Окпдтр (ок 016-94)

Содержание

Содержание и задачи ОКПДТР

Код содержит информацию о:

  • принадлежности работника к рабочим или служащим;
  • характере выполняемых им работ;
  • применяемых тарифах;
  • уровне квалификации;
  • способе выплат;
  • степени тяжести и вредности работы;
  • уровне автоматизации рабочего места;
  • категории должности;
  • месте штатной единицы в иерархии.

Задачи классификатора

  1. Сбор и обобщение сведений о всех профессиях и должностях, имеющихся на территории РФ в единую структуру.
  2. Создание статистического отчета о состоянии рынка труда.
  3. Оценка состояния рабочей силы по степени квалификации.
  4. Анализ условий труда и заработной платы.
  5. Учет количества работников, занятых в разных сферах деятельности.
  6. Интеграция в мировую статистическую систему.
  7. Выявление среднего образовательного уровня для создания условий к переподготовке, повышению профессионального уровня кадров.
  8. Обеспечение корректности внесения наименования должностей и профессий в документы при приеме на работу персонала.

Квалификационные требования к должности государственной гражданской службы

Закон предъявляет определенные квалификационные требования к любой профессии государственных гражданских специалистов. Они устанавливаются по категориям и группам должностей, областям и видам деятельности служащего. Лицо, являющееся потенциальным работником, должно соответствовать:

  • уровню специального образования;
  • стажу государственной гражданской службы или работы по специальности и прочему.

Например, для замещения должности категории руководитель или должности советника высшей и главной групп необходимо наличие высшего образования не ниже уровня специалиста или магистратуры.

Требования к профобразованию и стажу установлены такие:

Группа по должности

Категория

Образование

Стаж

Высшая

Руководитель

Высшее (специалист, магистр)

От 4 лет ГГС или работы по имеющейся специальности

Помощник

Специалист

Главная

Руководитель

Высшее (специалист, магистр)

От 2 лет ГГС или работы по имеющейся специальности

Помощник

Специалист

Обеспечивающий специалист

Высшее — бакалавр

Ведущая

Руководитель

Высшее — бакалавр

Без требований

Помощник

Специалист

Обеспечивающий специалист

Старшая

Специалист

Высшее — бакалавр

Без требований

Обеспечивающий специалист

Среднее профобразование

Младшая

Обеспечивающий специалист

Среднее профобразование

Без требований

Но есть исключения. К примеру, квалификационные требования не относятся к:

  • претендентам, получившим высшее профессиональное образование до 29.08.1996;
  • госслужащим с высшим образованием не выше бакалавриата, назначенным до вступления Федерального закона № 224 от 30.06.2016 в законную силу.

Общие требования к должностям:

  • гражданство России;
  • достижение 18-летнего возраста;
  • свободное владение русским языком.

Где и кем применяется

Используется в производственной среде, везде, где принимаются в штат рабочие и служащие. Присваивают его сразу при приеме на работу. Код отражается в документах бухгалтерии и отдела кадров. Наиболее часто используют его в таких случаях:

  1. При составлении документов: трудового договора, личной карточки Т-2, приказа на увольнение, вступление в должность. В них вносится ОКПДТР.
  2. Для принятия решений о выплате компенсаций, применении льгот.
  3. Определение наименования будущей должности, исходя из ее характеристик.
  4. Занесение должности в штатное расписание.
  5. Предоставление отчетов о начислениях в пенсионный фонд.
  6. Назначение пенсии за выслугу.

Как распределяется персонал по категориям

К внешним факторам, оказывающим влияние на распределение госслужащих по категориям, относят:

  1. Грамотность персонала.
  2. Численность трудоспособного населения.
  3. Сфера занятости.
  4. Распределение производственных мощностей.
  5. Качество и количество выпускаемой продукции.

Таким образом, персонал можно разделить на следующие категории:

  1. Трудовой. В основном относят граждан, которые выполняют определенные производственные задачи и должностные обязанности. У них есть образование, все они одной возрастной категории. В данную группу можно отнести и потенциальных сотрудников.
  2. Иной. В данном случае работники имеют определенную профподготовку и образование, перечень трудовых обязанностей состоит из работы временного характера. Зачастую трудно определить значимость сотрудников, работающих на вспомогательном производстве.

Стоит отметить, что всех работающих граждан можно разделить на основных и вспомогательных сотрудников. Первые выполняют важные задачи на работе, занимаются обслуживание оборудования, а вторые – создают комфортные условия для работы первой группы.

Классификация персонала:

  1. Руководящий состав предприятий. К нему относятся директора, руководители, начальники, главы и президенты компании, руководящие работники и топ-менеджеры.
  2. Специалисты и рабочий персонал. К данной категории относят начальников цеха, мастеров участков, рабочих и обслуживающих персонал, специалистов – инженеров, бухгалтеров, экономистов, юристов, нормировщиков и так далее.
  3. Служащие государства. К ним относят секретарей, чиновников, депутатов и так далее.

Понятие военной службы

Военная служба – это вид федеральной государственной службы, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских и не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в органах, которые осуществляют функции по обеспечению безопасности и обороны государства. Таким гражданам могут быть присвоены воинские звания. 

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Ранее ФЗ закреплял такой вид государственной службы, как правоохранительный, но с 1 января 2016 года статья утратила силу. 

Также можно было бы выделить такой вид государственной службы, как дипломатический, который обладает собственной правовой спецификой. 

Особым видом государственной службы А.А. Гришковец называет службу в организациях Центрального банка Российской Федерации. Деятельность некоторых лиц в парламенте, можно также отнести к виду государственной службы. 

В статье 3, 6 и 7 Федерального закона N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» уравнены фактически все виды проявления государственной власти по отношению к населению, не смотря на то, что указанный выше закон продолжает разделять единую государственную службу на федеральную, государственную, муниципальную и гражданскую. Также он предписывает гражданам, в некоторых случаях, исполнять иные указания, которые исходят непосредственно от международных организаций и некоторых общественных объединений. 

Положительным моментом, так как система является совокупностью элементов, которые находятся в связях, приводящих их к новому качеству, является закрепление в ст. 6 Закона № 79-ФЗ видов взаимосвязи государственной службы РФ иных видов и гражданской службы, специфика и сравнимость видов государственной службы. Взаимосвязь государственной службы иных видов и гражданской службы обеспечивается за счет единства системы государственной службы российского государства, функционирования и принципов ее построения, а также посредством: 

  • основных государственных социальных гарантий, соотносительности размера оплаты труда и основных условий;
  • установление обязательств и ограничений при прохождении различных видов государственной службы Российской Федерации;
  • учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотнесения главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили государственную службу.

Вышеуказанные нормы являются принципами государственной службы. Нормы ст. 7 указанного закона являются такими же принципами, которые гласят, что взаимосвязь муниципальной и гражданской службы обеспечивается посредством:

  • единства главных квалификационных требований к должностям муниципальной и гражданской службы;
  • единства обязательств и ограничений при прохождении муниципальной и гражданской службы;
  • единства требований к подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации муниципальных и государственных служащих;
  • учета стажа гражданской службы, если исчисляется стаж муниципальной службы и стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотносительности главных социальных гарантий и условий оплаты труда муниципальных и гражданских служащих;
  • соотносительности главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили муниципальную службу, а также граждан, проходивших гражданскую службу, а также, в случае потери кормильца их семей. 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по мысли законодателя, муниципальная служба – это один из видов государственной службы. Государственный аппарат до сих пор нуждается в научных предложениях о самом делении государственной службы Российской Федерации на виды и в целом о системе. 

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Случай из судебной практики

Господин Н. работал по трудовому договору механиком. В фирме произошли изменения, и по решению руководства отдел Н. переименовали, договоры с сотрудниками перезаключили. Н. был ознакомлен с новой должностной инструкцией под роспись, но не был согласен с нововведениями, касающимися его должности. Не устраивало то, что работая механиком, кроме прежних обязанностей, от него требовали выполнять еще и функции уборщика, охранника. Документально требования были зафиксированы в должностной инструкции. Выражал недовольство в устной форме. Начальство не приняло его точку зрения. Н. подал иск в суд, так как считал, что требования руководства не соответствуют установленным в ОКПДТР характеристикам по должности механика.

Суд не удовлетворил иск, объяснив это тем, что ст. 8 ТК РФ позволяет организациям самостоятельно разрабатывать внутренние нормативные документы.

Должностная инструкция относится к внутренним нормативным актам. Есть правила Госстандарта, на которые стоит опираться при создании документа. Но законодательством не установлено жестких правил ее разработки. Поэтому работодатель имеет право вносить нормы на свое усмотрение, с учетом специфики деятельности фирмы и требований к должности.

Стандарты ОКПДТР в ряде случаев имеют рекомендательный характер. Если исходя из особенностей деятельности нет в них необходимости, за неиспользование наказаний не предусмотрено. Моменты, при которых положения классификатора должны быть учтены обязательно, установлены законодательно на федеральном уровне.

Младшие должности

Последняя группа должностей государственной гражданской службы — это работа младших советников или секретарей государственной службы I, II и III классов. Аналогично воинским: I класс — это главный корабельный старшина. II класс — старшина 1 ст. или сержант, старшина 2 ст. или младший сержант. III класс — старший матрос или ефрейтор, рядовой матрос. Разница в званиях обычной службы или военно-морской.

В прокурорской практике референты II, III классов и все младшие должности не присутствуют. Специальные должности, соответствующие секретарям I класса — старший сержант или старшина полиции, юстиции. II класса — сержант полиции или юстиции. III класса — рядовой полиции или юстиции.

Таким образом, существует пять групп должностей государственной гражданской службы, которые делятся по четырем основным категориям. Каждой группе гражданской службы соответствует какое-либо воинское звание, уточняемое специальным званием.

Данная система не была разработана в один прекрасный день, но начиная с Табели о рангах совершенствовалась со временем и сегодня предстала именно в таком свете. Знание структуры должностей помогает поставить цель, если гражданин хочет работать в этом направлении или лучше понять устройство государственного аппарата Российской Федерации.

Перспективы профессии

Государственная служба продолжает оставаться престижной и востребованной, а уровень стабильности и социальной защищенности работников дает ей преимущество перед работой в бизнесе.

Вопрос.

Является ли сотрудник, работающий в центре социальной защиты, государственным служащим?

Ответ.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также — гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также — должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также — федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также — гражданская служба субъектов Российской Федерации).

ст. 3, Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» {КонсультантПлюс}

Гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

ст. 13, Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» {КонсультантПлюс}

В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

ст. 9.2, Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О некоммерческих организациях» {КонсультантПлюс}

Центр социальной защиты является бюджетным учреждением и не относится к государственным органам. Таким образом, сотрудник центра социальной защиты не является госслужащим.

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, ноябрь 2015 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).

Государственный служащий — работник (служащий), исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе.

Из каких разделов и блоков состоит

Классификатор разделен на два основных раздела:

  • по рабочим;
  • по служащим.

К рабочим относятся сотрудники, занятые непосредственно в производстве. Они выполняют работу, результатом которой является реальный продукт. Местом работы может быть цех, мастерская, строящийся дом и т. п. Оно обычно оборудовано большим количеством технических средств, инвентаря, предназначенных для работы с материалами. Главный ресурс в труде рабочего – физическая сила и крепкое здоровье. Оплата для многих профессий сдельная. Рабочее время зависит от характера деятельности. Может устанавливаться в любое время суток. Например, строительство дорог проводится в ночное время. Наличие высшего образования для таких работ не требуется.

Служащие – это административный персонал. К ним относятся бухгалтера, менеджеры, секретари, любые другие специалисты офиса и руководящий состав. Они работают с информацией. Главные ресурсы служащего – интеллект, знания, профильное образование. Рабочее место оборудовано телефоном, компьютером, факсом на столе. График работы четко оговоренный, устанавливается один раз, при приеме на работу, фиксируется в трудовом договоре. Время работы дневное. На должности служащих принимают после окончания вуза.

Должности государственной службы

Государственная служба осуществляется на соответствующих должностях, учреждаемых федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Под должностью

понимается комплекс обязанностей и прав, а также ответственность, определяющие содержание деятельности служащего, его место и роль в системе государственных структур.

Должности государственной службы подразделяются на:

— должности федеральной государственной службы;

— должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

— воинские должности;

— должности правоохранительной службы.

Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов РФ о государственной гражданской службы субъектов РФ.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Закон предусматривает следующие категории должностей гражданской службы:

1) руководители

– должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений. Должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничений срока полномочий;

2) помощники (советники)

– должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителе\ям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты

– должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты

– должности, учреждаемые для организационного, информационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие;

2) главные;

3) ведущие;

4) старшие;

5) младшие.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Действующее законодательство закрепило еще такой формальный признак государственной должности: она должна быть включена в Реестр должностей государственной службы РФ, который утверждается указом Президента РФ. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют: перечни должностей федеральной государственной гражданской службы; перечни типовых воинских должностей; перечни типовых должностей правоохранительной службы.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ образуют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.

Гражданским служащим в соответствии с занимаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы присваиваются классные чины.

Ограничения и запреты

Не смотря на множество преимуществ и привилегий, на государственных служащих из-за их рода деятельности распространяется множество ограничений и запретов. Рассмотрим основные из них:

  1. Отстранение от службы или недопуск к работе из-за признания недееспособности или ограничения дееспособности по заключению медицинской комиссии.
  2. Неснятая судимость и запрет на ведение государственной деятельности.
  3. Руководитель организации – близкий родственник.
  4. Психические и соматические расстройства, препятствующие выполнению государственных служебных обязанностей.
  5. Заведомо ложные сведения о доходах и имуществе, предоставляемые при приеме на работу.
  6. Гражданство другой страны или выход из российского подданства.
  7. Занятие предпринимательской деятельностью напрямую или через доверенных лиц.
  8. Управление компанией, без выпуска соответствующих нормативно-правовых актов, регулирующих это.
  9. Ведение гражданской деятельностью без избрания на нее.
  10. Представительство третьих лиц в государственном органе, в котором специалист работает.
  11. Покупка ценных бумаг для получения дополнительного дохода.
  12. Командировочная поездка за счет физических или юридических лиц. Кроме случаев, предусмотренных международными доверенностями.
  13. Получение вознаграждений любого типа от физических или юридических лиц.
  14. Растрата государственных средств или ценностей.
  15. Разглашение информации конфиденциального характера или содержащей сведения государственной тайны.
  16. Неоднократно нарушать должностные обязанности.
  17. Высказывание субъективного мнения о других органах власти и их руководителях.
  18. Использование служебного проведения в рамках предвыборной агитации.
  19. Принятие различных наград и премий без информирования руководителя.
  20. Создание политических партий и участие в них.
  21. Самостоятельно оставлять органы власти.
  22. Увольнять сотрудников для урегулирования споров.
  23. Занятие рабочей деятельностью, финансируемой из средств иностранного бюджета, без информирования и согласия руководителя.
  24. Использование служебного положения для получения собственной выгоды или продвижения политической партии.