Содержание реформы высшего образования
Уровень народного образования в Российской империи в середине XIX века был ниже большинства стран Европы. От государства требовались шаги по улучшению ситуации в этой сфере.
Рис. 1. Император Александр II.
Датой проведения реформы высшего образования следует считать 18 июня 1863 года. Тогда был принят университетский устав. Он стал самым либеральным за весь период истории Российской империи.
Подготовка устава шла с конца 1850-х годов. Важную роль в этом играли профессор Константин Кавелин, князь Григорий Щербатов и министр народного просвещения Евфимий Путятин. Он занимал эту должность несколько месяцев в 1861 году. С его деятельностью связаны некоторые нововведения в области образования, например, зачетные книжки. Однако он был отправлен в отставку по причине своей некомпетентности и из-за студенческих волнений.
В конце 1861 года его сменил министр Александр Головнин. При нем была проведена всесторонняя разработка университетского устава, который включал в себя 12 глав. Основными положениями устава стало:
- утверждение в составе каждого университета 4 факультетов (медицинский, юридический, историко-филологический, физико-математический);
- выборы ректора раз в 4 года;
- создание университетского суда;
- студентом можно было стать с 17 лет, ему требовалось окончить гимназию;
- университеты считались императорскими, они получали больше самостоятельности в делах внутреннего управления.
В период деятельности министра Александра Головнина открылся Новороссийский университет в Одессе. В 1866 году на посту министра его сменил Дмитрий Толстой. В следующие 15 лет в России открылись университеты в Томске и Варшаве, высшие женские курсы в Москве и историко-филологические институты и в Нежине и Петербурге.
Рис. 2. Народное образование в Российской империи.
литература
- Людвиг фон Фридебург: Реформа образования в Германии. История и социальное противоречие. Зуркамп, Франкфурт-на-Майне 1989, ISBN 3-518-57999-1 .
- Питер Древек: История школы. В: Клаус Харни, Хайнц-Герман Крюгер (Hrsg.): Введение в историю педагогической науки и образовательной реальности. Opladen 1997, ISBN 3-8252-8109-4 , стр. 183-207.
- Фонд Генриха Бёлля и Комиссия по образованию Фонда Генриха Бёлля (ред.): Учитесь самостоятельно. Образование укрепляет гражданское общество. Шесть рекомендаций Комиссии по образованию Фонда Генриха Бёлля. 1-е издание. Beltz Verlag, Weinheim 2004, ISBN 3-407-25354-0 .
- Мюнх : глобальные элиты, местные органы образования и науки в рамках режима PISA, McKinsey & Co . Зуркамп, Франкфурт а. М. 2009 г., ISBN 978-3-518-12560-1 .
- Стефани Нихофф, Эрнст Энгерт: Сделайте два из трех — школьная реформа в Берлине. В: Беттина Мальтер, Али Хотайт (Hrsg.): Что вы думаете о нас?: Одно поколение призывает к образовательной революции . Прошлое издательство, Берлин 2011, ISBN 978-3-86408-061-6 .
- Генрих Боссе: Образовательная революция 1770-1830 гг . Отредактировано беседой Насима Ганбари, Гейдельберг, 2012 г., ISBN 978-3-8253-6088-7 .
- Джордж Тернер: Колледж между воображением и реальностью. Об истории реформы высшего образования в последней трети 20 века, Duncker & Humblot, 2001.
Основные постулаты «нового порядка организации» учебного процесса
Все «новые» основополагающие принципы образовательного процесса давно прописаны в законе «Об образовании в РФ». Но Порядок, утвержденный Министерством просвещения 22 марта 2021 года – «подзаконный акт», который вступит в силу с нового учебного года, дополнительно и более объемно разъясняет, какие именно изменения произойдут и как ими могут воспользоваться школьники и их родители.
- Технический прогресс, пандемия и по-настоящему новый курс государства на развитие науки и образования стали основным толчком для расширения форм обучения и комбинированного подхода. В первую очередь это относится к различным электронным формам обучения.
- Ученики начальных и средних классов смогут получать среднее образование в школе или в семье (семейное обучение), а старшеклассники получат возможность заняться самообразованием.
- При выборе семейной формы обучения родителям достаточно всего лишь известить об этом органы местного управления за 15 дней до начала учебного года или в течение этого же срока с даты приказа об отчислении.
- Федеральные образовательные стандарты при любой форме обучения остаются едиными и неизменными. Поэтому итоговая аттестация ставит в равные условия всех школьников, независимо от того, какую форму обучения выбрали их родители, и ее прохождение обязательно для всех учащихся.
- Некоторые пункты Порядка посвящены санитарным нормам и обязательным требованиям к учебной нагрузке.
- Согласно нового Порядка расширяются возможности образовательных учреждений: с нового учебного года школы смогут применять сетевые формы обучения – взаимодействовать со специализированными учреждениями/предприятиями и организовывать дистанционные уроки.
- Расписание уроков, а также индивидуальный учебный план составляется с учетом способностей и возможностей каждого ребенка.
- Ученики начальных классов теперь не должны выполнять домашние задания и не будут получать оценки в привычном для всех понимании (баллы). Хорошо это или плохо – отдельная тема.
- В случае абсолютного провала итоговых аттестаций ребенок получает справку о том, что обучался в школе.
Если говорить о новом Порядке образовательной деятельности, то скорее нужно сделать акцент не на правовом и организационном регулировании, а на создании и окончательном внедрении в школьную среду единой IT-системы, которая будет действовать наравне с привычными «бумажными» инструментами – дневниками, журналами, библиотекой и т.д.
Кроме того, нельзя не заметить, что в новом порядке много внимания уделено аспектам, связанным с облегчением перехода на семейное или индивидуальное обучение. Во многом на это повлиял прошлый учебный год, который прошел в условиях пандемии. Но не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что в последние годы семейная форма обучения стала пользоваться достаточно большой популярностью, что, естественно, не укрылось от глаз чиновников.
Но в свете того, что «цифровое неравенство» в образовательной среде пока не ликвидировано окончательно (Национальный проект «Образование» в полном объеме заработает только с 1 января 2024 года), государственная информационная система (ГИС), к сожалению, до сих пор хватывает далеко не все регионы России. Поэтому там, где нет доступа к интернету или школьные платформы не подключены к порталу госуслуг, родителям придется оформлять семейное или индивидуальное обучение в привычном, письменном формате.
[править] Ссылки
- Критика законности введения курса Основ Православной Культуры
- «Концепция изменилась?» — Анна Очкина идет «по следам реформаторов от образования»
- Луков Вл. А. Реформы образования // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 217-219.
- Подборка статей о реформе образования в России в библиотеке научно-просветительского журнала «Скепсис»
- Словарь по реформе образования
- Подборка публикаций в СМИ о реформе образования в России[недоступная ссылка]
- Сайт противников реформы образования и Закона 83-ФЗ
- Нешкольная задача: куда Россию ведет реформа образования. Интервью Анатолия Вассермана и Алексея Байкова. — ИА REX, 16.02.2011.
- Семинар МГУ: «Образование и наука в кризисе» на Красном ТВ
- Позитивные черты реформы образования
- Образование для избранных, цифровая клетка для остальных (О. Четверикова, Д. Перетолчин)
ВУЗы
В задачи Федеральной целевой программы, которая должна быть реализована до 2020, входят:
- внедрение новых образовательных программ магистратуры и аспирантуры;
- внедрение передовых технологий;
- осуществление проектов по строительству учреждений лабораторного, спортивного и коммунального типа;
- устранение дефицита мест в общежитиях;
- разработка новых инструментов оценки качества обучения.
Все реформы, производимые в ВУЗах направлены на достижение конкурентоспособности на мировом уровне, чтобы иностранные студенты приезжали учиться в Россию. Так, в планах у правительства запустить грантовые программы для учащихся из других стран и построить новые кампусы.
Чтобы сохранить специалистов с высшим образованием на своих местах, планируется произвести ряд изменений:
- открыть в каждом регионе центры инновационного, технологического и социального развития при Университетах, чтобы учебные заведения могли дать возможность выпускникам развиваться после получения дипломов;
- увеличить размер грантовой поддержки ВУЗов и стипендий для аспирантов;
- открыть программы долгосрочного фундаментального исследования.
Опять-таки, на эти мероприятия необходимо около 2 трлн. руб. Пока что не известно, каким образом будет профинансирована реформа, а значит нельзя точно сказать какими путями ее проведут.
- Университетские субботы в 2019-2020 году
- Федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год
- Второй иностранный язык в школе в 2019-2020 году
Изменения в Министерстве науки
В прошлом году в Госдуме было одобрено решение о разделении Министерства науки на 2 ведомства: Минпросвещения, отвечающее за дошкольный и средний уровень, а также Министерство науки и высшего образования. Федеральное агентство научных организаций будет ликвидировано.
Реорганизация полностью закончится в первой половине 2019 года. Кроме того, руководство над российскими школами перейдет в одни руки – региональным органам власти. В 2018 такой подход был успешно применен в 19 регионах РФ, поэтому принято решение утвердить его по всей стране. Подобные изменения должны положительно сказаться на состоянии сферы образования в целом.
Под новым руководством планируется провести ряд реформ. Нацпроект «Образование», который был принят осенью 2018, включает в себя 10 проектов, затрагивающих школы, средние и высшие учебные заведения. Реализовывать его будут на протяжение 5 лет. Главные цели проектов:
- создать современную образовательную среду, а также развитую инфраструктуру в учебных заведениях;
- сделать обучение качественным и доступным (в том числе для детей с ограниченными способностями);
- найти и поощрить талантливых молодых людей;
- развить эффективные системы дополнительного образования детей;
- подготовить высококвалифицированных специалистов, обучая их на основании передовых технологий;
- развить потенциал педагогов.
Президент Путин поставил задачу вывести образование в стране на конкурентоспособный уровень, чтобы Россия входила в 10-ку стран-лидеров по его качеству. Минобрнауки уже подготовило обновленную систему воспитания и обучения. Были приняты лучшие мировые методики и выпущена подходящая литература для педагогов. Постепенно меняется концепция преподавания различных предметов, а также критерии оценивания. Что конкретно ждет каждый уровень образования в ближайшие годы?
Крестьянская реформа
- Объявление крепостных крестьян лично свободными без выкупа
- Помещики сохраняли за собой треть поместья в Нечерноземье и половину поместья в Черноземье.
- Земля предоставлялась крестьянской общине
- Крестьянин получал надел на правах пользования и не мог отказаться от него
- По определенным льготным правилам крестьянин выплачивал помещику выкуп за полный надел (крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли.)
- До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику и был обязан выполнять прежние повинности — барщину и оброк (отменено в 1882–1887 годах)
- Расположение крестьянских наделов определял помещик
- Крестьянин получал
— личную свободу,— независимость от помещика;— право переходить в другие сословия;— право самостоятельного вступления в брак;— свободу выбора рода занятий;— право защиты своих дел в суде.— самостоятельно совершать сделки— приобретать и распоряжаться имуществом;— заниматься торговлей и промыслами— участвовать в выборах местного самоуправления
Отменив крепостное право, Александр остался в истории России под именем Освободителя
[править] Реформирование системы высшего профессионального образования (ВПО)
Введение многоуровневого образования
Введение и развитие многоуровневого высшего образования, в соответствии с Болонским процессом. В рамках данного направления высшее профессиональное образование разделяется на два цикла — бакалавриат и магистратура.
Бакалавриат призван удовлетворять массовый спрос на высшее образование, но использование бакалавров на современном высокотехнологичном производстве — затруднено. Магистратура — способствовать формированию профессиональной элиты и научно-образовательных кадров высшего уровня.
Многоуровневая система высшего образования более всего отвечает потребностям рыночной экономики, в которой рынок труда предъявляет особые требования к гибкости и мобильности рабочей силы. В то же время, введение двухуровневой системы не отменяет классических традиций российской (советской) высшей школы. По ряду специальностей будет сохранена многоуровневая подготовка, ведущая к присвоению степени «дипломированный специалист».
Последствия реформ высшего профессионального образования в России
В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011– 2015 г.» говорилось, что «в силу демографических причин, а также благодаря совершенствованию системы образовательных учреждений, будет существенным образом обновлена сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов» Это значит, что что уже в 2011 г. предполагалось, что большинство вузов, не входящих в список «элитных», будет закрыто.
Сокращение числа вузов
Осенью 2012 года Министерство образования провело оценку 502 российских государственных вузов (учитывался средний балл ЕГЭ у первокурсников, уровень инфраструктуры и т. д.). В итоге 136 учебных заведений были признаны неэффективными, самым проблемным из них пообещали «реорганизацию» — закрытие с присоединением к другому вузу. К маю 2013 года был подготовлен план сокращения числа вузов.
Реформирование системы высшего профессионального образования (ВПО), связанная с ним оптимизация числа вузов наложилось на демографический кризис в России («демографическую яму»), следствием которой стало уменьшение числа выпускников школ. Соответственно, произошло уменьшение числа абитуриентов и студентов, а поэтому — нужно меньше преподавателей в вузах.
Причины проблем связаны с кризисом рождаемости в 1990-е годы. Реформирование высшего профессионального образования предполагают ревизию вузов и их научно-педагогического состава. Простое решение путем сокращения преподавателей пенсионного возраста приводит к возникновению новых проблем организационного и социально-психологического характера.
Образовательная реформа Александра II
Необходимость изменения системы школьного и университетского образования в Российской империи назревала давно.
Это понимал и император, и его приближенные, и интеллектуальная элита общества.
Поэтому разработкой проектов реформ университетского и среднего образования в течение нескольких лет занимались специально созданные комиссии.
Реформа образования была проведена императором в два этапа – в 1863 г. (высшее) и 1871 г. (среднее)
Действия императора
Разработанные реформы и мероприятия в их рамках, внедрялись постепенно, но имели колоссальное влияние для всей страны.
• Введена новая система начального и среднего образования, которая позволила выходцам из низших сословий получать знания в стенах учебных заведений;
• В учебных заведениях было введено классическое образование, которое внедрялось одновременно с реалистическим. Это положительно сказалось на общих результатах реформы;
• Классическим считалось образование, которое основывалось на преподавании древнегреческого языка, латыни, математики, истории, литературы, риторики, философии, в реальных гимназиях учили иностранным языкам и естествознанию;
• Гимназисты могли поступать в университеты и в высшие технические училища;
• Университетам была предоставлена широкая автономия. ВУЗы делились на факультеты, а те – на отделения. Были введены научные степени и звания.
• Преподаватели самостоятельно выбирали ректоров и деканов, имели право приглашать лекторов из-за границы и других вузов, появился студенческий суд, возможность выбирать лекционные и семинарские курсы, различные дисциплины, предметы;
• В университетах можно было создавать научные общества.
• При каждом ВУЗе работали публичные библиотеки;
• Были восстановлены кафедры философии и государственного права;
• Возросла роль попечительских и педагогических советов.
Создание учебных заведений
Была создана новая система образовательных учреждений, которые делились на несколько видов:
• Земские школы, которые создавались земствами;
• Церковные школы;
• Народные училища, принадлежавшие Министерству народного просвещения;
• Коммерческие училища, инициаторами которых выступили представители крупной буржуазии;
• Женские образовательные заведения.
В гимназиях могли учиться все, кто хотел, но только после сдачи испытаний.
В университеты поступали выпускники классических гимназий или те, кто сдавал экзамены за прохождение курса такой гимназии.
Результаты реформ
1. Созданы педагогические общества.
2. Появились комитеты грамотности.
3. Собирались педагогические съезды.
4. Структура образование стала строго иерархической, с акцентом на обучение всех слоев населения.
Александр Второй, инициатор реформ
Реформы Александра II — попытка российской власти привести порядки Российской империи в соответствие с реалиями ХIХ века.
Ведь в то время, когда Россия оставалась полуфеодальной державой, в Европе полным ходом шла промышленная революция: строились железные дороги, повсеместно в быту и промышленности внедрялись электричество и сила пара. В направлении либерализма развивались общественные отношения .
- Россия к середине XIX века переместилась на восьмое место по выплавке металла. Англия превосходила её в 12 раз.
- К середине века Россия имела 1,5 тыс.км. железнодорожных путей, тогда как в Англии их насчитывалось 15 тыс. км.
- Средний урожай в России 4,63 четверти с десятины, во Франции — 7,36 четвертей, в Австрии — 6,6
- 1861 году в хлопчатобумажной промышленности России насчитывалось около 2 млн. механических веретен и около 15 тыс. механических ткацких станков.В Англии уже к 1834 г. в хлопчатобумажной промышленности работало свыше 8 млн. механических веретен, 110 тыс. механических ткацких станков и 250 тыс. ручных станков.
18 февраля 1855 года умер император Николай I. Русский трон занял его сын Александр (II). Крымская война ещё продолжалась, но неудачный ход её всё более утверждал русское общество в мысли, что страна отстает в своем развитии от запада и требуются кардинальные реформы всего устройства русской жизни.
Инициатором реформ выступил император Александр II
Проблемы в области образования
Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» гарантируют получение каждым выпускником общеобразовательной школы качественного высшего образования и возможность учиться в престижных вузах России. В связи с этим вводится единый государственный экзамен для выпускников школ, который дает возможность одновременно сдать школьный экзамен по предмету, так и вступительный — в высшее учебное заведение. Ханты-Мансийский автономный округ включен в эксперимент по проведению ЕГЭ, уже на протяжении нескольких лет. С этого учебного года почти все школьные предметы нами, выпускниками общеобразовательных школ, будут сдаваться в форме ЕГЭ. Результаты единого государственного экзамена в нашей школе, как и по всей стране недостаточно высокие.
Нас это беспокоит. Почему? Ведь не все выпускники моей школы желают учиться в высших учебных заведениях, многие из них пойдут учится в колледжи, часть собираются работать, кроме того, не все вузы принимают результаты ЕГЭ. Так зачем всем подряд выпускникам школы необходимо сдавать ЕГЭ. Где право выбора учащихся? Почему проведение ЕГЭ не является альтернативой «обычных школьных экзаменов»? Мы думаем, что необходимо дать возможность ученикам самостоятельно решить, сдавать ему ЕГЭ или «обычный школьный экзамен».
В нашей школе разработана и осуществляется программа «Одаренные дети» основная цель которой, способствовать развитию и поддержке одаренных детей, обеспечение их личностной социальной самореализации и самоопределения. В школе немало делается в этом направлении. Учащиеся принимают участие в школьных, районных, окружных предметных олимпиадах, активно участвуют в программе молодых исследователей «Шаг в будущее», в различных конкурсах, мероприятиях.
Но, с каждым годом мы видим обратное, всё меньше и меньше школьников показывают хорошие результаты на различных уровнях. Почему? Как показывают результаты анкетирования, большинство старшеклассников не удовлетворены в школе учебным процессом и общением с педагогами.
Это говорит о том, что школа продолжает работать «по-старинке», традиционно: традиционные уроки, традиционные предметы, не доверие к учащимся со стороны педагогов. Сегодня школа должна «идти в ногу со временем», ведь в ней закладывается фундамент для будущего нашей страны, в ней формируется самостоятельная, инициативная личность, способная активно и ответственно решать вопросы. Мы считаем, что школах необходимо создавать как можно больше спецкурсов по выбору, разнообразные факультативы, кружки по интересам, дискуссионные клубы. Больше доверять учащимся.
Как никогда, сегодня школе нужна связь с высшими учебными заведениями для того, чтобы школьники получали возможность прикасаться с наукой, ведь связь образования с наукой очевидна.
Информатизация образования, о которой так много говорят привела к тому, что в школах накопилось много компьютеров, но состояние этих компьютеров желает быть лучше.
Несмотря на трудности, которые переживает современная школа, учащиеся нашей школы считают, наибольшим достижением за годы обучения в ней – хорошие знания по предметам, развитие своих интересов и способностей. Это — результат работы моей школы.
Таким образом, проблем на сегодняшний день в нашей школе, да и наверно, во всех школах страны много. И решить их сразу невозможно.
Проанализировав реформаторскую деятельность в области образования, мы опасаемся, что не будут учтены уроки предыдущих реформ, и нынешняя реформа образования не будет завершена. Поэтому, чтобы современная реформа образования была проведена успешно и носила завершенный характер, необходимо, с нашей точки зрения, выполнение следующих условий:
Государство при проведении реформ в области образования должно учитывать исторические закономерности, проводить их системно, поэтапно, целенаправленно.
Необходимо создать совещательный механизм между заинтересованными лицами образовательного процесса: учителями, родителями, учащимися, где каждая из сторон могла реально оказывать влияние на ход учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
В современной школе больше внимания уделять нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию школьников.
Внести ко целях повышения мотивации учащихся, в учебный процесс школы необходимо внести большее количество разнообразных факультативов, кружков по интересам, спецкурсов для выбора учащимися, дискуссионных клубов.
Школа должна проявить инициативу в налаживании связи с высшими учебными заведениями.
Финансовая реформа
Была направлена на упорядочивание работы финансового аппарата государства
- Бюджет государства составлялся в министерстве финансов, утверждался государственным советом, а затем императором
- Бюджет начал публиковаться для ознакомления общественностью
- Все министерства должны были ежегодно составлять сметы с указание всех статей расходов
- Были созданы органы государственного финансового контроля – контрольные палаты
- Винный откуп был заменен акцизными марками и были созданы местные акцизные управления, которые выдавали акцизы.
- Налогообложение было разделено на косвенные налоги и прямые налоги