О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) и об особенностях режима рабочего времени некоторых категорий работников

Содержание

Нормативная база

Порядок и условия оплаты труда педагогических работников предусмотрены Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации N АФ-947, Профсоюза работников образования и науки России от 26.10.2004 N 96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений».

Дифференциация в правовом регулировании оплаты труда работников образовательных учреждений установлена по такому критерию, как тип образовательного учреждения.

Преподавателям образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной преподавательской работой, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 850 педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений с 1 января 2006 г. установлено ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в размере 1000 руб.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н утверждены Профессиональные квалификационные группы работников образования:

  • профессиональная квалификационная группа должностей работников учебно-вспомогательного персонала первого уровня;
  • профессиональная квалификационная группа должностей работников учебно-вспомогательного персонала второго уровня;
  • профессиональна квалификационная группа должностей педагогических работников;
  • профессиональная квалификационная группа должностей руководителей структурных подразделений.

В каждой из этих групп выделяются квалификационные уровни, которым соответствуют определенные должности. Так, профессиональная квалификационная группа должностей педагогических работников включает в себя четыре уровня:

  1. квалификационный уровень:
  • инструктор по труду;
  • инструктор по физической культуре;
  • музыкальный руководитель;
  • старший вожатый;
  1. квалификационный уровень:
  • инструктор-методист;
  • концертмейстер;
  • педагог дополнительного образования;
  • педагог-организатор;
  • социальный педагог;
  • тренер-преподаватель;
  1. квалификационный уровень:
  • воспитатель;
  • мастер производственного обучения;
  • методист;
  • педагог-психолог;
  • старший инструктор-методист;
  • старший педагог дополнительного образования;
  • старший тренер-преподаватель;
  1. квалификационный уровень:
  • преподаватель;
  • преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности;
  • руководитель физического воспитания;
  • старший воспитатель;
  • старший методист;
  • учитель;
  • учитель-дефектолог;
  • учитель-логопед (логопед).

Нельзя не подчеркнуть, что квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащего квалификационные требования к профессорско-преподавательскому персоналу образовательных учреждений, до настоящего времени не принято. И это, очевидно, определяет сложность в реализации Приказа Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении Критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам».

Кроме того, реализация Приказов Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н «Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» и N 217н «Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного образования» обусловила ряд проблем для работодателя. Они связаны не только с изменениями условий оплаты труда, но и с изменениями в некоторых случаях трудовой функции работника, так как ее необходимо привести в соответствие с вводимыми профессиональными квалификационными группами. (Согласно ст. 60 Трудового кодекса РФ запрещено требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.)

В данном случае возможно изменение трудовой функции лишь в соответствии со ст. 72 ТК РФ, то есть по письменному соглашению сторон трудового договора, в частности заключив дополнительное к нему соглашение.

Особенности рабочего времени учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей

Для педагогических работников, предусмотренных в п. 2 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 N 191, то есть учителей, преподавателей (кроме преподавателей вузов и ИПК), педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы является лишь нормируемой частью рабочего времени, поскольку их должностные обязанности не ограничиваются только выполнением преподавательской работы.

Например, принятая за расчетную единицу при оплате труда учителя норма часов преподавательской работы 18 или 20 часов в неделю не означает, что вся другая педагогическая работа (работа с родителями, внеурочная воспитательная работа, методическая работа и пр.) не оплачивается, как это предлагается разработчиками введения для учителей штатно-окладной системы оплаты труда.

Ставка заработной платы учителю выплачивается как за выполнение преподавательской работы в пределах установленной нормы часов, так и за выполнение других обязанностей, предусмотренных тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками.

После установления учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования, тренерам-преподавателям учебной нагрузки на новый учебный год нормируемой частью их рабочего времени будет являться установленный им объем учебной (педагогической) нагрузки, выполнение которой регулируется расписанием уроков (учебных занятий) в классах, группах, в кружках, секциях, клубах и других объединениях обучающихся.

Размер оплаты труда за учебную нагрузку больше или меньше нормы подлежит пропорциональному увеличению или уменьшению по сравнению с размером ставки их заработной платы.

Продолжительность нормируемой части педагогической работы педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними (сноски 3 и 4 Приложения к Постановлению Правительства РФ N 191). При этом количеству часов учебной нагрузки, установленной указанным работникам при тарификации, соответствует количество проводимых ими занятий продолжительностью, как правило, не превышающей 45 минут.

Для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, должностные обязанности помимо преподавательской работы конкретизированы в п. 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени.

Работа учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, помимо учебных занятий, не имеет четких границ и норм, поскольку зависит от различных обстоятельств.

Следует отметить, что характер большей части педагогической работы, предусмотренной в п. 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени, позволяет сделать вывод, что ее выполнение не осуществляется в определенные рабочие дни недели, а рассчитывается на более длительные сроки: на месяц, учебную четверть, полугодие, учебный год, в связи с чем такая работа должна регулироваться соответствующими планами и графиками работ.

Установление каких-либо норм времени для ее выполнения, искусственно увеличивающих рабочее время педагогических работников сверх нормируемой его части, связанной с преподавательской работой, не предусмотрено, за исключением нормы времени, определенной Положением об особенностях режима рабочего времени, для дежурств во время образовательного процесса.

Денежное вознаграждение

Правительство РФ устанавливает должностные оклады посла РФ и торгового представителя РФ в каждом государстве. Должностные оклады (оклады) остальных работников определяются в процентном отношении от должностных окладов посла России и торгового представителя России.

Указом Президента РФ от 28.08.2001 N 1080 «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в дипломатических представительствах и представительствах Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах)» (с посл. изм. и доп.) установлены размеры денежного вознаграждения, выплачиваемого указанным лицам в дополнение к установленным денежным выплатам в иностранной валюте. В соответствии с этим нормативным правовым актом индексация или повышение денежного содержания в рублях осуществляется в размерах и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.

Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 766 «О повышении денежного содержания лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации» внесены изменения в Указ Президента РФ от 28.08.2001 N 1080, согласно которому денежное вознаграждение этих должностных лиц с 01.08.2006 повышено в 1,15 раза.

В соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.2006 N 764 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в федеральном государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации» указанным должностным лицам выплачивается:

  • денежное содержание в иностранной валюте в виде месячного должностного оклада;
  • месячные оклады в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы, месячные оклады в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы Российской Федерации (дипломатическими рангами), ежемесячные и иные дополнительные выплаты (за исключением ежемесячного денежного поощрения), предусмотренные в ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в рублях, в размере 20%.

Указом Президента РФ от 25.07.2006 N 764 поручено Правительству РФ установить размеры месячных должностных окладов в иностранной валюте и порядок их выплаты федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы в федеральном государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 N 912 (с посл. изм. и доп.) установлены размеры должностных окладов работникам, занимающим должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющим техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, включая представительства Российской Федерации, представительства федеральных органов исполнительной власти и представительства государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

Работникам, направляемым на работу в представительства за границу, выплачиваются со дня вступления в силу трудового договора до дня пересечения границы Российской Федерации денежное вознаграждение, денежное содержание, заработная плата, тарифная ставка (оклад) в рублях. Со дня пересечения границы Российской Федерации наряду с денежным вознаграждением, денежным содержанием, заработной платой, тарифной ставкой (окладом) в рублях — должностной оклад в иностранной валюте и надбавка к должностному окладу в иностранной валюте (при наличии оснований для ее установления).

Порядок установления денежного обеспечения в иностранной валюте, а также порядок исчисления и выплаты денежного вознаграждения, денежного содержания, заработной платы, тарифной ставки (оклада) в рублях указанным работникам устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Тем, кто решит отстаивать свои трудовые права

Напоследок, напутствие тем учителям, которые по каким-то причинам захотят отстаивать свои трудовые права в инспекции по труду, судах и т.д.
Если оно того стоит и по-другому никак (у вас огромные перенагрузки более 18 часов в неделю, вам дают ту работу, которой вы не обязаны заниматься и пр.), тогда обращайтесь.
Но помните, что, несмотря на нормы (18 часов уроков и 18 часов на др. пед. работу), школа всё же предполагает ненормированный рабочий день. Вам придется участвовать в педсоветах, затяжных собраниях и т.д.

В городских школах нет возможности работать в рамках, установленных трудовым кодексом (государство у нас такое). Жаловаться можно, но это вряд ли поможет отстоять ваши трудовые права, только испортит отношения с администрацией. Проще поискать другую школу с более сговорчивым руководством или даже сменить стезю, если вы не готовы смириться с нынешним рабочим графиком учителя.

Если я упустила какие-то вопросы или вы что-то не нашли для себя – пишите в комментарии.
Не стесняйтесь задавать вопросы, ведь благодаря вам сайт будет наполняться новыми интересными статьями с ответами на них. Жду вас снова, всех вам благ!

Перерывы

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательной организации с учетом утвержденных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (п. 2.2 Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»).

В отношении обеденных перерывов для преподавателей существует специальная норма. Как сказано в п. 1.5 Приказа № 536, для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образовательного учреждения обеспечивается возможность приема пищи вместе с учениками, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении.

Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Прежде всего следует отметить, что преподавателям установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ, п. 1 ч. 5 ст. 47  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Это значит, что для учителя именно нормой будет отработка не больше 36 часов за полную рабочую неделю. Уменьшения оплаты труда при этом не происходит.

На самом деле некоторые педагогические должности предполагают еще меньшую продолжительность рабочего времени. Это установлено Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Это основной документ, определяющий, сколько должен работать преподаватель.

Окна в расписании

Часто бывает, что посреди рабочего дня у учителя бывает окно — нет урока. Данный простой в работе дополнительно не оплачивается. Это время можно назвать «методическим часом», наподобие методического дня. Проверяете тетради, обедаете, беседуете с родителями или просто отдыхаете — вам решать как провести это время. Хотя если вам поставят в это время замену — тогда и денежку заработаете.

Если вас это по каким-то причинам не устраивает наличие окон в вашем рабочем графике — обговорите с завучем, наверняка вам пойдут навстречу. Нет — занимайтесь своими делами.

П. 3.1.

Согласно закону, окон быть не должно. Но в школе может не хватать кабинетов, так как количество учащихся очень велико и окна становятся вынужденными. Отнеситесь к этому с пониманием и занимайтесь проверкой тетрадей или другой работой.

«Дни, когда педагог участвовал в ГИА, надо включить в его рабочее время»

Ошибочно учитывать дни, в которые учитель участвовал в проведении ГИА, как рабочие дни в школе. Ведь на экзаменах он выполнял не те обязанности, которые закрепили в трудовом договоре. Если вы учтете такие дни как рабочие, может возникнуть двойная оплата за работу, которую учитель не делал.

Что грозит

Директору могут вынести замечание или объявить выговор за необоснованную трату средств, которые выделили школе

Профсоюз считает, что директор обязан сохранять среднюю зарплату педагогу, когда он участвует в ГИА и отсутствует в школе. Основанием такой обязанности профсоюз называет Отраслевое соглашение на 2018–2020 годы. Но положения Соглашения обязательны только для школ федерального подчинения, для остальных оно носит рекомендательный характер. Кроме того, Трудовой кодекс и Закон об образовании не содержат норм, которые бы обязывали школы сохранять оклад или среднюю зарплату за работником, пока он участвует в ГИА. Единственная обязанность – освободить учителя от работы и сохранить за ним должность (ст. 170 ТК, ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому начислять среднюю зарплату директора может обязать только региональное законодательство.

Категории педагогических работников, которым устанавливается продолжительность рабочего времени

Согласно п. 1 Приложения к Приказу N 2075 продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается следующим категориям работников:

  • работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
  • старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и домов ребенка;
  • педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду;
  • методистам, старшим методистам образовательных учреждений;
  • руководителям физического воспитания образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального образования;
  • преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки;
  • инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля.

В отличие от Постановления Правительства РФ N 191 в Приложении к Приказу N 2075 установлена продолжительность рабочего времени в размере 36 часов в неделю в отношении тьюторов образовательных учреждений (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования).

Продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю установлена для старших воспитателей образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей).

Снижение учебной нагрузки

Рассмотрим ситуацию, когда учебная нагрузка в определенном на начало учебного года годовом объеме не может быть выполнена преподавателем в связи с его нахождением (п. 4.4 Приложения 2 к Приказу N 1601):

  • в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске или ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске;
  • на учебных сборах;
  • в командировке;
  • на курсах при получении дополнительного профессионального образования с отрывом от работы;
  • на больничном.

В таком случае установленный преподавателю годовой объем учебной нагрузки подлежит уменьшению на 1/10 за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней за неполный месяц без изменения размера средней месячной заработной платы, установленной на начало учебного года.

Для справки. В случае фактического выполнения преподавателем учебной нагрузки в день выдачи листка нетрудоспособности, день отъезда в служебную командировку и день возвращения из нее, при получении дополнительного профессионального образования без отрыва от работы учебная нагрузка не уменьшается.

Пример 2. Преподавателю на начало учебного года установлена годовая учебная нагрузка в объеме 1 000 часов (100 часов в месяц). В октябре он был направлен в командировку:

  1. с 1-го по 31-е число;
  2. с 1-го по 15-е число (на 11 рабочих дней).

Объем учебной нагрузки должен быть уменьшен:

  1. если преподаватель отсутствовал на работе по причинам, указанным выше, полный месяц — на 1/10, в данном случае на 100 часов (1 000 ч / 10 мес.);
  2. если преподаватель отсутствовал на работе не полный месяц — на 52 часа. Они рассчитаны следующим образом: 100 (количество часов педагогической нагрузки в месяц) x 11 (количество дней отсутствия на рабочем месте по календарю) / 21 (количество рабочих дней в ноябре согласно графику работы при пятидневной рабочей неделе).

Таким образом, уменьшенный годовой объем учебной нагрузки составит:

  1. 900 часов;
  2. 948 часов.

За время нахождения работника в командировке ему выплачивается средний заработок. За время работы оплата труда осуществляется исходя из размера средней месячной заработной платы, определенной на начало года (факт уменьшения объема годовой учебной нагрузки не должен сказаться на размере оплаты труда).

Мнение чиновников. Чиновники Минобрнауки России в Письме от 10.10.2016 N 06-1188 разъяснили, что при наличии пробелов в правовом регулировании правоотношений российское законодательство предусматривает возможность применения аналогии закона (права), то есть применения норм, регулирующих сходные отношения, а также общие начала и смысл трудового законодательства и принципы разумности и справедливости.

По их мнению, в случае направления работодателем педагогического работника для получения дополнительного профессионального образования с отрывом от работы в другую местность (несмотря на то, что Приказом N 1601 в описанном случае не предусмотрено уменьшение педагогу определенного объема годовой учебной нагрузки) целесообразно и обоснованно применять п. 4.4 Приложения 2 к Приказу N 1601, как это установлено при направлении в командировку, поскольку трудовое законодательство предусматривает в обоих случаях равные гарантии и компенсации.

Так, в соответствии со ст. 187 ТК РФ работникам, направленным для получения дополнительного профессионального образования с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые установлены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Преподавателям, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года (например, в связи с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп), до конца учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном в начале учебного года (п. 4.7 Приложения 2 к Приказу N 1601).

Учет рабочего времени

Согласно ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником. Каким же образом это делать в учреждениях образования и какое время проставлять в табеле? А проставлять в нем нужно время, отработанное в течение установленной продолжительности рабочей недели 30 или 36 часов или в пределах нормы педагогических (учебных) часов за ставку заработной платы.

Форма табеля использования рабочего времени 0504421 и методические рекомендации по его заполнению для государственных и муниципальных учреждений утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н.

Табель ведется лицами, назначенными приказом по учреждению, ежемесячно в целом по учреждению или в разрезе структурных подразделений. Он открывается ежемесячно за два-три дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц, применяется для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от его нормального использования. Выбор способа заполнения табеля определяется актом учреждения в рамках формирования учетной политики.

В случае регистрации отклонений в верхней половине строки по каждому работнику, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней – условные обозначения отклонений. В нижней части строки записываются также часы работы в ночное время. При наличии у одного работника учреждения двух видов отклонений в один день (период) нижняя часть строки записывается в виде дроби, числитель которой – условное обозначение вида отклонений, а знаменатель – часы работы. При наличии более двух отклонений в один день фамилия работника в табеле повторяется. В сроки, установленные порядком документооборота учреждения, сотрудник, ответственный за ведение табеля, отражает количество дней (часов) неявок (явок), а также количество часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, работа в ночное время и др.) с записью их в соответствующие графы. Табель подписывается лицом, на которое возложено его ведение, и в установленные сроки сдается в бухгалтерию для проведения расчетов.

При обнаружении лицом, ответственным за составление табеля, факта неотражения отклонений или неполноты представленных сведений об учете рабочего времени (представление работником листка нетрудоспособности, приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку, приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику и других документов, в том числе позднее представление документов) необходимо представить корректирующий табель.

При заполнении табеля применяются следующие условные обозначения:

Наименование показателя

Код

Выходные и нерабочие праздничные дни

В

Работа в ночное время

Н

Выполнение государственных обязанностей

Г

Очередные и дополнительные отпуска

О

Временная нетрудоспособность, нетрудоспособность по беременности и родам

Б

Отпуск по уходу за ребенком

ОР

Часы сверхурочной работы

С

Прогулы

П

Неявки по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств)

НН

Неявки с разрешения администрации

А

Выходные по учебе

ВУ

Учебный дополнительный отпуск

ОУ

Замещение в 1-м – 3-м классах

ЗН

Замещение в группах продленного дня

ЗП

Замещение в 4-м – 11-м классах

ЗС

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни

РП

Фактически отработанные часы

Ф

Служебные командировки

К

Образовательное учреждение вправе самостоятельно дополнять применяемые условные обозначения в рамках формирования своей учетной политики.

История вопроса

До апреля 2003 г. нормы часов педагогической (преподавательской) работы за ставку заработной платы в зависимости от должности, специальности педагогического работника и особенностей его труда регулировались:

  • Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15.07.1964 N 620 «О повышении заработной платы работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население» (п. 2 Приложения N 2);
  • Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.04.1984 N 318 «О повышении заработной платы учителей и других работников народного образования» (п. 4);
  • Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.04.1984 N 317 «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовке детей к обучению в школе» (пп. «в» п. 6);
  • Постановлением Совмина СССР от 08.12.1990 N 1238 «О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии» (п. 8).

Продолжительность рабочего времени преподавателей вузов устанавливалась Постановлением СНК СССР от 22.08.1940 N 1506.

В настоящее время продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений регулируется ст. ст. 92 и 333 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ), п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13.01.1996 N 12-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями), Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».

Особенности режима рабочего времени педагогических работников регулируются Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, которое утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2006 N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (зарегистрирован Минюстом России 26.07.2006, регистрационный N 8110).