Программы образовательные, основные и дополнительные в старшей группе

Содержание воспитательной программы ДОУ

Состоит из 3 разделов программы:

  1. Целевой. Пояснительная записка является важным компонентом данного раздела. Раскрывает нормативные документы, цели, задачи, принципы и подходы, использующиеся при составлении. Также в этом разделе указываются планируемые результаты, возрастные особенности детей.
  2. Содержательный, который раскрывает особенности реализации целей и задач воспитания детей.
  3. Организационный представлен мероприятиями и основными направлениями воспитательной работы, позволяющими реализовать цели и задачи воспитания детей.

Также обязателен список литературы с методическими рекомендациями, Приложения. Подробнее разделы представлены в таблице.

В последнее время актуальным воспитательным моментом является содержание программы на основе модульного принципа, своего рода воспитательных практик, направленных на выполнение конкретной задачи развития личности.

Дошкольное общеобразовательное учреждение использует собственные модули. Не получится обучать детей, не воспитывая их, а также наоборот: воспитательный процесс предполагает обучение чему-либо.

Воспитатели обязаны уяснить основную цель постановления: воспитывать разностороннюю и ответственную личность на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических, национальных, культурных традиций.

Цель воспитания

Программа ориентирована на:

  • полное развитие личностных качеств;
  • учет дошкольного возраста и индивидуальных черт личности;
  • подготовительная работа к жизни в обществе;
  • создание мотивации к учебной деятельности;
  • здоровье дошкольника.

Партнерство и взаимодействие педагогического работника с детьми являются краеугольным камнем в выполнении всех поставленных задач. В итоге можно сформировать определенные цели:

  • развить двигательную активность, заинтересовать в выборе здорового образа жизни, укреплять иммунитет;
  • воспитывать культуру общения, относиться позитивно и доброжелательно к другим членам общества;
  • развить познание и способности в области творчества;
  • сформировать способность к самостоятельной и инициативной деятельности.

Реализация воспитательных целей происходит в ходе разнообразных типов деятельности:

  1. Деятельность в области образования проходит в виде игры, общения в детском коллективе, труда и иных типов.
  2. Занятие в кружках и секциях.
  3. Взаимодействие с родителями и иными представителями ребенка: проведение консультаций и помощь в методике подготовки и воспитания дошкольника.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, задачи воспитания реализуются в рамках пяти образовательных областей развития дошкольников:

  1. Социально-коммуникативное;
  2. Познавательное;
  3. Речевое;
  4. Художественно-эстетическое;
  5. Физическое.

Ведущим видом образовательной деятельности является игра, в процессе которой дошкольники познают новое.

Педагог в процессе своей работы использует современные инновационные технологии, проходит курсы повышения квалификации. Предметно-развивающая пространственная среда (ПРПС) должна отвечать потребностям воспитанников, каждый из которых находит себе занятие по душе. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы их нахождение не мешало перемещению, были доступны для детей. Используемые пособия указываются в программе.

Грамотно составленная программа воспитания способствует успешному освоению необходимых знаний обучающимися. Педагог постоянно учится и узнает что-то новое, которое позволяет раскрыть личность дошкольника.

Основные характеристики данного документа

Он включает комплекс характеристик образования, а именно организацию педагогического процесса и соответствие требований ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Программный и календарный план направлены на раскрытие основных этапов деятельности педагогических работников в их работе.

Алгоритм действий при составлении

На предпоследнем педагогическом совете методист и старший воспитатель консультируют педагогических работников об изменениях, произошедших в ФГОС, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которые должны быть учтены

Работники должны сосредоточить внимание на решение воспитательных задач развития обучающихся, которые согласуются с концепцией воспитания личности гражданина.
Создается рабочая группа. Заведующий создает приказ, утверждает нормы работы инициативной группы, куда входят работники и законные представители детей

Организация подобных встреч поможет их сотрудничеству. Чтобы не допустить «выгорание», следует правильно распределить части программы.
Составление проектов рабочей программы и календарного плана воспитательной работы.
Согласование с родителями.
Утверждение. Срок до первого сентября 2021 года.

Структура

Программа воспитания в детском саду включает в себя следующие части:

  1. Основная составляет 60%.
  2. Вариативная часть (40%) разрабатывается с учетом:
  • национальностей, традиций, финансирования, климата;
  • выбранных парциальных рабочих программ воспитания ДОУ;
  • поддержки интересов педагогического коллектива;
  • традиций детского сада, группы.

Первоначально проводится мониторинг, целью которого становится выявление образовательных потребностей, интересов и мотивов воспитанников, членов их семей и педагогических работников.
«Примерная программа воспитания» является основой проекта, помогает полностью реализовать воспитательный потенциал всех участников образовательного процесса.

Согласуйте проекты с родителями

 Направьте проекты программы воспитания и календарного плана совету родителей, учтите его мнение

Это важно, так как родители имеют право принимать участие в подготовке (ч. 3 ст

12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Ознакомьте с проектами на родительском собрании или направьте их по электронной почте и в мессенджерах. Организуйте обсуждение, например онлайн по ZOOM, или попросите направить замечания письменно.

 Поручите рабочей группе рассмотреть замечания и доработать проекты, если это не противоречит основным направлениям развития детского сада. При желании направьте доработанные проекты родителям повторно и дождитесь их мнения.

Проведите педсовет

   Новые требования связаны с поправками, которые внесли в Закон об образовании. Чтобы помочь коллегам разобраться в изменениях, обсудите их на педсовете.

   Объясните, что поправки призваны усилить воспитательную миссию каждой образовательной организации, в первую очередь – детских садов. Поставьте задачу на ближайший год – подготовить такую программу воспитания, которая поможет каждому педагогу сосредоточиться на решении воспитательных и развивающих задач в комплексе с обучающими.

   Рассмотрите понятия, которые добавили в Закон. Расскажите, в чем суть изменений и как они повлияют на работу коллектива. Для наглядности раздайте коллегам памятку

Создайте рабочую группу

   Создайте рабочую группу, которая займется подготовкой программы воспитания и календарного плана. Включите в нее заместителя заведующего, старшего воспитателя, воспитателей и методистов, педагога-психолога.

   Состав группы утвердите приказом. Издайте положение о ее работе.

 Составьте проект программы воспитания

 Поручите рабочей группе составить проект программы воспитания в детском саду. Пусть определит ее примерное содержание и структуру. 

Содержание программы воспитания

 Основное требование к содержанию программы – не противоречить ООП. Поэтому поручите членам рабочей группы проанализировать ООП ДО и выделить в ней воспитательные задачи. Затем методом мозгового штурма или с помощью «Корзины идей» определить примерное содержание программы воспитания.

 Попросите привлечь к разработке родителей. Для этого оформите уголок на стенде, куда родители смогут прикреплять свои предложения. Также поручите провести опрос на родительском собрании. Тема опроса – как родители представляют себе воспитательную программу, что хотели бы в ней видеть.

Какими бывают основные программы дошкольного образования?

Все основные программы дошкольного образования можно разделить на два типа – комплексные (или общеобразовательные) и так называемые парциальные (специализированные, основные программы дошкольного образования с более узкой и ярко выраженной направленностью).

Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. Согласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическим нормами.

Парциальные основные программы дошкольного образования предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.

Парциальные основные программы дошкольного образования

«Паутинка», «Юный эколог», «Наш дом – природа» — данные программы разработаны в целях экологического воспитания дошкольников

Соответственно, они прививают детям любовь и бережное отношение к природе и окружающему нас миру, формируют экологическое сознание, что очень важно для детей дошкольного возраста

«Природа и художник», «Семицветик», «Интеграция», «Умка – ТРИЗ», «Малыш», «Гармония», «Музыкальные шедевры», «Конструирование и ручной труд» — все эти программы дошкольного образования объединяет одно: они имеют ярко выраженную направленность на творческое развитие ребёнка и на художественно-эстетическое восприятие мира.

«Я, ты, мы», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Я – человек», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» — перечисленные основные программы дошкольного образования имеют направленность социально-культурного характера. Они призваны стимулировать развитие духовности, нравственности, представлений о культуре и важных социальных навыков. Кроме того, некоторые программы ставят высшей целью воспитание патриотизма как ценной характеристики личности.

«Искорка», «Играйте на здоровье», «Старт», «Здравствуй!», «Здоровье» — в данных программах упор идёт на оздоровление, физическое развитие дошкольника и его двигательную активность. Приоритетами является привитие любви к спорту, активному и здоровому образу жизни.

Существуют ещё более специализированные основные программы дошкольного образования. К примеру, программа «Основы безопасности» предполагает подготовку дошкольников к возможным ситуациям опасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным происшествиям. «Дошкольник и экономика» — программа, рассчитанная на экономическое воспитание и формирование начальных финансовых и хозяйственных представлений.

Некоторые основные программы дошкольного образования вобрали в себя определённые достижения педагогики и психологии.

К примеру, программа «ТРИЗ» основывается на постулатах Теории Решения Изобретательских Задач, разработанной Г. Т. Альтшуллером в 1945 году. Она представляет собой оригинальный подход к развитию воображения, фантазии, творчества и смекалки.

Программа «Педагогика Марии Монтессори» имеет оригинальную позицию относительно воспитания, обучения и образования ребёнка, основанную на твёрдой научной и философской базе. Кроме того, эта программа предполагает отступление от некоторых общепринятых педагогических стандартов, к примеру, отказ от привычной классно-урочной системы.

Автор — педагог-психолог Анна Макарова.

Программы образовательные, основные и дополнительные — Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Занимательная сенсорика»

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической…»
Пояснительная записка: Настоящая дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Занимательная сенсорика» рассчитана для детей от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа разработана в соответствии со следующими…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Программа кружка для дополнительных занятий по звукопроизношению для детей 5–7 лет
Пояснительная записка. Программа предназначена для дополнительных занятий с детьми 5-7 лет общеразвивающих групп. Основной задачей программы является коррекция неправильного произношения, развитие фонетоко-фонематических процессов, выработка у детей умения контролировать звуки в…

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знаток»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности по формированию начальных естественнонаучных представлений «Знаток». Актуальность данной программы состоит в том, что техническое творчество способствует развитию коммуникативных…

Программа кружка «Юные исследователи»
Актуальность программы Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности. Формирование у…

Выбор программы ДОУ

Выбор образовательной программы определяется видом дошкольного учреждения, которое на время будет для крохи вторым домом. Зависит от поставленных задач и целей, выбранных направлений, квалификации персонала и образовательной среды.

При выборе образовательной программы важно следить, чтобы ее редакция отвечала поставленным задачам, прошла соответствующую экспертизу. Она должна утверждаться всеми участниками образовательного процесса

Дошкольное образование и есть исток дальнейшего развития ребенка. Оно должно приносить радость и детям, и родителям. Следует к ее созданию подходить ответственно.

Отразите внедрение цифровых технологий

Минпросвещения требует внедрять в образовательный процесс цифровые ресурсы и технологии электронного образования. Пропишите эти изменения в содержательном разделе ООП. Обоснуйте, почему надо ввести цифровые технологии в образовательный процесс, в целевом разделе. Например, потому что современный ребенок с детства окружен техникой, она близка и понятна ему, образовательный процесс с использованием цифровых технологий будет более продуктивен.

Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой предлагает электронные уроки для дошкольников, электронные уроки по иностранным языкам, видео сказки, уроки по ментальной арифметике, каллиграфии, скорочтению, шахматам, робототехнике, электронный образовательный журнал «ЭлектроникУМ».

В организационном разделе ООП опишите материально-техническое обеспечение введения электронного образования. Этот раздел будет важен при разговоре с учредителем о финансировании цифровых ресурсов: покупки компьютеров, интерактивных устройств, компьютерного обеспечения.

Комплексные основные программы дошкольного образования

«Истоки» – программа, в которой должное внимание уделяется развитию личности ребёнка в соответствии с его возрастом. Авторы предлагают 7 базовых личностных характеристик, которые обязательно должны быть развиты у дошкольника

Образовательная программа «Истоки», как и другие основные программы дошкольного образования, учитывает всестороннее и гармоничное развитие дошкольника и ставит его своим приоритетом.

«Радуга» — в этой программе вы обнаружите 7 основных видов деятельности, характерных для дошкольника. Они включают в себя игру, конструирование, математику, физическую культуру, изобразительное искусство и ручной труд, музыкальное и пластическое искусство, развитие речи и знакомство с окружающим миром. Развитие по программе происходит по всем вышеперечисленным направлениям.

«Детство» — программа разделена на 4 основных блока, каждый из которых является центрообразующим элементом в построении дошкольного обучения. Здесь есть разделы «Познание», «Здоровый образ жизни», «Созидание», «Гуманное отношение».

«Развитие» — это особенная программа дошкольного обучения, которая основана на принципе постепенного усложнения учебных, образовательных и воспитательных задач. Программа обеспечивает планомерный, последовательный подход в дошкольном обучении и развитии ребёнка.

«Кроха» — это комплексная программа, созданная специально для детей до 3-х лет. Она учитывает специфику раннего возраста и обеспечивает максимальную эффективность в решении воспитательных задач именно у детей этой возрастной категории. Включает несколько блоков – «Мы ждём тебя, малыш!», «Я сам», «Гуленька», «Как я буду расти и развиваться».

Учебный план

Учебный план соответствует ряду требований, имеющих отношение к структуре учебного плана, а именно: наличие пояснительной записки к учебному плану и плана.

Учебный план является составляющим компонентом основной образовательной программы дошкольного образования, входящим в состав организационного раздела, определяет объем нагрузки для  каждой возрастной группы детей на текущий учебный год.

Учебный план:

  1. Определяет максимально допустимый объем нагрузки на воспитанников;
  2. Определяет состав и структуру обязательных разделов примерной программы, а также части, формируемой участниками образовательного процесса;
  3. Предоставляет воспитанникам возможность для реализации индивидуальных образовательных потребностей, развития своих способностей.

Учебный план создан с учетом соответствующих норм, содержания социального заказа, особенностей и интересов потенциальных заказчиков и потребителей образовательных услуг. Социальный заказ отражен в части, формируемой участниками образовательного процесса. 

  Структура образовательного процесса

Учебный план делится на три блока:

  1. Утренний образовательный блок (с 7.00 до 9.00 и с100 до 12.00)

– совместная организованная деятельность воспитателя с детьми (утренний круг, игры, беседы, труд, продуктивная деятельность, экспериментирование, работа над проектами).

— свободная самостоятельная деятельность детей (игры, продуктивная деятельность, экспериментирование, общение и т.д.)

     2. Развивающий блок (с 9.00 до 11.00)

— организованное обучение (совместная деятельность воспитателя с детьми)

     3. Вечерний образовательный блок (с 15.30 до 17.30)

—  совместная организованная деятельность воспитателя с детьми

(вечерний круг, игры, экспериментирование, работа над проектами, факультативы, кружки, секции, досуги, развлечения). 

— свободная самостоятельная деятельность детей (игры, продуктивная деятельность, экспериментирование, общение и т.д.)

Структура учебного года.

Учебный год начинается с 01.09.21 г. заканчивается — 31.05.2022 г.

С 1 сентября по 10 сентября – мониторинг.

С 13 сентября по 24 декабря – воспитательно-образовательный период.

С 27 декабря по 30 декабря – новогодние представления.

С 31 декабря  по 9 января – новогодние каникулы.

С 10 января по 20 мая – воспитательно-образовательный период

С 23 мая по  31 мая – мониторинг

В дни проведения  праздников (сезонных, государственных) занятия с детьми не проводятся.

В период с 01.06. по 31.08. проводится летняя оздоровительная компания. В это время на основе диагностических данных организуется работа в микро группах, занятия по интересам, экскурсии, целевые прогулки, спортивные досуги, закаливающие процедуры, мероприятия познавательно-развлекательного характера.

Праздники.

1. День знаний — 01.09

2. Осеннины – 14.10.

3.День матери – 26.11

4.Новогоднее шоу – 28.12. — 30.12.

5. Каникулы – с 31.12. по 09. 01.

6. «Небезопасные зимние забавы» – 27.01,

7. 23 Февраля – 22.02

8. Проводы Русской Зимы – 18.03.

9. Мамин день – 03.03, 04.03.

10. Экологический праздник «День земли» – 22. 04.

11. День Победы – 06.05

12. Спортивно-интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» — 26.05.

13. Выпуск детей в школу – 27.05.

Развлечения.

1. Эколого-туристический «Мини-поход».

2. «День защиты детей»

3. «Юморина»

4. «Мы будущие покорители космоса».

5. Театральные, музыкальные с приглашением профессиональных коллективов

ПЕРЕЧЕНЬ БЕСПЛАТНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП

(часть, формируемая участниками образовательного процеса)

ФИО педагога Название  группы / студии
   ОТДЕЛЕНИЕ 2
Валиуллина Альбина Ришатовна Спортивная группа «Весёлые старты»
Баранова Ольга Борисовна Творческая группа «Каляка — маляка»
Фёдорова Юлия Анатольевна Творческая группа «Зелёные спасатели»
   ОТДЕЛЕНИЕ 1
Телухова Яна Фёдоровна Творческая группа «Мастерская Самоделкина»
Стаметова Марина Николаевна Творческая группа «Чудеса своими руками»
Прохорова Марина Ивановна Творческая группа «Умелые ручки»
Нестерова Ирина Олеговна Творческая группа «Буковка»
Коннова Евгения Дмитриевна Творческая группа  «Готовим пальчики к письму»
Сарницкая Ирина Александровна / Родькина Ольга Александровна Спортивная группа «Здоровячок»
Халимова Марина Олеговна Творческая группа «Музыкальные ступеньки»
Редина Анастасия Николаевна Творческая группа «Хочу всё знать!»

Рабочие программы

Содержится в разделах:

Методические материалы для педагогов и воспитателей 27313

Включает в себя разделы:

  • Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги 196
  • Вокал. Программы 43
  • Краткосрочная образовательная практика. КОП в детском саду 470
  • Кружковая работа. Программы дополнительного образования 3100
  • Лепка. Программы 61
  • Основная образовательная программа ДОУ 192
  • Программы по Оригами 94
  • Программы: ритмика, хорегография, танцы 115
  • Психология дошкольников. Программы педагогов-психологов 172
  • Развитие речи. Программы 147

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 5034.Все разделы
| Программы образовательные, основные и дополнительные

Новое

Рабочая программа по области «Речевое развитие»
1.Содержание программы «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной…

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Волшебные кисточки»
Согласовано: Утверждаю: Совет педагогов Заведующий МБДОУ протокол №_ «Есаульский детский сад» от «_»_ 2021г. _ А.Н.Слепцова приказ № _ от «_»_ 2021г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВОЛШЕБНЫЕ КИСТОЧКИ» Содержание….