разряд 320 часов 4 разряд 256 часов 5, 6 разряд 176 часов
22. Слесарь по ремонту технологических установок 18547 4, 5 разряд 320 часов 4, 5 разряд 256 часов 5, 6 разряд 176 часов
23. Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования 18554 3, 4, 5 разряд 320 часов 3, 4, 5  разряд 256 часов 4, 5 разряд 176 часов
24. Слесарь-ремонтник 18559 4 разряд 320 часов 4 разряд 256 часов 5, 6 разряд 176 часов
25. Слесарь аварийно-восстановительных работ 18447 4 разряд 256 часов
26. Слесарь-сантехник 18560 4 разряд 256 часов
27. Сливщик-разливщик 18598 3, 4 разряд 232 часа 3, 4 разряд 176 часов 4 разряд 176 часов
28. Старший машинист котельного оборудования 18826 7 разряд 280 часов
29. Старший машинист турбинного отделения 18830 6, 7, 8 разряд280 часов
30. Стропальщик 18897 3, 4 разряд 144 часа 3, 4 разряд 144 часа 4, 5 разряд 80 часов
31. Электрогазосварщик 19756 4 разряд 256 часов

Как поступить

Чтобы пройти профессиональное обучение, необходимо знать свою цель – получить новую профессию, повысить квалификацию, или овладеть минимальными навыками для работы, чем чаще всего пользуются выпускники школ.

Условия поступления в каждом случае будут разные. Это зависит от первоначального уровня образования – школа, колледж, вуз. Например, для переподготовки в рамках юриспруденции необходимо иметь оконченное высшее образование в области права и предоставить копию диплома перед зачислением. Профессиональную переподготовку на базе высшего образования могут проходить люди, уже имеющие диплом бакалавра или магистра.

Для работы на каком-либо предприятии – заводе, фабрике – обычно предлагают курсы не более 1-2 месяцев с практической составляющей учебы. Чаще всего такие курсы организовываются на базе того же предприятия, а преподают квалифицированные мастера. Одновременно человек может понемногу начинать работать и получать зарплату.

Похожие термины:

  • количество времени, необходимого и установленного на обучение конкретной профессии в определенном типе профессионального учебного заведения. Зависит от условий и потребностей общественно-экон

  • методы обучения, обеспечивающие теоретическую и практическую подготовку человека к профессиональной деятельности; для теоретической подготовки характерны такие методы, как описание, рассказ, о

  • специалист, обеспечивающий приобретение профессии по программам начального профессионального образования учащимися образовательных учреждений, учебно-курсовой сети предприятий и организаций,

  • основные положения профессионального обучения, отражающие закономерности педагогического процесса и включающие: политехнический принцип; принцип соединения обучения с производительным трудом

  • соответствие фактического уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственного образовательного стандарта и параметрам профессионального обучения.

  • отрасль профессиональной педагогики, исследующая закономерности обучения определенным предметам и производственного обучения и на этой основе выявляющая пути, способы и средства реализации со

  • система учебных средств, используемых в теоретическом и практическом профессиональном обучении безработных граждан и незанятого населения. В составе средств профессионального обучения выделяю

  • учебные курсы, входящие в образовательную область «ТЕХНОЛОГИЯ».

  • программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программы переподготовки рабочих и служащих, программы повышения квалификации рабочих и служащих. Программы д

  • систематическое наблюдение, отслеживание и оценка состояния и результативности процесса профессионального обучения. Разработка прогностических мер на основе мониторинга в профессиональном об

  • дидактический принцип, в соответствии с которым обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися. Наглядность в профессиональном обучении обогащает круг пр

  • метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих задач в условиях максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Деловые игры в профессиональном

  • оптимальный учет конкретных личных качеств и событий жизни каждого учащегося при педагогическом руководстве его развитием как специалиста, пригодного к замещению некоторого типового трудового

  • мероприятия органов службы занятости, проводимые совместно с предприятиями, учреждениями, организациями по обучению и трудоустройству высвобождаемых работников до наступления срока расторжени

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В соответствии с статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134) и пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2013 г., регистрационный N 28395);

«О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2013 г., регистрационный N 29969);

«О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 апреля 2015 г., регистрационный N 36710);

«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 июня 2015 г., регистрационный N 37678);

«О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2015 г., регистрационный N 39682).

Министр С.С. КРАВЦОВ

Приложение

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 26 августа 2020 г. N 438

Где можно получить профобразование

Дистанционное профессиональное обучение без отрыва от основной работы можно получить в компании ЕЦВДО, которая предлагает краткосрочные и долгосрочные программы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

 Дистанционное образование дает возможность:

  • Не платить за проживание в другом городе, если таких программ нет в вашем городе.
  • Обучение проводится через Интернет, но слушатель всегда имеет возможность связаться с преподавателем и получить консультацию по интересующим вопросам.
  • Обучающийся сам выбирает темп учебы исходя из своих потенциальных способностей к усвоению нового материала. Программу можно закончить раньше.
  • По окончании курсов слушатели сдают экзамены и получают документ установленного образца с правом работать в данном направлении.

Очные курсы профессионального обучения можно найти в своем городе или областном центре, где проводится переподготовка специалистов. Туда можно записаться по направлению из центра занятости, в зависимости от того, какие профессии актуальны на рынке услуг.

Есть множество очно-заочных краткосрочных или долгосрочных курсов, которые нужно посещать вечером после работы. Это позволяет не терять источник дохода и одновременно работать в направлении смены профессии.

Где получить ДПО

Программы дополнительно профессионального образования имеют право реализовывать любые учреждения, получившие лицензию на такой вид деятельности. Фактически учиться можно в организациях разных типов и форм собственности:

  • специализированные организации дополнительно профессионального образования (учебные центры, академии, институты) – государственные и частные;
  • высшие учебные заведения;
  • средние профессиональные учебные заведения – колледжи, техникумы, училища;
  • научные организации, для которых дополнительное профессиональное образование – один из видов деятельности (неосновной), – НИИ, лаборатории, исследовательские центры и т. д.

Наличие у учреждения лицензии можно проверить на сайте Рособрнадзора. 

Основные документы, регулирующие сферу дополнительного профессионального образования – это приказ Минобрнауки и .

Похожие термины:

  • (The main educational programs) высшего профессионального образования (основные профессиональные образовательные программы; профессиональные образовательные программы; образовательные профессиональные пр

  • установление соответствия образовательных программ требованиям нормативных документов, являющихся составной частью государственного стандарта в соответствующей области образования.

  • составная часть программно-методического обеспечения образовательного процесса в школе. В отличие от типовых и модифицированных учебных и воспитательных программ, авторские образовательные пр

  • ключевые элементы образовательного (педагогического) процесса. Образовательная программа устанавливает содержание образования определенного уровня и направленности. В России реализуются обра

  • официальная экспертиза, (система контроля качества) с целью установления соответствия данной программы принятым образовательным стандартам и потребностям образовательных услуг.

  • обобщенное, идеальное определение результата – итога (цели) реализации образовательной программы, от которого зависит содержание, методы, технологии, формы организации образовательного процесс

  • образовательные программы различной направленности, реализуемые в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их ст

  • документы, определяющие содержание образования, направленного на последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалифик

  • комплект указаний, программ и требований, из которых состоит структура образовательных программ: состав программ, рамочное описание базовых компонентов образовательных программ начального обще

  • образовательные программы, реализация которых позволяет получить дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское образование.

  • образовательные учебные программы, разработанные с учетом непрерывности и преемственности уровней и содержания образования;

  • платные образовательные услуги населению, предприятиям, учреждениям, организациям, такие, как обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов ди

  • реализация образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в том числе инос

  • образовательные программы, реализация которых позволяет получить специальное образование.

Специфика профессий

Существует ряд специальностей, для которых необходимо перечислить знание программ, помогающих работать. Конечно, начать описание лучше с общих сведений об уровне владения компьютером и умении работать с основными программами. Например, в резюме бухгалтера эта графа может выглядеть следующим образом:

Неплохо будет, если претендент на должность менеджера по продажам помимо списка основных программ ПК укажет также знание специализированных. В его резюме указанный раздел графы «профессиональные навыки» может выглядеть так:

Уровень грамотного пользователя. Навыки поиска специализированной информации в интернете, опыт работы с различными браузерами (в том числе Explorer, Opera, Chrome и прочие). Знание основ работы с операционными системами Linux и Windows, основных офисных программ, текстовых и графических редакторов (Word, WordPad, PowerPoint, Access, Paint, Excel, Photoshop). Навыки работы со специализированными системами «БЭСТ», 1С:Предприятие (спецификация «Торговля и склад»), опыт работы с системой CRM, регулирующей взаимоотношения с клиентами.

Если должность требует более глубоких знаний определенных программ, то их необходимо указать. Так, на должность PHP-программиста можно помимо умения работать с ПК, могут понадобиться следующее: знание PHP, API соц.сетей, WordPress API, CSS, HTML, JS, CSS.

В последнем случае ориентироваться необходимо на свои знания и на требования работодателя.

Если освоение новых программ не вызывает у вас трудностей, это стоит отметить в окончании раздела.

Виды ДПО

Неважно, в какой сфере вы работаете, дополнительное профессиональное образование можно получить по программам двух типов:

  • повышения квалификации;
  • профессиональной переподготовки.

Повышение квалификации

Цель этих программ – усовершенствовать имеющиеся знания, навыки и умения или получить новые компетенции, которые нужны для профессиональной деятельности в пределах имеющейся квалификации. Например, инженер-нефтяник, отлично разбирающийся в технологиях добычи нефти, хочет перейти на другую должность – в отделе управления транспортировкой сырья, но ему не хватает компетентности в этом вопросе. Курсы повышения квалификации по программе, скажем, «Диспетчерское управление трубопроводами» решат проблему.

Максимальные сроки обучения по программам повышения квалификации закон не ограничивает, он устанавливает только допустимый минимум – это 16 академических часов. Но, как правило, на курсах повышения квалификации учатся по программам объемом 72–144 часа. По окончании успешно сдавшие аттестацию слушатели получают удостоверение о повышении квалификации.

Профессиональная переподготовка

Эти программы проводятся с целью дать слушателям компетенции, нужные для того, чтобы заниматься новым видом профессиональной деятельности или получить другую квалификацию.

Продолжительность переподготовки не должна быть меньше 250 часов, максимум закон не регламентирует. В среднем профпереподготовка занимает 250–500 академических часов, но есть программы объемом около 1 000 часов – на три семестра, это примерно полтора года. По окончании курсов профессиональной переподготовки и обязательно после аттестации слушатели получают дипломы.

Разница между повышением квалификации и профпереподготовкой состоит не только в длительности обучения:

  • повышение квалификации проходят для того, чтобы «прокачать» профессиональные навыки, узнать о новшествах и изменениях в законодательстве, которые касаются уже имеющейся специальности;
  • профессиональную переподготовку проходят для того, чтобы получить совершенно новую специальность – обычно смежную со старой, но необязательно. К примеру, филолог может окончить курс переподготовки на системного администратора, а биолог – на бухгалтера.

В общем, после профпереподготовки получают новую профессию, а после повышения квалификации – нет, только совершенствуют навыки и знания в рамках старой специальности. 

По большому счету профессиональная переподготовка – это облегченный вариант второго высшего или среднего профобразования. Вместо того, чтобы идти еще раз учиться в вуз или колледж, после четырех лет бакалавриата поступать в двухгодичную магистратуру, можно пройти курсы переподготовки – это намного быстрее и дешевле.

Специфика образования

Это единый направленный процесс обучения и воспитания, который является общественно важным благом. Организация профессионального образования проводится в интересах семьи, человека, государства, способствует приобретению конкретных навыков, умений, ценностных установок.

В рамках образовательного процесса человеком приобретается опыт работы, формируются компетенции конкретного объема.

В нашей стране право на получение образования гарантировано Конституцией РФ. Развитие профессионального образования — это важная задача, от успешности реализации которой напрямую зависит экономическая и политическая стабильность страны.