Где и как получить среднее специальное образование

Содержание

Модернизация среднего специального образования

Одним из направлений социально-экономического развития страны правительство определило достижение состояния обеспечения профессиональными кадрами современным потребностям рынка труда. Правительство не раз называло проблему острой нехватки специалистов среднего звена и квалифицированных служащих одной из наиболее актуальных в современном обществе.

Для достижения улучшения эффективности среднего профессионального образования и привлечения выпускников для получения рабочих профессий были поставлены следующие задачи:

  1. Налаживание взаимосвязей образовательных организаций с предприятиями, нуждающимися в специалистах, обеспечивающих выпускников гарантированным трудоустройством.
  2. Обеспечение учреждений необходимой материально-технической базой взамен устаревшей.
  3. Обеспечение новыми технологиями и методами обучения;
  4. Обеспечение соответствия педагогического персонала новым профессиональным стандартам;
  5. Усовершенствование нормативной базы касательно среднего профессионального образования и требований образовательного стандарта ФГОС.

Под пристальным вниманием властей обеспокоенных сложившейся непростой ситуацией модернизация учреждений СПО приобрела характер целостного процесса. Главной целью приложенных усилий является достижение престижности среднего специального и среднего профессионального образования

Действия по приведению в соответствие образовательных организаций СПО и НПО выявили ряд существенных противоречий.

Так, к примеру, требования нового профессионального стандарта «педагог», действующего с июля 2016 года, предусматривает обязательное наличие профильного образования преподавателя по преподаваемым дисциплинам. Как оказалось, около 30 % всего образовательного состава колледжей и техникумов не соответствуют установленным требованиям. В основном это преподаватели специальных дисциплин или мастера производственного обучения. Оно и понятно, ведь эти люди преподают практическую часть.

Логично предположить, что мастер производственного обучения автомехаников имеет на деле скорее диплом инженера-механика, нежели преподавателя. Требования профессионального стандарта существенно усложнили поиск педагогического персонала для работы в образовательных организациях СПО.

Введение дуальной системы способствует развитию связей с производством в процессе образования. Студенты проходят практику на определенном дуальном предприятии. Это позволяет существенно повысить уровень практических знаний, поскольку исключается возможность формального нахождения студента на практике в другом предприятии. То есть, присутствует система контроля выполнения практической части подготовки специалистов.

С другой стороны, предприятие делает некий заказ на необходимое количество специалистов, в будущем, оплачивая стоимость обучения за счет собственных средств, что гарантирует последующее трудоустройство выпускников. Между студентом, образовательным учреждением и работодателем заключается договор, по которому первый получает оплату согласно стоимости обучения в колледже, а последний работника обязанного проработать у него на протяжении определенного договором срока. При отказе после выпуска студента работать в такой организации, он будет обязан вернуть средства, затраченные на его образование.

Важность развития СПО для России

По мнению многих специалистов, развитию СПО необходимо уделить особо пристальное внимание по следующим причинам:

1. Очевидно, что решение проблем в социально-экономической сфере государства напрямую связанно с правильным использованием трудовых ресурсов, структурированием и развитием рабочей силы. А для этого необходимо обеспечить населению возможность получения качественного профессионального образования.

2. Согласно статистическим данным, квалифицированные специалисты, получившие средне-профессиональное образование, занимают наибольший сегмент производственных сил общества.

3. Уровень подготовки специалистов по программам СПО во многом задает темпы экономического развития РФ. При этом нехватка квалифицированных рабочих кадров уже в обозримом будущем может стать основной проблемой экономики нашей страны.

Как выглядит сокращенная программа обучения

В зависимости от возможностей вуза, учащемуся могут предложить одну из следующих форм обучения по сокращенной программе:

  • дневная форма (полный учебный день);
  • вечерняя форма;
  • группа выходного дня;
  • сессионный график (заочная форма).

Вечерняя форма обучения является самой распространенной. При этом студенты проходят обучение по вечерам в будни отдельно от основной массы. 

Срок обучения в институте/университете после колледжа будет зависеть от самого вуза и выбранной специальности. Продолжительность сокращенной программы может варьироваться от 2,5 до 3,5 лет. Например, студенты-медики вынуждены будут учиться по сокращенной программе дольше, чем учащиеся гуманитарных направлений.

Как видите, есть все же и свои плюсы в поступлении в вуз после колледжа. Хотя вполне возможно, что учиться так будет несколько сложнее. Просто ускоренное получение высшего образования после колледжа предполагает обучение по раздельности с основной массой, и при желании не получится затеряться в основном потоке. Впрочем, для учебы у вас всегда есть сервис студенческой помощи.

Как получить полное среднее образование

Чтобы получить полное среднее образование, необходимо учиться в школе 11 лет, сдать тесты ЕГЭ и получить аттестат. После этого полное среднее образование можно считать оконченным, а выпускник может выбирать, что ему дальше делать – работать или поступать в учебные заведения для продолжения обучения.

Как получить полное среднее образование:

  • Очным способом, посещая уроки вместе со всеми.
  • Экстерном, сдавая экзамены, но не посещая уроки. В последнее время такая форма обучения получила распространение в больших городах. При этом только 15% детей сдают экзамены и итоговую аттестацию по медицинским или социальным показателям. Остальные предпочитают по-своему распределять время, посещать другие учебные заведения и отдыхать, сколько позволяет занятость.

Экстерном можно сдавать программу нескольких лет обучения за один год. Главное, чтобы учащийся успевал изучать и «переваривать» информацию так, чтобы она откладывалась в долгосрочной памяти.

Оформить экстернат, по закону, может любой школьник с согласия родителей. Иногда эта форма бывает вынужденной из-за частых командировок родителей или проживания за границей.

Одна из разновидностей экстерната – дистанционное обучение в общеобразовательной школе. Оформить ребенка можно с первого класса, но при этом на родителей ложится ответственность за учебу детей. Если оба родителя заняты, они не смогут контролировать, что школьник выучил, а что – нет

Здесь важно взаимодоверие

К дистанционной форме или экстернату прибегают родители одаренных детей. Такие обычно не пользуются популярностью среди одноклассников и получают психологическую травму, когда вынуждены выслушивать насмешки и терпеть издевательства от сверстников. Или же одаренному ребенку неинтересно учиться в общем потоке – он лучше запоминает материал и движется в разы быстрее одноклассников. Поэтому требует индивидуальной программы обучения.

Плюс современного образования для обычных (не одаренных) детей в том, что оно значительно расширило возможности в плане учебы и психологического комфорта, когда ребенок изначально ориентируется на свои способности и не испытывает унижения, когда кто-то выполняет задание лучше или быстрее. Это позволяет поддерживать самооценку и постепенно развивать способности, не вызывая негативного отношения к учебному процессу.

Где получить специальность после школы?

Несмотря на сложность обучения в школе, нововведениями в виде Единого Государственного Экзамена и прочим новшествам, стереотипы о получении специального образования не меняются. Та ли это на самом деле? Попробуем в этом разобраться.

Колледж — та же школа?

Что же представляет из себя подобное образование? Как его получить? Какие профессии можно освоить? И стоит ли?

Поступить можно по результатам твоего аттестата, или с помощью вступительных экзаменов, которые проводит сам ССУЗ. От последующих двух классов, десятого и одиннадцатого в школе, профессиональное образование отличается тем, что после обучения выдается диплом и ты получаешь специальность. Это может стать ступенью после школы перед институтом.

Ведь когда твои сверстники закончат школу и получат аттестат, ты в это же время можешь получить диплом о специальном образовании и пойти работать, к примеру, медсестрой, слесарем или поваром. После окончания образовательного учреждения ты выходишь специалистом своей сферы.

Профессионал после колледжа?

Профессиональное образование — это еще одна ступень возможности получения обучения после школы, но более глубокая. Его можно получить в колледжах и техникумах. В отличие от среднего специального обучения, профессиональное дает более углубленную подготовку и расширенные знания.

Становления профессионалом в колледже может занять два, три или четыре года, в зависимости после какого класса поступаешь и какую специальность ты получаешь. Учиться можно как очно, так и заочно, и даже существует вечерняя форма обучения. Но как правило, ребята после школы выбирают привычный для себя режим занятий. Но есть и те, кто совмещают учебу и работу и обучаются на заочном отделении. После выпуска ты становишься высококвалифицированным рабочим.

На данном этапе выделяют два вида учебных специальных заведений для получения среднего профессионального образования это:

  • техникум (училище) – специальное заведение, выполняющее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального типа базовой подготовки;
  • колледж – учебное заведение, реализующее основные профессиональные программы базово и углубленно

Чем отличается техникум от училища?

В общем, ничем. Техникум — это то же училище, только название звучит немного по-иному.

Средняя техническая профессия

Техническое образование представляет из себя прежде всего перечень специальностей, которые можно получить в тех же колледжах и ССУЗах. К примеру, среднее техническое образование – это специальности электротехника, инженера, строителя, технолог продуктов питания и множество других. Здесь ребята получают специальности:

  • мастеров инженерии;
  • сельского хозяйства;
  • рабочих;
  • строителей, и других немало важных специалистов.

При обучении студенты углубленно изучают физику, химию и математику. Работают с чертежами, машинами и различными аппаратами. Техническое образование может быть как средним, так и высшим.

А стоит ли?

Каждый подросток, приближаясь к девятому классу, уже имеет представление, кем он хочет стать в будущем. Иногда, проще уйти из школы, не закончив еще двух классов, чтобы получить хорошую профессию и устроить свою жизнь спустя всего лишь несколько лет, минуя годы обучения в институте. К тому же, в колледжах зачастую есть программа обучения за десятый и одиннадцатый класс. То есть, покидая школу после девятого и, поступая, в ССУЗ ты не только получаешь профессию, но и заканчиваешь школьную программу.

Ко всему прочему, с нововведениями ЕГЭ и сложной программы обучения, некоторые ребята просто не могут поступить в институт даже после одиннадцатого класса. Здесь на помощь и приходят средне специальное, профессиональное и техническое образование. Получив некоторые знания в училище или техникуме, подросток сможет продолжить свой путь в институт. Несомненно, училища, техникумы и колледжи – это полезные учебные заведения, которые помогают сделать из учеников настоящих специалистов и профессионалов, которые смогут устроиться в жизни.

Учреждения начального профобразования

В системе начального профобразования работает несколько типов образовательных учреждений – это профессиональное училище и лицей. В училище обучающимся предлагаются программы, на которых можно получить конкретные профессии, квалификации. На одних направлениях дополнительно предоставляется среднее (полное) общее образование, а на других – нет.

Профессиональные училища считаются основным типом начального профобразования. Это то звено образовательной системы нашей страны, которое массово выпускает рабочих и служащих. Однако некоторые абитуриенты делают выбор не в пользу училищ, а в пользу профессиональных лицеев. Эти учреждения реализуют интегрированные образовательные программы начального и среднего профессионального образования и ступень общего образования. В лицеях обучающиеся обретают знания, которые должны были получить в 10–11 классах в школе, и профессии повышенного уровня квалификации.

СПО и НПО

Программы СПО направлены на подготовку специалистов, которые будут обладать углубленными, качественными навыками и знаниями по своему профилю. В рамках такого обучения расширяются базовые знания по общим предметам из школьной программы.

НПО предоставляет более низкий уровень подготовки и раскрывает перед выпускниками узкие карьерные возможности. Разумеется, лицо, прошедшее такую образовательную программу, получит определенные компетенции и будет считаться квалифицированным работником. Но, на примере образовательного учреждения медицинского профиля, если обладатель СПО может работать медбратом или фельдшером, то «потолок» для тех, у кого есть лишь НПО – работа нянечки.

Итак, колледж – это какое образование? И какое образование после колледжа вы сможете получить? А какое образование после училища? И какое образование получают в техникуме? Ответы на все эти вопросы предоставлены ниже.

Подробнее, о ссузах

  1. Колледж (какое образование и в чем его особенности, каков процесс обучения).Учреждения этого типа являются более перспективными и выше котируются работодателем. По качеству обучение в них довольно плотно приближено к высшему образованию. Зачастую, колледжи являются административными подразделениями вузов, что дает возможность выпускникам поступать иногда даже на второй или третий курс вуза, к которому «прикреплен» их колледж. Нередко, образовательные программы, реализуемые в колледжах, предлагают весьма широкий перечень специальностей, часто даже многопрофильных.
  1. Обучение в колледже построено по типу институтского или университетского. Процент лиц, успешно поступающих в вузы, значительно выше среди выпускников колледжей, нежели среди тех, кто окончил техникум либо училище. Не в последнюю очередь это обусловлено особыми льготами (иногда даже негласными) и приоритетом, которыми обладают абитуриенты, отучившиеся в колледже. Для поступления необходимо предоставить аттестат об окончании 11-ти или 9-ти классов, а также, при наличии, диплом об СПО или НПО. Как правило, обучение длится три года. Однако, на базе 9-ти классов – не менее 4-х лет, а по некоторым специальностям даже больше. Какое образование дает колледж и как называется образование после колледжа? В колледжах предоставляется качественное образование, среднего профессионального уровня;
  2. Техникум (уровень образования, нюансы и специфика). Техникум дает среднее специальное образование. Техникумы подразделяются на учебные заведения среднего профобразования, негосударственные (частные) учебные учреждения среднего профобразования, а также автономные организации среднего профобразования. Поступить в них можно на базе оконченных 9-ти и 11-ти классов общеобразовательной школы, обладая достаточно высокими результатами ГИА и ЕГЭ. Обучение длится, как правило, 3 года, но некоторые специальности осваиваются и за два. С недавних пор и учащимся техникумов предоставляется отсрочка от армии. Образовательный процесс в техникумах проходит в формате, приближенном к школьному;
  3. Профтехучилище. В училищах обычно реализуются программы НПО. Поступают в училище на базе 11-9 классов общеобразовательной школы. Длиться обучение в училище может от 6 до 36 месяцев. Срок зависит от специальности, которую получает студент. В рамках образовательной реформы, ПТУ массово реорганизуются в ВПУ, ПЛ и ПУ (лицеи и разновидности училищ). Впрочем, на качество образования и процесс обучения переименование учреждений не оказывает особого влияния.

Послевузовское образование

В высших учебных заведениях предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования. Это ступень, на которой люди продолжают получать образование, имея диплом вуза. Послевузовское профессиональное образование направлено на подготовку кадров, ориентированных на преподавательскую деятельность, проведение научных исследований.

В системе послевузовского профобразования выделяют обучение в очной или заочной аспирантуре. Аспиранты подготавливают диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Существует несколько специализированных форм подготовки:

  • ассистентура-стажировка (система подготовки педагогических и творческих работников по творческо-исполнительским специальностям);
  • ординатура (система повышения квалификации врачей в медицинских высших учебных заведениях);
  • адъюнктура (так называется аспирантура в вузах Вооруженных Сил РФ, МВД, МЧС, органов по контролю за оборотом психотропных веществ и наркотических средств).

Что говорит закон

Из Приказа Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147:

Если вы поступаете на то же направление, которое изучали в колледже, вуз может пойти навстречу и заменить один общеобразовательный экзамен профильным.

Например, вы изучали в колледже финансовые науки. И вуз может в качестве бонуса заменить обязательное обществоведение на комплексное тестирование с вопросами по бухучету, налогообложению, банковскому делу, финансированию и пр. 

Есть целый ряд специальностей, где абитуриенты должны сдавать творческие испытания (например, по направлению дизайна, архитектуры, телевидения, музыкально-театрального искусства и пр.).

Независимо от образования абитуриентов их результаты будут оценивать по 100-балльной шкале. С учетом итогового балла уже можно принимать участие в общем конкурсе на равных основаниях с выпускниками школ.

Если вы хотите поступать на основании результатов ЕГЭ, можно сдать лишь пробный экзамен. По его результатам можно получить сертификат с рекомендациями для поступления в вуз.

Выпускники колледжей могут поступить на сокращенное обучение в вуз ТОЛЬКО в течение первого года после окончания учебы.

Какое образование получают в колледже и техникуме

Среди множества сомнений, касающихся заполнения трудовой, имеется вопрос, который требует полноценного и достоверного ответа, как правильно внести запись об образовании в трудовую книжку.

На первой странице среди данных работника имеется специальная графа об образовании и профессии, специальности. Специальность и профессия пишется именно та, по которой сотрудник работает или будет работать в организации. Со временем работник может повысить свой уровень знаний и получить новое образование. На главной странице, в строке «образование», после записи, сделанной ранее, можно поставить запятую и вписать данные о получении нового образования.

Такая запись не будет иметь законной силы, если при ее написании не указать документ, который подтверждает получение данного образования

Внимание: такая ссылка нужна лишь при изменении записи об образовании. Ставится запятая, после которой вписывается надпись о высшем образовании

Специальное дополнительное образование – приобретение определенной профессии или новой специальности.

Начальное профобразование (НПО)

Первой ступенью в области подготовки специалистов является начальное профессиональное образование. Учреждения, которые предоставляют его, готовят работников квалифицированного труда – служащих и рабочих. Профессии предоставляются самые разнообразные. Например, можно найти такие учебные заведения, в которых учат на автомехаников, секретарей-референтов, бухгалтеров, радиомехаников, портных и т. д.

Начальное профессиональное образование зачастую для абитуриентов привлекательно тем, что оно не требует длительного обучения. Учащиеся, поступающие после 11 класса, обычно проходят 1- или 2-годичную подготовку на выбранной программе. Выпускники 9 классов учатся чуть дольше. Однако не во всех учебных заведениях предлагается столь краткосрочное обучение. В некоторых учреждениях наблюдается сегодня смещение к профилю техникумов. Обучающимся в таких образовательных организациях предлагаются более глубокие знания. По этой причине продолжительность обучения на этой ступени профессионального образования может быть дольше – 3 или 4 года.

Обучение, трудоустройство

За пропуски, аморальное поведение, невыполнение плана, обязанностей, предусмотренных правилами ССУЗа, к лицам применяются дисциплинарные взыскания, а в некоторых случаях ‒ отчисление. Но нельзя назначить меры, если студент болен, в академическом отпуске или на больничном по беременности и родам.

Аттестация выпускников осуществляется государственными комиссиями.

Скриншот страницы сайта Jooble

ССУЗы, имеющие аккредитацию, выдают студентам, освоившим программу, диплом о среднем спец. образовании.

Отчисленные лица, или не прошедшие аттестацию, получают справку с указанием прослушанных дисциплин.

В базе данных ведущих работодателей отмечены сотни тысяч вакансий рабочих специальностей. Зарплата ‒ от 25 до 150 тыс.руб. Чаще востребованы специалисты технических и инженерных направлений. Их вознаграждение достигает 200 тыс. руб.

Карьерный рост зависит от навыков, опыта и занимаемой должности. Многие рабочие, показывая квалификацию, достигают уровня начальника производства.

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?(по статистике прошлой недели только 72% ответили правильно)

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Игорь Проскуренко 134
  2. 2. Ксюша Ягодарова 104
  3. 3. Алсу Сакаева 88
  4. 4. Александр С 85
  5. 5. Igor S 85
  6. 6. Dark Wolf 77
  7. 7. aleqsandr sagrishvili 72
  8. 8. Инна Пащенко 69
  9. 9. Даниил Васильев 67
  10. 10. Ксения @@ 60
  1. 1. Кристина Волосочева 19,120
  2. 2. Ekaterina 18,721
  3. 3. Юлия Бронникова 18,580
  4. 4. Darth Vader 17,856
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Мария Николаевна 15,775
  7. 7. Лариса Самодурова 15,735
  8. 8. Игорь Проскуренко 15,400
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник статьи: http://obrazovaka.ru/kak-pishetsya/srednee-specialnoe.html

Виды высших учебных заведений

В России вузы представлены 3 основными видами – университетами, академиями, институтами. Конкретный вид определяется каждые 5 лет по результатам государственной аккредитации. Учитываются следующие характеристики:

  • спектр реализуемых образовательных программ;
  • наличие возможности продолжать послевузовское образование в аспирантуре, докторантуре;
  • проведение научных исследований;
  • выполнение научно-методической работы;
  • качественный состав научно-педагогических кадров.

Наивысшую позицию на рассматриваемой ступени профессионального образования в России занимают университеты. Это более развитые образовательные организации. Вторая позиция принадлежит академиям, а третья – институтам.

Что выбрать: училище, техникум или колледж?

Зависит от ваших планов на будущее. Если после получения образования собираетесь поступать в конкретный вуз, больше всего подойдет колледж при этом вузе. Обучение в таком колледже даст возможность на упрощенных условиях поступить в вуз, в административную структуру которого входит колледж, являющийся, выражаясь предпринимательским языком, «дочерним предприятием» университета. Таким образом, вы сможете, уже работая по специальности, продолжить получение образования более высокого уровня.

Если планируете освоить квалифицированную рабочую специальность и ограничиться ею, устроившись работать, например, сварщиком высокого разряда, мастером-строителем или автомехаником, лучше всего поступать в техникум. Техникумы обучают и по гуманитарным, бухгалтерским, аудиторским и другим образовательным программам, направленным на подготовку специалистов интеллектуального труда средней квалификации.

Если в планы не входят высокие карьерные достижения или получение более существенного образования отложено на потом, оптимальным вариантом станет училище и диплом о НПО.

https://youtube.com/watch?v=%2522.%2524code.%2522

Что будет уметь выпускник колледжа

Выпускники колледжа — это специалисты, готовые приступить к работе. Варианты их действий никто не ограничивает — колледжист вправе продолжить образование, углубляясь в интересную ему сферу практики студента (будущего бакалавра/магистра) или трудоустроиться уже в 18−19 лет, стартовав в карьере намного раньше сверстников.

Навыки и квалификационные возможности держателя диплома о среднем специальном программистском образовании многочисленны. А перспективы выпускника напрямую зависят от его желаний. Как показывает наш опыт, вчерашние колледжисты прекрасно справляются с большинством задач так называемого коммерческого программирования — обслуживание сайтов и сетей, проектирование структуры, кодирование и поиск уязвимостей софта.

Центр трудоустройства при нашем университете

Огромный пласт объективно полезных знаний, увлекательная учеба, престижный диплом — не все преимущества колледжа. К этому списку надо добавить столь важный фактор, как насыщенная студенческая жизнь (возможность вести совместные проекты, разрабатывать уникальные программы), которая нередко становится платформой рождения по-настоящему успешных стартапов.

Не менее важный фактор — наш собственный Центр трудоустройства при Университете. Здесь колледжист может получить компетентную консультацию в удобном для абитуриента вуза формате по совмещению работы с учебой на бакалавриате. Плюс специалисты Центра постоянно обновляют список действующих вакансий программиста наших партнеров (более 500 компаний), чтобы направить молодых специалистов на престижную работу еще до окончания или сразу по завершении учебы.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Какие предметы проходят в период обучения

Наша программа подготовки специалистов специально проработана так, чтобы каждый ученик получил качественную базу знаний по всем важнейшим направлениям. Во время обучения в колледже студенты проходят ряд крайне важных для профессии дисциплин:

  • компьютерные системы;
  • вычислительный анализ;
  • анализ вычислительной сложности алгоритмов;
  • программирование С++.

Мы создали благоприятные условия для обучения — предлагаем ученикам увлекательный формат мастер-классов на практических занятиях, применяем реальные технологичные бизнес-платформы для отработки навыков. В ходе подготовки будущие IT-специалисты широкого профиля изучают архитектуру компьютерных вычислительных систем, структуру операционных систем, проектирование оболочек, приемы разработки софта и многое другое.

Какие специалисты нужны России?

Все периоды бурного развития экономики нашей страны начинались с подготовки кадров, напомнил Владимир Путин. Пётр I начал свои реформы с создания специализированных школ. Аналогичные процессы сопровождали промышленный рост конца XIX века, развитие советской промышленности и индустриализацию СССР в предвоенные годы и так далее. Сегодня Россия снова оказалась в ситуации, когда нехватка квалифицированных сотрудников становится серьёзным тормозом для развития.

– О чём ни начинаешь говорить с руководителями предприятий, первый вопрос ‒ это ограничение роста, связанное с недостатком квалифицированных рабочих кадров, – посетовал глава государства.

Положение усугубляется тем, что необходимость смены технологического уклада наложилась на демографический спад. Иными словами, работающих в ближайшие годы будет становиться всё меньше, а результаты их работы, тем не менее, должны стать прорывными. «Если мы ещё и профессионально не будем готовы к тому, чтобы ответить на требования экономики, то это будет вообще беда», – обрисовал общую картину Владимир Путин.

Он подчеркнул, что Россия всегда отличалась хорошим кадровым потенциалом, но для ответа на этот вызов «нужно предпринять дополнительные энергичные шаги».

Какие же профессионалы требуются нашей стране? По словам президента, сегодня уже недостаточно быть узким специалистом, даже очень квалифицированным. «Сегодня конкурентные преимущества получают те, кто умеют работать на стыке знаний и навыков», – считает Владимир Путин.

Современный рабочий – человек с инженерными знаниями, умеющий управлять сложными техническими устройствами, обладающий знаниями и компетенциями в различных сферах, в том числе в цифровой экономике (может быть, пора исключить из употребления слово «рабочий», если уж оно так режет ухо молодёжи, и оставить его лишь для обозначения разнорабочих, чернорабочих и других должностей, оказавшихся на обочине прогресса и готовых вот-вот исчезнуть вследствие автоматизации? – profiok.com). 

Кроме того, современный специалист должен быть настроен на постоянное совершенствование и профессиональный рост. Времена, когда можно было получить профессию и на этом успокоиться, безвозвратно ушли. Наконец, современный специалист должен обладать так называемыми гибкими навыками: уметь решать творческие задачи и работать в команде. По мнению Владимира Путина, колледжи и техникумы должны давать не только профессиональные знания, но и разносторонне развивать человека: обучать иностранным языкам, программированию, гуманитарным дисциплинам.

Прежде всего требуются специалисты в таких бурно развивающихся направлениях, как цифровизация, робототехника, искусственный интеллект, генетика и медицина. «Такое разнообразие важных направлений развития страны даёт каждому шанс найти себя», – считает президент.

Как начать учиться по сокращенной программе вуза после колледжа

Просто иметь диплом колледжа или прохождения стандартного собеседования недостаточно. Для поступления в вуз нужно выполнить ряд условий.

Испытания могут меняться в зависимости от вуза. Теперь каждое учебное заведение самостоятельно определяет, на каком основании будет зачислять выпускника колледжа: на основании одного диплома, тестирования или дополнительных вступительных испытаний.

Выпускник колледжа может поступить двумя способами:

  1. Предоставить результаты ЕГЭ.
  2. Пройти вступительные экзамены. 

При этом число внутренних испытаний должно соответствовать количеству экзаменов, которые сдают выпускники 11 класса (обычно 3-4 экзамена по общеобразовательным дисциплинам).

Суть среднего профессионального образования, где можно получить

Самая распространенная возможность получения диплома — колледжи высших учебных заведений. Они бывают определенного круга специальностей даже в классических университетах. Освоить его реально в частных колледжах и просто автономных учреждениях. Поступать можно с аттестатом об окончании основного или полного общего образования.

конкурс там невысокпривлекают большое внимание2–3 года4 годаЛьгот по сокращению срокасущественное отличие

Целью СПО становится появление специалиста среднего звена. Это ниже, чем ступень начального профессионального статуса, но найти работу с таким дипломом вполне реально. Если по окончанию учебы поступить на заочную систему в ВУЗ, к которому был прикреплен колледж, учиться будет проще.

Почему получение образования в колледжах становится популярным?

Колледж – учебное заведение для молодых людей, желающих освоить рабочую профессию и стать специалистом среднего звена.

Как отмечается в приказе, данные новшества связаны с развитием новых рынков и инновационных технологий, цифровизацией экономики и социальными инновациями. 

Какие есть специальности в колледжах?

Бесспорными конкурентными преимуществами колледжей по сравнению с университетами являются:

  • Доступность. Получить образование в колледже можно абсолютно бесплатно, ведь прием туда осуществляется практически без конкурса. Некоторые колледжи, правда, проводят конкурсы аттестатов, где отличный аттестат может быть вашим золотым билетом в профессиональное образование. Большинство колледжей выделяют бюджетные места с учетом прогнозируемого количества выпускников 9 и 11 классов по востребованным в регионах профессиям и специальностям.  Поэтому процесс зачисления в колледж является намного менее стрессовым мероприятием по сравнению с поступлением в вузы.
  • Практикоориентированность. Если студенты вузов начинают познавать всю прелесть выбранной профессии только к 3-4 курсу, то студенты колледжей могут похвастаться практически моментальным погружением в профессию. Колледж дает возможность проходить практику с самых первых дней обучения, так что по окончании колледжа у студента за плечами будет солидный опыт работы. А сейчас все чаще при приеме на работу работодателя интересуют фактические знания и опыт в конкретной отрасли, а не диплом.
  • Широкий выбор специальностей. В колледже можно получить практически любую профессию – от автомеханика до разработчика приложений. После окончания колледжа проще поступить в институт.

Комментарий profiok.com

«Удивительно, что на совещание по развитию профессионального образования (Екатеринбург, 06.03.2018 – profiok.com) не пригласили ни одного представителя Минобрнауки, – комментирует заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – На мой взгляд, нацеленность АСИ на далёкое будущее, на прорывы и стартапы, на всё новое и модное отлично уравновешивается рационализмом и системным подходом этого ведомства. Если слушать только одну сторону, есть риск принять не самое гармоничное решение. В Минобрнауки понимают, что помимо практики, нужна ещё и теория, что преподаватель должен не только иметь профессиональные навыки, но и уметь научить, а в идеале – ещё и передать некие общечеловеческие ценности. В целом ряде направлений стандарты WorldSkills так же далеки от реальности, как «Атлас новых профессий», разработанный АСИ, от реальной потребности экономики на ближайшие несколько лет. К примеру, в оборонке есть производства, где до сих пор используются аналоговые технологии. Выходит, у этих компаний есть шанс вообще оказаться за бортом? Думаю, активное участие реального сектора в процессе развития системы образования – едва ли не единственная возможность как-то приблизить происходящее к задачам сегодняшнего дня. Стартапы, инкубаторы и «точки кипения» – это прекрасно, это драйв и хайп, но этим не может жить изо дня в день многомиллионная страна».

Фото: пресс-служба президента РФ, пресс-служба ЦЭРС.