Статья 60.1. ротация гражданских служащих

Ротация кадров на государственной гражданской службе

А что такое ротация кадров на госслужбе? Ротация гражданского служащего представляет собой перемещение работника в соответствии с трудовым контрактом и выполняемое в соответствии с планом проведения ротации.

Основной целью осуществления кадровой ротации на госслужбе является повышение результативности гражданской службы, а также противодействие коррупции.

Действующее законодательство предусмотрело, что ротация гос. работников должна осуществляться в соответствии с такими условиями:

  • Процедура осуществляется внутри органа гос. управления, а также между органами гос. управления;
  • Процедура требует согласованных решений управляющих соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Основными положениями процедуры ротации на гос. гражданской службе являются:

  1. С того времени, как в силу вступили положения о ротации, все ротируемые должности должны быть замещены на основании срочного трудового контракта. Его срок составляет от 3-х до 5-и лет.
  2. За три месяца до того, как контракт истечет, служащему будет предложено заключение нового контракта на новую должность гражданской службы.

Ротация и цели ее проведения

Общий порядок проведения ротации установлен Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ). Кроме этого, Минтрудом в помощь кадровым службам федеральных органов исполнительной власти в проведении ротации федеральных государственных гражданских служащих и обеспечении единообразного применения указанными органами положений Закона N 79-ФЗ с учетом изменений были разработаны Рекомендации <1>.

<1> Рекомендации Минтруда России от 30.04.2013 «Методические рекомендации — 2.0. Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти» (далее — Рекомендации).

Определения ротации в Законе N 79-ФЗ не было раньше и нет сейчас, но зато оно дается в Рекомендациях. Так, согласно п. 2.2 Рекомендаций под ротацией гражданского служащего понимается предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом проведения ротации в порядке, установленном положениями ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ, назначение гражданского служащего на иную должность, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация, в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или стажа работы (службы) по специальности. Следует учитывать, что ротация может осуществляться внутри территориального органа федерального органа исполнительной власти.

В Рекомендациях отмечено: ротация на гражданской службе — не мера поощрения (награждения) или вид дисциплинарного взыскания. Она проводится в целях:

  • повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции;
  • изменения содержания должностных обязанностей гражданского служащего и (или) круга лиц, с которыми служащий взаимодействует, посредством последовательной смены его подчиненности и (или) места прохождения гражданской службы.

Кроме этого, ротацией государственных служащих в том числе осуществляется формирование кадрового состава государственной службы, что является одним из приоритетных направлений в его формировании (ст. 11 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», ст. 60 Закона N 79-ФЗ).

Понятие и сущность ротации кадров на государственной службе

Определение 1

Ротация кадров на государственной службе – это перемещение государственных служащих из одного органа государственной власти в другой или из одного структурного подразделения органа государственной власти в другое.

Ротация кадров на государственной службе выступает в качестве внутреннего кадрового резерва, она призвана решать проблемы кадрового обеспечения при отсутствии подходящих кандидатур на рынке труда.

В качестве основного принципа ротации кадров на государственной службе можно обозначить осуществление горизонтального перемещения государственного служащего с одной должности на другую, из одного структурного подразделения в другое.

Замечание 1

Под ротацией кадров на государственной службе можно понимать перевод служащего временно или постоянно на другую должность в системе государственной службы.

Ротацию кадров в государственной службе следует отличать от карьерного роста. Карьерный рост подразумевает вертикальное перемещение государственных служащих в системе государственной службы. Ротация государственных служащих не подразумевает их перемещение в должностной иерархии, но подразумевает изменение спектра решаемых им задач в отличие от должностей, которые служащие занимали ранее.

Ротация кадров на государственной службе направлена на достижение следующих целей:

  • обучение государственного служащего профессиям, смежным по своему содержанию, но различающихся по сути;
  • осуществление проверки государственного служащего на предмет его гибкости и универсальности;
  • обеспечение создания кадрового резерва на периоды временной нетрудоспособности или отпусков служащих;
  • ознакомление государственных служащих с целями и задачами функционирования органов государственного управления в полном объеме;
  • смена трудовой обстановки;
  • закрытие вакансий за счет внутренних резервов;
  • повышение универсальности и взаимозаменяемости государственных служащих.

Ротация кадров на государственной службе направлена в первую очередь на достижение следующей цели: обеспечение роста эффективности государственной службы и противодействие коррупции.

Обязательными условиями осуществления ротации государственных служащих в соответствии с действующим законодательством выступают следующие:

  • во-первых, осуществление процедуры ротации допускается либо внутри органов государственного управления, либо между органами государственной власти;
  • во-вторых, процедура ротации должна быть согласована решениями соответствующих органов государственной власти.

На осуществление процедуры ротации кадров на государственной службе налагаются следующие ограничения:

  • во-первых, ротируемые должности могут быть замещены только в соответствии с условиями срочного трудового контракта, срок которого находится в пределах от 3 до 5 лет;
  • во-вторых, за 3 месяца до истечения трудового контракта служащему предлагается заключение нового контракта на соответствующую должность государственной службы.

Классные чины для гражданских служащих

Согласно ФЗ №99 от 01.05.2019, который вступит в силу в августе 2019 года, будет изменена статья №11 ФЗ №79 от 27.07.2004: речь в ней теперь будет идти не только о классных чинах гражданской службы, а также о классных чинах юстиции и дипломатических рангах.

Так, федеральный гражданский служащий может получить классный чин госслужбы РФ (Администрация Президента, Правительство РФ, Госдума, Совет Федерации и т. д.), классный чин юстиции (сотрудники Министерства юстиции, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний и т. д.) или дипломатический ранг (сотрудники Министерства иностранных дел, консульских учреждений РФ). Служащим, занятым на территории субъектов РФ, присваиваются классные чины этих субъектов.

Классные чины гражданской службы РФ назначаются госслужащим, которые занимают должности, не предусматривающие назначение классных чинов юстиции или дипломатических рангов.

Классные чины юстиции назначаются госслужащим, работающим в федеральных и территориальных органах и аппаратах федеральных судов, которые определены Президентом РФ. Для работы на этих должностях требуется юридическое образование. А дипломатические ранги назначаются госслужащим, согласно ФЗ №205 от 27.07.2010.

Классные чины назначаются госслужащим в индивидуальном порядке, соблюдая последовательность, основываясь на профессиональном уровне служащего, продолжительности работы в предыдущем чине и на должности в целом.

Президент РФ единолично присваивает такие чины, как:

  • действительный госсоветник РФ 1-3 классов;
  • действительный госсоветник юстиции РФ 1-3 классов.

В органах исполнительной власти федерального уровня такие чины, как госсоветник 1-3 классов, назначаются Правительством РФ, в иных случаях это является обязанностью руководителя организации. Чины, которые положены служащим ведущих, старших и младших должностей, также назначаются руководителями соответствующих организаций.

Классные чины присваиваются на основании результатов квалификационных экзаменов, за исключением таких должностей, как:

  • руководители высшей группы;
  • помощники или советники, назначенные Президентом РФ;
  • служащие высшей и главной групп, назначенные Правительством РФ.

Квалификационный экзамен проводится в течение трех месяцев с момента написания служащим заявления на повышение чина (изменится статья №49 ФЗ №79 от 27.07.2004).

Чины назначаются на основании Указа Президента РФ №113 от 01.02.2005. За особые достижения в службе госслужащие могут получить чины в качестве награды по иной схеме:

  1. Чин выше до истечения необходимого срока службы в текущем чине (не ранее, чем через полгода работы), но не выше чина, которой соответствует занимаемой должности.
  2. Чин на одну ступень выше положенного при истечении необходимого срока работы в текущем чине.

Порядок назначения и формирования чинов гражданской службы высших должностей, их соотношения со званиями и должностями устанавливаются на основании указов Президента РФ, для органов федеральной исполнительной власти эту работу выполняет Правительство РФ, для иных случаев издается акт конкретного госоргана, а в субъектах РФ – закон данного субъекта. Порядок назначения и формирования чинов юстиции, их соотношения со званиями и должностями устанавливаются на основании указов Президента РФ.

Действия работодателя до начала ротации

После утверждения перечня и плана до начала ротации следует направить служащим, подлежащим ротации, в силу п. 10 ч. 3 ст. 24 Закона N 79-ФЗ уведомления об изменении существенных условий служебного контракта. Сделать это нужно в письменной форме и не позднее чем за два месяца до введения изменений (ч. 2 ст. 29 Закона N 79-ФЗ).

В уведомлении об изменении существенных условий служебного контракта следует указать на:

  • изменение существенного условия служебного контракта, связанного с нахождением должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне, а также срока служебного контракта в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе»;
  • срок действия срочного служебного контракта, включая дату истечения указанного срока;
  • основание прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее (п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ) в случае отказа служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

Если служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя предлагает ему для замещения иную должность гражданской службы. В случае письменного отказа служащего от данной должности представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить со службы на основании п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.

Если служащий согласен, с ним заключается письменное дополнительное соглашение к служебному контракту. Соглашение должно содержать условие о нахождении замещаемой служащим должности гражданской службы в перечне и новый срок ее замещения.

Указанные изменения и дополнения вносятся в служебный контракт по соглашению сторон, и с этого момента начнет отсчитываться период ротации гражданских служащих. Если контракт ранее был заключен на неопределенный срок, то на основании изменений он становится срочным.

К сведению. В п. 6.4 Рекомендаций перечисляются особенности назначения на должность, предусмотренную перечнем, если данная должность оказалась вакантной.

В Рекомендациях отдельно отмечено, как осуществляется ротация служащих, возраст которых приближается к предельному возрасту пребывания на гражданской службе (60 лет). Так, если служащий достиг предельного возраста или ему осталось до него от одного месяца до трех лет, с его согласия с ним может быть заключен срочный служебный контракт на срок от трех до пяти лет, поскольку согласно ч. 1 ст. 25.1 Закона N 79-ФЗ срок нахождения на службе может продлеваться по решению работодателя и с согласия служащего до достижения им 65 лет.

Если на момент утверждения плана ротации со служащим категории «руководители» главной или ведущей групп должностей уже был заключен срочный служебный контракт в связи с продлением срока нахождения на службе, а на должности, по которой осуществляется ротация, ему остается срок менее трех лет, то ротация не производится, поскольку в силу ч. 6 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ должность гражданской службы в порядке ротации замещается на срок от трех до пяти лет.

В этом случае служащий продолжает замещать должность до окончания срока служебного контракта, а в плане предусматривается иной служащий, который будет назначен на указанную должность после истечения срока срочного служебного контракта.