Утверждена номенклатура должностей педработников

Содержание

Руководящие должности

Рассуждая о том, как утверждается номенклатура должностей педагогических работников организаций, о должностях, остановимся на руководящих позициях. Таких как:

  • заведующий;
  • ректор;
  • начальник;
  • директор;
  • президент.

Помимо основных руководителей, утверждена номенклатура должностей педработников, в которой указаны их заместители. А именно:

  • проректор;
  • руководитель производственной практики;
  • помощник ректора;
  • старший мастер;
  • куратор производственной практики.

Кем утверждается номенклатура должностей педагогических работников? Например, должность «президент» существует в системе высшего образования, назначение подтверждается приказом ректора.

Должность «начальник кафедры» предусматривается лишь в тех образовательных учреждениях, которые реализуют программы в сфере обороны, безопасности, правопорядка.

Порядок получения (подтверждения) высшей категории

Порядок получения высшей категории аналогичен получению первой. Но есть существенные отличия:

  1. В требования к заявителю добавляется активное участие в работе методических объединений работников школы, участие в разработке программно-методического сопровождения обучения и участие в профессиональных конкурсах.
  2. Обязательное условие получения — наличие первой категории, и срок с момента ее получения не меньше двух лет. Без выполнения этого условия претендовать на высшую нельзя.
  3. Если учитель прошел аттестацию – ему присваивают высшую категорию. Если не прошел, за ним остается полученная ранее первая (до срока ее истечения).

«Вышку» учителя подтверждают раз в пять лет.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ДОЛЖНОСТЕЙ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАМЕЩЕНИЮ ПО КОНКУРСУ, И ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ УКАЗАННОГО КОНКУРСА

В соответствии с частью 3 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 30, ст. 3014, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 13, ст. 1209; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 41, ст. 4285; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3613, ст. 3616; N 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732, ст. 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717; N 50, ст. 6146; 2010, N 31, ст. 4196; N 52, ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49; N 25, ст. 3539; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4586, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 45, ст. 6333, ст. 6335; N 48, ст. 6730, ст. 6735; N 49, ст. 7015, ст. 7031; N 50, ст. 7359; N 52, ст. 7639; 2012, N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1553; N 18, ст. 2127; N 31, ст. 4325; N 47, ст. 6399; N 50, ст. 6954, ст. 6957, ст. 6959; N 53, ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666, ст. 1668; N 19, ст. 2322, ст. 2326, ст. 2329; N 23, ст. 2866, ст. 2883; N 27, ст. 3449, ст. 3454, ст. 3477; N 30, ст. 4037; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1542, ст. 1547, ст. 1548; N 19, ст. 2321; N 23, ст. 2930; N 26, ст. 3405; N 30, ст. 4217; N 45, ст. 6143; N 48, ст. 6639; N 49, ст. 6918; N 52, ст. 7543, ст. 7554; 2015, N 1, ст. 10, ст. 42, ст. 72; 2015, N 14, ст. 2022) приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации:

перечень должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу (приложение N 1);

порядок проведения конкурса на замещение должностей научных работников (приложение N 2).

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 января 2015 г., регистрационный N 35559).

Министр Д.В. ЛИВАНОВ

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 937

Функционал ЛК

Личный кабинет Nsportal – удобный вариант взаимодействия двух сторон. ЛК открывает возможности:

  • создание мини-сайта;
  • чтение ответов на часто появляющиеся вопросы;
  • посещение форума для общения с единомышленниками;
  • просмотр готовых сайтов классов, образовательных учреждений;
  • просмотр тематических подборок материалов;
  • изучение библиотеки;
  • чтение последних комментариев;
  • ознакомление с группами сайта;
  • изучение педагогических идей и находок;
  • изучение правил аттестации педагогов;
  • получение свидетельств о публикации;
  • просмотр аудио и видеозаписей;
  • чтение последних новостей и пр.

Портал позволяет оформить заявку на получение сертификата и свидетельства о создании сайта, которое приходит на Почту России. Предлагается полный спектр услуг. Личный профиль Nsportal доступен в любое время суток.

Квалификационные требования к работникам вузов

Приказом Минтруда РФ от 08.09.2015 № 608н утвержден стандарт, касающийся педагогов профессионального обучения.

В документ включены требования к работнику, касающиеся:

  • преподавания программ профессионального обучения, в том числе аспирантуры;
  • обеспечения проведения учебно-производственного процесса;
  • сопровождения группы учащихся педагогического и методического (в части реализации программ) характера;
  • обеспечения мероприятий по профориентации.

Научно-методическая работа находится в компетенции сотрудника. К ней отнесены:

  • формирование программ;
  • составление пособий для учебы.

Установленные к соискателю требования находятся в зависимости от той ступени профобразования, на которой он планирует работать.

Ступень обучения

Требование

СПО, ВО

Наличие профессионального образования по предмету, дисциплине.

ДПО

Наличие педагогического образования — профпереподготовка по дисциплине для обучения.

Отсутствие — ДПО в сфере профобразования.

Необходимым является:

  • повышение уровня квалификации не реже 1 раза в 3 года;
  • проверка у сотрудника знаний по охране труда.

При запланированном обучении дисциплинам профессионального цикла у претендента должен иметься трудовой опыт в конкретной сфере (врач, финансист, дизайнер).

Профессии, где опыт и портфолио важнее, чем корочка

В этих профессиях можно просто начать делать дело и развиваться, хотя на практике, конечно, все не так просто. Лучшие и самые востребованные постоянно учатся, проходят профессиональные курсы. — исполнитель ролей в спектаклях и кино. Вы удивитесь, но среди обладателей Оскара большая часть не имеет актерского . Зарплата: от 50 000 рублей Модель — человек, который позирует для фотографий, видеосъемок и участвует в показе одежды.Зарплата: от 40 000 рублей Youtube-блогер — профессионально ведет видеоблог на платформе Youtube и зарабатывает на этом деньги. Зарплата: от 100 рублей Репетитор — педагог, который преподает «в частном порядке», дома или онлайн.Зарплата: от 10 000 рублей Стилист — специалист, который формирует общий стиль для клиента — подбирает одежду, прическу, макияж. Зарплата: от 45 000 рублей Писатель, — разработчик, составитель рекламных и информационных текстов для компаний, автор книг и статей. в этой профессии не главное, но без таланта или, как минимум, способностей, точно не обойтись.Зарплата: от 45 000 рублей — специалист, который создает фотоснимки для журналов, газет, фотобанков или частных клиентов. Зарплата: от 25 000 до 100 000 рублей

Общая информация

Цель присвоения категории — стимулировать рост квалификации педагога, результативности его труда. Это и моральное стимулирование (подтверждают качество его работы), и материальное (зарплата у работников с категорией выше, чем у рядовых сотрудников).

Порядок того, как проходит установление квалификационной категории педагогическим работникам, прописаны в Приказе Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Виды категорий

По уровню профессиональных знаний преподавателям присваиваются статусы:

  • молодой специалист;
  • соответствие занимаемой должности (СЗД);
  • первая квалификационная категория;
  • высшая квалификационная категория.

Молодым педагогам, которые после защиты диплома устроились на работу, присваивают статус молодого специалиста. Учитывается и срок, который прошел с момента выпуска из педагогического вуза, и возраст самого педагога. Статус молодого специалиста сохраняется до трех лет. Его продлевают:

  • если учитель ушел в отпуск по уходу за ребенком;
  • если его призвали на военную службу;
  • если он учится в аспирантуре на очном отделении или проходит стажировку с отрывом от работы.

После того как истекает статус молодого специалиста, преподаватель по желанию проходит аттестацию «преподаватель первой квалификационной категории» по своему предмету.

Если он этого не делает, руководство школы аттестует его на статус «Соответствие занимаемой должности (СЗД)». На комиссии принимают решение, достаточно у педагога знаний и умений, или нет. Если специалист занимаемой должности не соответствует, руководство школы вправе уволить его по статье ч.3 ст. 82 ТК РФ.

В зависимости от уровня профессиональных навыков, преподавателя аттестуют на первую и высшую квалификационные категории. До принятия приказа №276 РФ от 7.04.2014 г. существовала и вторая квалификационная категория педагогических работников, сейчас ее убрали, аттестацию на нее не проводят.

Чем отличается аттестация на категорию от подтверждение соответствия занимаемой должности

Подтверждение соответствия занимаемой должности преподаватели проходят в обязательном порядке. Процедуру проверки назначает руководство школы, чтобы убедиться, что специалист обладает минимальным набором профессиональных качеств для работы с детьми. Процедура проходит в стенах школы. Ее в обязательном порядке проводят каждые пять лет.

Кто ее не проходит:

  • молодые специалисты (проработали в должности меньше двух лет в школе, где проводят аттестацию);
  • беременные женщины и работницы, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;
  • сотрудники, которые отсутствовали на работе дольше 4 месяцев из-за болезни;
  • те преподаватели, у которых есть подтвержденная квалификационная категория.

Получение категории в первый раз или ее повторное подтверждение проходит по желанию преподавателя. Проходить эту процедуру не обязательно. Педагог вправе подать заявку на подтверждение высокого уровня своей профессиональной компетенции или не делать этого. К директору школы эта процедура отношения не имеет. Дату и место проведения назначает комиссия при районном отделе образования.

Какие преимущества дают категории

В первую очередь — это признание качества профессиональной подготовки учителя

На показатель категорийности (первая, высшая) обращают внимание и родители, когда отдают своих детей на обучение, и руководство школы, когда принимает решение взять в штат нового преподавателя

Другие преимущества:

  • в отличие от соответствия занимаемой должности, первая или высшая квалификационная категория учителя дает прибавку к зарплате педагога (размер зависит от конкретного региона);
  • она сохраняется при переходе в другую организацию;
  • статус вписывают в трудовую книжку.

Обязательно ли получать

Получать первую или высшую квалификационку не обязательно. Это делается по желанию и по заявке от преподавателя. Если он не хочет тратить на это силы и время, никто его не заставит.

Но учителю придется тем не менее в обязательном порядке регулярно (раз в 5 лет) проходить аттестацию на подтверждение занимаемой должности.

Сколько действуют

Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276, квалификационные категории педагогическим работникам присваиваются на срок 5 лет. После того как пройдет 5 лет со дня аттестации, она аннулируется. Учитель проходит аттестацию заново каждые 5 лет.

Основные категории персонала

Персонал – это совокупность сотрудников различных специализаций, входящих в штатный состав. Подразделяется он на две основных категории: производственный и непроизводственный. Производственный персонал занимается трудом, результат которого выражен в материальной форме. К примеру, это могут быть лица, работающие над созданием автомобилей, строительством зданий. Рассмотрим составляющие первой категории:

  • Рабочие. Деятельность их носит в основном физический характер. Эти сотрудники специализируются на выпуске товара или на обслуживании производства. К примеру, это могут быть строители, повара. Рабочие подразделяются еще на две категории. Это основной персонал, занятый на главных производственных цехах. Это также вспомогательный персонал. Его представители работают в заготовительных или обслуживающих цехах.
  • Служащие. Деятельность их носит в основном умственный характер. Итог их работы – это выявление управленческих проблем, формирование новых информационных потоков, принятие различных решений в сфере управления. Примером этой категории могут являться бухгалтеры, юристы, менеджеры. Служащие подразделяются еще на три категории. Это руководители самого предприятия или его подразделений. В эту группу входят также заместители руководителей. Это специалисты: инженеры, экономисты, бухгалтеры. Третья группа – это сами служащие (младший технический персонал, учетчики и делопроизводители).

Вторая категория – это непроизводственный персонал. Под ним понимаются сотрудники, занятые на непромышленных хозяйствах. То есть итогом их труда не является создание чего-то материального. Примером непроизводственного персонала являются работники ЖКХ, столовых, поликлиник.

Каким категориям работников предоставляется ежегодный дополнительный отпуск?

Нормативное обоснование

Категории персонала регулируются «Инструкцией численности рабочих на предприятиях» №17-10-0370, утвержденной Госкомстатом 17 сентября 1987 года. Ключевым документом также является Классификатор профессий №367, утвержденный Постановлением Госстандарта от 26 января 1994 года. Минздравсоцразвитием было издано несколько приказов, которые утверждают квалификационные категории:

  • Приказ №525 от 6 августа 2007 года. Устанавливает критерии отнесения представителей персонала к той или иной квалификационной группе.
  • Приказ №248н от 29 мая 2008 года. Устанавливает квалификационные уровни работников.
  • Приказ №247н от 29 мая 2008 года. Также устанавливает квалификационные уровни, но уже относительно руководителей и специалистов.

В нормативных актах выделены эти группы персонала:

  • Должности рабочих и служащих, для работы на которых не нужно профессионального образования.
  • Должности, для устройства на которые нужно начальное или среднее образование.
  • Руководящие должности, для которых нужно начальное профессиональное образование.
  • Специальности, для которых нужно высшее образование (квалификация «бакалавр»).
  • Должности, для устройства на которые нужно иметь высшее образование по квалификации «дипломированный специалист» или «магистр».

Необходимость в образовании определяется в зависимости от специфики деятельности. Сложная интеллектуальная работа предполагает наличие соответствующих знаний и навыков. Для исполнения простой работы достаточно начального образования.

Основные требования к специалистам

Чтобы было понятно, кто такие педагоги и в чем заключается их деятельность, стоит изучить требования, которые предъявляются к данным сотрудникам. Также стоит рассмотреть определенные факторы, при наличии которых человек не сможет стать педагогом.

Согласно ст. 46 ФЗ об образовании, к педагогам предъявляются следующие требования:

  • Образование – высшее или профессиональное. Человек должен закончить магистратуру или бакалавриат, а при необходимости нужно пройти специальную подготовку научно-педагогических сотрудников;
  • Соответствие особым квалификационным требованиям. Они прописаны в специальных профессиональных стандартах и квалификационных справочниках.

Запреты и ограничения

Разнообразные ограничения и запреты являются составной частью общего правового статуса педагога! Вот самые главные правила и требования, невыполнение которых может привести к определенной ответственности:

  1. Сотрудник образовательной сферы, который ведет соответствующую предпринимательскую деятельность, не может оказывать платные услуги, если это противоречит условиям трудоустройства.
  2. Запрещено использовать возможности своей профессии для политической или религиозной агитации, принуждения учеников к определенным убеждениям.
  3. Запрещено применять психологическое или физическое насилие к обучающимся.

За полное пренебрежение установленными правилами, за ненадлежащие их исполнение, установлена определенная ответственность. В зависимости от нарушения, она может быть следующей:

  • Дисциплинарная;
  • Административная;
  • Гражданско-правовая;
  • Материальная;
  • Уголовная.

На основании всего выше сказанного можно сделать вывод, что на педагогов возлагается прямая ответственность за воспитание и обучение детей и взрослых людей. По причине подобной ответственности современное законодательство выдвигает к работе сотрудников образовательного учреждения довольно жесткие требования.

Права современных педагогов

В соответствии с ФЗ, со ст. 47, педагоги могут пользоваться такими законными правами:

  1. Преподавать, выражать мнение, вмешиваться в вопросы образования.
  2. Выбор и внедрение разрешенных методик преподавания.
  3. Разработка схем подачи материала, проявление творческой инициативы.
  4. Выбор специального учебного материала.
  5. Развитие собственной научной деятельности, принятие участия в исследованиях и экспериментах.
  6. Использование библиотек, информационных интернет ресурсов, разрешенных законом.
  7. Участие в управленческих мероприятиях, а также педагог может числиться в коллегиальных управленческих объединениях.
  8. Обращение в специальную комиссию для устранения споров, образованных между сотрудниками и обучаемыми.
  9. Защита собственного достоинства, самостоятельное расследование нарушенных норм этики педагога.

Трудовые права педагогов

Отдельно стоит рассмотреть права педагога, что открываются ему в рамках занимаемой должности. Вот самые важные из них:

  1. Сокращенная стандартная рабочая неделя. В силу особенностей профессиональной деятельности, продолжительность рабочей недели педагога составляется не 40, но 36 часов.
  2. Получение дополнительного профессионального образования. Это не просто право, но требование. Каждый педагог должен проходить специальные курсы повышения квалификации, как минимум, три раза в год.
  3. Ежегодный оплачиваемый отпуск и особый длительный отпуск, период которого может достигать одного года. Его можно использовать раз в десять дней, но при условии непрерывного стажа.
  4. Получение помещения для проживания вне очереди. Квартиры и дома предоставляются по договору социального найму. Жилье предоставляется из специального фонда.

Кто такие специалисты?

Специалист – это, возможно, самая распространенная квалификация России. Что это за категория и кто может гордо именовать себя этим статусом? Точек зрения несколько.

Официально под специалистами понимают тех людей, которые получили высшее образование и квалификацию. Так что, если у вас есть диплом вуза, вы наверняка специалист

По сути, даже не важно, есть ли у вас работа, важно, что есть диплом вуза

Но в реальной жизни, конечно же, куда большее значение имеет, кем и как долго человек работает. Поэтому к специалистам относятся почти все работники, попадающие, в том числе и под категорию рабочих.

Нередко, здесь существуют и свои классификации: младший, старший, ведущий специалист – очень развито в офисах и на предприятиях. Бывают и свои категории специалистов в медицине – средней или высшей медицинской категории, в образовании и во многих других сферах. Даже юристы могут быть специалистами по гражданским или уголовным делам и редко когда разбираются сразу во всем.

Если вам ближе официальное определение, диплом вуза делает вас специалистом. Но, откровенно говоря, если человек – профессионал своего дела, имеет хороший опыт и стаж, разбирается в какой-то области на высоком уровне, то он определенно относится к специалистам. И это независимо от документов об образовании.

Показатели раздела «Должен знать»

          Показатель          
         Характеристика показателя        
1. Общие нормативно-правовые  знания                        
Общие и регулирующие основную деятельностьпо должности документы                    
2. Общие профессиональные     знания                        
Знания, отражающие специфику              (педагогической) области деятельности     
3. Специальные знания         
Предметно-специализированные знания.      Специальные знания методов и средств,     которые работник должен уметь применять   при выполнении должностных обязанностей   

Дифференциация знаний в зависимости от содержания должностных обязанностей и степени самостоятельности их выполнения может производиться на основе определения:

  • глубоких знаний;
  • основ знаний.

Так, для замещения одних должностей или групп должностей обязательны знания технологии производства продукции, экономики и организации труда и управления, а для других достаточно знания их основ.

Принципами отбора материала для раздела «Должен знать» должны быть:

  • целостность и системность знаний;
  • связь теории с педагогической деятельностью;
  • соответствие материала современному уровню развития науки;
  • соответствие Государственному образовательному стандарту.

Квалификация руководящих и педагогических работников (определение уровня образования и стажа работы) при установлении разрядов оплаты труда на основе Единой тарифной сетки и уровень профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории определяются по показателям, предусмотренным требованиями по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам).

На сегодняшний день определены критерии выявления квалификационных различий работников образования. Критерии квалификационных категорий специалистов едины и не зависят от вида образовательного учреждения (общеобразовательная школа, профессиональное училище, профессиональный лицей), и с этой точки зрения аттестация является основанием для профессионального роста специалиста.

Критерии квалификационных категорий управленческого и обучающего персонала образовательных учреждений включают в себя:

  • требования, предъявляемые к специалисту по уровню профессиональной культуры, включая уровень коммуникативной культуры;
  • требования, предъявляемые к специалисту по уровню квалификации и профессиональной компетентности;
  • требования, предъявляемые к специалисту в отношении результативности профессиональной деятельности.

Рассматривая требования к квалификации научно-педагогических работников, ректораты российских вузов, руководство кафедр и отделы кадров по работе с сотрудниками сталкиваются с трудностями по определению соответствия уровня квалификации того или иного научно-педагогического работника его должностному положению. Эти проблемы возникают при оформлении новых сотрудников на работу в вуз, при их аттестации, оценке профессионального мастерства, должностном продвижении и определении разряда тарифной сетки оплаты.

В основном нормативном документе, которым пользуется большинство российских вузов, — Нормативно-правовом справочнике по бухгалтерскому учету в сфере образования и науки — приводятся предельно обобщенные и обезличенные критерии оценки сложности научно-педагогического труда:

  1. Образование (не менее высшего).
  2. Наличие/отсутствие ученой степени.
  3. Наличие/отсутствие ученого звания.
  4. Длительность трудового научно-педагогического стажа.

В таблице 3 приведены структура и показатели квалификационных характеристик с учетом выработанных подходов («Должностные обязанности» и «Должен знать») и на основе проанализированной информации («Требования к квалификации по разрядам оплаты»).

Таблица 3

Социальные гарантии

В чем особенности правового статуса педагогических работников? Прежде всего, он заключается в предоставлении особенных социальных гарантий, свойственных только для определенных категорий трудящихся.

В частности, для сотрудников в сфере образования предлагается досрочный выход на пенсию, в некоторых случаях, задолго до достижения установленного законодательством возраста. Данное право установлено Законом «О пенсионных выплатах», который является единым для всей РФ. Для назначения денежных выплат в рамках социального обеспечения необходимо наличие не менее 25 лет трудового стажа в области образования.

В ряде социальных гарантий для педагогических работников также предусматривается возможность внеочередного получения жилого помещения по договорам социального найма. В специализированных жилищных фондах для такой группы лиц также предоставляется жилье вне очереди. Кроме этого, все сотрудники сферы образования, которые проживают в отдаленных районах, но сами ведут трудовую деятельность в городе, имеют право на получение денежной компенсации расходов, связанных с арендой жилья недалеко от места работы. Кроме этого, государство обязано предоставить средства на оплату коммунальных услуг в данном жилище (вода, электроэнергия, а также расходы, связанные с отоплением помещения).

Федеральными законами отдельных территориальных единиц РФ также могут быть предписаны особенные социальные гарантии для работников в сфере образования. Сущность дополнительных возможностей не должна противоречить законодательству, которое действует в пределах России.

Огромный спектр социальных и других гарантий для работников сферы образования устанавливается государством не только для того, чтобы поддержать действующих работников и обеспечить для них нормальные условия для проживания. Кроме этого, одна из задач страны — привлечение новых кадров в структуру педагогических работников, которые будут хорошо образованы и смогут передать полученные знания другим поколениям. Будущих педагогических работников подготавливают в учебных заведениях высшего и среднего звена. Практически в каждом из них имеется весомая доля учебных мест, которые финансируются за счет средств, взятых из федерального или местных бюджетов.

Классификация должностей в ДОО

Должности работников образования подразделяются на , педагогических работников и учебно-вспомогательный персонал. Обоснование В соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

В соответствии с разделом «Квалификационные характеристики Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. (далее – ЕКС) работники образования подразделяются на группы:

  • Педагогические работники;
  • Должности руководителей;
  • Работники учебно-вспомогательного персонала.

В состав руководителей входят следующие должности:

  1. Руководитель (директор, заведующий, начальник)
  2. образовательного учреждения
  3. Руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий)
  4. Старший мастер
  5. Заместитель руководителя (директора, заведующего,
  6. начальника) образовательного учреждения
  7. структурного подразделения

В состав педагогических работников входят должности:

  1. Педагог-библиотекарь
  2. Педагог-организатор
  3. Учитель
  4. Социальный педагог
  5. Тьютор
  6. Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)
  7. Старший вожатый
  8. Концертмейстер
  9. Педагог дополнительного образования (включая старшего)
  10. Инструктор по физической культуре
  11. Руководитель физического воспитания
  12. Преподаватель-организатор основ
  13. безопасности жизнедеятельности
  14. Инструктор-методист (включая старшего)
  15. Инструктор по труду
  16. Музыкальный руководитель
  17. Воспитатель (включая старшего)
  18. Преподаватель
  19. Педагог-психолог
  20. Методист (включая старшего)

Дополнительная классификация

Рассмотрим дополнительные категории для разделения персонала на группы:

  • Формы производственной деятельности (к примеру, строительство здания или создание скважин).
  • Тарифные разряды (от одного до восьми).
  • Классы квалификации (от одного до трех).
  • Модели оплаты работы (к примеру, классическая, сдельная, премиальная).
  • Уровень механизации деятельности (ручная или автоматизированная работа).
  • Производственные направления (старший, помощник старшего).

Классификации также поддаются должности:

  • Должности: управленец или специалист.
  • Должность: старший и младший.
  • Уровень квалификации (1-3-класс).

К СВЕДЕНИЮ! В России существует главный Классификатор профессий.

Чем отличается служащий от специалиста?

Человек может быть как специалистом, так и служащим одновременно, так что четких и прозрачных различий нет.

Обычно, если вы работаете на себя, оказываете какие-то услуги заказчикам на фрилансе, то есть выступаете со стороны индивидуального предпринимателя, то вы скорее специалист и служащим вас назвать нельзя.

В то же время, если вы работаете экономистом на предприятии и, согласно диплому, являетесь специалистом с высшим образованием, в структуре организации вы, скорее всего, относитесь к категории служащих.

Так же бывает и среди муниципальных и государственных служащих. Например, сотрудник службы судебных приставов может одновременно быть и госслужащим, и специалистом.

Если вы работаете на государственной или военной службе и хотите это подчеркнуть, можете использовать термин «служащий» — «Я госслужащий». Во всех остальных случаях лучше называть себя руководителем или специалистом. А еще лучше — сразу обозначать профессию, не используя ничего другого – «Я специалист отдела экономики и финансов» — «Я экономист».

Заключение

Представители всех педагогических должностей могут представлять руководству образовательного учреждения свои предложения, касающиеся улучшения образовательного процесса.

Любой сотрудник может требовать от руководящего состава информацию, касающуюся исполнения им должностных обязанностей.

Помимо прав, у любой педагогической должности есть и определенная ответственность. Например, в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения обязанностей, которые предусмотрены инструкцией, сотрудник наказывается согласно трудовому законодательству РФ.

Ответственность предполагается в случае предоставления руководителю ложной информации, нарушения сроков подачи отчетов, педагогической и профессиональной этики. Серьезная ответственность предполагается у всех представителей педагогических должностей в тех случаях, когда из-за их действий жизни и здоровью участников образовательного процесса будет грозить серьезная опасность.